Новый налоговый кодекс налог на прибыль

Оглавление:

Новая редакция Налогового Кодекса РФ с изменениями на 2018 год

Налоговый кодекс РФ регулирует взаимоотношения экономических резидентов страны с государством. Цель этого регулирования состоит в обеспечении постоянных поступлений денежных средств в государственный и муниципальный бюджет без существенного вреда для налогоплательщиков.

Понятие и содержание налоговых отношений

ФЗ №146 (НК РФ) представляет собой базовый документ законодательства о налогах и сборах РФ. Он определяет характер и специфику налоговых правоотношений.

Объектами таких взаимоотношений являются сами налоги и сборы, обязательные к уплате в соответствии с нормами действующего законодательства. Субъектами данной категории права являются лица, обязанные производить оплату, а так же государство, представляемое специально уполномоченными органами и людьми, занимающими определённые должности (ст. 9 НК). В последнем случае к субъектам относятся:

  • территориальные подразделения налоговой инспекции;
  • таможенные органы;
  • соответствующие структуры исполнительной государственной и муниципальной власти.

Субъекты налогового законодательства производят перевод на государственный счёт денег для осуществления регулярных и разовых платежей (ст. 8). Регулярными платежами являются налоги, соответствующие доходу от собственности и экономической деятельности и обязательные страховые сборы. Платежи не регулярного характера взимаются с разовых продаж, а так же действий. К последней категории относятся пошлины. Кроме того, НК РФ регулирует и акцизные платежи.

Платить налоги обязаны все физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Кроме того, производить платежи в казну государства должны и структурные подразделения российских юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность за пределами страны.

Регулируемые положения НК РФ

Налоговый кодекс относится к тем документам, которые состоят из двух частей. Первая, общая, предназначена для того, чтобы создать правовую базу для обеспечения законности взимания налогов и других платежей с физических и юридических лиц. Эта база состоит из описания:

  • категорий налогов, взносов и сборов;
  • особенностей налогообложения в разных ситуациях;
  • прав и обязанностей плательщиков;
  • прав и обязанностей госорганов, осуществляющих взимание платежей и контроль исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • перечня объектов налогообложения;
  • порядка проведения контроля и мониторинга;
  • методов определения доходов;
  • правонарушений, связанных с обязательными платежами в государственный или муниципальный бюджет.

Основываясь на этих нормативах, физические и юридические лица обязаны осуществлять регулярные или разовые платежи по категориям, описанным во второй части. Кроме регламентации порядка осуществления платежей по различным видам налогам, акцизам и сборам, вторая часть НК России содержит описание специальных режимов, представляющих собой особые системы налогообложения. К таковым относятся системы:

  • упрощённая;
  • сельскохозяйственная;
  • патентная;
  • при разделе продукции;
  • единого налога на вменённый доход.

Таким образом, НК РФ призван сочетать в себе две функции. Он обеспечивает регулярные поступления денег в бюджеты государственных и муниципальных образований разного уровня. Одновременно он создаёт правовую базу, позволяющую налогоплательщикам обеспечивать себе защиту от произвольных действий субъектов, обязанных взимать платежи и контролировать их соответствие действительности.

Налоговые изменения осени-2018

Президент подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Закон вступил в силу 3 сентября 2018 года, за исключением отдельных положений.

Самые значительные изменения затронули налог на имущество организаций, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Также внесён ряд изменений в часть первую НК РФ, касающихся налоговых проверок и контролируемых сделок.

Следует полагать, что данные поправки направлены на оптимизацию документов, представляемых в налоговые органы, на снижение административной нагрузки на бизнес, обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения, но будет ли данная оптимизация на самом деле стоит задуматься, так как на практике происходит все на оборот.

На самых значительных изменениях хотелось бы кратко обратить внимание в данной статье.

1. Так с 2019 года движимое имущество не будет облагаться налогом на имущество организаций. Из объекта налогообложения исключено такое понятие, как «движимое имущество». В связи с отменой налога на движимое имущество, изменён порядок определения налоговой базы. Согласно новой редакции п.1 ст.376 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества. Соответственно, упраздняются все нормы о льготе по движимому имуществу в пределах ставки 1,1%, которые сейчас могут устанавливать регионы.

2. По поводу НДС следует отметить, что сокращается срок проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС с 3 до 2 месяцев. Конечно же, налоговые органы смогут продлить вышеуказанный срок проверки до 3 месяцев в случае установления фактов, указывающих на наличие каких либо нарушений. По нашему мнению самым распространенным основанием для продления проверки будет служить факт расхождения в документах продавца и покупателя.

