Общественные работы судебная практика

Общественные работы

Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные работы (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Общественные работы

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Общественные работы

Формы документов: Общественные работы

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Энциклопедия судебной практики. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей (Ст. 170 ТК)

Энциклопедия судебной практики
Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей
(Ст. 170 ТК)

1. Общие вопросы применения ст. 170 ТК РФ

1.1. Работодатель должен предоставить работнику, вызванному по повестке, возможность явиться в суд в установленное время

Если работнику пришла повестка, то он обязан в установленное время явиться в суд, а работодатель в свою очередь должен предоставить ему такую возможность.

2. Случаи исполнения государственных или общественных обязанностей в рабочее время

2.1. Конкретные случаи исполнения государственных или общественных обязанностей в рабочее время определяются федеральными законами

Часть первая статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, носит гарантийный характер и сама по себе конституционные права граждан не нарушает. Установление же конкретных случаев исполнения государственных или общественных обязанностей в рабочее время относится к компетенции законодателя.

Согласно ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Несмотря на то, что перечень государственных и общественных обязанностей в ТК РФ не прописан, он определен федеральными законами.

2.2. Субъекты РФ не могут устанавливать дополнительные гарантии, если федеральным законом не предусмотрено, что эти обязанности должны исполняться в рабочее время

Полномочия по установлению дополнительных гарантий отдельным категориям работников отнесены к ведению федеральных органов государственной власти. Законодатель субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование в данной сфере.

Нельзя признать обоснованным вывод суда о соответствии положений [нормативного акта субъекта РФ] федеральному законодательству. Указанными нормами закона на администрацию предприятия возложена обязанность предоставить работникам (членам инициативной группы, политического общественного объединения) неоплачиваемый отпуск на любой срок в период со дня, следующего за днем принятия решения Избирательной комиссией области о регистрации инициативной группы, и до дня официального опубликования общих итогов голосования.

Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные гарантии, если федеральным законом не установлено, что эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

2.3. К числу государственных или общественных обязанностей, исполняемых в рабочее время, относится явка в правоохранительные органы или в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика или понятого

Согласно части 1 статьи 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Несмотря на то, что перечень государственных и общественных обязанностей в ТК РФ не обозначен, он определен федеральными законами. В частности, к таким обязанностям относится: явка в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд.

Согласно ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Несмотря на то, что перечень государственных и общественных обязанностей в ТК РФ не прописан, он определен федеральными законами.

В частности, к таким обязанностям относится: явка в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд.

2.4. Обеспечение полномочий избирательных комиссий и их членов относится к числу государственных или общественных обязанностей, исполняемых в рабочее время

При осуществлении своих полномочий, таких как наблюдение за организацией голосования, подсчет голосов избирателей, участников референдума, определение результатов выборов, избирательные комиссии действуют прежде всего в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина выступают важнейшей обязанностью государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле обеспечение полномочий избирательных комиссий и их членов приобретает, по существу, статус гарантии избирательных прав граждан, а потому федеральный законодатель был вправе обязать работодателя освобождать на период подготовки и проведения выборов или референдума работника — члена избирательной комиссии от исполнения трудовых обязанностей с сохранением за ним основного места работы (должности), а также ограничить работодателя в праве увольнять или переводить такого работника на другую работу (статьи 165 и 170 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

2.5. Осуществление полномочий вследствие избрания на выборную должность относится к числу государственных или общественных обязанностей, исполняемых в рабочее время

Главой 25 Трудового Кодекса Российской Федерации, а именно его ст. ст. 170, 172, регулируются вопросы государственных гарантий и компенсаций работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. В частности, это обязанность работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами. Однако они (эти гарантии) распространяются на работников, привлекаемых госорганом к исполнению государственных обязанностей, а также работников, освобожденных от работы вследствие избрания их на выборные должности в госорганах.

2.6. Представление интересов работников в прокуратуре относится к числу государственных или общественных обязанностей, выполняемых в рабочее время на основании федеральных законов

В апелляционной жалобе заявитель указал, что ст. 170 ТК РФ не относит представление интересов работников в прокуратуре к числу государственных или общественных обязанностей, выполняемых в рабочее время на основании федеральных законов.

Суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда [о признании незаконным приказа генерального директора общества о наложении дисциплинарного взыскания в отношении работника].

