Отсылочные нормы международного права

§ 5. Отсылочные и бланкетные статьи. Другие виды статей

Некоторые статьи закона не только непосредственно, прямо в тексте дают решение того или иного вопроса, но и содержат указание на другие статьи или даже другие законы, иные источники права, которые должны быть в данном случае использованы.

Отсылочные – это статьи, в которых содержится отсылка к кон-

кретным, точно указанным законоположениям. Например, в ст. 109

Государство и право

Конституции Рф сказано: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской федерации». Эта статья отсылочная.

Бланкетные – статьи, в которых содержится отсылка не к какому-

либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Такого рода статья представляет собой в известном смысле «бланк», который заполняется другим законом, источником права. Например, в ст. 15 Конституции Российской федерации содержится такое нормативное положение: «Если международным договором Российской федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Какие правила, какого международного договора? Об этом конкретно в ст. 15 не сказано. Следовательно, статья (в части приведенного нормативного положения) общим, «бланкетным» образом предусматривает приоритетное регулирование отношений международным договором.

Статьи закона различаются также в зависимости от видов юридических норм, которые в них содержатся. В этом плане можно говорить о статьях регулятивного или правоохранительного содержания. Особо

следует выделить дефинитивные статьи. Это статьи, в которых содер-

жатся дефиниции – определения юридических понятий. Например, ст. 334 ГК так и названа – «Понятие и основания возникновения залога». Дефинитивные положения имеют существенное значение для правильного и единообразного понимания закона, внесения определенности в юридическое регулирование.

В текстах законов есть и статьи с оценочными понятиями. Суть де-

ла здесь в следующем.

Юридический язык в принципе отличается точностью, определенностью. Однако в ряде случаев в тексте закона можно найти неопределенные выражения, фразы общего характера. Подобные выражения можно встретить, например, в уголовном законодательстве («особая дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая неосторожность» и т.д.). Во всех указанных случаях в законе не расшифровывается, что такое

«особая», «крупный», «грубая». Здесь перед нами так называемые оценочные понятия.

Закон предоставляет возможность судебным органам конкретно рассмотреть все особенности данной ситуации и решить, есть ли в данном случае «особая дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая неосторожность» или их нет. Так что приведенные выражения, имеющие

Часть третья. Закон

общий, неопределенный характер, не являются недостатком в юридических формулировках (как может показаться на первый взгляд), они ориентируют на то, чтобы судебные органы с учетом особенностей той или иной ситуации оценили фактическую обстановку и конкретизировали общую формулу закона.

Из других статей, различаемых в зависимости от особенностей их содержания, необходимо сказать о статьях с диспозитивными (восполнительными) нормами, т.е. такими, которые установлены на случай, если данный вопрос не урегулирован договором, иным со-

глашением, заключенными самими субъектами. Статьи с диспозитивными нормативными положениями действуют лишь тогда, когда нет соответствующего договора, соглашения, по-иному решающих данный вопрос. В Гражданском кодексе значительно число диспозитивных статей. Кроме ранее приведенного примера можно сослаться на п. 1 ст. 338, согласно которому «заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором». Если в договоре предусмотрено «иное», действует договор, а нормы закона не применяются.

Нормы международного права, их особенности и виды

Норма международного права — это юридически обязательное правило поведения общего характера, созданное субъектами современного международного права. Процесс создания норм международного права отличается от процесса создания внутригосударственных норм. В международном правообразовании не существует законодательных органов, которые бы занимались правотворчеством. Субъекты международного права самостоятельно устанавливают те или иные правовые нормы в качестве международно-правовых. Формообразование в международном праве носит согласительный характер. Соглашение субъектов международного права может быть явно выражено или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с договорными нормами, во втором — с обычными нормами.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям.

1. По своей юридической силе:

  • императивные (jus cogens) — устанавливают четкие, конкретные пределы поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению их изменять. Они могут изменяться принятием новой нормы jus cogens;
  • диспозитивные — нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.

