Подоходный налог кыргызской республики

Законодательство Кыргызской Республики

База данных «Законодательство Кыргызской Республики» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Кыргызстана

Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

Общегосударственные налоги

Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

  • обязательный и добровольный патенты
  • единый налог
  • налоговый контракт

Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: «Бишкек», «Каракол», «Маймак» и «Нарын»), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

Заключительные положения

Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

Смотрите так же:  Пояснительная записка в мсфо

Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ В КЫРГЫЗСТАНЕ.

Физические лица, проживающие на территории Кыргызской Республики, уплачивают в бюджет подоходный налог со своих доходов. Плательщиками данного налога являются все лица — резиденты и не резиденты Кыргызстана. Существуют следующие доходы, не облагаемые подоходным налогом, к ним относятся: выплачиваемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики пенсии; выплачиваемые учащимся и студентам учреждений образования Кыргызской Республики стипендии, размер которых установлен законодательством Кыргызской Республики; материальная помощь, которую выдают в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством для возмещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью по решению исполнительных государственных органов и органов местного управления; дивиденды, которые были получены физическим лицом-резидентом Кыргызской Республики от участия в уставном капитале отечественных организациях; получаемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики алименты; доходы физических лиц, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, за исключением индивидуальных предпринимателей; доходы, получаемые с процентов по вкладам в банки Кыргызской Республики; и.т.д. (Всего НК КР предусмотрено 37 видов доходов, не облагаемых подоходным налогом) [1].

Объектом налогообложения по подоходному налогу является доход плательщика, рассчитываемый как разница между полученным годовым доходом и вычетами, которые предусмотрены в Налоговом кодексе [1].

Подоходный налог, ранее действующий в Кыргызской Республики, долгое время основывался на прогрессивной шкале ставок. Очень малый процент людей в то время фактически уплачивал подоходный налог по максимальной ставке, так как средняя заработная плата населения страны не достигала 9800 сомов в месяц. Прогрессивная шкала подоходного налога оказалась неспособной эффективно выполнять функцию перераспределения доходов, для которой она была предназначена, и в 2001 году, вслед за Россией, Киргизия стала использовать фиксированную ставку подоходного налога, которая в настоящее время составляет 10% (глава 25, статья 173 НК КР «Ставка подоходного налога») [1]. После данного нововведения поступления налогов в бюджет имели динамику роста.

В Кыргызской Республике разрешены следующие вычеты: Социальный и имущественный вычет.

На социальный вычет имеет право физическое лицо для собственного образования и образования иждивенцев, возраст которых не превышает 24 года. При этом размер вычета на дошкольное, школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование определяется равный сумме оплаты, произведенной данным физическим лицом в адрес организации образования Кыргызской Республики. Организация должна иметь лицензию уполномоченного государственного органа.

На имущественный вычет имеет право физическое лицо в сумме средств, фактически направленных данным лицом на погашение процентов по ипотечному кредиту, но не более 230000 сомов в год. Хочется отметить, что имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, когда производится оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры за счет средств работодателя или иного субъекта или когда сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них происходит между физическими лицами, которые являются взаимозависимыми лицами[2].

В заключении, хотелось бы сказать, что подоходный налог в Кыргызской Республике претерпел довольно много значительных изменений в последнее время. Данные изменения тесно связаны с внешними и внутренними факторами экономического развития данной республики.

Главная | Законодательство КР | Налоговый Кодекс Кыргызской Республики

Статья 173. Ставка подоходного налога

Ставка подоходного налога устанавливается в размере 10 процентов.

Статья 174. Исчисление подоходного налога

Исчисление подоходного налога производится путем умножения налоговой базы по подоходному налогу на ставку подоходного налога.

Статья 175. Порядок исчисления, срок и место уплаты подоходного налога

1. Налогоплательщик подоходного налога производит окончательный расчет и уплачивает подоходный налог до даты представления единой налоговой декларации. Окончательная сумма подоходного налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммой налога, удержанного налоговым агентом.

