Могут ли законами субъектов рф устанавливаться дополнительные льготы

Статья 12. Компенсации и льготы конверсируемым организациям

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 12. Компенсации и льготы конверсируемым организациям

1. Компенсации и льготы, предоставляемые государством конверсируемым организациям, устанавливаются настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Законами субъектов Российской Федерации конверсируемым организациям могут устанавливаться дополнительные льготы по сравнению с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

2. Конверсируемые организации в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, имеют право на ускоренную амортизацию части основных производственных фондов, а в случаях полного снятия государственного оборонного заказа и при отсутствии возможности использования данных фондов при производстве продукции (работ, услуг) гражданского назначения на их безамортизационное списание и реализацию другим организациям по установленной сторонами цене, за исключением оборудования, обеспечивающего выполнение мобилизационных заданий (заказов).

О применении специальных коэффициентов к нормам амортизации для целей исчисления налога на прибыль см. Налоговый кодекс РФ

3. Конверсируемые организации на период выполнения инвестиционных программ конверсии до выхода на рентабельный режим работы в сроки, установленные данными программами, в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть освобождены частично или полностью от уплаты налога на прибыль предприятий и организаций, налога на имущество предприятий, земельного налога.

Льготы, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются конверсируемым организациям в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Размеры таких льгот определяются налоговым законодательством Российской Федерации.

4. Конверсируемым организациям в связи с сокращением или прекращением научной и (или) производственной деятельности по обеспечению федеральных государственных нужд в области обороноспособности и безопасности Российской Федерации предоставляется государственная поддержка в виде компенсаций на безвозвратной основе в целях:

возмещения затрат (полностью или частично) на фонд оплаты труда работников, высвобождаемых из организаций оборонной промышленности;

компенсации убытков в виде упущенной выгоды от снятия или уменьшения государственного оборонного заказа, если условие о возмещении таких убытков предусмотрено государственным контрактом (контрактом);

поддержания в работоспособном состоянии временно не загруженных в связи с сокращением оборонного производства уникального оборудования, испытательных стендов и полигонов двойного назначения;

содержания объектов социальной инфраструктуры (полностью или частично).

5. Конверсируемым организациям может предоставляться государственная поддержка для реализации на внутреннем рынке продукции (работ, услуг) гражданского назначения, произведенной ими в результате осуществления инвестиционных программ конверсии, в форме:

включения в качестве инвестиционного условия при продаже объектов приватизации на коммерческих конкурсах обязательств победителей коммерческих конкурсов использовать продукцию гражданского назначения для внесения инвестиций в натуральной форме, если качественные характеристики указанной продукции соответствуют характеристикам аналогичной иностранной продукции или превосходят их либо если цена указанной продукции соответствует ценам аналогичной иностранной продукции или ниже таких цен;

учета в структуре цен на товары субъектов естественных монополий обоснованных расходов на приобретение такими субъектами конверсионной продукции для целей технического переоснащения, модернизации и расширения производства и включения данных расходов в себестоимость товаров таких субъектов, учитываемую при расчете налогооблагаемой прибыли;

иных протекционистских мер, в том числе мер, применяемых при определении условий соглашения о разделе продукции.

6. Расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации в образовательных учреждениях работников, высвобождаемых в связи с проведением конверсии и направляемых в образовательные учреждения конверсируемыми организациями в рамках осуществления инвестиционных программ конверсии, могут частично финансироваться за счет средств федерального бюджета.

Письмо Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2017 г. № БС-19-21/327 “О применении положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке применения с 1 января 2018 года налоговых ставок по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, и рекомендует учитывать следующее.

Согласно пункту 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации имеют право на льготу по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Льгота предоставляется в виде освобождения от уплаты налога, за исключением случаев уплаты налога в отношении объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии, с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми. Данное ограничение с 1 января 2017 года не распространяется на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 1 января 2013 года.

В соответствии со статьей 381.1 Кодекса данная льгота с 1 января 2018 года применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

При этом согласно положениям Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу с 1 января 2018 года, статья 380 Кодекса дополняется пунктом 3.3, согласно которому налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, не освобожденного от налогообложения в соответствии со статьей 381.1 Кодекса, не могут превышать в 2018 году 1,1 процента.

