Пояснительная записка 160 форма пример

Оглавление:

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено обязательное предоставление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу в составе годовой отчетности. Однако, в большинстве случаев без нее не обойтись. Никаких особых требований к этому документу не предъявляется, но составить его желательно без ошибок. Ведь при несоответствии данных с указанными в самом отчете у налоговой службы могут возникнуть вопросы. Давайте посмотрим, кто, когда, зачем и в какой форме должен составлять пояснения к бухгалтерскому балансу?

Пояснения к бухгалтерскому балансу и записка — не одно и то же

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу, образец которой можно увидеть в этой статье, не заменяет собой пояснения к бухгалтерскому балансу. В силу ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», последнее понятие, по сути, расшифровывает отдельные отчетные формы:

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • другие отчетные формы и приложения в составе бухгалтерской отчетности.

Тогда как записка представляет собой произвольную расшифровку всей финансовой ситуации в организации. В ней могут быть как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и отчета о финансовых результатах. Согласно статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 и пункту 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, этот документ входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. В частности, пунктом 28 ПБУ 4/99 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны оформить пояснения к балансу и форме № 2 в виде отдельных отчетных форм и общей пояснительной записки. Хотя никаких определенных требований к форме и содержанию этого документа чиновники не выдвигают, сдавать с балансом пояснительную записку необходимо всем организациям.

Исключением из общего правила являются представители малого бизнеса, которые имеют право составлять и сдавать бухгалтерские отчеты в упрощенном виде. Они обязательно должны предоставить всего две обязательных формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Расшифровывать значения и описывать свое финансовое положение им при этом не обязательно. Однако, если возникнет такое желание, составить этот документ не возбраняется.

Кому и для чего нужна пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности

Образец этого важного документа необходим всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ можно включать исходя из конкретных пожеланий, например, совета директоров, а также исходя из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года. К примеру, если налог на прибыль за отчетный период оказался значительно ниже предыдущего, имеет смысл описать причины этого в пояснительной записке, так как налоговый орган, получив такие данные, все равно попросит их объяснить. Предвосхитив это желание, можно избежать не только лишних вопросов со стороны налоговиков и вызовов на «ковер» в инспекцию, но и выездной проверки, которая может быть назначена в рамках камеральной.

Какая информация должна быть в пояснительной записке

Законодательные требования к содержанию этого документа отсутствуют. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет не только состав и полноту данных в ней, но и то, в каком виде их удобнее предоставить:

Существует общий план этого документа. На его основе можно получить представление о том, какую информацию целесообразно привести. Наиболее полная записка может содержать, в частности, такие разделы:

  • общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
  • общие данные о применяемой учетной политике;
  • анализ текущих финансовых показателей деятельности организации;
  • текстовые и табличные пояснения к бухгалтерской отчетности.

Для того чтобы у проверяющих возникало как можно меньше вопросов, в документе следует обязательно указать хотя бы краткую информацию о методах учета. Особенно это касается таких сфер, как:

  • оценка товаров, производственных запасов и готовой продукции;
  • оценка незавершенного производства;
  • амортизация основных средств;
  • признание выручки от реализации.

Кроме того, если в учетную политику организации были внесены изменения, нужно не просто сообщить об этом в записке, но и обосновать их причины и необходимость. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении, а именно величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета. Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности организации или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом нужно обязательно написать в записке.

В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности:

  • данные об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • о составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
  • оценочные резервы организации;
  • изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
  • данные об арендованном имуществе организации;
  • сведения о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • состав затрат на производство и прочих расходов;
  • объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
  • данные об обеспечении обязательств организации;
  • все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.

Кроме сухих фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ финансовых показателей организации. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке пойдет на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности. Если работа идет не так спешно, как хотелось, и результатами деятельности за год являются убытки, грамотно составленная пояснительная записка с подробным анализом всех факторов поможет избежать подозрений со стороны налоговых органов в применении незаконных методов снижения налогов. Если в документе можно будет найти ответы на все интересующие налоговиков вопросы, то и избежать дополнительных методов надзора окажется легче.

Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности, образец

Для того чтобы наши читатели имели представление о том, как может выглядеть этот документ, мы взяли условную организацию ООО «Рога и копыта», которая работает с 2005 года, занимается производством и реализацией молочной продукции. Ее главный бухгалтер составил этот документ следующим образом:

Пояснения к бухгалтерскому балансу ООО «Рога и копыта» за 2017 год

1. Общие сведения

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Рога и копыта» зарегистрировано ИФНС № 1 по г. Санкт-Петербургу 29.03.2005. Свидетельство о госрегистрации № 000000000, ИНН 1111111111111111, КПП 22222222222, юридический адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 1.

Бухгалтерский баланс организации был сформирован в соответствии с действующими в Российской Федерации правилами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности.

  1. Уставный капитал организации: 5 000 000 (пять миллионов) рублей, оплачен полностью.
  2. Количество учредителей: два физических лица О. М. Курочкин и И.И. Иванов и одно юридическое лицо ООО «Молоко».
  3. Основной вид деятельности: переработка молока ОКВЭД 15.51.
  4. Численность сотрудников по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 165 человек.
  5. Филиалы, представительства и обособленные подразделения отсутствуют.

2. Основные положения учетной политики

Учетная политика ООО «Рога и копыта» утверждена приказом директора Иванова И.И. от 25.12.2013 № 289. Применяется линейный метод амортизации. Оценка материально-производственных запасов и готовой продукции осуществляется по фактической себестоимости. Финансовый результат от продажи продукции, работ, услуг, товаров определяется по отгрузке.

3. Информация об аффилированных лицах

Иванов Иван Иванович — учредитель 50 % доли собственности в УК, занимает должность генерального директора.

Курочкин Олег Михайлович — учредитель 30 % доли собственности в УК.

Смотрите так же:  Приказ мпр 349 2019

ООО «Молоко» — учредитель 20 % доли собственности в УК, российская организация (учредители В.П. Петров и Ю.К. Сидоров).

В отчетном периоде со связанными сторонами были совершены такие финансовые операции:

  • 12 марта 2017 года общим собранием учредителей ООО «Рога и копыта» была рассмотрена и утверждена финансовая отчетность организации за 2016 год. Собрание постановило выплатить по итогам 2016 года прибыль в размере 3 252 000 рублей учредителям исходя из их доли в уставном капитале. Выплата (с учетом удержания НДФЛ по двум физлицам) была произведена 01.04.2017 г.;
  • 25 мая 2017 года ООО «Рога и копыта» заключила с учредителем ООО «Молоко» Ю.К. Сидоровым договор о приобретении нежилого помещения стоимостью 5 102 000 рублей. Стоимость сделки обусловлена проведением независимой оценки стоимости объекта недвижимости. Расчеты по договору были произведены в полном объеме 6 июня 2017 года, был подписан акт приема-передачи недвижимости.

4. Основные показатели деятельности организации за 2017 год

В отчетном году выручка ООО «Рога и копыта» составила:

  • по основному виду деятельности «производство и реализация молочной продукции» — 385 420 020 рублей;
  • по прочим видам деятельности — 650 580 рублей;
  • прочие доходы: 170 800 рублей (реализация ОС).

Затраты на производство и реализацию продукции:

  • приобретение основных средств: 1 410 500 рублей;
  • амортизация ОС: 45 230 рублей;
  • приобретение сырья: 110 452 880 рублей;
  • фонд оплаты труда: 137 580 040 рублей;
  • командировочные расходы: 238 300 рублей;
  • аренда помещений: 8 478 190 рублей;
  • прочие расходы: 532 458 рублей.

5. Расшифровка статей бухгалтерского баланса на 31.12.2017 (на примере кредиторской задолженности)

Наличие и движение дебиторской задолженности

Порядок заполнения пояснительной записки ф. 0503760 и образец

Бюджетные и автономные учреждения сдают в составе годовой и квартальной бухгалтерской отчетности Пояснительную записку к Балансу учреждения ф. 0503760. Расскажем про состав форм, порядок и сроки заполнения Пояснительной записки ф. 0503760. С отчетности за 2018 год несколько форм сведений пояснительной записки обновили.

