Оглавление:
Письмо Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 10.11.1997 N 02-01/150 «Разъяснение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственным служащим в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1997 г. N 16 (подпункт 1.7 и пункт 4)»
Документ утратил силу
право на пенсию за выслугу лет на условиях и по нормам Декрета предоставляется служащим государственного аппарата, судьям Конституционного Суда, общих, хозяйственных и иных предусмотренных законами Республики Беларусь судов, прокурорским работникам и другим государственным служащим (подпункт 1.4 Декрета), а также лицам, вышедшим в отставку (на пенсию) в соответствии с законодательством о службе в государственном аппарате до вступления в силу Декрета.
До приведения законодательства в соответствие с Декретом акты действующего законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат Декрету.
Условия назначения пенсии за выслугу лет
1. С 11 сентября 1997 года государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при достижении мужчинами возраста 55 лет, женщинами — 50 лет и наличии стажа работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет (при этом не менее двух лет после 1 марта 1994 года, т.е. после введения в действие Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате»). Назначение пенсии за выслугу лет государственным служащим производится независимо от того, уволен государственный служащий с работы или нет ко дню обращения за пенсией за выслугу лет, а также от причины увольнения.
Пример 1: У гр-на С., 1941 г.р., обратившегося за назначением пенсии за выслугу лет согласно п.1.7 Декрета, стаж работы в качестве государственного служащего составляет 20 лет 6 месяцев, из них 18 лет 3 месяца в период с 1 марта 1962 г. по 31 мая 1980 г. и 2 года 3 месяца — с 1 января 1994 г. по 31 марта 1996 г. Уволен с работы по собственному желанию. Ранее пенсия в соответствии с законодательством о службе в государственном аппарате не назначалась.
Исходя из указанных данных, гр-н С. имеет право на пенсию за выслугу лет в размере 50 процентов заработной платы (пункт 5 настоящего разъяснения).
Пример 2: Гр-ка К., 1946 г.р., в качестве государственного служащего работала с 1 сентября 1967 г. по 31 марта 1994 г. Уволена с работы в связи с сокращением штатов. С 4 апреля 1994 г. работает учителем средней школы.
Поскольку в этом случае отсутствует стаж работы в качестве государственного служащего не менее двух лет после 1 марта 1994 г. или факт достижения на момент увольнения пенсионного возраста гр-ка К. права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Декретом не имеет.
Исчисление стажа работы, дающего право на пенсию за выслугу лет государственным служащим
2. В соответствии с пунктом 1.8 Декрета в стаж работы государственного служащего, дающий право на пенсию за выслугу лет, включается время работы в государственных органах и приравненных к ним учреждениях (в том числе бывшего СССР и республик в составе СССР) на должностях, не связанных с техническим обслуживанием и обеспечением функционирования этих органов и учреждений (пункт 3 Положения о порядке исчисления стажа работы в качестве служащего государственного аппарата, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. N 471).
Иные периоды работы включаются в указанный стаж в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь .
Вопрос находится в стадии рассмотрения.
Работа в качестве государственного служащего после достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), протекавшая в период после 1 января 1991 г., засчитывается в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет в том случае, если пенсионер не получал пенсии за этот период (часть 4 статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).
Пример N 3: Гр-н Н., 1935 г.р., с 1 июля 1995 года получает пенсию по возрасту в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В качестве государственного служащего работал с 1 августа 1977 года по 15 сентября 1997 года. Уволен в связи с выходом в отставку.
В стаж работы в качестве государственного служащего для назначения пенсии за выслугу лет гр-ну Н. может быть включен период работы с 1 августа 1977 года по 30 июня 1995 года, что составляет 17 лет 11 месяцев. Период его работы с 1 июля 1995 года по 15 сентября 1997 года в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет не включается, поскольку заявителю в это время выплачивалась пенсия по возрасту. Оснований для назначения пенсии за выслугу лет не имеется.
Исчисление заработка и размера пенсии
3. Заработок для назначения пенсии государственным служащим определяется за любые 5 лет из последних 15 лет работы на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. Указанный пятилетний период берется подряд по выбору обратившегося за пенсией. При этом периоды другой работы опускаются применительно к правилам реализации части 5 статьи 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В заработок включаются все виды оплаты труда в качестве государственного служащего, на которые начисляются страховые взносы. Оплата за иную (дополнительную) работу, не обусловленную обязанностями государственного служащего, при назначении пенсии за выслугу лет не учитывается.
Пример 4: У гр-на Б., 1942 г.р., стаж работы в качестве государственного служащего составляет 21 год 5 месяцев, из них 19 лет 2 месяца в период с 1 апреля 1970 года по 31 мая 1989 года и 2 года 3 месяца — с 1 января 1994 года по 31 марта 1996 года.
В данном случае 5 лет подряд могут быть избраны в периоды работы в качестве государственного служащего с 1 сентября 1976 года по 31 мая 1989 года и с 1 января 1994 года по 31 марта 1996 года.