Также статья 381.1 Кодекса дополняется пунктом, согласно которому законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта Российской Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

Учитывая изложенное, если в субъекте Российской Федерации в 2018 году не будет законодательно предусмотрено продление действия льготы по пункту 25 статьи 381 Кодекса и не будут установлены иные дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, налог и авансовые платежи по налогу за налоговый период (отчетные периоды) 2018 года будут исчисляться по ставке, предусмотренной региональным законодательством в пределах 1,1%, или по ставке 1,1% (если законодательством субъекта Российской Федерации не будет установлена ставка в соответствии с пунктом 3.3 статьи 380 Кодекса (в соответствии с положениями пункта 4 статьи 380 Кодекса)).

Обзор документа

Разъяснения касаются применения с 1 января 2018 г. ставок по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

В соответствии с НК РФ данная льгота с 1 января 2018 г. применяется на территории субъекта Федерации, если принят соответствующий региональный закон.

Если в регионе в 2018 г. не будет законодательно предусмотрено продление действия льготы и не будут установлены иные дополнительные льготы в отношении движимого имущества, то налог и авансы за налоговый период (отчетные периоды) 2018 г. будут исчисляться по ставке, предусмотренной региональным законодательством в пределах 1,1%, или по ставке 1,1% (если законодательством субъекта Федерации не будет установлена ставка).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Налог на имущество организаций. Дополнительные льготы по налогу (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 17.04.2015

