Образец приказа об учетной политики казенного учреждения на 2019 год

Оглавление:

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

О требованиях к бухгалтеру бюджетного учреждения читайте здесь.

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте здесь.

  • учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля));

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • схема отражения в учете событий после отчетной даты;
  • «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);
  • иные организационно-методологические решения.

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать здесь.

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте здесь.

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении».

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте здесь.

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте здесь.

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2019 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;
  • изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;
  • разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;
  • произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);
  • определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.
Смотрите так же:  Гражданский кодекс рф часть 4 2019 консультант

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

28 Августа 2018 ФСБУ «Учетная политика»: применение положений с 01.01.2019

эксперт журнала «Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение»

Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), п. 6 Инструкции № 157н[1] установлено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (Письмо Минфина РФ от 04.05.2018 № 02-06-05/30266). При ведении бухгалтерского учета с 01.01.2019 применяются положения Приказа Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н, утвердившего Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – ФСБУ «Учетная политика»). Об установленных этим стандартом требованиях к формированию учетной политики и исправлению ошибок, допущенных в учете, автор рассказывает в статье.

Ни для кого ни секрет, что в 2018 году государственные (муниципальные) учреждения уже начали применять часть федеральных стандартов. Требования, установленные стандартами, были учтены при формировании учетной политики учреждений на 2018 год. Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не определен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ разрабатывается самим учреждением исходя из требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Необходимость разработки учетной политики согласно положениям федеральных стандартов отмечена, в частности, в Письме Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-06-05/30974. В нем сказано, что Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н (внес изменения в Инструкцию № 157н) разработан в связи с внедрением с 01.01.2018 отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Отметим, что соблюдение указаний данных документов является обязательным для соответствующих субъектов учета, и они применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная, с 2018 года.

Приказами Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, № 65н, № 66н, № 67н были внесены поправки в инструкции № 157н, № 162н[2], № 174н[3], № 183н[4], которые вступили в силу в конце апреля 2018 года. Поскольку изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, служит одним из оснований для корректировки учетной политики (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете), после вступления в силу вышеназванных приказов учреждения пересматривали положения своей учетной политики на 2018 год и в случае необходимости вносили соответствующие исправления.

В декабре 2018 года государственные (муниципальные) учреждения должны будут снова сопоставить свою учетную политику и положения нормативно-правовых актов (в том числе федеральных стандартов), вступающих в силу в 2019 году, с тем чтобы учетная политика на 2019 год отвечала нормам действующего законодательства. Кроме того, при формировании и утверждении учетной политики следует руководствоваться федеральным стандартом, о котором идет речь в данной статье.

Что следует принять во внимание при составлении учетной политики на 2019 год?

При формировании учетной политики на 2019 год необходимо соблюдать следующие правила (см. п. 7 – 17 ФСБУ «Учетная политика»):

1. Субъект учета при составлении учетной политики должен учитывать особенности своей структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые им в соответствии с законодательством РФ полномочия и (или) функции и руководствоваться:

– ФСБУ «Учетная политика»;

– иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 стандарта). Если положение о том, что учетная политика составляется с учетом особенностей организационной структуры учреждения и исходя из норм действующего законодательства, ранее было установлено Законом о бухгалтерском учете и Инструкцией № 157н, то требование о составлении учетной политики сообразно учетной политике учредителя введено впервые.

2. Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. То есть если ведение бухгалтерского учета передано сторонней организации, то учетную политику составляют работники сторонней организации (централизованной бухгалтерии), при этом в договоре, заключенном между учреждениями, отражаются особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, передающего функции по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Утверждается учетная политика руководителем субъекта учета, даже тогда, когда ведение бухгалтерского учета передано сторонней организации (п. 8 стандарта). Как и прежде, учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 11 стандарта).

3. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 ФСБУ «Учетная политика». Здесь же отметим, что п. 9 стандарта сходен с п. 6 Инструкции № 157н, поэтому состав разделов учетной политики пересматривать не требуется. По-прежнему учетная политика должна содержать:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета;

б) рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов;

Основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 9 ФСБУ «Учетная политика»).

4. При наступлении случаев, указанных в п. 12 стандарта, в учетную политику, применяющуюся в учреждении, вносятся изменения. Среди случаев, являющихся основанием для корректировки учетной политики, в п. 12 ФСБУ «Учетная политика» названы:

а) изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) формирование или утверждение субъектом учета новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;

в) существенное изменение условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Под релевантной информацией понимается существенная и достоверная информация, которая собирается для определенной цели.

Вступление в силу новых федеральных стандартов является основанием для внесения поправок в учетную политику учреждения. Как установлено п. 13 ФСБУ «Учетная политика», учетная политика изменяется с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Здесь же отметим, что стандарт устанавливает случаи, которые не считаются изменением учетной политики (п. 14 ФСБУ «Учетная политика»):

а) применение правил (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

б) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.

