Налоговые льготы охрана окружающей среды

Технологии, позволяющие снизить нагрузку на окружающую среду, должны иметь налоговые льготы, считает министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев.

Photo: yandex.ru

«Мы должны создать систему стимулирующих мер. Прежде всего это налоговое стимулирование, таможенно-тарифная политика», – сказал Трутнев во вторник по итогам встречи с федеральным министром окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Германии Зигмаром Габриэлем.
Трутнев напомнил, что до конца текущего года Минприроды разработает комплекс мер в сфере охраны окружающей среды. В частности, предполагается стимулировать сокращение вредного воздействия предприятий на экологию. Совместно с Минэкономразвития Минприроды планирует рассчитать ставки оплаты за вредное воздействие на окружающую среду в виде выбросов или стоков промпредприятий.
По мнению Трутнева, гибкая система ставок поможет убедить предприятия в том, что выгоднее поставить у себя новое оборудование, чем платить за вред, который наносит окружающей среде старое.
«Очевидно, мы должны разработать комплекс мер, которые бы подталкивали собственников предприятий к модернизации производства», – сказал Трутнев. Он пояснил, что речь идет о введении в эксплуатацию нового, в частности энергосберегающего, оборудования, новых очистных сооружений.
По словам министра, после утверждения соответствующих нормативных актов каждому предприятию будет дан определенный временной задел на то, чтобы привести производство в соответствие с требованиями.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — комплекс мер (организационных, правовых, экономических, естественно-научных, производственно-технических) по ограничению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, под которой понимается как природная среда, так и искусственные объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей (здания, дороги, инженерные сооружения и др.), а также объекты природно-антропогенного характера (сады, лесополосы и др.).

Охрана окружающей среды является природоохранной и социальной функций государства и органов местного самоуправления.

Охрана окружающей среды осуществляется государственными и муниципальными органами, общественными и политическими партиями, участниками предпринимательской деятельности и др. с целью обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов. Деятельность по Охране окружающей среды направлена на поддержание такого качества окружающей среды, которое обеспечивало бы устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Экономические инструменты, используемые для Охраны окружающей среды: налоговые льготы предприятиям, применяющим передовые природоохранные технологии, экономические и финансовые стимулы создания и внедрения современных способов и методов очистки выбросов и сбросов, переработки отходов, снижения уровня шумов, различных вредных для человека излучений (смотри Загрязнение окружающей среды); введение экономических санкций за негативное воздействие на окружающую среду; установление в ряде стран специальных экологических налогов; финансирование государственных программ по Охране окружающей среды и т. д.

Охрана окружающей среды урегулирована законодательством. Природоохранные нормы содержатся в конституциях, международных договорах, законодательных и подзаконных актах, являющихся источниками экологического, земельного, водного, лесного, градостроительного, административного права и других его отраслей. Законом устанавливается уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства об Охране окружающей среды. Предусматривается также гражданская ответственность, предполагающая возмещение вреда, нанесённого окружающей среде (смотри Охрана природы).

Налоговые льготы для предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды

Налоговые льготы для предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды

специалист Блока «Казначейство» ОАО «Альфа-банк»

В настоящее время ряд законодательных актов, которые действуют в зарубежных странах и РФ предусматривает перечень конкретных мер, направленных на обеспечение экономической заинтересованности бизнеса в улучшении состояния окружающей среды. К данным мерам можно отнести налоговые льготы, которые предоставляются организациям при осуществлении ими природоохранных мероприятий. Налоговые льготы включают следующие элементы:

1. Исключение из налогооблагаемой базы ряда элементов объекта налога, предоставление налогового кредита, возможность освобождения от уплаты налогов ряда категорий плательщиков. Например, налоговым кодексом РФ (ст.25) предусматривается освобождение от налога на прибыль сумм, полученных организациями в форме грантов для целей охраны окружающей среды, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму работ по разведке и освоению полезных ископаемых.

2. Уменьшение налоговой базы на величину средств, направляемых на охрану окружающей среды. Так, в ряде стран применяется схема уменьшения налогооблагаемой прибыли на величину средств, направляемых на природоохранные инвестиции.

