Почему спор бога и мефистофеля гете назвал прологом

Почему спор бога и мефистофеля гете назвал прологом

В чем смысл спора между Богом и Мефистофелем? (По произведению Гете «Фауст»)

Разговор между Богом и Мефистофелем — это и экспозиция, и завязка действия «Фауста». О чем же спорят эти двое? Конечно, о том, насколько совершенным создан мир и человека.

Позиция Мефистофеля очевидна: он с глубоким презрением относится к человеку, называя его «смешным божком земли», который не способен ни к чему, кроме развлечений сомнительного типа. Мефистофель забрасывает Богу, что тот зря наградил человека разумом, поскольку она не способна воспользоваться этим даром. Да и сам мир Мефистофель жужжит, считая его несовершенным, плохим. А насчет человека, то ее и чертовы сожалению:

Нет, что ни говори, а плох наш белый свет!

Бедняга человек! Он жалок так в страданье,

Что мучает бедняка и я не в состояньи.

Итак, Мефистофель считает человека жалким беспомощным созданиям. Опровержение этой клеветы на человека и мир и составляет идейный пафос трагедии. Бог настолько верит в человека, в его разум и совесть, что позволяет Мефістофелю попытаться свести Фауста, которого он считал образцом человека образованного, умного, честного и порядочного:

И посрамлен да будет сатана!

Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

Смысл спора между Богом и Мефистофелем вполне понятен, учитывая эпоху, когда была создана драматическая поэма «Фауст». Это была эпоха Просвещения, а значит, дискуссия о человеке и мире — это отпечаток времени Просвещения, возвеличувала разум человека, его возможности и роль в мире. Бог выступает здесь с позиции величайших мыслителей и художников своего времени. Ему известно и понятно постоянное стремление человека к познанию, желание познать мир, найти истину. Ведь для того человеку и дан разум. Таким образом дискуссия о человеке и возможностях его разума становится главной проблемой произведения. И именно в этом суть спора между Богом и Мефистофелем.

В чем смысл спора между Богом и Мефистофелем?

И грозной цепью сил природы Весь мир таинственно объят.

Действие трагедии «Фауст» открывается Прологом, который совершается на небесах. Гимны архангелов создают торжественный космический фон. Вселенная величественна, все в природе находится в непрерывном движении, в борьбе. И сразу же после этого на­чинается спор о человеке, о смысле его существования на Земле. Что же значит человек в этом огромном мире?

Мефистофель отвечает на этот вопрос уничтожающей критикой человека: «смешной божок земли», свой разум «он на одно лишь смог употребить, чтоб из скотов скотиной быть», «в грязь он лезет поминутно», «он жалок».

Насмешки Духа Отрицания тем более необычны, что представитель «нечистой силы» воспроизводит один к одному взгляды средневековой христианской церкви об изначаль­ной виновности человека, о первородном грехе, о нечистоте женщины, любви, челове­ческого тела. Во имя этих представлений отправлялись на костры тысячи людей.

Мефистофель убежден в том, что даже лучший из людей — Фауст — так же слаб, как и любое из этих жалких созданий: «Бьюсь об заклад: он будет мой!»

Между прочим, подобного рода мнения о человеке не так уж неведомы нам. Вы ведь слыхали такое слово: «быдло»? Так мы характеризуем целые толпы людей. А быд­ло в переводе с польского и означает «скот». Именно то самое слово, которое отнес к человеку Мефистофель.

Гуманистическую программу Гёте вкладывает в уста Господа, который противопо­ставил Мефистофелю свою веру в человека:

Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен.

Итак, естественным и истинно человеческим качеством Господь считает Разум, поиск истины, то есть все то, что проповедовали и деятели эпохи Просвещения. Господь вовсе не считает человека венцом своего творения и лучше, чем кто бы то ни было, знает его слабости. Одна из таких слабостей известна каждому ученику — это лень-матушка. Правда, в возвышенных стихах, которыми изъясняется Бог, это звучит несколько по- другому, но суть-то дела от этого не меняется:

Слаб человек: покорствуя уделу, Он рад искать покоя.

Это, конечно, не та слабость, о которой говорил Дух Отрицания, это скорее слабость силы, той самой, которая сидит сиднем тридцать лет и три года, пока внешние силы не поднимают ее к богатырским подвигам. Это и объяснение странным отношениям Господа с Мефистофелем.

. потому Дам беспокойного я спутника ему: Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу!

Господь (а лучше сказать, сам автор) понимает и сложность познания истины, путь к которой извилист и труден. Этот путь Господь называет то блужданием, то исканьем смутным, но внутренняя чистота человека сохранит его на путях познания: «чистая душа в своем исканье смутном сознаньем истины полна!»

Все содержание трагедии «Фауст» — в этом маленьком тексте «Пролог на небе­сах». И смысл этого спора о предназначении, или о сущности, человека предельно понятен: Творец создал человека для поиска истины, неведомой даже архангелам, но в путь открыватель должен отправляться сам, преодолев внутренние препятствия (уже упомянутую лень) и внешние земные соблазны. Остановившийся в поиске, рас­тративший себя на кабацкие или иные утехи — добыча темных (в смысле лишенных истины) сил. Прошедший свой путь для открытия истины, пусть крохотной ее доли, выполняет волю «Садовника», который, «сажая деревцо. уже знает, какой цветок и плод с него получит. ».

Аминь! По-моему, именно это слово должно закончить наши рассуждения о споре Бога и Сатаны.

Урок «Место и композицонная роль прологов в трагедии И.Ф. Гете «Фауст»»

Разделы: Литература

Цель урока: раскрыть своеобразие прологов трагедии “Фауст”, глубину взглядов автора на сущность человека.

Методические приемы: вступительное слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение фрагментов произведения, идейно-художественный анализ прологов трагедии, литературоведческая справка.