3. Конкретизировано, что именно будут контролировать при повторной выездной налоговой проверке. Предметом такой проверки может быть только обоснованность уменьшения налога на основании изменённых в уточнённой декларации сведений. Действующая же редакция НК РФ ограничивает лишь период, который инспекторы изучают при повторной проверке.

При проведении проверки и допросе свидетеля в действующей редакции НК РФ инспекторы не обязаны предоставлять свидетелю (зачастую работнику проверяемой организации) копию протокола допроса, даже если он попросит об этом. Вносимые же поправки обязывают налогового инспектора вручать копии протоколов допроса свидетелю лично под расписку. Следовательно, полученная копия протокола позволит лучше подготовиться к возможному спору с налоговой инспекцией.

4. Также поправками определено, как действовать в случае, если проверяющие затребовали документы или информацию повторно. Налогоплательщику при получении требования о предоставлении документов, которые он ранее предоставлял, следует уведомить налоговый орган в течение 10 рабочих дней с момента получения требования о том, что они уже были представлены. В уведомлении нужно указать, куда представлялись запрашиваемые сведения, а также дать реквизиты документа, с которым их направили.

5. Поправками увеличен срок представления документов и информации по конкретной сделке с 5 до 10 рабочих дней. Срок исчисляется со дня получения требования налоговиков. Такие сведения могут быть затребованы у участников сделки или иных лиц, располагающих нужными сведениями.

6. Хотелось бы обратить внимание на очень интересное нововведение, которое заключается в том, что теперь проверяемое лицо (его представитель) вправе знакомиться с материалами проверки до их рассмотрения. Если налогоплательщику такую возможность не предоставят, исследовать соответствующие доказательства во время рассмотрения налоговые органы не имеют право.

7. Также уточнён порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (запрос документов, допрос свидетелей и проведение экспертиз). Если в действующей редакции НК РФ никакого единого документа, завершающего дополнительные мероприятия инспекторы не составляли, а некоторые все же составляли справку о проведении дополнительных мероприятиях, то теперь все будут обязаны оформить дополнение к акту налоговой проверки, которыми завершаются допмероприятия. Данные дополнения к акту проверки налоговые органы обязаны вручить налогоплательщику в течение 5 рабочих дней со дня, когда оформлено это дополнение. Налогоплательщик сможет подать письменные возражения на дополнение к акту в течение 15 дней со дня получения такого дополнения.

8. По экспортному НДС имеются изменения, которые заключаются в следующем: установлена ставка НДС 0% для реализуемых товаров, которые вывозятся из России в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Прописан порядок её применения. Подтвердить ставку НДС 0% при экспорте можно будет контрактом с российской организацией на поставку товаров её обособленному подразделению за пределами таможенной территории ЕАЭС, сейчас же нужен обязательно контракт с иностранной организацией.

9. Следует отметить, что изменен перечень документов подтверждающих право на нулевую ставку НДС по экспортным операциям. Из списка таких документов исключены копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов. Указанные документы нужно будет представлять только при вывозе припасов, а также по требованию налоговых органов, в случае выявления каких-либо несоответствий.

10. По налогу на прибыль также имеются по нашему мнению негативные изменения для организаций, так пониженные ставки налога отменяются. Те ставки, которые региональные власти установили до 1 января 2018 года, можно будет применять до даты окончания срока их действия. Но все равно они отменятся после 1 января 2023 года. Дело заключается в следующем, что субъекты с 2019 года лишаются права устанавливать пониженные ставки по своему желанию. Такое право будет у них только в определённых случаях, прописанных в изменениях.

В завершении следует отметить, что вышеуказанные нововведения в налоговый кодекс по нашему мнению принесут для организаций как положительные стороны, а также и отрицательные.

Изменения по налогу на прибыль организаций в 2018 году

Что касается расходов, то при расчете налога на прибыль к ним можно отнести более широкий перечень затрат на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ), а также траты на обучение сотрудников в научных, а не только в образовательных организациях (Федеральный закон от 18.07.2017 N 169-ФЗ).

Рассчитывать сомнительный долг надо будет по новым правилам

Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ уточнил правила расчета сомнительного долга. Статья Федеральный закон от 18.07.2017 N 168-ФЗ).

Что касается расходов, то при расчете налога на прибыль к ним можно отнести более широкий перечень затрат на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ), а также траты на обучение сотрудников в научных, а не только в образовательных организациях (Федеральный закон от 18.07.2017 N 169-ФЗ).

