Ликвидация фонда процедура

Глава IX. Реорганизация и ликвидация фонда

Глава IX. Реорганизация и ликвидация фонда

Статья 33. Реорганизация и ликвидация фонда

1. Законодательство Российской Федерации выделяет два способа прекращения деятельности юридического лица (фонда в том числе) — реорганизацию и ликвидацию.

Фонд, как и любое юридическое лицо, может прекратить свою деятельность без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ликвидация). Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. В случае НПФ заинтересованными лицами могут быть ФСФР России, Федеральная регистрационная служба Российской Федерации и их территориальные органы.

Наиболее распространенной причиной ликвидации юридических лиц в судебном порядке является банкротство. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность фонда в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Другим критерием для возбуждения дела арбитражным судом о банкротстве является размер требований к должнику — юридическому лицу, который в совокупности должен составлять не менее ста тысяч рублей. При возникновении признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям должника сведения о наличии указанных признаков. Учредители, в свою очередь, обязаны принять своевременные меры по предупреждению банкротства организации.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов. Финансовое оздоровление подразумевает совершение действий, применяемых к должнику и направленных на восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В целях восстановления платежеспособности должника применяется еще одна процедура банкротства — внешнее управление. Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Реорганизация юридического лица подразумевает правопреемственность между реорганизуемым лицом (реорганизуемыми лицами) и лицом (лицами), возникающим после реорганизации. ГК РФ выделяет пять форм реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Эти формы отличаются друг от друга по следующим признакам:

1) создается или не создается в результате преобразования новое юридическое лицо;

2) приводит ли реорганизация к прекращению деятельности реорганизуемого юридического лица или нет;

3) происходит ли изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация в форме преобразования юридического лица заключается в изменении его организационно-правовой формы, при этом к вновь возникшему лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Не каждое юридическое лицо может быть преобразовано в юридическое лицо другого вида. Федеральный закон N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» устанавливает запрет на преобразование фонда в другую организационно-правовую форму.

Реорганизация в форме слияния двух и более юридических лиц приводит к переходу прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему юридическому лицу. Для реорганизации в форме присоединения характерно прекращение деятельности двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу, т.е. при такой форме реорганизации новое юридическое лицо не создается, а деятельность лица, к которому присоединяются другие лица, после реорганизации не прекращается. Реорганизация в форме выделения — это создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, а деятельность первоначального юридического лица прекращается.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд может быть реорганизован путем слияния, разделения, присоединения и выделения. Решение о реорганизации принимается советом фонда.

2. Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:

— принятие решения о реорганизации;

— согласование решения о реорганизации с ФСФР России;

— уведомление кредиторов фонда о его реорганизации;

— составление и утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

— государственная регистрация изменений фонда.

Решение о реорганизации фонда принимается советом фонда квалифицированным большинством голосов, т.е. решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов совета фонда. В решение также определяется форма реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) и порядок ее ведения. В случае реорганизации в форме слияния или присоединения необходимо принятие согласованных решений двух (или более) юридических лиц.

В решение могут предусматриваться:

— сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

— способ оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств;

— порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации, а также особый порядок осуществления отдельных операций (например, осуществление финансовых вложений);

— порядок формирования уставного капитала и его величина для отражения в учредительных документах возникших организаций и реорганизуемой организации.

Решение о реорганизации фонда может быть принято при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария. Заключение аудитора отражает состояние ведения фондом бухгалтерского учета, в т.ч. бухгалтерской (финансовой) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансировании выплат за счет средств пенсионных накоплений. Актуарное заключение характеризует финансовое состояние фонда в целом.

О реорганизации фонд уведомляет всех своих кредиторов, участников, вкладчиков и застрахованных лиц путем публикации сообщения в средствах массовой информации.

Принятое решение о реорганизации согласовывается с ФСФР России. Для этого фонд направляет в ФСФР России следующие документы:

— заявление о согласовании решений советов фондов о реорганизации;

— копии решений советов фондов о реорганизации;

— копия договора о присоединении (если имеется);

— аудиторские заключения на последнюю отчетную дату;

— актуарные заключения, содержащие результаты актуарного оценивания деятельности фондов;

— документы, подтверждающие факт уведомления кредиторов реорганизуемых фондов о принятых решениях о реорганизации.

