О счетной палате российской федерации федеральный закон

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ
«О Счетной палате Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

7 мая, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 4 ноября 2014 г., 5, 27 октября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 февраля 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
5 апреля 2013 года
N 41-ФЗ

Принят новый Закон о Счетной палате России.

Ей придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля). Непосредственное осуществление такого аудита возложено на инспекторов Счетной палаты.

Установлен новый порядок выдвижения кандидатов на замещение должностей Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов. Пополнился список ограничений, налагаемых на указанных лиц.

Значительно расширены полномочия и самой Счетной палаты.

Так, она готовит предложения по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития России, занимается аудитом в сфере госзакупок, анализирует эффективность внутреннего аудита объектов внешнего государственного аудита (контроля). Кроме того, ведомство наделено полномочиями по обеспечению мер по противодействию коррупции.

Значительное место в деятельности Счетной палаты отведено современным видам аудита, таким как финансовый, стратегический, аудит эффективности и др. Предусматриваются следующие методы контроля. Это проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг.

О результатах контрольных мероприятий Счетная палата обязана информировать обе палаты Федерального Собрания РФ. При наличии составов преступлений соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы. При этом последние обязаны предоставлять Счетной палате информацию о ходе их рассмотрения и принятых решениях.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2013 г., в «Российской газете» от 10 апреля 2013 г. N 77, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1649

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2015 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

41 ФЗ «О счетной палате Российской Федерации»

Счетная палата представляет собой учреждение, созданное для осуществления государственного контроля и аудита на территории Российской Федерации. Данное учреждение является высшим государственным надзорным органом. Регламентирует деятельность Счетной палаты Федеральный Закон № 41.

Описание федерального закона 41

Федеральный Закон «О Счетной палате Российской Федерации» был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года. Члены Совета Федерации одобрили документ 27 марта того же года. В законную силу вступил ФЗ 5 апреля 2013 года.

Рассматриваемый закон регламентирует отношения Счетной палаты при проведении аудита бюджетных сфер (государственного, федерального) c другими ресурсами. Данные отношения направлены на обеспечение и поддержание безопасности государства, а также на социально-экономическое развитие.

Принят настоящий законодательный акт с целью создания парламентского контроля с помощью формирования Счетной палаты, в компетенции которой обеспечить конституционное право населения по средствам проведения действий по государственному контролю.

Правовую основу существования Счетной палаты составляют законодательные акты:

  • настоящий ФЗ № 41;
  • конституция России;
  • принципы и нормы международного права.

Данное учреждение проводит государственный контроль (аудит) только в соответствии со специальными стандартами, установленными законами. Все проводимые действия для осуществления контроля проводятся в соответствии с принципами:

  • законности;
  • эффективности;
  • объективности;
  • независимости;
  • открытости;
  • гласности.

Согласно положениям 5 статьи 41 Закона, в качестве задач Счетной палаты выступают:

  • контроль за финансовыми средствами федерального бюджета и внебюджетных фондов, особое внимание направлено на эффективное и рациональное использование денежных средств;
  • контроль за результатами достижения специальных целей, направленных на социальное и экономическое развитие России;
  • контроль за следованием текстам нормативных актов, также надзор за процессом формирования и распределения финансовых средств;
  • разработка предложений, направленных на устранение недочетов, выявленных при надзоре за распределением денежных средств;
  • пункт 5 утратил свою законную силу в ноябре 2014 года (последняя редакция рассматриваемого закона приходится на 7 февраля 2017 года);
  • проведение процедуры оценивания предоставления налоговых льгот для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из средств федерального бюджета;
  • проверка достоверной информации, указанной в отчетах от главных администраторов федерального бюджетного фонда;
  • осуществление надзора за передвижением денежных средств государственных бюджетов в Центральном Банке России и в иных кредитных учреждениях;
  • проведение комплекса мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией.

Деятельность Счетной палаты основана на соблюдении всех вышеуказанных задач и иных действий, описанных в других нормативных актах.

Скачать закон РФ о Счетной палате

Согласно положениям настоящего 41 Федерального Закона в составе Счетной палаты входит множество должностей. Главными из них являются:

  • Председатель данного государственного органа;
  • Заместитель Председателя Счетной палаты;
  • Аудиторы, осуществляющие проведение проверок;
  • Аппарат данного учреждения.