2. По сфере действия:

  • универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира. Таковы, например, положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.;
  • региональные нормы регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географическому региону. Примером таких норм является Договор о Европейском союзе 1992 г. Региональные нормы исторически предшествовали универсальным.

Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы; локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.

3. По характеру воздействия:

  • запрещающие;
  • разрешающие;
  • управомочивающие.

4. По функциям в системе:

  • материальные;
  • процессуальные: к таким нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права.

Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

Понятие международного права.

Как известно, в мире существуют две системы права: а) внутреннее право; б) международное право. Во всех определениях МП зримо или незримо присутствует указание, по крайней мере, на несколько главных идей:

  • o МП представляет собой «совокупность», «комплекс», «систему» норм;
  • o создателями норм МП являются государства и межгосударственные организации;
  • o нормыэти направлены на регулирование «межгосударственных отношений» или отношений «между субъектами МП». Другими словами, речь идет о нормах, которые следует называть международно-правовыми.
Смотрите так же:  Договор аренды основного средства.

Следовательно, вся система международно-правовых норм — это и есть международное право. И наоборот: международное право — это система международно-правовых норм, регулирующих международные отношения.

Международно-правовая норма и норма внутреннего права отличаются друг от друга; это нормы разных правовых систем. Для международно-правовой нормы характерны следующие признаки: а) такая норма создается государствами и (или) международными организациями (т.е. субъектами МП); б) она образуется посредством международного договора, международного обычая или нормативного акта международной организации; в) регулирует отношения с участием государств и международных организаций. Иногда добавляют, что признаком международно-правовой нормы является также определенный механизм принуждения, охраны нормы.

Получается, что международно-правовая норма — это правило поведения для государств; она создана государствами и регулирует отношения между государствами. В равной степени это может относиться и к международным (межгосударственным) организациям. Норма МП появляется как результат соглашения между сторонами; это соглашение может быть выражено явно или неявно (в писаном или неписаном виде) — в международном договоре, международной обычае, в нормативном акте международной организации.

Существует множество различных видов международно-правовых норм: универсальные, региональные и локальные; нормы, рассчитанные на неопределенное число случаев, и нормы индивидуальные; нормы императивные и диспозитивные; договорные и обычно-правовые; запрещающие, обязывающие и управомочивающие (дозволяющие); нормы материальные и процессуальные; программные; административные; технические; отсылочные и др.

Вот пример международно-правовой нормы: «Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море, за исключением случаев, когда оно действует так в соответствии с настоящей Конвенцией» (Конвенция ООП по морскому праву, ст. 24, п. 1).

Рассмотрим кратко основные виды международно-правовых норм. Универсальными в МП называют нормы, которые распространяются на все государства. Все государства подчиняются этим правилам, связаны ими. Такие нормы создаются, изменяются и отменяются только международным сообществом в целом. Их называют также «общепризнанными» нормами. Из них состоит общее МП. В своем большинстве эти нормы рождены международными обычаями, а затем значительная часть их приобрела писаную форму в универсальных конвенциях. Вот пример универсальной (общепризнанной) нормы: «Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права» (Декларация о принципах международного права, резолюция ГА ООН 1970 г.).

Региональные нормы действуют, как правило, в рамках межгосударственных интеграционных объединений, являющихся зачастую и пространствами одного цивилизационного типа. Международно-правовые нормы регионального действия, с одной стороны, создают дифференцированные международно-правовые режимы, делают МП фрагментарным, но, с другой стороны, они — необходимая стадия движения к более сбалансированному универсальному МП, которое сложится на основе согласования региональных норм и принципов.

Локальными называются нормы, которые действуют между двумя, тремя или небольшой группой государств на географически ограниченном пространстве. Если государства не связаны географической близостью, то такие нормы называются партикулярными. Локальными (партикулярными) могут быть и нормы международных обычаев.