Пояснительную записку (ф. 0503760) представляйте в составе годовой и квартальной отчетности. Форма 0503760 состоит из текстовой части, пяти таблиц и двенадцати отчетных форм (приложений), которые сгруппированы по разделам.

Скачайте бланк формы 0503760 в word, а ниже найдете пример заполнения Пояснительной записки.

В квартальной отчетности в 2018 году сдавайте формы: 0503760, 0503779, 0503295, 0503769 (кроме 1 квартала), 0503793 (если установлено региональными и местными властями).

Форма 0503760 Пояснительная записка к Балансу учреждения: пример заполнения

Чтобы без ошибок сдать Пояснительную записку к Балансу учреждения, смотрите пример формы 0503760. Скачайте образец заполнения пояснительной записки ф 0503760. Внутри найдете текстовую часть, все таблицы и главные приложения.

Чтобы безошибочно заполнять формы по отчетности учреждения, пройдите учебную программу «Отчетность учреждения» в Школе Глабуха для бюджетных учреждений

После прохождения курса вы получите удостоверение о повышении квалификации.

Порядок заполнения пояснительной записки ф. 0503760

Обратите внимание! С отчетности за 2018 год изменились некоторые формы в составе пояснительной записки. Воспользуйтесьсправочником по отчетности за 2018 год с обновленными формами в Системе Госфинансы

Подробную инструкцию по заполнению новой формы Пояснительной записки смотрите в статье журнала Далее мы рассмотрим состав формы.

Состав пояснительной записки бюджетных и автономных учреждений определен пунктом 56 Инструкции № 33н. В целом пояснительная записка к Балансу учреждения ф. 0503760 представляет собой совокупность таблиц и приложений, объединенных по соответствующему признаку в информационные блоки. Рассмотрим подробнее форма 0503760: инструкция по заполнению.

Текстовая часть – это начальная часть Пояснительной записки (ф. 0503760). В ней отразите информацию об учреждении, которая не сгруппирована по таблицам и отчетным формам (приложениям):

  • наименование учреждения, его юридический и почтовый адрес;
  • организационно-правовую форму;
  • сведения об учредителе;
  • виды финансового обеспечения деятельности;
  • номера лицевых и банковских счетов, которые открыты в органе ФК или кредитных организациях;
  • сведения о собственнике имущества;
  • кто ведет бухучет: учреждение или централизованная бухгалтерия;
  • информацию, которую установил учредитель, и о событиях после отчетной даты. В том числе опишите и события, которые не отразили в учете из-за опоздания документов. Достаточно в текстовой части 0503760 указать на такое событие и привести его денежную оценку;
  • другую существенную информацию, которая не включена в таблицы и приложения.

В раздел 1 «Организационная структура учреждения» включите:

  • сведения об основных направлениях деятельности (таблица № 1);
  • о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761);
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения. Это информация, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например: наличие наблюдательного совета, изменение состава полномочий по утверждению планов, количества обособленных подразделений и др.

В раздел 2 «Результаты деятельности учреждения»:

  • сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762);
  • в текстовую часть – информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например о мерах по повышению квалификации специалистов и ресурсах: штатной и фактической численности сотрудников, общей стоимости имущества, структуре ОЦДИ и недвижимого имущества, объемах закупок и т. д.

В раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» включите:

  • сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766);
  • использовании целевых иностранных кредитов (ф. 0503767);
  • в текстовую часть – информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности учреждения и характеризует исполнение учреждением плана. Например, о принятых и денежных обязательствах, исполнение которых предусмотрено в следующих годах.

В раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»:

  • сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  • дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  • финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  • суммах заимствований (ф. 0503772);
  • изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773);
  • принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  • исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
  • остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения. Например, укажите причины, которые повлияли на размер остатков денежных средств на счетах, информацию об ущербах и хищениях в учреждении.

В раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» включите:

  • сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (таблица № 4).
    Скачать пример заполнения таблицы 4 пояснительной записки формы 0503760;
  • результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (таблица № 5);
  • проведении инвентаризаций (таблица № 6);
  • результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (таблица № 7).
    Скачать пример заполнения таблицы 7 пояснительной записки ф 0503760;
  • перечень форм, которые не включены в состав бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия в них числовых значений показателей;
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения.