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что отсутствие работника на рабочем месте в рассматриваемый период было вызвано участием в конференции представителей работников, проводившейся вне ее рабочего места в обеденное время, а также оспариванием в Прокуратуре действий работодателя, препятствующего проведению указанной конференции, то есть было вызвано необходимостью защиты трудовых прав, вывод суда о том, что указанные обстоятельства являлись уважительными причинами, следует признать верным.

3. Случаи, к которым ст. 170 ТК РФ не применяется

3.1. Участие работника в судебном заседании в качестве представителя не относится к числу государственных или общественных обязанностей, которые должны исполняться в рабочее время

Участие работника в судебном заседании в качестве представителя стороны в гражданском судопроизводстве не относится к безусловному основанию для признания причины отсутствия на работе уважительной, поскольку не отнесено действующим трудовым законодательством к государственным или общественным обязанностям, которые должны исполняться в рабочее время, в связи с чем у работодателя отсутствует обязанность освобождать работника от работы на период представительства в судебном заседании и оплачивать работнику время, когда он отсутствует на рабочем месте и не исполняет свои прямые обязанности.

3.2. Участие работника в судебном заседании в качестве истца не относится к числу государственных или общественных обязанностей, которые должны исполняться в рабочее время

Участие работника в судебном заседании в качестве истца в гражданском судопроизводстве не относится к безусловному основанию для признания причины отсутствия на работе уважительной, т.к. не отнесено действующим трудовым законодательством к государственным или общественным обязанностям, которые должны исполняться в рабочее время, в связи с чем у работодателя отсутствует обязанность оплачивать работнику время, когда он не исполняет свои трудовые обязанности.

Участие работника в судебном заседании в качестве истца в гражданском судопроизводстве не относится к безусловному основанию, влекущему обязанность работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы и заработной платы, поскольку не отнесено действующим трудовым законодательством к государственным или общественным обязанностям, которые должны исполняться в рабочее время, в связи с чем у работодателя отсутствует обязанность освобождать работника от работы на период представительства в судебном заседании и оплачивать работнику указанное время, когда он отсутствует на рабочем месте и не исполняет свои прямые обязанности.

Смотрите так же:  Патент на работу спб цена

3.3. Этапирование осужденного для участия в судебном заседании не может рассматриваться как привлечение его к исполнению государственных или общественных обязанностей, которые должны исполняться в рабочее время

Этапирование осужденного для участия в судебном заседании, исходя из требований законодательства, не может расцениваться в качестве привлечения его к исполнению государственных или общественных обязанностей. В данном случае он осуществляет защиту своих интересов, оплата времени нахождения в суде ему не производится.

4. Оплата и сохранение за работником места работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей

4.1. Закон не содержит запрета на увольнение работника при сокращении численности или штата при исполнении им государственных или общественных обязанностей

Ст. 170 ТК РФ не содержит запрета на увольнение работника при сокращении численности или штата при исполнении им государственных или общественных обязанностей, а лишь гарантирует работнику право на сохранение за ним рабочего места на момент исполнения таких обязанностей.

4.2. Средний заработок на время выполнения работником государственных или общественных обязанностей не сохраняется

Действующее законодательство не возлагает на работодателя обязанности сохранять работнику средний заработок на время выполнения им государственных или общественных обязанностей, а устанавливает компенсацию, выплачиваемую государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению соответствующих обязанностей. В данном случае такая компенсация выплачивается члену избирательной комиссии за счет бюджетных средств.

Размер такой компенсации не установлен ни прежним законодательством, которое не предусматривало ее выплату, ни ныне действующим.

Обязанность работодателя выплачивать работнику средний заработок за период исполнения государственных обязанностей, в данном случае — обязанностей депутата областной Думы, как обоснованно указал суд, в объем гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации для работников при исполнении ими государственных или общественных обязанностей, не входит.

4.3. Время участия в судебных заседаниях в качестве подсудимого не подлежит оплате

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о взыскании заработной платы за дни участия в судебных заседаниях в качестве подсудимого, суд правильно исходил из того, что эти дни не подлежат оплате, за работником сохраняется лишь место работы в соответствии с положениями статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации

4.4. Работодатель не обязан за свой счет оплачивать время, в течение которого работник, вызванный по повестке, находился в суде

В случае, если работник был вызван в суд по повестке по гражданскому делу, необходимо руководствоваться нормами ГПК РФ.

