Полномочия федеральных органов власти в социальной сфере

Оглавление:

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания (ст.ст. 7 — 8)

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава IV. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания (ст.ст. 20 — 21)

Глава IV. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • «Российская газета», N 243, 19.12.95
  • «Парламентская газета», N 223, 24.11.99,
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 50, ст. 4872

Глава IV. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

1) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

2) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

3) разработка, финансирование и реализация федеральных программ социального обслуживания;

4) определение структуры федеральных органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;

5) установление порядка координации деятельности и методическое обеспечение социальных служб;

6) лицензирование деятельности по социальному обслуживанию;

7) разработка и принятие государственных стандартов социального обслуживания и государственный контроль и надзор за их соблюдением;

8) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

9) создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности;

10) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

11) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания

1. В комментируемой статье определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания, а в следующей статье — полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 2 Закона), согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении России и ее субъектов. Соответственно, положения статей комментируемой главы разграничивают полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Ранее подобным образом статья 20 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения устанавливала полномочия федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания, а статья 21 данного Закона — полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:

1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания. Ранее подобным образом в п. 1 и 2 ст. 20 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения предусматривалось, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания относятся установление основ федеральной политики в области социального обслуживания, принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением. Следует отметить, что в условиях действия названного Закона Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2012 г. N 1028 «О Совете при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере»*(28) образован Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. Этим же Постановлением утверждено Положение о Совете при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, в п. 1 которого определено, что названный Совет является совещательным органом, образованным в целях рассмотрения наиболее важных вопросов в области социальной защиты граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в т.ч. детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и иных групп граждан, охраны здоровья граждан и выработки предложений по совершенствованию государственной политики в указанной сфере;

2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг. Положением п. 11 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания отнесено установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании таких подушевых нормативов;

3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг. В соответствии с п. 9 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания относится утверждение законом субъекта РФ перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом такого примерного перечня социальных услуг;

4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет». Дублируя и уточняя данный пункт, часть 3 ст. 13 комментируемого Закона предусматривает, что порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форма ее предоставления) утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания. Функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) осуществляет Росимущество, что и закреплено в п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 657)*(29);

6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания. Ранее в пункте 7 ст. 20 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения говорилось таком полномочии федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания, как установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания. В условиях действия приведенного положения было издано Постановление Росстата от 11 октября 2006 г. N 59 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения»*(30), которым утверждены формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Минздравсоцразвития России;

7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания. Государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания посвящена статья 33 комментируемого Закона, но в этой статье такой государственный контроль (надзор) федерального уровня отдельно не упоминается. Положением п. 12 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания отнесено утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта РФ, уполномоченного на осуществление такого контроля;

8) международное сотрудничество России и заключение международных договоров РФ в сфере социального обслуживания. Ранее подобным образом пункт 10 ст. 20 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения относил к полномочиям федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»*(31). Согласно положениям названного Закона (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ*(32)) понятием международный договор РФ охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями, иными обладающими правом заключать международные договоры образованиями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства — продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2);

9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия. Соответственно, в ч. 1 комментируемой статьи определен открытый перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания. В отличие от этого статья 20 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения перечень полномочий федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания формулировала исчерпывающим образом.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень полномочий уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Обозначение «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти» введено в юридико-технических целях в п. 1 ст. 5 комментируемого Закона для обозначения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания. Как говорилось в комментарии к указанной статье, таким федеральным органом исполнительной власти является Минтруд России. Ни Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения, ни Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов перечень полномочий уполномоченного федерального органа исполнительной власти не содержали.

Согласно части 2 комментируемой статьи к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:

1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 5 Закона), полномочие Минтруда России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания закреплено в п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610;

2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями. В соответствии с п. 3 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания отнесена координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте РФ;

3) методическое обеспечение социального обслуживания, в т.ч. в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Профилактике таких обстоятельств посвящена статья 29, в ч. 2 которой предусмотрено, что мероприятия по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляются в т.ч. в рамках региональных программ социального обслуживания, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ;

4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания. Утверждение самой номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте РФ в соответствии с п. 24 ст. 8 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. На едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru размещен проект Приказа Минтруда России «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания»*(33), которым планируется утвердить Примерную номенклатуру организаций социального обслуживания (о названной Примерной номенклатуре см. коммент. к ст. 23 Закона). В условиях действия Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов письмом Минтруда России от 5 января 2003 г. N 30-ГК*(34) направлялась номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

Смотрите так же:  Почему я выбрал профессию адвокат

5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания. Такие методические рекомендации предписывает учитывать часть 2 ст. 23 комментируемого Закона при создании организаций социального обслуживания в субъектах РФ;

6) утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений. Положением п. 5 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания отнесено утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта РФ, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

7) утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания. В соответствии с п. 5 и 6 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания относятся утверждение нормативов обеспечения мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания субъекта РФ, а также утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта РФ. В условиях действия Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов были изданы Постановления Минтруда России от 15 февраля 2002 г. N 12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 24 апреля 2002 г. N 29 «Об утверждении Рекомендаций по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания»*(35);

8) утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг. Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг отнесено положением п. 10 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Согласно части 2 ст. 27 данного Закона порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания и видам социальных услуг. Там же установлен перечень положений, которые должен включать в себя порядок предоставления социальных услуг;

9) утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах РФ, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга. Мониторинг социального обслуживания помимо рассматриваемого пункта упоминается в единственной норме комментируемого Закона — в части 3 его ст. 24 указано, что в целях мониторинга социального обслуживания используется информация, содержащаяся в информационных системах в сфере социального обслуживания;

10) утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг. Формирование и ведение указанных реестра и регистра регламентировано положениями ст. 25 и 26 комментируемого Закона соответственно. Согласно пункту 7 ст. 8 данного Закона формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания;

11) утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении) (далее по тексту комментируемого Закона в юридико-технических целях обозначается «социальное сопровождение»). Утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения отнесено положением п. 23 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания;

12) утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг. В соответствии с ч. 2 ст. 16 комментируемого Закона исходя из такой потребности гражданина составляется и пересматривается индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Согласно части 1 указанной статьи такая индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению;

13) утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее по тексту комментируемого Закона в юридико-технических целях обозначается «индивидуальная программа»). На едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru размещен проект Приказа Минтруда России «О форме заявления о предоставлении социальных услуг»*(36), которым планируется утвердить форму заявления гражданина или его законного представителя о предоставлении ему услуг по социальному обслуживанию. Говоря об утверждении формы индивидуальной программы предоставления социальных услуг, следует упомянуть, что в рамках подобного регулирования на основании положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» издан Приказ Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»*(37);

14) утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием. В соответствии с ч. 5 ст. 19 комментируемого Закона в такие организации социального обслуживания принимаются граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством РФ установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию. Как предусмотрено при этом, порядок приема на такое специальное социальное обслуживание устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ, в связи с чем возникает несогласованность между указанной частью и рассматриваемым пунктом;

15) утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания. Издание такого документа предусмотрено положением ч. 4 ст. 23 комментируемого Закона. В условиях действия Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения и Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов было издано Постановление Минтруда России от 29 октября 1998 г. N 44 «О Рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения», которым наряду с прочим утверждены Рекомендации по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения;

16) утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти. Следует подчеркнуть, что речь идет об организациях социального обслуживания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти. Утверждение перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, и порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг отнесено положениями п. 9 и 10 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания;

17) иные предусмотренные нормативными правовыми актами РФ полномочия. Соответственно, часть 2 комментируемой статьи определяет открытый перечень полномочий уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Нормативными правовыми актами РФ являются законодательные акты (федеральные конституционные законы и федеральные законы) и иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), но в рассматриваемом пункте не идет речь о нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти.

Органы государственной власти в социальной сфере и их функции

Контроль над социальной сферой осуществляют органы государственной власти и исполнительной власти местного самоуправления. И те, и другие наделены рядом полномочий. Деятельность организаций, осуществляющих социальное обслуживание, регламентируется нормативно-правовыми актами, перечень которых с наименованием и кратким содержанием представлен в данном материале.

Полномочия органов государственной и исполнительной власти в сфере социальной защиты

Статьей 7-8 ФЗ РФ от 28Л2.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) определены полномочия органов государственной власти в сфере социального обслуживания.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:

  • установление основ государственной политики исполнительной власти в сфере социального обслуживания и основ правового регулирования;
  • утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
  • утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;
  • утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети Интернет;
  • управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания.
  • Органы исполнительной власти в социальной сфере уполномочены вести единую федеральную систему статистического учета и отчетности в сфере соцобслуживания;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
  • создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
  • международное сотрудничество РФ и заключение международных договоров РФ в сфере социального обслуживания;
  • иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти в социальной сфере относятся:

  • выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;
  • координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями.
  • Органы государственной власти, осуществляющие социальную защиту, должны предоставлять методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
  • Утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;
  • утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания;
  • утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.
  • Также одной из социальных функций органов государственной власти является утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания.
  • Утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг;
  • утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах РФ, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;
  • утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.
  • Исполнительная власть в социальной сфере имеет право на утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической,
  • педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении) (далее также — социальное сопровождение).
  • Утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;
  • утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа).
  • Органы исполнительной власти в сфере социальной защиты занимаются утверждением порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием.
  • Утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;
  • утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти.
  • Имеют органы социальной власти и иные предусмотренные нормативными правовыми актами РФ полномочия.