Выше можете скачать образец пояснительной записки к балансу бюджетного учреждения формы 0503760.

Образец заполнения формы 0503760: текстовая часть Пояснительной записки

Форма 0503760 Таблица 5: пример заполнения

При формировании пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности ф. 0503760 необходимо заполнять таблицу № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля». В данной таблице отразите информацию о результатах мероприятий по внутреннему контролю, которые были проведены в отчетном периоде. При этом в графе 1 таблицы укажите тип контрольного мероприятия (предварительный, последующий, текущий), а в графе 4 – меры, принятые для устранения нарушений.

Образец таблицы 5:

Сведения (ф. 0503762)

Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762) содержат соответствующую наименованию информацию в разрезе плановых и фактических показателей.

В форме 0503762 заполните данные о государственных (муниципальных) услугах, которые выполняло учреждение в рамках госзадания: код, наименование, единицу измерения, натуральные и стоимостные показатели исполнения. Если государственное (муниципальное) задание не выполнено или выполнено не полностью, укажите причины этого.

Сведения (ф. 0503769)

В Сведениях (ф. 0503769) укажите обобщенные данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный период. 0503769 составляйте раздельно по всем видам финансового обеспечения и отдельно по дебиторской и кредиторской задолженности. Подробное заполнение формы в статье>>

Сведения (ф. 0503775)

В Сведениях (ф. 0503775) укажите информацию о неисполненных обязательствах, а также об экономии средств, сгруппировав данные по четырем разделам: аналитическая информация о

  • неисполненных обязательствах;
  • неисполненных денежных обязательствах;
  • расходных обязательствах, принятых сверх утвержденного плана ФХД;
  • экономии при заключении договоров с применением конкурентных способов.

Сведения (ф. 0503790)

С отчетности за 2017 год ввели новую форму Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790). В форме укажите, в частности:

  • в графе 4 код объекта капвложений;
  • 5 – кадастровый номер объекта недвижимого имущества;
  • 6 – учетный номер объекта капитальных вложений на отчетную дату, присвоенный учреждением;
  • 7 – учетный номер объекта, присвоенный предыдущим балансодержателем
  • 8 – код статуса объекта. Например, 02 объект законсервирован, 04 – строительство объекта не начиналось и др.;
  • в графе 12 указывается причина, по которой остановили или прекратили строительство;
  • графе 16 – размер сметной стоимости строительства (реконструкции) на отчетную дату согласно проектно-сметной документации.
Смотрите так же:  Осаго с бесплатной доставкой

Как сверить форму? Показатель строки 600 графы 17 должен соответствовать строке 091 графы 6 Баланса (ф.0503730) минус показатель строки 170 графы 4 раздела 1 Сведений (ф.0503768). А показатель строки 600 графы 20 равен строке 091 графы 10 Баланса (ф.0503730) минус строка 170 графы 11 раздела 1 формы 0503768.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Инструкция по заполнению Пояснительной записки ф. 0503160

Пояснительная записка ф. 0503160 входит в состав годовой и квартальной бюджетной отчетности казенных учреждений. В статье мы рассказываем о том, из каких разделов, таблиц и приложений состоит ф.0503160, как заполняется текстовая часть этого отчета.

Ниже смотрите и скачайте образец заполнения Пояснительной записки ф. 0503160 казенным учреждением.

На основании приказа Минфина от 28.12.2010 года № 191н, форма 0503160 Пояснительная записка входит в состав отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Ее обязаны представлять:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • казенные учреждения;
  • органы управления внебюджетными фондами.

Бюджетные и автономные организации, государственные унитарные предприятия, корпорации «Росатом» и «Роскосмос» в части операций, в которых они осуществляют полученные полномочия РБС, ПБС, администраторов доходов бюджета, обязаны составить отчетность в соответствии с Инструкцией 191н, в том числе и произвести заполнение пояснительной записки 0503160.

