Налог на тоо

Что лучше открыть ТОО или ИП в Казахстане?

Довольно часто начинающим предпринимателям Казахстана, решившим открыть наконец-то собственное дело, приходится сталкиваться с вопросом: «Какую лучше выбрать форму предпринимательской деятельности: ТОО или ИП?» Каждая из указанных форм обладает и достоинствами, и недостатками. Но принять правильное решение поможет знание о каждом из этих видов ведения бизнеса.

Еще до того, как пойти собирать документы для регистрации собственного дела, нужно ответить на один вопрос: «В какой форме работать лучше всего? Зарегистрировать ли юридическое лицо или осуществлять свой бизнес как физическое лицо?». Для начала необходимо разобраться и выяснить различия между физическим и юридическим лицом.

Юридическими лицами принято называть различные организации. ТОО, ПК, АО, КСК, ОО — это все формы юридического лица.

Физическое лицо — каждый из нас, любой гражданин Казахстана или другой страны, зарегистрированный в налоговой службе.

Собственный бизнес может вести и физическое лицо. Обратите внимание, ЧП и ИП — это одно и тоже. Понятие «частный предприниматель» кануло в лету, а на смену ему пришел «индивидуальный предприниматель», называемый в простонародье сокращенно ИП. Физическое лицо может работать также через лицо, которое было создано юридическим. Например, физическое лицо может работать как ИП и параллельно создать еще товарищество с ограниченной ответственностью (то есть ТОО), и весь свой бизнес на этом юридическом лице завязать.

Одна из наиболее распространенных форм юридических лиц — ТОО. Оно является таковым, потому что его просто создать и имеет ряд преимуществ.

Вообще, можно сказать, что ИП — это сам гражданин, а юридическое лицо — самостоятельный игрок в бизнесе. Давайте попробуем выяснить, что наиболее приемлемо открыть Вам для успешного ведения бизнеса с учетом всех преимуществ и недостатков каждой из форм.

Предлагаем Вам сравнить особенности ведения бизнеса через ИП и ТОО.

1. Во-первых, у ИП имеется более простая процедура создания. ТОО зарегистрировать несколько дольше и сложнее. Для регистрации ТОО требуется устав, который должен быть составлен на 2-х языках: казахском и русском. В случае изменения указанных в уставе условий ведения бизнеса, нужно идти в ЦОН, готовить документы, вносить изменения и т.д. У ИП устава нет, это означает, что вносить в него изменения нет необходимости.

2. Во-вторых, ИП платит меньшее количество налогов, а также у него корпоративного подоходного налога нет. Кроме этого, у индивидуальных предпринимателей имеется возможность работать по патенту и уплачивать налоги, опираясь на заявленный доход. Для всех ИП, которые работают по патенту, разрешено работать без кассовых аппаратов, если, конечно, индивидуальный предприниматель не осуществляет реализацию подакцизных товаров.

В рамках общеустановленных налоговых режимов, ИП должно платить налог с доходов по ставке 10 %. А ТОО, несмотря на то, что не платит индивидуальный подоходный налог, должно оплачивать корпоративный подоходный налог, ставка которого уже 20 %. В тоже время и ТОО и ИП, могут работать по самой упрощенной декларации.

Для ТОО максимальный размер доходов, до получения которых можно работать в рамках так называемой упрощенки, составляет 25 000 000 тенге в квартал, а для ИП — 10 000 000. К тому же штат работников ТОО не может превышать по упрощенной форме 50 человек, а для ИП — 25 человек. С точки зрения объемов бизнеса, намного выгоднее создать свое ТОО, а не являться ИП.

3. Для ИП есть возможность не вести бухгалтерский учет. Это даже разрешено законодательством при условии, если ИП ведет работу в рамках налогового режима на основе разового талона или патента. Для юридических лиц такой возможности нет. Поэтому ИП, которые работают по патенту, могут не нанимать бухгалтера и этим самым сэкономят на своих расходах.