Смотрите так же:  Как посчитать единовременное пособие по рождению

Как отражается в учете изменение учетной политики?

Прежде чем приступить к порядку отражения последствий изменения учетной политики в учете и отчетности, укажем, что изменение учетной политики может носить ретроспективный и перспективный характер.

Учетная политика организации на 2019 год ОСНО

Посмотрите образец по составлению учетной политики организации на 2019 год. Вы найдете здесь все необходимые рекомендации с учетом последних изменений, а также сможете скачать образцы учетной политики для разных видов ООО на ОСНО.

Учетная политика – это формы и способ ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные приказом руководителя. Ей обязаны следовать все структурные единицы и работники компании. Отсутствие такого документа – серьезный повод для штрафа. Давайте разберемся на основании образца во всех тонкостях учетной политики в 2019 году для ООО на ОСНО.

Важно! Учетная политика обязательна для всех компаний на ОСНО и УСН, даже если это малое предприятие.

При утверждении учетной политики на 2019 год нужно руководствоваться законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011 и ПБУ 1/2008. Существуют два вида учетной политики:

  • Для целей бухгалтерского учета;
  • Для целей налогового учета.

Разделять эти две формы нет необходимости. Они могут быть разными частями одного документа. Но если пунктов в положении много, то лучше утвердить их по отдельности.

Пример учетной политики для ООО на ОСНО, образец для разных видов деятельности скачайте ниже.

Учетная политика утверждается один раз в течение 90 суток после регистрации предприятия (для бухучета). Срок надо считать с момента внесения сведений о создании компании в ЕГРЮЛ (ст. 313 НК РФ, п. п. 4, 8, 9 ПБУ 1/2008).

В дальнейшем переделывать ее из года в год не потребуется. Нужно будет лишь вносить корректировки по мере изменений в НК кодексе и бухучете. Причем все поправки на 2019 год делают до 31 декабря 2018.

Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета на 2019 год с изменениями

Как закрепить учетную политику на 2019 год для целей налогового и бухгалтерского учета? Для этого нужно издать приказ, в котором и прописываются все пункты учета. Но сделать это нужно до наступления 2019 года, то есть не позднее 31 декабря 2018 года.

Утвердив учетную политику один раз, в дальнейшем вам просто нужно продлевать ее каждый год приказом руководителя. В отдельных случаях компания может поменять или дополнить свою «учетку» (п. 10 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ).

А что делать с учетной политикой, если в законодательстве сделаны изменения. В первую очередь сразу оговоримся, что включать в положение об учете все абзацы нового закона не нужно.

  1. Внесите новые пункты в существующий документ, но только в той области, где вам предлагается выбор. Например, будете ли вы создавать резерв для ремонта ОС или нет, и т.д.;
  2. Если новые правила не затрагивают ваш способ учета, то вы оставляете документ в неизменном виде;
  3. Если вы пропустили нововведение и не успели закрепить до 31 декабря уходящего года, не волнуйтесь. Начните выполнять новые требования с 1 января нового года, тогда у ФНС не будет глобального повода для придирок.

Давайте посмотрим в таблице, как принять и внести изменения в учетную политику (УП) на 2019 год.

Ситуация

Учетная политика по бухучету

Учетная политика налоги

Компания только что зарегистрировалась

Приказ о УП нужно утвердить за 90 дней со дня регистрации

Приказ о УП утверждается до конца первого налогового периода, наступившего с момента регистрации

Требуется внести изменение в существующий документ УП

Включите новые абзацы до 31 декабря 2018 года (до конца текущего года). Применяются новшества с 1 января 2019 (нового года).

  • Если меняются правила учета или компания переходит на новый метод работы – меняйте пункты до конца налогового периода;
  • Если вышел приказ, меняющий правила учета, то применять со дня вступления в силу нового положения.

Требуется внести дополнение в существующую УП

Когда нужны, тогда и вносятся

В том налоговом периоде, когда в них сть потребность

Изменения из-за ПБУ 1/2008

Еще в 2017 году ПБУ 1/2008 были подкорректированы. В результате там образовалось множество новых пунктов, которые необходимо принимать во внимание, если вы только составляете приказ об учетной политике на 2019 год.

Кстати, обратите внимание на наш образец примера учетной политики для ООО на ОСНО, там учтены эти новшества.