Срок сдачи и за какой период составлять

Пояснительная записка – отчет, включающий в себя различные таблицы и приложения. Для каждой составляющей части установлена в Инструкции 191н своя периодичность представления. Форма 0503160 в полном объеме со всеми таблицами и приложениями входит в состав годовой отчетности.

Состав и сроки сдачи таблиц и форм, входящих в Пояснительную записку смотрите в таблице

Текстовая часть формы 0503160 может представляться и в составе месячной отчетности по требованию вышестоящей организации, РБС, ГРБС, если есть необходимость в пояснении отдельных показателей. Сроки сдачи месячной, квартальной и годовой отчетности определяет Минфин для ГРБС, а те, в свою очередь, для подведомственных учреждений.

Скачайте пустой бланк Пояснительной записки по форме 0503160:

Что учесть при заполнении

С отчетности 2018 года в государственном секторе экономики действует федеральный стандарт: «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Утвержден приказом Минфина № 260н от 31.12.2016 года. Он предъявляет требования к Пояснительной записке, в которую должна быть включена следующая информация:

  1. Организационно-правовая форма субъекта отчетности и его адрес.
  2. Изменения в наименовании в течение отчетного периода (если производились).
  3. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения, ведение бухучета, составление отчетности.
  4. Наименование ГРБС.
  5. Перечень основных направлений деятельности.

Федеральный стандарт требует, чтобы в Пояснительной записке кратко были указаны положения Учетной политики, необходимые для того, чтобы пользователи отчетности смогли правильно воспринять содержащуюся в ней информацию.

В пояснительной записке следует предоставить данные об учетных оценках, произведенных в отчетном периоде, с которыми могут быть связаны риски корректировки стоимости активов и обязательств в будущем. Это могут быть оценки влияния технического устаревания на стоимость запасов, возмещаемой стоимости ОС, резервов в связи с предполагаемым исходом судебных разбирательств.

Состав пояснительной записки

Общие требования к заполнению пояснительной записки содержатся в п. 151-174 Инструкции 191н. Форма пояснительной записки 0503160 состоит из:

  • текстовой части;
  • шести таблиц;
  • семнадцати форм.

Все составляющие распределены по пяти разделам.

Обратите внимание! С 2019 года формы отчетности изменились и за 2018 год нужно отчитаться уже по новым бланкам. Как обновили формы смотрите в рекомендации Системы Госфинансы

Также воспользуйтесь справочником по отчетности Он подготовлен экспертами Системы Госфинансы с учетом последних изменений в Инструкции 191н.

Разделы пояснительной записки 0503160 с указанием относящихся к каждому из них отчетов показаны в таблице.

Анализ отчета об исполнении бюджета

Анализ показателей бухгалтерской отчетности

Прочие вопросы деятельности

Далее мы кратко рассмотрим состав пояснительной записки. Полный перечень таблиц и форм, входящих в состав смотрите в рекомендации Системы Госфинансы

Текстовая часть

В каждом разделе Пояснительной записки содержится текстовая часть, основное назначение которой:

  • раскрытие информации, не нашедшей отражения в таблицах и приложениях, но имеющей существенное значение;
  • разъяснение причин невыполнения установленных плановых показателей;
  • анализ существенных отклонений (прироста или сокращения) кассового исполнения по доходам по сравнению с прошлым отчетным периодом;
  • расшифровки показателей в бухгалтерских формах, требующих дополнительного анализа.

В разделе 1 содержатся сведения об изменении в количестве подведомственных субъекту отчетности казенных учреждений и ГУП (МУП), произошедших в течение отчетного периода. Указываются также относящиеся к отчетному периоду корректировки состава бюджетных полномочий УБП, указанных в ф.0503161, например, получение статуса администратора доходов, распорядителя бюджетных средств и т.д.

Раздел 2 (ф.0503162) заполняют только те казенные учреждения, в отношении которых ГРБС сформировано государственное задание. Если задание не установлено, в текстовой части освещаются следующие вопросы:

  • мероприятия, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств;
  • количество, состав и техническое состояние основных фондов, а также соответствие имеющегося в наличии оборудования реальным потребностям;
  • своевременность поставок необходимых расходных материалов;
  • сведения о переобучении и повышении квалификации сотрудников.

