Пояснительная записка к проекту храма

Пояснительная записка к проекту храма

Храм Воскресения Словущего на кладбище в селе Павловская Слобода

Краткая пояснительная записка к эскизному проекту

Предпроектные предложения разработаны для храма, строительство которого будет производиться на территории кладбища села Павловская Слобода Истринского района Московской области. Небольшие размеры площадки выбранной под строительство определили габариты сооружения и его конструктивную схему.

Четверик храма представляет собой в плане квадрат со стороной в интерьере равной восьми аршинам (5,70 м). Из этого размера с помощью традиционного метода кратных отношений и пропорциональных геометрических построений выведен весь архитектурный объём сооружения. Его конструктивная схема строится по типу бесстолпного храма с сомкнутым сводом, в зените которого будет прорезано круглое отверстие светового барабана.

В основе художественного образа проектируемой одноглавой церкви лежат образцы древнемосковского храмового зодчества XV – XVI веков. Все фасады имеют трёхчастное деление, при этом каждая из частей, ограниченная профилированными пилястрами, завершается килевидным кокошником. Такие же кокошники венчают небольшой восьмерик, расположенный в основании круглого барабана. На барабане с узкими оконными проёмами покоится луковичной формы глава с кованым восьмиконечным крестом. Восточный фасад развивается за счёт примыкающей полукруглой апсиды, три остальных оформлены одинаково – узкими оконными проёмами и перспективными порталами.

Фундаменты здания храма – ленточные из монолитного бетона , подклет проектом не предусматривается. Стены и своды возводятся из красного полнотелого кирпича на известково-цементном растворе с соблюдением старинных строительных приёмов и технологий (система перевязки швов, вид связующего, отделка фасадов, использование внутристенных и воздушных металлических связей и т.д.). Отделка храма и декоративное убранство включают в себя известковую обмазку с последующей известковой побелкой, золочение главы и креста, установку изделий художественной ковки в оконные и дверные проёмы. Большая роль в системе внешнего декоративного убранства отводится использованию резных деталей и элементов. изготовленных из белого камня – известняка.

При реализации данного строительного проекта сельское кладбище получит композиционный центр и точку притяжения пространств погоста. В архитектурном ансамбле кладбища церковь станет доминантой, занимающей господствующее положение на высоком рельефе с расположенными вокруг малыми архитектурными формами надгробий.

Проект строительства храма Воскресения Словущего попутно решает градостроительную задачу. Объём храма станет доминантой не только кладбищенского комплекса, но всей западной окраины села, его важнейшей организующей композиционной вертикалью, хорошо видимой при подъезде к селу с западной стороны.

Рузский Курьер / Новости

Давайте вместе сделаем жизнь в Рузском районе лучше!

  • Главная
  • Контакты
  • Архив газеты
  • Правила

Бесплатные объявления принимаются в виде SMS
на номер 8-985-996-33-29 (только для SMS),
с понедельника по пятницу, с 9.00 до 19.00

Пояснительная записка к проекту храма в честь иконы Божьей Матери Державная

Красная площадь Москвы в XX веке стала главной площадью России. В предыдущие века она несколько уступала Соборной площади Кремля, где проходили важнейшие мероприятия страны: коронации Государей, смотры гвардии, однако за пределами Кремля она была главнейшей.

С Лобного места на Красной площади зачитывались Царские указы. По Красной площади во все века проходили крестные ходы во главе с архиереями, которые с Лобного места обращались с пастырскими словами к народу. По Красной площади шло торжественное шествие вербного воскресенья, когда на осляти, ведомом самим Царем, сидел Патриарх, въезжавший в Спасские ворота Кремля, подобно тому, как Христос въезжал в Иерусалим. Красная площадь во все века была и торговой, в память об этом ее и сейчас украшают Верхние и Средние торговые ряды, отстроенные в начале 1890-х. Красная площадь отмечена замечательными архитектурными памятниками, являющимися символами России. Это и стены древнего Кремля со Спасской и Никольской башнями, одними из главных проездных башен в Кремль, Сенатской башней. Это собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный по повелению Царя в честь взятия Казани и присоединения к России Казанского царства, за которым последовали присоединение Астраханского и Сибирского царств. У входа на Красную площадь находится храм Казанской иконы Божией матери. Красная площадь входит в состав Китай-города, который фактически является продолжением Кремля – сердца России.