1. Вступительное слово учителя

Иоганн Вольфганг Гете – самый выдающийся просветитель. Тонкий лирический поэт, драматург, романист, мыслитель, ученый и государственный деятель, занимавший пост министра, – так щедро одарила природа Гете. Он вступил в литературу как предромантик, увлеченный произведениями немецкого фольклора (баллада “Лесной царь”). Затем он создает “Страдания молодого Вертера” — одно из самых главных произведений европейского сентиментализма, а последний период творческой деятельности известен чеканными стихотворениями, которые утверждают поэтику классицизма. Дружба с Ф.Шиллером помогла писателю в поисках новых форм творческой выразительности.

2. Сообщение ученика о биографии И.В.Гете и истории создания трагедии “Фауст”

Гете (1749–1832) родился в г.Франкфурте-на-Майне, одном из “вольных городов”, входивших в состав тогдашней Германии. Отец его был зажиточный бюргер, человек образованный, имеющий степень доктора права. Будущий поэт получил хорошее по тем временам воспитание и образование. Но этим он больше всего обязан не учителям, а своему упорству в овладении знаниями и своей исключительной работоспособности. В университетах Лейпцига и Страсбурга он изучал юриспруденцию, медицину, литературу. В 1770 году становится участником движения “Буря и натиск”. Лирические стихотворения, созданные в эти годы, знаменовали собой новый этап в истории немецкой поэзии. Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа. В этот же период в творчестве Гете появляется образ “бурного гения”, протестующего против всякого рода гнета. В 1775 году по приглашению молодого герцога Гете едет в г.Веймар – столицу маленького феодального государства. Вопреки интригам придворной знати, герцог вскоре делает молодого, умного, энергичного бюргера своим министром, постепенно передав в его руки все обязанности по управлению герцогством. В творчестве Гете этого периода утверждаются лирико-эпические жанры. Все чаще поэт обращается к балладе. В 1786 году Гете бросает все дела и уезжает в Италию, проводит там два года. Много и интенсивно работает: изучает итальянское искусство, римские древности, сам занимается рисованием, продолжает свои естественнонаучные наблюдения, работает над “Фаустом”. Здесь оформляется гетевский классицизм.

В 90-е годы ХУШ века Гете работает над большим романом – “Годы учения Вильгельма Мейстера”. Героем становится молодой бюргер, который пытается определить свое место в жизни. В эти годы он много занимается естественными науками: морфологией растений и животных, геологией, анатомией человека. Делает ряд важных научных открытий.

Около 1800 года Гете усиленно работает над первой частью “Фауста”. Именно в эти годы он придает истории исканий героя глубокий гуманистический смысл. В 1808 году первая часть выходит из печати. Вторая часть была завершена летом 1831 года. “У меня громадное преимущество, — говорил Гете в 1824 году, — благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события”. И весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии “Фауст”.

Учитель. “Фауст” — произведение необычайно сложное. Это драматическое произведение никогда не предназначалось для сцены. В самом начале работы над “Фаустом”, а писатель создавал это произведение тридцать лет, Гете видел именно театральный сюжет. Постоянно возвращаясь к нему, автор постепенно превратил его в грандиозное философское сочинение, в котором отразил свои взгляды на сущность человека.

3. Литературоведческая справка

Источником сюжета “Фауста” послужила народная книга ХУ1 века “История о докторе Иоганне Фаусте”, которая впервые была опубликована книгоиздателем И.Шписом в 1587 году. Публикации предшествовала устная и рукописная традиция. Сразу же вслед за ней начинается литературная судьба образа Фауста, впервые обработанного в Англии Кристофером Марло, спустя два-три года написавшим трагедию на этот сюжет. Немецкие писатели из литературного кружка “Буря и натиск” также заинтересовались текстом народной книги о Фаусте. Но их всех волновал вопрос контакта человека с силами ада, его наказание проникнуть в тайны ирреального мира. Гете принципиально меняет трактовку характера главного героя. Фауст Гете – это типический просветительский образ. Его главные качества – острый ум и стремление к познанию мира. Он воплощает идею человеческого прогресса, преобразования мира, его постоянного улучшения с помощью человеческой деятельности.

4. Работа с текстом. Идейно-художественный анализ прологов трагедии “Фауст”

Учитель: трагедия Гете начинается с трех небольших вступлений: “Посвящение” (1797 г.), “Театральное вступление” и “Пролог на небесах” (создавались с 1797 по 1801 гг.) Давайте поговорим о них.

Учащиеся читают “Посвящение”.

Вопрос учителя: к кому обращается поэт?

Примерный ответ учащихся: поэт обращается к себе, вспоминая свою юность; так в трагедии возникает тема “утраченной” молодости.

Вопрос учителя: какими чувствами охвачен поэт?

Примерный ответ учащихся: поэта переполняет волнующая грусть и радость, возрастающая власть давней мечты пленяет сознание. Туманные видения образуют нечто новое – они воскрешают стремление, возрождают новый творческий замысел автора.

Вопрос учителя: какие чувства в прологе вызывает “настоящее”?

Примерный ответ учащихся: грусть, одиночество поэта, его чуждость миру (толпе). (Зачитывается отрывок от слов “Кружок друзей рассеян по вселенной…” до слов “Кто жив еще, — рассеяны средь мира…”)

Вопрос учителя: с какими чувствами связана тема “прошлого”?

Примерный ответ учащихся: с вдохновением, с “былыми снами”, с юностью, веселыми днями, с полнотой жизни, с давним стремлением “туда, в мир духов, строгий и немой…”.

Вывод (проецируется на экран): в “Посвящении” из смутной тьмы возникают и проясняются памятные образы. Сила воображения делает их все более отчетливыми, настоящими и дает силу для новых образов, новых замыслов, т.е. “открывает” будущее.