В некоторых случаях применяются налоговые льготы природоохранным организациям: заповедникам, национальным паркам, ботаническим садам, например, в форме освобождения полностью или частично от налога на имущество.

Экономическое стимулирование деятельности в части обращения с отходами осуществляется в соответствии со ст. 24 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) и его реализация осуществляется следующим образом: снижается размер платы за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых происходит образование отходов. Данные предприниматели осуществляют внедрение технологий, которые обеспечивают уменьшение объема отходов; применяют ускоренную амортизацию основных фондов, связанных с утилизацией и обезвреживанием отходов.

3. Еще одной формой налоговых льгот является предоставление налогового кредита. Так, частью первой НК РФ (ст. 67) предусмотрено предоставление инвестиционного налогового кредита организациям, проводящим НИОКР либо осуществляющим техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. Некоторые налоговые льготы могут предоставить предприятиям местные органы власти, например, в части налогов, зачисляемых в местный бюджет. В отдельных регионах РФ предоставление подобных льгот предприятиям для стимулирования их природоохранной деятельности используется на практике. В РФ налоговые методы для регулирования природопользования применяются в очень ограниченном объеме. В то же время ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (в статье 14) предусмотрено введение в Российской Федерации налоговых методов: а именно, предоставление налоговых и иных льгот при внедрении самых современных существующих технологий, использование нетрадиционных видов энергии, вторичных ресурсов и осуществление переработки отходов, а также при реализации прочих эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ. В условиях усиления нагрузки на окружающую среду целесообразно введение экологических акцизных налогов. Необходимостью является внедрение экологических налогов на экологически вредную продукцию. К подобного вида продукции целесообразно отнести:

1. Продукцию и вещества, которые в ней содержатся и вызывают глобальное загрязнение атмосферы, а именно: углекислота, которая выделяется в процессе сжигания топлива (СО2), и вещества, разрушающие озоновый слой.

Необходимо, чтобы экологические налоги уплачивались предприятиями и физическими лицами, которые производят и потребляют вышеупомянутую продукцию. Однако, при этом, в качестве объекта налогообложения следует понимать продукцию чье производство, хранение, транспортировка и потребление вредно воздействуют на окружающий мир, здоровье населения или связаны с экологическим риском. Налоги на продукцию следует использовать почти во всех сферах, связанных с охраной окружающей среды. Особо актуально и значимо, тем не менее, их применение в снижении объемов отходов и управлении ими. В данном случае они могут играть такое же значение, какое играют сборы за выброс загрязняющих веществ в охране атмосферного воздуха или в водном хозяйстве.

Проблема обеспечения устойчивого развития, возникшая изначально из потребностей общества и являвшаяся функцией государства, к настоящему времени стала неотъемлемой частью экономики и бизнеса. Не случайно государственными и общественными деятелями, экономистами выдвинут тезис о необходимости «зеленого» экономического роста, перехода к «зеленой» или экологической экономике»[1].

Основным фактором, стоящим за повышением корпоративной ответственности, является необходимость привлекать и удерживать высококвалифицированный персонал для поддержания и дальнейшего развития своего бизнеса (см. рис.1). Этот фактор назвали 65% респондентов международного исследования, проведенного в 2008 г. Далее следует фактор управления затратами (63%).

Это отражает понимание того, что контроль над затратами позитивно влияет на бизнес и на окружающую среду. Потребность заручиться доверием и лояльностью клиентов заставила 56% респондентов поставить в ряд наиболее важных факторов общественное мнение /формирование бренда.

Рисунок 1. Стимулы корпоративной ответственности

Рассматривая вопрос экологического предпринимательства, следует дифференцировать компании, реализующие модель социально ответственного и экологически ориентированного бизнеса, и компании, для которых охрана окружающей среды является основной целью и основным источником прибыли.

Именно на такие компании рассчитана статья 17 Федерального закона от 10 января 2002 г. , согласно которой предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

К сожалению, данная норма является декларативной и практически не имеет механизмов реализации в экологическом и ином законодательстве. В результате «экологический бизнес» не только не поддерживается государством, но зачастую не имеет достаточного и необходимого нормативного регулирования.