До XX века основные военные парады и смотры проходили и на Соборной площади Кремля, и на Красной площади, и на Марсовом поле, и на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

В ХХ веке именно Красная площадь стала площадью главных торжественных парадов и демонстраций. В ноябре 1941 года именно по ней торжественным маршем прошли защитники Москвы, направлявшиеся прямо на фронт, и именно здесь в июле 1945 года состоялся парад в честь Победы над фашистской Германией. Традиционно по Красной площади в годовщины великой Победы торжественным парадом проходят наши вооруженные силы – гордость России.

Весь Кремль и Китай-город заполнены зданиями традиционно русской архитектуры, начиная с древнейших соборов, построенных еще в XIV-XV веках и заканчивая зданиями в русском (неорусском) стиле XIX-XX веков: таковы Исторический музей, Верхние и Средние торговые ряды и другие здания.

В конце XX века был воссоздан прежде разрушенный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный на месте сражения за освобождение Москвы от иноземцев, состоявшегося 22 октября (4 ноября) 1612 года и завершившегося исторической победой второго ополчения Минина и Пожарского, духовной святыней которого была чудотворная Казанская Икона Божией Матери. Восстановлены расположенные у входа на Красную площадь Иверские ворота и часовня, посвященные Иверской иконе Божьей Матери (Вратарнице).

Полностью выбивается из архитектурного ансамбля Красной площади художественно и идеологически так называемый мавзолей ленина. Он построен в 1924-30 годах в стиле зиккуратов языческой Месопотамии или языческих ступенчатых египетских пирамид. В настоящее время его даже нельзя в полной мере назвать могильным захоронением: мавзолей является действующей лабораторией, в которой ставятся эксперименты по сохранению тела ленина. Раз в полтора года его останки извлекаются и вывозятся для химической обработки в специализированном НИИ. Определенные манипуляции с останками производятся и внутри здания, которое поэтому не является традиционным мавзолеем, то есть местом захоронения, упокоения, принятым в известных мусульманской, буддистской, древнеегипетской и других культурах, а являет собой некий символ языческого черного шаманизма.

С падением богоборческой коммунистической идеологии в 1991 году руководители Российского государства: президент, премьер-министр, члены правительства демонстративно перестали использовать трибуну мавзолея для принятия парадов российских войск и приветствия народных демонстраций, тем самым подчеркивая отказ от коммунистической идеологии. Однако какой-либо иной трибуны на Красной площади за прошедшие 23 года не появилось. Президент, премьер-министр и другие руководители России приветствуют войска, стоя на невысоких возвышениях вблизи мавзолея и находясь между символом коммунистической неоязыческой идеологии, коим является мавзолей, и традиционными русскими православными храмами и часовнями.

Мавзолей ленина, в коммунистические времена фактически являвшийся символом богоборческой «антирелигии», в настоящее время уже не является местом поклонения или даже повышенного внимания, как это было в 1960-80-х годах, когда здесь проходила торжественная смена кремлевского караула. Сейчас это красивое действо проходит у могилы Неизвестного солдата. Мавзолей ленина в наши дни является для приезжающих в Москву туристов неким архитектурным и культурным курьезом, кунсткамерой, вызывает лишь нездоровый интерес и создает совершенно неправильное представление о русском народе как о народе, сочетающем традиции и приверженность странным коммунистическим культам. Совершенно очевидно, что в самое ближайшее время эта двойственность должна быть и будет устранена, а останки ленина будут перезахоронены. Перезахоронение останков ленина не должно быть произведено в православном храме, так как он и его близкие публично отвергали Бога. Перезахоронение останков В. Ульянова после кремации (которую он предпочитал) может быть совершено на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, где захоронена его мать. Однако даже после перезахоронения и освобождения от останков и лаборатории мавзолей не потеряет своего богоборческого, античеловеческого символического значения, заложенного в него при проектировании и строительстве.

Сегодня, в дни, когда Россия обретает свои исторические корни, ищет духовные основания и скрепы для возрождения крепкого и могучего централизованного государства, объединения с другими государствами, где живут русские люди, фактически, восстановления целостности Великой России, как никогда важно восстановить символическое значение главной площади страны, полностью отказавшись от богоборческой идеологии, самой по себе не принесшей России никаких успехов в XX веке, когда всеми успехами наша страна была обязана лишь приверженностью своих граждан традиционным ценностям, любовью к Родине и верностью ей.