В случае согласования ФСФР России решения о реорганизации фонд уведомляет Федеральную налоговую службу Российской Федерации о реорганизации в письменном виде по форме N С-09-4, утвержденной приказом ФНС России от 17.01.2008 г. N ММ-3-09/11. О реорганизации фонда делается соответствующая отметка в едином государственном реестре юридических лиц.

Следующим этапом реорганизации является составление передаточного акта или разделительного баланса, которые содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного фонда в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В передаточный акт или разделительный баланс в соответствии с решением совета фонда могут включать следующие приложения:

— бухгалтерская отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемого фонда, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

— акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого фонда, проведенной перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

— первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

— расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Передаточный акт или разделительный баланс утверждается советом фонда.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации изменений. Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлено, что государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы. Моментом государственной регистрации признается внесение Федеральной налоговой службой Российской Федерации соответствующей записи в государственный реестр (о возникших организациях — при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций — при реорганизации в форме присоединения).

На день, предшествующий дате внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность. Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до даты внесения в единый реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков

Смотрите так же:  Имеют ли право на льготы после развода

Для государственной регистрации изменений фонд обращается в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации и предоставляет следующие документы:

— заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— решение о реорганизации юридического лица;

— договор о слиянии (если имеется);

— передаточный акт или разделительный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации, должно быть принято не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения указанных документов. Федеральная регистрационная служба принимает решение об отказе в государственной регистрации в следующих случаях:

— если учредительные документы противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;

— если ранее зарегистрирован фонд с таким же наименованием;

— если наименование вновь созданного фонда оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

— если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

— если выступившее в качестве учредителя фонда лицо не может быть учредителем.

По другим основаниям Федеральная регистрационная служба не может отказать в государственной регистрации изменений.

В случае положительного решения Федеральная регистрационная служба направляет документы в Федеральную налоговую службу для внесения соответствующих изменений в единый реестр юридических лиц. С момента внесения соответствующих изменений в реестре фонд считается реорганизованным.

Для реорганизованных юридических лиц составляется вступительная бухгалтерская отчетность на начало отчетного периода (дату государственной регистрации). Данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию считается аннулированной с даты реорганизации фонда в форме слияния или разделения либо с даты ликвидации фонда. В случае присоединения фонда к юридическому лицу, реорганизуемому в форме присоединения, лицензия присоединяемого фонда считается аннулированной с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности.

3. Ликвидация фонда — это способ прекращения деятельности фонда без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, поэтому ликвидация фонда является основанием для досрочного расторжения всех заключенных договоров, в т.ч. пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании.

Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:

— принятие решения о ликвидации;

— формирование ликвидационной комиссии;

— публикация сообщения о ликвидации в органах печати;

— уведомление кредиторов фонда о его ликвидации;

— составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

— осуществление расчетов с кредиторами;

— составление ликвидационного баланса;

— государственная регистрация фонда в связи с ликвидацией.

Фонд может быть ликвидирован исключительно в судебном порядке случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, ГК РФ к таким случаям относит следующие:

— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом.

Этот перечень не является исчерпывающим. Федеральными законами могут быть установлены и иные причины ликвидации фонда. Так, фонд подлежит ликвидации в случае невыполнения фондом требований ст. 7.2 комментируемого закона о предоставлении документов в ФСФР России в связи с аннулированием лицензии. ГК РФ предусматривает еще одно основание для ликвидации фонда — это признание в судебном порядке фонда банкротом.

Заявление в суд о ликвидации фонда может быть внесено фондом, прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации, ФСФР России или его территориальным органом, Федеральной регистрационной службой или ее территориальными органами. Дела о ликвидации фонда рассматриваются Арбитражными судами по месту регистрации фонда.

Учредители фонда или орган, принявший решение о ликвидации фонда, обязаны уведомить о принятом решении Федеральную регистрационную службу Российской Федерации, а также Федеральную налоговую службу Российской Федерации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что фонд находится в процессе ликвидации. Уведомление составляется в письменном виде по форме РН 0005, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 и может быть направлено в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации фонда лично или по почте. Начиная с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, а также государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Орган, принявший решение о ликвидации фонда, или учредители (учредитель) формируют ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации фонда. Состав ликвидационной комиссии согласовывается с ФСФР России. Для согласования ликвидационной комиссии фонд направляет заявление в ФСФР. Заявление составляется в письменной форме и подписывается уполномоченным лицом фонда и заверяется печатью фонда. К заявлению прикладываются следующие документы:

— протокол совета фонда с решениями по вопросам о досрочном прекращении действия лицензии, ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии;

— сведения о членах ликвидационной комиссии фонда в соответствии с формой N РН 0006, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212.