В текстовой части даются пояснения о конкретных результатах использования бюджетных средств, выделенных учреждению в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ. Здесь же должны быть пояснения о наличии принятых бюджетных или денежных обязательств сверх установленных ЛБО.

Также в раздел 3 входят:

  • Сведения об изменениях бюджетной росписи ГРБС (ф. 0503163);
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  • Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
  • Сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167).

В разделе 4 раскрывают показатели бухгалтерской отчетности, требующие дополнительного разъяснения и анализа. Входят формы:

  • Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
  • Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
  • Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171);
  • Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172);
  • Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
  • Сведения о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф. 0503174);
  • Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);
  • Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
  • Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).

Также в этом разделе отражают другую существенную информацию, например:

  • Причины, по которым на 1 января остались наличные средства в кассе, а также остатки на счетах 1.201.00.000 и 3.201.20.000;
  • Причины остатков на счетах 206.00, 302.00, анализ их динамики по сравнению с данными прошлого отчетного периода;
  • Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности (например, дебиторская задолженность по услугам связи составляет 50%, по расчетам за коммунальные услуги – 30% от общей доли дебиторской задолженности и т. д.);
  • Причины существенных остатков дебиторской и кредиторской задолженности (больше предельной величины, которую устанавливают ГРБС или финансовый орган).

Инструкция 191н требует указать иную существенную информацию, характеризующую деятельность субъекта отчетности. Сюда следует внести сведения об учреждении, учетной политике, перечисленные выше, которые должны быть раскрыты в соответствии с федеральным стандартом.

В состав Пояснительной записки входит 17 приложений: формы 0503161-0503164; 0503166-0503169; 0503171-0503175; 0503177; 0503178; 0503190; 0503296. Они предназначены для детальной расшифровки наиболее существенных показателей бухгалтерской отчетности.

Начиная с отчетности за 2018 года форма 0503177 не сдается!

Например, в балансе 0503130 отражены остатки по НФА и амортизации на начало и конец отчетного периода. В ф.0503168 показано движение внутри периода (поступление, выбытие) НФА по каждому балансовому счету, начисление амортизации ОС. В ф.0503169 расшифровываются строки баланса, содержащие данные о кредиторской и дебиторской задолженности. Здесь указывается задолженность в разрезе счетов, КБК, кредиторов, сроков и оснований возникновения.

Приложения позволяют вышестоящей организации, получателю отчетности, увидеть подробную характеристику экономической деятельности учреждения за отчетный период.

Смотрите так же:  Образец жалоба на действия уфмс

Образец заполнения Пояснительной записки ф. 0503160

Смотрите пример заполнения Пояснительной записки 0503160 с текстовой частью для казенных учреждений:

Состав пояснительной записки при реорганизации или ликвидации

Если в отношении учреждения принято решение о слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании, при составлении отчетности следует руководствоваться п.275 – 282 Инструкции 191н. На дату реорганизации или ликвидации составляется бухгалтерская отчетность, в состав которой входит пояснительная записка. Перед представлением отчета производится полная инвентаризация активов и обязательств. В пояснительную записку входит три обязательных приложения:

  • ф 0503169 – о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • ф 0503178 – об остатках денежных средств;
  • ф 0503173 – об изменении валюты баланса.

В текстовой части следует обратить особое внимание на правопреемственность всех обязательств, имеющихся у учреждения. Нужно указать, имеются ли претензии со стороны кредиторов, в том числе иски, находящиеся на рассмотрении в судебных инстанциях.

Cоставление пояснительной записки к годовой бюджетной отчетности

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:

  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н);
  • Приказ Минфина России от 11.11.2005 № 137н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н»;
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 5.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250);
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (закрытого административно-территориального образования) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда финансовыми органами субъектов Российской Федерации (закрытых административно-территориальных образований) в Федеральное казначейство (письмо Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695);
  • Письмо Минфина России от 22.11.2005 № 02-14-10/3155 «О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

В соответствии с приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н Пояснительная записка (ф.0503160) составляется только при сдаче годового отчета. Тем не менее, орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, которые следует представлять в составе квартальной отчетности, а также установить сроки их представления.