Смотрите так же:  Органы дознания их полномочия и компетенция

Шагом к символическому воскрешению России стало открытие на Спасской и Никольских башнях Кремля замурованных и считавшихся утраченными икон Спасителя и Святителя Николая Чудотворца. Открытие этих икон, воссоздание икон над входами в Верхние торговые ряды буквально преобразило площадь. Полное восстановление символического единства ансамбля Красной площади необходимо ради светлого будущего России.

Предлагается построить на месте мавзолея православный храм в честь Державной иконы Божьей Матери.

Эта икона была обретена в день свержения Императора Николая II с прародительского престола, 2 марта 1917 года (по нынешнему стилю – 15 марта). Обретена она была чудесным образом в селе Коломенском, в Царском храме Воскресения Христова, построенном в честь рождения в 1530 году сына Великого Князя Василия Иоанновича, будущего первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного. Крестьянка из слободы Перерва Евдокия Адрианова в феврале 1917 года несколько раз видела во сне белый Вознесенский храм и Божию Матерь, указывавшую ей на то, что должно найти в селе Коломенском большую черную икону, «сделать красной» и начать молиться пред ней.

Настоятель Вознесенского храма, к которому обратилась крестьянка, действительно обнаружил в подклете виденную Евдокией во сне икону, на которой Пресвятая Богородица была изображена восседающей на Царском троне, в Царской короне, с Царскими скипетром и державой в руках. В самое ближайшее время после обретения народное почитание этой иконы распространилось по окружающим селам, а затем в Москве, было написано множество списков, при участии святого Патриарха Тихона были составлены акафист и служба этой иконе. Русский православный народ воспринял чудесное обретение этой иконы как символ того, что сама Божия Матерь после незаконного свержения Государя Императора с прародительского престола явилась покровительницей России и приняла в Свои руки Царские регалии и Царское служение.

Празднование в честь Державной иконы Божией матери совершается 15 марта (по новому стилю). В 1990-м году икона торжественно вернулась в село Коломенское, к месту обретения. Как было выяснено, в свое время эта икона являлась частью иконостаса Вознесенского храма Вознесенского женского монастыря Московского Кремля, откуда впоследствии была перенесена в Вознесенский храм Царской вотчины в Коломенском. Этот образ является мощным духовным символом передачи преемственности от древней Великой России к России нынешней, поэтому имеет глубокий смысл то, что именно в честь Державной иконы Божией Матери должен стоять храм у стен Кремля, на Красной площади, в сердце столицы России, рядом с местом, где ранее располагался Вознесенский женский монастырь.

Предложенный проект по строительству храма соответствует канонам Русской Православной Церкви, имеет трехшатровое завершение, символизирующее Святую Троицу. На западном шатровом завершении устроена колокольня. По своим очертаниям шатровые завершения перекликаются с таким же шатровым завершением Храма Вознесения Христова в селе Коломенском, где была обретена эта икона, и шатровыми завершениями и Собора Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм по православной традиции обращен алтарем на восток, поэтому расположен под небольшим углом к Кремлевской стене. Храм расположен на стилобате и окружен галереей, которая может служить трибуной для руководителей Российского государства: президента, премьер-министра, членов правительства, в то время, когда они принимают парады войск либо приветствуют торжественные мероприятия, проходящие на Красной площади.

Проходить в храм и на галерею вокруг него члены правительства смогут по существующему подземному ходу из Кремля, поднимаясь по лестнице в притвор храма, а затем либо по галерее, либо через храм подходя к трибуне.

Строительство православного храма на месте мавзолея станет значимым свидетельством полного отказа от богоборческой идеологии, возврата к христианским ценностям, принятым и признающимся большинством народов мира, и фактически на протяжении тысячелетия и поныне являющимся господствующей идеологией в России, на Украине, в Белоруссии, то есть на территории государств русского народа: великорусского, малороссийского, белорусского.

