Непредоставление налоговой декларации административная ответственность

Оглавление:

Об административной ответственности директора ООО за налоговые правонарушения

Здравствуйте! Интересует вопрос об административной ответственности директора ООО за налоговые правонарушения. В результате реорганизации (смена организационно-правовой формы из ОАО в ООО) создано новое ООО с двумя учредителями. Протоколом один из учредителей назначен директором вновь созданного ООО. Но деятельность нового ООО так и началась. Сотрудников в штате нет. Деятельность не ведется. С назначенным директором не заключен трудовой договор и не издан приказ о его приеме на работу, следовательно з/п не начислялась. В фонды и налоговую сдавали «нулевые» отчеты. Но опоздали со сроками. Сейчас налоговая вызывает директора для составления протокола об административном нарушении за несвоевременную сдачу налоговой отчетности, как должностное лицо. Является ли директор в данном случае лицом, к которому можно применить санкции об административном правонарушении? Ведь в должность он так и не вступил?

Ответы юристов (4)

Есть вопрос к юристу?

У вас спорная ситуация. Давайте разберемся.

Согласно ст.273 ТК РФ Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актамиосуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Согласно ст.274 ТК РФ Права и обязанности руководителяорганизации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст.68 ТК РФ Прием на работу оформляется приказом (распоряжением)работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

Согласно ст.40 ФЗ об ООО 1. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В связи с тем, что протокол о назначении на должность директора у вас имеется, то дальнейшие действия по оформлению трудовых отношений должны были быть осуществлены. Это упущение самого ООО скорее.

В случае судебного разбирательства суд может принять сторону налоговой.

Согласно ст.119 НК РФ 1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учетавлечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Согласно ст.15.5 КоАП РФ Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

По поводу предоставления не в срок нулевой декларации имеется письмо ФНС России. Приведу полный текст.

Министерство финансов Российской ФедерацииП и с ь м о27.10.2009№ 03-07-11/270

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Таким образом, в случае, если сумма налога, подлежащая доплате по налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением установленного срока, равна нулю, за нарушение срока представления в налоговый орган налоговой декларации взимается штраф в размере 100 рублей.

Заместитель директора Департамента
Н.А. Комова

На тот момент минимальная сумма штрафа составляла 100 рублей.

Позицию ФНС РФ разделил Президиум ВАС РФ и указал в своем Постановлении от 08.06.2010 № 418/10, что привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 100 руб. по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление «нулевой» декларации правомерно.

Таким образом, если ваша позиция по данному вопросу принципиальна, то можете обратиться в арбитражный суд, но на процесс потратите больше денег. Если для вас данный момент не очень принципиален, учтивая минимальную сумму штрафа.

Уточнение клиента

Ирина, здравствуйте! Вы так и не ответили на мой вопрос, хотя очень подробно изложили всю сопутствующую информацию О размерах штрафа и наложение их за опоздание с «нулевой декларацией» я вопрос не задавала. В настоящий момент директора вызывают в налоговую, для наложения на него административного штрафа, как на директора ( штрафы на юр. лицо нам уже выставили) Но ведь он директором выбран только на собрании, а в должность директора так и не вступил, записи в трудовой книжке нет, приказа о назначении нет, трудовой договор не заключен. И сделано это не в результате упущения, а врезультате того, что никакой деятельности так и не ведется до сих пор. И назначенный директор не работает фактически директором, а только внесен в реестре юр.лиц как лицо, имеющее право действовать от имени юр. лица без доверенности. Правомочно ли намерение налоговой возбудить против него дело об административном правонарушении как директора? Ведь они попросят первым делом подтвердить директора свои полномочия, т.е. представить приказ о назначени.. Вот в чем вопрос.

12 Мая 2014, 09:45

Согласно ст.40 ФЗ об ООО 1.Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Директор избирается на общем собрании и оформляется соответствующим протоколом. Основанием для издания приказа и заключения договора как раз и является протокол общего собрания. О нем также имеются сведения в ЕГРЮЛ как о директоре. То есть, фактически директор у вас есть. Налоговая опирается на свои данные о директоре и запрашивает у вас информацию только для подтверждения полномочий, если директор не сменился, например. Полагаю действия налоговой правомерны.