Главной руководящей должностью в данном государственном учреждении является Председатель. Члены Государственной Думы выбирают человека на данную должность на срок 6 лет, принятое решение должно соответствовать решению Президента России. Согласно положениям настоящего закона, на должности Председателя человек не может задержаться более чем на два срока (12 лет). По закону, сотрудники Госдумы вправе снять с рассматриваемой должности человека, при возникновении следующих ситуаций:

  • Человек, занимающий данный пост, нарушил законодательные нормы;
  • Председатель лично хочет уйти в отставку, предоставив при этом соответствующее заявление;
  • Глава счетной палаты признан судебной инстанцией недееспособным;
  • Утрата доверия, согласно положениям Федерального Закона № 273.
Смотрите так же:  Госпошлина оплата платежка

Снятие с должности происходит при решении большинства членов Государственной Думы.

Чтобы узнать какими полномочиями обладает Председатель, что входит в компетенцию Заместителя и аудиторов, необходимо изучить полный текст настоящего закона. Скачать последнюю редакцию настоящего Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации» можно по ссылке.

Изменения в ФЗ 41 о Счетной палате

Последняя редакция рассматриваемого законодательного акта приходится на 7 февраля 2017 года. Однако, все принятые нововведения вступили в законную силу только 28 июня 2017. Редакции подверглась 10 статья 41 ФЗ.

Статья 10

Положения настоящей статьи гласят о запрете Председателю его Заместителю и аудиторам осуществлять некоторые виды деятельности:

  • совмещать работу в Счетной палате с работой в государственных учреждениях и местного самоуправления;
  • работать в сфере предпринимательства лично или через доверенных лиц;
  • принимать участие в хозяйствующих субъектах;
  • работать в какой-то оплачиваемой деятельности, за исключением — научной, преподавательской, творческой;
  • представлять третьи лица в органах государственной власти;
  • предоставлять служебную информацию во внеслужебных целях;
  • претендовать на получение гонораров за публикации и выступления по занимаемой должности;
  • получать материальную помощь в связи с выполнением своих прямых должностных обязанностей;
  • выезжать за границу России за счет финансирования юридических и физических лиц;
  • работать в управлении, попечительских и наблюдательных советах;
  • принимать участие в политических партиях;
  • иметь счета и вклады в соответствии с Федеральным Законом № 79. В последней редакции настоящего 41 закона была добавлена ссылка на 79 ФЗ;
  • в обязанности сотрудников Счетной палаты входит неукоснительное указание своих доходов и расходов.

При несоблюдении вышеуказанных пунктов настоящего закона, работников Счетной палаты могут снять с должности и привлечь к ответственности.

Статья 13 ФЗ о Счетной палате

Положения настоящей статьи указывают какие функции выполняет Счетная палата для осуществления своей деятельности:

  • проведение контроля в области бюджетов России;
  • анализировать законодательные акты, касающиеся принятия бюджетов;
  • проверка годовых отчетов глав бюджетов;
  • проведение надзора за исполнением федерального бюджета;
  • проводить оценивание факторов, влияющих на цели достижения экономического и социального развития.

При последней редакции в 13 статью изменения, дополнения и поправки не вносились.

Федеральный закон «О Счетной палате РФ» в последней редакции

Счетная палата — это государственный орган внешнего контроля. Он был создан в соответствии с Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации».

Задачи счетной палаты:

  • Организационная независимость;
  • Функциональная независимость;
  • Финансовая независимость.

Даже если Государственную Думу распускают, работу Счетной палаты приостановить невозможно. Счетная палата — это юридическое лицо, которое имеет собственную печать с гербом РФ. Чтобы регулировать правовые отношения, которые возникают при осуществлении деятельности расчетного гос органа, был создан Федеральный закон № 41 «О счетной палате Российской Федерации».

Основные положения 41 ФЗ

Федеральный закон № 41 «О счетной палате Российской Федерации» был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней того же года.

Краткое содержание ФЗ 41:

  • Описание общих положений настоящего Федерального закона;
  • Описание положений, согласно которым формируется структура и состав Счетной палаты;
  • Перечисление основных задач и полномочий сотрудников;
  • Описание способов создания эффективной деятельности Счетной палаты;
  • Описание способов финансирования работы гос органа по проведению расчетов.