4. Также можно сказать и об административной ответственности, то есть размер штрафов, которые налагаются на индивидуальных предпринимателей значительно меньше, нежели у юридических лиц. Кроме этого, помимо штрафов на предприятие, еще могут быть наложены штрафы на работников юридического лица, совершивших административное нарушение.

5. Очень важно иметь представление об ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обязательствам. К примеру, если индивидуальный предприниматель еще не рассчитался с долгами со своими партнерами, значит, при отсутствии денег, для того чтобы погасить долги, могут обратить взыскание на его собственное имущество (автомобиль, бытовую технику, квартиру, дачу).

В тоже время, если вдруг такая ситуация возникнет у ТОО — рассчитываться по долгам нужно будет организации, но не его учредителю. В этом и заключается основное преимущество ТОО — ограничивать ответственность ТОО от гражданина, создавшее это юридическое лицо. Отсюда следует, если Вы не совсем уверены, что можете вести свой бизнес безубыточно, или у Вас есть имущество, которое потерять очень нежелательно, стоит подумать о том, чтобы создать и работать с ТОО.

6. Еще необходимо отмечать статус ИП со стороны имиджа. Традиционно многие люди считают, что наиболее солидно работать через ТОО, нежели осуществлять индивидуальное предпринимательство путем открытия ИП. На самом деле, существует множество индивидуальных предпринимателей, создавших свой далеко не маленький бизнес, а также завоевавших свой имидж и престиж не формой, а содержанием — то есть качеством своих услуг, товаров и работ.

7. Существует еще одна проблема, которая связана с ИП — невозможность сразу продать весь свой бизнес «одним махом». Бизнес ИП можно продавать как имущество индивидуального предпринимателя. Но если данное имущество приобретет иное лицо — имидж прежнего ИП потеряется — наработанную репутацию продать невозможно.

А в ТОО, наоборот, продать весь бизнес можно путем продажи всего бизнеса (вместе со всем имуществом). Учредитель ТОО может свободно продать долю участия в нем другому лицу. И в результате данной операции останется все, что удалось накопить за время деятельности. Здесь произойдет только смена собственника юридического лица (как правило, о нем мало какой потребитель интересуется или знает).

8. ТОО является выгодным для тех, кто желает вести совместный бизнес. В данном случае можно лишь зарегистрировать ТОО при участии нескольких лиц, а доходы придется делить пропорционально вкладам каждого участника.

Вести свой бизнес в рамках ИП можно тоже совместно: это делается на основании договора о сотрудничестве. Только данная форма совместного ведения бизнеса очень неудобна из-за отсутствия четкого регламента работы. В отношении ТОО действует целый закон под названием «О товариществах с ограниченной или дополнительной ответственностью». В данном законе более детально прописаны все нюансы по работе ТОО, которое состоит из нескольких лиц.

Теперь Вы знаете основные отличия каждой из форм, а какой наиболее оптимальный вариант для Вашего бизнеса, определяется индивидуально.

А. Дорохова, CAP, ДипИФР,

профессиональный бухгалтер РК

КАК РАССЧИТЫВАЮТСЯ НАЛОГИ У ТОО НА ОУР С НАЕМНЫМИ РАБОТНИКАМИ, И КОГДА НЕОБХОДИМО ПЕРЕЙТИ НА ОУР И ВСТАТЬ НА УЧЕТ ПО НДС?

ТОО на ОУР, учредитель гражданин КНР (нерезидент), не является плательщиком НДС, имеет наемных работников, вид деятельности: строительство не жилых зданий. Сдает 910.00 форму 1 раз в полгода. Какие виды налогов, и по каким ставкам удерживаются с нерезидента (учредитель, он же и директор), а также ОПВ, социальные отчисления, ИПН нужно оплачивать ежемесячно? Как нужно рассчитывать социальный налог с работников, так же поставке 11%? Если сумма оборота превысит, согласно пункту 5 статьи 568 Налогового кодекса минимум оборота составляет 30 000-кратный размер МРП с нарастающим итогом, для постановки на учет по НДС? Как в таком случае ТОО должно поступить в 2015 году, встать самостоятельно на учет по НДС в течение 10 рабочих дней? Если сумма также превысит сумму 2 800-кратного размера МЗП, нужно будет переходить на ОУР? В УД ФНО 910.00 за 1-е полугодие есть только сумма ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства, а где нужно отражать социальный налог за данных работников?