Если вам подтвердить его полномочия не чем, то и просите налоговую отказать в возбуждении дела об адм правонарушении. Укажите, что деятельность фактически не ведется, поэтому директор не был назначен. В таком случае штраф будет наложен на само общество.

Елена, хотелось бы добавить к своему ответу.

ТК РФ содержит обязанность заключения трудового договора с работником, поэтому ссылки на то что деятельность фактически не велась, могут быть не приняты во внимание. И может повлечь адм ответственность.

Согласно ст.67 НК РФ Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, — не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

Согласно ст.5.27 КоАП РФ 1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Непредоставление материалов для проверки (то есть протокола общего собрания и приказа) может также повлечь адм ответственность.

Согласно ст.126 НК РФ 1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

Поэтому полагаю, что ссылки на отсутствие ведения деятельности, а поэтому и неназначении директора, не будут приняты налоговой во внимание, а ткже могут повлечь еще большую ответственность (если информация будет направлена в трудовую инспекцию).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния. При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней — согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими. Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит. Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление «пустой» налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.

Вопрос о необходимости представления в налоговые органы «пустых» налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров. Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).

Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.

Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления — сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность. Понятие же «организация» в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.

В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).

Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.

Налоговая ответственность за непредставление декларации

Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния. При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней — согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими. Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит. Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление «пустой» налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.

Вопрос о необходимости представления в налоговые органы «пустых» налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров. Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).

Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.

Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления — сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность. Понятие же «организация» в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.

В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).

Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.

Смотрите так же:  Возврат карты из банкомата сбербанка

Административная ответственность за непредставление декларации

В отличие от статьи 119 НК РФ, статья 15.5 КоАП РФ рассматривает в качестве субъектов ответственности должностных лиц. Подчеркнем, что речь идет о должностных лицах не только организаций-налогоплательщиков, но и организаций — налоговых агентов. Таким образом, главный бухгалтер организации — налогового агента, не представившей в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

Еще одной отличительной особенностью статьи 15.5 КоАП РФ является более корректная по сравнению со статьей 119 НК РФ формулировка правонарушения в наименовании статьи. Так, в наименовании статьи 15.5 КоАП РФ речь идет о нарушении сроков представления налоговой декларации, а не о ее непредставлении, как в наименовании статьи 119 НК РФ.

Следует особо подчеркнуть, что налоговые органы не наделены правом привлекать должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ. Статья 23.1 КоАП РФ относит данный вопрос к исключительной компетенции судов.

Должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы по делам о таких правонарушениях.

С момента введения КоАП РФ в действие должностные лица налоговых органов активно пользовались этим правом. Рискнем утверждать, что правомочность таких действий до недавнего времени вполне могла быть оспорена.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 этой же статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был утвержден приказом МНС России от 17.10.2003 № БГ-3-06/547. Остается только гадать, на чем до октября 2003 года основывались должностные лица налоговых органов, составляя протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 — 15.9, 15.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Кто вправе устанавливать сроки представления налоговых деклараций?

Ответ на этот вопрос представляется достаточно очевидным. Установление сроков представления налоговых деклараций находится в исключительной компетенции законодателя. Тем не менее, МНС России нередко присваивало себе данное право. В первую очередь, об этом свидетельствует установление Инструкцией МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» сроков представления в налоговые органы деклараций по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, налога с владельцев транспортных средств и налога на пользователей автомобильных дорог. Еще один пример подобного нормотворчества — письмо Минприроды России, Минфина России и Госналогслужбы России от 03.03.1993 № 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10, возложившее на природопользователей обязанность ежеквартально представлять налоговым органам расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды (неналоговый статус этого платежа в данном случае принципиального значения не имеет).

Едва ли следует удивляться тому, что налоговые органы привлекали налогоплательщиков и их должностных лиц к налоговой и административной ответственности за несоблюдение сроков представления деклараций (расчетов), не задумываясь над законностью установления этих сроков ведомственными правовыми актами. Не проявил должной принципиальности и Минюст России, зарегистрировавший оба ведомственных акта.