4. При назначении пенсии государственному служащему производится корректировка среднемесячного фактического заработка. Для этого определяется индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, получаемый путем соотношения ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы рабочих и служащих в республике в тех же месяцах (часть 6 статьи 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).
После корректировки среднемесячная заработная плата для исчисления пенсии в части, не превышающей десятикратной минимальной заработной платы, учитывается полностью, а остальная часть — в размере 50 процентов. При этом статья 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» не применяется.
5. Пенсия за выслугу лет государственным служащим назначается в размере 50 процентов заработной платы (пункты 3, 4 настоящего Разъяснения), но не ниже минимального размера пенсии по возрасту. За каждый полный год работы в качестве государственного служащего в период после достижения мужчинами возраста 55 лет, женщинами — 50 лет размер назначенной пенсии увеличивается на 4 процента заработной платы, но не более чем на 20 процентов. При этом такое увеличение пенсии производится за стаж работы в качестве государственного служащего, превышающий 20 лет.
Пример 5: У гр-на Н., 1939 г.р., стаж работы в качестве государственного служащего составляет 35 лет. Из них 32 года выработаны до достижения им 55-летнего возраста и 3 года — после достижения 55-летнего возраста.
Пенсия за выслугу лет гр-ну Н. назначается в размере 62 процента заработной платы. К выплате устанавливается 50 процентов от назначенной суммы пенсии.
Пример 6: У гр-на Г., 1937 г.р., стаж работы в качестве государственного служащего составляет 21 год. Из них 16 лет выработаны до достижения им 55-летнего возраста и 5 лет — после достижения этого возраста.
Пенсия за выслугу лет гр-ну Г. назначается в размере 54 процентов заработной платы.
6. К пенсии за выслугу лет государственным служащим, исчисленной в установленном порядке, начисляются надбавки и повышения, предусмотренные статьями 50-1 и 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», 54 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и 14 Закона Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов» (по достижении пенсионерами общеустановленного пенсионного возраста: мужчинами — 60 лет и женщинами 55 лет).
Перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы
7. Перерасчет пенсий за выслугу лет государственным служащим в связи с ростом средней заработной платы в республике производится в порядке, установленном статьей 70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и Положением о порядке корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий, и повышения пенсий, исчисленных в минимальном размере, в связи с ростом средней заработной платы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 марта 1995 г. N 184.
Пересмотр пенсий, назначенных государственным служащим до вступления в силу Декрета
8. Лицам, вышедшим в отставку (на пенсию) в соответствии с законодательством о службе в государственном аппарате после введения в действие Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» (1 марта 1994 г.) и до вступления в силу Декрета (11 сентября 1997 г.), выплачиваемые пенсии (ежемесячные пособия, содержания):
пересматриваются по нормам, установленным Декретом, если эти лица имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Декретом (за исключением требования к стажу работы после 1 марта 1994 г.);
сохраняются, если эти лица не имеют права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Декретом, и выплачиваются в пределах пенсии за выслугу лет по нормам, действовавшим на день его издания.
8.1. Государственные служащие, уволенные в связи с выходом на пенсию (независимо от ее вида) в период с 1 марта 1994 года по 10 сентября 1997 года включительно при наличии установленных Декретом условий (достижение возраста мужчинами — 55 лет, женщинами — 50 лет и наличие стажа работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет) имеют право на перевод на пенсию за выслугу лет, назначаемую по нормам, установленным Декретом. При этом лица, достигшие к моменту увольнения с государственной службы в указанный период общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), и имевшие стаж работы, дававший право на отставку, рассматриваются как вышедшие на пенсию в соответствии с законодательством о службе в государственном аппарате независимо от причины увольнения и продолжительности работы в качестве государственного служащего в этот период.
Перевод с пенсии, получаемой на момент обращения за пенсией за выслугу лет, осуществляется со сроков, установленных ст.82 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». При отсутствии заявления о переводе на пенсию за выслугу лет пенсия, назначенная в связи с выходом в отставку, выплачивается в размере, исчисленном по нормам, действовавшим на день издания Декрета (пункт 8.4 настоящего Разъяснения).
Пример 7: Гр-ке В. 23 ноября 1993 года исполнилось 55 лет. С этой даты ей назначена пенсия по возрасту. После этого она продолжала работать в качестве государственного служащего. Освобождена от исполнения обязанностей в связи с уходом на пенсию 22 ноября 1994 года. На дату увольнения у нее имелся стаж работы в качестве государственного служащего 28 лет. В настоящее время не работает.
В соответствии с Декретом гр-ка В. имеет право на пенсию за выслугу лет. Для реализации этого права ей необходимо обратиться в отдел социальной защиты с заявлением о переводе на пенсию за выслугу лет.
Пример 8: Гр-ну М., 18 сентября 1936 г.р., с 21 мая 1996 года назначена пенсия согласно статье 22 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» после увольнения в связи с выходом в отставку. Его стаж работы в качестве государственного служащего составляет 24 года.
По заявлению гражданина М. он может быть переведен на пенсию за выслугу лет.
