Налог с физ лиц рб

Налог с физ лиц рб

11. Мамрукова, О. И. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / О.И. Мамрукова. — М.: Омега-Л, 2003. — 299 с.

12. Налоги и налогообложение: Учеб. для вузов / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2002. — 571 с.

13. Попов, Е. М. Проблемы подоходного налогообложения физических лиц и пути их решения / Е. М. Попов // 2007. — № 10. — С. 8-12

Тема курсовой работы: Подоходный налог с физических лиц

Ключевые слова: ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ, НАЛОГОВАЯ БАЗА, СТАВКА НАЛОГА, НАЛОГООБЛАГАЕМЫЙ ДОХОД, ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Объект исследования: подоходный налог с физических лиц

В работе проведен комплексный анализ сущности, исторических и теоретических условий формирования, анализ особенностей в Республике Беларусь на современном этапе подоходного налога с физических лиц.

В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, обобщения, наблюдения, сравнения, описания, позитивного и нормативного анализа, логический метод, метод сочетания логического и исторического.

Исследования и разработки: элементами научной новизны полученных результатов являются комплексность и системность проведенного исследования.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.

Подоходный налог в Республике Беларусь

Подоходный налог – это, как следует из названия, налог которым облагаются доходы граждан. Один из основных видов налогов. Рассчитывается, обычно, как процент от суммы дохода. Уплачивается в бюджет. Размер и иные аспекты исчисления и уплаты подоходного налога регулируются государственным законодательством.

В Республике Беларусь основным документом налогового законодательства является Налоговый Кодекс.

С 1 января 2015 года вступил в действие Закон Республики Беларусь №224-3 от 30.12.2014 года. «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

В настоящий момент в Беларуси применяются следующие ставки подоходного налога:

  • на доходы, получаемые в качестве дивидендов – 13%;
  • на доходы от предпринимательской, адвокатской, нотариальной деятельности – 16%;
  • на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с парком высоких технологий – 9%;
  • на доходы от сдачи недвижимости, для физических лиц (в случае, если доходы не превышают 5 555 рублей в год) – устанавливаются фиксированные суммы налога, их размер определяется областным и Минским городским Советами депутатов.
  • для физических лиц на все иные доходы – 13%.

Суммы доходов по каждому из источников складываются в налогооблагаемую базу, которая, в свою очередь, становится отправной точкой для расчета и источником выплаты подоходного налога. Основная информация, определяющая порядок его исчисления и уплаты, содержится в Главе 16 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Большинство плательщиков подоходного налога — наемные работники на предприятиях, потому они не рассчитывают и не уплачивают налог сами, но доверяют это бухгалтерам начисляющим зарплату. Самостоятельно подают декларацию о доходах, как правило, разного рода предприниматели и некоторое количество физлиц получавших доходы из нескольких источников.

На практике основную сложность при расчете суммы подоходного налога, представляет правильное применение системы налоговых вычетов из налогооблагаемой базы.

Так вычету подлежат:

  • стоимость путевок для оздоровления детей, в размере 705 рублей на ребенка до восемнадцати лет, приобретенных из средств белорусских организаций или индивидуальных предпринимателей — ст.163, п.1, пп.1.10;
  • получаемые от физических лиц доходы, в сумме из всех источников не более 5 555 рублей — ст.163, п.1, пп.1.18;
  • доходы, не являющиеся оплатой труда, в т.ч. подарки, призы, материальная помощь, получаемые по месту основной работы, не более 1 678 рублей, то же от иных организации в сумме не более 111 рублей, из каждого источника соответственно — ст.163, п.1, пп.1.19;
  • получаемая инвалидами и сиротами помощь, в сумме не более 11 102 рублей из всех источников в течение календарного года — ст.163, п.1, пп.1.21;

В статье 164 Кодекса определены стандартные налоговые вычеты, право на которые имеет любой плательщик:

  • ст.164, п.1, пп.1.1 — в случае получения налогооблагаемого дохода меньше 563 рублей в месяц, сумма налогового вычета составит 93 рубля;
  • ст.164, п.1, пп.1.2 — 27 рублей на каждого ребенка до 18 лет или иждивенца, независимо от суммы дохода;
  • ст.164, п.1, пп.1.2 — вышеуказанный вычет на ребенка или иждивенца, предоставляемый вдове (вдовцу), опекуну, попечителю, приемному родителю составляет 52 рубля;
  • ст.164, п.1, пп.1.2 — тот же вычет для родителей имеющих двоих и более детей или детей-инвалидов также составит 52 рубля;