К сожалению, подобная практика не получила должной и единой оценки со стороны арбитражных судов. Во многих случаях арбитражные суды выносили решения о взыскании с налогоплательщиков налоговых санкций за непредставление в налоговые органы деклараций (расчетов) в сроки, установленные МНС России. Трудно сказать, почему при разрешении споров игнорировалось содержание статьи 119 НК РФ, предусматривающей ответственность за непредставление налоговой декларации в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Достойно сожаления и то, что Высший Арбитражный Суд РФ не высказал свою позицию по столь важному вопросу.

В связи с этим трудно переоценить значение Определения от 10.07.2003 № 316-О, вынесенного Конституционным Судом РФ, в котором содержится исчерпывающая оценка попыткам подменить ведомственными правовыми актами законодательство о налогах и сборах: «. Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте.»

Несмотря на то, что в Определении КС РФ речь идет о декларации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, данный судебный акт носит универсальный характер и применим ко всем подобным случаям незаконного ведомственного нормотворчества. Из платежей, упомянутых выше, ныне сохраняет свое действие только плата за загрязнение окружающей среды. Не вдаваясь подробно в связанные с ней проблемы, заметим, что Определение КС РФ от 10.07.2003 № 316-О дает абсолютно четкий ответ, по крайней мере, на один вопрос — о представлении налоговым и природоохранным органам расчетов платы.

Изложенное выше отражает только часть проблем, связанных с применением юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций. Нет сомнений в том, что и статья 119 НК РФ, и статья 15.5 КоАП РФ нуждаются в серьезных изменениях. Однако до внесения необходимых поправок в законодательство налогоплательщикам и их должностным лицам еще долгое время предстоит сталкиваться с указанными статьями в их нынешнем виде. Учитывая, что наложение административных штрафов и взыскание налоговых санкций находится в компетенции судов (арбитражных судов), налогоплательщикам и их должностным лицам следует активнее отстаивать свои интересы и не торопиться уплачивать штрафы в добровольном порядке.

Возможен ли штраф за непредоставление пояснений в налоговую по расхождениям в декларации и отчете о прибылях и убытках?

нашла развернутый ответ по ваш вопрос. по ч. 1 ст. 19.4 КоАП вас не могут привлечь. Вот норма статьи из Налогового Кодекса

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Цитата (А.В. Рымкевич Издательство «Главная книга» Консультация эксперта. Консультант +): Вопрос: Организация получила из налогового органа требование о представлении пояснений по вопросу расхождения в показателях отчета о прибылях и убытках и декларации по НДС. Может ли налоговый орган за непредставление таких пояснений оштрафовать должностное лицо организации по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ?

Ответ: Должностное лицо организации не подлежит ответственности по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление пояснений в ответ на требование налогового органа представить письменные пояснения по вопросу расхождения в показателях декларации по НДС и отчета о прибылях и убытках. Однако организация может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Форма «Требование о представлении пояснений» утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (Приложение N 1 к данному Приказу), который вступил в силу 12.06.2015.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
Вместе с тем сама ФНС России разъясняла, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837). Предупреждение об указанной административной ответственности предусмотрено формой уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (Приложение N 2 к Приказу ФНС России N ММВ-7-2/189@) для дачи пояснений. Однако форма требования о представлении пояснений такого предупреждения не содержит. Таким образом, по мнению ФНС России и исходя из формы требования о представлении пояснений, за непредставление письменных пояснений ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ в принципе быть не должно.
При этом в форме требования о представлении пояснений указано, что на основании п. 5.1 ст. 23 НК РФ лицо, на которое п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, обязано при получении данного требования по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести рабочих дней со дня его отправки налоговым органом передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме указанного документа.
В случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме данного требования в установленном порядке руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи квитанции о приеме может принять решение о приостановлении операций указанного лица по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.
Вместе с тем начиная с 1 января 2017 г. за непредставление или несвоевременное представление пояснений, в том числе в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации в связи с выявленными ошибками и противоречиями в представленной декларации, организации грозит штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 88, п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Какова административная ответственность за несвоевременную сдачу расчета авансовых платежей по налогу на имущество?