Законодательством, регулирующим данные правоотношения, допускается возможность частичной оплаты труда работника при невыполнении должностных обязанностей, работодатель не обязан в любом случае за свой счет оплачивать время, в течение которого работник находился в суде.

5. Гарантии работникам, освобожденным от работы в связи с прохождением военных сборов

5.1. Работодатель обязан оплатить время прохождения работником военных сборов

В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае — прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.

Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

В отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.

Согласно статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.02.1998 N 53-ФЗ » О воинской обязанности и военной службе» определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

В отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае — прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.

5.2. В период военных сборов работники освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения с ними не прекращаются

В период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

В период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

В период прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

В период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

В период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович.

Общественные работы: что нужно знать кадровику

Региональные центры занятости, выступая посредниками между безработными и работодателями, действуют, опираясь на несколько основных программ содействия занятости. Одной из таких программ является заключение договоров с предприятиями об организации общественных работ. Занятость на таких работах обладает определенной спецификой, и оформление соответствующих документов может создать трудности даже для опытного кадровика. На наиболее распространенные вопросы, связанные с общественными работами, мы попросили ответить Е.Е. Орлову, ведущего инспектора Центра занятости г. Рассказово.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность.

В соответствии с Положением об организации общественных работ, утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.97 № 875, общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:
— строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание;
— прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
— проведение сельскохозяйственных мелиоративных работ в лесном хозяйстве;
— заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
— строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально- культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
— обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
— эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
— озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
— уход за престарелыми, инвалидами и больными;
— обеспечение оздоровления и отдыха детей в период летних каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
— организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
— проведение мероприятий общественно–культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и др.).

Смотрите так же:  Требования archicad

Каков круг лиц, имеющих право на участие в общественных работах?

Круг лиц, имеющих право на участие в общественных работах, определен п. 2 ст. 24 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости). Право на участие в общественных работах имеют:
— граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы (граждане, ищущие работу);
— безработные граждане (граждане, признанные в установленном порядке безработными).

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

К числу граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (граждане, ищущие работу), можно отнести лиц, не имеющих работы, а также лиц, пытающихся сменить работу или найти дополнительную работу путем обращения к услугам государственной службы занятости. Такие граждане регистрируются в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 22.04.97 № 458, в целях поиска подходящей работы.

Требуется ли участнику общественных работ определенная квалификация?

В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона о занятости к общественным работам не относится деятельность, требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Может ли быть установлен испытательный срок при заключении трудового договора на общественные работы?

Испытание при приеме на работу устанавливается в целях проверки соответствия работника поручаемой работе. Общественные же работы носят социально полезную направленность, не требуют специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. В связи с этим не требуется проверка соответствия работника поручаемой работе и испытательный срок не устанавливается.

Некоторые юристы считают, что в случае производственной необходимости работника, заключившего трудовой договор на общественные работы, можно перевести на другую работу на срок до одного месяца. Правильно ли это?

На работников, заключивших трудовой договор на общественные работы на основании направления органа службы занятости, распространяется законодательство о труде (п. 4 ст. 24 Закона о занятости). В соответствии с ним такой перевод допускается без согласия работника при условии наступления чрезвычайных обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 74 ТК РФ.

Однако согласно п. 1 ст. 24 Закона о занятости к общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Поэтому такой перевод противоречил бы существу общественных работ.

Следует ли при направлении работника на досрочную пенсию учитывать последнюю запись в трудовой книжке о том, что он был принят (а затем уволен) на общественные работы? Ведь в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона о занятости одним из условий направления гражданина на досрочную пенсию является его увольнение в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

Если для данного гражданина общественная работа была подходящей, то ее следует учитывать. Если же гражданин принимал участие в общественных работах в качестве безработного и продолжал состоять на учете в органах службы занятости, то последняя запись в трудовой книжке не учитывается.

Зачастую на практике возникают трудности с тем, как по записи в трудовой книжке выяснить, была ли общественная работа подходящей для работника или нет. Ведь и в том, и в другом случае в трудовой книжке делается одинаковая запись. Между тем это можно определить по справке о времени, которое в соответствии с законодательством РФ не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. В данной справке, выдаваемой гражданину органами службы занятости, указываются и периоды участия гражданина в общественных работах в период безработицы.