Пример 9: Гр-ке Ч., 9 июля 1930 г.р., с 9 июля 1985 года назначена пенсия по возрасту. С работы уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. С 6 октября 1994 года по 31 декабря 1994 года она работала в качестве государственного служащего. Уволена с занимаемой должности в связи с истечением срочного трудового договора. На дату увольнения у нее имелся стаж работы в качестве государственного служащего 32 года.
Гр-ка Ч. может быть переведена на пенсию за выслугу лет.
Пример 10: Гр-ке Ш., 1939 г.р., с 1 мая 1994 года назначена пенсия по возрасту. После назначения пенсии продолжала работать. 1 октября 1995 года уволена в связи с сокращением штатов. Стаж работы в качестве государственного служащего на дату увольнения составлял 26 лет.
Гр-ка Ш. может быть переведена на пенсию за выслугу лет. При этом при определении размера пенсии из стажа исключается 1 год 5 месяцев, когда она получала пенсию по возрасту в период работы.
Пример 11: Гр-н И., 1936 г.р., с 1 марта 1997 года уволен по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по возрасту. Стаж работы в качестве государственного служащего на дату увольнения составлял 10 лет.
У гр-на И. отсутствует право на пенсию за выслугу лет, так как не имеется требуемого стажа работы в качестве государственного служащего (не менее 20 лет).
8.2. При переводе с пенсии другого вида на пенсию за выслугу лет заработок для определения размера пенсии исчисляется с соблюдением условий, предусмотренных Декретом. По желанию пенсионера для назначения пенсии за выслугу лет может быть взят заработок за работу в качестве государственного служащего, протекавшую после назначения пенсии, независимо от того, что этот период не включается в стаж работы в качестве государственного служащего для назначения пенсии. В этом случае 15-летний период работы, из которого избирается 5 лет подряд, определяется ко дню обращения за пенсией за выслугу лет.
Пример 12: У гр-на У., 1 января 1928 г.р., стаж работы в качестве государственного служащего составляет 35 лет (с 1 января 1960 года по 31 декабря 1995 года). С 1 января 1988 года ему выплачивается пенсия по возрасту.
В этом случае 5 лет подряд могут быть избраны в период работы в качестве государственного служащего с 1 января 1973 года по 31 декабря 1987 года либо с 1 января 1981 года по 31 декабря 1995 года.
8.3. В случае, если для исчисления ранее назначенной пенсии заработок взят за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, и в заработок включена только оплата за работу в качестве государственного служащего, пенсия по нормам Декрета может быть исчислена исходя из этого заработка по документам пенсионного дела. В этом случае по желанию заявителя может быть произведен перевод на пенсию за выслугу лет со дня введения в действие Декрета (11 сентября 1997 г.). Однако в любом случае индивидуальный коэффициент заработка определяется по правилам части 6 статьи 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и Положения о порядке корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий и повышения пенсий, исчисленных в минимальном размере, в связи с ростом средней заработной платы.
Если при исчислении ранее назначенной пенсии заработок определялся в другом порядке, для исчисления пенсии за выслугу лет он не принимается.
8.4. Лицам, не имеющим права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Декретом, выплачиваемые пенсии (ежемесячные пособия, содержания) сохраняются и выплачиваются в пределах пенсии за выслугу лет по нормам, действовавшим на день его издания. При этом перерасчет пенсий, назначенных в связи с выходом в отставку до вступления в силу Декрета, по основаниям, предусмотренным в статье 70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», не производится.
Пример 13: Гр-ке М. с 21 сентября 1995 года назначена пенсия согласно статье 22 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» после увольнения в связи с выходом в отставку. Стаж работы в государственном аппарате составляет 16 лет. 14 августа 1997 года ей исполнилось 43 года.
Оснований для назначения гр-ке М. пенсии за выслугу лет по нормам Декрета не имеется. За ней сохраняется размер пенсии, назначенной по нормам статьи 22 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате», которая будет выплачиваться до приобретения права на пенсию по другим основаниям. В период работы либо занятия предпринимательской деятельностью выплата этой пенсии не производится.
Пример 14: Гр-ну К. со 2 ноября 1995 года назначена пенсия согласно статье 22 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» после увольнения в связи с выходом в отставку. Стаж работы в государственном аппарате составляет 19 лет 11 месяцев. В настоящее время гр-н К. не работает. 15 сентября 1997 года ему исполнилось 60 лет.
Оснований для назначения гр-ну К. пенсии за выслугу лет по нормам Декрета не имеется, за ним сохраняется ранее назначенная пенсия. В случае его трудоустройства после вступления в силу Декрета на должность, дающую право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Декретом, он может пополнить стаж в качестве государственного служащего до 20 лет (при условии, если за этот период ему не будет выплачиваться пенсия, в т.ч. пенсия по возрасту) и обратиться с заявлением о переводе на пенсию за выслугу лет.