2. Подоходный налог уплачивается по месту налоговой и/или учетной регистрации налогоплательщика.

Главная | Законодательство КР | Налоговый Кодекс Кыргызской Республики

Статья 169. Общие положения

1. Налогоплательщик имеет право на вычеты, установленные настоящей главой.

2. Налогоплательщик имеет право на вычеты в том налоговом периоде, к которому такие вычеты относятся.

3. Налогоплательщик имеет право на следующие вычеты:
1) стандартные вычеты;
2) социальные вычеты;
3) имущественные вычеты.

Статья 170. Стандартные вычеты

Стандартные вычеты состоят:
1) из персонального вычета — в размере 6,5 расчетных показателей за каждый месяц налогового периода;
2) из вычета на иждивенцев налогоплательщика — в размере одного расчетного показателя на каждого иждивенца за каждый месяц налогового периода;
3) из вычета отчислений по государственному социальному страхованию, за исключением отчислений по государственному социальному страхованию по доходам, не облагаемым подоходным налогом, в соответствии с настоящим Кодексом;
4) из вычета отчислений в негосударственный пенсионный фонд — не более 8 процентов от налоговой базы налогоплательщика.

Статья 171. Социальные вычеты

1. Налогоплательщик имеет право на получение социального вычета на образование налогоплательщика и его иждивенцев, возраст которых не превышает 24 лет.

Смотрите так же:  Образец отзыва на апелляционную жалобу истца в арбитражный суд

2. Размер вычета на дошкольное, школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование устанавливается равным сумме оплаты, произведенной налогоплательщиком в адрес организации образования Кыргызской Республики, имеющей лицензию уполномоченного государственного органа, и подтвержденной документами, но не более 10 процентов от размера налоговой базы налогоплательщика без учета вычетов на образование.

3. Право на социальный вычет, установленный частью 1 настоящей статьи, предоставляется при подаче налоговой декларации на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих произведенные расходы. При этом право на вычет предоставляется только одному налогоплательщику.

4. Если сумма социального вычета превышает сумму ограничения, предусмотренного в части 2 настоящей статьи, данное превышение не подлежит вычету в следующих налоговых периодах.

Статья 172. Имущественные налоговые вычеты

1. Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме средств, фактически направленных налогоплательщиком на погашение процентов по ипотечному кредиту, но не более 230000 сомов в год.
Ипотечным является кредит, полученный для приобретения и/или строительства зданий и помещений жилищного фонда под залог этих зданий и помещений.

2. Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при подаче им налоговой декларации на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в счет погашения кредита и процентов по нему.

3. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящей статьей, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры для налогоплательщика производится за счет средств работодателя или иного субъекта, а также в случае, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми лицами.

Подоходный налог

Плательщиками подоходного являются физические лица-граждане Кыргызской Республики, физические лица-резиденты, не являющиеся гражданами Кыргызской Республики, физические лица-нерезиденты, не являющиеся гражданами Кыргызской Республики и получающие доход из источника в Кыргызской Республике, и налоговый агент (организация или индивидуальный предприниматель), выплачивающий физическим лицам доход из источника в Кыргызской Республике.

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность по добыче и реализации золотосодержащей руды,золотосодержащего концентрата,золотого сплава и аффинированного золота, уплачивают налог на доходы, ставка которого зависит от стоимости золота и колеблется от 1 % до 20 %.

Налоговой базой в этом случае является выручка безучета НДС и налога с продаж, полученная от реализации золотого сплава и аффинированного золота, и стоимость золота в золотосодержащей руде и золотосодержащем концентрате, исчисленная исходя из мировых цен, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Под новым оборудованием понимаются основные средства, ввезенные на территорию Кыргызской Республики после и не использовавшиеся на ее территории до 1 мая 2015 года, а также используемое недвижимое имущество, которые являются собственностью отечественной организации или используются ею в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга). К новому оборудованию не относятся основные средства, ввезенные налогоплательщиком после 1 мая 2015 года и используемые для расширения или модернизации основных средств или производственного комплекса, приобретенных или произведенных налогоплательщиком до 1 мая 2015 года.