Трудоустройство на общественные работы

Трудоустройство на общественные работы имеет несомненные преимущества перед другими средствами борьбы с безработицей. В частности, оплата труда, как правило, выше размеров пособий. Кроме того, психологическое и нравственное состояние людей, занятых хотя бы временным трудом, гораздо лучше, чем у неработающих граждан. Выгодны такие работы и организации (работодателю): денежные средства выплачиваются не безвозмездно, а за определенную, нужную обществу работу, и ее выполнение, как правило, способствует созданию новых рабочих мест. Так что такое “общественные работы”? Нужно ли в данном случае заключать трудовой договор? Есть ли особенности в условиях труда лиц, направленных на общественные работы?

Круг лиц, имеющих право на участие в общественных работах Условия трудового договора на общественные работыПрекращение трудового договора на общественные работы

Право на заключение трудового договора на общественные работы имеют безработные граждане. Именно для них органы службы занятости организуют, а организации (работодатели), где проводятся общественные работы, за счет своих средств финансируют их

Под общественными работами в соответствии с п. 2 Положения об организации общественных работ, утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.97 № 875 (далее – Положение от 14.07.97), понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Поскольку эти работы организуются с целью занять безработных, то прием граждан на работу производится по направлениям органов службы занятости.

Круг лиц, имеющих право на участие в общественных работах

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости) право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, т. е. безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

В отдельных регионах России круг лиц, имеющих право трудоустройства на оплачиваемые общественные работы, шире. Например, в соответствии с п. 7 постановления Правительства Москвы от 25.01.00 № 53 “О порядке организации общественных работ в г. Москве” это не только безработные, зарегистрированные в органах службы занятости, но и беженцы, вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы и из органов внутренних дел, члены их семей, студенты и др.

Трудоустройство на общественные работы предполагает заключение трудового договора, имеющего свои особенности, обусловленные, во-первых, самой спецификой оплачиваемых общественных работ; во-вторых, кругом лиц, с которыми такой договор можно заключить; в-третьих, порядком его заключения. Органы федеральной государственной службы занятости в данном случае осуществляют предварительный подбор кадров для работодателя.

Круг лиц, имеющих право заключать трудовой договор на оплачиваемые общественные работы, предопределен законодательством. Кроме того, эти работы в некоторых случаях требуют от работника определенной квалификации.

Общественные работы не носят постоянного характера и организуются, как сказано в п. 6 Положения от 14.07.97, по следующим направлениям: строительство, ремонт, содержание автомобильных дорог; прокладка коммуникаций; строительство жилья, реконструкция живого фонда; озеленение и благоустройство территорий и т. п.

В статье 59 ТК РФ перечислены случаи, когда работодатель может заключать срочные трудовые договоры. Один из таких случаев – оформление трудовых отношений с лицами, направленными на временные, в т. ч. общественные, работы органами службы занятости населения.

Таким образом, если ст. 59 ТК РФ допускает возможность заключения в рассматриваемом случае срочного трудового договора, то Закон о занятости четко говорит, что с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, т. е. в соответствии с Законом о занятости трудовой договор на общественные работы носит именно срочный характер.

По общему правилу срочные трудовые договоры заключаются тогда, когда работа (или условия ее выполнения) не носит постоянный характер. Поскольку цель оплачиваемых общественных работ – обеспечить временную трудовую занятость населения, материально поддержать граждан, ищущих работу, то срочный характер трудового договора объясним. При этом безработный не снимается с учета, продолжая получать пособие по безработице; кроме того, ему как стороне трудового договора выплачивается заработная плата. Правда, есть исключение, состоящее в том, что выплата пособия при устройстве на общественную работу не производится лицам, для которых эта работа считается подходящей, а именно: впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности); уволенным более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность и т. д. (п. 3 ст. 4 Закона о занятости).

Для заключения трудового договора на общественные работы необходимо направление, выданное органом службы занятости. При выдаче направления учитываются состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности безработного и, конечно, требуется его согласие. Разумеется, помимо направления гражданин должен предъявить и другие документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ.