За десятилетия богоборчества исторический облик Кремля значительно изменился. В 1929 году были разрушены древние Вознесенский и Чудов монастырь, располагавшиеся на территории Кремля неподалеку от Спасской башни, то есть фактически рядом с проектируемым храмом в честь иконы Божией Матери Державной. Восстановить их в настоящее время не представляется возможным, однако в цокольном этаже проектируемого комплекса можно разместить храм в честь иконы Божьей Матери взыскание погибших и разместить в этом храме реликвии, сохранившиеся от этих монастырей, а в притворе этого храма разместить фотографии, картины, касающиеся их истории. Это станет символом возрождения поруганных святынь, символом обновления тысячелетних духовных скреп нашего российского общества. (Проект был направлен Президенту России В.В. Путину в апреле 2014 года и передан лично в руки В.В. Бойко-Великим Премьер-министру России Д.А. Медведеву 10 июня 2014 года. А 31 июля Владимир Путин объявил о начале подготовки к восстановлению Вознесенского женского и Чудова мужского монастырей).

Храм в честь иконы Божьей Матери Державной спроектирован в неорусском архитектурном стиле, по своим размерам он заметно меньше собора Покрова Пресвятой Богородицы (собора Василия Блаженного) и, хотя и перекликается, но не конкурирует с ним по своим архитектурным решениям, оставляя его главным храмом Красной площади и архитектурным символом России. По своей архитектуре храм в честь Державной иконы Божией Матери перекликается и с расположенным неподалеку Историческим музеем, также построенном в русском стиле. Так же, как и Исторический музей, храм должен быть построен из красного кирпича, а кровля — из металла, что подчеркнет архитектурное единство этой части Красной площади. Золото, покрывающее металлическую кровлю храма, символизирует Верховную державную власть.

При проектировании храма учитывались главные архитектурные доминанты Красной площади: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного), Спасская и Никольская башни Кремля с надвратными храмами, Исторический музей. Вершина храма в честь иконы Божьей Матери Державная расположена ниже всех этих четырех зданий, но выше вершины Сенатской башни Кремля (не проездной и не имеющей поэтому надвратного храма), храма в честь Казанской иконы Божьей Матери, Верхних и Средних Торговых рядов.

Храм в честь иконы Божьей Матери Державная в точности занимает место мавзолея и не затрагивает каких-либо захоронений, расположенных вблизи него.

Проект православного храма с приходским комплексом. Конкурсный проект.

Проект православного храма с приходским комплексом. Конкурсный проект.

С 26 октября 2015 года по 18 января 2016 года Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви, Союз архитекторов России и Гильдия храмоздателей провели Открытый архитектурный конкурс «Проект православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом».

Бюро архитектурно строительного проектирования «АС про» предоставило на конкурс проект комплекса на 900 человек.

Основные требования открытого архитектурного конкурса в 2016 г.

  1. соответствие православной канонической традиции, богослужебной функции и архитектурной символике;
  2. благолепие и концептуальность решения – создание уникального и запоминающегося архитектурного образа;
  3. новизна и современность решения;
  4. создание комфортной среды, обеспечение безопасного доступа, пребывания и эвакуации;
  5. выбор конструктивных решений, а также строительных и отделочных материалов, обеспечивающих высокую экономичность строительства и эксплуатации;
  6. реалистичность решения с точки зрения существующих технологий строительства и возможности их применения;
  7. стилистика внешнего оформления храма должна соответствовать церковно-каноническим и региональным традициям, окружающей застройке.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Генплан. Храм на 900 прихожан с приходским комплексом, запроектирован в г. Сочи на компактном участке, площадью 0,5 га. С юга, запада и севера через дорогу от него находится парк «Дендрарий». Рельеф незначительный. Храмовый комплекс ориентирован строго по оси запад-восток, занимая диагональное положение на участке.

Основной вход и въезд предусмотрен с запада. В северо-западной части участка расположена хозяйственная зона, в юго-западной — автостоянка. В восточной и южной зоне, примыкающей к ручью, запланированы площадки отдыха и детская игровая. Предусмотрена возможность кругового обхода проектируемого комплекса для прохождения Крестного хода во время церковных праздников.

Объемно-планировочное решение.

Композицию комплекса формируют 3 элемента:

1) колокольня,

2) 3-4 этажный «квартал» помещений служебно-бытового, просветительского, благотворительного, хозяйственного назначения. Он «обнимает» круглый внутренний двор, перекрывая куполом который, получаем главное помещение комплекса –

Смотрите так же:  Надзорная жалоба образец гпк рф

3) храм – ротонду — композиционный центр комплекса.

Колокольня сдвинута от оси центрального купола и апсиды ротонды запад-восток, подчеркивая диссимметрию композиции, т.е., асимметрию симметричной основы.

