Перевыставление расходов договор

Перевыставление счетов-фактур по агентскому договору

Агентский договор – это вид посреднического договора, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать определенные действия по поручению другой стороны (принципала). Примером агентских взаимоотношений может быть поручение агенту приобрести для принципала товары. Агент всегда действует за счет принципала, при этом, в зависимости от условий договора, выступать может как от своего имени, так и от имени принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Агентским договором предусматриваются порядок и сроки представления отчетов принципалу. К этому отчету в общем случае прикладываются необходимые доказательства расходов, произведенных за счет принципала (п.п.1,2 ст. 1008 ГК РФ). По облагаемым НДС товарам, работам и услугам, приобретаемым для принципала, агент получает счета-фактуры, которые также должен передать принципалу. Если агент действует от имени принципала, то последний уже будет указан в счетах-фактурах в качестве покупателя. И агенту нужно просто передать полученные счета-фактуры принципалу. Если же агент действует от своего имени, то счета-фактуры для принципала придется перевыставить, ведь покупателем в них изначально был указан агент.

Необходимость и порядок перевыставления счетов-фактур не зависят от того, применяет агент ОСНО или находится на спецрежиме.

Как агенту перевыставлять счета-фактуры

Агент, получив от продавца счет-фактуру, выставленный на свое имя, но по сути предназначающийся принципалу, должен передать заверенную копию такого счета-фактуры принципалу (пп. «а» п. 11 Правил ведения журнала учета счетов-фактур, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137, в ред., действ. с 01.10.2017).

Кроме того, агент должен перевыставить принципалу полученный счет-фактуру, перенеся из него большинство данных с учетом следующих особенностей (пп. «а», «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137):

  • в строке 1 счета-фактуры указывается дата выставления продавцом счета-фактуры агенту, однако номер счету-фактуре агент присваивает с учетом своей индивидуальной хронологии;
  • в строке 5 счета-фактуры агенту нужно указать реквизиты (номер и дата составления) платежек на перечисление денег агентом продавцам, а также принципалом агенту. Сведения указываются через знак «;»;
  • в строках 6, 6а и 6б указываются реквизиты принципала.

Естественно, если агент приобретал товары (работы, услуги) для нескольких принципалов и в счете-фактуре приведены сведения обо всей покупке, перевыставляя счет-фактуру конкретному принципалу, агент должен перенести в него сведения только по тем товарам (работам, услугам), которые предназначались для данного конкретного принципала (Письмо ФНС от 18.04.2014 № ГД-4-3/7473@ ).

Если даты выставления счетов-фактур, полученных агентом от продавцов, совпадают, то он при перевыставлении их принципалу может объединить сведения в один счет-фактуру. Для этого просто все переносимые данные из разных счетов-фактур приводится через знак «;». Так, к примеру, по строке 2 перевыставляемого счета-фактуры агент перечислит через знак «;» полные или сокращенные наименования продавцов — юрлиц, фамилии, имена, отчества ИП (пп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137).

При этом в графах 2-11 счета-фактуры агент должен отдельно указывать данные из счетов-фактур, выставленных каждым продавцом (п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137).

В аналогичном порядке агентом перевыставляются счета-фактуры, полученные от продавцов на перечисленные им агентами авансы.

Обращаем внимание, что ни полученные, ни перевыставленные агентом счета-фактуры в книге покупок и книге продаж не регистрируются. Они заносятся агентами только в Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ, п. 1 Правил ведения журнала учета счетов-фактур, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137). Если агент не должен представлять в налоговую инспекцию декларацию по НДС, ему необходимо будет сдавать в инспекцию указанный Журнал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Агенты-плательщики НДС Журнал в налоговую не сдают. Вместо этого они отражают информацию по своим посредническим операциям в разделах 10 и 11 налоговой декларации по НДС (п. 5.1 ст. 174 НК РФ).

Налоговый учет возмещаемых расходов по договору аренды

Арендодатели, предоставляя помещения в аренду, как правило, обеспечивают арендаторам возможность пользоваться коммунальными услугами, необходимыми для обеспечения нормальных условий эксплуатации переданного во временное пользование помещения. К таким услугам относятся отопление, водоснабжение, энергоснабжение, услуги телефонной связи и т.п.