Положения Налогового кодекса. В соответствии со статьей 436 Налогового кодекса исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3%.

Сумма налогов, исчисленная за налоговый период подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5% от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц — не менее 2,5-кратного МРЗП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода.

В соответствии со статьей 437 Налогового кодекса упрощенная декларация по форме 910.00 представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата в бюджет исчисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

Смотрите так же:  Межрегиональная экспертиза казань

При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог — в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

В упрощенной декларации отражаются исчисленные суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений.

В соответствии со статьей 438 Налогового кодекса уплата сумм индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, социальных отчислений, перечисление обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов производятся не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Таким образом, отвечая на ваш первый, второй, третий и шестой вопросы. Уплата сумм индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, социальных отчислений, перечисление обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов производятся не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, то есть ежемесячно оплачивать не надо.

Социальный налог за работников не оплачивается, в том числе и с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Поскольку ТОО применяет упрощенный порядок налогообложения, что социальный налог рассчитывается по общей схеме приведенной выше из статьи 437 Налогового кодекса.

Поскольку работник нерезидент, не имеющий вид на жительство обязательные пенсионные взносы и социальные отчисления, не удерживаются. Удерживается индивидуальный подоходный налог по ставке 10%.

Постановка на учет по НДС. В соответствии со статьей 568 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 1, обязательной постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость подлежат юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели в порядке, установленном пунктом указанной статьи.

В случае, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, определенного в соответствии с пунктом 2, лица, указанные в пункте 1 данной статьи, обязаны в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота.

Размер оборота определяется нарастающим итогом:

— вновь созданными юридическими лицами-резидентами, филиалами, представительствами, через которые нерезидент осуществляет деятельность в Республике Казахстан, — с даты государственной (учетной) регистрации в органах юстиции;

— физическими лицами, вновь вставшими на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, — с даты постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

— налогоплательщиками, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании решения налогового органа в текущем календарном году, — с даты, следующей за датой снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании решения налогового органа;

— другими налогоплательщиками — с первого января текущего календарного года.

Для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость оборот налогоплательщика включает оборот, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса:

1) по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг в Республике Казахстан;

2) по приобретению от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан.

Место реализации работ, услуг определяется в соответствии со статьями 236 или 276-5 Налогового кодекса.

Не подлежит приему налоговым органом налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость в случае соответствия юридического лица-резидента, нерезидента, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, условиям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 3 статьи 569 Налогового кодекса.

Минимум оборота составляет 30 000-кратный размер МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, становятся плательщиками налога на добавленную стоимость в первый день месяца, следующего за месяцем, в котором они подали налоговое заявление для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

К налоговому заявлению, представленному для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели в обязательном порядке прилагают:

1) нотариально засвидетельствованную копию документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика.

Документом, подтверждающим место нахождения налогоплательщика, является один из следующих документов:

— подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им);

— письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения.

Срок между датами нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и его представления в налоговый орган не должен превышать десять рабочих дней;

2) копии документов, подтверждающих сложившееся превышение минимума облагаемого оборота налогоплательщика.

Документами, подтверждающими сложившееся превышение минимума оборота налогоплательщика, признаются акты выполненных работ, оказанных услуг и иные документы, свидетельствующие о факте совершения оборота, указанного в пункте 2 данной статьи.