Цитата (Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением): 1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам , а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение , выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств , предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Спасибо за совет, так и поступлю. Написала примерно следующее
Я, главный бухгалтер ООО «ххх», ФИО, являясь должностным лицом, ответственным за предоставление отчетности в налоговые органы, по факту нарушения срока предоставления авансового расчета по налогу на имущество за 3 квартал 2017 года поясняю следующее:
Данный расчет действительно предоставлен с нарушением срока (сдан 05.12.2017 вместо 30.10.2017), в связи с ошибочной классификацией приобретенного 31.07.2017 объекта имущества как не подлежащего налогообложению, в то время как это имущество в период 2017 года являлось объектом, попадающим под обложение по льготной ставке 0% (код льготы 2010257). Данная ошибка была обнаружена мною самостоятельно, при обнаружении она сразу была исправлена и в связи с этим соответствующий расчет сдан с опозданием. Ответственность за данное нарушение признаю.
При выборе меры ответственности за совершенное правонарушение прошу принять во внимание следующие факторы:
-данное правонарушение совершено впервые, без умысла и является единичным случаем нарушения сроков сдачи форм налоговой отчетности
-неуплаты налоговых платежей эта ошибка не повлекла, бюджету ущерб не нанесен.
-ООО «Теплохолдинг» является субъектом малого предпринимательства
В связи с вышеизложенным просьба рассмотреть применение меры ответственности за совершенное правонарушение по ст. 15.5 КоАП в виде предупреждения.
В будущем обязуюсь быть более внимательной и подобного не допускать.
Дата, подпись

Может что поправить или добавить?

Доброе утро.
Цитата из КоАП РФ

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Как видно их текста наказание по этой статье возможно только ДЛ — директору. Налоговая в данном случае не будет к Вам (директору) применять никаких мер, т.к. в их полномочия входит только составление протокола . Согласно ст.23.1 КОАП РФ — дела об АП по ст.15.5 рассматривает суд (мировой).
Письмо в налоговую о замене штрафа написать можно, но смысла нет. Вызовут в суд представите, но опять же вопрос компетенции судьи — ст.4.1.1 КоАП РФ (4.1 прим.1) применяется в сфере гос контроля (надзора), а по 294-ФЗ налоговый контроль в ходе которого выявлено Ваше нарушение туда не входит.
Но чтобы успокоить Вас надо честно признаться, нижняя границы наказания, или первое наказание в статье предупреждение, и статья 4.1 прим.1 вообще не применяется, т.к. относится к статьям КоАП РФ (особен части), которые не содержат такой меры наказания как предупреждение. И судья фактически, если нет каких либо отягчающих наказаний, должна принять решение (если найдет все признаки правонарушения) о назначении наказания в виде предупреждения. Можете, с мизерными шансами заявить ст.2.9 КоАП РФ ))))

Статья 15.5 КОАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Правовые последствия непредставления налоговых деклараций

Правовые последствия непредставления налоговых деклараций*1

_____
*1 См. также по этому вопросу комментарий к письму Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138: НВ: комментарии… — 2007. — N 11. — С. 90-94.

Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

1. Штрафы за непредставление налоговых деклараций

1.1. Штраф, налагаемый в соответствии с НК РФ за несвоевременную подачу декларации

Если налогоплательщик несвоевременно сдал налоговую декларацию, то на него будет наложен штраф согласно ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а на должностных лиц организации (руководителя или главного бухгалтера) — административный штраф в соответствии со ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.

ЗАО «Газель» осуществляет деятельность, переведенную на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). ЗАО «Газель» должно было подать декларацию по ЕНВД за IV квартал 2006 года не позднее 22 января 2007 года. Однако общество фактически представило декларацию только 11 апреля 2007 года. Сумма, подлежавшая уплате по декларации, — 30 000 руб.

Рассчитаем размер штрафа.

ЗАО «Газель» задержало подачу декларации на два полных месяца (с 23 января по 22 марта) и один неполный (с 23 марта по 11 апреля). Таким образом, штраф составляет 5 % суммы ЕНВД, подлежащего уплате, за каждый полный и неполный месяц, то есть 4500 руб. (30 000 руб. х х 5 % х 3 мес.).

Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ если декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, то это повлечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

ОАО «Континент» должно было подать декларацию по НДС за декабрь 2006 года не позднее 22 января 2007 года, но подало ее только 10 сентября 2007 года. Сумма, подлежащая уплате по декларации, — 100 000 руб.

Смотрите так же:  Судебная практика об отмене исполнительского сбора

Рассчитаем размер штрафа.

ОАО «Континент» задержало подачу декларации на 180 дней (с 23 января 2007 года по 21 июля 2007 года), один полный месяц (с 22 июля 2007 года по 21 августа 2007 года) и один неполный (с 22 августа 2007 года по 10 сентября 2007 года). Таким образом, штраф составляет 30% от суммы, подлежащей уплате по декларации, и 10% за каждый последующий полный и неполный месяц, то есть 50 000 руб. [100 000 руб. х (30% + 10% х 2 мес.)].

Письмом МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 разъяснено, что налоговый орган не может привлечь налогоплательщика к ответственности одновременно и на основании п. 1, и согласно п. 2 ст. 119 НК РФ.

В п. 2 ст. 80 НК РФ определены две принципиально важные для налогоплательщика нормы.

Во-первых, у налогоплательщиков отсутствуют основания для представления в налоговые органы деклараций (расчетов) по налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Так, п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога, НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ если лицо, не являющееся плательщиком НДС или плательщиком, освобожденным от обязанности налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой этого налога, выставило счет-фактуру с выделением суммы НДС, то это лицо обязано исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.

В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В то же время в п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н, указано, что при выставлении счета-фактуры с выделением суммы НДС организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС, в связи с переходом на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей или на упрощенную систему налогообложения, а также на систему налогообложения в виде ЕНВД эти организации и индивидуальные предприниматели представляют титульный лист и раздел 1 декларации.

Во-вторых, при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России.

Необходимо отметить, что в п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Некоторые налогоплательщики полагают, что в случае наличия переплаты по налогу налоговый орган не может привлечь их к ответственности согласно п. 1 ст. 119 НК РФ, так как размер штрафа установлен в процентах от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании несвоевременно представленной декларации, а поскольку в связи с наличием переплаты налогоплательщик не должен уплачивать каких-либо сумм налога, то и привлечение к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ неправомерно.

Но такая позиция неверна. Наличие на дату уплаты налога на лицевом счете налогоплательщика переплаты не может служить основанием для неприменения к нему ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, так как эта статья Кодекса не связывает исчисление штрафа за непредставление налоговой декларации с наличием или отсутствием у налогоплательщика переплаты.

Аналогичную позицию занимают как официальные органы [см. п. 1 письма МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 (в ред. письма МНС России от 12.05.2004 N 14-3-03/1712-6)], так и арбитражные суды (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.11.2005 N А33-3640/05-Ф02-5587/05-С1).

Налоговый агент не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, поскольку субъектом деяния за нарушение вышеуказанной нормы является только налогоплательщик.

Нарушения порядка заполнения налоговой декларации, а равно ошибки, допущенные при заполнении декларации, при условии что данная декларация была подана налогоплательщиком в срок, не образуют состава налогового правонарушения, установленного ст. 119 НК РФ.

1.2. Штрафы, налагаемые в соответствии с НК РФ, по отдельным видам деклараций

1.2.1. Декларация по НДС, представляемая налоговым агентом

В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость указано, что если налогоплательщики признаются налоговыми агентами и в налоговом периоде осуществляют только операции, предусмотренные ст. 161 НК РФ, они заполняют титульный лист и раздел 2 декларации. При этом налоговый период для таких налогоплательщиков установлен п. 2 ст. 163 НК РФ как квартал.

1.2.2. Отчет о целевом использовании полученных средств

В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), поступления или целевое финансирование, представляют по окончании налогового периода в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств (далее — Отчет) по форме, утверждаемой Минфином России.

В соответствии с п. 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций — приложения N 2 к приказу Минфина России от 07.02.2006 N 24н Отчет представляется в составе декларации по налогу на прибыль организаций по форме, приведенной в Листе 07 этой декларации.

В этой связи спорным является вопрос о правомерности привлечения к налоговой ответственности в случае:

— непредставления Отчета в составе декларации по налогу на прибыль;

— непредставления декларации по налогу на прибыль вместе с Отчетом.