На практике коммунальные услуги могут быть предоставлены арендодателем арендатору на следующих условиях:

  1. в договоре аренды устанавливается фиксированная ставка арендной платы, включающая в себя все расходы на содержание сдаваемых в аренду помещений. Расходы в виде платы за отопление, водоснабжение, электроэнергию, которые арендодатель несет в период действия договора аренды, включаются в ставку арендной платы. Для арендатора не оформляются какие-либо документы, подтверждающие понесенные арендодателем коммунальные расходы;
  2. в договоре аренды устанавливается арендная плата, которая состоит из постоянной и переменной частей. Размер переменной части определяется исходя из потребленных арендатором коммунальных услуг за соответствующий отчетный период на основании документов поставщиков коммунальных услуг (счетов, актов), предоставляемых арендодателю, пропорционально занимаемой арендатором площади (либо в зависимости от объема услуг, потребленных арендатором, подтвержденных показаниями счетчиков, и тарифов поставщиков на коммунальные услуги). Оплата переменной части арендной платы осуществляется арендатором на основании счета арендодателя с приложением подтверждающих документов и расчета размера переменной части арендной платы;
  3. в договоре аренды устанавливается фиксированная арендная плата. Дополнительно арендатор возмещает арендодателю расходы на содержание арендованных помещений по фактическим затратам арендодателя на потребленные энергоресурсы. При этом суммы такого возмещения не входят в ставку арендной платы, а оплачиваются арендатором арендодателю сверх нее. Арендатор осуществляет возмещение расходов арендодателя на коммунальные услуги, приходящиеся на арендуемые помещения, периодически. Основанием для возмещения расходов является счет арендодателя с приложением подтверждающих документов и расчета стоимости расходов, подлежащих возмещению арендатором, который осуществляется на основании показаний счетчиков, установленных в арендованных помещениях, и тарифов организаций-поставщиков.

Порядок налогового учета возмещаемых расходов на коммунальные услуги зависит от конкретного способа их возмещения, установленного условиями договора аренды.

При первых двух вариантах сумма компенсации стоимости коммунальных услуг является составной частью арендной платы.

В этом случае сумма арендной платы, включая возмещаемые арендатором коммунальные расходы, учитывается в целях исчисления налога на прибыль в составе прочих внереализационных доходов на основании п. 4 ст. 250 Налогового кодекса РФ (если предоставление помещений в аренду является основным видом деятельности налогоплательщика — в составе доходов от реализации на основании ст. 249 НК РФ).

Контролирующие органы придерживаются аналогичной точки зрения по данному вопросу. Так, в письме от 11 марта 2012 г. № 03-11-11/72 Минфин России указал, что суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги, составляющие переменную часть арендной платы, должны учитываться в составе доходов арендодателя при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Поскольку в силу п. 1 ст. 346 НК РФ в целях применения упрощенной системы налогообложения доходы определяются по правилам ст. 249 и 250 НК РФ, приведенная позиция финансового ведомства справедлива и применительно к общей системе налогообложения.

При этом арендодатель вправе признать в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, стоимость коммунальных услуг, в том числе потребленных арендатором, оплаченных им коммунальным организациям. С этим соглашаются и налоговые органы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 26 июня 2006 г. № 20-12/56637).

Оказание услуг по предоставлению в аренду имущества подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке на основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. А значит, суммы возмещаемых коммунальных расходов, являющиеся частью арендной платы, также облагаются НДС.

Следовательно, арендодатель вправе принять к вычету соответствующие суммы НДС, предъявленные ему по коммунальным услугам, потребленным арендатором.

Правомерность данного вывода подтверждается и официальной позицией ФНС России, выраженной в письме от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86@, согласно которой если по условиям договора арендная плата состоит из двух частей — постоянной и переменной, которая включает в себя стоимость коммунальных услуг, то арендодатель вправе применить вычет по коммунальным услугам, потребленным арендатором.

При третьем варианте сумма компенсации стоимости коммунальных услуг не входит в состав арендной платы и, в сущности, представляет собой транзитный платеж, который полностью перечисляется арендодателем соответствующим коммунальным организациям в оплату оказанных ими услуг.

На основании ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях налогообложения прибыли относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ.

Арендодатель не выполняет функции по оказанию коммунальных услуг, поскольку не является специализированной организацией, имеющей все необходимые для осуществления такой деятельности лицензии, разрешения и оборудование.

