Органы дознания их полномочия и компетенция

Органы дознания и их функции

Главная > Реферат >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ и ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА и ПРАВА

Органы дознания и их функции

студентка 2 курса

1. Общая характеристика органов дознания. 4

2. Функции органов дознания. 7

2.2 Уголовно – процессуальные функции. 8

2.3 Оперативно – розыскные функции. 10

3. Виды дознания. 12

3.1 Дознание по делам по которым предварительное следствие

3.2 Дознание по делам по которым предварительное следствие не

Список использованной литературы. 17

Дознание в общепринятом смысле этого слова, есть первоначальная или простейшая форма расследования преступлений. Содержанием актов дознания является описание преступных фактов или событий, о которых органы дознания прежде всех других, так сказать по “горячим следам” дознают (т.е получают всеми доступными им способами) сведения об обстоятельствах, при которых совершено преступление.

В наших условиях недостаточности следственного аппарата почти все преступления проходят первоначально через органы дознания. Выше уже было указано, что дознание является первичной формой расследования преступлений. Это определение существенно ограничивает органы дознания от предварительного следствия, и дает возможность уяснить основные задачи дознания. От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объёму и срокам их процессуальной деятельности. У них разный объем процессуальных полномочий. Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. Когда производство предварительного следствия по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Милиция, уголовный розыск и органы ГПУ, обнаружив преступление в процессе своих работ, по охране порядка и безопасности или получив сообщение, жалобу, заявление от потерпевшего или очевидца первыми приступают к расследованию, выясняя состав преступления, собирая доказательства, собирая улики, разыскивая преступника. Большинство уголовных дел начинается с производства дознания.

Значительная динамичность и быстрота действий органов дознания, дают возможность успешнее и скорее провести раскрытие того или иного преступления.

Общая характеристика органов дознания.

Дознание является наиболее простой разновидностью (формой) расследования преступлений. Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляемых специально управомоченными на то административными органами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.

Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия 1 .

С учетом характера совершаемых преступлений, места и времени, а также субъектов преступной деятельности дознание в уголовном судопроизводстве рассредоточено по различным органам государственного управления. В соответствии с ныне действующим законодательством к числу органов дознания относятся:

— Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений;

— Органы федеральной службы безопасности;

— Начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов;

— Органы государственного пожарного надзора;

— Органы пограничной службы Р. Ф.;

— Капитаны морских судов, находящиеся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

— Федеральные органы налоговой полиции;

Данный перечень органов дознания, в совокупности с подсудными им делами, приведен в ст. 117 УПК. Он не подлежит произвольному толкованию и может быть изменен только в соответствии с Законом.

Процессуальная деятельность органа дознания основана на уголовно-процессуальном законодательстве и производна от основной функции данного органа. Тем не менее, для одних органов производство дознания непосредственно вытекает из их основных функций, составляет их постоянную обязанность, а для других — носит эпизодический характер. Так, милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению. В то время как деятельность остальных органов дознания Закон ограничивает по различным основаниям:

— по составам преступлений (например, органы государственного пожарного надзора вправе производить дознание лишь по делам о пожарах и о нарушении правил пожарной безопасности.);

— территориальными и погодными условиями (например, производство дознания возлагается на капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании или на начальников зимовок — в период отсутствия транспортных связей с зимовкой. Они выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.);

— субъектами преступлений (например, командиры воинских частей, соединений, военных учреждений проводят дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и т. д.);

Анализируя статью 117 УПК, можно выявить, что уголовно-процессуальный закон в одних случаях при определении круга органов дознания относит к ним руководителей отдельных учреждений (начальников, командиров), а в других — государственные органы (милиция, государственный пожарный надзор, федеральные органы налоговой полиции и т.д.) без указания, какие должностные лица должны вести дознание.

Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия, принимая по ним любые, предусмотренные законом решения. В этих случаях он руководствуется процессуальными нормами, адресованными как органу дознания, так и лицу, производящему дознание. В тоже время орган дознания в лице его начальника вправе поручить производство дознания по уголовному делу уполномоченному должностному лицу — лицу, производящему дознание. Стоит отметить, что именно с этого момента данное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и суд, прокурор, следователь, на основе ч. 1 ст. 71 УПК оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания, который при поручении расследования преступления должностному лицу, начальник органа дознания сохраняет за собой право контролировать его процессуальную деятельность и так же как и должностное лицо в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания или по его поручению.

Функции органов дознания.