По нашему мнению, основная задача государства в области регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, должна складываться из двух составляющих:

1. Оптимизация государственного регулирования, в том числе нормативно-правовое обеспечение;

2. Обеспечение государственной поддержки и стимулирования.

Экономистами отмечается, что во взаимоотношениях государства и экологического бизнеса наблюдаются различные подходы. В основе таких взаимоотношений может быть ужесточение природоохранного законодательства и экологического контроля для предприятий и производств, оказывающих негативное воздействие на природу, что является существенным фактором мотивации к развитию спроса и предложения на рынке экологических товаров, работ и услуг[2].

Смотрите так же:  Гадания на таро на возврат любимого

К сожалению, общим характерным свойством государственного регулирования в данной сфере является не только отсутствие государственной поддержки, но и выстраивание барьеров для развития отдельных направлений экологического бизнеса. Особенно это касается экологического аудита и переработки отходов производства и потребления, которые практически не охвачены государственным регулированием. Между тем сфера экологического предпринимательства, как несущая важную социальную функцию, безусловно, нуждается в государственной поддержке и содействии, что и признано законодателем в статье 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

[1] , Солнцев как пункт повестки дня «Большой восьмерки» // Экологическое право. 2011. № 1. С. 29 — 32. Кочурова экологической экономики / Энергоэффективность экономики и экологическая безопасность: теория и практика: Материалы 11-й Международной конференции Российского общества экологической экономики (Кемерово, Россия, 26 июня-3 июля 2011 г.) / [Международное общество экологической экономики и др.; под ред. ]. – М., 2011. С. 58-59.

[2] О модели взаимодействия государства и бизнеса по развитию экологического предпринимательства / Энергоэффективность экономики и экологическая безопасность: теория и практика: Материалы 11-й Международной конференции Российского общества экологической экономики (Кемерово, Россия, 26 июня-3 июля 2011 г.) / [Международное общество экологической экономики и др.; под ред. ]. – М., 2011. С. 88.

34. Экологические льготы и освобождения.

В целях экономического стимулирования эффективного природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве предусматриваются различные меры. Так, разновидностью таких мер являются платежи за негативные воздействия на окружающую среду, рассмотренные выше. Важную стимулирующую роль в изучаемой сфере призваны играть специальные меры, предусмотренные природоресурсным и налоговым законодательством.

В земельном законодательстве экономическое стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога. Так, согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от налогообложения освобождаются, в частности:

— организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

— религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

— физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Федеральный закон «О животном мире» устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира посредством установления налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставления юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира (ст. 54).

Действие некоторых мер экономического стимулирования обеспечивается специальным, прежде всего налоговым, законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (часть вторая) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

— услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами) (пп. 17);

— оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений (пп. 20).

К учреждениям культуры и искусства в целях данной главы НК РФ относятся, в частности, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указываются ст. 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая). В частности, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (п. 14). К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.

Экологические льготы и освобождения

В целях экономического стимулирования эффективного природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве предусматриваются различные меры. Так, разновидностью таких мер являются платежи за негативные воздействия на окружающую среду, рассмотренные выше. Важную стимулирующую роль в изучаемой сфере призваны играть специальные меры, предусмотренные природоресурсным и налоговым законодательством.

В земельном законодательстве экономическое стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога. Так, согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от налогообложения освобождаются, в частности:

— организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

— религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

— физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Федеральный закон «О животном мире» устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира посредством установления налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставления юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира (ст. 54).

Действие некоторых мер экономического стимулирования обеспечивается специальным, прежде всего налоговым, законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (часть вторая) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

— услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами) (пп. 17);

— оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений (пп. 20).

К учреждениям культуры и искусства в целях данной главы НК РФ относятся, в частности, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указываются ст. 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая). В частности, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (п. 14). К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.

35. Финансирование природоохранных мероприятий: виды источников, правовое регулирование.