При выявлении лица, указанного в пункте 1 данной статьи, не представившего налоговое заявление для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, налоговый орган не позднее пяти рабочих дней с момента выявления такого налогоплательщика направляет ему уведомление об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан в порядке, установленном статьей 608 Налогового кодекса.

В случае непредставления налогоплательщиком налогового заявления для постановки на регистрационный учет по уведомлению налогового органа, направленному в соответствии с пунктом 8 указанной статьи, по истечении срока, установленного пунктом 2 статьи 608 Налогового кодекса, налоговый орган выносит распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в порядке, установленном статьей 611 Налогового кодекса.

Таким образом, поскольку в вашем случае оборот определяется нарастающим итогом с первого января 2015 года, то только в случае, если до конца 2015 года у ТОО возникнет превышение минимума оборота равного 30 000 МРП, тогда не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота ТОО должно будет в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

СНР на основе УД. В соответствии с подпунктом 2 статьи 433 Налогового кодекса специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют юридические лица, которые не являются лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 428 Налогового кодекса, и соответствуют следующим условиям:

— предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;

— предельный доход за налоговый период (полугодие) составляет 2 800-кратный МРЗП, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 435 Налогового кодекса в случае несоответствия условиям, установленным статьей 433 Налогового кодекса, налогоплательщики в течение пяти рабочих дней с даты возникновения несоответствия условиям обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения уведомление о применяемом режиме налогообложения для перехода на общеустановленный порядок или иной режим налогообложения.

1) датой прекращения применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации будет являться последнее число месяца, являющегося предыдущим по отношению к месяцу, в котором возникло несоответствие условиям, установленным статьей 433 Налогового кодекса;

2) датой начала применения общеустановленного порядка или иного специального налогового режима будет являться первое число месяца, в котором возникло несоответствие условиям, установленным статьей 433 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 435 Налогового кодекса налоговый орган при установлении факта несоответствия налогоплательщиков условиям, установленным статьей 433 Налогового кодекса, переводит таких налогоплательщиков на общеустановленный порядок.

В случае установления факта такого несоответствия в ходе камерального контроля налоговые органы до перевода на общеустановленный порядок направляют налогоплательщику уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в сроки и порядке, которые установлены статьями 607 и 608 Налогового кодекса.

1) датой прекращения применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации будет являться последнее число месяца, являющегося предыдущим по отношению к месяцу, в котором возникло несоответствие условиям, установленным статьей 433 Налогового кодекса;

2) датой начала применения общеустановленного порядка будет являться первое число месяца, в котором возникло несоответствие условиям, установленным статьей 433 Налогового кодекса.

Таким образом, в случае несоответствия условиям, установленным статьей 433 Налогового кодекса, в том числе превышение установленного в размере 2 800 МРЗП предельного дохода за полугодие, ТОО в течение пяти рабочих дней с даты возникновения несоответствия условиям обязано представить в налоговый орган по месту нахождения уведомление о применяемом режиме налогообложения для перехода на общеустановленный порядок или иной режим налогообложения.

Какие налоги должен платить собственник ТОО в Казахстане в 2018 году

Подходит к концу 2017 год, собственники и топ-менеджеры компаний подводят итоги и планируют доходы и расходы на 2018 год, особенно горячая пора наступает для бухгалтеров и финансистов. Сдача налоговой отчетности, выплата налогов в Казахстане должна быть произведена полностью и вовремя.

Смотрите так же:  Нотариус афанасьева татьяна ивановна челябинск

Налогообложение ТОО в Казахстане происходит по двум схемам:

  • общеустановленный порядок;
  • специальный налоговый режим, предусматривающий упрощенное налогообложение для некоторых видов юридических лиц.