В соответствии со ст. 118 ч. 1 и 2, а также ст. 127 ч. 4 и ст. 132 ч.3 на органы дознания возложены следующие обязанности:

— производить предусмотренные уголовно-процессуальным законом действия и оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц их совершивших.

— принимать все меры, необходимые для предупреждения и пресечения преступления.

— выполнять поручения и указания следователей в производстве следственных и розыскных действий, оказывать им помощь при проведении следственных действий.

Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся милицией. Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток. После чего все собранные материалы необходимо передать следователю, который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением всех формальностей.

Смотрите так же:  Возврат часов защита прав потребителей

Органы дознания, их виды, задачи, полномочия

В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Согласно ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:

  • 1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (органы ФСБ России, ФТС России, ФСКН России и т.д.);
  • 2) органы ФССП России;
  • 3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • 4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

К полномочиям органов дознания отнесено:

1) осуществление предварительного расследования преступлений в форме дознания по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (это преступления, за которые наказание не превышает пяти лет лишения свободы).

После возбуждения уголовного дела проводятся предусмотренные законом следственные действия (допросы, осмотры места происшествия, обыски, экспертизы и др.) в целях раскрытия преступления и установления лица, совершившего преступление.

Срок проведения – 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, но он может быть продлен прокурором до

30 суток, а в случаях, предусмотренных ст. 223 УПК РФ, до 6 месяцев или до 12 месяцев.

По окончании расследования составляется обвинительный акт, утверждаемый прокурором, и все материалы расследования передаются прокурором в суд.

В предусмотренных законом случаях проводится дознание в сокращенной форме, которое должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Указанный срок может быть продлен прокурором до 20 суток. Признав, что необходимые следственные действия произведены и объем собранных доказательств достаточен для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым, дознаватель составляет обвинительное постановление, которое подписывается дознавателем и утверждается начальником органа дознания. После этого дело направляется прокурору, который принимает решение об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд, либо о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления, либо о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания, либо о прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела.

2) выполнение неотложных следственных действий по возбужденным уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа. После направления дела руководителю соответствующего следственного органа орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

По поручению следователя органами дознания производятся отдельные следственные действия, ими исполняются его постановления о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.

Органы дознания обязаны оказывать следователю содействие при осуществлении различных процессуальных действий.

Возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия могут также:

  • – капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по делам о преступлениях, совершенных на этих судах;
  • – руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по делам о преступлениях, совершенных в местах нахождения этих партий и зимовок;
  • – главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий этих представительств и учреждений.

Эти должностные лица должны передать постановление о возбуждении уголовного дела прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Руководство дознанием осуществляет начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусмотрел также такую процессуальную фигуру, как начальник подразделения дознания (должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания), а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ). Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе: проверять материалы уголовного дела; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ).

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен: самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ст. 41 УПК РФ).

73. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Смотрите так же:  Доверенность из-за границы на продажу квартиры

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

Органы дознания, их задачи и компетенция. Виды органов дознания. Начальник органа дознания. Дознаватель

Дознание является вторым видом предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие, акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя.

Вместе с тем, помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимых оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции органов дознания, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством.

Перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК. К ним относятся:

— командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

— органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

— начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов -по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

— органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

— органы пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации;

— капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

— федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению;

— таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный закон различает две формы дознания:

1. дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия,

2. и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

В первом случае предварительное расследование, начатое органом дознания, состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей — ч. 1 ст. 119 УПК). О начале производства дознания по таким делам орган дознания в обязательном порядке должен немедленно уведомить надзирающего прокурора. Данную форму дознания закон ограничивает 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела, после чего дело немедленно направляется по подследственности следователю.

По данной категории дел орган дознания после передачи дела по подследственности может производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которомуне представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для его установления и о результатах проделанной работы сообщает следователю.

Вторая форма дознания предполагает проведение расследования уголовного дела органом дознания в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения или вынесением постановления о прекращении производства по делу.

Уголовно-процессуальный закон устанавливает некоторые особенности, отличающие дознание от предварительного следствия:

— срок проведения дознания — 1 месяц;

— по окончании дознания материалы уголовного дела предъявляются для ознакомления только обвиняемому, другие участники процесса только уведомляются об окончании дознания;

— обжалование органом дознания указаний прокурора, в отличие от жалобы следователя (ч. 2 ст. 127 УПК), во всех случаях не приостанавливает их исполнение.

Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции:

— рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 108-115 УПК);

— дознание (ст. 118, 119 УПК);

— досудебную подготовку материалов в протокольной форме (ст. 415 УПК); г производство следственных и розыскных действий по поручениям

— оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий (ст. 127 УПК).

Дознание (в той или иной форме) по подавляющему большинству дел проводит милиция. В целом милиция является составной частью разветвленной системы органов Министерства внутренних дел.

Милиция обязана принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. В то же время милиция не должна подменять другие органы дознания, к компетенции которых относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания о преступлении.

Органам ФСБ Российской Федерации как органам дознания присущи те же полномочия, что и другим органам дознания, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания ограничивается производством по делам, подведомственным в соответствии со ст. 126 УПК следователям этого ведомства.

Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и лицо, производящее дознание.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Органы дознания, их компетенция и полномочия в уголовном судопроизводстве.

Дознание — форма предварительного расследования преступлений. От предварительного следствия отличается по органам, его осуществляющим, а также по объему и срокам их процессуальной деятельности.

Дознание проводится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, которые возбуждаются в отношении конкретных лиц и по которым производство предварительного следствия необязательно.

Когда производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и передает данные об обнаруженном преступлении прокурору.

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). К органам дознания относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это оперативные подразделения ОВД, ФСБ, ФСО, МЮ РФ. Оперативные подразделения органа внешней разведки МО и органа внешней р.тжедки ФАПСИ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов дознания.

К органам дознания отнесены также: главный-судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Полномочия органов дознания: рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях; производство неотложных следственных действий; производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя; оказание помощи следователю в проведении им отдельных следственных действий; производство дознания.

Дознаватель или следователь, который, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия и передает его прокурору.

Правом возбуждения уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий наделены и другие должностные лица, не являющиеся органами дознания: капитаны морских и речных судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок.; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Смотрите так же:  Заявление н раздел имущества

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 5 ; Нарушение авторских прав

Вопрос64. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

– руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

– дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

Вопрос №66. Прокуратура РФ.

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему орга­нов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. О важно­сти деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы, закрепля­ющие организацию прокуратуры (ст. 129), следу­ют непосредственно за нормами, посвященными судебной власти.

Прокуратура занимает особое место среди пра­воохранительных органов, поскольку не относит­ся ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Организация и деятельность прокуратуры, по­мимо Конституции РФ, регламентирована Зако­ном РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изме­нений и дополнений в Закон Российской Федера­ции “О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключают­ся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых за­коном интересов общества и государства.

Основное содержание деятельности прокура­туры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное пресле­дование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деятельности правоохрани­тельных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ орга¬нами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а так¬же действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости от¬ветственности лиц, виновных в совершении преступлений — дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание государственного обвинения в суде.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осу¬ществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвини¬тель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экс¬пертов. В судебных прениях он дает оценку собранным доказательствам, вы-сказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступ¬ления, о наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся государствен¬ным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор.

Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет це¬лью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и госу¬дарства. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражданское дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражданских дел, принимать участие в исследова¬нии доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражданскому делу прокурор, если усмотрит нарушение за¬кона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение.

Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции ис¬требовать из суда уголовное или гражданское дело, по которому приговор или решение вступили в законную силу. Усмотрев, что приговор или реше¬ние является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору.

В связи с расширением функций арбитражных судов, увеличением коли¬чества дел, рассматриваемых в этих судах, и установлением состязательнос¬ти в арбитражном процессе прокурор играет все более активную роль и в ар¬битражном судопроизводстве. Его участие является средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, за¬щиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспа¬риваемых прав участников предпринимательской деятельности. Прокурор вправе предъявлять иск или заявление в арбитражный суд, участвовать в ис¬следовании доказательств, знакомиться с материалами дела. Если решение арбитражного суда незаконно или необоснованно, прокурор обязан внести апелляционный или кассационный протест в установленном законом по¬рядке.

Прокурор также может участвовать в рассмотрении судьей дела об админи¬стративном правонарушении и опротестовать решение судьи по этому делу.

Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступ¬ностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) со¬гласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно на¬казуемых деяний.

В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции.

По сложившейся практике руководители судебных органов в этих совеща¬ниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступ¬ностью, а осуществления правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголовным делам.

Координационные совещания готовятся руководителями органов проку¬ратуры на основе анализа статистических и других данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деятельность по обнаружению, преду¬преждению, раскрытию и расследованию преступлений.

Другими формами координации являются проведение межведомствен¬ных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.