Отчет следует рассматривать в данной ситуации как самостоятельный документ, обязанность представления которого возникает в силу п. 14 ст. 250 НК РФ.

Ответственность за непредставление Отчета установлена п. 1 ст. 126 НК РФ — штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Таким образом, в случае непредставления Отчета в составе декларации по налогу на прибыль налогоплательщик подлежит ответственности согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, а в случае непредставления декларации по налогу на прибыль вместе с Отчетом — одновременно и в соответствии с п. 1 ст. 126, и согласно ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации.

Пунктом 5 ст. 114 НК РФ установлено, что при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

В данной ситуации составы налоговых правонарушений, установленные ст. 119 и 126 НК РФ, различны.

Представление Отчета в составе налоговой декларации не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ.

1.2.3. Декларация по форме N 4-НДФЛ

Статьей 227 НК РФ установлено, что в случае появления в течение года у индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, сумм доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от вышеуказанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов; при этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Налоговый орган не вправе привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление декларации по форме N 4-НДФЛ.

Согласно письму ФНС России от 30.05.2005 N 04-2-03/72 нормы ст. 119 НК РФ, предусматривающей меры ответственности за несвоевременное представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации в виде штрафа, размер которого исчисляется в соответствующем процентном выражении от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, не могут применяться в случае несвоевременного представления налоговой декларации по налогу на доходы по форме N 4-НДФЛ, в которой налогоплательщиками указываются суммы предполагаемого дохода от предпринимательской деятельности в текущем налоговом периоде.

1.2.4. Декларация по налогу на прибыль, представляемая налоговым агентом

Статьей 310 НК РФ установлена обязанность налогового агента по налогу на прибыль для российских организаций при выплате доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 289 НК РФ налоговые агенты по налогу на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты.

Сроки представления таких расчетов установлены п. 3 и 4 ст. 289 НК РФ:

— не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода;

— не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следует отметить, что за нарушение вышеуказанных сроков налоговый агент не может быть привлечен к ответственности согласно ст. 119 НК РФ, так как нормы данной статьи Кодекса распространяются только на налогоплательщиков.

1.2.5. Декларация по страховым взносам

Согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Минфином России по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н утверждены форма декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок ее заполнения.

В то же время следует отметить, что декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не соответствует определению налоговой декларации, закрепленному в ст. 80 НК РФ.

Следовательно, непредставление в установленный срок данной декларации не подпадает под действие ст. 119 НК РФ.

1.3. Штраф, налагаемый в соответствии с КоАП РФ

Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб.

Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, которой присущи следующие свойства:

— основанием административной ответственности является административное правонарушение;

— административная ответственность состоит в применении к нарушителям административных взысканий и является карательной ответственностью, мерой принуждения;

— к административной ответственности вправе привлекать органы, которым такое право предоставлено законом (суды, органы исполнительной власти).

К административной ответственности в области налогов и сборов привлекаются следующие должностные лица: руководители, главные бухгалтеры и другие работники организаций, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. При этом в перечень их должностных обязанностей должны входить функции, выполнение которых непосредственным образом связано с исчислением и уплатой в бюджет налогов и сборов.

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ налоговый орган составляет протокол об административном правонарушении сразу же после выявления совершения административного правонарушения.

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, в отношении которого возбуждено дело, и должностным лицом налогового органа. Если должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело, не согласно с содержанием протокола, оно может не подписывать его.

Копия протокола должна быть вручена виновному в совершении административного правонарушения под расписку.

В течение суток с момента составления протокола налоговые инспекторы направляют его в районный суд или мировому судье, которые должны рассмотреть дело в течение 15 дней.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении срока лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление либо о назначении административного взыскания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ст. 30.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

— об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

— об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

— об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недосказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

— об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

— об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

2. Приостановление операций по счетам налогоплательщика

Процедура приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей регулируется ст. 76 НК РФ и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

Вышеуказанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

— во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

— в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» (далее — Постановление Конституционного Суда N 21-П) признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение абзаца третьего п. 2 ст. 855 ГК РФ. В связи с Постановлением Конституционного Суда N 21-П на практике возник вопрос о количестве и содержании групп очередности платежей. Учитывая, что законодатель до сих пор не внес соответствующих изменений в ГК РФ, отсутствие третьей очереди ежегодно восполняется в федеральном законе о федеральном бюджете.