Настоящее становится прошлым, прошлое, оживая, — настоящим и открывает путь будущему. Воображение, творчество поэта способно соединить времена, друзей, следовательно, постичь весь мир в его целостности.

Учащиеся читают “Театральный пролог”.

Вопрос учителя: какое развитие получает идея познания и целостности мира? Найдите в речи персонажей пролога слова, подчеркивающие эту мысль.

Примерный ответ учащихся: собеседники ведут речь о масштабном представлении, призванном поразить, пленить чувства людей, о таком зрелище, где сцена – весь мир.

Вопрос учителя: каковы взгляды Директора и Комика?

Примерный ответ учащихся: Директор – организатор, утверждающий необходимость постановки грандиозной пьесы. Он строг и серьезен. Самое важное, на его взгляд, — завладеть чувствами и деньгами публики. Его назидание Поэту – совершить чудо, поразить воображение зрителя. Для успеха хороши все средства. “Массу покоряют только массой”, поэтому представление должно быть огромным.

Комик – противник серьезности. Своим весельем он высмеивает пороки и недостатки. Его кредо – угождать публике. “Сварить питье по вкусу каждому, из жизни черпать материал”. Ведь зритель неприхотлив: “Что в сердце у него, то в пьесе видит он”. И роль Комика – возбуждать ироничное, негативное отношение ко всему плохому в мире и в себе. Высмеять – значит избавиться от дурных привычек. Ратуя за постановку пьесы, высмеивая негативное, Комик обостряет противоречие, помогает зрителям одолеть неизменные пристрастия, чем и способствует духовному подъему.

Смотрите так же:  Срок действия отгулов

Вопрос учителя: какова позиция Поэта в этом споре?

Примерный ответ учащихся: взгляды Поэта возвышенны. Он отрицает грубое стремление Директора “одурачить толпу” и угодничество Комика, когда ложь и правда будут лишь развлекать публику. Поэт против скороспелых поделок. Призвание художника он видит в создании целостного, гармоничного произведения.

(Чтение отрывка: “Кто единичное искусно обобщает,

Объединяя все в торжественный аккорд…”)

Все силы своего духа Поэт устремляет к высокому, прекрасному, вечному, чтобы созданный шедевр возвышал, приносил пользу современникам и потомкам.

(Чтение отрывка: “Нет, лучше пусть годами дума зреет,

Чтоб совершенней стала красота!”)

Учащиеся читают “Пролог на небесах”.

Вопрос учителя: главный персонаж трагедии впервые появляется в “Прологе на небесах”. Найдите эпизод, в котором впервые звучит имя главного героя. В каком контексте звучит имя Фауста? О чем идет разговор между Богом и Мефистофелем?

Примерный ответ учащихся: речь идет о человеке, о его земных страданиях.

Вопрос учителя: в чем видит Мефистофель главную причину страданий человека?

Примерный ответ учащихся: главная причина – “отблеск Божественного света”; разум человека, который он употребил на то, чтобы “из скотов скотиной быть”. Мефистофель не верит в возможность человека улучшить мир.

Вопрос учителя: как характеризует Мефистофель Фауста?

Примерный ответ учащихся: “…но не такой, как все; он служит по-иному”.

Вопрос учителя: почему Мефистофель считает, что Фауст “рассудком слаб”?

Примерный ответ учащихся: Мефистофель, как дух отрицания, не верит в саму возможность человеческого познания. Фауст стремится найти истину, его мучают сомнения, он стремится к высшему познанию, хотя еще и “блуждает во мраке”, поэтому для Мефистофеля он – сумасшедший, хотя и не “труп”.

Вопрос учителя: можно ли на основании слов Бога о Фаусте предположить, одержит ли Мефистофель победу?

Примерный ответ учащихся: стремление Фауста к познанию – это “добро” для Бога, т.к. “чистая душа в своем исканье смутном/ Сознаньем истины полна”. Бог называет Фауста своим “рабом”. Это слово не содержит отрицательной характеристики героя. Оставаться “рабом Божьим” — это значит сохранять верность Богу.

“Но истины лучом он будет озарен”. Мефистофель не сможет одержать победу, потому что отрицание – это НИЧТО, а истина, даже ее часть, стремление к познанию – это НЕЧТО.

Вопрос учителя: чтение последнего монолога Бога. Какие качества человека могут погубить его душу, а какие — спасти?

Примерный ответ учащихся: слабость человека в его постоянном желании под тяжестью обстоятельств искать покоя. Сила – в его способности действовать, в способности понимать красоту святую и любить

Вывод (проецируется на экран): в “Прологе на небесах” намечен основной конфликт произведения: между покоем (отрицание, Ничто) и действием, поиском истины (Нечто); конфликт между Мефистофелем, цель которого заставить Фауста “остановить мгновение”, т.е. захотеть покоя, и Фаустом, который до своего последнего жизненного мгновения должен искать и бороться.

Домашнее задание (по группам):

1 группа – сцены 1 и 2.

— Почему страдает Фауст?

— В какой момент и почему Фауст заканчивает диалог с Вернером?

— Почему Фауст хочет отравиться? Что его останавливает?

2 группа – сцена 3.

— Как характеризует Фауста его попытка перевести Новый Завет?

— Какую характеристику дает себе Мефистофель? Что он понимает под “благом”?

3 группа – сцена 4.

— Определите границы эпизода “Заключение договора”.

— Как теперь хочет жить Фауст? Почему так принципиально меняются его жизненные ценности?

— Как характеризуют Мефистофеля слова, которыми он поясняет запись, сделанную в альбом ученику?

4 группа – сцена 5, 6.