Согласно статье 164, п.1, пп.1.3 право на вычет в размере 131 рубль имеют:

  • ликвидаторы и иные лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Беларуси, Полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества;
  • участники ВОВ;
  • лица, имеющие льготы согласно закону «О Ветеранах» от 17.04.1992 года;
  • инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства, дети-инвалиды.

Согласно пп.1.2, п.1 статьи 165 настоящего Кодекса, суммы страховых взносов до 2 874 рублей по договорам страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов заключенным с белорусскими страховыми организациями подлежат налоговому вычету.

Также вычету подлежат расходы на приобретение жилья в лизинг – ст.166, п.1, пп.1.1.

В Беларуси за счет подоходного налога формируется примерно 10% бюджета.

Налоговая система Республики Беларусь

Налоговая система в Республике Беларусь начала создаваться в 1991 г., когда был принят пакет законов о налоговой системе. Среди них законы «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О налоге на доходы и прибыль», «О налоге на добавленную стоимость» и др. К настоящему времени в некоторые из них внесены изменения и дополнения, некоторые утратили силу в связи с введением в действие Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть 2002 г., Особенная часть 2009 г.)

Налоговая нагрузка на экономику в республике довольно высока. Так, на протяжении 2006-2010 г. она колебалась в интервале 41,5-50,6% ВВП (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Структура налоговых доходов бюджета Республики Беларусь (2010 г.)

Основную роль в формировании доходов бюджета Республики Беларусь играют такие налоги, как НДС (25,6% доходов бюджетной системы), налог на прибыль (9,3%), таможенные пошлины (налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составляют 9,2%). Велика доля взносов на государственное социальное страхование (почти 30%).

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает Налоговый кодекс (НК РБ) и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения; декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; международные договоры Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения.

Беларусь является унитарным государством, налоговая система которого состоит из двух основных трупп налогов — республиканских (национальных) и местных. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  • o налог на добавленную стоимость;
  • o акцизы;
  • o налог на прибыль;
  • o налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • o подоходный налог с физических лиц;
  • o налог на недвижимость;
  • o земельный налог;
  • o экологический налог;
  • o налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • o сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • o офшорный сбор;
  • o гербовый сбор;
  • o консульский сбор;
  • o государственная пошлина;
  • o патентные пошлины;
  • o таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками; курортный сбор, а также сбор с заготовителей.

Для некоторых видов деятельности предусмотрен особый режим (режимы) налогообложения в виде:

  • o налога при упрощенной системе налогообложения;
  • o единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • o единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • o налога на игорный бизнес;
  • o налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
  • o налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
  • o сбора за осуществление ремесленной деятельности;
  • o сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Остановимся на некоторых налогах налоговой системы Республики Беларусь более подробно.

Подоходный налог с физических лиц

Плательщиками данного налога признаются физические лица. Для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, объектом налогообложения являются доходы, полученные как из источников на территории страны, так и из-за рубежа. Для нерезидентов — только доходы, полученные от источников в Беларуси. Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории страны в календарном году более 183 дней. В течение года до тех пор, пока данное положение не позволит определить статус физического лица, лицо признается налоговым резидентом, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году.

Не признаются объектом налогообложения некоторые категории доходов, полученных физическими лицами. К их числу, в частности, относятся доходы:

  • — в размере стоимости обучения работников в системе повышения квалификации, переподготовки кадров, оплаченного за счет средств организации;
  • — в виде выплат, предназначенных для возмещения расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • — в размере стоимости питания, проживания и проезда при направлении работника в командировку;
  • — в размере государственной адресной социальной помощи, предоставляемой в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь;
  • — в виде средств, полученных военнослужащими, получившими ранение (травму, контузию), увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы в установленных пределах и некоторые другие виды доходов.
Смотрите так же:  Как получит патент 2019 года

При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Налоговым периодом по данному налогу является календарный год.