? С гражданином, получившим направление, работодатель должен заключить трудовой договор, но, как показывает практика, иногда и отказывает в его заключении. Законен ли такой отказ?

На наш взгляд, да, поскольку законодательство об общественных работах не устанавливает каких-либо изъятий из законодательства о труде. Да и сами изъятия, если бы они были, противоречили бы ТК РФ. Работодатель не отказывается от заключения трудового договора на общественные работы вообще, он отказывается именно от конкретного кандидата, считая, что тот не подходит ему по деловым качествам. Отказ в приеме на работу может быть обжалован как самим безработным, так и органом службы занятости (в практике известны такие случаи).

Смотрите так же:  Имею гражданство молдовы и россии

Что касается гражданина, он может отказаться как от направления на общественные работы, так и от заключения трудового договора. Но нужно помнить: для определенных категорий безработных согласно п. 3 ст. 4 Закона о занятости общественная работа является подходящей, а значит, отказ от направления в таком случае является отказом от подходящей работы. В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости в случае отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев. Правда, не ясно, можно ли гражданину дважды предлагать общественную работу.

? Встречаются случаи, когда безработные, для которых общественная работа является подходящей, добровольно соглашаются на нее, берут направление в органах службы занятости, но на стадии переговоров отказываются заключить трудовой договор по тем или иным причинам, которые для них важны. Будет ли отказ от заключения трудового договора при наличии добровольно полученного направления отказом от подходящей работы?

Решение данного вопроса зависит от конкретных обстоятельств. Так, нужно выяснить, какие условия не устраивают гражданина, не противоречат ли они трудовому законодательству, оговаривались ли они предварительно в органе службы занятости и т. п. В регулировании возникшей ситуации орган службы занятости обязательно должен участвовать.

Безработный М., получив направление службы занятости г. Рудня Смоленской области в мае 2005 г., явился в отдел кадров организации, куда он был направлен для заключения трудового договора на общественные работы.В ходе согласования условий договора ему предложили работу с неполным рабочим днем. Данное условие М. не устраивало. Он отказался от заключения трудового договора.В службе занятости с пониманием отнеслись к действиям М., посчитав их правомерными и уважительными в плане отказа от подходящей работы.

Условия трудового договора на общественные работы

Трудовой договор на общественные работы, так же как любой другой, требует согласования необходимых условий. В данном случае – о месте работы, трудовой функции и сроке. Если стороны не пришли к соглашению относительно перечисленных условий, трудовой договор не считается заключенным. Кроме того, стороны могут согласовать и дополнительные условия – любые, по их усмотрению, если таковые имеются и не противоречат трудовому законодательству. Так, при приеме на общественные работы может быть оговорен и испытательный срок, о чем должно быть указано в трудовом договоре. При неудовлетворительном результате испытания трудовой договор может быть расторгнут по правилам, предусмотренным ст. 71 ТК РФ. Однако практической целесообразности в установлении испытательного срока, по-видимому, нет. В России общественные работы, как правило, не носят долгосрочный характер, они кратковременны. При приеме же на работу на срок до двух месяцев испытание не устанавливается (ст. 289 ТК РФ). При приеме на сезонные работы срок испытания не может превышать двух недель (ст. 294 ТК РФ).

Кроме трудовой функции
и места работы, к числу существенных условий законодателем отнесены права и обязанности работника и работодателя, оплата труда, социальное страхование и др.

Что касается места работы и трудовой функции – это условия не только необходимые, но и существенные. В статье 57 ТК РФ дан перечень существенных условий трудового договора.

Менять существенные условия трудового договора без согласия работника нельзя, поскольку такое изменение является переводом на другую работу (ст. 72 ТК РФ).

На работников, заключивших трудовой договор на общественные работы на основании направления органа службы занятости, распространяется законодательство о труде (п. 4 ст. 24 Закона о занятости).

В случае производственной необходимости работника, заключившего трудовой договор на общественные работы, можно перевести на другую работу на срок до одного месяца. Такой перевод допускается без согласия работника при условии наступления чрезвычайных обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 74 ТК РФ.