Суммы возмещаемых коммунальных расходов, перечисляемые арендатором, по сути, являются транзитными суммами, поскольку они поступают к арендодателю лишь в качестве компенсации расходов, понесенных им по оплате коммунальных услуг, фактически потребленных арендатором, и соответственно не приводят к увеличению экономических выгод самого арендодателя.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли суммы возмещаемых расходов по коммунальным платежам не могут быть признаны в качестве дохода от реализации.

Компенсируемые суммы коммунальных платежей не являются и частью арендной платы, учитываемой в составе внереализационных расходов, поскольку по условиям договора аренды возмещаются арендодателю сверх арендной платы. Следовательно, по этому основанию они также не подлежат учету в целях налогообложения прибыли в качестве дохода арендодателя.

На это прямо указал и Президиум ВАС РФ, отметив в п. 12 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (утвержден информационным письмом от 11 января 2002 г. № 66; далее — Обзор), что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы.

В Постановлении от 17 марта 1998 г. № 4926/97 Президиум ВАС РФ указал, что затраты по общему правилу уменьшают выручку от реализации продукции (работ, услуг), а не увеличивают налогооблагаемую прибыль. И в том случае, когда такие затраты возмещаются контрагентом, выручки в этой части не возникает.

В Определении от 29 января 2008 г. № 18186/07 ВАС РФ также отметил, что суммы возмещения коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя. В данном случае компенсируются расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника — они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.

Смотрите так же:  Приказ минобрнауки от 17.07.2019 734

Вывод о транзитном характере рассматриваемых компенсационных платежей подтверждается и арбитражными судами различных федеральных округов.

В частности, ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 19 октября 2006 г. № А56-24646/2005, от 13 июня 2006 г. № А66-7256/2005 отметил, что индивидуальный предприниматель, который за счет денежных средств арендаторов, непосредственных потребителей тепла, электроэнергии и т.п., оплачивал услуги, оказанные сторонними организациями, правомерно не включил в налоговую базу денежные средства, полученные им в возмещение фактических расходов.

Суд указал, что в силу положений главы 34 Гражданского кодекса РФ возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг (и аналогичных услуг) не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 Обзора). На основании изложенного суд решил, что возмещение арендаторами налогоплательщику расходов по оплате коммунальных услуг, перечисленных коммунальным организациям арендодателем, не является доходом налогоплательщика-арендодателя. По мнению суда, в данном случае речь идет именно об оплате арендаторами услуг названных организаций, а не о перепродаже части услуг арендодателем арендатору. Кроме того, как установил суд, налогоплательщик не оказывает услуги по энергоснабжению и приему сточных вод канализации. Таким образом, платежи, поступившие от арендаторов в качестве компенсации, не являются доходами налогообложения, а следовательно, объектом обложения единым налогом.

Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Уральского округа от 4 сентября 2009 г. № Ф09-4747/09-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 21 апреля 2008 г. № А39-362/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2008 г. № Ф08-8206/07-3204А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 марта 2007 г. № А74-3165/06-Ф02-1481/07 и от 14 июля 2005 г. № А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1.

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и противоположный подход по рассматриваемому вопросу, согласно которому суммы, полученные арендодателем от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных ими коммунальных услуг, признаются доходом арендодателя, учитываемым в целях налогообложения прибыли (см., например, письма Минфина России от 30 мая 2012 г. № 03-03-06/4/55, от 23 сентября 2009 г. № 03-03-05/47 и от 5 сентября 2007 г. № 03-11-05-215, Постановления ФАС Центрального округа от 19 ноября 2010 г. по делу № А14-16650/2009/583/24 и ФАС Поволжского округа от 4 октября 2007 г. по делу № А57-9388/06).

Данная позиция основана на том, что компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества не поименована в установленном ст. 251 НК РФ перечне доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.

Однако вопрос об относимости (неотносимости) тех или иных видов полученных налогоплательщиком-арендодателем платежей в состав доходов, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль, должен решаться исходя из проверки таких платежей не только на предмет их наличия (отсутствия) в установленном ст. 251 НК РФ перечне, но и на предмет их соответствия понятию «доходы», установленному НК РФ.

Более того, в целях признания полученных налогоплательщиком платежей в составе учитываемых для целей налогообложения прибыли доходов соответствие таких платежей установленному НК РФ понятию «доход» является первичным. Как было указано ранее, возмещаемые коммунальные расходы имеют транзитный характер и не приносят какой-либо экономической выгоды налогоплательщику-арендодателю, т.е. не являются доходом по смыслу НК РФ.