Сведения о членах ликвидационной комиссии фонда в соответствии с формой N РН 0006, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212, фонд направляет в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

С момента утверждения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда. В суде от имени ликвидируемого фонда выступает ликвидационная комиссия.

Ликвидационная комиссия публикует в органах печати информацию о ликвидации фонда и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме публикации в печати кредиторы фонда в индивидуальном порядке письменно уведомляются о ликвидации фонда.

С момента начала процедуры ликвидации вся деятельность фонда подчинена одной цели — исполнение всех обязательств и прекращение деятельности. Поэтому фонд не может заключать новые пенсионные договоры или договоры об обязательном пенсионном страховании, брать на себя иные новые обязательства.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Для его составления используются сведения полученные ликвидационной комиссией о кредиторах, кредиторской задолженности, проведенной инвентаризации имущества фонда. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации фонда. О составлении промежуточного ликвидационного баланса комиссия сообщает Федеральную регистрационную службу Российской Федерации. Уведомление составляется в письменном виде по форме N РН 0007, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212. К уведомлению прикладывается баланс.

Следующим шагом является удовлетворение требований кредиторов. Особенностью формирования имущества фонда является его разделение на три составляющие — имущество, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов. Управление каждой из составляющих имеет свои особенности и зависит от целей формирования. Так, средства пенсионных накоплений фонда формируются с целью выполнения обязательств фондом перед застрахованными лицами по договорам обязательного пенсионного страхования. Целью формирования пенсионных резервов является выполнение обязательств фондом перед участниками по пенсионным договорам. Фонд не правомочен использовать указанные средства на другие цели, т.е. удовлетворить требования кредиторов, не вытекающие из пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионным страховании, фонд может только исключительно за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. Ст. 64 ГК РФ устанавливает очередность, в которой удовлетворяются требования кредиторов фонда. Требование очередности означает, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Выплаты кредиторам первых трех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Решение ликвидационной комиссии об отказе в удовлетворении требований кредиторов может быть обжаловано последними в судебном порядке. Требование кредитора считается погашенным в следующих случаях:

— удовлетворения их ликвидационной комиссией;

Смотрите так же:  Калькулятор расчет пособия по беременности и родам 2019

— отказа решением суда в их удовлетворении;

— не признания их ликвидационной комиссией, и не обращением кредитора с иском в суд.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов, распределяется в соответствии с порядком, оговоренным в уставе фонда.

В случае нехватки средств для удовлетворения требований кредиторов имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, фонд в судебном порядке может быть признан банкротом.

Требования вкладчиков, участников фонда, вытекающие из пенсионных договоров, удовлетворяются в полном объеме за счет пенсионных резервов. Указанные требования не могут быть удовлетворены за счет средств пенсионных накоплений фонда. В случае недостаточности средств пенсионных резервов для удовлетворения указанных требований фонд привлекает средства объединенных гарантийных фондов, участником которых он является, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств фонда перед участниками, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых он является. При ликвидации фонда участники (вкладчики) имею право распорядиться средствами пенсионных резервов, учтенных на их лицевом счете, одним из следующих способов:

— получить выкупную сумму,

— перевести выкупную сумму в другой фонд по выбору вкладчика или участника (их правопреемников), а при отсутствии такого выбора в фонд (фонды), указанный (указанные) в пенсионных правилах,

— перевести выкупную сумму в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников.

Средства пенсионных накоплений фонд в трехмесячный срок передает в ПФР. Фонд уведомляет застрахованных лиц о ликвидации фонда, а также выдает или направляет по почте заверенную подписью должностного лица и печатью выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы. Размер передаваемых пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица определяется суммой пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете с учетом инвестиционного дохода. ПФР направляет застрахованному лицу уведомление о сумме пенсионных накоплений, соответственно зачисленных на его пенсионный счет или в специальную часть индивидуального лицевого счета, в месячный срок со дня поступления пенсионных накоплений от прежнего фонда.

После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации фонда. Собственность фонда или средства, полученные от ее реализации, при ликвидации фонда не могут быть обращены в доход его Учредителей.