Бюджетные учреждения уже составляли пояснительную записку при формировании отчетности за 9 месяцев 2005 года, а некоторые и при составлении полугодового отчета.

Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое должно содержать информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, а также основные показатели деятельности учреждения.

В пояснительной записке в обязательном порядке необходимо отражать факты неприменения и нарушения правил бюджетного учета с соответствующим обоснованием, в противном случае неприменение правил бюджетного учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением нормативных актов законодательства РФ.

С введением в действие Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н изменилась форма пояснительной записки. Если раньше она составлялась в произвольной форме, и были указания только о составе разделов пояснительной записки и том, какие основные моменты следует осветить, то теперь пояснительная записка имеет четкую структуру и правила заполнения.

Состав сведений, которые должны быть отражены в Пояснительной записке, и порядок их изложения приведены в разделе VII «Порядок составления отдельных разделов Пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности» приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (с учетом изменений от 11.11.2005 № 137н).

Пояснительная записка в том числе содержит 7 таблиц и 14 приложений (форм документов):

В формах документов, прилагаемых к Пояснительной записке, жирными рамками выделены графы, подлежащие автоматизированной обработке информации в целях обобщения данных. В таблице, представленной выше, указано, данные каких именно граф следует консолидировать при составлении главным распорядителем бюджетных средств сводной Пояснительной записки на основании данных подведомственных им учреждений.

С одной стороны, Пояснительная записка поясняет результаты операций, отраженных в учете учреждения, а с другой — расшифровывает функциональные задачи и функциональную принадлежность бюджетного учреждения.

Все таблицы и формы Пояснительной записки можно разделить на две категории. К первой категории относятся таблицы, которые заполняются на основании данных синтетических и аналитических регистров бюджетного учета. Ко второй категории относятся таблицы, которые отражают результаты деятельности бюджетного учреждения за отчетный период. Такие таблицы нельзя заполнить, основываясь только на данных бюджетного учета, поскольку требуется отразить и количественно-качественные показатели деятельности учреждения (как плановые, так и фактические), и основные функции и задачи учреждения.

Все показатели в Пояснительной записке следует отражать в тысячах рублей.

По разъяснениям Федерального казначейства, таблицы, для заполнения которых у учреждения нет показателей, следует представить только в бумажном виде с проставленными прочерками.

Пояснительная записка подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером (лицами, их замещающими).

Рассмотрим заполнение приложений к Пояснительной записке.

Пояснительная записка

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:

  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н);
  • Приказ Минфина России от 11.11.2005 № 137н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н»;
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 5.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250);
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (закрытого административно-территориального образования) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда финансовыми органами субъектов Российской Федерации (закрытых административно-территориальных образований) в Федеральное казначейство (письмо Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695);
  • Письмо Минфина России от 22.11.2005 № 02-14-10/3155 «О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

В соответствии с приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н Пояснительная записка (ф.0503160) составляется только при сдаче годового отчета. Тем не менее, орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, которые следует представлять в составе квартальной отчетности, а также установить сроки их представления.

Бюджетные учреждения уже составляли пояснительную записку при формировании отчетности за 9 месяцев 2005 года, а некоторые и при составлении полугодового отчета.

Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое должно содержать информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, а также основные показатели деятельности учреждения.

В пояснительной записке в обязательном порядке необходимо отражать факты неприменения и нарушения правил бюджетного учета с соответствующим обоснованием, в противном случае неприменение правил бюджетного учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением нормативных актов законодательства РФ.

С введением в действие Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н изменилась форма пояснительной записки. Если раньше она составлялась в произвольной форме, и были указания только о составе разделов пояснительной записки и том, какие основные моменты следует осветить, то теперь пояснительная записка имеет четкую структуру и правила заполнения.

Состав сведений, которые должны быть отражены в Пояснительной записке, и порядок их изложения приведены в разделе VII «Порядок составления отдельных разделов Пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности» приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (с учетом изменений от 11.11.2005 № 137н).

Пояснительная записка в том числе содержит 7 таблиц и 14 приложений (форм документов):