Часть блока универсальных норм имеет характер «jus cogens», т.е. императивных норм. Другая часть состоит из норм диапозитивных, — от которых государства вправе отступить. Императивные нормы МП обладают самой высокой юридической силой. Такая норма «принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров). Договоры, противоречащие такой норме, — недействительны. Появление императивных норм означало, что больше пет «свободы договоров» в МП.

К императивным нормам относятся, например: запрет работорговли, запрет пиратства, колониализма, отдельные правила ведения военных действий, запрет на осуществление геноцида, запрет агрессии. Императивные нормы МП формируют так называемый международный публичный порядок. Они порождают универсальные правоотношения — правоотношения между всеми государствами (erga omnes). Нарушение основополагающей императивной нормы представляет собой международное преступление. В таком случае поставить вопрос об ответственности государства-правонарушителя вправе не только пострадавшее государство, а любое государство мира. Концепция защиты общих интересов действиями любого члена общества обозначается термином «actio popularis».

Диспозитивными называются нормы, от которых государства, международные организации могут отступить по взаимному соглашению (если это не затрагивает интересы третьих государств). Большинство норм МП (как универсальных, так и локальных/партикулярных) являются диспозитивными. Они образуют диапозитивное право — jus dispositivum.

В международной системе государствами зачастую вырабатываются и принимаются рекомендательные нормы: они не предписывают юридических запретов, субъективных прав или обязанностей, не имеют санкций. Такие нормы устанавливают желательную модель поведения. В теории МП сложились два взгляда на рекомендательные нормы: первый исходит из того, что рекомендательные нормы не входят в международное право (Тункин Г. И., Крылов II. Б., Лукашук И. И.); второй — из того, что они являются частью МП (Черниченко С. В., Вельяминов Г. M.). Рекомендательные нормы зачастую становятся этапом на пути к появлению обычно-правовых или договорных норм в МП.

В международном праве имеется большая группа отсылочных норм: они отсылают либо к другим нормам, либо к другим договорам. Встречаются отсылки к принципу справедливости, к политическим нормам, к документам рекомендательного характера. Отдельно выделяются так называемые организационные нормы: нормы уставов международных организаций; внутреннее право международных организаций.

Кроме того, следует различать в МП еще два вида норм: нормы многократного/постоянного применения и нормы индивидуальные (разового применения). Нормы многократного/постоянного применения направлены на длящееся регулирование отношений. Пример: взаимное предоставление государствами режима наибольшего благоприятствования в отношении товаров из страны-партнера. Такая норма может действовать годами и десятилетиями. Пример нормы индивидуализированного характера, разового применения — это обязательство государства передать другому государству некое имущество, выдать конкретное лицо, изменить уровень дипломатического представительства и т.и. Такие правоотношения «закрываются», как только соответствующие действия будут произведены.

Международно-правовые нормы (как и нормы внутреннего права) могут быть материальными и процессуальными. Материальные нормы определяют права и обязанности государств, а процессуальные — порядок создания и осуществления международно-правовых норм. В этом смысле процессуальные нормы — производны от материальных, вторичны. Процессуальные нормы образуют международное процессуальное право. К блоку процессуальных норм можно отнести: нормы, которые регулируют деятельность Международного суда ООН, Совета безопасности ООН, других международных органов, правила действия норм во времени и пространстве, правила реализации международной ответственности, применения принудительных мер и т.п. Процессуальные нормы есть практически в каждом международном договоре.

В международное процессуальное право следует включить также «общие принципы права». Концепция общих принципов права родилась благодаря ст. 38 Статута Международного суда ООН. В ней сказано, что Суд при разрешении споров применяет «общие принципы нрава, признанные цивилизованными нациями». Примерами могут служить принципы: sic ntere tuo ut alienum non laedes — осуществлять свои права, не нанося ущерба интересам других (данный принцип, кстати, был использован Комиссией международного права ООН при разработке проблемы ответственности государств за последствия, не запрещенные международным нравом); cessante ratione legis, cessant et ipsa lex — если исчезает основание для существования закона, должен исчезнуть и сам закон. Общие принципы права — это принципы, которые являются общими и для внутреннего права государств, и для международного права.