Ликвидация фонда считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представляются следующие документы:

— заявление о государственной регистрации;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о каждом работающем у него застрахованном лице.

Заявление о государственной регистрации составляется по форме N РН 0008, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 и подписывается руководителем ликвидационной комиссии. В заявлении заявитель подтверждается, что соблюден установленный законодательством порядок ликвидации фонда, завершены расчеты с его кредиторами и вопросы ликвидации согласованы с соответствующими государственными органами.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Размер пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица определяется в соответствии со ст. 333.33 НК РФ и составляет 400 руб., за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

Указанные документы направляются в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации, которая принимает решение о государственной регистрации ликвидации фонда. В случае принятия положительного решения Федеральная регистрационная служба направляет документы в Федеральную налоговую службу для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. После внесения соответствующих изменений в реестр ФНС направляет Федеральной регистрационной службе Российской Федерации для выдачи заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, а также выписку из единого государственного реестра юридических лиц, Срок государственной регистрации при ликвидации фонда составляет 10 рабочих дней.

С момента государственной регистрации ликвидации фонда прекращается действие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Ликвидация фонда по решению заинтересованных лиц

Ликвидация фонда по решению заинтересованных лиц (добровольное прекращение деятельности)

Ведомство, которое предоставляет услугу
Министерство юстиции Российской Федерации

Заинтересованное лицо обращается в суд по месту нахождения фонда
После вступления решения суда в законную силу НКО обращается в территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации для прохождения ликвидационной процедуры.

Краткое описание услуги
Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

  • имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  • цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  • фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
  • в других случаях, предусмотренных законом.

Заинтересованными лицами при добровольном прекращении деятельности может быть сам фонд, учредители (участники) фонда, попечительский совет фонда.

Где можно получить консультацию по данной услуге
Территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации

Комментарий:
Исковое заявление подается по месту нахождения НКО.
К исковому заявлению прикладываются:

  • копии документов, подтверждающих, что истец является заинтересованным лицом;
  • документы, подтверждающие основания для ликвидации фонда;
  • копии искового заявления и приложенных к нему документов ответчику;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность представителя (если исковое заявление подписывается представителем истца);
  • иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

После рассмотрения исковых требований, суд принимает решение о ликвидации фонда и назначении ликвидационной процедуры.

В целом, дальнейшая ликвидационная процедура аналогична процедуре ликвидации некоммерческих организаций по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то уставом юридического лица. В территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации предоставляется решение суда с отметкой о вступлении в силу.

НПА, регламентирующие оказание услуги

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 61)
  • Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации (статья 131)
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • Приказ Минюста России от 30.12.2011 N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»
  • Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»

Как совершается ликвидация фонда

Фондом признается некоммерческая организация, целевая направленность которой зависит от заблаговременно определенных задач, связанных с общественно полезной деятельностью. Учредителями фонда могут быть юридические и физические лица, обладающие определенным капиталом и готовые вложить его в общее дело.

Учредители фонда не несут ответственности по обязательствам, взятым на себя фондом, и не имеют права требовать от других его участников каких-либо компенсаций и гарантий, не являются членами созданного ими фонда.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Образование фонда должно быть официально задокументировано с последующим внесением всей необходимой информации в Единый реестр юридических лиц.

Ликвидировать фонд возможно исключительно в судебном порядке по заявлению, поступившему от самих участников фонда либо третьих лиц.

Условия ситуации

Законодательно существование фондов определяется:

Основой существования фонда является поддержка граждан и отдельных организаций в осуществлении ими общественно-полезных задач. Фонд существует до тех пор, пока поставленные перед ним цели осуществляются в соответствие с заранее разработанной программой.

Основаниями для ликвидации фонда, вне зависимости от цели и задач его существования, являются:

Также фонд может быть ликвидирован при обнаружении иных обстоятельств, препятствующих его существованию. Ликвидация благотворительного фонда может быть осуществлена в силу отсутствия лица, которому планировалось оказать помощь. Ликвидация пенсионного фонда в судебном порядке осуществляется при обнаружении несоответствия в счетах данной организации и получения жалоб на ее деятельность.