Рассчитывать сомнительный долг надо будет по новым правилам

Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ уточнил правила расчета сомнительного долга.
Федеральным законом от 28.11.2015 N 325-ФЗ
Федеральному закону от 27.11.2017 N 348-ФЗ Федеральный закон от 27.11.2017 N 353-ФЗ

Смотрите так же:  Заявление о внесении изменений в устав тсж

Налог можно будет снизить на инвестиционный вычет

С 1 января 2018 года вступили в силу положения Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ , который предусматривает введение инвестиционного вычета, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль. Согласно новой редакции Налогового кодекса РФ , решения о применении новой льготы принимают региональные власти, поэтому если субъект не утвердит соответствующую нормативную базу, налогоплательщики на вычет претендовать не смогут.

Что касается идеи на федеральном уровне, то она заключается в следующем: с 01.01.2018 по 31.12.2027 организации могут применять инвестиционный вычет в отношении основных средств, относящихся к амортизационным группам 3–7, включительно (срок полезного действия от 3 до 20 лет). Списать можно до 90% затрат на ОС с суммы налога, уплачиваемой в бюджет субъекта, и не более 10% — с федеральной части платежа, в том числе снижая сумму выплаты до 0.

При этом законодатели ввели предельную величину инвестиционного вычета, который можно применить в текущем периоде. Он рассчитывается по формуле:

Предельный вычет = сумма налога к уплате в региональный бюджет по общей ставке – сумма налога по ставке 5%.

Если расходы на ОС больше максимального размера вычета, остаток разрешат перенести на следующий налоговый период.

Обращаем ваше внимание, что вычет будет позволен не для всех. Те организации, которые уже получают льготы по налогу на прибыль, воспользоваться им не смогут. Также вычет не предусмотрен для участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Вот еще несколько важных моментов для того, чтобы принять решение о необходимости применять вычет:

  • он будет применяться сразу ко всем объектам, на которые распространяется, в периоде, когда их вводят в эксплуатацию либо меняют начальную стоимость;
  • вычет заменит амортизацию;
  • льгота может привести к тому, что заключаемые сделки будут признаваться контролируемыми (если сумма доходов по сделке за соответствующий календарный год превышает 60 млн рублей), а значит, и внимание к ним будет повышенным;
  • в случае реализации объекта, на который распространялся вычет, доход нельзя уменьшать на остаточную стоимость. Либо вы должны заплатить недоплаченные из-за вычета суммы налога и пени;
  • при проверке декларации, в которой заявлена льгота, ИФНС сможет требовать пояснений о применении вычета и документы, подтверждающие правомерность его использования;
  • о применении вычета необходимо заявить в учетной политике компании.

Доходов, не включаемых в налогооблагаемую базу, и учитываемых расходов станет больше

Несколькими федеральными законами, которые вступили в силу также с нового года, расширяется перечень доходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, а также увеличивается список затрат, признаваемых расходами в целях налогообложения. Вот что предусмотрено:

  • Федеральный закон от 27.11.2017 N 344-ФЗ позволяет не брать в расчет доходы, полученные общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании заключенных соглашений.
  • Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ предусматривает, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в невостребованных дивидендов, восстановленные в составе нераспределенной прибыли.
  • На основании Федерального закона от 18.07.2017 N 166-ФЗ можно не учитывать имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные с 01.01. 2018 по 31.12.2019 в ходе инвентаризации.
  • Согласно Федеральному закону от 27.11.2017 N 342-ФЗ к необлагаемым доходам отнесены отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд.
  • Участники региональных инвестиционных проектов при расчете лимита для применения льготных ставок налога могут не учитывать доходы в виде положительных курсовых разниц ( П. 1 ст. 266 НК РФ в новой редакции будет совпадать с рекомендациями Минфина о том, что при расчете суммы долга дебиторскую задолженность надо уменьшать на самую первую встречную кредиторскую задолженность. Это позволит создавать резерв на меньшую сумму.

КГН смогут создаваться на срок более 5 лет

Налогоплательщики, которые захотят образовать консолидированную группу (КГН), должны учитывать, что договор о создании должен быть подписан минимум на 5 налоговых периодов по налогу на прибыль.

Более того, участники не могут покинуть КГН ранее, чем по истечении 5 лет с момента присоединения к группе. В этот период включаются и сроки, на которые продлевалось действие договора о создании КГН. Это предусмотрено Федеральным законом от 28.11.2015 N 325-ФЗ .

Уточняются особенности налоговых режимов в ОЭЗ

С 1 января участникам особых экономических зон и свободных экономических зон надо обращать внимание на ставку налога на прибыль. Согласно Федеральному закону от 27.11.2017 N 348-ФЗ , регионы могут устанавливать свою ставку, но она не должна быть выше 13,5%. В 2018 году участники ОЭЗ и СЭЗ платили в бюджет субъекта РФ налог на прибыль в размере 12,5%.