Объектом налогообложения является:

1) осуществление экономической деятельности, за исключением предпринимательской деятельности, в результате которой получен доход:

• из источника в Кыргызской Республике и/или из источника за пределами Кыргызской Республики – для гражданина Кыргызской Республики и физического лица-резидента, не являющегося гражданином Кыргызской Республики;

• из источника в Кыргызской Республике – для физического лица-нерезидента, не являю- щегося гражданином Кыргызской Республики;

2) получение любого другого дохода. Налоговой базой является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым дохо- дом, полученным налогоплательщиком за налоговый период, и вычетами, предусмотренными налоговым законодательством Кыргызской Республики, но в любом случае не менее размера минимального расчетного дохода за налоговый период по подоходному налогу, ежегодно устанавливаемого Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики. Налоговым периодом по подоходному налогу является календарный год. Ставка подоходного налога составляет 10 %.

Налоги уплачиваемые физическим лицом – подоходный налог

Что такое налог — под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный денежный платеж, взимаемый с налогоплательщика в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Какие налоги уплачивают физические лица ?

Физические лица уплачивают 3 вида налогов:

  • Подоходный налог
  • Земельный налог
  • Налог на имущество

Кто является плательщиком подоходного налога?

  • подоходный налог уплачивает физическое лицо получающие доход и являющиеся гражданином Кыргызской Республики;
  • подоходный налог уплачивает физическое лицо – резидент, не являющееся гражданином Кыргызской Республики, получающее доход;
  • подоходный налог уплачивает физическое лицо-нерезидент, не являющееся гражданином Кыргызской Республики, получающее доход из источника в Кыргызской Республике;
  • подоходный налог уплачивает налоговый агент, выплачивающий доход из источника в Кыргызской Республике физическому лицу.

Физическим лицом-резидентом является любое физическое лицо, которое находится на территории Кыргызской Республики в течение 183 и более дней в течение любого периода, состоящего из 12 месяцев, следующих подряд и завершающихся в текущем налоговом периоде, либо на государственной службе Кыргызской Республики за границей.

Физическим лицом-нерезидентом является физическое лицо, которое не подпадает под признаки физического лица-резидента (указано выше).

Налоговым агентом является организация или индивидуальный предприниматель, выплачивающий доход физическому лицу, который не является индивидуальным предпринимателем.

Смотрите так же:  Авиадиспетчер требования по здоровью

С каких доходов уплачивается подоходный налог?

Подоходный налог уплачивается с доходов:

  • полученных от осуществления экономической деятельности, за исключением предпринимательской деятельности;
  • из источника в Кыргызской Республике и/или из источника за пределами Кыргызской Республики — для гражданина Кыргызской Республики и физического лица-резидента, не являющегося гражданином Кыргызской Республики, имеющего вид на жительство в Кыргызской Республике или статус кайрылмана;
  • из источника в Кыргызской Республике — для физического лица-резидента, не являющегося гражданином Кыргызской Республики;
  • из источника в Кыргызской Республике — для физического лица-нерезидента Кыргызской Республики, за исключением физического лица-нерезидента Кыргызской Республики, являющегося работником филиала и/или представительства отечественной организации, зарегистрированной за пределами Кыргызской Республики
  • полученных любых других доходов.

Ставка подоходного налога установлена в размере 10 процентов. Подоходный налог уплачивается по месту налоговой и/или учетной регистрации налогоплательщика.

Если вы состоите в трудовых отношения регулируемых Трудовым кодексом Кыргызской Республики ваш ежемесячный доход подлежащий обложению подоходным налогом, не может быть менее минимального рассчетного дохода, который устанавливается для каждого района каждой области Кыргызской Республики.

Размер минимального расчетного дохода устанавливается Правительством Кыргызской Республики по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики до 1 октября текущего года. (см. минимальный рассчетный доход).