От подоходного налога с физических лиц освобождается целый ряд категорий доходов, в частности:

  • — пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению;
  • — пенсии, получаемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • — предусмотренные законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсационные выплаты;
  • — алименты, получаемые плательщиками в случаях, установленных законодательством;
  • — государственные премии Республики Беларусь;
  • — суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами страны;
  • — стипендии учащихся, студентов и слушателей учебных заведений;
  • — доходы плательщиков, получаемые от физических лиц в виде наследства, за некоторым исключением;
  • — доходы в виде процентов, полученных по банковским счетам, вкладам (депозитам) в банках, находящихся на территории Республики Беларусь, и целый ряд иных категорий доходов физических лиц.

При расчете облагаемой базы налогоплательщик имеет право применить к сумме полученного дохода некоторые вычеты.

  • 1. Стандартный вычет:
    • — в размере 292 000 бел. руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 000 бел. руб. в месяц;
    • — в размере 81 000 бел. руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца;
    • — в размере 410 000 бел. руб. в месяц для некоторых категорий плательщиков (например, физических лиц, перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС).
  • 2. Социальные вычеты — могут быть предоставлены налогоплательщику по расходам на образование и расходам по уплате страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии в установленных пределах.
  • 3. Имущественный вычет — предоставляется, в частности, по расходам на приобретение жилого дома или квартиры.
  • 4. Профессиональный вычет — предоставляется в связи с осуществлением некоторых категорий расходов.

По подоходному налогу с физических лиц в Республике Беларусь установлены следующие налоговые ставки:

  • — 12% — для подавляющего большинства категорий доходов;
  • — 9% — по доходам в рамках функционирования парка высоких технологий;
  • — 15% — по доходам в рамках предпринимательской деятельности;
  • — в фиксированных суммах — по некоторым категориям доходов (например, от сдачи в аренду жилых помещений).

Проблемы подоходного налогообложения в Республике Беларусь

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 1247 раз

Библиографическое описание:

Зорина Н. Н., Кисель И. А. Проблемы подоходного налогообложения в Республике Беларусь // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 210-214. — URL https://moluch.ru/archive/51/6593/ (дата обращения: 31.01.2019).

Налоги, являясь основным источником финансирования государственных расходов, выступают также довольно мощным рычагом государственного регулирования экономических процессов, протекающих в стране. Величина налоговых ставок, их виды, налоговая база и другие элементы налога, а также налоговые льготы и преференции оказывают влияние на величину чистого дохода, остающегося в распоряжении плательщика, тем самым стимулируя либо сдерживая предпринимательскую инициативу, инвестиционную активность, проявление которых в наибольшей степени находит отражение в прямых налогах. Среди прямых налогов важное место занимает подоходный налог, значимость которого определяется не только его достаточно высоким удельным весом в доходах бюджета, но и интересами всей трудоспособной части населения государства. Действующая в стране система подоходного налогообложения, оказывая влияние на заинтересованность в трудовой деятельности, обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, что отражается на уровне социально-экономического развития страны в целом. Поэтому при оценке подоходного налогообложения, целесообразно оценить соблюдение ставших постулатом принципов налогообложения, предложенных А. Смитом в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) — принципа эффективности и справедливости.

А. Смит, являясь приверженцем пропорционального налогообложения писал: «Подданные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно точнее пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщиков, т. е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря государственному устройству общества [6].

К достоинствам пропорциональной ставки подоходного налога можно отнести следующее: простота в применении; существенное снижение административных и судебных издержек (в развитых странах они составляют около 5 % от налоговых сборов), выход доходов из тени. Учитывая перечисленные положительные стороны пропорциональной ставки подоходного налога, Республика Беларусь в 2009 году перешла при исчислении подоходного налога с физических лиц с прогрессивной на пропорциональную ставку.

Результатом данных изменений явилась положительная динамика роста доли подоходного налога в доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь (Таблица 1), что соответствует задачам, поставленным перед налоговой политикой — увеличение доли прямого налогообложение в доходах государственного бюджета.