В большинстве же своем собственники ТОО уплачивают налоги по общеустановленному режиму. Количество налогов и их правильное исчисление становятся настоящей головной болью для начинающих предпринимателей. Каждый собственник ТОО в обязательном порядке должен выплатить в конце отчетного периода:

  • Корпоративный подоходный налог (КПН) составляет 20% от налогооблагаемого дохода ТОО, который должен быть уменьшен на сумму доходов и расходов и сумму убытков, оплачивается один раз в год;
  • НДС по ставке 12% (если является плательщиком НДС);
  • Социальный налог составляет 11% от расходов работодателя, которые выплачиваются работнику;
  • Пенсионные отчисления, составляющие 10% от месячного дохода работника, выплачиваются работодателем в пенсионные накопительные фонды;
  • 10 % Индивидуальный подоходный налог;
  • 1 % ОСМС (Обязательное Социальное Медицинское Страхование).

Также налоговым законодательством предусмотрены иные виды налогов, которые должны выплачиваться в зависимости от сферы деятельности компании (налог на транспортные средства, налог на игорный бизнес, специальные платежи и сборы недропользователей, рентный налог на экспорт и т.д.).

Самым сложным при исчислении налогов для начинающих предпринимателей становится выплата корпоративного подоходного налога (КПН). При его исчислении имеются огромное количество нюансов, которые могут стоить налогоплательщику штрафов. Поэтому правильное исчисление КПН может избежать штрафов и будет способствовать правильному функционированию компании в будущем.

При исчислении налогов начинающему предпринимателю приходится весьма сложно. Необходима помощь опытного бухгалтера, который смог бы правильно начислять налоги, зарплату и осуществлять иные платежи и сборы в бюджет.

Компания «EGSAT Consulting» более 10 лет на рынке бухгалтерских услуг Казахстана. За годы работы мы успешно сотрудничали с сотнями казахстанских компаний, а также с представительствами и филиалами иностранных фирм. Сертифицированные бухгалтера проводят консультации по налогообложению в Казахстане (общеустановленный порядок, упрощенный порядок) для компаний различных форм собственности (ТОО/ИП). Мы предлагаем услугу, разработанную специально для начинающих предпринимателей «Сдача налоговой отчетности и исчисление корпоративного подоходного налога». Весь декабрь мы предоставляем услугу по сдаче налоговой отчетности со скидкой для ТОО не старше двух лет. Оставьте заявку на обслуживание на нашем сайте или позвоните по телефонам, указанным ниже, наши специалисты ответят на ваши вопросы.

ТОО в праве применять:

Общеустановленный порядок налогообложения;

Специальные налоговые режимы:

на основе упрощенной декларации для ТОО, являющегося субъектом малого предпринимательства (далее – ТОО СМП);

Специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов.

Общеустановленный порядок налогообложения ТОО в Казахстане

По умолчанию ТОО будет применять общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов.

Корпоративный подоходный налог (далее — КПН) 20% от налогооблагаемого дохода ТОО, уменьшенного на сумму доходов и расходов и на сумму убытков (п.1 ст. 147 НК РК).

Исключение: Налогооблагаемый доход юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции, продукции пчеловодства, продукции аквакультуры (рыбоводства), полученный от осуществления деятельности по производству указанной продукции собственного производства, облагается КПН по ставке 10%. Налоговый период для КПН — календарный год с 1 января по 31 декабря (ст. 148 НК РК).

Доходы, облагаемые у источника выплаты, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15%;

НДС по ставке 12%, если будет превышен минимум оборота по реализации товаров, работ и услуг, составляющий 30 000-кратную величину МРП, в течение любого периода (не более 12-месячного) (п.1 ст. 268, п. 5 ст. 568 НК РК).

Социальный налог исчисляется ежемесячно по ставке 11% от расходов работодателя, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 358, ст. 363 НК РК);

Пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере 10% от ежемесячного дохода работника (п.1 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»);

Иные виды налогов в зависимости от вида деятельности ТОО (например, налог на транспорт, налог на добычу полезных ископаемых, налог на сверхприбыль, рентный налог на экспорт и т.д.).