— Почему в 5-ой сцене Фауст ничего не говорит? (Только приветствие и обращение к Мефистофелю)

— Почему в 6-ой сцене Фауст обращает внимание только на зеркало? Что он видит в нем?

5 группа – сцена 14.

— Как изменились взгляды Фауста на жизнь?

— В чем заключается символика названия сцены “Лес и пещера”?

Анализ произведения «Фауст» (Гёте)

Автор: Guru · Опубликовано 05.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

«Фауст» — это произведение, заявившее о своем величии после смерти автора и не утихающее с тех самых пор. Словосочетание «Гете – Фауст» настолько на слуху, что даже не увлекающийся литературой человек слышал о нем, может, даже не подозревая, кто кого написал – то ли Гете Фауста, то ли Фауст Гете. Однако философская драма — не только бесценное наследие писателя, но и одно из ярчайших явлений эпохи Просвещения.

История создания

«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.

Суть произведения

Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.

В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.

Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.

Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.

Сам Гете назвал свое произведение трагедией, а литературоведы – драматической поэмой, о чем также трудно спорить, ведь глубина образов и сила лиризма «Фауста» необычайно высокого уровня. Жанровая природа книги склоняется и в сторону пьесы, хотя на сцене могут быть поставлены лишь отдельные эпизоды. В драме так же присутствуют эпическое начало, лирические и трагические мотивы, поэтому ее сложно отнести к определенному жанру, но не будет ошибочным утверждать, что великий труд Гете – философская трагедия, поэма и пьеса в одном лице.

Главные герои и их характеристика

  1. Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
  2. «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
  3. Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.

Произведение, содержащее соглашение трудолюбивого человека и черта, иными словами – сделку с дьяволом, дарит читателю не только захватывающий, полный приключений сюжет, но и актуальные темы для размышления. Мефистофель испытывает главного героя, даруя ему абсолютно иную жизнь, и теперь «книжного червя» Фауста ждут веселье, любовь и богатство. В обмен на земное блаженство тот отдает Мефистофелю душу, которая после смерти должна отправиться в ад.

  1. Наиболее важная тема произведения – вечное противоборство добра и зла, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста.
  2. После посвящения затаилась и тема творчества в театральном прологе. Позицию каждого из спорящих можно понять, ведь директор думает о вкусе публики, которая платит деньги, актер – о наиболее выгодной роли, чтобы понравиться толпе, а поэт – о творчестве в целом. Нетрудно догадаться, как искусство понимает Гете и на чьей стороне он стоит.
  3. «Фауст» — настолько многогранное произведение, что здесь мы найдем даже тему эгоизма, которая не бросается в глаза, однако при обнаружении объясняет, почему персонаж не был удовлетворен знаниями. Герой просвещался лишь для себя, а не помогал народу, поэтому его накопленные годами сведения были бесполезны. Отсюда вытекает и тема относительности любого знания – то, что они непродуктивны без применения, разрешает вопрос, почему познание наук не привело Фауста к смыслу жизни.
  4. Легко проходя через соблазнение вином и весельем, Фауст и не догадывается, что следующее испытание дастся намного труднее, ведь ему предстоит предаться неземному чувству. Встречая юную Маргариту на страницах произведения и видя безумную страсть Фауста к ней, мы разглядываем тему любви. Девушка привлекает главного героя чистотой и безупречным чувством правды, кроме того, она догадывается о натуре Мефистофеля. Любовь персонажей влечет за собою несчастья, и в темнице Гретхен раскаивается за свои грехи. Следующая встреча влюбленных ожидается только на небесах, но в объятиях Маргариты Фауст не просил повременить мгновенье, в противном случае произведение завершилось бы без второй части.
  5. Присматриваясь к возлюбленной Фауста, отметим, что юная Гретхен вызывает симпатию у читателей, однако она виновна в смерти своей матери, которая не проснулась после сонного зелья. Так же по вине Маргариты умирают еще ее брат Валентин и внебрачный ребенок от Фауста, за что девушка оказывается в темнице. Она испытывает страдания от совершенных ею грехов. Фауст предлагает ей сбежать, но пленница просит его уйти, отдаваясь полностью своим мучениям и раскаянию. Так в трагедии поднимается еще одна тема – тема нравственного выбора. Гретхен предпочла смерть и Божий суд побегу с чертом, и тем самым спасла свою душу.
  6. Великое наследие Гете таит в себе и философские полемические моменты. Во второй части мы вновь заглянем в кабинет Фауста, где усердный Вагнер работает над экспериментом, создавая человека искусственным путем. Сам образ Гомункула – уникальный, прячущий разгадку в его жизни и поисках. Он томится по реальному существованию в реальном мире, хотя ему известно то, что еще не может осознать Фауст. Замысел Гете добавить в пьесу такого неоднозначного персонажа, как Гомункул, раскрывается в представлении энтелехии, духа, каким он вступает в жизнь до всякого опыта.

Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.

  1. Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к Просвещению, взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.
  2. Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить. В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами. Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.
  3. Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.
  4. Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.
Смотрите так же:  Получение лицензия фсб на гостайну

Смысл произведения

После долгих совместных с Мефистофелем приключений Фауст все-таки обретает смысл существования, представляя себе процветающую страну и свободный народ. Как только герой понимает, что в постоянном труде и способности жить ради других кроется истина, он произносит заветные слова «Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени» и умирает. После смерти Фауста ангелы спасли его душу от злых сил, награждая его неутолимое желание просвещаться и стойкость перед соблазнами демона во имя достижения своей цели. Идея произведения скрывается не только в направлении души главного героя в рай после соглашения с Мефистофелем, но и в реплике Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Гете подчеркивает свою мысль тем, что благодаря преодолению преград ради пользы народа и саморазвитию Фауста, посланец ада проигрывает спор.