В случае уклонения от определенной в учредительных документах деятельности, фонд может быть ликвидирован в ходе судебного разбирательства

Для подачи иска в суд необходимо собрать следующие необходимые документы:

  • ксерокопия устава фонда;
  • свидетельство о государственной регистрации организации;
  • сведения о состоянии счетов организации, своевременности оплаты пенни, штрафов и налогов;
  • свидетельство об оплате государственной пошлины;
  • данные о бухгалтерском балансе;
  • информацию о времени постановки на учет в налоговой, а также внебюджетных фондах;
  • информацию об имуществе фонда;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • протокол заседания руководящего органа.

В ходе судебного процесса потребуется предоставить и иные сведения.

Особенности ликвидации фонда

Учредители фонда не могут самостоятельно прекратить его существование. Единственная возможность сделать это — приостановить работу фонда на неопределенное время, либо подать исковое заявление в суд с просьбой о признании прекращения деятельности данной некоммерческой организации.

Одной из особенностей ликвидации фонда, является возможность ее осуществления в принудительном порядке по требованию третьих лиц, либо вследствие выявленных правонарушений.

Принудительная ликвидация фонда осуществляется:

  • в случае, если при его создании были допущены непоправимые ошибки;
  • данное некоммерческое объединение занимается предпринимательской деятельностью, не имея на то соответствующей лицензии;
  • фонд осуществляет запрещенную на территории РФ деятельность;
  • деятельность фонда не связанна с заявленной при его создании целью;
  • фонд неоднократно предоставлял в компетентные органы непроверенные и ложные сведения.
Смотрите так же:  Как стать нотариус в тюмени

Главная особенность ликвидации фонда — возможность ее осуществления только по распоряжению суда. Фонд может существовать на бумаге на протяжении многих лет, фактически не осуществляя свою деятельность, до тех пор, пока не будет принято соответствующее судебное решение на его счет.

Собственность фонда, а также средства, вырученные от ее продажи, не могут быть распределенными между его учредителями. Фонд может подать иск в суд на себя, в этом случае ответчика по рассматриваемому делу не будет.

Лицо, решившее выступить за ликвидацию конкретного фонда, обязано составить и подать иск соответствующего образца в районный или же городской суд по месту официального нахождения фонда.

К заявлению необходимо приложить документы, перечень которых указан выше. Исковое заявление рассматривается судом на протяжении 5 рабочих дней, по истечению которых истец получает уведомление о принятом судом решении.

При подаче иска особое внимание следует обратить на правильность его составления. Юридически неграмотно составленный иск является поводом для отказа в его рассмотрении.

Исковое заявление должно содержать следующие сведения:

  • фамилию, имя и отчество заявителя;
  • паспортные данные;
  • информацию о прописке и регистрации;
  • реквизиты для связи;
  • причины подачи;
  • документы, подтверждающие содержащиеся в иске требования.

В случае если истцом является индивидуальный предприниматель, в иск необходимо включить информацию о его регистрации в данном качестве.

Ликвидация фонда может быть осуществлена по требованию попечителей и учредителей данной организации, органов местного, регионального и федерального значения, прокуратуры, Министерства юстиции РФ, иных юридических и физических лиц.

Дела о ликвидации такой организации, как общественный фонд, рассматривают суды общей юрисдикции. Перечисленные лица имеют право обратиться в суд с указанным требованием, граждане, интересы которых деятельность фонда не затрагивает, никак не могут влиять на его судьбу.

Итак, гражданами, решившими подать иск о ликвидации фонда, должна быть соблюдена пошаговая инструкция ликвидации фонда 2019 года, в противном случае судом не будут восприняты всерьез предоставленные заявления и в иске откажут.

Компенсация работникам при ликвидации предприятия. Подробно о порядке расчетов в этой статье.

Дополнительные этапы

Подача заявления в суд является всего лишь первым этапом в деле о ликвидации фонда. После рассмотрения иска, собирается судебное заседание, на котором присутствуют все заинтересованные лица. В ходе судебного заседания судом назначаются члены ликвидационной комиссии, деятельность которой будет иметь своей единственной целью закрытие фонда с минимальными последствиями для кредиторов и заинтересованных лиц.

После того как комиссия примет все необходимые меры, информация о ликвидации фонда должна быть доведена до сведения общественности при помощи прессы и печати. Узнать о ликвидации очередного фонда можно из «Вестника государственной регистрации».

Также из данного печатного издания можно узнать срок приема заявлений, поступающих от кредиторов, время, когда будет проведена инвентаризация активов и обязательств фонда, составлен промежуточный баланс.

