Основы первой медицинской помощи учебное пособие

Книга: Основы первой медицинской помощи. Учебное пособие — Михаил Морозов

Автор книги: Михаил Морозов

Жанр: Медицина, Наука и Образование

В учебном пособии в доступной форме рассматриваются различные вопросы по оказанию первой медицинской помощи. Многие разделы книги предваряются анатомо-физиологическими сведениями, что способствует более эффективному усвоению излагаемого материала. Завершается пособие медицинским словарем на 1500 слов. Работа иллюстрирована рисунками автора.

Книга рекомендована средним медицинским работникам, учащимся медицинских колледжей, студентам педагогических вузов и широкому кругу читателей, интересующихся медициной.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Основы первой медицинской помощи. Учебное пособие

В учебном пособии в доступной форме рассматриваются различные вопросы по оказанию первой медицинской помощи. Многие разделы книги предваряются анатомо-физиологическими сведениями, что способствует более эффективному усвоению излагаемого материала. Завершается пособие медицинским словарем на 1500 слов. Работа иллюстрирована рисунками автора.

Книга рекомендована средним медицинским работникам, учащимся медицинских колледжей, студентам педагогических вузов и широкому кругу читателей, интересующихся медициной.

Основы первой медицинской помощи учебное пособие

Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. Учебное пособие

© ООО «Издательство „СпецЛит“», 2011

АД – артериальное давление

АПЖ – аденома предстательной железы

АПФ – ангиотензин-превращающий фермент

БАД – биологически активная добавка

БАР – блокатор ангиотензиновых рецепторов

ВГД – внутриглазное давление

ДГП – доброкачественная гипертрофия простаты

ДСП – древесно-стружечные плиты

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИМТ – индекс массы тела

ИОЛ – интраокулярные линзы

ЛНДВ – летучие наркотические действующие вещества

ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты

ЛЭП – линии электропередач

ОБ – окружность бедер

ОРЗ – острые респираторные заболевания

ОТ – окружность талии

ОТ/ОБ – отношение ОТ к ОБ

ПДК – предельно допустимые концентрации

ПК – персональный компьютер

ПСА – простат-специфический антиген

СВЧ – сверхвысокая частота

ССС – сердечно-сосудистая система

УВЧ – ультравысокая частота

УЗИ – ультразвуковое исследование

ФДТ – фотодинамическая терапия

ЦНС – центральная нервная система

рН – водородный показатель

SAR – мощность электромагнитного излучения

Пособие состоит из 6 глав и содержит авторские рисунки. В первой главе – «Окружающая среда и здоровье» – оценивается влияние факторов внешней среды на здоровье человека, приводятся гигиенические нормы жилья, возможное воздействие компьютера и мобильного телефона на организм, рассматриваются требования к питьевой воде. Вторая глава посвящена вредным привычкам и их последствиям, в ней автор напоминает об отрицательном влиянии на здоровье таких зависимостей, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотических средств. В третьей главе работы, которая называется «Диетотерапия», рассматриваются вопросы организации рационального питания здоровых и больных людей. В четвертой главе, посвященной фитотерапии, дается краткая характеристика большого числа лекарственных трав и грибов, а также способы их применения. Прилагаются рецепты из трав, употребляемых при некоторых заболеваниях. В пятой главе – «Возрастные заболевания» – уделяется внимание возрастзависимой патологии, рассматриваются такие заболевания, как гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения. Шестая глава затрагивает вопросы онкологии и рассматривает частные случаи рака, одного из самых серьезных заболеваний человека.

Смотрите так же:  Нужно ли платить налог если машина продана

Автором была проделана большая работа по популяризации информации сугубо медицинского характера.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека почти на 50 % связано с его образом жизни, примерно на 20 % зависит от влияния окружающей среды (воздух, вода, пища), на 15 % связано с наследственностью, оставшиеся же 15 % подвластны медицине. Следовательно, состояние организма во многом зависит от того, насколько здоровый образ жизни ведет человек. Сюда можно отнести занятия спортом или регулярные физические нагрузки, закаливание, достаточный отдых, рациональное питание.

По данным 2009 г., в школах России обучается 13 млн детей. По официальным данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10 % выпускников средних школ считаются вполне здоровыми. У 15 % школьников выявлены нервно-психические отклонения, более 60 % детей страдают хроническими заболеваниями.