Смотрите так же:  Как делается перерасчет в саду

Каждая норма права вообще и международно-правовая норма в частности имеют свою структуру. Из теории права известно, что норма состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Особенность международно-правовых норм состоит в том, что их санкции зачастую отсутствуют либо являются неопределенными, либо вытекают из принципов или системы МП в целом. Есть мнение, что санкции в МП существуют в форме международного обычая. Как видим, это сказывается на качестве международного правопорядка, где много правонарушений и произвола.

Итак, предметом МП являются международные отношения; точнее — межгосударственные отношения (отношения с участием государств и межгосударственных организаций). Если детализировать предметно-объектную сферу МП, то в нее можно было бы включить несколько групп отношений: а) отношения по поводу поведения субъектов МП в международной системе — их субъективных прав, юридических обязанностей; б) отношения между субъектами МП по поводу их внутренних правовых режимов; в) отношения по поводу основ международного правопорядка в целом — норм и принципов erga omnes.

В пространственную (пространственно-территориальную) сферу МП включаются отношения по поводу сухопутных, водных, воздушных, космических и иных пространств. Так, например, МП регулирует межгосударственные отношения в Антарктике, открытом морс, Районе (на морском дне), космосе, а через внутренние правовые режимы воздействует и на отношения на территории государств.

Буроменский М.В. (ру) Международное публичное право (2006)

§ 10. Нормы международного права и их классификация

Нормы международного права можно классифицировать по следующим критериям:

1) по сфере действия — универсальные, региональные и партикулярные. Универсальные нормы действуют в глобальных масштабах и имеют общеобязательную силу. Основной формой выражения этих норм являются международные обычаи. Примерами универсальных норм основные общепризнанные принципы международного права, положения таких универсальных многосторонних договоров, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 p., Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и др.. Региональные нормы регулируют

отношения в пределах определенного географического региона между государствами, расположенными в нем. Партикулярные нормы регулируют отношения государств независимо от географического региона. В большинстве случаев они содержатся в двусторонних соглашениях;

2) по юридической силе — императивные и диспозитивные. Императивные нормы регулируют важнейшие международные отношения, касающиеся всеобщих интересов. Они во многом определяют характер всего международного права. Нарушения императивной нормы причиняет вред всему мировому сообществу. Характерная особенность императивных норм заключается также в том, что они являются определенным критериям юридическую силу других норм международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер ». Эта же статья объявляет ничтожным международный договор, «если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права ». Примерами таких норм являются принципы современного международного права: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, решения международных споров мирными средствами и др..

Диспозитивные нормы закрепляют право сторон отступить от их содержания и выбрать другой вариант поведения, который самой нормой прямо не предусмотрен. В случае если стороны не выбрали этот другой вариант поведения, они обязаны строго придерживаться предписаний диспозитивной нормы. За ее нарушение стороны несут международно-правовую ответственность;

3) по функциям в системе международного права — материальные и процессуальные. Материальные нормы определяют конкретные права и обязанности сторон в отношении определенного объекта международно-правового регулирования. Процессуальные нормы устанавливают порядок создания и реализации материальных норм

(Правила процедуры международных конференций и организаций, процедуры разрешения международных споров и др.).;

4) по способу создания и форме выражения — нормы обычные, договорные и те, содержащихся в решениях международных организаций, имеющих нормативные свойства;

5) по способу регулирования — обязательственные, уповноважувальни, запретительные и отсылочные. Обязательственные нормы закрепляют обязанности участников конкретных международных правоотношений. Уповноважувальни нормы устанавливают определенные права взаимодействующих участников международных отношений. Запрещающие нормы содержат запреты на осуществление определенных действий или на воздержание от них. Отсылочные нормы обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормативных актах. Отсылочная норма может отправлять и к неправовым актов (например, в рекомендательной резолюции международной организации). В этом случае соответствующее положение неправового акта для регулирования этого правоотношения наделяется юридической силой;

6) по времени действия — срочные и бессрочные. Существование срочных норм определяется или четкими временными рамками, или зависимости от наступления или ненаступления каких-либо юридических фактов. Бессрочные нормы характерные для мирных договоров о дружбе и сотрудничестве, уставов международных межправительственных организаций. Все императивные нормы также являются бессрочными.