В связи с этим рассматриваемый подход, согласно которому суммы возмещения расходов по коммунальным платежам признаются доходом арендодателя, по нашему мнению, не соответствует требованиям НК РФ.

Затраты на оплату коммунальных услуг, фактически потребленных арендатором, не являются расходами арендодателя, поскольку они компенсируются арендатором и соответственно не приводят к уменьшению экономических выгод арендодателя. Указанные коммунальные платежи относятся к помещениям, сданным в аренду, и являются расходами арендатора. В данном случае арендодатель выступает лишь в качестве лица, через которого коммунальные платежи проходят транзитом от арендатора к коммунальным службам.

Правомерность данного вывода подтверждается и Определением ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, упомянутым ранее.

Причины, по которым суммы возмещения коммунальных расходов не признаются доходом налогоплательщика-арендодателя, также не позволяют начислять НДС на указанные суммы, поскольку со стороны арендодателя отсутствует факт реализации коммунальных услуг, т.е. отсутствует объект налогообложения (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С данным утверждением согласны и контролирующие органы. Так, по мнению Минфина России, выраженному им в письме от 31 декабря 2008 г. № 03-07-11/392, при получении денежных средств, перечисленных субабонентом в целях компенсации расходов абонента по оплате переданной субабоненту электроэнергии, принятой абонентом от энергоснабжающей организации, объекта налогообложения по НДС не возникает, поскольку реализация электроэнергии, принятой от энергоснабжающей организации, абонентом не производится.

Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 26 декабря 2008 г. № 03-07-05/51, ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86@, УФНС России по г. Москве от 8 июня 2009 г. № 16-15/58069 и от 21 мая 2008 г. № 19-11/48675.

Такой позиции придерживаются и арбитражные суды. В частности, в Постановлении от 21 июля 2009 г. № А56-48203/2007 ФАС Северо-Западного округа установил, что налогоплательщик-арендодатель не является и не может являться поставщиком коммунальных услуг, поскольку сам является абонентом, а оказание данных услуг относится к ведению специализированных снабжающих организаций. На основании изложенного суд пришел к выводу, что возмещение расходов по коммунальным платежам, вытекающим из договоров аренды, не является реализацией в соответствии со ст. 39 НК РФ и не относится к объекту обложения НДС.

В Постановлении от 4 марта 2008 г. № А65-8421/2007-СА1-37 ФАС Поволжского округа со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99, согласно которому арендодатель не является энергоснабжающей организацией для арендатора, поскольку сам в качестве абонента получает электроэнергию и газ для снабжения здания у энергоснабжающих организаций, также пришел к выводу, что налогоплательщик-арендодатель не оказывает арендатору услуги по поставке электроэнергии и газа, а лишь перевыставляет счета соответствующих организаций арендатору, т.е. не является энергоснабжающей организацией и не оказывает арендатору услуги по реализации. Соответственно в данном случае у налогоплательщика-арендодателя отсутствует выручка от реализации товаров и не возникают объекты обложения НДС.

Поскольку отсутствует факт реализации арендодателем коммунальных услуг арендатору, то арендодатель не должен выставлять счета-фактуры арендатору на сумму потребляемых им коммунальных услуг (см., например, Определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25)).

Если арендодатель выставит арендатору счет-фактуру на возмещаемые последним коммунальные услуги, то объекта налогообложения у него тем не менее не возникнет. Как указал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 5 сентября 2005 г. № А56-30790/2004, выставление счетов-фактур при отсутствии объекта налогообложения по НДС не подразумевает под собой реализацию товаров.

Таким образом, поскольку передача электрической и тепловой энергии, воды и газа арендодателем арендатору не является реализацией и соответственно не облагается НДС, то сумма «входного» НДС, приходящаяся на коммунальные услуги, фактически переданные арендатору и потребленные им, не может быть принята к вычету арендодателем.

На основании подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ указанные суммы НДС подлежат включению арендодателем в стоимость коммунальных услуг, передаваемых им арендатору.

На это указывают и контролирующие органы. Например, в письме от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52 Минфин России, руководствуясь подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ и Постановлением Президиума ВАС РФ № 7349/99, пришел к выводу, что по договорам, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения оплата электроэнергии не включается, у арендодателя не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость по электроэнергии, предъявленные ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором (см. также письма УФНС России по г. Москве от 21 мая 2008 г. № 19-11/48675 и от 16 июля 2007 г. № 19-11/067415).