Последняя редакция Федерального закона № 41 «О счетной палате Российской Федерации» проводилась 7 февраля 2017 года. Изменения вступили в силу 28 июня 2017 года. Также в это время вносились коррективы в ФЗ №86. Читайте подробнее по ссылке:

Последние поправки

Как уже говорилось выше, последние изменения в ФЗ были внесены 7 февраля 2017 года. В частности, изменения претерпели следующие статьи:

Ст 10

В статье 10 изменился пункт 13 ч 1. В нем говорится, что создавать реквизиты для вкладов, сохранять деньги и материальные ценности в зарубежных банковских организациях председателю Счетной палаты запрещается. Пользоваться финансовыми инструментами за рубежом также запрещено законодательством в соответствии с ФЗ 79 «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета в иностранных банковских организациях».

Ниже рассмотрены основные статьи Федерального закона:

Ст 3

В статье 3 описывается, на каких основаниях работает Счетная палата Российской Федерации. Первым делом она руководствуется Конституцией РФ, международными договорами, настоящим ФЗ и иными нормативно правовыми актами.

Основная цель: осуществление внешнего государственного контроля на основе государственных стандартов, которые были приняты государственным органом РФ.

Ст 4

В статье 4 описываются принципы государственного аудита. Основные принципы деятельности Счетной палаты:

  • Объективность;
  • Независимость;
  • Законность;
  • Гласность;
  • Открытость.

Ст 5

В статье 5 описываются основные задачи, которые постоянно должна выполнять такая организация.

Счетная палата должна выполнять следующие задачи:

  • Контролировать использование средств федерального бюджета по целевому назначению;
  • Контролировать результативность поставленных целей в экономической и социальной областях РФ;
  • Определять правильность и эффективность нормативных правовых актов РФ в процессе их создания;
  • Анализировать выявленные недостатки и нарушения в период формирования. Управлять и распоряжаться федеральными и другими ресурсами;
  • Оценивать правильность предоставления списка льгот и других положительных аспектов, которые были предоставлены за счет средств федерального бюджета;
  • Определить достоверность бюджетной информации и просматривать годовой отчет;
  • Контролировать правильность оборота денежных средств в Центральном банке РФ и иных кредитных организациях;
  • Предотвращать коррупцию на территории РФ в пределах собственной компетенции.

Ст 8

Статья 8 описывает такое понятие, как заместитель председателя Счетной Палаты. Срок несения службы заместителя председателя — 6 лет. Назначают его по представлению Президента РФ. Один и тот же кандидат на заместителя не может занимать такую должность больше двух раз подряд. Количество кандидатур на момент избрания должно быть не меньше трех. Если Президентом не будет поддержан список кандидатур, он имеет право самостоятельно выдвинуть своего кандидата. Гражданин РФ может быть заместителем Председателя РФ. Также в роли заместителя может выступать иностранный житель, который проживает на территории РФ.

Ему запрещено быть в родственных связях с президентом РФ или другими председателями Государственной Думы. Заместитель выполняет должностные обязанности по регламенту в соответствии с поручением Председателя расчетного органа. Обязанности заместителя выполняются на основании Регламента Счетной палаты. Он не может являться депутатом Гос Думы, членом Правительства РФ или Совета Федерации. Он досрочно освобождается от должности в следующих ситуациях:

  • Самостоятельно пишет заявление об отставке;
  • Его признают недееспособным на основании судебного решения;
  • Он утрачивает доверие.

Досрочное освобождение также назначается в присутствии Президента РФ.

Ст 11

В статье 11 описывается, как образуется коллегия Счетной палаты. Коллегия гос органа образуется для рассмотрения вопросов по организации и планированию деятельности Счетной палаты. На заседаниях могут находиться председатели комиссий и комитетов. Если один или несколько участников не согласны с решением вопросов, он/они может/могут подать жалобу в течение трех дней с приложенным решением Коллегии расчетного гос органа.

Ст 13

В статье 13 описываются базовые функции Счетной палаты.

Список функций:

  • Внешний государственный аудит в бюджетной сфере;
  • Проверка документов о финансовой отчетности и планов на следующий год;
  • Проверка документов внебюджетных организаций;
  • Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности при исполнении федерального бюджета;
  • Проверка бюджетов;
  • Проверка оперативного анализа и контроля за организациями, которые финансируются из средств федерального бюджета;
  • Экспертиза списка целей, которые должны быть выполнены в ближайшем финансовом году;
  • Внешний и внутренний контроль РФ.