Льготой по налогу признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Налог на имущество организаций (далее — налог на имущество) является региональным (п. 1 ст. 14 НК РФ). Данный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации, а с момента их вступления в силу обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 372 НК РФ).
Вводя налог на имущество, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ).
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности исчисления налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества согласно гл. 30 НК РФ, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Иными словами, субъекты Российской Федерации при введении на своей территории налога на имущество могут устанавливать льготы, которые будут действовать только на территории этого субъекта Российской Федерации.
Например, на территории Москвы действует Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон г. Москвы), в ст. 4 которого перечислены юридические лица, имеющие право на льготу, в виде освобождения от уплаты налога, а также условия предоставления этой льготы. В частности:
— автономные, бюджетные и казенные учреждения г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве;
— казенные предприятия г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве;
— органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления в г. Москве;
— организации — в отношении автомобильных дорог и дорожно-мостовых сооружений общего пользования, придорожного озеленения, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Москвы);
— организации — в отношении объектов жилищного фонда, используемого в отчетном (налоговом) периоде по назначению на основании договора найма, договора безвозмездного пользования;
— организации — в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса, газоснабжения, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета г. Москвы и (или) бюджетов внутригородских муниципальных образований в г. Москве, а также в отношении подземных коллекторов для инженерных коммуникаций и имущества, предназначенного для их содержания и эксплуатации;
— жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, действующие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
— религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности;
— организации — в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве (порядок подготовки и оформления документов, необходимых для подтверждения права организаций на применение данной льготы, утверждается Правительством Москвы);
— организации — в отношении имущества, сдаваемого в аренду организациям, которые производят легковые автомобили на территории г. Москвы и используют данное имущество в целях указанного производства и т.д.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы налоговая ставка устанавливается в размере 2,2%, за исключением ставки, предусмотренной в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Последняя устанавливается в следующих размерах: 0,9% — в 2014 г.; 1,2% — в 2015 г.; 1,5% — в 2016 г.; 1,8% — в 2017 г.; 2,0% — в 2018 г.
Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий (п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы):
1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее 3 календарных лет, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, поименованного в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы, составила не менее 10 человек, и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн руб.
Налогоплательщики уплачивают налог в размере 25% суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:
— налогоплательщиками для осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности;
— научными организациями, выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30% всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.
Налоговые льготы, установленные ст. 4 Закона г. Москвы, распространяются на объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
На территории Республики Карелия действует Закон Республики Карелии от 30.12.1999 N 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», в ст. 3 которого перечислены организации, имеющие право на льготу в виде пониженной налоговой ставки.
Так, пониженная ставка по налогу на имущество в размере 0% установлена для организаций:
— реализующих инвестиционные проекты в соответствии с законодательством Республики Карелия — в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта, на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше 5 — 7 лет (понижение ставки не распространяется на имущество, созданное или приобретенное в ходе реализации инвестиционного проекта и переданное инвестором в аренду или доверительное управление юридическим или физическим лицам);
— являющихся собственниками объектов линейной части магистральных газопроводов, газораспределительных станций, объектов газораспределительных систем, находящихся на территории Республики Карелия, построенных в рамках реализации программы газификации субъектов Российской Федерации, — в отношении перечисленных объектов, право собственности на которые возникло с 1 января 2014 г. (эти организации представляют в налоговый орган по месту налогового учета в составе отчетности за первый отчетный (налоговый) период, в котором использовано право на льготу, следующие сведения по каждому объекту основных средств: наименование, инвентарный номер, место нахождения, первоначальную стоимость, дату ввода в эксплуатацию объекта основных средств).
При наличии у организации, реализующей инвестиционный и (или) приоритетный инвестиционный проект в соответствии с законодательством Республики Карелия, нескольких оснований для применения пониженных ставок по налогу на имущество размер такой ставки определяется по одному из оснований по выбору указанной организации.
Пониженная налоговая ставка в размере 0,1% установлена для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, рыболовецких артелей (колхозов), сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции (работ, услуг) по основной деятельности составляет не менее 50% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Пониженная налоговая ставка в размере 0,2% установлена для:
— бюджетных и автономных учреждений, которые получают из бюджета Республики Карелия или местных бюджетов субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), казенных учреждений, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия или местных бюджетов, — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обслуживания населения;
— образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— организаций, осуществляющих деятельность воздушного транспорта, вспомогательную деятельность воздушного транспорта, — в отношении имущества авиации.
Ставка в размере 0,4% устанавливается для организаций, занимающихся строительством и ремонтом судов.
В п. п. 5 — 9 ст. 3 Закона Республики Карелия перечислены организации, имеющие право на льготу в виде пониженной налоговой ставки в размерах от 0,5 до 1,8%. Для всех остальных налогоплательщиков, в том числе и организаций, перечисленных в п. п. 1 — 7, 8 и 9 ст. 3 указанного Закона, при нарушении ими условий предоставления налоговых льгот, установлена ставка в размере 2,2%.
Налоговые льготы по налогу на имущество предусмотрены также и положениями НК РФ.
Перечень данных льгот приведен в ст. 381 НК РФ. В частности, освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ) религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Статьей 21 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.
Следовательно, религиозной организации может принадлежать имущество как религиозного назначения, так и иное (в том числе библиотека, инвентарь, холодильники, компьютеры, автомобили, сельскохозяйственная техника и другие хозяйственные и социально-культурные объекты), необходимое для обеспечения религиозной деятельности.
Таким образом, если религиозная организация не осуществляет иную, отличную от религиозной, деятельность, все необходимое для обеспечения религиозной деятельности названное имущество (основные средства), находящееся на балансе религиозной организации, не признается объектом обложения налогом на имущество. Именно такое мнение изложено в Письме ФНС России от 23.08.2012 N БС-4-11/13927@.
Следует отметить, что в отношении жилого здания, принадлежащего религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии, положения п. 2 ст. 381 НК РФ применяться не могут (Письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-05-05-02/32556).
Освобождаются также от налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 381 НК РФ:
1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг.