Пример N 15: Гр-ну А., 1933 г.р., в 1993 году назначена пенсия по возрасту. До ухода на пенсию работал 23 года в аппарате республиканского министерства в должности, не относящейся к должностям, осуществляющим техническое обслуживание и функционирование государственного аппарата. После назначения пенсии по возрасту работал в коммерческой фирме.
Для приобретения права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Декретом гр-ну А. необходимо отработать после вступления в силу Декрета не менее двух лет в качестве государственного служащего.
9. При выходе на пенсию за выслугу лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) государственному служащему выплачивается 50 процентов полного размера пенсии за выслугу лет, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту. При достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами — 55 лет пенсия за выслугу лет выплачивается в полном размере со дня достижения указанного возраста.
10. При ликвидации государственного органа (прекращении его полномочий), сокращении численности или штатов пенсия за выслугу лет государственному служащему (при наличии стажа работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет) назначается и выплачивается в полном размере досрочно, но не ранее чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. При соответствующих условиях на служащего государственного аппарата распространяется действие статьи 23 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» и статей 16, 18 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».
11. В период работы или занятия предпринимательской деятельностью пенсии за выслугу лет, назначенные по нормам Декрета, а также ранее назначенные пенсии (ежемесячные пособия, содержания), сохраненные в пределах пенсии за выслугу лет по нормам, действовавшим на день издания Декрета, не выплачиваются.
12. Письма Министерства социального обеспечения от 16 июня 1994 г. N 2-11/106 (пункты 2, 5, 6, 7) и от 9 января 1996 г. N 02-01/1 в связи с вступлением в силу Декрета считать утратившими силу.
Пенсия госслужащих в рб
по состоянию на 25 января 2005 года
>> пенсионное обеспечение служащих государственного аппарата осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных законодательством о государственной службе.
С 11 сентября 1997 г. пенсионное обеспечение служащих государственного аппарата регулируется >> с последующими изменениями и дополнениями (далее – Декрет). Нормы Декрета распространяются на лиц, которые занимали (занимают) должности в системе государственных органов на день введения в действие Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» (1 марта 1994 г.) и позднее. Указанным работникам в установленном порядке присваиваются классы государственных служащих, в связи с чем они приобретают статус государственных служащих и право на пенсионное обеспечение по нормам законодательства о службе в государственном аппарате.
В соответствии с п. 1.7 Декрета государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при достижении мужчинами возраста 55 лет, женщинами – 50 лет и при наличии стажа работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет (при этом не менее 2 лет после 1 марта 1994 г.). Назначение пенсии за выслугу лет государственным служащим производится независимо от того, уволен государственный служащий с работы ко дню обращения за пенсией за выслугу лет или нет, а также независимо от причины увольнения.
Согласно п. 1.8 Декрета в стаж работы в качестве государственного служащего, дающий право на пенсию за выслугу лет, включается время работы в государственных органах и приравненных к ним учреждениях (в том числе бывшего СССР и республик в составе СССР) на должностях, не связанных с техническим обслуживанием и обеспечением функционирования этих органов и учреждений. Иные периоды работы включаются в указанный стаж в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию за выслугу лет государственным служащим, органы, назначающие пенсии, руководствуются Положением о порядке и условиях исчисления стажа работы в качестве служащего государственного аппарата, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. № 471 с последующими изменениями и дополнениями.
На основании ст. 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» работа в качестве государственного служащего после достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин), протекавшая в период после 1 января 1991 г., засчитывается в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет в том случае, если пенсионер не получал пенсии за этот период.
Заработок для назначения пенсии за выслугу лет государственным служащим определяется за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. Периоды другой работы (не в качестве служащего государственного аппарата) в указанные 5летний и 15летний периоды не включаются.
В заработок для назначения пенсии за выслугу лет государственным служащим включаются все виды оплаты труда в качестве государственного служащего, на которые начисляются страховые взносы. Оплата за другую (дополнительную) работу, не обусловленную обязанностями государственного служащего, при назначении пенсии за выслугу лет не учитывается.
Для корректировки фактического заработка государственного служащего определяется индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, получаемый путем соотнесения ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы рабочих и служащих в республике в тех же месяцах.
Корректировка фактического заработка производится путем умножения величины средней заработной платы рабочих и служащих в республике, применяемой для перерасчета пенсии, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.
Например, индивидуальный коэффициент заработка государственного служащего, определенный за избранный им 5летний период работы в качестве государственного служащего в пределах последних 15 лет работы, составляет 1,74801. Его откорректированный среднемесячный заработок в октябре 2002 г. составит 304 891 руб. (174 422 руб. – средняя заработная плата рабочих и служащих в республике за декабрь 2001 г., применяемая для исчисления пенсий в октябре 2002 г., х 1,74 801).
После корректировки заработная плата для исчисления пенсии за выслугу лет в части, не превышающей десяти базовых величин, учитывается полностью, а остальная часть – в размере 50 %. При этом размер заработной платы, из которой исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать двукратного размера средней заработной платы в республике, применяемой в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» для перерасчета пенсий в связи с ростом средней заработной платы.