Отсылочные нормы международного права

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Отсылочные нормы внутригосударственного права к международным договорам и их роль во взаимодействии двух правовых систем :

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое диссертационное исследование, специально посвященное вопросам правового обеспечения социальной справедливости в жилищных отношениях. В работе на основе рассмотрения сущно­сти категории «социальная справедливость» в условия рыночных отношений, научных взглядов и концепций осуществления рыночных преобразований в жилищной сфере жизнедеятельности общества про­веден комплексный анализ теоретических и практических проблем правового обеспечения социальной справедливости в жилищных отно­шениях, выработаны справедливые подходы к проведению жилищной реформы, предложены конкретные меры по решению отдельных проблем обеспечения социальной справедливости при возникновении, действии и прекращении жилищных правоотношений в государственном, му­ниципальном, общественном и индивидуальном жилищных фондах. Ре­зультаты исследования позволили сформулировать и обосновать следующие положения, выносимые на защиту:

в условиях рыночной экономики основополагающим критерием социальной справедливости в жилищных отношениях является критерий соответствия жилищных условий человека его вкладу в жизнеде­ятельность общества, оцененному посредством рыночного механизма; его дополняет критерий защиты жилищных интересов социально незащищенных граждан;

Смотрите так же:  Требования к написанию социального проекта

условием реализации критерия соответствия жилищных условий человека его вкладу в жизнедеятельность общества, оцененному посредством рыночного механизма, является создание полнокровного рынка жилья, в рамках которого правовыми формами его обеспечения выступают право собственности на жилые помещения и договор арен­ды жилых помещений;

условием реализации критерия защиты жилищных интересов со­циально незащищенных граждан является сохранение в отношении них действующего порядка предоставления жилых помещений в государст­венном и муниципальном жилищных фондах, при этом правовой формой его обеспечения выступает договор найма хилых помещений;

В целях создания развитого рынка аренды жилья предлагается определенную часть жилых помещений в государственном, муниципа­льном к общественном жилищных фондах предоставлять гражданам на условиях договора аренда, в связи с чем последний должен быть законодательно разграничен с договором найма жилых помещений до следующим критериям: а/ срок пользования жилым помещением; б/ плата за пользование жилым помещением; в/ объем правомочий нанимателя /арендатора/

с точки зрения социальной справедливости основным содержа­нием реформы жилищного законодательства должно стать возрастание -роли гражданско-правовых норм а соответственно этому уменьшение роли административно-правовых норм в регулировании отношений, связанных: с удовлетворением жилищных потребностей граждан;

в целях обеспечения социальной справедливости при предоставлении жилых помещений в государственном, муниципальном в общес­твенном жилищных фондах предлагаются меры по усилению обществен­ного контроля за распределением жилых помещений, по расширению возможностей граждан обращаться в суд с исками о признании недействительными ордеров на жилое помещение, виданных с нарушением действующего законодательства;

с целью установления справедливых условий использования договора поднайма в государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах предлагается легализовать сдачу жилых помещений в поднаем за плату, определяемую соглашением сторон, создать надежный механизм регистрации договоров поднайма с тем, чтобы под­вергать налогообложению доходи, извлекаемые таким путем, исполь­зовать налоговые поступления на финансирование жилищного строи­тельства или на выплату целевых денежных компенсаций очередникам для приобретения жилья;