Смотрите так же:  Как оформить портфолио группы в детском саду

Исключением являются подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по Перечню, утверждаемому Постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 N 90 «Об утверждении Перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемых такими организациями». Кроме того, исключением являются брокерские и иные посреднические услуги;
3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 N 1012 «Об утверждении Перечня освобождаемых от налога на имущество специализированных организаций (юридических лиц), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями» утвержден Перечень освобождаемых от уплаты налога на имущество специализированных организаций (юридических лиц), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
5) организации — в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Правительством РФ от 30.09.2004 N 504 «О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов»;
6) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий (п. 13 ст. 381 НК РФ).
Основанием для применения права на льготу по налогу на имущество является совокупность документов, подтверждающих ведение упомянутой деятельности, в том числе учредительные документы (устав, положение), договоры на изготовление протезно-ортопедических изделий, технических средств реабилитации и ортопедической обуви и оказание услуг по реабилитации, получение выручки от их реализации (Письмо Минфина России от 11.07.2012 N 03-05-05-01/45);
7) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. Правовой статус указанных форм адвокатских образований определен Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 63-ФЗ), ст. 20 которого установлено, что адвокаты могут осуществлять деятельность только через адвокатские образования. Возникающие при этом отношения во взаимосвязи с положениями ст. ст. 22 — 24 Федерального закона N 63-ФЗ регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Что касается государственных юридических бюро, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, то порядок их создания и деятельности определен Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», согласно п. 4 ст. 17 которого государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ.
Таким образом, установленная п. 14 ст. 381 НК РФ льгота по налогу на имущество на государственные юридические бюро не распространяется (Письмо Минфина России от 25.04.2012 N 03-05-04-01/17);
8) имущество государственных научных центров (п. 15 ст. 381 НК РФ).
Отметим, что с 1 января 2015 г. на основании п. 7 ст. 2 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» п. 15 ст. 381 НК РФ действует в новой редакции, в соответствии с которой освобождается от налогообложения имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров.
Мнение о том, что условием предоставления указанной льготы является присвоение организации статуса государственного научного центра, не раз высказывалось в Письмах Минфина России от 25.04.2013 N 03-05-05-01/14541, от 23.04.2012 N 03-05-05-01/22. Солидарны с этим мнением были и налоговые органы, о чем свидетельствует Письмо ФНС России от 14.04.2014 N БС-4-11/7106@;
9) организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, которые имеют высокий класс энергетической эффективности, если для таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (п. 21 ст. 381 НК РФ).

Смотрите так же:  Заявление на смену фамилии р24001

В Письме Минфина России от 14.03.2014 N 03-05-05-01/11023 указано, что при применении льготы по налогу на имущество организаций по п. 21 ст. 381 НК РФ необходимо руководствоваться Перечнем объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 308;
10) организации — в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям (п. 24 ст. 381 НК РФ):
— имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря (абз. 2 п. 24 ст. 381 НК РФ);
— имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ (абз. 3 п. 24 ст. 381 НК РФ).

Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абз. 2 п. 24 ст. 381 НК РФ, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абз. 1 — 3 п. 24 ст. 381 НК РФ в течение не менее 90 календарных дней в пределах одного календарного года.
Разъяснения по вопросам об освобождении от налогообложения имущества, используемого при разработке морских месторождений углеводородного сырья, а также о заполнении налоговой декларации в указанном случае содержатся в Письме ФНС России от 13.02.2014 N БС-4-11/2308.
Обратите внимание! С 1 января 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 381 НК РФ дополнена новым п. 25, согласно которому освобождается от обложения налогом движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, за исключением случаев, когда оно принято на учет в результате:
— реорганизации или ликвидации юридических лиц;
— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми согласно положениям п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций — региональный налог, который уплачивают организации со стоимости принадлежащего им имущества (в основном недвижимого имущества).

Налог на имущество организаций регулируется главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, а также законами субъектов Российской Федерации.

Налог на имущество организаций является одним из имущественных налогов.

Налог на имущество это региональный налог. Он вводится на территории региона (субъект Российской Федерации) законами субъектов Российской Федерации. При этом, закон субъекта Российской Федерации определяет (ст. 372 НК РФ):

Но не более 2,2%, ст. 380 НК РФ;

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году — 1,5 процента, в 2015 году — 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году — 1,0 процента, в 2015 году — 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента.