Так, в приведенном выше примере заработок для исчисления пенсии за выслугу лет в октябре 2002 г. составит 207 946 руб. (111 000 руб. – заработок в пределах десяти базовых величин (учитывается полностью) + 96 946 руб. – остальная часть заработка, учитываемая в размере 50 % (304 891 руб. – 111 000 руб. = 193 891 руб. х 50 %)).
Заработок для исчисления пенсии за выслугу лет государственным служащим в октябре 2002 г. не может превышать 348 844 руб. (174 422 руб. х 2).
Пенсия за выслугу лет государственным служащим назначается в размере 50 % заработной платы, определенной в изложенном порядке, но не менее минимального размера пенсии по возрасту. За каждый полный год работы в качестве государственного служащего после достижения мужчинами возраста 55 лет, женщинами – 50 лет (при стаже работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет) размер назначенной пенсии увеличивается на 4 % заработной платы, но не более чем на 20 %.
Например, у мужчины при стаже работы в качестве государственного служащего 32 года, из которых 29 выработаны до достижения 55 лет и 3 года – после достижения 55летнего возраста, пенсия за выслугу лет будет назначена в размере 62 % заработка (50 % – за стаж, выработанный до достижения 55 лет, + 12 % (4 х 3) – за 3 полных года работы в качестве государственного служащего после достижения 55 лет).
При выходе на пенсию за выслугу лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) государственному служащему выплачивается 50 % полного размера пенсии за выслугу лет, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту. При достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами – 55 лет пенсия за выслугу лет выплачивается в полном размере.
При ликвидации государственного органа (прекращении его полномочий), сокращении численности или штатов пенсия за выслугу лет государственным служащим назначается и выплачивается в полном размере досрочно, но не ранее чем за 2 года до достижения общеустановленного пенсионного возраста (при наличии стажа работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет).
В период любой работы или занятия предпринимательской деятельностью пенсии за выслугу лет служащим государственного аппарата не выплачиваются.
начальник отдела организации пенсионного обеспечения пенсионного управления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Пенсия для госслужащих: с кого белорусские власти могут взять пример
МИНСК, 28 мар – Sputnik. Беларусь — не единственная страна, власти которой решили изменить возраст выхода на пенсию: правительство Таиланда намерено увеличить этот порог для госслужащих.
На следующей неделе комиссия по государственной службе представит правительству проект постановления о внесении соответствующих изменений в закон о пенсиях государственных служащих (1951). Сейчас возраст выхода на пенсию на государственной службе Таиланда как для мужчин, так и для женщин составляет 60 лет.
Многие эксперты считают повышение пенсионного возраста в стране необходимым в связи со старением населения и увеличивающейся долей бюджетных расходов на оплату пенсий. В настоящее время 14% населения страны составляют лица пенсионного возраста, к 2020 году эта доля вырастет до 17,5%, а к 2030 году – до 25,2%.
В частном секторе Таиланда государство выплачивает гражданам через государственные пенсионные фонды только небольшую часть пенсии – «пособие по старости», которое получают все люди от 60 лет, не являвшиеся госслужащими, и особую пенсию занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью. Сотрудникам крупных частных предприятий пенсию выплачивают корпоративные пенсионные фонды. В частном секторе возраст выхода на пенсию колеблется от 55 до 65 лет и выше в зависимости от условий контракта работника, но по закону работник имеет право выйти на пенсию, начиная с 60 лет.
Пенсия госслужащих в рб
§ 14.3. Условия и порядок определения размера пенсии за выслугу лет,
назначаемой государственным служащим
В основу определения размера пенсии заложен принцип соразмерности условий и норм пенсионного обеспечения с экономическими возможностями государства.
Размер пенсии за выслугу лет государственных служащих определяется следующими критериями:
— стажем государственной службы;
— среднемесячным заработком и индивидуальным коэффициентом заработка, полученного путем соотношения ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы рабочих и служащих в тех же месяцах;
— величиной заработной платы, используемой при назначении и перерасчете пенсий, в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих;
— надбавками и повышениями к пенсии;
— индексацией и перерасчетом пенсии;
— удержаниями из пенсии.
Размер пенсии за выслугу лет государственных служащих зависит, помимо вышеуказанных критериев, еще и от предоставленной законодательством возможности выбора возраста выхода на пенсию — при наличии основного условия назначения пенсии — выслуги (20 лет).
Закрепленные в законодательстве возможности выбора выхода на пенсию связаны с концепцией создания «материального стимула для продолжения трудовой деятельности, экономии средств на выплату пенсий работающим пенсионерам, не испытывающим необходимости в помощи общества, и увеличения за счет этого пенсий неработающим пенсионерам», представленной И.В. Гущиным и С.И. Кацко как вариант дифференциации системы установления возрастных границ вместо строго определенного возраста 54 .
Так, в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» предусматривается возможность гибких возрастных критериев выхода на пенсию за выслугу лет с различием в размерах пенсионного обеспечения. В соответствии с ч. 1 ст. 54 право государственных служащих на получение пенсии за выслугу лет в полном размере возникает при достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами — 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет после 1 марта 1994 года).
Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56), но не ниже минимального размера пенсии.
За каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии) 55 .
Согласно ч. 2 ст. 54 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» среднемесячный заработок для назначения пенсии за выслугу лет государственным служащим определяется за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на государственных должностях. Это подтверждает зависимость размера пенсии от взятых за основу периодов, из которых исчисляется пенсия, при этом ее размер будет составлять 40 % заработной платы. При назначении пенсии по этому основанию пенсия за выслугу лет будет увеличиваться на 2 % заработной платы за каждый имеющийся год выслуги сверх требуемой для назначения пенсии. В данном случае общая сумма пенсии не может превышать 50 % заработной платы служащего.
При этом законодательством установлен базовый размер по каждому виду пенсий на общих основаниях: пенсии по возрасту -55 % среднего заработка, по инвалидности инвалидам I группы -75 %, II группы — 65 %, III — 40 % среднего заработка, пенсии за выслугу лет — 55 % среднего заработка — не ниже минимального размера пенсии; по случаю потери кормильца — 40 % среднего заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, находящегося на его иждивении, но не менее 100 % минимального размера пенсии по возрасту.
Следовательно, общая сумма пенсии не может быть ниже 55 % заработной платы служащего. Это значит, что необходимо пересмотреть данное ограничение.
Необходимо также отметить, п.п. 2 и 5 ст. 54 подменяют друг друга: в пункте 5 ст. 54 указано, что при выслуге 20 лет возраст государственного служащего ниже возраста, установленного в п. 1 данной статьи, т.е. соответственно ниже возраста мужчин 60 лет и 55 лет женщин.
Пункт же второй опускает фактическое основание назначения пенсии за выслугу лет — выслугу, но указывает на возрастные границы, определяющие размер пенсии за выслугу лет.
Получается, что имея за спиной выслугу в 20 лет, но не имея достаточного возраста, государственный служащий получает меньше, чем достигнув установленного законодательством возраста.
Как уже отмечалось ранее, существенное фактическое основание для определения права на пенсию за выслугу лет — выслуга.
Таким образом, есть основание определить зависимость размеров пенсии за выслугу лет государственных служащих не от возраста, дающего право на пенсию за выслугу лет, а от выслуги лет, соответственно равной 20-25 и более годам государственной службы, что даст возможность увязать размер пенсии с трудовым вкладом государственного служащего.
Значение концепции трудового вклада для пенсионного обеспечения подчеркивали в своих исследованиях такие ученые, как В.А. Андреев, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шай-хатдинов и другие.
М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова и другие авторы указывали, что пенсия по возрасту несет на себе «социально оправданный отпечаток трудового вклада, определяя материальное обеспечение человека, его положение в обществе в зависимости от результатов общественно полезного труда» 56 . В научных трудах неоднократно отмечалось, что пенсию не следует рассматривать в качестве «благодеяния» со стороны государства, а пенсионеров в качестве — «иждивенцев общества», поскольку по расчетам демографов и социологов выявлен экономический потенциал человеческой жизни, суть которого заключается в том, что каждый человек за свою трудовую жизнь гораздо больше производит, чем потребляет. Если считать средним возрастом начала трудовой деятельности 19 лет, а выхода на пенсию — 62 года, то к 28 годам человек полностью возвращает обществу затраченные на него средства в младенческом, детском возрасте и будущие пенсии, а также расходы на образование, предоставление жилья и других социальных благ. Следовательно, пенсионеры заранее «оплачивают» будущие социальные расходы, а пенсии по возрасту являются «возмещением вложенного труда на пользу общества» 57 .
Однако по самым последним экономико-демографическим расчетам вопрос об экономических результатах жизнедеятельности поколений решается несколько иначе. Чем выше рост производительности труда, тем более вероятно, что рентабельность поколения окажется отрицательной при любых темпах роста населения. Пенсионеры обеспечиваются не за счет собственного прошлого труда, а за счет созданной экономически активным населением части необходимого продукта, стоимость которого значительно отличается от стоимости продукта, произведенного предыдущими поколениями, и не зависит от прошлого трудового вклада нетрудоспособных. Средства при этом, выделяемые на содержание нетрудоспособных, определяются экономическими возможностями общества в текущем периоде, а также потребностями получателей.
Следует отметить, что в данном утверждении полно отражен принцип обеспечения пенсионеров за счет активного населения. Однако не все занятые в экономике создают продукт. Поэтому необходимо уточнить, что обеспечение производится за счет перечисляемых на пенсионное обеспечение средств занятого в экономике населения.
В условиях рыночной организации возникает проблема влияния прошлого трудового вклада на уровень социального обеспечения.
Для более точного учета индивидуального трудового вклада предложено использовать метод его сопоставления с величиной средней заработной платы (трудового дохода) по народному хозяйству, формирующейся на базе всех факторов производства и распределения (стоимость рабочей силы, уровень розничных цен и т.п.) 58.
