Колесникова Е.В. 4-5 лет. От слова к звуку. Развитие фонематического слуха у детей. Учебно-методическое пособие.
Автор(ы): Е.В. Колесникова
Издательство: Ювента
Серия: Авторская программа Е.В. Колесниковой
Аннотация:
Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Книга является 2-й частью программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». (1-я часть — «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет»; 3-я часть — «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»; 4-я часть — «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».) Основное назначение этой книги — оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке детей 4-5 лет к обучению элементам грамоты. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в ДОУ. Может быть использована родителями, гувернерами.
Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Колесникова Е.В.
4-е изд., доп. и перераб. — М.: 2016 — 80 с.
Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4—5 лет» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы. Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области «Коммуникация». Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам. Рекомендуется использовать в комплекте с рабочими тетрадями «От слова к звуку», «Дорисуй и раскрась», «Учимся составлять слоговые схемы», а также с демонстрационным материалом «Слова, слоги, звуки».
Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» создано на базе программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и адресуется широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.
Дошкольное детство — время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности (именно об этом писали в свое время Д. Б. Эльконин, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др.).
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
Елена Колесникова: Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» ФГОС ДО
Аннотация к книге «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» ФГОС ДО»
Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.
Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области «Коммуникация».
Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам.
Рекомендуется использовать в комплекте с.
Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.
Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области «Коммуникация».
Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам.
Рекомендуется использовать в комплекте с рабочими тетрадями «От слова к звуку», «Дорисуй и раскрась», «Учимся составлять слоговые схемы», а также с демонстрационным материалом «Слова, слоги, звуки».
4-е издание, переработанное и дополненное и.
Запись на стене
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Ювента, 2007, 96 страниц.
Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» создано на базе программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и адресуется широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.
Основное назначение этой книги — оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке детей 4—5 лет к обучению элементам грамоты. Книга является 2-й частью программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». (1-я часть — «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет»; 3-я часть — «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»; 4-я часть — «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет». )
Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Раб.тетр. М: Ювента, 2003
Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. — М.: Ювента, 2005. — 36с.
Рабочая тетрадь завершает цикл подготовки к обучению грамоте дошкольников по программе «От звука к букве (из опыта работы)». Задания, предложенные в тетради, предназначены детям 6-7 лет для диагностики их готовности к чтению и письму перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь. Адресуется педагогам, родителям, психологам, гувернерам.
Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет
Рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» входит в комплект учебно-наглядных пособий авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты. Издание предназначено как для совместной работы взрослого и ребенка, так и для самостоятельной работы ребенка 5-7 лет, умеющего читать и хорошо ориентирующегося в звуко-буквенной системе родного языка.
Учебно-игровые задания, предложенные в тетради, способствуют закреплению умений ребенка делить слова на слоги, определять ударение в словах, а также давать звуковую характеристику слов и составлять соответствующие схемы, то есть осуществлять простейшее моделирование.
Выполнение заданий в тетради способствует развитию мышления, фонематического восприятия, графических навыков ребенка.
Рабочая программа по теме:
Дополнительная образовательная программа «От слова к звуку» — подготовка к обучению грамоте
Программа «От слова к звуку» является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве . Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа ориентирована на детей 4, 5-6 летнего возраста.
Срок реализации программы- 2 года.
Планируется распределение материала на 72 часа в год , 2 часа в неделю. Длительность каждого занятия-25 мин. Программа рассчитана на обучение детей, не посещающих детский сад, в учреждениях дополнительного образования или домашнего обучения.
Предварительный просмотр:
Программа «От слова к звуку» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве . Обучение дошкольников элементам грамоты» .
Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы :осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко- буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1год-развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
2год-Развитие звуко-буквенного анализа ,интереса и способностей к чтению
На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа-приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
- формирование графических навыков
Изучение материала проходит блоками:
1блок- Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.
2 блок — Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными (1-й год)
Звуки и буквы (2-й год)
3-й блок- повторение
Для более качественного развития речи детей и систематического знакомства с литературными произведения , при распределении материала занятия по ознакомлением с устным народным творчеством и произведениями детской литературы не выделены в отдельный блок, а распределены в течение каждого года обучения через каждые 4-6 занятий.
Так же занятия по картинкам и серии картинок проводятся в течение всего учебного года.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка»( Д.Б. Эльконин)
Особенности возрастной группы детей 4.5 – 6 лет.
В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000слов. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, когда ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом- неправильно.
Вместе с тем дошкольники 4-5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи.
У дошкольников 4-5 лет формируется осознание своих произносительных умений, поэтому работа по развитию фонематического слуха строится с учётом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребёнка к следующему этапу- развитию звуко-буквенного анализа.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.
Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства(светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный)
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов.
Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова ( хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта., при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
- Рисование
Программа ориентирована на детей 4, 5-6 летнего возраста.
Срок реализации программы- 2 года
Занятия будут проводиться 2 раза в неделю, будут включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики ,театрализацию.
Длительность каждого занятия для детей данного возраста -25мин.
Планируется распределение материала на 72 часа в год из расчёта 2 часа в неделю.
В группе 12-14 обучающихся.
Основные применяемые технологии :
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова
- Здоровьесберегающие технологии
- Компьютерные (новые информационные) технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Прогнозируемые результаты (первый год обучения):
Ребёнок к концу первого года обучения знает
- содержание народных сказок( 4-5)
- авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова , К Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера
- наизусть потешки, песенки ,загадки, небольшие стихотворения для детей А.Барто ,Г. Сапгира, О. Высоцкой.
Ребёнок к концу года умеет
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
- заучивать небольшие стихотворения
Второй год обучения.
Ребёнок к концу второго года обучения знает
- содержание народных сказок (7-9)
- авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру
наизусть потешки, песенки ,загадки, стихотворения для детей А. Барто, К Чуковского, Г. Сапгира, О. Высоцкой.
- буквы русского алфавита
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
Ребёнок к концу второго года обучения умеет
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
- заучивать стихотворения
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
В конце каждого года обучения планируется провести открытое занятие для родителей.
От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО
Это замечательное пособие, мягкого переплета, для ознакомления детей дошкольного возраста с миром звуков и слов. Данное пособие незаметно подготавливает детей к следующему этапу — этапу самостоятельного чтения.
Небольшие стихи из книги, помогают развивать память. Очень понравилось, что в конце занятия малыш может сам оценить на сколько он справился с заданиями.
Пособие хорошо иллюстрировано. Иллюстрации красочные и красивые.
Моя дочь четырех лет с удовольствием занимается по этой книге!