Очевидна теснейшая связь планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды с решением проблем финансирования в данной сфере. Адекватное финансирование — важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы — финансово емкое направление деятельности. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России — одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии. В сравнении с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не содержит специальных положений о финансировании природоохранной деятельности.

Смотрите так же:  Доверенность оао банк москвы

В период перехода к рыночным отношениям наблюдается тенденция снижения капитальных вложений в природоохранную сферу. В государственном бюджете финансовые средства на охрану окружающей среды выделяются по двум направлениям — финансируются целевые государственные программы в данной сфере и деятельность специально уполномоченных государственных (МПР России, Ростехнадзора, Росгидромета и др.). Абсолютная сумма бюджетного природоохранного финансирования является мизерной. В условиях дефицита государственного бюджета и сложной экономической ситуации в России важным источником финансирования природоохранной деятельности являются внебюджетные государственные экологические фонды. Их формирование — новое для российского экологического права направление в регулировании финансирования природоохранных мероприятий. В условиях дефицита бюджетных средств на охрану окружающей среды экологические фонды, по оценкам бывшего Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, спасают природоохранную систему.

Такие фонды были предусмотрены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяла федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Федеральный экологический фонд был создан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 г. «О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации». Постановлением определялось, что Федеральный экологический фонд являлся самостоятельным государственным учреждением, юридическим лицом. Этот фонд находился в ведении Госкомэкологии России. Последний организовывал работу Федерального экологического фонда Российской Федерации, участвовал в подготовке предложений по использованию его средств, контролировал их целевое использование.

В соответствии с Законом эти фонды формировались за счет:

— платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения. В общей сумме поступлений в эти фонды преобладают именно платежи за загрязнение природы;

— сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;

— средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

— полученных в виде дивидендов процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

— инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.

Закон запрещал расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью. На практике это требование нарушалось. Проверки, проводимые, к примеру, Волжской природоохранной прокуратурой, выявили, что средства фондов использовались на строительство дорог, объектов культурного назначения, жилых домов и др.

Из-за злоупотреблений, связанных с нецелевым использованием средств федерального фонда, Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» федеральный экологический фонд был консолидирован в республиканском бюджете Российской Федерации. При этом сохранена целевая направленность консолидируемого фонда. Аналогичное решение проблемы отражено в федеральных законах о федеральном бюджете на 1995 — 2000 гг.

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г., устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства РФ, в статье 144, определяющей состав государственных внебюджетных фондов РФ, не предусмотрел экологический фонд.

По предложению Министерства природных ресурсов РФ, согласованному с Министерством финансов РФ, Министерством имущественных отношений РФ и Министерством юстиции РФ, Правительство РФ приняло Постановление от 11 октября 2001 г. «О ликвидации Федерального экологического фонда Российской Федерации».

Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. «О федеральном бюджете на 2001 год» были упразднены с 1 января 2001 года Федеральный экологический фонд РФ, а также предусмотренные Законом РФ «О недрах» федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Водным кодексом РФ — федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Федеральным законом «Об охране озера Байкал» — фонд по охране озера Байкал.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов могут формироваться свои экологические фонды. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок образования и деятельности внебюджетных фондов субъекта РФ определяется законодательством субъектов РФ. Созданные в субъектах РФ экологические фонды и порядок их функционирования могут существенно отличаться друг от друга .

36. Экологическое страхование: понятие, правовой режим.

Экологическое страхование- страхование ответственности объектов – источников повышенного экологического риска- за причинение ущерба третим лицам вследствии внезапного, непреднамеренного( аварийного) загрязнение окружающей среды.

На правовом поле РФ отсутствует НА, которое регулирует экологическое страхование.

В соответствии с ФЗ «Об ООС» РФ осуществляет обязательное и добровольное экологическое страхование.

Случаи обязательного экологического страхования устанавливаются следующими НА:

1) ФЗ «Об использовании атомной энергии». В нем устанавливается правовая ответственность эксплуатации организации при выполнении работ в отрасли атомной энергии за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан и ОС. При получении лицензии в области атомной энергии д. б. обязательное документально подтвержденное финансовое обеспечение пределов ответственности этих организаций.