В то же время вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2017 N 353-ФЗ , который дает право участникам ОЭЗ в Калининградской области применять ставку в размере 0% в течение 6 налоговых периодов начиная с периода, в котором была получена первая прибыль от реализации инвестиционного проекта. В последующие 6 налоговых периодов ставка повысится до 10%.

Налоговый Кодекс РФ 2018

Налоги являются основным источником формирования доходной части государственного и муниципального бюджетов. Этот факт возводит налоговое законодательство в ранг наиболее важных и востребованных нормативов. Специфика этого законодательства проявляется в том, что оно регулирует взаимоотношения физических и юридических лиц с государством. Посредниками между экономическими агентами и государственным бюджетом являются специальные службы, призванные контролировать процесс налоговых поступлений.

Действующий НК РФ и его становление

Федеральный кодифицированный закон №146 (Налоговый кодекс РФ) был принят в 1998, а начал действовать в 1999 году. Однако вступал он в законную силу постепенно, на протяжении почти десяти лет. Последовательность вступления была следующей.

  1. Часть первая целиком начала действовать с 1 января 1999 года. Страна получила нормативный документ, в котором были определены виды налогов, принципы отмены ранее существовавших платежей, контроль и ответственность налогоплательщиков.
  2. Четыре главы части №2 начали действовать ровно через два года после принятия НК РФ, то есть 1 января 2001 года. С этого момента получили юридическое определение три вида налоговых платежей – единый социальный, на добавленную стоимость, для физлиц. В это же время появилось и описание акцизов, как вида обязательного платежа в бюджет государства.
  3. Главы 25, 26, 27 начали действовать с 2002 года. Так были определены налоги на прибыль организаций, с продаж и добычу полезных ископаемых. Кроме того, был введен единый сельхозналог.
  4. Транспортный и единый налог на вменённый доход были введены с начала 2003 года. Тогда же появилась и система упрощённого налогообложения. В середине 2003 года были введены платежи при разделе продукции.
  5. Доходы с игорного бизнеса стали отдельным предметом налогообложения с 01.01.2004 года. Тогда же были введены платежи за пользование биоресурсами на суше и в воде.
  6. С 2005 года начали действовать нормативы, регламентирующие взимание земельного и водного налогов, а так же уплату госпошлины.
  7. Последним нововведением Налогового кодекса стали нормы налогообложения имущества, находящегося в собственности физлиц. Это произошло 1 января 2015 года.

Налоговый кодекс России можно считать одним из наиболее динамично развивающихся законов. И это понятно, ведь любые платежи, пополняющие государственный бюджет, должны вводиться последовательно для того, чтобы экономическая система страны могла адаптироваться к новым расходам. Кроме того, сама система пополнения бюджета государства должна обладать мобильностью, своевременно реагируя на социальные, политические и экономические изменения.

Структура и востребованность

Справка

ФЗ №146 имеет чёткое деление на две части. Оно носит формальный и функциональный смысл. В этом законе, как и в других, имеющих подобные деления, первая часть выполняет функцию общего базиса, на котором строится разнообразие нормативов специфического характера.

Первая часть НК РФ содержит основные понятия налоговой системы и всех процессов, с ней связанных. Часть вторая определяет порядок взимания налогов:

  • федерального уровня;
  • на доходы физлиц;
  • на прибыль организаций;
  • на объекты ресурсного характера (вода из природных источников, биоресурсы, полезные ископаемые);
  • на землю;
  • с сельхозпроизводителей.

Кроме регламентации разных видов платежей в госбюджет вторая часть кодекса включает в себя перечень и специфику уплаты акцизов, а так же нормативы, регламентирующие особые налоговые режимы (упрощённый, для сехозпроизводителей, при разделе продукции и т.п.).

Главными потребителями информации, сосредоточенной в НК РФ, являются:

  • госструктуры, осуществляющие контроль деятельности экономических агентов России;
  • руководители организаций;
  • индивидуальные и частные предприниматели.

Несмотря на то, что налоговое законодательство определяет состояние экономики, государства и всего общества, оно не касается большей части населения. Люди, работающие по найму, не несут никакой ответственности за уплату налогов, поскольку это за них обязаны делать работодатели. По этой причине НК РФ относят к категории нормативов, предназначенных для узкого круга специалистов.

Глава «Налог на прибыль организаций» НК РФ и ее влияние на бухгалтерский учет

Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ утверждена 25 глава Налогового кодекса РФ. Глава называется «Налог на прибыль организаций». Ее текст включает 88 статей: с 246-ой по 333-ю.