Например, в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год» в целях обеспечения поступления доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с Постановлением Конституционного Суда N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления вышеуказанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с вышеуказанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.

Смотрите так же:  Патент на ферму

Аналогичное положение предусмотрено ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», вступившего в силу с 1 января 2008 года.

Таким образом, учитывая положения ст. 76 НК РФ и Постановления Конституционного Суда N 21-П, налоги и сборы должны фактически взыскиваться в третью очередь, а заработная плата не может быть перечислена или снята для выплаты из кассы в случае приостановления операций по счету.

В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке утверждена приказом Минфина России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее — Закон N 137-ФЗ) из Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» исключено положение о праве налогового органа приостанавливать операции организации по счетам в финансово-кредитном учреждении в случае неисполнения требования о представлении документов в рамках налоговой проверки.

3. Как избежать штрафаза непредставление декларации или уменьшить его размер

Пункт 1 ст. 111 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ — до 01.01.2007) содержал закрытый перечень из трех оснований, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, а именно:

— совершение деяния, содержавшего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (вышеуказанные обстоятельства устанавливались наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждавшимися в специальных средствах доказывания) (подпункт 1 п. 1 ст. 111 НК РФ);

— совершение деяния, содержавшего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (вышеуказанные обстоятельства доказывались предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относились к тому налоговому периоду, в котором было совершено налоговое правонарушение) (подпункт 2 п. 1 ст. 111 НК РФ);

— выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (вышеуказанные обстоятельства устанавливались при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относившегося к налоговым периодам, в которых было совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа) (подпункт 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 111 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) при наличии вышеперечисленных обстоятельств лицо не подлежало ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с подпунктом «б» п. 84 ст. 1 Закона N 137-ФЗ п. 1 ст. 111 НК РФ дополнен подпунктом 4, согласно которому судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения могут быть признаны иные обстоятельства.

Вышеуказанная поправка фактически означает, что перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, становится открытым.

3.2. Обстоятельства, смягчающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Согласно п. 1 ст. 112 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) обстоятельствами, смягчавшими ответственность за совершение налогового правонарушения, признавались:

— совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

— иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могли быть признаны смягчающими ответственность.

Пункт 3 ст. 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых в соответствии с настоящим Кодексом за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Так, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным за совершение налогового правонарушения соответствующей статьей главы 16 НК РФ. Обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум ВАС РФ в совместном постановлении от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указали, что, поскольку в п. 3 ст. 114 НК РФ установлен только минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Таким образом, сумма штрафа, назначаемого за совершение налогового правонарушения в случае установления судом хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, может быть снижена в пределах от 50 до 100 % размера налоговой санкции. При этом сумма штрафа не может быть снижена до нуля, поскольку назначение судом штрафа в размере 0 руб. 00 коп. фактически будет являться освобождением привлекаемого к налоговой ответственности лица от применения налоговой санкции.

Согласно подпункту «а» п. 85 ст. 1 Закона N 137-ФЗ п. 1 ст. 112 НК РФ дополнен подпунктом 2.1, согласно которому обстоятельством, смягчающим ответственность, признается тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

3.3. Исполнение письменных разъяснений законодательства о налогах и сборах как основание для освобождения от ответственности за непредставление налоговой декларации

Законом N 137-ФЗ внесен ряд поправок, регулирующих применение письменных разъяснений норм законодательства о налогах и сборах. Так, поправки были внесены в подпункт 5 п. 1 ст. 32, п. 1, 3 ст. 34.2, п. 8 ст. 75, подпункт 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, являлось выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. Такого рода обстоятельства устанавливались при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относились к налоговым периодам, когда совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.