Аналогичной позиции придерживаются и некоторые арбитражные суды. Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12 сентября 2006 г. № А52-353/2006/2 признал неправомерным принятие к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком-арендодателем по коммунальным услугам, фактически потребленным арендаторами.

Вместе с тем некоторые суды признают правомерным принятие налогоплательщиком-арендодателем к вычету сумм НДС по коммунальным услугам, потребленным арендатором, поскольку расходы арендодателя на коммунальные услуги связаны с использованием им своего имущества в целях извлечения прибыли, т.е. для осуществления операций, облагаемых НДС, не делая при этом различий в зависимости от того, являются коммунальные расходы переменной частью арендной платы или же выделены в отдельный платеж (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 26 марта 2012 г. № Ф09-723/12, ФАС Волго-Вятского округа от 23 ноября 2009 г. № А17-7511/2008).

Однако, по нашему мнению, данный подход не учитывает действительной сути совершаемых налогоплательщиком-арендодателем операций по приобретению коммунальных услуг у сбытовых организаций и их последующей передаче арендаторам, которая не признается реализацией, являющейся объектом обложения НДС. При этом в рассматриваемом варианте, в отличие от первых двух, суммы возмещения коммунальных услуг не являются составной частью арендной платы, подлежащей налогообложению.

Перевыставление услуг (приобретение агентом услуг для принципала). Агентский договор

Когда одна сторона готова совершить в интересах другой стороны какие-либо действия, часто возникает вопрос, какой договор должен быть заключен: договор поручения, возмездного оказания услуг, комиссии или все-таки агентский. Разобраться в данном вопросе бывает довольно сложно, помочь в этом может статья 1С:ИТС «В чем отличие между договором возмездного оказания услуг и посредническими договорами», в которой приведена сравнительная таблица договоров по различным критериям.

Законодательство выделяет три разновидности посреднических сделок — это договоры комиссии, поручения и агентский договор, которые оформляют представительство одной стороной (1) интересов другой стороны (2) через заключение договоров с третьими лицами (3) и иных юридических действий.

Наиболее важным критерием в различии данных договоров является то, какая сторона приобретает права и обязанности по сделке.

971 ГК РФ: «Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя».

990 ГК РФ: «По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер…».

1005 ГК РФ: «По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент…». «По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала».

Из приведенных цитат видно, что в случае перевыставления коммунальных услуг за арендованное помещение наиболее привлекательным является агентский договор, заключенный от имени и за счет принципала (арендатора), так как в этом случае права и обязанности перед поставщиками коммунальных услуг возникнут именно у принципала (арендатора).

Ниже будет рассмотрен пример перевыставления агентом (Организация, арендодатель) платежей за электроэнергию от третьего лица (Энергосбыт) принципалу (Арендатор).

Поскольку учет при агентском договоре и договоре комиссии довольно схож, то при отражении хозяйственных операций в программе в названиях меню, видов договоров и прочего, может происходить смешение понятий: комиссионер – агент, комитент – принципал.

Смотрите так же:  Возврат ндс физическим лицам за медицинские услуги

1. Настройка учета

Чтобы в конфигурации БП 3.0 отразить операции по приобретению агентом услуг для принципала необходимо сделать следующую настройку: раздел «Главное» — подраздел «Настройки» — гиперссылка «Функциональность» — флаг «Приобретение товаров или услуг для комитентов (принципалов)».

В конфигурации УПП 1.3 никаких настроек не предусмотрено.

2. Поступление денежных средств от принципала (арендатора) агенту (аванс)

В конфигурации БП 3.0 данная операция отражается документом «Поступление на расчетный счет» (раздел «Банк и касса» — подраздел «Банк» — гиперссылка «Банковские выписки» — кнопка «Поступление»).

В документе указать: «Вид операции» — «Прочее поступление», «Счет кредита» — 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Договоры» — договор с видом договора «С комитентом (принципалом) на закупку».

Здесь и в дальнейшем, будут указываться значения только тех реквизитов документов, которые влияют на отражение операций по агентскому договору, остальные заполняются в соответствии с правилами бухгалтерского учета и другими нормативными документами.