В северо-западной части здания предусмотрены две трапезные с общими помещениями кухни. Одна из трапезных – парадная, другая ориентирована на гостиницу утром, в остальное время – на причт и персонал комплекса.

Связь между этажами осуществляется при помощи 4 лестничных клеток и 2 лифтов, рассчитанных и для перевозки и эвакуации инвалидов-колясочников, а также для транспортировки пожарных подразделений.

Мастерские иконописцев и вышивальщиц располагаются над классами воскресной школы, что удобно для трудового воспитания учащихся. Рядом с ними предусмотрена духовная библиотека.

Под зданием комплекса, кроме помещений храма-ротонды и хозяйственного блока, расположено техподполье для размещения помещений инженерного оборудования и сетей.

В комплексе предусмотрена эксплуатируемая кровля – видовая площадка, на нее ведут две маршевые лестницы. Желательно ее озеленение, что потребует дополнительных затрат, которые впоследствии окупятся из-за снижения теплопотерь здания. А с «райским» садом видовая площадка станет еще привлекательней для ее посетителей. Здесь будет уместна часовня, запланированная над крестильной.

Образом комплекса служит квартал с центральной круглой площадью, которая перекрыта куполом и является храмом. Фасады квартала могут быть различными по решению, в том числе, цветовому, тактично вписывая проектируемый объект в существующую городскую среду, либо, наоборот, контрастируя с ней. Аналогом — источником решения центрального помещения комплекса стала Ротонда храма Гроба Господня в Иерусалиме. Храм – это Небо на Земле. Ярким воплощением этого тезиса является храм Святой Софии в Константинополе, гигантский купол которого, покоящийся на барабане, прорезанном частыми оконными проёмами, создает эффект парения купола в воздухе. Этот прием использован и в проекте.

Стены храма состоят из 3 горизонтальных ярусов, не считая расположенной на уровне человека мраморной панели. Три яруса по направлению к куполу увеличиваются в размерах: и по высоте, и в диаметре. Карнизы, венчающие каждый из ярусов, визуально смягчают перепады размера диаметра. В случае прямой перспективы линии сходятся в точку, которая находится в глубине. Обратная перспектива проектируемого интерьера показывает неземную сущность бытия, в котором существуют персонажи фресок. Возникает эффект: не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас. Обратная перспектива расширяющегося вверх пространства трех ярусов храма с огромным куполом – Небом, вносит сакральность в геометрию интерьера, наделяя его свойствами, отличными от свойств земного пространства.

Образ колокольни – горящая свеча, пламя которой состоит из 12 огненных языков – по числу апостолов.

Конструкции. Несущие конструкции здания – кирпичные стены и железобетонные монолитные рамы. В местах опирания балок в стенах предусмотрены монолитные включения. В подвальной части стены монолитные железобетонные с гидроизоляцией. Перекрытия – монолитный железобетон.

Купол храма-ротонды – сферический железобетонный свод толщиной 200 мм. Свод усилен радиальными балками, расположенными вверх.

Наружная отделка — штукатурка, оболочка колокольни – облицовочный композитный материал.

Кровля – медь с позолотой, медь. Кресты, луковица колокольни — из нержавеющей стали с позолотой.

Экономика. Компактность проектируемого объема — это экономия и в строительстве, и в эксплуатации. Лишь гаражи и котельная по санитарным соображениям расположены отдельным примыкающим блоком. Экономия на фундаменте – 18,3 %, так как 410 м 2 из 2240 м 2 площади застройки не имеют фундамента. Это стало возможным благодаря тому, что пространство храма не имеет внутренних опор, перекрыт железобетонным куполом диаметром 22,7 м, опирающимся на стены ротонды, контрфорсами являются рамы и стены ячеек помещений комплекса. Помещения в колокольнях, как правило, имеют плохое отношение полезной площади к площади наружных стен и параметрам внутренней лестницы, поэтому проектируемая колокольня – чисто инженерное сооружение, без наружных стен. Газовая котельная, предусмотренная в северной части, экономит средства на отопление комплекса и обогрев наружных площадок перед входами во время снегопада. Возможное отсутствие декора соответствует древней церковной традиции, окружающей застройке.