2) ФЗ «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов». В нем предусмотрено обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц , воздействием на ОС.

3) ФЗ «О космической деятельности». В нем предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу других лиц.

4) ФЗ «ОБ ООС» указал, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

5) Случаи добровольного экологического страхования регулируется гл. 48 ГК РФ, а также типовым положением о порядке добровольного экологического страхования, утвержденным МинПрироды и РосГосСтрах в 1992г.

Объектами экологического страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы:

— связанные с жизнью, здоровьем страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

— связанные с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхование);

— связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Такое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» определенный круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18). В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По Закону гражданам России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 15). Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для:

а) опасного производственного объекта в случае, если на нем:

— получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении к данному Федеральному закону, или превышающих их, — 7000000 рублей;

— получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах меньших, чем количества, указанные в приложении к данному Федеральному закону, — 1000000 рублей;

б) иного опасного производственного объекта — 100000 рублей.

В Российской Федерации осуществляется также добровольное экологическое страхование. Основным документом в области добровольного страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России и Российской государственной страховой компанией соответственно 3 декабря и 20 ноября 1992 г. (далее — Типовое положение). На основании этого Положения страховая организация (страховщик) предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды на территории России.

Смотрите так же:  Судебные приставы челябинская область сосновский район

Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя:

— компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

— сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;

— расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии что на них дано предварительное согласие страховщика;

— расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;

— связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии что на них дано предварительное согласие страховщика.

Типовое положение определяет конкретные убытки, которые страховщиком не возмещаются. Это убытки:

— связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды;

— причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе);

— связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора;

— штрафы, неустойки и т.п.;

— ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или под контролем страхователя.

В целом институт экологического страхования пока не получил развития в России.

37. Экологический аудит: понятие, правовой режим.

ФЗ «Об ООС» определяет экологический аудит как «независимую комплексную документированную оценку субъектом хозяйственной и иной деятельности требований (в том числе нормативов, нормативных документов в области ООС, требований механизма стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности)».

В РФ отсутствует специальный НА об экологическом аудите.

Нормативно-правовой базой для проведения экологического аудита является ФЗ «Об аудиторской деятельности» и др.

Случаи обязательного проведения экологического аудита:

1) Приватизация и банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экологически особо опасную деятельность.

2) При проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей.

3) Продление лицензий, выданных юридических лиц и индивидуальным предприятиям, эксплуатирующим экологически опасным объектам.

4) Выполнение международных экологических обязательств.

5) Оценка деятельности по ликвидации экологических последствий аварий, стихийных бедствий.

С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический аудит, определяются его содержание и цели. Преимущественно это:

— оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;

— выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;

— определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;

— выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;

— оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;

— выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Проведение экологического аудита основывается на принципах:

— объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

— профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

— достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

— планирования работ по проведению экологического аудита;

— комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

— конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

— ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязательный экологический аудит целесообразно проводить в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

а) приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

б) проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;

в) кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

г) оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;

д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам- предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

е) выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) .

Налоговые льготы за охрану природы

Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии предложил внести изменения в НК РФ в части установления налоговых стимулов для организаций, внедряющих наилучшие существующие технологии по охране окружающей среды .

Кроме того, депутаты рекомендовали Федеральному Собранию и Правительству РФ разработать предусмотренные законом «Об охране окружающей среды» законопроекты, позволяющие обеспечить эффективную работу системы экологического контроля, в том числе законопроекты «Об экологическом контроле», «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «Об экологическом страховании», «Об экологическом аудите».

Также рекомендовано внести изменения в нормативные правовые документы в части повышения ответственности субъектов хозяйственной и иной деятельности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в КоАП РФ, повысить размеры административных штрафов, налагаемых на должностных лиц.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: klerk.ru Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Еще 5 новостей по теме «»

Другие новости за 16.05.2008

Экологические новости

Последние сообщения

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Еще по теме «Расчет экологического налога»

© 2004-2019 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.