Специальный режим налогообложения ТОО в Казахстане

Налоговое законодательство Республики Казахстан предоставляет возможность ТОО СМП изменить общеустановленный порядок налогообложения на специальный режим налогообложения при соблюдении следующих условий применения налогового режима (пп 2) статьи 433 НК РК):

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период – 50 человек;

предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный МРЗП (59 819 200 тенге).

Для применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации ТОО СМП необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения уведомление:

вновь созданными ТОО СМП — не позднее 5 рабочих дней после государственной регистрации. Датой начала применения налогового режима на основе упрощенной декларации в этом случае будет являться дата государственной регистрации;

при переходе с общеустановленного порядка – до первого числа месяца применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации. Датой начала применения налогового режима на основе упрощенной декларации в этом случае будет являться первое число месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о применяемом режиме налогообложения).

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации не вправе применять:

ТОО, имеющие филиалы, представительства;

филиалы, представительства ТОО;

ТОО, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах (данное положение закона не распространяется на ТОО, осуществляющих деятельность по сдаче в аренду имущества;

ТОО, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;

ТОО, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;

ТОО, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

ТОО, получающие доходы из источников за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений, роялти;

ТОО, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.

ТОО, осуществляющие следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов — бензина, дизельного топлива и мазута;

организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных);

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

деятельность в области права, юстиции и правосудия.

Налоги, оплачиваемые ТОО при специальном налоговом режиме на основе упрощенной декларации:

КПН 3 % от совокупного дохода — выручки (статья 436 НК РК) (Налоговый период для КПН – полугодие (статья 434 НК РК));

Социальные отчисления в размере 5% от МРЗП за каждого работника (п. 2 ст. 14 Закона «Об обязательном социальном страховании», ч.4 п. 4 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений);

Пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере 10% от ежемесячного дохода работника (п.1 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»);

Иные виды налогов в зависимости от вида деятельности ТОО (например, налог на транспорт, налог на добычу полезных ископаемых, налог на сверхприбыль, рентный налог на экспорт и т.д.).

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Упрощенный режим налогообложения для ТОО в Казахстане

Автор: БАС бугалтер, 30 Апр 2013

Недавно один мой хороший знакомый узнал от меня о том, что его ТОО может работать по упрощенке. Он был очень сильно удивлен и обрадован одновременно. И немедленно перевел свое ТОО на упрощенку, подсчитав свои выгоды. Вспомнила об этом и решила написать.

Согласно ст.428 Налогового Кодекса РК, ТОО имеет право работать по упрощенному режиму налогообложения (упрощенка), если его деятельность соответствует следующим условиям :

  • Учредитель не является одновременно учредителем другого юридического лица, уже применяющего упрощенку;
  • Доля участия других юридических лиц не превышает 25%;
  • Не имеет филиалы, представительства;
  • Не имеет структурные подразделения и объекты налогообложения в разных населенных пунктах;
  • Не получает доход из источников за пределами Республики Казахстан;
  • Не работает по агентским договорам (соглашениям);
  • Не является некоммерческой организацией;
  • Численность сотрудников не превышает 50 человек;
  • Предельный доход за квартал не превышает 25 миллионов тенге — 2013 год;
  • Не осуществляет виды деятельности, на которые не распространяется применение упрощенки.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых не разрешено применять упрощенку :

  • производство подакцизных товаров;
  • хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
  • реализация отдельных видов нефтепродуктов — бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных));
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклопосуды;
  • сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
  • финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
  • деятельность в области права, юстиции и правосудия.

При упрощенном режиме налогообложения сумма корпоративного подоходного налога (КПН) и социального налога, вместе, равна 3% от суммы дохода без учета понесенных расходов. При этом КПН равен 1/2 от исчисленной суммы налога, т.е. половине. Социальный налог равен 1/2 от суммы за минусом социальных отчислений. Например: доход за квартал составил 15000000 тенге; сумма 3% составила 450000 тенге (15000000х3%); КПН к уплате будет равен 225000 тенге (450000/2); социальный налог к уплате равен 225000 минус сумма социальных отчислений. При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога, сумма социального налога к уплате равна нулю.

Смотрите так же:  Образец заявление на отсрочку от армии

Есть возможность уменьшения суммы КПН и соцналога к уплате в случае, если среднемесячная заработная плата работников составила не менее 2,5-кратный размер минимальной заработной платы (МЗП). МЗП в 2013 году установлен 18660 тенге, следовательно, сумма, превышающая 2,5 кратный размер МЗП должна быть больше чем 46650 тенге (18660х2,5). Например, среднесписочная численность за квартал составила 30 чел., среднемесячная зарплата — 70000 тенге. Сумма налогов к уплате уменьшается на 1,5% за каждого работника. В нашем примере: сумма корректировки составит 202500 тенге (450000х1,5%х30чел); тогда сумма 3% к уплате уменьшается и составит 247500 тенге (450000-202500). Далее сумма 247500 тенге, как обычно, делится пополам для уплаты КПН и соцналога.

Упрощенная декларация по форме 910.00 сдается ежеквартально. Срок представления — не позднее 15 числа второго месяца после окончания отчетного квартала. Это означает, что срок представления формы 910.00 за первый квартал 2013 года — не позднее 15 мая; срок уплаты налогов — не позднее 25 мая 2013 года.

Если ТОО перешло на упрощенку не с 1 января, а с начала любого квартала текущего года, то по окончании этого года, надо обязательно сдать декларацию по КПН по форме 100.00. Например, ТОО перешло на упрощенку с 1 июля 2013 года. В этом случае за третий-четвертый квартал ТОО сдает квартальные формы 910.00 по срокам 15 ноября 2013 года и 15 февраля 2014 года. А за первый-второй квартал 2013 года сдает форму 100.00 не позднее 31 марта 2014 года, с окончательной уплатой КПН не позднее 10 апреля 2014 года.

Индивидуальный подоходный налог (ИПН), социальные отчисления, обязательные пенсионные взносы (ОПВ) отражаются в соответствующих строках декларации 910.00 и уплачиваются ежеквартально, не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Порядок расчета этих налогов не отличается от общеустановленного порядка налогообложения.

Порядок расчета НДС, налога на имущество, налога на транспорт, земельного налога также одинаков для упрощенного и общеустановленного режимов. Виды деклараций и расчетов по ним тоже одинаковые. Отличается ставка налога на имущество: при упрощенке — 0,5%, при общеустановленном — 1,5% от среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

При наличии автотранспорта, не забудьте представить в налоговое управление квартальную декларацию по плате за эмиссии в окружающую среду по передвижным источникам загрязнения по форме 870.00.

Обращаю ваше внимание на то, что при получении определенных видов доходов (например, при реализации основных средств, положительная курсовая разница), ТОО на упрощенке обязан сдавать еще и годовую декларацию 100.00 (в декларацию 910.00 эти доходы не включаются).

С 1 июля 2017 года появилось Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС), ТОО на упрощенке касается тоже, подробности здесь.

  • ТОО, применяющий СНР по упрощенной декларации — предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный МЗП: 2800х19966=55904800 тенге (за 2014 год). Налоговый период — полугодие (а не квартал). Форма 910.00 — за полугодие.
  • При переходе на ОУР последующий переход на СНР возможен не ранее, чем через один календарный год (до 01.01.2014г — было два года)
  • ТОО, применяющий СНР по упрощенной декларации — предельный доход за налоговый период стал меньше и составляет 2044-кратный МЗП (ранее — 2800 МЗП). В 2018 году МЗП=28284 тенге, соответственно, предельный доход 28284х2044=57 812 496 тенге за полугодие.
  • Численность работников уменьшилась — не превышает 30 человек (ранее было 50 чел.).
  • Срок уплаты КПН и социального налога, рассчитанных по декларации 910.00 (3%) — по-прежнему полугодие , до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Декларация — полугодовая 910.00.
  • Срок уплаты ИПН, удерживаемого у источника выплаты (ИПН с зарплаты наемных работников, ИПН по договорам ГПХ), а также социальных платежей за работников (это ОПВ, соцотчисления и ОСМС) — ежемесячно , в общеустановленном порядке. Декларация для них — полугодовая 910.00.

Закон РК об обязательном социальном страховании — с 1 января 2018 года ставка социальных отчислений — 3,5 процента от объекта исчисления СО, но не менее 3,5 процента от 1МЗП. Ранее ставка была 5 процентов.

С 1 января 2019 года

  • Максимальная сумма для исчисления социальных отчислений составляет 7МЗП. В 2019 году МЗП равен 42500 тенге, 7МЗП составляет 297 500 тенге, соответственно, максимальная сумма социальных отчислений равна 297 500 х 3,5% = 10413 тенге. Ранее максимальная сумма для СО составляла 10МЗП.
  • Максимальная сумма для исчисления ОПВ составляет 50МЗП (ранее — 75МЗП).
  • ТОО, применяющий СНР по упрощенной декларации — предельный доход за налоговый период составляет 24038-кратный МРП (ранее 2044-кратный МЗП). В 2019 году: 24038х2525=60695950 тенге. Налоговый период — полугодие.

Какие налоги платит ТОО на упрощенке

Статья 377. Порядок расчета с бюджетом
на основе упрощенной декларации

1. Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится субъектом малого бизнеса самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.
2. (Исключен ).
3. (Исключен ).
4. Если среднемесячная заработная плата наемных работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц не менее 2,5-кратного минимального размера месячной заработной платы, установленного законодательным актом Республики Казахстан, то сумма налогов, исчисленная за налоговый период согласно пункту 2 или 3 настоящей статьи, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 процента от суммы налога за каждого работника исходя из среднесписочной численности работников.
5. При превышении предельного размера дохода, установленного пунктом 2 статьи 376 настоящего Кодекса, производится исчисление сумм налога отдельно с предельной суммы дохода и с фактически полученной суммы дохода. Разница между данными суммами налога подлежит уплате в бюджет без корректировки, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.
Корректировке, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи, подлежит только сумма налога, исчисленного с предельной суммы дохода.
6. При превышении предельной среднесписочной численности, установленной пунктом 2 статьи 376 настоящего Кодекса, корректировка, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, производится только на предельную среднесписочную численность, установленную пунктом 2 статьи 376 настоящего Кодекса.
7. Упрощенная декларация представляется в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
8. Уплата в бюджет начисленных по упрощенной декларации налогов производится в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.
При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог — в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.
При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю.
9. Представление упрощенной декларации и уплата налогов производится в налоговый орган по месту подачи заявления на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации.
Статья 377-1. Особенности уплаты отдельных видов налогов
и обязательных пенсионных взносов в
накопительные пенсионные фонды, социальных
отчислений в Государственный фонд
социального страхования и представления
отчетности по ним

1. Налогоплательщик в сроки, установленные для сдачи упрощенной декларации, представляет:
1) расчет по индивидуальному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты;
2) отчетность по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды;
3) расчет по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования.
2. Уплата суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования производится не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
3. Индивидуальные предприниматели, не использующие труд наемных работников, расчетов по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды и социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования не представляют.
Вот то что прописано в НК. вроде ясно. ИПН он же КПН есть налог не удерживаемый у источника выплаты, ИПН же с доходов работников, это ДРУГОЙ вид налога, он удерживаемый у источника выплаты.
Уважаемые налогоплательщики, бухгалтера новички, ИП и пр. КУПИТЕ налоговый кодекс!! или скачайте с нета, там все написано, честно. что не понятно спрашивайте!! просто одно да потому не очень интересно писать, не обижайтесь. 🙂