От слова к звуку методическое пособие

Колесникова Е.В. 4-5 лет. От слова к звуку. Развитие фонематического слуха у детей. Учебно-методическое пособие.

Автор(ы): Е.В. Колесникова

Издательство: Ювента

Серия: Авторская программа Е.В. Колесниковой

Аннотация:

Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Книга является 2-й частью программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». (1-я часть — «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет»; 3-я часть — «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»; 4-я часть — «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».) Основное назначение этой книги — оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке детей 4-5 лет к обучению элементам грамоты. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в ДОУ. Может быть использована родителями, гувернерами.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Колесникова Е.В.

4-е изд., доп. и перераб. — М.: 2016 — 80 с.

Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4—5 лет» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы. Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области «Коммуникация». Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам. Рекомендуется использовать в комплекте с рабочими тетрадями «От слова к звуку», «Дорисуй и раскрась», «Учимся составлять слоговые схемы», а также с демонстрационным материалом «Слова, слоги, звуки».

Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» создано на базе программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и адресуется широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.
Дошкольное детство — время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности (именно об этом писали в свое время Д. Б. Эльконин, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др.).
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Елена Колесникова: Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» ФГОС ДО

Аннотация к книге «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» ФГОС ДО»

Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.
Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области «Коммуникация».
Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам.
Рекомендуется использовать в комплекте с.

Смотрите так же:  Пояснительная записка 160 форма пример

Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.
Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области «Коммуникация».
Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам.
Рекомендуется использовать в комплекте с рабочими тетрадями «От слова к звуку», «Дорисуй и раскрась», «Учимся составлять слоговые схемы», а также с демонстрационным материалом «Слова, слоги, звуки».
4-е издание, переработанное и дополненное и.

Запись на стене

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Ювента, 2007, 96 страниц.

Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» создано на базе программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и адресуется широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.
Основное назначение этой книги — оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке детей 4—5 лет к обучению элементам грамоты. Книга является 2-й частью программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». (1-я часть — «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет»; 3-я часть — «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»; 4-я часть — «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет». )

Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Раб.тетр. М: Ювента, 2003

Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. — М.: Ювента, 2005. — 36с.

Рабочая тетрадь завершает цикл подготовки к обучению грамоте дошкольников по программе «От звука к букве (из опыта работы)». Задания, предложенные в тетради, предназначены детям 6-7 лет для диагностики их готовности к чтению и письму перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь. Адресуется педагогам, родителям, психологам, гувернерам.

Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет

Рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» входит в комплект учебно-наглядных пособий авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты. Издание предназначено как для совместной работы взрослого и ребенка, так и для самостоятельной работы ребенка 5-7 лет, умеющего читать и хорошо ориентирующегося в звуко-буквенной системе родного языка.
Учебно-игровые задания, предложенные в тетради, способствуют закреплению умений ребенка делить слова на слоги, определять ударение в словах, а также давать звуковую характеристику слов и составлять соответствующие схемы, то есть осуществлять простейшее моделирование.
Выполнение заданий в тетради способствует развитию мышления, фонематического восприятия, графических навыков ребенка.

Рабочая программа по теме:
Дополнительная образовательная программа «От слова к звуку» — подготовка к обучению грамоте

Программа «От слова к звуку» является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве . Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа ориентирована на детей 4, 5-6 летнего возраста.

Срок реализации программы- 2 года.

Планируется распределение материала на 72 часа в год , 2 часа в неделю. Длительность каждого занятия-25 мин. Программа рассчитана на обучение детей, не посещающих детский сад, в учреждениях дополнительного образования или домашнего обучения.

Предварительный просмотр:

Программа «От слова к звуку» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве . Обучение дошкольников элементам грамоты» .

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Смотрите так же:  Заявление на налоговый вычет при продаже автомобиля образец

Цель программы :осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.