С каждым годом сокращается количество здоровых и физически развитых детей. Едва достигнув совершеннолетия, они уже страдают серьезными заболеваниями. Состояние здоровья многих юношей призывного возраста таково, что они не могут служить в армии. В 1994 г. в Санкт-Петербурге 40 % всех призывников признано районными комиссиями не годными к воинской службе по состоянию здоровья. В 1990 г. эта цифра составляла около 20 %. Но и те юноши, которых призывают в Вооруженные силы, в большинстве своем физически не готовы к воинской службе. По данным горвоенкомата Санкт-Петербурга, спортивные разряды в настоящее время имеют всего 5 % юношей призывного возраста. Элементарные физические упражнения (подтягивание, отжимание, кувырок) в состоянии выполнить 20 %. Если не будут приняты решительные меры для укрепления здоровья детей и подростков, то может возникнуть ситуация, в которой защищать Родину будет некому.

Около 30 % подростков растут в семьях с нездоровой обстановкой, многие из таких детей страдают психическими и нервными расстройствами. Уже 10-летние мальчики и девочки начинают пить и курить. Навязчивая реклама алкоголя и сигарет также не прибавляет здоровья молодежи. Еще не так давно в садах и парках заливали зимние катки, где гоняли шайбу и занимались фигурным катанием десятки тысяч детей, а весной и летом почти из каждого двора доносился стук мяча – мальчишки играли в футбол. Уроки физкультуры были любимыми для детворы, и мало кто отлынивал от них. Физически крепкие подростки пользовались авторитетом в глазах сверстников. В настоящее же время многие родители считают спортивные игры бессмысленной тратой времени, отвлекающей ребят от более важных дел, таких как изучение иностранных языков, освоение навыков коммерции, компьютерные занятия.

Большинство таких родителей забывает, что физические движения – естественный стимулятор функций организма, без которых его деятельность значительно раньше угасает. Двигательная активность оказывает благотворное влияние на организм в том случае, если осуществляется систематически, в достаточном объеме и с определенной интенсивностью. Для сохранения своего здоровья и работоспособности человек в течение суток должен затрачивать на мышечную работу не менее 1200 ккал энергии сверх основного обмена (1500–1700 ккал).

Научно-технический прогресс способствует снижению у человека физической тренированности и общей выносливости организма на фоне возросших нервно-эмоциональных перегрузок. Вместо пеших прогулок на свежем воздухе или оздоровительного бега люди предпочитают сидеть у телевизора или компьютера в душном помещении. Даже на 2–5 этаж поднимаются, как правило, не по лестнице, а на лифте, долго ждут городской транспорт, если ехать всего 2–3 остановки.

Таким образом, мы сами настойчиво изо дня в день вырабатываем у себя гиподинамию со всеми ее отрицательными последствиями. В силу малой подвижности дряхлеет скелетная мускулатура, что приводит к уменьшению кровоснабжения, влечет за собой снижение объема работы сердца и легких. При гиподинамии обильно разрастается подкожно-жировая клетчатка, значительно увеличивается вес, растет нагрузка на позвоночник и суставы. Не зря в народе говорят: «полнеть – значит стареть». Так постепенно развиваются и нарастают патологические изменения в различных органах и системах, которые и приводят к заболеваниям.

Смотрите так же:  Растаможка спецтехники казахстан

В то же время регулярные физические нагрузки, бережное отношение к своему здоровью и внимание к своему жизненному окружению способны сохранить здоровье и хорошее самочувствие в течение долгих лет.

Глава 1. Окружающая среда и здоровье

Влияние окружающей среды на здоровье человека

Экология – наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой. Окружающая среда – среда обитания и деятельности человека. Любые формы жизни взаимодействуют с ней, используя ресурсы, приспосабливаясь и внося изменения в ее структуру. Каждый отдельный вид живых существ может существовать только в определенных условиях внешней среды. Но научно-технический прогресс оказывает на нее значительное влияние. Изменению подвержены в разной степени все природные компоненты. Так, при сокращении лесных массивов на месте естественной растительности появляются обрабатываемые земли, луга, пустоши, заросли кустарников. Инженерные сооружения на реках изменяют земную поверхность, создаются водохранилища, каналы, образуются заболоченности. Делая ландшафт удобным для себя, человек применяет орошение или осушение земельных площадей.

Год публикации: 2002

Библиографическая ссылка:: Рогова Н.В. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие / Под ред. академика РАМН, проф. В.И. Петрова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. — 184 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии приведены тематические планы лекций практических занятий по курсу «Первая доврачебная помощь», изложены основные аспекты этиопатогенеза и клинической картины часто встречающихся неотложных состояний, алгоритмы оказания первой помощи, даны указания по проведению производственной медицинской ознакомительной практики. Предназначено для студентов III курса фармацевтического факультета медицинской академии.

Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: учебное пособие

Сибирское университетское издательство 2005 г. 464 страницы

Содержание данного пособия соответствует программам общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В книге излагаются правила поведения человека в различных экстремальных ситуациях природного, техногенного, биологического, бытового характера и основы первой медицинской помощи. В новом издании подробно рассматриваются также социально опасные явления, правовые аспекты защиты и самозащиты от них. Освещаются вопросы формирования здорового образа жизни. Приводятся алгоритм оказания первой медицинской помощи и словарь основных понятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Пособие адресовано студентам всех факультетов педагогических, гуманитарных и технических вузов, учащимся старших классов и преподавателям ОБЖ. Может быть полезно парамедикам, водителям и работникам служб ЧС, студентам медицинских учебных заведений, учителям школ и родителям.

Для бесплатного просмотра доступны первые 7 страниц

Читать онлайн «Основы первой медицинской помощи. Учебное пособие» автора Морозов Михаил Андреевич — RuLit — Страница 17

Таблица 3. Распределение агглютиногенов и агглютининов в группах крови и их процентное соотношение

Такое процентное соотношение характерно для европейской России. В других географических зонах распределение групп крови среди населения имеет другую картину.

Рассматривая кровь под микроскопом, можно видеть, что она состоит из жидкой части (плазмы), в которой в большом количестве содержатся клетки крови – красные (эритроциты) и белые (лейкоциты) кровяные тельца. Эритроциты в крови находятся во взвешенном состоянии. Если смешать несовместимую кровь, то эритроциты начнут склеиваться в глыбки. Этот процесс склеивания эритроцитов называется агглютинацией. При агглютинации эритроциты разрушаются в плазме крови, в результате чего образуются ядовитые вещества, отравляющие организм. Если же кровь совместима, то перелитые эритроциты донора остаются во взвешенном состоянии в крови реципиента.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс ст 77 78

Определение групп крови основано на реакции агглютинации, т. е. при встрече одноименных агглютиногенов и агглютининов (А и α, В и β) происходит склеивание эритроцитов (агглютинация). На основании этого явления и проводят определение группы крови. Техника определения состоит в следующем. На сухой чистый белый планшет с лункообразными углублениями (или белую тарелку) капают по 1–2 капли чистыми пипетками стандартные гемагглютинирующие сыворотки всех групп крови. В первую лунку капают первую группу сыворотки, во вторую лунку – вторую и так далее. Каждый раз для новой сыворотки берут другую чистую пипетку. После этой подготовки обрабатывают четвертый палец левой кисти (как менее рабочий) этиловым спиртом (ногтевую фалангу ладонной поверхности) и прокалывают стерильным пером Дженнера (игла-скарификатор). Выдавливают одну каплю крови и капают на свободную лунку планшета. После чего на проколотый палец кладут ватку со спиртом и, согнув его, прижимают к ладони. А каплю крови разносят углом сухого чистого предметного стекла по лункам с сывороткой и размешивают. При этом каждый раз меняют угол стекла с тем расчетом, чтобы дважды одним углом не коснуться капли крови. Таким образом, получится четыре бледно-розовых однородных капли – смесь крови с сывороткой в соотношении примерно 1: 10. Слегка покачивая планшет, ждут 5 мин. Постепенно в некоторых каплях образуются ярко-красные точки – склеились эритроциты, появилась агглютинация. По наличию или отсутствию агглютинации в разных каплях оценивают результат. Могут быть следующие варианты. Ни в одной капле нет агглютинации, значит, исследуемая кровь I группы. Если агглютинация произошла в I и III каплях, значит, исследуемая кровь II группы. При наличии агглютинации в I и II каплях – исследуемая кровь III группы. Если же агглютинация появилась в I, II и III каплях – значит, перед нами кровь IV группы.

Гемагглютинирующая стандартная сыворотка – это дефибринированная плазма, которая готовится из крови человека. Она должна быть прозрачной, без осадка, на каждой ампуле должны быть обозначены группа, срок годности, дата и место изготовления, титр (1: 32). Чтобы избежать ошибки, гемагглютинирующие сыворотки, как правило, подкрашены нейтральным красителем. Каждой группе соответствует определенный цвет. Так, вторая группа имеет голубой цвет, третья – розовый, четвертая подкрашена в желтый цвет, а первая группа не подкрашена.

В последнее время для определения групп крови вместо стандартных гемагглютинирующих сывороток применяют Медиклоны. В набор входят Медиклоны анти-А, анти-В, анти-АВ, анти-А1. Их используют путем смешивания с исследуемой кровью. Наступление агглютинации выражается в отчетливо видимой реакции склеивания эритроцитов. В состав набора входят следующие реагенты:

Медиклон анти-А – 3 флакона по 5,0 мл;

Медиклон анти-В – 3 флакона по 5,0 мл;

Медиклон анти-АВ – 3 флакона по 5,0 мл;

Медиклон анти-А1 – 1 флакон по 7,5 мл.

Время наступления агглютинации эритроцитов не превышает 30 с.