Порядок и сроки уплаты налога

Налоговые льготы (дополнительно, к установленным в ст. 381 НК РФ)

Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 373 НК РФ). Имущество, которое признается объектом налогообложения определено в ст. 374 НК РФ.

Объектом налогообложения признается не все имущество организации. Объектами налогообложения для российских организаций признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (ст. 374 НК РФ).

Для некоторых категорий недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Перечень такого имущества указан в ст. 378.2. НК РФ:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (см. Административно-деловой центр и Торговый центр (комплекс));

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Смотрите так же:  Компенсация уволенным военнослужащим за жилье

Переход к налогообложению указанного имущества от кадастровой стоимости осуществляется на основании Закона субъекта Российской Федерации, который может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 378.2. НК РФ).

Некоторые категории имущества не признаются объектом налогообложения. Перечень такого имущества указан в п. 4 ст. 374 НК РФ:

1) Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы;

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Об обложении налогом движимого имущества

С 2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество организаций. Подробнее: С 2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество.

До 2019 года:

Не признаются объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Остальные объекты движимого имущества могут облагаться налогом.

В то же время, большая часть движимых основных средств организации не облагается налогом на имущество. Так, п. 25 ст. 381 НК РФ (льгота) определяет, что освобождаются от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

— реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми.

В то же время, в 2018 году эта льгота применяется только если Субъект Российской Федерации принял закон, подтверждающий применение этой льготы на своей территории (ст. 381.1. НК РФ). Если Субъект Российской Федерации (Москва, Московская область, Владимирская область, Красноярский край и т.д.) такого закона не принял, то в 2018 году движимое имущество 3-10 амортизационных групп облагается налогом на имущество.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета (ст. 375 НК РФ). Налоговая база рассчитывается на основании Средней стоимости имущества (Среднегодовая стоимость имущества), порядок расчета которой определен в п. 4 ст. 376 НК РФ.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (применяется с 1 января 2014 года — Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ). Перечень таких объектов определен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно (п. 1 ст. 376 НК РФ):

— в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации)

— в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс

— в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации

— в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»

— в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость

— в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 376 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ).

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ).

При этом, законом субъекта Российской Федерации отчетные периоды могут быть не установлены (п. 3 ст. 379 НК РФ).

Налоговые льготы предусмотрены ст. 381 НК РФ. Например, освобождаются от налогообложения организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (п. 21).

Как отмечаловь выше, региональным нормативным актом могут быть введены дополнительные льготы по налогу на имущество.

Так, к примеру, льготы по налогу на имущество организаций в Москве установлены Законом г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 «О налоге на имущество организаций». Законом г. Москвы от 26 ноября 2014 г. N 56 с 1 января 2015 года была введена льгота, по которой сумма налога по офисам производственных компаний Москвы уменьшается в 4 раза от базовой ставки.

Налоговая декларация и налоговые расчеты

Налоговая отчетнсоть регулируется ст. 386 НК РФ «Налоговая декларация»

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (п. 1 ст. 386 НК РФ):

— по своему местонахождению

— по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс

— по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога)

— по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ).

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Историческая справка

Налог на имущество организаций был введен Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (тогда он именовался «Налог на имущество предприятий»).

С 1 января 2004 года была введена в действие глава 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» (федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ).

До 1 января 2013 года в налоговую базу по налогу на имущество организаций включалось как движимое, так и недвижимое имущество, являющееся основными средствами. С 1 января 2013 года было введено правило, что не облагается налогом движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ).

С 1 января 2014 года некоторые виды недвижимого имущества облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости (изменения, введенные Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Административно-деловой центр — офисные здания делового, административного и коммерческого назначения

Средняя стоимость имущества (Среднегодовая стоимость имущества) — средняя стоимость имущества, которая определяется для расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Налог на имущество физических лиц — местный налог, которым облагается имущество физическиз лиц. С 1 января 2015 года регулируется главой 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса России.

Инновационное высокоэффективное оборудование — категирии основных средств, определяемые законом субъекта Российской Федерации, по которым могут устанавливаться льготы по налогу на имущество организаций.

Имущественные налоги — налоги, которыми облагаются различные виды имущества.