Доступность для маломобильных групп населения. Входы в проектируемый комплекс находятся, практически, в уровне земли. Предлагается устройство подогрева площадок перед входами, что решит проблему уборки снега. Помещения основного скопления прихожан, прежде всего, храм, также находятся в уровне первого этажа. Это удобно не только для маломобильных групп населения, но и для всех прихожан, особенно при крестных ходах. В комплексе предусмотрено 2 лифта для инвалидов-колясочников.

Принципиальные решения соответствуют требованиям норм и правил, принятых в России.

Пояснительная записка к проекту храма

дипломный проект:
«Архитектурно-градостроительное развитие поймы реки Которосль. Ярославль. Миллениум».

Эти цепочки близким по ритму шагом следовали в двух направлениях вдоль берегов Волги и Которос­ ли, имея начало в соборном Успенском храме города, выдвинутом на самое «острие» мыса древнего кремля. И если часть этих памятников по берегу Волги оказалась утерянной или застроенной поздними зданиями, то со стороны Которосли система прибреж­ ных храмов XVII в. сохранилась лучше. Вместе с ансамблем Спасского монастыря она свидетельствует о значении, которое придавалось этому «фасаду» города со стороны Московской до­ роги. Храмы (Николы Рубленого, Спаса на Городу, Михаила Архангела и др.) были поставлены на высоких точках рельефа и в органической связи с особенностями ландшафта, чаше всего, занимая его «мысовые» участки и акцентируя важные функци­ональные узлы этой части города- южный въезд через Зелейную башню (церковь Спаса на Городу), Михайловские ворота (церковь Михаила Архангела) и др. С развитием слобод к западу от Спасского монастыря цепочка церквей по левому берегу Которос­ли продолжилась (храмы Богоявления. Дмитрия Солунского, Пет­ ра Митрополита, Николы Мокрого и др.), а монастырь стал важным композиционным центром, объединяющим цепочки бере­говых храмов реки Которосли, простиравшихся по обе стороны от монастырского ансамбля.

Заметное сгущение вертикалей храмов по направлению к Руб­ леному городу не только отмечало зону культового и админист­ ративного центра города, но и знаменовало собой местонахожде­ ние торгового ядра Ярославля, его деловой центр. Территория торга, занимая почти четверть всей площади Земляного города, тянулась от Волги до церкви Спаса на Городу и простиралась частично на территории, примыкающей к Спасскому монастырю. Однако торговля шла и за пределами Земляного города: к северу от монастыря вдоль Угличской улицы и, особенно между монасты­ рем и Рубленым городом, где большие площади были заняты мясными и рыбными рядами. Торговая площадь в Земляном городе соединялась с Волгой и Которослью воротами -Волжскими и Зе лейными. Основные причалы торговых судов находились в устье Которосли и, следовательно, здесь, со стороны Зелейной башни, шли наиболее интенсивные торговые передвижения.

Каменную надвратную башню, поставленную, как и Волжская башня, на дне Медведицкого оврага, отделяющего Рубленый го­ род от Земляного, как бы фланкировали с двух сторон церкви Спаса на Городу и Николы Рубленого, поднятые на высокие точки рельефа. Эти ворота оказались своеобразной пространственной осью береговой части города на участке от Спасского монастыря до Рубленого города. Важно отметить и то, что со стороны главной реки на другом конце Медведицкого оврага Волжские ворота также были фланкированы с двух сторон каменными храмами Ильи и Тихона, Бориса и Глеба. Мост в середине оврага, соединя Пробойная удила начиналась от надвратной Семеновской башни в северо-западной части посада и шла параллельно Волге. Ее направление было закреплено целой системой открытых к ули це церквей. Наиболее крупным и значимым ее ориентиром была церковь Ильи Пророка, поставленная у пересечения этой улицы с другой главной улицей Земляного города Калининой, берущей начало от Знаменской надвратной башни и следующей по направлению к Волге. У ее выхода к берегу реки была построена в 2о-х. годах XVII в. первая каменная церковь на посаде Николы Надеина.

Храм Святителя Николая Чудотворца в Никулино

Официальный сайт

Пояснительная записка архитектора

Краткая пояснительная записка к Эскизному проекту иконостаса

В 2010 году по заказу местной православной религиозной организации прихода Никольской церкви был разработан Эскизный проект храма святителя Николая чудотворца, который в 2012 году получил положительную оценку КЭС при ЕОРЕСТ. Этот проект лёг в основу общестроительных работ по возведению нового храма, которые к 2015 году были в целом успешно реализованы. В настоящее время ведутся работы по благоустройству прихрамовой территории, а также по внутренней отделке и формированию интерьера храма, центральным элементом которого является главный иконостас.