При определении размера пенсионных выплат экономическая сущность заработной платы проявляется в том, что совокупная заработная плата за весь период трудовой деятельности, предшествующий пенсионному, представляет собой общий критерий оценки трудового вклада работника в общественное производство и является основой для определения размера пенсии.
Экономический аспект заработной платы проявляется еще и в том, что размер пенсии по сравнению с вложенными стоимостными затратами в течение трудового периода значительно уменьшается вследствие обесценивания доходов, а также установления ограничений при определении ее размера.
В заработок включаются все виды оплаты труда государственного служащего: должностные оклады, надбавки за класс государственного служащего, надбавки за выслугу лет, премии и иные выплаты, предусмотренные законодательством, на которые начисляются страховые взносы 59 . Оплата за иную (дополнительную) работу, не обусловленную обязанностями государственного служащего, при назначении пенсии за выслугу лет не учитывается.
При расчете пенсии берется не номинальная величина заработка, а относительная, так как применяется средняя заработная плата рабочих и служащих за текущий квартал текущего года.
При определении размера пенсии не должно ухудшаться сложившееся соотношение между размером месячной минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом). Правовой основой для определения прожиточного минимума и порядок использования этого социального норматива для обоснования минимальных трудовых гарантий служит Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме».
Реальную картину уровня жизни населения дает «потребительская корзина» — набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления, а также «минимальный уровень потребления» — такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань нормальных условий существования.
В основе дифференцированного социально гарантированного минимума обеспечения лежит стоимость минимальных потребительских бюджетов различных категорий пенсионеров. На первом уровне эта величина может устанавливаться на уровне прожиточного минимума, а впоследствии — на уровне социального норматива. Резкое уменьшение соотношения средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера делает проблематичным поддержание сложившейся дифференциации пенсий.
Таким образом, заработок, принятый для исчисления пенсии за выслугу лет государственных служащих, так же как и заработок, принятый для исчисления пенсии по возрасту, в действительности должен отражать средний доход пенсионера в течение всего периода работы.
В действующем законодательстве воплощена Концепция перехода на исчисление пенсии из заработка за весь период трудовой деятельности, более полно учитывающая вклад работника в финансирование пенсионной системы, а также позволяющая подойти к решению двух основных задач в области пенсионного обеспечения, таких как повышение уровня пенсий и усиление дифференциации размеров пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионера в период трудовой деятельности.
Словом, размер пенсии исчисляется из заработка, взятого за любые 10 лет подряд из последних 20 лет работы. Начиная с 1 января 2000 года ежегодно при назначении пенсии 5-летний период, а также 15-летний период учитываемого при расчете пенсии заработка увеличивается на 1 год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы (исключение составляет определение заработка при назначении пенсии государственным служащим). При этом размер заработной платы, из которой исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать трехкратного размера средней заработной платы в республике, применяемой в соответствии с пенсионным законодательством для расчета пенсии в связи с ростом средней заработной платы 60 .
Следует отметить, что оптимальный вариант расчета индивидуального коэффициента заработка достигается посредством специальной компьютерной программы, в которую вводятся сведения о заработной плате за весь период, установленный законодательством (240 месяцев расчетного периода, то есть за 20 лет).
Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера представляет собой результат соотношения заработка конкретного человека со средней заработной платой рабочих и служащих в республике в том же месяце, за который берется заработок, и является средним арифметическим значением коэффициентов фактического заработка за каждый месяц в соответствующем периоде. Коэффициент фактического заработка за каждый месяц для последующего определения индивидуального коэффициента представляет собой число с округлением до шести знаков после запятой.
Коэффициент указывает на уровень заработка конкретного человека по отношению к средней заработной плате в стране. Например, коэффициент 1 означает, что человек получал среднюю зарплату, коэффициент 2 — человек получал зарплату в два раза большую, 0,5 — в два раза меньшую.
Путем умножения величины средней заработной платы рабочих и служащих на индивидуальный коэффициент получается осовремененный заработок.
Исходя из осовремененного заработка государственного служащего, определяется заработок для исчисления пенсии за выслугу лет. Согласно ст. 56 Закона «О пенсионном обеспечении», пенсия исчисляется не из всего осовремененного заработка, а из его части.
При определении части осовремененного заработка применяется главное ограничение — 130 процентов средней заработной платы рабочих и служащих в республике. Эта часть разбивается на 10 равных частей. Получаются так называемые «подпороги». Далее часть осовремененного заработка пенсионера до первого подпоро-га переходит в сумму для исчисления пенсии полностью, последующие части — в размерах 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10 процентов соответственно. Заработок в пределах от 130 до 400 процентов средней заработной платы рабочих и служащих в республике (то есть тот, который свыше 130 %) учитывается в размере только 10 процентов.
Полученная в результате последовательного расчета итоговая сумма будет заработком, из которого исчисляется пенсия.