  1. Формирование и развитие фонематического слуха
  2. Развитие произносительных умений
  3. Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией
  4. Знакомство со слоговой структурой слова
  5. Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
  6. Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
  7. Расширение словарного запаса детей
  8. Формирование и развитие звуко- буквенного анализа
  9. Подготовка руки ребёнка к письму
  1. Развитие слухового восприятия
  1. Развитие графических навыков
  2. Развитие мелкой моторики
  3. Приобщение детей к художественной литературе
  1. Воспитание умения работать
  2. Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  3. Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1год-развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2год-Развитие звуко-буквенного анализа ,интереса и способностей к чтению

На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа-приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  1. развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  2. развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
  3. формирование графических навыков

Изучение материала проходит блоками:

1блок- Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.

2 блок — Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными (1-й год)

Звуки и буквы (2-й год)

3-й блок- повторение

Для более качественного развития речи детей и систематического знакомства с литературными произведения , при распределении материала занятия по ознакомлением с устным народным творчеством и произведениями детской литературы не выделены в отдельный блок, а распределены в течение каждого года обучения через каждые 4-6 занятий.

Так же занятия по картинкам и серии картинок проводятся в течение всего учебного года.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка»( Д.Б. Эльконин)

Особенности возрастной группы детей 4.5 – 6 лет.

В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000слов. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, когда ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом- неправильно.

Вместе с тем дошкольники 4-5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи.

У дошкольников 4-5 лет формируется осознание своих произносительных умений, поэтому работа по развитию фонематического слуха строится с учётом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребёнка к следующему этапу- развитию звуко-буквенного анализа.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства(светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный)

Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов.

Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова ( хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта., при описании предметов.

Смотрите так же:  Сколько стоит страховка цена

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

Способы и формы работы с детьми.

  1. Дидактические игры
  2. Фонематические упражнения
  3. Работа с текстами
  4. Театрализация
  5. Рисование

Программа ориентирована на детей 4, 5-6 летнего возраста.

Срок реализации программы- 2 года

Занятия будут проводиться 2 раза в неделю, будут включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики ,театрализацию.

Длительность каждого занятия для детей данного возраста -25мин.

Планируется распределение материала на 72 часа в год из расчёта 2 часа в неделю.

В группе 12-14 обучающихся.

Основные применяемые технологии :

  1. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова
  2. Здоровьесберегающие технологии
  3. Компьютерные (новые информационные) технологии
  4. Личностно-ориентированное обучение

Прогнозируемые результаты (первый год обучения):

Ребёнок к концу первого года обучения знает

  1. содержание народных сказок( 4-5)
  2. авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова , К Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера
  3. наизусть потешки, песенки ,загадки, небольшие стихотворения для детей А.Барто ,Г. Сапгира, О. Высоцкой.

Ребёнок к концу года умеет

  1. правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  2. различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
  3. делить слова на слоги;
  4. дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  5. определять и называть первый звук в слове;
  6. произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  7. рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
  8. выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
  9. составлять 2-3 предложения по картине;
  10. пересказывать простые сказки;
  11. отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
  12. заучивать небольшие стихотворения

Второй год обучения.

Ребёнок к концу второго года обучения знает

  1. содержание народных сказок (7-9)
  2. авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру

наизусть потешки, песенки ,загадки, стихотворения для детей А. Барто, К Чуковского, Г. Сапгира, О. Высоцкой.

  1. буквы русского алфавита
  2. понимает и использует в речи термины «звук», «буква»

Ребёнок к концу второго года обучения умеет

  1. правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  2. определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
  3. различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
  4. делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
  5. пользоваться графическим обозначением звуков;
  6. произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  7. записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
  8. составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
  9. пересказывать простые сказки;
  10. отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
  11. заучивать стихотворения

За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

В конце каждого года обучения планируется провести открытое занятие для родителей.

От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО

Это замечательное пособие, мягкого переплета, для ознакомления детей дошкольного возраста с миром звуков и слов. Данное пособие незаметно подготавливает детей к следующему этапу — этапу самостоятельного чтения.

Небольшие стихи из книги, помогают развивать память. Очень понравилось, что в конце занятия малыш может сам оценить на сколько он справился с заданиями.

Пособие хорошо иллюстрировано. Иллюстрации красочные и красивые.

Моя дочь четырех лет с удовольствием занимается по этой книге!