Ст 33

В статье 33 описываются способы, которые способствуют организации деятельности Счетной Палаты.

Прежде чем организовать свою работу, расчетный дом просматривает основные направления деятельности. Работа планируется на основании документов стратегического планирования. При планировании все события, которые указаны в расписании, должны быть продуманы комплексно и сбалансировано. Это поможет увеличить эффективность финансового контроля и понять связь между достижением стратегических целей и четким финансовым контролем.

Смотрите так же:  Налоговая декларация по усн бланк 2019

Скачать текст закона о Счетной палате РФ

Федеральный закон № 41 «О счетной палате Российской Федерации» регулирует правовые отношения в деятельности Счетной палаты. Также он определяет:

  • Задачи;
  • Полномочия;
  • Функции;
  • Организацию счетной палаты.

Основная цель закона — создать законное расходование денежных средств из федерального бюджета Российской Федерации.

Чтобы скачать закон «О счетной палате в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, следует перейти по ссылке.

Внесены изменения в закон о Счётной палате

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации» и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 25 января 2017 года, одобрен Советом Федерации 1 февраля 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на уточнение положений Федерального закона «О Счётной палате Российской Федерации», регулирующих отношения, связанные с осуществлением Счётной палатой Российской Федерации контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Федеральным законом в перечень оснований досрочного освобождения аудитора Счётной палаты от должности включается ненадлежащее исполнение им служебных (должностных) обязанностей, входящих в его компетенцию, а Председателю Счётной палаты предоставляется право информировать Президента Российской Федерации о выявлении таких оснований.

В перечень объектов аудита (контроля) включаются коммерческие организации с долей (вкладом) хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах.

Счётной палате предоставляются полномочия по осуществлению внешнего государственного аудита (контроля) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц – производителей товаров, работ, услуг в части, касающейся соблюдения ими условий государственных (муниципальных) контрактов.

Счетной палате 20 лет

Дорогие друзья!

14 января 2015 года Счетной палате Российской Федерации исполняется 20 лет.

За это время Счетной палатой проведено более 9000 контрольных мероприятий. В результате проверок были выявлены нарушения на общую сумму 4,6 трлн. руб. Они касались реализации не только бюджетного, но и отраслевого законодательства, законодательства по закупкам, в сфере использования государственного имущества. По результатам проверок было вынесено 9000 представлений и предписаний, значительная часть из которых была реализована практически полностью. По материалам контрольных мероприятий было возбуждено порядка 1700 уголовных дел, по которым, безусловно, был возмещен ущерб федеральному бюджету и бюджетам субъектов Российской Федерации (читать далее).

Председатель Счетной палаты Т.А. Голикова

Дата 14 января 2015 года для Счетной палаты является юбилейной, поскольку именно в этот день 20 лет назад вступил в силу Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», подписанный первым Президентом России Б.Н. Ельциным. Этот закон определил Счетную палату как постоянно действующий высший орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Нельзя не заметить, что, несмотря на «молодость» Счетной палаты как контрольного органа, своей работой она продолжает историю государственного финансового контроля в российском государстве, которая берет свое начало с 1656 г., когда в царствование Алексея Михайловича Романова был образован Счетный приказ.

Состоялось 28 января 2015 года

На протяжении более 350 лет система государственного управления России постоянно изменялась, а вместе с ней претерпевали изменения и ведомства, ответственные за осуществление финансового контроля в стране.

Счетная палата РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 мая Госдума проголосовала за постановление о назначении Алексея Кудрина на должность председателя Счетной палаты (СП) России.

Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному собранию РФ.

В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича, был образован Счетный приказ — временный орган, который создавался на период очередной ревизии. В XVIII веке при Правительствующем Сенате функционировала Ближняя канцелярия, выполнявшая, в частности, полномочия по финансовому контролю, и Ревизион-контора, заведовавшая государственными счетами и производившая суд над лицами, обвиненными в финансовых злоупотреблениях.

В XIX веке функции финансового контроля были разделены между министром финансов, государственным казначеем и государственным контролером (должность учреждена в 1810 году). Государственный контроль осуществлял ревизию финансовой отчетности государственных и общественных учреждений. Основополагающими принципами деятельности госконтроля являлись самостоятельность и независимость от других министерств и ведомств. Одним из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово, который занимал пост около 27 лет (1827-1854) — рекордный срок службы в должности руководителя госконтроля.