Гете не только отражает идеалы просветительской эпохи в своем произведении, но и вдохновляет нас на раздумья о высоком предназначении человека. Фауст дает публике полезный урок: постоянное стремление к истине, познание наук и желание помогать народу спасают душу от ада даже после сделки с чертом. В реальном мире нет гарантии, что Мефистофель даст нам вдоволь поразвлечься прежде, чем мы осознаем великий смысл бытия, поэтому внимательный читатель должен мысленно пожать Фаусту руку, похвалив его за стойкость и поблагодарив за такую качественную подсказку.

Фауст и Мефистофель. Философское содержание трагедии.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Фауст — историческая личность, средневековый ученый, занимавшийся, по преданию, также магией, «чернокнижием», астрологией.

Об образе в трагедии Гете: Фауст – образованный человек, он знал на тот момент все дисциплины, которые могли изучать. Книжное знание не приносит удовлетворения понимании истины мироздания. Ф-т – образ человека нового времени, разумный, ищущий, постоянно стремящийся к прогрессу, он не имеет веры.

Мефистофель очень точно характеризует Фауста.

В прологе Господь и Мефистофель спорят о предназначении человека и о границах человеческого духа: Мефистофель утверждает, что человек по природе зол и что его можно удовлетворить примитивными животными наслаждениями, Господь же верит в безграничность исканий и «смутных стремлений», которые, вопреки всем заблуждениям, выведут доброго человека на истинный путь. Ставкой в этом споре избран Фауст, его спасение или гибель.

Ключевая сцена первой части — договор Фауста с Мефистофелем — ясно показывает, как далеко Гете ушел от первоисточника — легенды о грешнике, продавшем душу дьяволу за обычные земные блага и за необъятные знания. Фауст отвергает все, чем пытается соблазнить его Мефистофель, — богатство, славу, любовные утехи, он проклинает мнимые нравственные ценности, некогда внушенные ему религией, — веру, упование на волю Всевышнего и, главное, терпение, синоним бездеятельности. Условием договора он ставит не сумму сиюминутных наслаждений, а саму возможность исчерпать свои желания, «остановить мгновение», признав его прекрасным, и тем самым положить предел стремлениям своего духа. За такое отступничество он готов заплатить своей душой.

На короткое время Фауст и Мефистофель как бы меняются ролями: насмешливый черт с внезапной торжественностью требует ритуальной росписи кровью, а Фауст с истинно просветительским скепсисом отвергает самую мысль о загробном мире и возмездии за дьявольский пакт; его горести и радости связаны с земным миром, и последующее действие развивается как приобщение разочарованного в книжной премудрости ученого к этому земному миру, как познание человеческих радостей и страданий. Кульминация этого познания — трагедия погубленной им Маргариты. Тревожный и необъятный мир Фауста, пронизанный взлетами духа и низменными падениями плоти, лишь на короткое мгновенье пересекается с замкнутым, «домашним», трогательным миром наивной и самозабвенно любящей девушки, рушит этот мир и навлекает на нее позор и гибель. Гете далек от однозначных обвинений или оправданий своих героев: осужденная за свой грех безумная Маргарита сама себя судит, отказываясь бежать с Фаустом из тюрьмы и скитаться по свету «с нечистой совестью», но высший суд — голос с неба произносит слово «Спасена!». Фауст, терзаемый раскаянием, следует за Мефистофелем, и судьба его в конце первой части остается открытой.

В религиозно-философском смысле Фауст и Мефистофель у Гете весьма далеки от своих прототипов в народной легенде. Это особенно отчетливо звучит в сцене объяснения Фауста с Маргаритой, которая требует от него прямого ответа — верит ли он в Бога так, как велит священник. Эта сцена имелась уже в «Пра-Фаусте», и в уклончивом ответе Фауста слышится отзвук пантеистических настроений тех «штюрмерских» лет. Новый оттенок его религиозное свободомыслие получает в написанной позднее сцене толкования Евангелия: «Вначале было дело!» (вместо канонического «слово»).

Мефистофель, со своей стороны, — вполне просвещенный и современный черт, ироничный, беспощадно убедительный в «срывании масок», изобличающий Фауста в подспудных влечениях и инстинктах, которые тот сам от себя хотел бы скрыть. Это циник, наслаждающийся «пробуждением скотской натуры» в человеке, и одновременно — воплощение могучей силы отрицания, побуждающей человека к действию, к реализации своих духовных возможностей, «часть той силы, которая, желая зла, творит добро». Именно такая роль предназначена ему Господом в «Прологе на небе». В этом глубокая диалектика созданного Гете образа.

Особое место в первой части занимают «Посвящение» и «Театральное вступление» (иначе: «Пролог в театре»), которыми открывается трагедия. «Посвящение» — проникновенное лирическое стихотворение, в котором звучит и скорбное воспоминание о молодости и ушедших друзьях, и раздумье о судьбе будущего творения, и тревожная настороженность по отношению к его новым читателям. В сознании поэта сплавлены прошлое и настоящее, лично пережитое и созданный им художественный мир. «Театральное вступление» — беседа Директора театра, Поэта и Комика о задачах театрального зрелища, миссии искусства и художника, которую каждый из них толкует по-своему: Директор — как коммерческое предприятие, рассчитанное на невзыскательную публику; Поэт — как высокое предназначение, устремленное к потомкам; Комик — как быструю и действенную реакцию на запросы современного зрителя, которому нужно в концентрированном виде показать и «объяснить» его собственную, не осознанную им жизнь. В афористически сжатых стихах Гете формулирует свои теоретические идеи об организующей и преобразующей роли искусства

Намного сложнее для истолкования вторая часть трагедии, пронизанная символикой, аллегориями, мифологическими образами и ассоциациями.