Сведения о подоходном налоге и его доле в доходах бюджета консолидированного бюджета Республики Беларусь

Законодательство Беларуси

База данных «Законодательство Беларуси» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Республики Беларусь

Особенностью налогового законодательства Республики Беларусь является то обстоятельство, что Налоговый кодекс состоит из двух частей ( общей и особенной ), принятых с большим временным промежутком.
Общая часть, приятая 19.12.2002 года, гласит, что налоговое законодательство состоит из:

  • Налогового кодекса
  • соответствующих ему законов
  • международных договоров
  • актов Президента и Правительства
  • акты органов государственной власти и местного самоуправления.

Общая часть устанавливает общую систему налогов, вводит, изменяет, прекращает на территории страны их действие, дает определения основных терминов и понятий, регламентирует все общие вопросы налогообложения.

Особенная часть , принятая 29.12.2009 года, содержит детальное описание всех налогов, различных налоговых режимов, действующих в стране.

Все налоги в Беларуси делятся на: республиканские и местные

Республиканские налоги

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели, а при импорте некоторых товаров также и физлица. Объект – реализационные обороты по некоторым видам товаров, работ и услуг, а также импорт. Налоговая база – денежные и иные поступления от реализации этих работ, услуг и товаров. Минимальная ставка равняется десяти процентам.

Акцизы. Плательщиками являются производители и импортеры подакцизных товаров. К подакцизным традиционно отнесены спиртосодержащая и табачная продукция, некоторые виды топлива и топливных масел, средства дезинфекции и бытовой химии. Ставки зависят от вида продукции и устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к его стоимости.

Налог на прибыль. Плательщики – организации. Объект – валовая прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. Общая ставка равна восемнадцати процентам, льготные ставки установлены для наукоемких отраслей и производителей высокотехнологичных товаров.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности на территории республики через постоянное представительство. Налоговая база – прибыль за минусом подтвержденных расходов. Ставка зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от шести до пятнадцати процентов.

Подоходный налог с физических лиц. Общая ставка равна тринадцати процентам. Льготная ставка в девять процентов установлена для работников, получающих доходы от резидентов и нерезидентов Парка высоких технологий. Ставка для предпринимателей и нотариусов равна шестнадцати процентам, выигрыши облагаются четырехпроцентной ставкой.

Налог на недвижимость. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества. Налоговая база определяется исходя из остаточной балансовой стоимости имущества или данных его оценки. Ставка варьируется от 0.1 до одного процента в зависимости от вида имущества и наименования плательщика.

Земельный налог. Плательщики – собственники и законные владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость земли. Ставки различны для земель разных категорий.

Экологический налог. Плательщики – лица, осуществляющие вредные выбросы в окружающую среду, а также захоронение отходов. База – объемы таких выбросов. Ставка зависит от вида вредного воздействия.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщики – все лица, осуществляющие такую добычу, кроме государственных организаций. База – объем добычи. Ставка устанавливается в зависимости от вида полезного ископаемого.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государствпо автомобильным дорогам общего пользования. Ставка зависит от вида транспорта и его массы. Облагается транспорт массой свыше пяти тонн.

Оффшорный сбор. Плательщики – резиденты. Объект – перечисление денежных средств в оффшорную зону и исполнение иных (неденежных) обязательств перед нерезидентом, имеющим регистрацию в оффшоре. База – стоимость перечисления либо цена договора. Ставка – пятнадцать процентов.

Гербовый сбор. Объект – операции с векселями. База – сумма векселя. Ставка по прямо предусмотренным законом случаям разнится от пятнадцати до двадцати пяти процентов в зависимости от вида операции, а также сторон сделки. В случаях, прямо законом не оговоренных, ставка сбора составляет 0.1 процента.

Консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины. Объект – различные юридически значимые действия, осуществляемые по обращениям граждан и юрлиц соответственно: дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями республики, различными уполномоченными госучреждениями, государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности». Ставки зависят от вида истребуемого действия.