После прихода к власти большевиков в 1917 году работа по созданию системы госконтроля была поручена Иосифу Сталину (Джугашвили). В стране был образован Народный комиссариат государственного контроля (с 1920 года — Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), осуществлявший проверку финансовой деятельности госучреждений. Наркомат также имел право пересматривать штаты госорганизаций, производить расследование и предавать суду должностных лиц, налагать арест на имущество.

В 1923 году наркомат был объединен с контрольным органом компартии — Центральной контрольной комиссией РКП (б) в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В конце 1920-х — 1930-х годах его основной функцией стал контроль за выполнением пятилетних производственных планов, а также чистки советских учреждений от лиц непролетарского происхождения и дореволюционной интеллигенции.

В 1934 году Наркомат рабоче-крестьянской инспекции был разделен на две комиссии — советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и партийного контроля при Центральном комитете ВКП(б). Однако в 1940 году контрольное ведомство было восстановлено: на базе комиссии советского контроля при СНК учрежден Наркомат государственного контроля СССР (в 1946 году преобразован в одноименное министерство). В 1957 году главным контрольным органом стала Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах — Комиссия государственного контроля СССР).

В 1962-1965 годах в период реформирования центральных органов госуправления, которое осуществлял первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, функции госконтроля осуществлял Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР. В 1965 году в Советском Союзе был принят закон » О народном контроле в СССР» и создан Комитет народного контроля при Совмине СССР. В его задачу входило «оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями». С принятием конституции СССР 1977 года Комитет народного контроля перешел в двойное подчинение — Верховному совету и Совмину СССР.

В мае 1991 года Верховный Совет СССР принял закон о высшем органе финансово-экономического контроля — Контрольной палате СССР, которая получила право контроля за эффективным и производительным использованием госбюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления. Однако уже в декабре 1991 года в процессе ликвидации органов госуправления СССР палата была упразднена.

В России с 1992 по 1994 года действовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. В декабре 1994 года он был ликвидирован в связи с подготовкой к принятию федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

Формирование Счетной палаты РФ началось после принятия конституции 1993 года. Процесс создания нового государственного института занял более года. 11 января 1995 года был принят федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», который вступил в силу 14 января того же года. Первое организационное заседание коллегии палаты состоялось 12 апреля 1995 года.

12 апреля 2013 года вступил в силу ныне действующий федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 года.

Задачи и полномочия Счетной палаты

Счетная палата осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, определяет достоверность бюджетной отчетности, оценивает эффективность предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов. Она проводит аудит состояния госдолга (внутреннего и внешнего), долга иностранных государств и юридических лиц перед РФ, госпрограмм, достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ, экспертизу проектов федеральных законов, международных договоров, документов стратегического планирования и др.

Смотрите так же:  Приказ о проведении егэ в школе в 2019 году

Контрольные полномочия распространяются на все государственные органы, учреждения, предприятия, банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица — производители товаров, работ и услуг, которые заключили договоры, предусматривающие использование средств федерального бюджета.

Счетная палата выполняет поручения Федерального собрания РФ, но формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. В рамках своих задач она обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий парламента.

Счетная палата информирует органы власти и общество о результатах своей деятельности, предоставляет сведения средствам массовой информации. Ежегодно ведомство отчитывается перед Советом Федерации и Госдумой, ежеквартально предоставляет оперативный доклад парламенту о ходе исполнения федерального бюджета. По результатам проверок, при наличии состава преступления, палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, которые обязаны информировать ведомство о ходе рассмотрения переданных им материалов.

Руководство, аудиторы

Членами Счетной палаты являются ее председатель, заместитель председателя и 12 аудиторов. Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.

Председателем, заместителем председателя и аудитором Счетной палаты может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области госуправления, госконтроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. При назначении на должность руководство и аудиторы палаты обязаны приостановить свое членство в политической партии на период исполнения своих полномочий.

Председателя палаты и шесть аудиторов назначает сроком на шесть лет Госдума, заместителя председателя и еще шесть аудиторов — Совет Федерации.

Кандидатуры на должность председателя палаты — не менее трех — вносятся советом Думы по представлению фракций на рассмотрение президенту. Президент может внести в Госдуму одну из предложенных кандидатур или представить иного кандидата. Постановление о назначении председателя Счетной палаты принимается депутатами большинством голосов от общего числа парламентариев. Решение о досрочном освобождении от должности председателя палаты оформляется постановлением Госдумы по представлению президента.