Смотрите так же:  Гост это федеральный закон

Облик нового храма, его архитектурный стиль и художественный образ строился на образцах церковного зодчества XVII века в сочетании с элементами наиболее близкого к нам по времени, строительным технологиям и художественным приѐмам русского модерна начала ХХ века, который также всецело опирался на традиции русской православной архитектуры.

Никольская церковь в селе Никулино по своему типу представляет собой шатровый храм с внутренним объѐмом, раскрытым на всю высоту шатра вплоть до светового барабана. Восьмигранный шатёр покрывает собой внутреннее пространство храма, образованное восьмериком, три восточных грани которого имеют арочные проѐмы, ведущие в апсиду: это – Царские Врата на центральной грани и дьяконские двери справа и слева от них. Такая конфигурация интерьера послужила основой для построения архитектурной композиции иконостаса, в которой главное место и пространство должно быть отдано иконографии.

Эскизный проект иконостаса предлагает решения, направленные на устройство алтарной преграды, состоящей из трѐх частей, примыкающих к трём восточным граням восьмерика. Такой иконостас-складень как бы обнимет собой весь внутренний объём храма и раскроется перед центральной подкрестной осью. Большая высота внутреннего пространства шатрового храма позволяет разместить в интерьере полноценный высокий русский иконостас, состоящий из традиционных пяти чинов: местный ряд, Деисус (апостольский ярус), Праздничный ряд, Пророческий и Праотеческий ряды. При этом для решения художественных задач по трактовке образа иконостаса выбран наиболее отвечающий этому запросу и вступающий в художественное взаимодействие с внешним архитектурным обликом храма русско-византийский стиль.

Местный ряд, как основание для всего иконостаса, предлагается сделать наиболее выразительным, торжественным и монументальным как по своему объѐму, так и по художественной нагрузке. Решить эту задачу помогают массивные несущие круглые колонны с их развитыми стилизованными византийскими капителями, резными «дыньками» и развитыми базами, установленными на квадратные в плане постаменты, между которыми располагаются резные филѐнки-полотенца, декорированные растительными и геометрическими орнаментами, священными изображениями. Каждая из трёх граней иконостаса имеет по центру проѐм дьяконских дверей и Царских Врат, которые увенчаны коронами декоративных кокошников с расположенными здесь киотами. Венчающим элементом этого ряда является развитой карниз – космит, установленный без раскреповок, как тябло, на капители колонн со встроенным в него фризом, состоящим из небольших икон, образующих ещѐ один ярус иконостаса – так называемый Пядничный (или шестилитровый). 1

При этом, расположенные по продольной оси храма Царские Врата с двумя сворками дверей сложного силуэта, столбцами, обрамляющими вход в алтарную часть храма и резной сенью с размещёнными внутри неѐ киотами являются главным элементом декоративного убранства, как местного ряда, так и всего иконостаса в целом.

Яруса иконостаса, расположенные над местным рядом, представляют собой горизонтальные ряды, разделённые по высоте карнизами с раскреповками над капителями таких же круглых, как и на первом ярусе, но более тонких и лёгких колонн. Ряды трёх верхних ярусов имеют одинаковую значительную высоту (отношение к ширине иконы примерно как 3 : 1) для размещения тут образов святых, изображѐнных в полный рост. Во избежание монотонности разбивки, вертикальный ритм членений перебивается Праздничным ярусом, который расположен над Деисусом и имеет меньшую высоту для икон этого чина. За то он оканчивается более массивным карнизом, символизирующим разделение священных изображений относящихся к Новому и Ветхому Заветам.

Последний ярус – Праотеческий – завершается строем килевидных кокошников, которые образуют криволинейную геометрию вершин икон этого ряда. При этом венчающие кокошники иконостаса как бы вступят в незримое взаимодействие и смысловую перекличку с кокошниками храма, расположенными на фасадах восьмерика – своеобразный умозрительный эффект проявления внутренних форм иконостаса наружу.

Подавляющее большинство остальных икон в иконостасе имеют строгую прямоугольную форму.

Венчает иконостас Святое Распятие, водружѐнное на большой центральный кокошник, расположенный по вертикальной оси иконостаса, проходящей через Царские Врата.