Также имеется ряд сборов и пошлин, отнесенных Налоговым кодексом РБ к налоговым платежам, ставки и порядок взимания которых регулируются иными нормативными актами.
К таким сборам относятся:

  • таможенные пошлины и сборы (устанавливаются указами Президента РБ)
  • утилизационный сбор (установлен указом Президента РБ от 04.02.2014 года)
  • сбор на финансирование государственных расходов (установлен декретом Президента РФ от 02.04.2015 года «О предупреждении социального иждивенчества»).
Смотрите так же:  Требования на должность секретаря

Местные налоги и сборы

Налог за владение собаками. Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор. Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей. Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Особые налоговые режимы

На территории республики предусмотрено действие большого количества специальных налоговых режимов, к коим относятся:

  • упрощенная система налогообложения
  • единые налоги: с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, для производителей сельскохозяйственной продукции
  • налог на игорный бизнес
  • налог на осуществление лотерейной деятельности
  • сбор за осуществление: ремесленной деятельности, деятельности в области агроэкотуризма
  • единый налог на вмененный доход

Данные режимы упрощают налогообложение для определенных сфер деятельности, как правило, заменяют полностью или частично несколько налогов в разных сочетаниях.

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Законодательством тщательно проработано большое по сравнению с другими странами СНГ количество специальных упрощенных налоговых режимов, что благотворно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.

Налоговые ставки по основным налогам (подоходному, НДС, на прибыль) являются весьма либеральными. Однако общее количество налогов в стране является немалым.

Даже при весьма общем анализе основных положений налогового законодательства особенно бросается в глаза то обстоятельство, что чрезмерным является количество налогов, собираемых с физических лиц. Помимо традиционных налогов наличествуют и такие, которых нет более ни в одном государстве СНГ: налог с владельцев собак, сбор на финансирование государственных расходов, курортный сбор.

Оценить, хорошо это или плохо, сложно. При условии финансовой стабильности и высокого уровня доходов населения наличие данных налогов положительно сказывается на интересах государства, поскольку при невысоких ставках для налогоплательщиков эти сборы и налоги не являются слишком обременительными. Но если уровень доходов населения невысок, то взимание, помимо основных, и таких второстепенных сборов, не представляется справедливым и правильным.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

21.3. Подоходный налог с физических лиц

Данный налог является основным налогом с населения и взимается на основании Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г. (с учетом изменений и дополнений).

Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства):

а) резиденты — имеющие постоянное местожительство в РФ; к резидентам относятся лица, проживающие в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году;

б) нерезиденты — не имеющие постоянного местожительства в РФ в случае получения дохода из источников на территории РФ в денежной (рублях или в иностранной валюте) и натуральной форме.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

— у резидентов — из источников как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами в денежной форме (в валюте РФ или иностранной валюте) и в натуральной форме, в том числе и в виде материальной выгоды (проценты и выигрыш по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления; проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории РФ; суммы страховых выплат; суммы, уплаченные предприятиями, учреждениями и организациями своим работникам и (или) членам их семей или за них в порядке полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей и подростков в учреждения, специально предназначенные для отдыха родителей с детьми, а также суммы оплаты стоимости путевок в оздоровительные учреждения за счет средств Фонда социального страхования РФ, стоимость амбулаторного или стационарного медицинского обслуживания своих работников и (или) членов их семей; и иные доходы);

— у нерезидентов — из источников на территории Российской Федерации в денежной форме (рублях или в иностранной валюте) и натуральной форме.

При этом под доходом понимаются материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате осуществления своей трудовой, предпринимательской деятельности, а также полученные по иным основаниям и улучшающие материальное положение лица в целом.

Сумма всех доходов, полученных физическими лицом за календарный год, за вычетом изъятий, предусмотренных в п. 1 ст. 3 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», составляет совокупный (валовой) доход, являющийся объектом налогообложения.

Совокупный годовой доход (чистый) — это разница между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и подтвержденными (документально) расходами, связанными с извлечением данного дохода.

Совокупный облагаемый доход — это разница между совокупным годовым доходом, полученным в течение календарного года, и льготами (в виде вычетов), предусмотренными Законом.

«Закон о подоходном налоге с физических лиц» предусматривает некоторые особенности налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, а также доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в РФ.