Кандидатуры заместителя Счетной палаты — также не менее трех — вносит на рассмотрение президенту совет палаты Совета Федерации по предложению комитетов. Глава государства выбирает одну кандидатуру или предлагает своего кандидата и представляет его в верхнюю палату парламента. Постановление о назначении заместителя председателя палаты принимается сенаторами большинством голосов.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности ведомства.

Требования к членам Счетной палаты

Члены Счетной палаты не вправе входить в органы госвласти и местного самоуправления, заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами. Они не могут получать гонорары за свои выступления или публикации, получать вознаграждения, не предусмотренные законом РФ, иностранные звания и награды (кроме спортивных и научных), входить в органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом (это требование распространяется и на членов их семей) и др.

Аудиторы не должны состоять в родственных отношениях с руководителями государства, правительства, парламента, высших судебных органов, а также администрации президента. Кроме того, родственные отношения не должны связывать членов Счетной палаты между собой.

Председатель, заместитель председателя, аудиторы палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального собрания, которая их назначила на должность. Уголовное дело в отношении них может быть возбуждено только председателем Следственного комитета РФ. Инспектор палаты не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия коллегии ведомства.

Структура и органы

В структуру Счетной палаты входят ее коллегия и аппарат. Коллегия состоит из председателя палаты, его заместителя, 12 аудиторов и руководителя аппарата (с правом совещательного голоса). В заседаниях коллегии могут принимать участие председатели комитетов и комиссий обеих палат Федерального собрания, члены правительства, а также иные лица по решению главы Счетной палаты.

В аппарат Счетной палаты входят инспекторы и иные сотрудники ведомства. Структура аппарата включает в себя 10 департаментов (экономического анализа, внешних связей, управления делами и др.).

По данным Росстата, в 2017 году численность сотрудников Счетной палаты составляла 1 тыс. 17 человек, их среднемесячная зарплата — 181 тыс. руб.

В 2002 году был создан Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты (НИИ СП) для научной работы в области разработки и внедрения передовых методов и технологий контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. В 2014 году он реорганизован в Федеральный центр информатизации. С 1 января 2018 года носит название Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты.

В 2016 году из федерального бюджета на обеспечение работы Счетной палаты было выделено 3,6 млрд руб., в 2017 году — 3,9 млрд руб. Запланированный бюджет ведомства на 2018 года составляет 3,8 млрд руб.

По итогам 2017 года, Счетной палатой было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. Из них 2,3 тыс. на сумму более 118,7 млрд руб. были выявлены при осуществлении госзакупок, более 2 тыс. на сумму 599 млрд руб. — при формировании и исполнении бюджетов, 586 на сумму 813,5 млрд руб. — при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности. В бюджетную систему РФ возвращено 18,8 млрд руб. (в 2016 году — 8,8 млрд руб.).

Инспекторами Счетной палаты возбуждено 389 дел об административных правонарушениях. К началу 2018 года из них судами было рассмотрено 267 дел, к административной ответственности привлечено 130 должностных и юридических лиц, которым назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 23,4 млн руб. (в 2016 году привлечено к административной ответственности 110 должностных и юридических лиц, судами назначено административных штрафов на сумму 33,6 млн руб.).

В правоохранительные органы направлено 124 материала контрольных проверок, из которых 84 — в Генпрокуратуру, 21 — в ФСБ, 13 — в Следственный комитет, шесть — в МВД. Прокуратурой внесено 169 представлений, заявлено 44 судебных иска, в доход федерального бюджета возмещено 13 млн руб., в отношении должностных лиц возбуждено 109 дел об административных правонарушениях. Органами предварительного следствия возбуждено 20 уголовных дел, в том числе по фактам злоупотреблений при строительстве инфраструктуры космодрома Восточный, нецелевого расходования средств сотрудниками Сочинского национального парка и др.

Счетной палатой в 2017 году была проведена экспертиза более 1,7 тыс. проектов правовых актов, 179 — государственных и федеральных целевых программ, 17 — международных договоров.

В 2018 году палата запустит новый общественные сервис, который позволит гражданам предоставлять информацию об определенных видах деятельности организаций государственного сектора. Так, граждане получат возможность напрямую влиять на включение в план проверок Счетной палаты определенных организаций.