В порядке определения размера пенсии можно усмотреть следующие ограничения:
— при расчете пенсии берется не номинальная величина заработка, а относительная в течение определенного законодательством периода, а не из всей совокупности оценки прошлого трудового вклада;
— индивидуальный коэффициент заработка пенсионера является средним арифметическим значением коэффициентов фактического заработка за каждый месяц в соответствующем периоде, представляя результат соотношения заработка конкретного человека со средней заработной платой рабочих и служащих в республике в том же месяце, за который берется заработок;
— для исчисления пенсии берется не весь осовремененный заработок, а только его часть: осовремененный заработок получается путем умножения величины средней заработной платы рабочих и служащих на индивидуальный коэффициент.
Все ограничения критериев, участвующих в расчете пенсии, указывают, что пенсия является лишь частичной заменой заработка.
Важнейшим принципом социального обеспечения является принцип справедливого распределения благ и услуг, который должен проявляться как в распределении по труду, так и в распределении фондов.
Однако динамика сознания общества неизбежно должна привести к должному пониманию данного принципа, в основе которого лежит обязанность справедливого возврата суммы, отчисленной в период трудовой деятельности. То есть каждый работающий должен заботиться о своих сбережениях и накоплениях, а участвующие в пенсионном обеспечении государственные и негосударственные пенсионные фонды обязаны вернуть накопленный пенсионный капитал с покрытием инфляционных издержек.
Следовательно, принцип справедливого распределения по труду сопряжен со справедливым (прямо пропорциональным) возвратом накопленных благ, отражающих меру вложенного труда.
Между тем в механизме правового регулирования пенсионного обеспечения предусматриваются мероприятия по повышению уровня платежеспособности как пенсии, так и заработной платы, направленные на обеспечение пропорционального соотношения размеров пенсий от вложенного в прошлом труда, при законодательном установлении порядка определения размера пенсии в соответствии с платежеспособностью государства. К ним относятся мероприятия по индексации и перерасчету размеров среднемесячного заработка и самой пенсии, а также удержаниям из пенсии и переводу с одного вида пенсионирования на другой, которые представляют собой параметры, участвующие в размере пенсии.
Кроме того, к мерам социальной защиты, влияющим на размер пенсии в сторону увеличения, относится установление надбавок и коэффициентов.
К пенсии за выслугу лет государственным служащим начисляются надбавки и повышения, предусмотренные Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (ст. 50-1, 68).
Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» устанавливает ежемесячную надбавку за выслугу лет в зависимости от стажа государственной службы от 10 % до 40 % и за ученую степень — от 5 % до 10 % (ч. 15, 16 ст. 48).
В этой связи в теоретико-методологическом аспекте исчисление размера пенсии за выслугу лет можно представить двумя этапами: 1) расчет размера пенсии до вынесения решения о выплате пенсии в зависимости от трудового вклада пенсионируемого, 2) расчет размера пенсии в период выплаты пенсии. Исследование существующего порядка определения размера пенсии показывает, что механизм исчисления размера пенсии находится в постоянном движении в зависимости от влияния на него различного рода объективных факторов: правовых, экономических, демографических. На основе глубокого анализа каждого из этих перечисленных факторов можно получить правильные представления о финансовом благополучии системы пенсионного обеспечения в будущем, в основе которого будет лежать уровень пенсионного обеспечения, зависящий от соотношения «пенсионные взносы — высокий уровень заработной платы — занятые в экономике».
К правовым факторам относятся особенности национального законодательства в области пенсионного обеспечения. Экономические включают «цену» каждого страхового года, фактическую годовую ставку инвестиционного дохода, уровень инфляции, темпы роста средней заработной платы и ряд других показателей.
Кроме того, на размере пенсионных выплат отражается помимо названных факторов состояние демографической ситуации.
В основе пенсионной системы должен лежать принцип не солидарности поколений, а возвратности вложенных средств. Это значит, что накопленные работником средства должны быть возвращены ему при выходе на пенсию независимо от того, сколько граждан государства занято в экономике и сколько граждан нуждается в пенсионном обеспечении. То есть государство должно так использовать и перераспределить вложенные работником средства, чтобы впоследствии не утерять возможности их возврата.
54 Право социального обеспечения Республики Беларусь / под общ. ред. И.В. Гущина. — Новополоцк: ПГУ, 2000. — С. 252.
55 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь от 17 апреля 1992 г., N 1596-XII; с изм. и доп. от 29 декабря 2009 г., № 70-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2010. — № 2. — 2/1622. — Ч. 1, 2. — Ст. 23.
56 Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: учебник / М.Л. За харов, Э.Г. Тучкова. — М.: Изд-во БЕК, 2001. — С. 39.
57 Там же. — С. 291-292.
58 Чикирева, И.П. Пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.05 / И.П. Чикирева. — Екатеринбург, 1996. — С. 34.
59 О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г., № 204-З; c изм. и доп. от 2 июня 2009 г.. № 20-З// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — № 136. — 2/1572. — Ст. 48.
60 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь от 17 апреля 1992 г., N 1596-XII; с изм. и доп. от 29 декабря 2009 г., № 70-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2010. — № 2. — 2/1622.