Совершенно новым в этой главе Налогового Кодекса РФ следует признать введение системы налогового учета, который включает:

1) первичные документы,

2) аналитические регистры,

3) расчет налоговой базы (статья 313).

С принятием 25 главы Налогового Кодекса РФ бухгалтерский учет теперь будет представлен тремя видами:

Это деление выполнено в духе англо-американской школы бухгалтерского учета. Она предполагает, что каждый факт хозяйственной жизни, возникающий в бухгалтерском учете, концептуально реконструируется в трех вариантах:

1) в интересах государства, это и есть налоговый учет;

2) в помощь актуальным и потенциальным собственникам, преимущественно акционерам. Это так называемый финансовый учет;

3) в целях управления хозяйственными процессами администрация ведет управленческий учет.

Налоговый учет имеет своим источником Налоговый кодекс. Финансовый — ПБУ, изданные Министерством финансов (хотя руководители бирж и финансовых институтов могут ввести свои правила учета, но что более вероятно, предложить ведение учета по правилам МСФО). Управленческий учет и его правила находятся в полном распоряжении собственников, и никто не в праве вмешиваться в них.

Итак, каждое предприятие как минимум с 1 января 2002 года вынуждено будет вести три вида бухгалтерского учета. Если в управленческий учет не вмешивается никто, кроме собственников и администрации, на методологию налогового и финансового учета оказывают влияние интересы различных лиц (налоговая инспекция, банковские и другие кредитные учреждения, профсоюзные организации и т. д.), в результате чего возникают существенные противоречия. Их множество. Здесь будут отмечены некоторые из них.

1. Учетная политика

Теперь на предприятиях возникают две учетные политики:

· в целях финансового учета,

· в целях налогообложения.

Поскольку у этих двух видов бухгалтерского учета цели разные, естественно, бухгалтером будут исчисляться, что уже и имеет место, разные финансовые результаты. Отметим в связи со сказанным, что такой подход позволяет собственникам официально занижать величины налогооблагаемой прибыли и увеличивать прибыль, выдаваемую на дивиденды. По мысли авторов Налогового кодекса это позволит вывести из тени часть доходов, до сих пор скрываемых предпринимателями.

Наличие двух учетных политик позволяет организации легально использовать различные варианты оценки имеющихся материальных ресурсов. Например, в учетной политике, формируемой для целей финансового учета, принять метод ФИФО, что позволит увеличить прибыль, выплачиваемую на дивиденды, а в учетной политике, принятой для целей налогообложения, — ЛИФО, что приведет к снижению налоговых платежей.

Может быть самым главным следует признать, что Налоговый кодекс РФ определяет состав доходов и расходов и то, что к доходам и расходам не относится. Это приводит к противоречиям с финансовым учетом, который исходит из правила Шера: «все, что потрачено, суть расходы».

Налоговый кодекс РФ последовательно проводит правило Ганта, которое гласит: «все, что потрачено целесообразно, составляет расходы». Авторы Налогового кодекса пишут об «экономически оправданных» затратах.

Последнее правило хорошо известно нашим налоговикам и бухгалтерам — часть платежей можно включать в расходы, если они укладываются в отведенные нормы, а платежи сверх этой нормы предлагается списывать за счет чистой прибыли. (По сути, это предполагает восстановление счета «Отвлеченные средства».)

В результате себестоимость (термин, которого стараются избегать авторы Налогового кодекса) готовой продукции и услуг в финансовом учете оказывается выше, чем в налоговом. Однако величина, показанная в Налоговом кодексе, в сущности, более правильна, так как отделяет от расходов потери и тем самым автоматически раскрывает неиспользованные резервы.

Налоговый кодекс делит все расходы на прямые и косвенные. К прямым относят:

2) заработную плату (оплата труда),

К косвенным — все остальные.

Все прямые расходы должны списываться на счет основного производства, а косвенные — в дебет счета «Продажи».

В финансовом учете общепроизводственные расходы должны списываться на счет «Основное производство», а «Общехозяйственные расходы», в зависимости от принятой учетной политики, или на основное производство, или на финансовые результаты.

Сейчас сложилось противоречивое положение. Организации выбирают очень часто моментом реализации оплату, но полностью сохраняют принцип начисления расходов. Налоговый кодекс предписывает, что если в организации принят метод учета по оплате, то и расходы по заработной плате, по услугам и т. п. не начисляются, а показываются только в момент их фактической выплаты.