  • Фантастический элемент, присутствующий уже в первой части («Кухня ведьмы», «Вальпургиева ночь»), здесь резко усиливается и становится господствующим. «Малому миру» земных человеческих отношений первой части приходит на смену «большой мир», макрокосм: история (античность и средневековье) и космический охват природы.
  • Тут и «научная фантастика» с сатирическим подтекстом (выведенный Вагнером в колбе человечек Гомункулус, ведущий научные споры с Мефистофелем),
  • и проблемы синтеза художественной культуры разных эпохаллегорический брак греческой Елены, символизирующей античное искусство, и Фауста — воплощения нового времени, рождение и гибель их сына — прекрасного юноши Эвфориона, в котором современники безошибочно узнавали Байрона.

После крушения этой эстетической утопии и исчезновения Елены (в III акте) Фауст — уже глубокий старик — обращается к практической деятельности: получив от императора в награду за победу прибрежную полоску бесплодной земли, он мечтает защитить, ее от наводнений и возделать на благо людям. В этом он видит цель и смысл своей жизни, предсмертное высшее удовлетворение достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

(Пер. Б. Пастернака)

Мефистофель пытается унести в ад «проигранную» душу умершего Фауста, но божественные силы возносят ее на небо, где ее ждет встреча с «вечно женственным» началом, воплощенным в Маргарите. Истинная победа Фауста над Мефистофелем, залог его финального «спасения» — в бесконечности этого «остановленного» мгновенья, на самом деле — движущегося, задуманного им дела, которое выходит за рамки единичной человеческой жизни, продолжается в труде и борьбе будущих поколений.

Гёте поставил своей целью провести человека через различные фазы развития:

  • через личное счастье
  • стремление к художественной красоте
  • попытки реформаторской деятельности
  • созидательный труд.

В «Фаусте» поэтому нет какого-то единого конфликтного центра, он строится как нескончаемый ряд вновь и вновь возникающих конфликтных ситуаций, связанных с исканиями героя. В них выделены два больших этапа, соответствующие двум частям произведения: в первой из них герой ищет себя в «малом мире» личных страстей, во второй — в сфере социальных интересов. Каждый эпизод в «Фаусте», даже если он непосредственно жизнен, получает и символический смысл. Образы «Фауста» несут в себе несколько значений, за одним смыслом таится другой.

В «Фаусте», как и в поэме Данте, основной сюжет составляют искания и странствия героя. «Пролог на небе» намечает проблематику трагедии, художественно выражает ее философский замысел. В «народной книге» был «Пролог в аду». Перенеся пролог на небо, Гёте заявил тем самым о новизне своей трактовки темы. В просторах Космоса, на фоне вечно движущихся светил и непрерывной смены света и мрака, идет спор Господа с чёртом — Мефистофелем — о сущности и возможностях человека. Мефистофель считает жизнь человека бессмысленной, а самого человека — ничтожным.

Договор с М. по своим условиям тоже отличен от договора между Фаустом и чертом из «народной книги». Там договор заключался на 24 года, в течение которых черт обязывался выполнять все желания Фауста, после чего душа Фауста переходила в его собственность. В трагедии срок договора не обусловлен. Обусловлено другое: Мефистофель должен дать Фаусту момент полного удовлетворения жизнью и собой, когда бы Фауст мог воскликнуть: «Мгновение, повремени!» Только в этом случае Мефистофель завладеет душой Фауста, потому что тогда подтвердится его уничижительное мнение о человеке как о жалком существе, — и выиграет пари, заключенное с Господом. Но Фауст не может остановиться в своих исканиях; он всегда будет идти вперед. Мефистофель же станет ему и помощником, и помехой на этом пути.

Тут перед нами новое противопоставление Фауст — Мефистофель.

Мефистофель — не просто чёрт из сказки. В художественной системе философски насыщенного произведения Гёте Мефистофель, как и Фауст, предстает фигурой, символизирующей существенные жизненные начала. «Я дух, всегда привыкший отрицать», — говорит он.

Мефистофель—символ силы отрицающей. Но ведь без отрицания не бывает и созидания. Такова диалектика всякого развития, в том числе и развития свободной мысли. Вот почему Мефистофель может характеризовать себя так:

«Часть вечной силы я,

Всегда желавшей зла, творившей лишь благое…

Смотрите так же:  Нужен приказ на выплату дивидендов

Я отрицаю всё – и в этом суть моя»

Эти слова Мефистофеля и следующие,

более точные в переводе Б. Пастернака:

«Достойно гибели всё то, что существует»

, часто приводят как образец диалектики, то есть познания мира в его противоречиях, в борьбе противоположностей.

«Не будет также ошибкой, — замечает Н.С. Лейтис, — видеть в Фаусте и Мефистофеле две стороны единой натуры человека: вдохновенный энтузиазм и насмешливую трезвость. Не случайно Гёте дал Мефистофелю немало собственных мыслей». C этим мнением согласны и иные исследователи

Mотив двойничества обретает в поэме мульти-ретроспективное звучание.

Во второй части трагедии, где Фауст обращается к созиданию, Мефистофель ему мешает или же искажает его намерения, привнося дух хищничества во все, к чему ни прикоснется, образ Мефистофеля приобретает сатирические черты. Именно Мефистофель становится проводником Фауста в его жизненных странствиях. Он нужен Фаусту, потому что нельзя двигаться вперед, не оставляя позади того, что уже изжило себя. Но, чуждый созиданию, Мефистофель способен помогать Фаусту лишь до известных пределов.

В первой части трагедии вехи странствий героя — это погреб Ауэрбаха в Лейпциге, кухня ведьмы, встреча Фауста с Гретхен и ее трагическая утрата.