с целью предотвращения негативных последствий раздела жилого помещения предлагается закрепить в жилищном законодательстве правило, в соответствии с которым раздел бы допускался лишь при наличии особо уважительных причин, устанавливаемых в ходе судеб­ного разбирательства;

в связи с чрезмерной строгостью санкции в виде выселения без предоставления другого жилого помещения за совещание право­нарушений, предусмотренных в ст. 98 ЖК РСФСР, предлагается уста­нови?» промежуточную санкцию — выселение с предоставлением дру­гого жилого помещения, отвечающего требованиям ст. 97 ЖК РСФСР;

в связи с остротой проблемы задолженности по квартирной плате предлагается установить в качестве первоначальной санкции за неплатеж квартирной платы выселение с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего требованиям ст. 97 ЖК РСФСР, в случае допущения повторного неплатежа — выселение без предостав­ления другого жилого помещения;

в целях воспрепятствования использованию института служеб­ных жилых помещений в качестве средства для улучшения жилищных условий в обход установленного порядка, восстановления его пер­воначального назначения, как правовой формы обеспечения жильем на время выполнения определенных трудовых функций, предлагается отменить предусмотренное ст. 108 ЖК РСФСР выселение из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения;

в связи с тем, что принятием решения об отнесении жилых по­мещений в домах совхозов к числу служебных были существенно зат­ронуты интересы граждан, в них проживающих, необоснованно ухуд­шены их жилищные права, предлагается отменить указанное решение, восстановить порядок, при котором включение жилых помещений сов­хозов в число служебных в каждом отдельном случае будет осуществляться по общему правилу ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР;

в связи с тем, что в действующем законодательстве не урегу­лирован вопрос о субъектах возникающего в результате приватиза­ция права собственности на приватизированную квартиру, занимаемую семьей из двух и более человек, предлагается установить пра­вило, в соответствии с которым квартира передавалась бы в совме­стную собственность этой семьи.

На основе проведенного исследования высказан ряд конкретных предложений по изменению и дополнению ч. 1 ст. 28, ч. 2 с. 48, ч. 1 ст. 67, ст. 98 и ч. 1 ст. 100 ЖК РСФСР, ч. 1 п. 2 ст. 13 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», ст. 2 и ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».

Виды и нормы международного права

В доктрине современного международного права по характеру (природе) норм различают императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы международного права, нормы-обращения, нормы-декларации. Как правило, рекомендательные нормы никого не обязывают в юридическом смысле, хотя и относятся к правовым явлениям. Они могут служить этапом и ориентиром на пути формирования договорных или обычных международно-правовых норм. Рекомендательный характер нормы выражается в ее содержании. В большинстве своем такие нормы содержатся в резолюциях международных организаций.

Кроме того, можно выделить такие виды норм международного права, как альтернативные и факультативные, нормы постоянного и временного дейст­вия и т. д. По сфере применения различают универсальные и локальные, все­общие и региональные нормы.

В зависимости от объема содержания и значения различают основные и подчиненные нормы. Последние в свою очередь делятся на два вида: поднор­мы основных норм и вторичные нормы. Поднормы конкретизируют особен­ности применения основных норм.

По сфере действия выделяют универсальные, региональные, партикуляр­ные или локальные нормы. Универсальные нормы, как правило, носят общий характер и содержатся в многосторонних международных договорах, в отли­чие от региональных или локальных норм. Последние, например, содержатся в двусторонних международных договорах.

Международно-правовые нормы также можно классифицировать по функциям в механизме международно-правового регулирования на матери­альные и процессуальные.

В зависимости от того, в каком источнике содержатся нормы, можно вы­делить такие виды, как обычные, договорные, нормы-решения международ­ных организаций; регулятивные и охранительные.

Международные акты могут содержать отсылочные нормы, которые обя­зывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах.

По способу регулирования различают международно-правовые нормы, носящие запрещающий, обязывающий и управомочивающий характер.

В зависимости от объекта регулирования можно выделить отраслевые нормы.