Хотя сейчас и отмечается, что стоимостной критерий по основным средствам отменен, и, следовательно, понятие МБП исчезло из нашей учетной практики, тем не менее, в новом плане счетов МБП фигурирует под названием ИХП – инвентарь и хозяйственные принадлежности – субсчет 10/9, ибо отменены не МБП, а отменен их износ. Поскольку ИХП сохранены, постольку сохранен и стоимостной лимит основных средств, к которым теперь следует относить предметы, стоимостью свыше 2 тысяч рублей (ПБУ) и 10 тысяч рублей (Налоговый кодекс РФ, пункт 7 статьи 256). Таким образом, у бухгалтера возникают два учета и два варианта амортизации. В учете финансовом амортизацию будут начислять по одному массиву данных, а в налоговом — по другому. При этом амортизация, согласно статье 259, может быть выполнена линейным или нелинейным методом, что позволяет существенно повлиять на финансовые результаты и, соответственно, на величину налогообложения.

В финансовом учете, как и в управленческом, может быть столько норм амортизации, сколько пожелают собственники. В налоговом — десять, но классификация основных средств устанавливается Правительством РФ.

Надо заметить одно очень важное обстоятельство. Статья 256 трактует амортизацию не как фонд восстановления, а только как регулятив — метод списания (авторы Налогового кодекса пишут — погашения) имущества.

В финансовом учете результаты от списания основных средств сразу относятся на результаты данного (текущего) отчетного периода, в налоговом (согласно статье 323) — или на расходы будущих периодов (в случае убытка), или на доходы текущего периода (в случае прибыли).

Сомнительные долги могут резервироваться на основе инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на конец отчетного периода (статья 266).

Все непогашенные на этот момент долги, если по ним не было залогов, поручительств и банковских гарантий, признаются сомнительными. Если долг просрочен свыше 90 дней — он полностью резервируется; если просрочка составляет от 45 до 90 дней, то резервируется половина долга; просрочка до 45 дней не резервируется. При этом общая величина резерва не может превышать 10 % от суммы выручки отчетного (налогового) периода.

В финансовом учете согласно плану счетов резерв по сомнительным долгам определяется администрацией самостоятельно, исходя из вероятности возможного погашения каждого долга. При этом ограничений по величине резерва нет.

Налоговый кодекс вводит правила образования резервов, которые отличаются от тех, что приняты в учете финансовом.

В финансовом учете суммовые разницы капитализируются, то есть относятся на материальные активы, товары, сырье и т. п. В налоговом учете они должны быть отнесены на финансовые результаты.

Новым можно признать то, что организации получили право уменьшать в течение (максимум) десяти лет налогооблагаемую прибыль на убытки прошлых лет. При этом в каждом отчетном периоде компенсируемый убыток не может превышать 30 % налоговой базы этого периода.

Мы привели только некоторые примеры, которые вытекают из ста с лишним страниц довольно убористого текста. Но из этих примеров видна основная задача, которая возникает перед огромной армией счетных и налоговых работников. Грубо ее можно сформулировать так: сколько Главных книг должен вести бухгалтер?

Возможны следующие ответы:

1) Две. Одну — для налоговой инспекции, другую — для целей финансового учета;

2) Одну, и из нее выводить данные и/или

— для налогового учета,

— для финансового учета.

Однако сразу же возникает новый вопрос:

(1) или положить в основу Главной книги учет налоговый, и потом по различным счетным формулам и методикам выходить на данные учета финансового;

(2) или использовать данные финансового учета для расчета налоговой базы и составления налоговых документов;

(3) или построить Главную книгу в виде инварианта, и из нее выводить данные для налоговой и финансовой отчетности?

В самом Налоговом кодексе мы не находим четкого ответа, так как его авторы колеблются между ответами (1) и (2). В самом деле, пункт 1 статьи 313 гласит: «Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом». Как следует из этой же, весьма пространной статьи, самостоятельная группировка фактов хозяйственной жизни возникает только в тех случаях, когда эта группировка противоречит той, которая принята в финансовом учете, с которым авторы отождествляют весь бухгалтерский учет. Таким образом, кажется, что дается ответ (2). Однако огромное число отличий, заданных уже в учетной политике, приводит к тому, что совместить в одной Главной книге возможности налогового и финансового учета будет очень трудно. Выбрать ответ (3) — это, по всей видимости, дело слишком сложное и небесспорное. Поэтому самым лучшим решением будет ответ (1), ибо учет налоговый будет жестко контролироваться, и санкции могут оказаться слишком болезненными.

В случае, если администрация выберет вариант с ведением двух Главных книг, множество фактов хозяйственной жизни придется оформлять различными проводками в пределах общей номенклатуры счетов.

И хотя 25 глава Налогового кодекса РФ вводится в действие только с 1 января 2002 года, на вопрос о том, как вести бухгалтерский учет, администрация предприятий должна дать ответ, в сущности, сегодня.

Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций платят юридические лица на общей системе налогообложения. По общему правилу налог начисляется на разницу между доходами и расходами. В большинстве случаев налоговая ставка составляет 20 %. Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты налога на прибыль, о налоговых ставках, а также о сроках представления отчетности. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

  • Все российские юридические лица (ООО, АО и пр.).
  • Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ.

На что начисляется налог

На прибыль, то есть на разницу между доходами и расходами.

Доходы — это выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности. Например, от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и пр. (внереализационные доходы). При налогообложении прибыли все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией (зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основных средств и пр.) и на внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница, судебные и арбитражные сборы и пр.). Кроме того, существует закрытый перечень расходов, которые нельзя учитывать при налогообложении прибыли. Это, в частности, начисленные дивиденды, взносы в уставный капитал, погашение кредитов и др.

При налоговых проверках большинство проблем возникает именно из-за расходов: инспекторы заявляют, что расходы экономически не обоснованы, первичные документы оформлены неверно и т д. и т п. Поэтому бухгалтеры, как правило, уделяют повышенное внимание документам, подтверждающим расходы.

На что не начисляется налог

На прибыль от видов деятельности, переведенных на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а также на прибыль предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль

Существует два способа признания доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод.

Метод начисления предусматривает, что доходы и расходы в общем случае учитываются в периоде, когда они возникли, независимо от фактического поступления или выплаты денег. Например: организация по договору должна оплатить аренду офиса за август не позднее 31 августа, но арендный платеж перечислен только в октябре. При методе начисления бухгалтер должен отразить данную сумму в расходах в августе, а не в октябре.

При кассовом методе доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация погасила обязательство перед поставщиком. Так, если аренда офиса за август фактически оплачена в октябре, то при кассовом методе бухгалтер покажет расходы в октябре, а не в августе.

Организация вправе сама выбрать, какой из двух методов — начисления или кассовый — она будет применять. Но существует ограничение: метод начисления может использовать любое предприятие, а кассовый метод запрещено применять банкам. К тому же для перехода на кассовый метод должно выполняться условие: выручка от реализации без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не может превышать один миллион рублей за каждый квартал. Этот же лимит должен сохраняться и в течение времени, когда компания применяет кассовый метод. В случае превышения предельной выручки организация обязана перейти на метод начисления с начала текущего года. Выбранный метод закрепляют в учетной политике на соответствующий год и применяют в течение этого года.

Налоговые ставки

Основная ставка налога на прибыль составляет 20 процентов. В период с 2017 по 2020 год включительно 3 процента зачисляются в федеральный бюджет, а 17 процентов — в региональный.

Для некоторых видов дохода введены другие значения. Из этих видов дохода на практике бухгалтер чаще всего имеет дело с полученными дивидендами, для которых в общем случае действует ставка 13 процентов (в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет). Заметим, что до 1 января 2015 года ставка по дивидендам равнялась 9 процентов.

Как рассчитать налог на прибыль

Нужно определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. По прибыли, подпадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Если по итогам года оказалась, что расходы превысили доходы, и компания понесла убытки, то налоговая база считается равной нулю. Это значит, что величина налога на прибыль не может быть отрицательной, сумма налога должна быть либо нулевой, либо положительной.

Правильность расчета базы должна подтверждаться записями в регистрах налогового учета. Эти регистры каждое предприятие разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной налоговой политике. На практике регистры налогового учета аналогичны регистрам бухгалтерского учета. Два вида учета — налоговый и бухгалтерский — нужны, чтобы отразить разные правила формирования доходов и расходов, действующие соответственно в налоговом и бухучете. В некоторых случаях «налоговая» и «бухгалтерская» прибыль могут совпадать.

Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль

В течение года бухгалтер должен начислять авансовые платежи по налогу на прибыль. Существует два способа начисления авансовых платежей.

Первый способ устанавливается для всех организаций по умолчанию и предусматривает, что отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев. Авансовые платежи делаются по окончании каждого отчетного периода. Сумма платежа по итогам первого квартала равна налогу от прибыли, полученной в первом квартале. Авансовый платеж по итогам полугодия равен налогу от прибыли, полученной за полугодие, за минусом авансового платежа за первый квартал. Величина платежа по итогам девяти месяцев равна налогу от прибыли за девять месяцев за вычетом авансовых платежей за первый квартал и полугодие.

Плюс к этому в течение каждого отчетного периода делаются ежемесячные авансовые платежи. По окончании отчетного периода бухгалтер выводит авансовый платеж по итогам этого периода (правила расчета мы привели выше), а затем сравнивает его с суммой ежемесячных платежей, сделанных в рамках данного периода. Если ежемесячные платежи в сумме оказались меньше итогового авансового платежа, компания должна доплатить разницу. Если же образовалась переплата, то бухгалтер учтет ее в будущих периодах.

Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются по следующим правилам. В первом квартале, то есть в январе, феврале и марте, бухгалтер начисляет такие же ежемесячные авансовые платежи, как в октябре, ноябре и декабре предыдущего года. Во втором квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной в первом квартале, и эту цифру делит на три. В результате получается сумма ежемесячных авансовых платежей за апрель, май и июнь. В третьем квартале бухгалтер берет налог от фактической прибыли за полугодие, вычитает авансовый платеж первого квартала, и полученную цифру делит на три. Выходит сумма ежемесячных авансовых платежей за июль, август и сентябрь. В четвертом квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной за девять месяцев, отнимает авансовые платежи за полугодие, и полученную величину делит на три. Это и есть авансовые платежи за октябрь, ноябрь и декабрь.

Второй способ — исходя из фактической прибыли. Данный способ компания может принять для себя добровольно. Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию не позднее 31 декабря о том, что в течение будущего года предприятие переходит на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. При этом способе отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Авансовый платеж за январь равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе. Авансовый платеж за январь-февраль равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе и феврале за минусом авансового платежа за январь. Авансовый платеж за январь-март равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе-марте за вычетом авансовых платежей за январь и февраль. И так далее вплоть до декабря.

Организация, ранее выбравшая второй способ начисления авансовых платежей (то есть исходя из фактической прибыли), вправе отказаться от него, и с начала следующего года «вернуться» на первый способ. Для этого нужно подать в ИФНС соответствующее заявление не позднее 31 декабря текущего года. В случае «возвращения» к первому способу авансовый платеж за январь-март будет равен разности между авансовым платежом по итогам девяти месяцев и авансовым платежом по итогам полугодия предшествующего года.

Компании, чья выручка от реализации без НДС не превышала в течение четырех предыдущих кварталов в среднем 15 миллионов рублей за квартал, должна начислять только квартальные авансовые платежи. Это правило независимо от суммы выручки распространяется также на бюджетные, некоммерческие и некоторые другие организации.

Вновь созданные организации начисляют не ежемесячные, а квартальные авансовые платежи до тех пор, пока не закончится полный квартал с даты их госрегистрации. Затем бухгалтер должен посмотреть, чему равна выручка от реализации (без НДС). Если она не превышает 5 миллиона рублей в месяц или 15 миллионов рублей в квартал, компания может продолжать начислять только квартальные авансовые платежи. В случае превышения лимита предприятие со следующего месяца переходит на ежемесячные авансовые платежи.

Когда перечислять деньги в бюджет

Если отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, то авансовые платежи по итогам отчетных периодов делаются не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Ежемесячный авансовый платеж за январь следует перечислить не позднее 28 января, за февраль — не позднее 28 февраля и так далее по декабрь включительно.

Если компания делает авансовые платежи исходя из фактической прибыли, то авансовый платеж за январь делается не позднее 28 февраля, за январь-февраль — не позднее 28 марта и так далее, вплоть до 28 января следующего года.

Независимо от выбранного способа начисления авансовых платежей по окончании календарного года бухгалтер выводит итоговую величину налога на прибыль за прошедший год. Затем он сравнивает ее с суммой авансовых платежей, начисленных по итогам отчетных периодов. Если авансовые платежи в сумме оказались меньше итоговой величины налога, предприятие доплачивает разницу в бюджет. Если же образовалась переплата, бухгалтер учтет ее в следующих периодах. Итоговую сумму налога на прибыль необходимо заплатить не позднее 28 марта следующего года.

Как отчитываться по налогу на прибыль

Компании, чья деятельность полностью переведена на один или несколько спецрежимов налогообложения (ЕНВД, упрощенную систему или уплату единого сельхозналога) могут не отчитываться по налогу на прибыль.

Все остальные юридические лица, совершившие хотя бы одну операцию по приходу или расходу наличных, либо безналичных денежных средств, независимо от того, есть ли у них доходы, должны предоставлять в инспекцию декларации по налогу на прибыль по итогам отчетных и налоговых периодов.

Декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода (года) нужно предоставлять в инспекцию не позднее 28 марта следующего года. Некоммерческие организации, у которых не возникла обязанность по уплате налога, сдают декларацию упрощенной формы. Все прочие предприятия независимо от обязанности по уплате налога сдают по итогам года декларации по полной форме.

Компании, для которых отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Организации, для которых отчетными периодами приняты месяц, два месяца и так далее, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 февраля, 28 марта и так далее вплоть до 28 января следующего года.