Проводки по бухгалтерскому и налоговому учету: Дт 51 Кт 76.09.

В конфигурации УПП 1.3 поступление на расчетный счет отражается документом « Платежное поручение входящее » (раздел «Документы» — «Управление денежными средствами» — «Платежное поручение входящее»).

В документе указать: «Операция» — «Прочее поступление безналичных денежных средств», «Счет БУ» — 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Договоры» — договор с видом договора «С комитентом». В конфигурации УПП 1.3 используется вид договора «С комитентом», так как отсутствует вид договора «С комитентом (принципалом) на закупку», но указанный вид договора сходен с необходимым.

Проводки по бухгалтерскому учету: Дт 51 Кт 76.09. По налоговому учету проводок нет.

3. Агент оплатил поставщику аванс на оказание услуг принципалу

В конфигурации БП 3.0 данная операция отражается документом «Списание с расчетного счета» (раздел «Банк и касса» — подраздел «Банк» — гиперссылка «Банковские выписки» — кнопка «Списание»).

В документе указать: «Вид операции» — «Оплата поставщику», «Договоры» — договор с видом договора «С поставщиком».

Проводки по бухгалтерскому и налоговому учету: Дт 60.02 Кт 51

В конфигурации УПП 1.3 списание с расчетного счета отражается документом « Платежное поручение исходящее » (раздел «Документы» — «Управление денежными средствами» — «Платежное поручение исходящее»).

В документе указать: «Операция» — «Оплата поставщику», «Договоры» — договор с видом договора «С поставщиком».

Проводки по бухгалтерскому учету: Дт 60.02 Кт 51. По налоговому учету проводок нет.

4. Регистрируем счет-фактуру на аванс полученный от поставщика

В конфигурации БП 3.0 на основании документа «Списание с расчетного счета» создаем документ «Счет-фактура полученный» с видом счета-фактуры «На аванс комитента на закупку». Заполняем реквизиты: «Договор» — договор с поставщиком вид которого «С поставщиком», «Комитент» — принципала, «Договор комитента» — договор с принципалом с видом договора «С комитентом (принципалом) на закупку».

Счет-фактура регистрируется в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Согласно публикации «Коды видов операций по НДС на 2016 год» на сайте «Российский налоговый курьер» http://www.rnk.ru/article/209432-kody-vidov-operatsiy-po-nds-na-2016-god для агентских договоров применяются коды 01 и 02.

С 01.01.2015 в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур регистрируются только те счета-фактуры, которые связаны с закупкой и реализацией товаров и услуг для комитента (принципала).

Сформируем журнал и проверим, что данная счет-фактура в нем отражена (раздел «Продажи» или «Покупки» — подраздел «Отчеты по НДС» — гиперссылка «Журнал счетов-фактур»).

В конфигурации УПП 1.3 нельзя создать на основании документа «Платежное поручение исходящее» документ «Счет-фактура полученный» с видом «На аванс комитента на закупку», такой вид отсутствует.

Если же создать документ «Счет-фактура полученный» с видом «На аванс», то нет возможности указать ни комитента, ни договор комитента. Кроме того, документ делает движения по регистрам «НДС предъявленный» и «НДС с авансов», что в нашем случае не нужно.

Также документ делает движения по регистру сведений «Журнал учета счетов-фактур». Однако, если сформировать журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур («Отчеты» — «НДС» — «Журнал учета счетов-фактур по Постановлению №1137»), то видим, что счет-фактура не отразилась в журнале, что было предсказуемо, так как нигде не было указано, что это аванс принципала для оплаты аванса поставщику. Таким образом, данный документ не подходит для отражения необходимой операции и создавть его не нужно.

В конфигурации УПП 1.3 есть документ «Запись журнала учета счетов-фактур» («Операции» — «Документы» — «Запись журнала учета счетов-фактур»). Указываем «Часть журнала» — «Полученные счета-фактуры», реквизиты «Счет-фактура номер (графа 4)», «Дата выставления/получения (графа 2)», а также табличную часть «Сведения о посреднической деятельности».

Сформируем журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур («Отчеты» — «НДС» — «Журнал учета счетов-фактур по Постановлению №1137») еще раз, видим, что счет-фактура зарегистрирован.