Прекращение трудового договора на общественные работы

В пункте 2 ст. 24 Закона о занятости сказано: трудовой договор на общественные работы гражданин может расторгнуть досрочно при устройстве на постоянную или временную (не отнесенную к кругу общественных) работу. Содержание этой фразы нельзя понимать буквально. Трудовой договор на общественные работы заключается добровольно, так же добровольно он может и расторгаться. Устройство на другую постоянную или временную работу, являющуюся подходящей для безработного, – это одна из причин, побуждающая его прекратить трудовой договор на общественные работы. Могут быть и другие причины. Общественные работы не являются формой принудительного труда. К сожалению, в законодательстве об общественных работах недостаточно обстоятельно изложен порядок перезаключения, прекращения (в т. ч. досрочного) трудового договора. Например, не ясно, что понимать под “поступлением работника на постоянную работу”. Это работа в данной или в другой организации? И уж совсем непонятен термин “временная работа”.

Трудовой договор на общественные работы может быть прекращен не только по инициативе работника, но и по другим основаниям, указанным в ст. 77 ТК РФ, в т. ч. и по инициативе работодателя, если к тому будут достаточные основания. При увольнении по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ) должен быть соблюден порядок увольнения. Так, если увольнение вызвано нарушением трудовых обязанностей (пп. 5, 6, в некоторых случаях – пп. 7 и 8 ст. 81 ТК РФ), работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме (в случае отказа от объяснения – составить об этом акт) и расторгнуть договор не позднее месяца со дня обнаружения проступка, т. е. применить правила ст. 193 ТК РФ. В случае увольнения по другим основаниям, не связанным с нарушением трудовых обязанностей, применяется порядок, предусмотренный для увольнения по соответствующим основаниям.

? Прекращение трудового договора оформляется приказом (так же как и прием на работу). Нужно ли в приказе отражать, что речь идет об увольнении (приеме) работника на общественные работы? Вносится ли в трудовую книжку запись о том, что работник был принят на общественные работы?

В Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225, нет прямого ответа на эти вопросы, так же как и в Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.03 № 69. Однако в пункте 4 разд. I указанных Правил сказано: в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе. Поэтому считаем, что как в приказах, так и в трудовой книжке должен быть отражен тот факт, что работник был принят (уволен) на общественные работы.

Общественные работы и никаких субботников

Сразу хочу написать, что данный пост не направлен на какую-то дискриминацию инициативы чистомэна, просто я хочу показать на примере фрагмента из одного сериала, как поступают с проблемами уборки в США. А именно привлекают в массовом порядке к подобным работам нарушивших закон граждан. Хочу еще раз показать, что люди у нас в стране не такие плохие и лиц, которые свинячат на западе, так же достаточно.

И никаких субботников на которых убираются, только добропорядочные граждане. Все честно.

Кстати, если верить авторам, то подобное в США практикуется уже более 30 лет, почему у нас не так?

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

85 комментариев

Как итог, кто мусорит, тот убирается. И да полицейских у нас хватит, посмотрите по численности на душу населения.

Проблема скорее не в законодательности а в исполнении. Это будут в основном всякие бомжи, алкаши и другие маргиналы. Это нужна какая-то лютая надзирательная система, чтобы из-под палки заставлять работать всю эту шоблу. А маргиналы эти просто будут на хуй посылать и «что ты мне сделаешь?». Можно, конечно, чтобы надзиратель ставил зачет/незачет за работу, но опять человеческий фактор. Я тоже за такую систему, но работы по внедрению этого гораздо больше чем закон написать. Благо есть опыт американских коллег и вот его надо тщательно изучать и, возможно, тупо скопировать, адаптировав под наши процессуальные нормы (боюсь именно тут получится главный затык).

И вообще в целом, не забывайте, что у нас три ветви власти, которые не могут работать каждая сама по себе. Нельзя просто взять и написать закон, надо так же прописать процессы его исполнения, кто отвечает за исполнение, откуда средства на поддержание работы системы, и передать это всё соответствующим органам исполнительной власти. Так же прописать, какими судами будут выноситься решения по закону, в каком порядке, и вся вот эта канитель и передать это всё в судебные органы власти. Только после этого закон будет работать. Иначе всё получится как с тем законом про штраф за собачьи какахи на газоне. Закон есть, а исполнения по нему не придумали, в итоге он не работает.

Поссы у/в метро, получишь 15 суток в т.ч. общественные работы по уборке территорий.

Подскажи когда четвертый сезон будет сериала Что на фото?