Мефистофель хочет прельстить Фауста маленькими радостями жизни, ибо «прекрасно понимает, что отказ от творчества, от действия – конец для Фауста. Поэтому хочет заставить его забыть высокие стремления, опьянив ученого разгульной, чувственной жизнью». Потому он вначале приводит его в трактир (сцена 5), в компанию бражничающих студентов, где слышен «рев глоток и стаканов звон», устраивая там разные чудеса: вино начинает литься из дыр в крышке стола, пьяницы принимают носы друг друга за гроздья винограда и т.п. Но это совсем не то, чего ищет Фауст, еще в момент заключения договора предупредившего Мефистофеля:

Не радостей я жду, — прошу тебя понять!

Я брошусь в вихрь мучительной отрады,

Влюбленной злобы, сладостной досады;

Мой дух, от жажды знанья исцелен,

Откроется всем горестям отныне»

В трактире Фаусту скучно, и Мефистофель ведет его в кухню ведьмы (сцена 6). Фаусту нравится здесь еще меньше:

К бессмысленным их чарам отвращенье

Пытаю я: найдется ль исцеленье

Здесь, в этом тьме безумства, для меня?

Он, однако, не отказывается от предложенного ему ведьмой омолаживающего напитка и получает вторую, данную волшебством, жизнь.

Начинается история любви Фауста и Гретхен. Вот наконец та боль и нега, тот угар страсти, о которых мечтал Фауст. Гретхен – самый поэтичный, светлый из созданных Гёте женских образов. Простая девушка из небогатой бюргерской семьи, она изображена как безыскусное дитя природы, как прекрасный «естественный человек», каким мыслили свой идеал просветители. Ее детская непосредственность восхищает Фауста, рефлектирующего человека нового времени. «Как не испорчена, чиста», — восторгается он. Сюжет тут как будто начинает приобретать черты классической комедии на любовную тему. Грубый флирт Мефистофеля с Мартой является пародией на любовный роман Фауста. Но комедия быстро оборачивается трагедией.

Любовь Гретхен и Фауста приходит в противоречие с мещанскими нравами городка. Да и сама Гретхен не может вырваться из-под власти религиозных предрассудков, ее пугают вольномыслие Фауста, его равнодушие к церкви. Любовь, которая, как казалось Гретхен, несет ей счастье, превращается в источник ее невольных преступлений. Несчастная попадает в тюрьму, ее ждет казнь. Из тюрьмы ее пытается высвободить Фауст с помощью Мефистофеля, но Гретхен отталкивает его, будучи уже безумной.

Фауст понимает, что виновен в гибели Гретхен, и это заставляет его еще сильнее чувствовать свою ответственность. Возмужавший, он поднимается на новую ступень странствий, развивающихся во второй части трагедии в сфере общественной жизни. Изображение выходит здесь за пределы конкретных мест и времени и получает широкий обобщенный смысл.

Во второй части темой поэмы становятся судьбы и перспективы человечества, временем действия — вся история и Вечность, местом — вся Земля и Вселенная.

Здесь и античные мифы, и средневековые сказания, и философские концепции просветителей XVIII в., и coциально-утопические идеи, получившие развитие в XIX столетии. Драма «бурного гения» вырастает в могучее, универсальное по охвату жизни произведение, герой которого — целое человечество в лице одного человека.

Странствия Фауста, и духовные и физические, продолжаются. При этом между частями трагедии возникают своеобразные параллели и контрасты: атмосфера немецкой провинции средних веков (часть первая)— атмосфера средневекового императорского двора (часть вторая); любовь Фауста к Гретхен и ее утрата (часть первая)— любовь Фауста к Елене Прекрасной и ее утрата (часть вторая); Вальпургиева ночь, построенная на образах древнегерманской мифологии (часть первая) — классическая Вальпургиева ночь, построенная на образах античной мифологии (часть вторая). Фауст как будто движется по спирали, проходя во второй части трагедии по тем же вехам своего пути, что и в первой, только на новом круге.

В акте первом Фауст и Мефистофель попадают ко двору германского императора, и Гёте заставляет Фауста, при виде зрелища прогнившего двора, обратиться к мысли о реформах, а Мефистофель предлагает выпустить бумажные деньги под залог подземных богатств страны.

Разочарование, утрата надежды на возможность реформ пробуждают в Фаусте желание уйти из средневековья к античности и подарить современности гармонию последней.

Выращенный Вагнером в колбе Гомункул, испытывающий нехватку плоти, но обладающий чистой духовностью, разделяет интерес к античности и становится на время проводником Фауста в его исканиях.

В акте третьем Фауст с помощью Матерей (так назвал Гёте придуманных им фантастических персонажей, якобы пребывающих в просторах Вселенной и держащих в своих руках начала всего сущего) вызывает из небытия Елену Прекрасную, героиню античного мифа о Троянской войне, и женится на ней. Любовь Фауста к Елене — это уже не пламя сердца, какой была его любовь к Гретхен, а скорее отзвук мысли.

Весь этот эпизод представляет собой отражение и переоценку увлечения античностью, пережитого просветителями. Но античность не могла заслонить собой проблем современности.

Брак Фауста и Елены недолог. Их сын Евфорион отрывается от Земли и уносится в космическую высь. В этом образе Гёте создал своеобразный памятник Байрону.

Вслед за сыном уносится ввысь и Елена. В руках Фауста, пытавшегося ее удержать, остается лишь ее плащ.

Символический смысл этого эпизода прозрачен: античное искусство связано со своим временем, в настоящее можно перенести лишь его внешние формы, «одежду», но не дух. И можно лишь мыслью уйти из настоящего в прошлое. Человеку дано жить только в ту эпоху, когда он рожден. Союз Фауста с Еленой не мог быть прочным и потому, что она — воплощение гармонической успокоенности, он же — весь беспокойство, весь в земной жизни, полной противоречий.