Материал для изготовления тела (каркаса) иконостаса – пиломатериалы хвойных пород влажностью 10 – 12%. Декоративные элементы (колонки, карнизы, профили, резьба и др.) выполняется из листовой меди способом тиснения, проката и просечки, а также методом гальванопластики по заранее выполненным формам. Наружная обработка декора – золочение с вариантами отделки: от матовой до полированной поверхности и вариативности цветовых оттенков золота по предварительно утверждѐнным образцам.

Иконопись для заполнения иконостаса является отдельной темой, которая может быть разработана с привлечением специалистов в области искусствоведения и иконографии. Аналогом для написания икон можно использовать иконостас из Спасо- Евфимиева монастыря г. Суздаля, относящийся к московской иконописной школе 60-х годов XVII века с иконами, заключѐнными в позолоченные басменные оклады.

Для разработки Эскизного проекта иконостаса Никольского храма были использованы многочисленные аналоги, среди которых главное место занимают иконостасы Успенского и Благовещенского соборов московского Кремля, иконостас расположенного в г. Пушкине Фѐдоровского Государева собора, постройки 1917 года, иконостас придела Трёх Святителей церкви Воскресения на Дебре середины XVII века, иконостас Никольского храма в городе Бари (Италия), созданный в середине 1950-х годов ХХ века художниками А. А. Бенуа и его женой М. А. Бенуа и многие другие, хронологически относящиеся к допетровскому времени и эпохе русского модерна.

Настоящий Эскизный проект является первой ступенью в реализации большой программы изыскательских, проектных и производственных работ, которые необходимо выполнить для материального воплощения главного иконостаса Никольского храма. Отдельные проектные решения, предложенные здесь, могут быть скорректированы на стадии рабочего проектирования и по результатам изготовления макетов, выполненных в натуральную величину, рассмотрения пробных образцов деталей, их отделки, размеров и характера их декора.

____________________________
1 Н. А. Сперовский. «Старинные русские иконостасы» — в сборнике «Высокий русский иконостас» — сост. Т. Н. Кудрявцева, В. А. Фёдоров – «Пульс», «Патриаршие пруды» — Москва, 2004 г. – стр. 68
Составил А. В. Субботин

Пояснительная записка

В страну моей души нельзя без виз…
Границы охраняются надёжно.
Попасть в неё без искренней любви и настоящей дружбы невозможно!


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Объемно-планировочное решение храма со вспомогательными помещениями выполнено в традициях храмового строительства в Санкт-Петербурге. Здание двухэтажное с цокольным этажом, с купольным покрытием основного храма на втором этаже, с колокольней при входе в храм. Из входного вестибюля лестница ведет на первый этаж, где расположены малый будничный храм на 80 человек и служебные помещения (для воскресных школ, библиотеки и социальных служб прихода). На 2 этаже размещается храм вместимостью 1000 человек. В цокольном этаже расположена трапезная, технические и вспомогательные помещения.

В качестве фундамента принята монолитная ж/б плита на сваях. Несущими конструктивными элементами здания является монолитный каркас и кирпичные стены. Междуэтажные перекрытия выполняются из монолитного железобетона. Кровля металлическая с полимерным покрытием или покрытием, имитирующем золото. Стены из кирпича частично облицовываются и отштукатуриваются. Цоколь облицовывается естественным камнем.

Площадь – 0,16 Га

Площадь застройки – 613,5 м²

Строительный объем – 12, 930 м²

Здание проектируется на участке пересечения улицы Добровольцев и проспекта Ветеранов. Основной подход и подъезд осуществляются со стороны улицы Добровольцев. Для организации крестных ходов вокруг здания храма предусмотрен пешеходный проход по норме (СП. 19996). Автостоянка располагается перед главным входом в храм. В соответствии с СНиП 35-01.2001 и СНиП 2.08,02-89* в проекте предусмотрено для маломобильных групп населения пандусы, мощение площадок перед входами тротуарной плиткой, предусмотрен лифт для инвалидов. Также предусмотрено машино-место для инвалидов шириной 3,5 метра на автостоянке.

На сегодняшний день приходом проведены следующие работы по устройству храма:

1. Установлено модульное здание (штаб строительства и воскресная школа).

2. Отремонтирован и расширен временный деревянный храм

3. Расчищена площадка под строительство;

4. Устроено свайное поле (забито 92 сваи по 16 метров). Проведена проверка свай на несущую способность свай статическим давлением.