  1. Учетная политика новых ПБУ 1/2008 не затрагивает только бюджетников и кредитных учреждений;
  2. Предприятие вправе само решать, каким способом осуществлять бухучет, не ориентируясь на то, что используют соседние фирмы или на традицию в регионе. При этом обособки должны брать метод головного офиса;
  3. Предприятию нужно выбирать метод ведения бухучета, исходя из его рациональности для нее. При этом информация, раскрывающая методику бухгалтерии, должна отражать эту рациональность;
  4. Если для компании не подходят государственные стандарты осуществления бухучета, она может разработать свои, опираясь на правила МСФО, федеральные ПБУ и отраслевые правила ведения учета;
  5. пп.20.1 — обязывает организации, применившие п.7.3 ПБУ 1/2008 в последней редакции 2017, раскрывать в учетной политике не применяемые ими способы ведения бухучета с объяснением причины, а также с предъявлением сравнительных данных, которые она получит, применяя ФСБУ или МСФО.

Какие положения нужно прописать компании на ОСНО

Посмотрим пример учетной политики для ООО на ОСНО на 2019 год с образцом, чтобы разобраться в основных положениях этих правил. Для этого возьмем УП для торговой компании, применяющей общую систему налогообложения.

Внимание! Не вписывайте в приказ об учетной политике компании положения, касающиеся общеобязательных налогов, удержание которых подчиняется строгому регламентированию НК РФ.

Оговаривайте только то, что предполагает наличие выбора. То есть, можно делать так, а можно по-другому. Вот вы напишите, как будете делать вы.

Для торговых фирм с общим налогообложением большое значение имеет правильное отражение формирования базы для налога на прибыль. Приказ об УП должен содержать:

  • Ссылки на нормативные документы;
  • Правила использования отчетных бланков и прочей учетной документации: универсальные или собственной разработки;
  • Порядок начисления и уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по нему;
  • Какие расходы считать прямые, а какие косвенные;
  • Как вы будете учитывать ОС, как будет происходить начисление амортизации;
  • Порядок формирования и учета материально-производственных запасов;
  • Будет ли создаваться резервный фонд
  • Если ваши товары облагаются НДС по разным ставкам, нужно отметить это обстоятельство, и включить пункт о раздельном учете.

Пример учетной политики для ООО на ОСНО на 2019 год: образец

Ниже вы можете скачать бесплатно учетная политика для компаний на ОСНО по видам деятельности

Учетная политика учреждений в Интернете с 2019 года: что нужно знать бухгалтеру

Формирование учетной политики государственного (муниципального) учреждения для главного бухгалтера всегда было делом сокровенным, почти интимным. Положения учетной политики — это всегда акт творчества, основанный на знании нормативной базы и профессиональных навыках. В 2019 году с «творчеством» главных бухгалтеров каждого учреждения можно будет ознакомиться из любого уголка мира.

А с 1 января 2019 года согласно пункту 9 федерального стандарта учета «Учетная политика» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, далее СГС УП) основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в СГС УП не указано, что относится к основным положениям, однако некоторые разъяснения содержатся в Методических указаниях по применению СГС УП, доведенных письмом Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее — Методические указания). Так в пункте 5 данных указаний Минфин рекомендует публичное раскрытие учетной политики субъекта учета реализовывать, например, через:

а) размещение обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов);

б) размещение копий документов учетной политики;

в) реализацию пунктов «а» и «б» в совокупности.

Очевидно, что, главный бухгалтер, выложив свою «кухню» на всеобщее обозрение, станет уязвим не только для контролирующих органов и налоговой инспекции, но и для разных недоброжелателей.

При этом, если главный бухгалтер решит скорректировать какое-то положение учетной политики, то сделать ему это будет достаточно трудно. Согласно пункту 13 СГС УП изменение учетной политики в течение отчетного года, несвязанное с изменение нормативной базы, производится субъектом учета только по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 6 Методических указаний.

Поэтому в этом году главному бухгалтеру следует быть предельно внимательным при формировании учетной политики учреждения.

Смотрите так же:  Срок действия сертификата соответствия 2019

Вопрос к учредителю

— «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 278н;

— «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н;

— «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н;

— «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Все это новые нормативные документы, работы с которыми у бухгалтеров организаций госсектора еще нет. Тем не менее, положения этих стандартов уже должны быть отражены в учетной политике в 2019 году. Очевидно, что при отсутствии опыта бухгалтерам будет трудно с первого раза грамотно указать нужные формулировки в учетной политике. Поэтому вполне вероятно, что по мере накопления опыта применения стандартов, бухгалтерам потребуется внести изменения в нее.

Очевидно, что для этих целей учредитель и соответствующий финансовый орган в начале 2019 года должны подготовить регламент или порядок внесения изменений в учетную политику. Если учредитель, финансовый орган не примет соответствующего документа, то учреждения не смогут внести изменения в свою учетную политику или же процедура согласования таких изменений растянется на критически длительное время — до нескольких месяцев.