Каждый налогоплательщик должен быть точно проинформирован налоговыми органами, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить. Если это требование не выполняется, то все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Для разрешения сомнений в применении норм налогового законодательства и предусмотрено право налогоплательщиков получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, согласно п. 1 ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК РФ Минфин России имеет право давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

С вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

— о действующих налогах и сборах;

— о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

— о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

— о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

— о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МНС России преобразовано в ФНС России. ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками МНС России.

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Минфин России в письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/58@ «О полномочиях налоговых и финансовых органов» определил, что финансовые органы предоставляют в пределах их компетенции письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, а налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения налоговой отчетности.

Разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов носят для налогоплательщиков рекомендательный характер. Налогоплательщик может не согласиться с полученным разъяснением и отстаивать свою позицию. При этом налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за невыполнение норм подобного разъяснения, так как оно не относится к законодательству о налогах и сборах. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 316-О разъяснено, что налогоплательщик не может привлекаться к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном нормативном акте.

Если же налогоплательщик выполняет письменное разъяснение по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данное уполномоченным органом, то согласно подпункту 3 п. 1 ст. 111 НК РФ это признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. При отсутствии вины в совершении налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к ответственности. В таком случае налоговый орган выносит решение об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В п. 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что при применении подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ не имеет значения, кому адресовано разъяснение, — конкретному налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

В письме Минфина России от 13.01.2005 N 03-02-07/1-1 указано, что должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения ФНС России по вопросам, отнесенным к ее компетенции, являются директор ФНС России и его заместители. Руководители территориальных органов ФНС России и их заместители в пределах их компетенции вправе подписывать документы соответствующих налоговых органов. Должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются Министр финансов Российской Федерации и заместители Министра финансов Российской Федерации. Разъяснения других финансовых органов вправе подписывать руководители соответствующих финансовых органов и их заместители.

Однако позже Минфин России в письме от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 определил, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются Министр финансов Российской Федерации, заместители Министра финансов Российской Федерации, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, заместители директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Таким образом, только данные вышеуказанными должностными лицами разъяснения в отношении налогов и сборов являются официальной позицией Минфина России.

Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 102н была создана Межведомственная комиссия по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере. Комиссия создана для выработки согласованных позиций по вопросам, входящим в компетенцию Минфина России и ФНС России.

Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Из анализа вышеизложенных норм следует, что письменное разъяснение в форме ответа на запрос налогоплательщика по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, данное Минфином России, не является нормативным правовым актом.

Законом N 137-ФЗ часть неясностей по вопросу дачи разъяснений финансовых и налоговых органов снята:

— в подпункте 5 п. 1 ст. 32 НК РФ теперь прямо закреплено, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

— ст. 34.2 НК РФ дополнена вступившим в силу с 1 января 2007 года п. 3, согласно которому Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа вышеуказанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц;

— ст. 75 НК РФ дополнена п. 8, согласно которому не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (вышеуказанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). При этом положение, предусмотренное п. 8 ст. 75 НК РФ, не применяется в случае, если вышеуказанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации. Кроме этого, в соответствии с п. 7 ст. 7 Закона N 137-ФЗ п. 8 ст. 75 НК РФ применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 года;

— подпункт 3 п. 1 ст. 111 НК РФ изложен в новой редакции, которая вступила в силу с 1 января 2007 года и в которой появилось принципиальное положение о том, что выполнение письменных разъяснений налогового органа служит основанием, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, однако это положение не применяется, если вышеуказанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Таким образом, в связи с принятием Закона N 137-ФЗ ряд процедур, связанных с получением и исполнением письменных разъяснений законодательства о налогах и сборах, получил большую регламентацию. Тем не менее ряд вопросов остается по-прежнему законодательно не урегулированным.

4. В каких случаях штраф может быть увеличен

В соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 настоящего Кодекса, размер штрафа увеличивается на 100 %.

Пункт 2 ст. 112 НК РФ устанавливает отягчающее обстоятельство — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

При этом согласно п. 3 ст. 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Следует обратить внимание читателей журнала на то, что п. 4 ст. 114 НК РФ применяется только в случае, если налогоплательщик нарушил срок представления налоговой декларации более одного раза в течение 12 месяцев. В этом случае штраф для него будет увеличен в два раза. За пределами данного срока штраф увеличен быть не может.