Фаусту ничего не остается, как вернуться из мира иллюзий в покинутое им средневековье. В четвертом акте мы снова видим его при дворе императора, грезящего войной, с которой Фауст не желает иметь ничего общего. Мефистофель предлагает сделать его генералом, но Фауста это нимало не соблазняет. «Мне вовсе не к лицу высокий сан В таких делах, где я совсем профан»,—отвечает он. Взамен ему приходит в ум иное дело:

Валы ревут, кипят – и снова с мели

Они уйдут, без пользы и без цели.

В отчаянье и в страх меня привел

Слепой стихии дикий произвол.

Но сам себя дух превзойти стремится:

Здесь побороть, здесь торжества добиться!…

И план за планом встал в уме тогда;

Я с наслажденьем чувствую отвагу:

От берега бушующую влагу

Я оттесню, предел ей проведу

И сам в ее владенья я воду!

Акт пятый содержит развязку и ее философско-поэтическое истолкование. Фауст приступает к осуществлению своего плана, организует осушительные работы, борется с Нехваткой, Виной, Заботой, Нуждой (аллегорические образы). Вина, Нехватка, Нужда отступают, но остается Забота. Она ослепляет Фауста, «но там, внутри, тем ярче свет горит». В мысли своей он зовет на работы «тысячу рук», веря, что их труд «свершится живо». В творческом труде для других и в предвидении результатов коллективных созидательных усилий Фауст находит высшую радость. Для него приходит пора итогов.

Звучит знаменитый монолог финала трагедии:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной

Дитя, и муж, истарец пусть ведет,

Чтоб я увидел в блеске силы дивной

Свободный край, свободный мой народ!

Тогда сказал бы я: мгновенье!

Прекрасно ты, продлись, постой!

И не смело б веков теченье

Следа, оставленного мной!

В предчувствии минуты дивной той

Я высший миг теперь вкушаю свой

Адресуя эти слова в большей мере людям будущего, чем своим современникам, Гёте выразил в них мечту о свободной общности людей-тружеников, преобразующих мир.

Пятый акт включает в себя вместе с тем размышления Гете о противоречиях буржуазного прогресса, несущего бедствия простым людям.

В старой хижине, в том месте, где Фауст хочет установить маяк, живут тихие старики, муж и жена, Филемон и Бавкида, которые не хотят переселяться с привычного места. Мефистофель со своими подручными грубо врывается к ним в дом, и они умирают от испуга. Правда, и Фауст тут не невинен: ведь он сам сказал Мефистофелю, чтобы тот любым путем устранил помехи его планам; Мефистофель же, воспользовавшись этим, поспешно уничтожает хижину стариков, причем погибает еще и странник, нашедший приют в этой хижине.

Мефистофель плохой помощник Фаусту в его созидательной деятельности. Трое сильных, в образе которых Гёте дал обобщенное изображение буржуазного хищничества, думают только о добыче: «Ну, это всё Нам прах и дым: По равной части Мы хотим» Фауст хочет идти другим, человечным путем.

Знаменательно, что свой высший миг Фауст обретает не в успокоенности, а в движении вперед, не в достижении цели, а в предвидении ее достижения. Он не хочет останавливать мгновение. Да это и невозможно, как невозможно остановить течение жизни. Обусловленная договором формула звучит в устах Фауста в сослагательном наклонении: не как утверждение, а как допущение, предположение.

В финале Фауст изображен слепым. Гёте дает этим понять, что Фауст видел картины свободного расцвета родного края не наяву, а мысленным взором. В реальности же к нему приближается смерть. Все мечты оказываются напрасными. Труд и несомое им благо – такая же иллюзия, как и всё остальное. Звук лопат, который слышит Фауст, оказывается стуком заступов лемуров, роющих ему могилу. Мефистофель радостно суетится, полагая, что формула произнесена, и, значит, он выиграл спор.

Он дает свою характеристику и понимание Фауста и его жизни:

Нигде, ни в чем он счастьем не владел,

Влюблялся лишь в свое воображенье;

Последнее он удержать хотел,

Бедняк, пустое, жалкое мгновенье!

Но и умирая, Фауст одерживает над ним победу. Ангелы отнимают у Мефистофеля душу Фауста. Действие переносится на небо, где происходило и действие пролога. Со словами пролога «Блуждает человек, пока в нем есть стремленья»] перекликаются слова финала: «Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем».

Трагедия получает своеобразное обрамление, подчеркивающее ее целостность и законченность. В небесных сферах душу Фауста встречает душа Гретхен. Звучит песня мистического хора, завершающая произведение

Здесь, в достиженье.

Тянет нас к ней.

Финал — это апофеоз бессмертной сущности Фауста и Гретхен, апофеоз Человека, в котором ничто не может уничтожить человечность, любовь, свободный ищущий разум.

Таков исход договора между Фаустом и Мефистофелем. Таков итог пари между Мефистофелем и Господом. Проведя Человека через испытания и соблазны, через ад, рай, чистилище, Гёте утверждает его величие перед лицом природы, истории, Вселенной, утверждает перспективы свободного развития человека и человечества.

  • Человек нового времени – разумный, находящийся в вечном поиске.
  • Стремление исчерпать желания, «остановить мгновение».
  • Мефистофель – не как зло, а как часть зла.
  • Проблемы веры, покаяния, отпущение грехов, спасения.
  • Толкование Евангелия: В начале было ДЕЛО.
  • Диалектика образа Ф-та. Его двойственное начало.
  • Победа Фауста над Мефистофелем в идеи труда и борьбы будущих поколений.

Вся суть в развитии души человеческой. Как бы его кто не искушал. И второй момент, всё находится в постоянном движении, прогрессирует, остановиться нельзя.