Социальные задачи органов государственной власти субъектов федерации

К социальным задачам органов государственной власти субъектов федерации относятся:

  • правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах РФ в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
  • определение уполномоченного органа субъекта РФ, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы;
  • координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте РФ;
  • утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ в связи с реализацией полномочий субъекта РФ в сфере социального обслуживания;
  • утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта РФ, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
  • утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта РФ;
  • формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
  • разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;
  • утверждение законом субъекта РФ перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
  • утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
  • установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
  • утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта РФ, уполномоченного на осуществление такого контроля;
  • установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
  • утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;
  • обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет;
  • установление мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта РФ;
  • организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;
  • ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в субъекте РФ;
  • установление порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;
  • организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах РФ в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;
  • разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;
  • утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения;
  • утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте РФ; создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
  • иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Смотрите так же:  Иск о признании права собственности и других вещных прав

Нормативно-правовые акты, регулирующие социальное обслуживание

Письмом Минтруда и соцзащиты РФ от 5.02.2014 г. № 12-5/1 О/В-547 утвержден Примерный перечень законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обслуживание и подлежащих принятию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2019 г. № 442-ФЗ.

Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья

Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

3) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья;

4) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

5) организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

7) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья, за исключением лицензирования, которое осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

8) организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья;

9) ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;

11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

11.1) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

11.2) организация оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (далее — клиническая апробация) медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

11.3) организация медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

12) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 6, 11 и 11.1 настоящей части и пунктом 17 части 2 настоящей статьи;

13) организация медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;

14) организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями;

15) мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;

16) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации;

18) подготовка и представление палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом, ежегодного государственного доклада о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

19) организация обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

20) организация обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, организации медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), санитарно-гигиеническому просвещению;

2) установление требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

3) координация деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения;

4) утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации;

5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование);

6) утверждение типовых положений об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;

7) установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения;

8) установление порядка организации и проведения медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);

9) утверждение порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий;

10) утверждение правил и методик в области статистического учета и отчетности, стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья, применяемых медицинскими организациями и фармацевтическими организациями;

11) утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в форме электронных документов, порядков их ведения;

11.1) организация проведения аккредитации специалистов;

12) утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории;

13) утверждение порядка организации направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

14) утверждение порядка проведения медицинских осмотров;

15) утверждение перечня профессиональных заболеваний;

16) утверждение порядка назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения;

17) организация медицинской эвакуации граждан медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

18) утверждение порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила проведения химико-токсикологических исследований;

19) утверждение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований;

20) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями;

21) организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.

Статья 15. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий:

1) лицензирование (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) следующих видов деятельности:

а) медицинская деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);

б) фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);

в) деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);

2) исключен. — Федеральный закон от 26.04.2016 N 112-ФЗ.

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (далее — субвенции).

3. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется на основании следующих методик, утверждаемых Правительством Российской Федерации:

1) на осуществление указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи полномочия исходя из:

а) численности населения;

б) количества медицинских организаций, осуществление полномочия по лицензированию медицинской деятельности которых передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации; количества аптечных организаций, осуществляющих реализацию населению лекарственных препаратов и медицинских изделий, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

в) иных показателей;

2) исключен. — Федеральный закон от 26.04.2016 N 112-ФЗ.

4. Субвенции предоставляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Смотрите так же:  Заявление о потере паспорта образец

5. Субвенции на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

6. В случае использования субвенций не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать эти средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

1) издает нормативные правовые акты по вопросам осуществления указанных в части 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в части переданных полномочий;

2) издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания и инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 233-ФЗ;

4) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

5) готовит и вносит в Правительство Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, предложения об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.04.2016 N 112-ФЗ.

9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья:

1) ведет единый реестр лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочием, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

3) осуществляет лицензионный контроль в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочия по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи;

4) направляет в течение пяти рабочих дней в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, заверенные копии приказов о приостановлении и возобновлении действия лицензий, назначении проверок лицензиатов, копии актов проверок лицензиатов, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других документов, связанных с осуществлением лицензионного контроля в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), осуществляющих виды деятельности, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, для включения в лицензионные дела.

10. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) назначает на должность (освобождает от должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;

2) утверждает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;

3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами и иными документами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи;

4) вправе до утверждения регламентов, указанных в пункте 1 части 7 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в части переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, должны содержать только предусмотренные такими актами требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и которые разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;

5) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленной форме ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, сведений о лицензиях, выданных в соответствии с переданными полномочиями, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, и иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

6) утратил силу. — Федеральный закон от 26.04.2016 N 112-ФЗ.

11. Контроль за расходованием субвенций, предоставленных на осуществление переданных полномочий, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере здравоохранения, и Счетной палатой Российской Федерации.

12. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.04.2016 N 112-ФЗ.

13. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

2) разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;

3) разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

4) формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности;

5) организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

5.1) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

5.2) организация медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

6) создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности;

7) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части;

8) организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;

9) организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона;

11) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;

12) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

13) информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;

14) установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;

15) обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

16) установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях;

17) установление порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу;

18) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями;

19) организация медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

20) установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, о прекращении деятельности ее обособленного подразделения и порядка создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовки указанной комиссией заключений.

2. Отдельные указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья