Налог на имущество жилого дома с 2019 года

Оглавление:

С нового года налог на недвижимость рассчитают от кадастровой стоимости

28 Сентября 2018

В Законодательное Собрание края внесен проект закона, предусматривающий исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с 1 января 2019 года. Такая возможность предусмотрена Налоговым кодексом. Пока налог на имущество в крае исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости.

Проект Закона «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» внесен 21 сентября Правительством Красноярского края и поддержан губернатором.

Согласно ст. 402 Налогового кодекса субъекты Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года должны установить единую дату начала применения на своей территории порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости не производится. При этом предусмотрен переходный период – в первый год применения нового порядка увеличение налога при исчислении налога от кадастровой стоимости по сравнению с рассчитанным от инвентаризационной стоимости не может быть больше чем 20 %.

Под обложение налогом попадают жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, а также все иные здания, строения, сооружения, помещения (ст. 401 Налогового кодекса).

Кроме действующих льгот для социально-незащищенных категорий населения (пенсионеры, инвалиды и др.), владельцев дачных построек площадью до 50 квадратных метров и других категорий, указанных в ст. 407 Налогового кодекса, предусмотрено предоставление налоговых вычетов всем плательщикам налога на имущество физических лиц, исчисленного от кадастровой стоимости. Налоговые вычеты будут предоставляться путем уменьшения налоговой базы (кадастровой стоимости объекта недвижимости) на величину равную кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры или части жилого дома, 10 квадратных метров площади комнаты или части квартиры, 50 квадратных метров общей площади жилого дома (ст. 403 Налогового кодекса).

Решениями муниципалитетов могут быть установлены дополнительные налоговые льготы, а в отношении отдельных объектов налогообложения (недвижимости) ставки могут быть понижены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза. Также могут быть увеличены размеры налоговых вычетов.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, на 1 сентября текущего года решение об исчислении налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения приняли уже 73 субъекта РФ из 85-ти. В числе них наши ближайшие соседи – республики Бурятия, Хакасия, Тыва, Кемеровская, Новосибирская и Омская области, Забайкальский край.

Предполагается, что принятие закона позволит реализовать принцип всеобщности и равенства налогообложения, обеспечит более справедливое распределение налоговой нагрузки на собственников недвижимости, а также повысит доходы бюджетов муниципальных образований на 284,735 млн руб. в целом.

При действующем порядке исчисления налога (от инвентаризационной стоимости) под обложение налогом не подпадают объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года, так как их инвентаризационная стоимость не определена и у налоговых органов отсутствуют основания для исчисления налога, говорится в пояснительной записке.

Кроме того, «в одном муниципальном образовании существует значительная разница в налоговой нагрузке на владельцев жилья соразмерной площади разного года постройки. Так, например, налог с 1 кв. м площади квартиры в Кировском районе г. Красноярска в многоквартирном доме 1961 года постройки составляет 3,98 рублей, а в доме 2009 года – 47,41 рублей (разница в 11,9 раза). При исчислении налога от кадастровой стоимости суммы налога составят соответственно 6,14 и 19,63 рублей (разница в 3,2 раза)», — подчеркнуто в финансово-экономическом обосновании законопроекта.

В том же документе отмечено, что в настоящее время налоговая нагрузка на налогоплательщиков северной группы городов и районов края значительно выше, чем по остальным группам муниципальных образований края. В муниципальных образованиях Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов, города Норильска инвентаризационная стоимость объектов налогообложения в среднем более чем в два раза превышает кадастровую. По этой группе территорий ожидается снижение налоговых поступлений, а рост поступлений налога будет обеспечен за счет вовлечения в налоговый оборот объектов, не имеющих инвентаризационной стоимости.

С учетом правил вступления в силу актов налогового законодательства, установленных статьей 5 Налогового кодекса, вероятнее всего, закон будет принят в ходе текущей сессии краевого парламента.

Налог на имущество жилого дома с 2019 года

СМОЛЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

от 24 октября 2018 года N 705

О налоге на имущество физических лиц на территории города Смоленска

1. Установить и ввести в действие с 1 января 2019 года на территории города Смоленска налог на имущество физических лиц с применением порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

2. Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах города Смоленска следующее имущество:

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

3. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Установить налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении:

1) жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат — в размере 0,1 процента;

2) объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, — в размере 0,1 процента;

3) единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, — в размере 0,1 процента;

4) гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 6 настоящего пункта, — в размере 0,1 процента;

5) хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, — в размере 0,1 процента;

6) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, — в размере 2 процентов;

7) прочих объектов налогообложения — в размере 0,5 процента.

5. От уплаты налога на имущество физических лиц на территории города Смоленска, помимо категорий налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу в соответствии со статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются многодетные семьи в отношении одного объекта налогообложения каждого вида.

Налоговая льгота предоставляется многодетным семьям в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

2) жилой дом или часть жилого дома.

Применение налоговой льготы для категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу в соответствии с настоящим решением, осуществляется в соответствии с порядком предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

6. Признать утратившими силу:

— решение 9-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 25.03.2016 N 109 «О внесении изменения в статью 7 Положения о налоге на имущество физических лиц на территории города Смоленска, утвержденного решением 65-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 31.10.2014 N 1217»;

7. Настоящее решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.

Председатель
Смоленского городского Совета
Ю.К.СЫНКИН

Новый закон о недвижимости меняет много, а улучшает мало

23 Августа 2018

В свое время классик нашел в России две беды. Живи он в наши дни, возможно, в этот перечень он внес бы еще один пункт.

В последние годы существующая система оценки недвижимости менялась неоднократно, однако до появления стройной модели пока еще далеко. Совсем недавно был принят очередной закон. Что после него изменилось? Понять это мы постараемся с президентом СРО оценщиков «Экспертный совет» и председателем Комиссии по кадастровой оценке и оспариванию кадастровой стоимости Общественного совета при Росреестре Алексеем Каминским.

– 3 августа 2018 года вступил в силу 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Он касается имущественных налогов. Что он меняет в этой сфере?

– Закон очень мудреный, он читается сложно – даже для специалиста понять, что там написано, непросто. Более того, там есть вещи, которые до сих пор непонятны. Например, распространяется ли этот закон на объекты капитального строительства юридических лиц. Или можно ли его использовать после 1 января 2019 года для кадастровых оценок, которые были произведены еще независимыми оценщиками. И таких моментов в тексте немало. Потребителю закон интересен тем, что с 1 января 2019 года можно будет вернуть переплаченные налоги за три предыдущих года, оспорив кадастровую стоимость либо в комиссии, либо в суде, либо, исправив техническую ошибку. Если вы платили налог, условно, 100 единиц, а после 1 января 2019 года докажете, что налог должен был быть 50 единиц, то за 3 последних года вам сделают перерасчет. Это касается земельных участков юридических и физических лиц, а также имущества физических лиц: квартир, домов, дач, гаражей.

Смотрите так же:  Сколько стоит лицензия на топливо

Непонятно, касается ли это имущества юридических лиц. Потому что, с одной стороны, в статье 1 они не упоминаются в отношении пересчета за три налоговых периода, а в статье 2 они уже есть. Нет однозначного ответа, распространяется ли это положение на старые оценки или на новые, в том числе, по земельным участкам юридических и физических лиц, а также на имущество физических лиц? В пункте 6 статьи 3 написано, что действие закона распространяется на основания, возникшие после 1 января 2019 года. Под основанием можно понимать как утвержденные результаты по новой кадастровой оценке, так и, например, положительное решение в рамках оспаривания или исправление технической ошибки. Для потребителя важно – что, если он оспорит оценку до 1 января 2019 года, то ему вернут налоги только за последний год. А если после 1 января 2019 года, то за три года.

– Вы советуете оспаривать после 1 января 2019?

– Да. Если мы читаем закон правильно, то можно будет вернуть налоги, переплаченные три года назад. Экономика, которая была не интересна раньше, то есть за один год, может стать уже интересной, потому что экономия возникнет за три года. Это то, что должны понимать в первую очередь физлица. Что еще для них важно в этом законе. Это про отмену повышающего коэффициента по 20% в год с третьего года.

– Ежегодного прироста налога по 20% не будет?

– Именно так. Раньше действовало положение, что в первый год налог на имущество физических лиц берется от 20% от кадастровой стоимости, в следующий – 40% и так далее по 20% ежегодно пока налог не будет браться от полной величины кадастровой стоимости. Этим законом устанавливается, что если налогоплательщики должны платить налог от 60% кадастровой стоимости, то на этом рост останавливается. А сам прирост налога не может быть больше 10% по сравнению с предыдущим годом. Поясню для наглядности на примере. Если вы платили в прошлом году налог на имущество 100 единиц, в следующем году, даже если вам переоценили кадастровую стоимость, он не может быть больше 110. Но это для тех, кто достиг 60% порога, а произойдет это уже в текущем году в 28 субъектах Российской Федерации. В 21 регионе остановились пока на уровне 40% и только на следующий год к ним станет применяться уже эта норма на 10%. Еще 15 субъектов в этом году заплатят налог 20% от кадастровой стоимости. Остальные 21 территория еще вообще не начинали платить налоги на имущество от кадастровой стоимости.

– Какая ситуация в этом плане в Москве и Московской области?

– В Москве и Московской области в этом году будет утверждена новая кадастровая оценка, причем по всем объектам. И с 1 января 2019 года вернуть переплаченные налоги за три года, в случае если кадастровая стоимость была выше рыночной, уже будет нельзя. Потому что будет утверждена новая кадастровая стоимость, и от нее будет производиться дальнейший расчет имущественных налогов. Также как еще в 33 субъектах РФ, в которых в этом году будут утверждены результаты новой кадастровой оценки. По тем объектам, по которым она будет утверждена, оспорить за три прошлых года и вернуть налоги будет нельзя. Сейчас это можно сделать только за год.

– То есть людям надо спешить?

– Да, до утверждения новой кадастровой стоимости. Но я боюсь, что успеть будет сложно. Пока граждане будут оспаривать, будет утверждена новая оценка.

– Примерно сколько времени может занять процесс оспаривания?

– Быстрее всего это сделать через комиссию при Росреестре – месяц, полтора. Суды – это затяжная история. Но в принципе можно сейчас подать заявление в комиссию и успеть в этом году. Понятно, что в следующем году физлица заплатят еще по старой кадастровой оценке независимо от того, когда будет утверждена новая кадастровая стоимость. Потому что физлица платят на год позже. Это, наверное, самые узловые точки.

– На что еще нужно обратить внимания москвичам и жителям Московской области?

– В ближайшее время на 60 дней будет размещен проект отчета по кадастровой оценке. В течение 50 дней можно будет направить в ГБУ замечания по своим объектам. То есть это будет проект отчета, а не утвержденные еще результаты. И каждый сможет посмотреть предполагаемую кадастровую стоимость своего имущества.

– Где будет размещаться отчет?

– На сайте Росреестра в федеральном фонде данных, а также на сайте ГБУ Москвы и ГБУ Московской области. Сам отчет достаточно объемный документ, десятки гигабайт, миллионы объектов оценки, скачать его очень непросто, но посмотреть кадастровую стоимость, набрав кадастровый номер своего объекта, будет возможно. Мы также в ближайшее время откроем сайт, на котором можно будет посмотреть старую и новую кадастровую стоимость, узнать факторы, на основе которых она получена. Предположим, ваш дом посчитали как кирпичный, а он на самом деле панельный; это повод обратиться в ГБУ для исправления ошибки и пересчета кадастровой стоимости. Более того, мы планируем на этом сайте дать возможность налогоплательщику самому поменять характеристики объекта и его окружения, на основе которых была определена кадастровая стоимость. Например, самому поменять кирпич на панель и посмотреть, как изменится кадастровая стоимость. Для физических лиц – это будет бесплатный сервис.

– Но это не означает, что автоматически произойдет перерасчет кадастровой стоимости?

– Конечно, этот перерасчет человек сделает для себя. Он поймет, стоит ли ему прилагать усилия, писать заявление в ГБУ. Возможно, по модели ГБУ кадастровая стоимость квартиры в панельном и кирпичном доме близки. Хотя это неправильно, рыночная стоимость квартиры в панельном доме должна быть меньше, чем в кирпичном при одинаковых остальных характеристиках. Но это уже вопрос, для решения которого нужно обращаться в специализированные организации, которые смогут дать замечания по методологическим вопросам. Если человек разобрался, почему кадастровая стоимость его объекта существенно выше рыночной, то он должен написать заявление в ГБУ, приведя соответствующее обоснование. Например, может быть неверно указан год постройки дома – очень распространенная ситуация. В этом случае нужно направить правильную информацию в ГБУ с приложением копий подтверждающих документов. ГБУ обязано бесплатно исправить ошибки или привести обоснование, почему они не учли замечание. Вопрос лишь в том, чтобы было содержательное рассмотрение заявлений, а не отписки. Правда, это относится и к заявителям, которые пишут много, эмоционально и не по существу.

– Получается, что каждому собственнику надо знакомиться с отчетом?

– Фактически мы должны все становиться ответственными собственниками. Если человека волнуют налоги, которые он платит, то ему самому придется разбираться в этом вопросе. Начинать нужно с проекта отчета не дожидаясь, когда через год придут расчетки с налогом, основанным на новой кадастровой стоимости. Нужно, введя кадастровый номер своего объекта, посмотреть на сайте ГБУ или на сайте ПроверьНалог.

– Но как человеку понять, адекватна или не адекватна кадастровая стоимость его имущества рынку, он же не риэлтор?

– Разумеется, он не риэлтор, тем не менее, у него есть квартира, дом, дача, гараж, земельный участок. То есть та недвижимость, которая продается, покупается. Можно узнать, за сколько сосед продал свою квартиру и сравнить с кадастровой стоимостью своего жилья. Можно посмотреть объявления в Интернете, как это делает большинство людей, выставляя свой объект на продажу. Это нужно, чтобы понять порядок цен, что сколько стоит. Отклонение в 30% вряд ли стоит принимать во внимание, а вот если в разы, то следует бить тревогу. Сотрудники ГБУ вполне могут допустить ошибки, ведь им надо оценивать сотни, тысяч и миллионы объектов. И они, по ряду причин, в том числе от них независящих, не в состоянии пока это сделать качественно.

– Вы сказали, что в этом году только в 35 субъектах ГБУ провели кадастровую оценку, то есть с 1 января 2019 года далеко не везде эта система может реально заработать?

– В этом году в 35 субъектах будут утверждены результаты кадастровой оценки, проведенной ГБУ. Но в трех субъектах – Москва, Московская область, Санкт-Петербург это будет по всем объектам. Объекты капитального строительства оценивали в 11 субъектах, земли населенных пунктов – в 12 субъектах, земли промышленного назначения – в 10 субъектах. Это наиболее проблемные объекты, так как налоги по ним затрагивают основных налогоплательщиков как физических, так и юридических лиц и формируют доходную часть бюджетов. Во многих регионах в этом году проводилась кадастровая оценка только земель сельхозназначения или земель водного фонда – и все. Все остальные оценки будут проводиться в последующие годы. Это затяжная история. Переходный период предусмотрен до 2020 года.

– Хватит ли этого времени?

— Чтобы была проведена качественная кадастровая оценка ГБУ, нужно решить целый комплекс вопросов: в том числе, организовать взаимодействие с муниципалитетами и различными организациями (без этого не обеспечить качественные исходные данные по объектам оценки), собрать информацию по рынку недвижимости, решить кадровые вопросы. Полагаю, ни один еще раз может случиться трансформация этой системы. Например, 334-ФЗ фактически поставил крест на кадастровой оценке имущества физлиц. А зачем она нужна, например, в 28 регионах, которые достигли 60% порога? Независимо от того, как ГБУ оценит объекты, это даст не более 10% в год роста налога.

– Это хорошо или плохо?

– Смотря, что хотим. Если справедливого налогообложения, то плохо. Люди же хотят, чтобы у них были дороги нормальные, имелась развитая социальная инфраструктура. Кадастровая стоимость сегодня имеет большие перекосы как в большую, так и в меньшую сторону. Справедливо, когда платят от качества объекта, если его рыночная стоимость высокая, то его собственник должен платить большой налог. Сегодня такой зависимости нет. На самом деле, кто платил мало – и будет платить мало, хотя недвижимость у него шикарная. Как была у него заниженная кадастровая стоимость, так она и останется. Просто теперь такое положение дел зафиксировали на законодательном уровне.

– Выходит, эта реформа в пользу обеспеченных и богатых?

– Эта реформа в пользу тех, кто не хочет или не может решить вопрос с качеством исходной информации, необходимой для проведения кадастровой оценки. Вместо того, чтобы наладить нормальную систему, ее фиксируют в том же недоработанном состоянии, в котором она есть. На мой взгляд, проиграют все глобально. У ГБУ не будет мотивации для сбора качественной информации для кадастровой оценки имущества физических лиц. Про справедливость налогообложения на основе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной (по крайней мере по объектам, принадлежащим физическим лицам) можно забыть. Не возникает полноценная система учета и налогообложения имущества на основе кадастровой стоимости, которая уже не должна меняться, а только двигаться в соответствии с рынком. Рынок падающий, значит, кадастровая стоимость снижается и налоги уменьшаются.

Смотрите так же:  Пример заявления о назначении пособия до 1.5 лет

– В новой модели такого механизма нет?

— Теоретически этот механизм никто не отрицает, но предел повышения поставили, а снижаться она может. Но кто же будет ее снижать, чиновникам это невыгодно. Поэтому посмотрим, как все будет происходить. Я думаю, что еще не раз будут вносить изменения в законодательство в сфере имущественных налогов и кадастровой оценки.

– В новом законе есть перечень каких-то льгот для граждан?

– Добавлены льготы детям-инвалидам. Среди льготников раньше их не было. Например, если за ребенком зарегистрирован земельный участок 15 соток, то с 6 соток налог не платится. Или если на таком ребенке числится квартира или дом, то с одного объекта каждого вида он налог платить не будет. Причем в законе записано, что эти льготы исчисляются с 1 января 2015 года, и за три года можно вернуть переплаченные налоги.

– Пенсионерам льготы остаются?

– Льготы, которые были раньше, сохраняются. В Налоговом кодексе указано достаточно много категорий льготников, и гражданам надо в них разобраться; под какие они попадают и в каких случаях.

– Не слишком ли много получается льготников. Есть ли тогда смысл вообще в этом налоге?

– Величина налога на землю и имущество физических лиц для государства незначительная. По налогу на землю физлиц государство собирает по всей стране порядка 40 миллиардов рублей. Такая же примерно сумма по налогу на имущество физических лиц. Огромное количество объектов дает достаточно символические деньги в сравнении с доходами федерального бюджета. Поступления от этих налогов крайне необходимы муниципалитетам. Но федеральный бюджет вполне мог бы компенсировать муниципалитетам эти выпадающие доходы, особенно, если учесть, что администрирование этого налога очень дорогостоящее.

– Зачем тогда вся эта затея, зачем эта гигантская машина по сбору налогов?

– Изначально идея была правильная. Налог на имущество – это местный налог. Муниципалитеты должны понимать, что если они создают условия для притока инвестиций, то стоимость недвижимости растет и, тем самым, поступления в бюджет растут. Это действительно так, но не у нас. За границей налоги на недвижимость до 70% формируют бюджеты муниципальных образований. Мы же инструментом развития территорий до сих пор этот налог сделать не смогли. А вот его фискальная функция очень незначительная.

– В чем Вы видите причины неспособности к системному решению вопросов?

– К сожалению, вместо эволюционного пути развития, наше государство, видимо, по старой памяти предпочитает регулярные революции в этой сфере. Вместо того, чтобы системно подойти к проблеме, ее комплексно обсудить со всеми заинтересованными сторонами, взвесить все риски, сделать пилотный проект, посмотреть результаты, внести необходимые коррективы – мы постоянно шарахаемся то в одну, то в другую сторону. Глобальные изменения произойдут, когда люди, живущие в России, поймут, что все зависит только от них самих, и начнут самостоятельно обустраивать собственную жизнь и брать на себя ответственность за принимаемые решения. Тогда в России много что поменяется.

Предпенсионеры могут не платить налоги на имущество и землю

С 2019 года они, так же как и пенсионеры, будут пользоваться льготами по налогу на имущество и вычетом по земельному налогу, напоминают налоговики Республики Коми.

Льгота освобождает от налога на один дом, одну квартиру или комнату и один гараж. Вычет уменьшает площадь одного земельного участка, на который начисляют налог, на 6 соток. То есть, если предпенсионер имеет жилой дом, квартиру, гараж и земельный участок 6 соток, то с 2019 года он полностью освобождается от налогов.

Если же предпенсионер владеет несколькими объектами одного вида, то льгота будет автоматически применена на тот объект, сумма налога по которому выше. На другие объекты этого же вида налог будет насчитан в обычном порядке.

Данные изменения введены в законодательство в связи с запланированным поэтапным повышением пенсионного возраста. Начиная с 2019 года гражданин, соответствующий условиям выхода на пенсию, которые действовали 31 декабря 2018 года, может получить указанные налоговые послабления и еще до наступления пенсии начать пользоваться льготами наравне с пенсионерами. Льгота будет учтена при расчете налога за 2019 год, то есть в 2020 году.

Чтобы оформить льготу, необходимо подать заявление в налоговый орган. Для этого не обязательно лично приходить в инспекцию. Удобнее всего направить заявление через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», зайти в который можно с подтвержденными логином и паролем от портала Госуслуг. Если предпенсионер не является активным пользователем интернета, то заявление на льготу он может заполнить лично в ближайшей инспекции или МФЦ.

ФНС готовится утвердить формы о подтверждении статуса пенсионера

Законопроект № 607168-7 предусматривает представление в налоговые органы сведений о пенсионерах и предпенсионерах в целях предоставления им налоговых льгот.

Подробнее об этом законопроекте мы писали в статье «Сразу несколько деклараций отменят».

В этой связи ФНС приступила к разработке документа об утверждении формы и формата представления сведений о лицах пенсионного и предпенсионного возраста.

Текст документа пока не опубликован. Предполагается, что новые формы будут применяться с апреля 2019.

Что ждет налогоплательщиков-физлиц в 2019 году? Пять новостей от замглавы ФНС

«НДФЛка» в блоге компании опубликовала самое главное и интересное из интервью замглавы ФНС Светланы Бондарчук программе «Налоги». Бондарчук рассказала, что ожидает налогоплательщиков-физических лиц в 2019 году.

Первое. Вступает в силу новое правило перерасчетов имущественных налогов для физлиц.

Второе. Изменится применение результатов оспаривания кадастровой стоимости.

Третье. В 2019 году увеличится количество регионов с десятипроцентным ограничением по росту имущественных налогов для физических лиц.

Четвертое. Состоится переход на прямую формулу расчета имущественного налога в тех регионах, где последние три года определение сумм налога проводилось на основе кадастровой стоимости.

Пятое. По всем вопросам, касающимся имущественных налогов физических лиц можно будет обратиться в МФЦ. Перечень услуг, предоставляемых центрами будет расширен.

Вы можете быстро рассчитать размер налогового вычета при покупке квартиры, оплате лечения или обучения.

При необходимости вы сможете обратиться к специалистам компании НДФЛка, которые помогут вам вернуть деньги.

Разработана форма заявления о гибели имущества, облагаемого налогом

С 2019 года налогоплательщики–физлица смогут направить в налоговые органы, в том числе через МФЦ, заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В этой связи ФНС разработала форму такого заявления, порядок его заполнения и электронный формат.

Текст соответствующего приказа опубликован на федеральном портале.

Подать уведомление на льготу по налогу на имущество можно до 1 ноября включительно

Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота.

По мнению ФНС, выраженному в письме № БС-4-21/22573@ от 21.11.2018, последним днем подачи уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физлиц, является 1 ноября.

Что изменится в расчете налога на имущество граждан с 2019 года

ФНС напоминила об изменениях в законодательстве по налогу на имущество физлиц, которые вступят в силу с 1 января 2019 года.

К 63 субъектам РФ, где по региональным законам действует порядок налогообложения объектов недвижимости физлиц исходя из кадастровой стоимости, добавятся ещё семь: Пермский край, Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области. В этих регионах к налогообложению впервые будут привлечены объекты, права физлиц на которые зарегистрированы в упрощенном порядке без проведения техинвентаризации и определения инвентаризационной стоимости: садовые, дачные дома, хозпостройки площадью более 50 кв. м, гаражи и т.п. Также впервые будут обложены налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости жилые помещения, введенные в эксплуатацию с 2013 года, по которым не определялась инвентаризационная стоимость, но есть кадастровая оценка. При этом будет применен понижающий коэффициент 0,2 к первому налоговому периоду расчета налога (п. 8 ст. 408 НК РФ).

В 14 регионах, где расчет налога исходя из кадастровой стоимости будет применяться второй год, коэффициент к налоговому периоду составит 0,4; в 21 регионе третьего года применения указанного порядка коэффициент составит 0,6. При этом в 49 регионах, где налогообложение недвижимости осуществляется исходя из кадастровой стоимости третий и последующие годы, будет применен коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с его суммой за предыдущий период. Исключением являются объекты торгово-офисного назначения (п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

В оставшихся субъектах РФ, где налоговой базой является инвентаризационная стоимость объектов капитального строительства, для расчета налога эта стоимость будет индексирована на коэффициент-дефлятор 1,481.

Кроме того, изменится порядок перерасчета налога на имущество физлиц. Теперь независимо от оснований перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Это изменение направлено на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физлиц своевременно уплачивать имущественные налоги.

Меняется и порядок применения кадастровой стоимости для налогообложения объектов капитального строительства. Так, в случае оспаривания кадастровой стоимости сведения о её новом значении (рыночной стоимости здания, строения, сооружения, помещения), установленном после 1 января 2019 г. решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываются при определении налоговой базы, начиная с периода налогообложения объекта недвижимости по оспоренной кадастровой стоимости (п. 2 ст. 403 НК РФ).

Смотрите так же:  Учебно-наглядное пособие по математике

С 2019 года лица предпенсионного возраста, соответствующие определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2018 года, имеют право на льготу, освобождающую их от уплаты налога по одному объекту определённого вида (пп. 10.1 п. 1 ст. 407 НК РФ).

Изменения также могут произойти на региональном и муниципальном уровне, так как органы исполнительной власти субъектов РФ имеют полномочия утверждать результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а органы местного самоуправления могут устанавливать налоговые ставки и льготы.

Информацию о ставках и льготах по имущественным налогам граждан можно найти в нашем справочнике.

Клерки платят личные налоги вовремя

Сегодня на нашем сайте завершился опрос на тему имущественных налогов, срок уплаты которых истек 3 декабря 2018.

Как показали его результаты, 73 % налогоплательщиков рассчитались с бюджетом вовремя.

6 % опрошенных не имеют налогооблагаемого имущества.

Остальные 21 % опрошенных не произвели уплату налогов по разным причинам. 10 % не получили уведомление из ИФНС, на основании которого производиться уплата налога, 9 % респондентов ограничены в средствах – не уплату налогов у них не хватает денег. Принципиальных неплательщиков нашлось немного – 2 % от общего количества опрошенных.

Что такое «Единый налоговый платеж физического лица»?

С 1 января 2019 года для граждан упрощен порядок уплаты имущественных налогов — установлен единый налоговый платеж физического лица. Об этом напоминают налоговики Сахалинской области.

Единый налоговый платеж физического лица — это денежные средства, которые гражданин добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации с помощью одного платежного поручения. Эта сумма зачисляется на соответствующий счет Федерального казначейства для уплаты налога на имущество физических лиц, а также транспортного и земельного налогов. Платежи будут поступать в бюджеты по месту нахождения соответствующих объектов налогообложения.

Зачет платежа налоговые органы будут проводить самостоятельно при наступлении срока уплаты имущественных налогов. В первую очередь суммы будут зачтены в счет погашения недоимок и (или) задолженностей по соответствующим пеням и процентам по налогам при наличии таковых.

О принятом решении о зачете налогоплательщик будет проинформирован. Также все данные будут отражаться в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц».

Уплатить единый платеж сможет не только сам налогоплательщик, но и иное лицо за него. Однако последнее не вправе требовать возврата денежных средств — только сам налогоплательщик имеет на это право.

Использование единого налогового платежа значительно сократит время, затрачиваемое на оформление платежных документов, а также минимизирует ошибки граждан при заполнении нескольких платежек.

Налоговики будут получать сведения о предпенсионерах из ПФР по СМЭВ

С 1 января 2019 года предпенсионеры начнут обращаться в ИФНС за предоставлением налоговых льгот. Речь идет о вычете по земельному налогу и льготах по налогу на имущество физлиц.

Но как налоговики узнают, что данный налогоплательщик является предпенсионером? Им об этом сообщит ПФР в электронном виде посредством системы межведомственного взаимодействия СМЭВ 3.0.

Как будет проходить этот процесс и какие конкретно сведения будут передаваться, ПФР объяснил в письме от 23.11.2018 № СЧ-25-17/23463.

Данный документ доведен до сведения письмом ФНС № БС-4-21/23076@ от 29.11.2018.

Как начисляют налог на имущество в случае сноса дома

ФНС России на своем сайте разъяснила порядок налогообложения объектов недвижимости, принадлежащих физлицам, в случае прекращения их существования: в том числе в результате сноса, разрушения, уничтожения.

По общему правилу, налоговая инспекция исчисляет налог на имущество физлиц на основании сведений об объектах недвижимости, которые представляют органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Чтобы внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в связи с прекращением существования объекта, заинтересованные лица представляют в органы Росреестра акт обследования. В нем кадастровый инженер подтверждает гибель или уничтожение объекта капитального строительства. Затем сведения о снятии объекта с кадастрового учета и прекращения прав на него направляются органами Росреестра в налоговые органы.

До поступления в инспекцию указанных сведений факт уничтожения (утраты физических свойств) объекта капитального строительства может устанавливаться также на основании соответствующего заявления налогоплательщика или его представителя. В нем должна содержаться информация о гибели или уничтожении объекта, а также приложены подтверждающие документы: например, справка местной администрации о гибели объекта из-за стихийного бедствия, справка органов госпожнадзора, вступившее в силу судебное постановление, акт обследования или заключение организации государственного учета жилищного фонда о сносе объекта и тому подобное. В этом случае для прекращения исчисления налога может применяться порядок, предусмотренный п. 5 ст. 408 НК РФ. При этом учитывается, что дата прекращения права собственности на объект будет установлена налоговым органом по результатам рассмотрения документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимого имущества.

Личные имущественные налоги уплачены, можно спать спокойно. Или нет?

Личные имущественные налоги уплачены, можно спать спокойно. Или нет?

3 декабря истекает срок уплаты имущественных налогов физлиц за 2017 год.

До этой даты включительно надо заплатить налог на имущество, транспортный и земельный налоги на основании полученного из ИФНС уведомления.

Все ли наши читатели выполнили эту обязанность и теперь могут спать спокойно?

Выясним это в ходе опроса, в котором приглашаем вас принять участие.

С 2019 года изменяется порядок перерасчетов имущественных налогов

С 1 января 2019 года изменяется порядок перерасчета земельного налога и налога на имущество физических лиц. Об этом напоминает УФНС Кировской области. Так, перерасчет указанных налогов может выполняться не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления.

При этом гражданам, заплатившим имущественные налоги в установленный срок, перерасчет в сторону увеличения ранее уплаченных сумм налогов не допускается.

Такие изменения внесены в статью 52 Налогового Кодекса РФ Федеральным законом от 03.08.2018 №334-ФЗ. К примеру, гражданин — собственник земельного участка в 2018 году полностью оплатил земельный налог за 2017 год согласно налоговому уведомлению. Начиная с 2019 года перерасчет оплаченного налога, например, в связи с выявленной в значении кадастровой стоимости участка ошибкой, нельзя будет произвести, если такой перерасчет ухудшит положение налогоплательщика, то есть приведет к увеличению уплаченного налога.

Эти изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование граждан своевременно уплачивать имущественные налоги.

Напоминаем, имущественные налоги за 2017 год (транспортный и земельный налоги, налог на имущество физических лиц) собственникам имущества необходимо уплатить не позднее 3 декабря 2018 года.

Почему опять вырос налог на имущество граждан

Граждане получили уведомления по налогу на принадлежащее им имущество, землю и транспорт за 2017 г. и должны успеть оплатить в ближайшие две недели. Срок уплаты истекает 3 декабря.

Имущественные налоги без извещений уплатить невозможно, их рассчитывают сами налоговики, напоминает газета «Ведомости». Например, налог на имущество рассчитывается по сложной формуле, которая помимо прочего зависит от региона.

Для большинства россиян в этом году этот налог снова вырос, хотя его ставки практически не изменились. Дело в том, что с 2016 г. расчет налога на имущество граждан постепенно переводится на приближенную к рыночной кадастровую стоимость. Прежде он считался исходя из инвентаризационной стоимости объектов (по БТИ), в большинстве случаев существенно более низкой.

Регионы переходят на расчет налога по-новому постепенно. Первые четыре года с начала применения кадастровой оценки сумма налога увеличивается постепенно (от рассчитанной по инвентаризационной стоимости до расчета по кадастру) с помощью понижающих коэффициентов: в первый год – 0,2, во второй – 0,4, в третий – 0,6, в четвертый – 0,8 и достигнет максимума на пятый год. Например, в Москве и еще 27 регионах налог на имущество физических лиц за 2017 г. исчисляется исходя из 60% кадастровой стоимости и 40% стоимости объектов по БТИ.

Однако в августе 2018 г. было введено важное ограничение: налог на недвижимость не может расти более чем на 10% к прошлогоднему платежу. Так, если сумма налога за 2017 г. превышает сумму налога за 2016 г. более чем на 10%, налог будет равен прошлогоднему платежу плюс 10%, разъясняла ранее налоговая служба.

До расчета налога кадастровая стоимость каждой квартиры автоматически уменьшается на стоимость ее 20 кв. м, жилого дома – 50 кв. м, комнаты – 10 кв. м. Кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса с жилым помещением уменьшается на 1 млн руб. независимо от числа собственников: если их несколько, 1 млн делится на всех пропорционально долям. Это вычеты.

Лица, имеющие право на специальные льготы по налогу на имущество, например пенсионеры, при наличии нескольких однотипных объектов должны заранее выбрать среди них один для льготы и направить уведомление об этом в налоговую службу. Если они этого не сделают, то для льготы будет выбрано имущество самой налоговой, причем то, по которому получается самый большой налог.

В этом году изменилась льгота по земельному налогу: если ранее налоговая база уменьшалась на 10 000 руб., то теперь необлагаемой стала величина кадастровой стоимости 6 соток – 600 кв. м участка земли.

При расчете земельного налога налоговые органы в этом году впервые применили вычет для 12,8 млн налогоплательщиков, сообщала ФНС.

Тем, кто не уплатит вовремя налог, начислят пени. И может быть даже штраф, если налоговая инспекция не начисляет налог потому, что гражданин не уведомил налоговиков о наличии у него имущества (есть специальная форма для уведомления).

Неплательщикам ФНС сама направляет требование об уплате недоимки и пеней. Штрафы и пени есть и в личном кабинете налогоплательщика. Если сумма задолженности с учетом штрафа и пеней превышает 3000 руб., а налогоплательщик их так и не уплатил, то в течение шести месяцев с момента истечения срока уплаты налоговики могут обратиться в суд с требованием выплатить долг. Если суд это требование удовлетворит, долг будет взыскан принудительно, в том числе деньги могут быть списаны с банковского счета неплательщика. Поэтому юристы настоятельно советуют обращаться в налоговую, если имущество, которое вам принадлежит, по каким-то причинам не отражено в налоговом уведомлении.