Исчисление налога с физических лиц по месту основной работы производится с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода, уменьшенного на установленный законом минимальный размер оплаты труда и сумму расходов на содержание детей и иждивенцев, предусмотренных п. 2—6 ст. 3 и 6 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», с зачетом ранее удержанной суммы налога. Так же исчисляется и удерживается и налог с доходов, получаемых не по месту основной работы. Но при этом не производится исключение из доходов физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев. Подоходный налог исчисляется:

— предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, а также нотариусами, занимающимися частной практикой, при выплате ими сумм физическим лицам в течение года;

— налоговыми органами на основе фактически полученных в отчетном календарном году физическим лицом доходов, указанных им в декларации, и других имеющихся сведений.

Налогообложение производится по месту постоянного жительства физического лица, если же его деятельность осуществляется в другом месте, — то по месту ее осуществления с обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного жительства о размерах дохода и налога.

Налогообложение доходов физических лиц налоговыми органами производится на основании деклараций о фактически полученных в течение года доходах, материалов проверок их деятельности и сведений, полученных от предприятий, учреждений, организаций и других физических лиц.

Физические лица обязаны подавать декларацию о фактически полученных доходах и произведенных расходах налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. В декларациях указываются все доходы, полученные физическими лицами за год, источники их получения и суммы начисленного и уплаченного налогов. В месячный срок после подачи декларации в налоговый орган физические лица имеют право внести уточнения в заявленные данные.

Физические лица, доходы которых подлежат налогообложению на основании деклараций о доходах и расходах, обязаны:

а) ежемесячно вести в течение календарного года учет полученных ими доходов и произведенных расходов, связанных с получением этих доходов;

б) представлять в предусмотренных Законом РФ случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по форме, установленной Инструкцией по применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями), прилагая к ней необходимые документы или копии и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;

в) предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям, другим работодателям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода, а в соответствующих случаях также другие документы и справки (справку о наличии личного подсобного сельского хозяйства, справку о суммах выплаченного заработка и удержанных с него налогах по прежнему месту работы при поступлении на работу в другое место и т.п.);

г) своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога;

д) допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений и других мест, используемых для извлечения доходов.

Физические лица, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, обязаны вести книгу учета доходов и расходов по примерной форме, представленной в таблице.

Предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны:

а) своевременно и правильно исчислять и удерживать непосредственно из доходов физических лиц суммы налога и перечислять их в соответствующий бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм. Уплата подоходного налога за счет средств предприятий, учреждений, организаций и иных работодателей не допускается;

б) вести учет доходов, начисленных и полученных физическими лицами в календарном году, и сумм подоходного налога в порядке и по форме, приведенной в Инструкции по применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями);

Смотрите так же:  Можно ли вернуть 13 за сад

в) не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и о исчисленных и удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, — сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы);

г) ежеквартально представлять в налоговый орган отчет об итоговых суммах доходов и удержанных суммах налога по форме, приведенной в указанной выше Инструкции. Данный отчет в течение года представляется не позднее первого числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, а по истечении года — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным;

д) выдавать физическим лицам сведения о доходах, а также исчисленных и удержанных с этих доходов суммах подоходного налога в отчетном календарном году по форме, приведенной в указанной Инструкции, в момент обращения физических лиц, но не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным;

е) предоставлять налоговым органам по месту своей регистрации сведения о произведенных физическим лицам выплатах по исполнению обязательств по ценным бумагам (включая векселя), предъявленных физическими лицам, и получившими такие обязательства на предъявителя, именной, ордерной, в порядке цессии, по индоссаменту, в бездокументарной форме, а также по иным сделкам купли-продажи ценных бумаг;

ж) выполнять требования налоговых органов по устранению допущенных нарушений налогового законодательства, в том числе требование о взыскании с физических лиц своевременно не удержанных или не полностью удержанных сумм налога и перечислении их в соответствующий бюджет;

з) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются физическому лицу предприятием, учреждением, организаций и иным работодателем в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу источником выплаты дохода по его заявлению.

Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные не полностью, взыскиваются предприятиями, учреждениями, организациями и другими работодателями до полного погашения задолженности с соблюдением гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

В совокупный доход в целях налогообложения, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются:

1) государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком;

2) все виды пенсий;

3) все виды компенсационных выплат физическим лицам в пределах норм, утвержденных законодательством, кроме суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников;

4) суммы материальной помощи, оказываемой в связи с чрезвычайным обстоятельством;

5) выигрыши по облигациям государственных займов бывшего СССР, РФ, республик в составе РФ, других республик бывшего СССР и суммы, получаемые в погашение таких облигаций, выигрыши по лотереям, проводимым в порядке и на условиях, определяемых Правительством РФ и правительствами республик в составе РФ;

6) проценты и выигрыши: по государственным ценным бумагам бывшего СССР, РФ и субъектов РФ, по ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления; по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, открытым: в рублях (если проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в течение периода существования вклада); в иностранной валюте (если проценты выплачиваются в пределах 15% годовых от суммы вклада);

7) алименты, получаемые физическими лицами;

8) суммы доходов лиц, являющихся учащимися, слушателями, студентами, аспирантами, докторантами, учебными ординаторами и интернами, получаемые ими: в связи с учебно-производственным процессом; за работы по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов, за работы, выполняемые в период каникул, но не более трех месяцев в году, в части, не превышающей десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда за каждый календарный месяц, в течение которого получен доход;

9) суммы, получаемые в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей 5000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые в течение года от продажи другого имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда (вычет может быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением таких доходов);

10) суммы страховых выплат физическим лицам: по обязательному страхованию; по договорам добровольного долгосрочного на срок не менее пяти лет страхования жизни, в том числе добровольного пенсионного страхования; по договорам добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая; в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц;*

В остальных случаях, если суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования ЦБР, то материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов. Во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций или других работодателей, кроме случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с законодательством и по договорам добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным физическим лицам.

11) доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке наследования и дарения, кроме вознаграждения, выплачиваемого наследникам авторов произведений науки, литературы, искусства, открытий, изобретений и промышленных образцов;

12) стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, а также стоимость призов в денежной и натуральной форме, полученных на конкурсах и соревнованиях в течение года, не превышающие сумму 12-кратного размера минимальной месячной оплаты труда;

13) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности, — в течение пяти лет начиная с года образования хозяйства;

14) суммы оплаты труда и другое суммы в иностранной валюте, получаемые физическими лицами от государственных учреждений и организаций, направивших их на работу за границу, — в пределах размеров, установленных законодательством РФ об оплате труда по каждой контрактной должности государственного служащего в соответствующем иностранном государстве;

15) суммы дивидендов в случае их инвестирования внутри предприятия на инвестиционные и социальные цели, прирост оборотных средств;

16) суммы, уплаченные предприятиями, учреждениями и организациями своим работникам и членам их семей или за них в порядке полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей и подростков в оздоровительные, санаторно-курортные учреждения, специально предназначенные для отдыха родителей с детьми, суммы оплаты стоимости путевок в оздоровительные учреждения за счет средств Фонда социального страхования РФ, стоимость амбулаторного или стационарного медицинского обслуживания своих работников и членов их семей;

17) суммы стоимости акций или другой имущественной доли, полученных физическими лицами в соответствии с законодательством о приватизации предприятий, кроме дивидендов и других доходов от использования этих акций или других долей имущества;

18) доходы в денежной и натуральной формах, полученные членами трудового коллектива за счет льгот при приватизации;

19) стоимость продукции собственного производства сельскохозяйственных предприятий, реализованной в счет натуральной оплаты труда и натуральной выдачи, не превышающая 50-кратного размера минимальной месячной оплаты труда;

20) средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательной кампании;

21) суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы;

22) суммы, полученные физическими лицами в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации;

23) материальная выгода в виде экономии на процентах при получении заемных средств от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, если: процент за пользование ими в рублях составляет не менее 2/3 от ставки рефинансирования ЦБР; процент за пользование ими в иностранной валюте составляет не менее 10% годовых. Налогообложению подлежит сумма материальной выгоды, исчисленная на начало отчетного года с той части заемных средств, которая осталась невозвращенной на момент уплаты процентов за пользование этими средствами, а также материальная выгода в виде разницы между суммой страховой выплаты по договорам добровольного имущественного страхования и стоимостью реально полученного ущерба застрахованного имущества.

Не облагаются подоходным налогом заемные средства, полученные физическими лицами на льготных условиях на строительство или приобретение жилого дома или квартиры в соответствии с законодательством.

За нарушение Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» юридические и физические лица несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.