Важно: Минимальный расчетный доход не применяется для доходов работников, получаемых в формах оплаты труда:

1) за счет бюджетных средств;

2) по совместительству;

3) младшего обслуживающего персонала;

4) работников товариществ собственников жилья, кондоминиумов, жилищно-строительных, гаражных, сельскохозяйственных товарно-сервисных и садово-огородных кооперативов;

5) инвалидов I, II и III групп;

6) лиц, работающих в период отбывания наказания в местах лишения свободы или нахождения на поселении.


Сроки уплаты подоходного налога

Подоходный налог, удерживаемый налоговым агентом, подлежит уплате в бюджет не позднее дня, следующего за 20 числом месяца, следующего за месяцем выплаты дохода.

Подоходный налог, удерживаемый налоговым агентом, являющимся субъектом малого предпринимательства или некоммерческой организацией, подлежит уплате в бюджет не позднее дня, следующего за 20 числом месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором выплачен доход.

При этом подоходный налог, удерживаемый налоговым агентом, уплачивается по месту налогового учета налогового агента, а при наличии обособленных подразделений — по месту учетной регистрации обособленного подразделения.

Где можно получить информацию по вопросам налогооблажения.

  • В Государственной налоговой службе Кыргызской Республики.
  • Территориальных подразделениях Государственной налоговой службы Кыргызской Республики.
  • На сайте http://www.sti.gov.kg/
  • Call-центр: 194
  • По телефонам (пройдите по ссылке на справочник телефонов http://www.sti.gov.kg/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B )


Порядок обжалования решения органов налоговой службы

  1. Жалоба налогоплательщика на решение органов налоговой службы подается в уполномоченный налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику данного решения.
  2. Жалоба налогоплательщика подается в письменной форме.

В жалобе должны быть указаны:

  • дата подачи жалобы;
  • наименование органа налоговой службы, в который подается жалоба;
  • фамилия, имя и отчество либо полное наименование лица, подающего жалобу, его место жительства (место нахождения);
  • идентификационный налоговый номер налогоплательщика;
  • наименование органа налоговой службы, решение которого обжалуется;
  • обстоятельства, на которых налогоплательщик, подающий жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • перечень прилагаемых документов;
  • реквизиты обжалуемого решения.

В жалобе могут быть указаны и иные сведения, имеющие значение для разрешения спора.

  1. Жалоба подписывается налогоплательщиком.
  2. К жалобе прилагаются:
  • копии материалов и акта по результатам налогового контроля;
  • копия решения по ней;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования, заверенные налогоплательщиком и иными органами;
  • иные документы, имеющие отношение к делу.
  1. Решение по существу жалобы налогоплательщика должно быть направлено в течении 30 календарных дней, следующих за днем получения жалобы.

Решение принимается об: 1) удовлетворении жалобы налогоплательщика;

2) частичном удовлетворении жалобы налогоплательщика;

3) отказе в удовлетворении жалобы налогоплательщика.

В решении по результатам рассмотрения жалобы должны быть указаны:

1) дата и место принятия решения;

2) наименование уполномоченного налогового органа, рассмотревшего жалобу;

3) фамилия и инициалы либо полное наименование налогоплательщика, адрес заявителя;

4) идентификационный налоговый номер налогоплательщика;

5) наименование органа налоговой службы, на решение которого была подана жалоба;

6) реквизиты и краткое содержание обжалуемого решения;

8) изложение мотивов и фактов, положенных в основу решения;

9) ссылки на нормы настоящего Кодекса, закона или нормативного правового акта;

10) принятое решение;

11) соответствующее поручение налоговому органу, решение которого обжаловалось.

Налогоплательщик, не согласный с решением уполномоченного налогового органа по поданной жалобе, вправе обжаловать это решение в судебном порядке по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными для административных дел.

Ссылки:

  1. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года N 230
  2. Постановление Правительства КР от 2 октября 2017 года N 630 «Об утверждении размера минимального расчетного дохода в месяц на 2018 год»