5. Регистрируем счет-фактуру для передачи принципалу (арендатору)

В конфигурации БП 3.0 на основании документа «Счет-фактура полученный» создаем документ «Счет-фактура выданный» с видом «на аванс комитента» (список документов «Счета-фактуры полученные» — кнопка «Еще» — «Создать на основании» — «Счет-фактура выданный на аванс комитента»).

Зполняем реквизиты: «Контрагент» — арендатор, «Договор» — договор с принципалом, «Составлен от имени» — третья сторона.

Документ делает движения по регистру «Журнал учета счетов-фактур»:

Сформируем журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур («Отчеты» — «НДС» — «Журнал учета счетов-фактур по Постановлению №1137») еще раз, видим, что счет-фактура зарегистрирован.

Печатная форма выставленного арендатору счета-фактуры имеет вид:

В конфигурации УПП 1.3 создаем документ «Счет-фактура выданный» с видом счета-фактуры «На аванс комитента». Зполняем реквизиты: «Контрагент» — арендатор, «Договор» — «Договор с покупателем», «Вид счета-фактуры» — «На аванс комитента», «Комитент» — арендатор.

В данном документе нет возможности указать третью сторону – Энергосбыт, кроме того в печатной форме счета-факты отсутствуют какие-либо данные об агенте.

Но документ делает движения по регистру сведений « Журнал учета счетов-фактур » , регистрируя счет-фактуру в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Однако, графы 10 и 12 остаются пустыми, хотя при ведении посреднической деятельности они должны быть заполнены.

Таким образом, с одной стороны, использовать данный документ необходимо, так как нужен номер выставленного счета-фактуры и его правильная печатная форма. А с другой стороны, нужных движений документ все-таки не делает.

Самым простым вариантом будет создание дополнительной печатной формы к документу « Счет-фактура выданный », которая могла бы печататься из не проведенного документа, снятие с проведения счета-фактуры и регистрация информации в регистре сведений « Жунал учета счетов-фактур » документом «Запись журнала учета счетов-фактур ».

Заполнив в документе реквизиты «Номер счета-фактуры продавца » и «Дата счета-фактуры продавца » увидим их в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур.

Как правильно заключить договор на возмещение расходов по электроэнергии?

Вопрос-ответ по теме

В одном здании находятся две организации. Помещения у каждой из организаций находятся в хозведении. Счетчик потребления электроэнергии один и он прикреплен к одной из организаций. Как правильно заключить договор на возмещение расходов по электроэнергии?

Такой договор не содержится в ГК РФ (непоименованный), при этом стороны вправе договор о возмещении затрат по оплате электроэнергии (ст. 420 , 421 ), оформить его можно по модели договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии), поскольку организация, за которой закреплен счетчик, не является поставщиком коммунальных услуг (энергоснабжающей организацией).

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

Общая стоимость поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиком. Доля компенсируемых расходов

может определяться следующими способами:

Методику расчетов следует закрепить в отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При компенсации коммунальных расходов абонент выставляет второму потребителю счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составить его можно в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

При этом важно отметить, что энергоснабжением вправе заниматься только энергоснабжающие организации, которые действуют на оптовом рынке продажи электроэнергии (ст. 35 Закона об электроэнергетике). Поэтому абонент не может отпускать электроэнергию второму пользователю по иным тарифам, превышающим установленные поставщиком, это является нарушением положений действующего законодательства.

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество

По общему правилу обязанность по содержанию арендованного имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором аренды. То есть именно арендатор должен нести коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует изпункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

Перечень коммунальных услуг

К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

Абонент коммунальных услуг

Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.*

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

Расчеты по коммунальным услугам могут быть организованы следующими способами:

Компенсация услуг отдельным платежом

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

Смотрите так же:  Расчет осаго по месяцам

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (например, энергоснабжающей организацией).

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Вправе ли арендодатель перевыставлять арендатору счета-фактуры на коммунальные услуги, расходы на которые тот ему компенсирует. Договоры со снабжающими организациями заключены напрямую с арендодателем

Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями (письма Минфина России от 10 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/86, от 14 мая 2008 г. № 03-03-06/2/51 и ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86, от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340). В обоснование своей точки зрения они приводят следующие аргументы.

Арендодатель – это абонент, который получает электро- и теплоэнергию, воду от снабжающей организации. А так как он выступает в качестве абонента, то сам не может быть снабжающей организацией для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99, определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07,постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25))*. Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам. Поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству (определение ВАС РФ от 16 февраля 2007 г. № 560/07).

Значит, арендодатель не вправе рассматривать для целей НДС компенсацию расходов по коммунальным услугам как реализацию и не может выставлять счета-фактуры. Поэтому арендодателю нельзя начислить НДС на компенсируемую стоимость услуг, а арендатору – принять входной НДС по этой сумме к вычету.*

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие арендодателю перевыставлять арендатору счета-фактуры за коммунальные услуги. Они заключаются в следующем.

Перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору не противоречит нормам налогового законодательства. Никаких ограничений на этот счет статьи167, 171, 172 Налогового кодекса РФ не содержат.

Кроме того, без обеспечения арендованного помещения коммунальными услугами организация-арендатор не может реализовать свое право на пользование арендуемым помещением (ст. 606, 611 ГК РФ). Следовательно, предоставление коммунальных услуг неразрывно связано с оказанием услуг по аренде. Поэтому арендодатель вправе перевыставить счет-фактуру арендатору на стоимость коммунальных услуг, а арендатор – предъявить к вычету НДС по ним.

Подтверждает такую позицию Президиум ВАС РФ в постановлениях от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08.

До выхода постановлений Президиума ВАС РФ арбитражная практика по этому вопросу была неоднородной.

С выходом постановлений Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. № 6219/08 иот 25 февраля 2009 г. № 12664/08 арбитражная практика по рассматриваемой проблеме должна стать единообразной. Об этом свидетельствуют новые судебные решения (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. № А17-1804/2007, Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. № А33-12783/08-Ф02-2566/09, Московского округа от 10 июля 2009 г. № КА-А40/6262-09, Центрального округа от 29 апреля 2009 г. № А48-3884/08-17,Поволжского округа от 7 апреля 2009 г. № А65-20968/2008, Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф04-5497/2009(19433-А45-29), Северо-Западного округа от 16 марта 2009 г. № А52-3899/2008, Уральского округа от 25 февраля 2009 г. № Ф09-10444/08-С2).

Из Гражданского кодекса Российской Федерации

«Статья 539. Договор энергоснабжения

1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии*.

2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Статья 544. Оплата энергии

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.*

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статья 545. Субабонент

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации*».

Из Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

«Статья 35. Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке

2. Статус субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии на оптовом рынке получают:

поставщики электрической энергии, присоединенные к электрическим сетям и имеющие в собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании генерирующее оборудование, установленная генерирующая мощность которого превышает минимально допустимое значение, устанавливаемое правилами оптового рынка, или обладающие правами продажи электрической энергии, производимой на таком оборудовании;

потребители электрической энергии, которые присоединены в установленном порядке к электрическим сетям и количественные характеристики заявленного потребления электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка (крупные потребители электрической энергии);*

энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях последующей ее реализации на розничных рынках и количественные характеристики заявленного приобретения электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка;

гарантирующие поставщики вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электрической энергии;

территориальные сетевые организации в части оплаты потерь, возникающих в их сетях, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Потребитель электрической энергии вправе присоединиться к оптовому рынку и участвовать в обороте электрической энергии непосредственно, а также приобретать права и обязанности по договорам, заключаемым энергосбытовой организацией на оптовом рынке от его имени и в его интересах, или участвовать в обороте электрической энергии на розничных рынках в соответствии с условиями главы 7 настоящего Федерального закона.*

3. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности.

С учетом требований настоящего Федерального закона и правил оптового рынка наблюдательный совет совета рынка утверждает перечень и формы документов, представляемых для подтверждения выполнения установленных настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка условий получения статуса субъекта оптового рынка — участника оборота электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, порядок и сроки представления и рассмотрения этих документов, порядок и сроки принятия решений о присвоении заявителю статуса субъекта оптового рынка — участника оборота электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.

4. Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии, устанавливается правилами оптового рынка.

5. Потребители электрической энергии могут одновременно являться субъектами как оптового рынка, так и розничных рынков.

6. В соответствии с правилами оптового рынка за неоднократное нарушение субъектом оптового рынка правил оптового рынка и (или) несоблюдение субъектом оптового рынка требований договора о присоединении к торговой системе оптового рынка по решению совета рынка указанный субъект оптового рынка может быть исключен из реестра субъектов оптового рынка. Решение об исключении может быть обжаловано в судебном порядке».

Из Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»

«6. Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов*.»