Справедливости ради отметим, что указанные выше стандарты в основном не коснутся финансово-хозяйственной деятельности «обычных» учреждений. Тем не менее отсутствие разъяснений Минфина России по применению этих нормативных актов, а также анонсированные как в этом году, так и в следующем, изменения в инструкции по учету и отчетности, и федеральный стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2016 № 256н), может стать причиной неразберихи и неоднозначных толкований в порядке ведения бухучета.

Поэтому во избежание недоразумений учредителям и финансовым органам желательно как можно скорее разработать и утвердить соответствующие регламенты или порядки согласования изменений в учетную политику подведомственных учреждений.

Обратите внимание! В пункте 7 СГС УП указано, что субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, руководствуясь законодательством и учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя. То есть, начиная с 2019 года, учредитель должен формировать свою учетную политику и доводить ее до подведомственных учреждений! Другими словами, учреждения имеют право самостоятельно разрабатывать учетную политику, но — с оглядкой на нормативные документы учредителя.

Согласовывать свои решения не только с учредителем, но и с финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, главному бухгалтеру учреждения нужно будет и в том случае, когда в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете. Идея авторов стандартов понятна: правила бухгалтерского учета и формирование отчетных показателей в подведомственных учреждениях не должны существенно отличаться, поэтому и требуется согласование. Однако на практике процедура согласования может превратиться в бюрократическую волокиту и занять неоправданно много времени, которое, скорей всего, будет исчисляться в месяцах. Ведь у некоторых учредителей подведомственные учреждения находятся в различных регионах страны, отличающихся и климатическими условиями, и социально-экономическим развитием. Поэтому централизованно контролировать особенности хозяйственной деятельности отдельных учреждений не представляется возможным. При этом формирование учетной политики исходя из требований федерального стандарта «Концептуальные основы» для таких случаев, так же представляется сомнительным, поскольку в данном стандарте основы бухгалтерского учета в учреждения госсектора даны весьма узко, без учета сложившихся десятилетиями условий хозяйствования.

Алгоритм формирования учетной политики в 2019 году

Таким образом учредители и соответствующие финансовые органы в 2019 году окажутся в неловком положении, так как СГС УП на них возложена обязанность не только по формированию собственной учетной политики, но и по контролю положений учетной политики подведомственных учреждений и согласованию изменений в нее.

На сайт — основное!

Очевидно, что содержание основных положений учетной политики учреждений, размещаемой на его официальном сайте, так же должен утвердить учредитель и соответствующий финансовый орган. В случае отсутствия такого перечня положений учетной политики учреждение, вероятно, может само установить состав раскрываемой информации. При этом перечень основных положений учетной политики учреждения, размещаемой на сайте, рекомендуем утвердить приказом руководителя или иным локальным актом, например, в составе той же учетной политики.

Так же в локальных актах учреждения целесообразно установить, что в размещаемой на сайте информации не указываются:

— ФИО и должности сотрудников учреждения;

— принятые в учреждении способы проведения инвентаризации;

— разработанные в учреждении формы первичных документов;

— инструментарий внутреннего контроля;

— иную информацию, которую можно использовать для давления на должностных лиц и сотрудников учреждения или раскрывающую некоторые особенности хозяйственной деятельности, относимые к служебной или коммерческой тайне.

Напомним, что согласно пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в частности его фамилия, имя, отчество, профессия и т.п. к персональным данным, которые не могут использоваться без его согласия граждан. А за нарушение порядка защиты персональных предусмотрена в статье 24 Закона № 152-ФЗ ответственность, согласно которой лица, виновные в нарушении соответствующих требований, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность. Кроме того, статья 90 ТК РФ устанавливает дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника.

Кроме того, главным бухгалтерам стоит ознакомиться с положениями Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Согласно статье 3 этого закона информация, составляющая коммерческую тайну — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. При этом в статье 5 Закона № 98-ФЗ указаны сведения, которые не составляют коммерческую тайну, в частности это:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах в соответствующие государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

— о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Обратите внимание! Статье 14 Закона № 98-ФЗ установлена ответственность за нарушения положений Закона № 98-ФЗ.

Таким образом, положения учетной политики учреждения, размещенные на сайте, должны давать представление пользователям такой информации только о самых основных направлениях деятельности учреждения, указанных в ее уставе или иных правоустанавливающих документах, так же размещаемых на сайте для всеобщего обозрения.

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Такая «совокупность» может быть представлена как одним документом, так и состоять из нескольких локальных актов. Но в любом случае в Интернет следует выложить только самое основное. Представляется целесообразным, чтобы в 2019 году все основные положения учетной политики учреждения были представлены в одном документе, который и следует представить на сайте учреждения. А всю «кулинарные секреты» главного бухгалтера, то есть более детальное раскрытие основных положений учетной политики, раскрыть в приложениях к ней. Такие приложения выкладывать на сайте не обязательно.