Промежуточным этапом, ведущим к завершению процедуры ликвидации, является составление ликвидационного баланса и подача документов о снятии с учета в ЕГРЮЛ.

Порядок этапов должен быть только таким, в противном случае у учредителей фонда могут возникнуть вопросы о том, можно ли отменить ликвидацию, нужно ли уведомление направлять всем кредиторам и тому подобное.

Требования кредиторов

Требования кредиторов принимаются ликвидационной комиссией на протяжении 2 месяцев со дня считающимся днем начала ее деятельности. Претензии от кредиторов поступают в адрес комиссии, после чего уполномоченными ее членами составляется общий их реестр.

Требования кредиторов в отношении ликвидируемого фонда удовлетворяются в следующем порядке:

Оплата претензий кредиторов первой, второй и третьей очереди осуществляется в день утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Кредиторы четвертого порядка получают свои средства спустя месяц после того как убыл утвержден промежуточный ликвидационный баланс.

Если все процедуры по ликвидации фонда были осуществлены, а ликвидационная комиссия отказывает в погашении долгов перед кредиторами, последние имеют право обратиться в суд.

Требования кредиторов считаются удовлетворенными в следующих случаях:

  • ликвидационная комиссия изыскала средства для погашения долга;
  • от имени суда поступил отказ в их удовлетворении;
  • кредиторы не подавали иска в суд по поводу собственных денег;
  • ликвидационная комиссия признала данные требования неуместными и не подлежащими рассмотрению.

Кредиторы могут получить деньги не напрямую, а через посредников, предоставив в суд образец нотариальной доверенности на выбранное лицо.

Не зная как избежать судебных тяжб, следует четко соблюдать названный порядок очередности и стараться не игнорировать просьбы о явке в суд, в противном случае можно остаться без денег и не рассчитывать на возврат компенсации за потраченное время и финансы.

Оставшиеся после удовлетворения всех претензий средства распределяются в соответствие с информацией, содержащейся в уставе фонда. Если средств, имеющихся в активах фонда недостаточно для покрытия долгов, данная организация признается банкротом.

Для ликвидации фонда необходимо постановление суда и протокол ликвидационной комиссии, им созданной. Члены ликвидационной комиссии принимают окончательное решение по поводу распределения средств фонда, а также дальнейшей его судьбы.

После того как создана комиссия, лица, осуществляющие управление фондом, отстраняются от занимаемых ими должностей.

Их обязанности переходят в ведение комиссии, осуществляющей:

  • подачу заявления на публикацию информации о ликвидации фонда;
  • определение числа кредиторов и величину долга;
  • разработку стратегии для погашения дебиторской задолженности;
  • инвентаризацию всех активов;
  • подсчет промежуточного баланса;
  • подсчет ликвидационного баланса;
  • подготовку документов на увольнение работников фонда;
  • процедуру увольнения;
  • продажу имущества фонда;
  • погашение долгов по кредитам;
  • ликвидацию счета в банке;
  • уничтожение печати;
  • снятие с регистрационного учета.

Состав членов ликвидационной комиссии обговаривается с ФСФР РФ.

Представители ликвидируемого фонда должны направить в адрес ФСФР соответствующее заявление, приложив к нему следующие документы:

  • Протокол совета фонда, включающий информацию о решении ликвидировать фонд, либо отозвать его лицензию, а также создать ликвидационную комиссию, в ведении которой будет находиться вся деятельность организации в дальнейшем.
  • Информацию о членах ликвидационной комиссии. Сведения можно передать лично, либо отправить по почте в виде почтовой посылки с описью вложенного.

После того как принято решение о ликвидации фонда и учрежден состав ликвидационной комиссии, деятельность фонда по заключению новых пенсионных и страховых договоров, а также иного рода соглашений, признается незаконной

Учеты и балансы

Важной особенностью ликвидации любого фонда являются учет и баланс средств, сохранившихся на его счетах. Для удовлетворения претензий кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, необходимый для оценки всех имеющихся активов и распределения их между кредиторами.

После того как долг перед кредиторами погашен, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса. Данный документ принимается и утверждается органом, принявшим решение о прекращении деятельности фонда.

Составление его является обязательным, поскольку позволяет судить об окончании и успешности процедуры ликвидации фонда.

Заключительные шаги

Заключительным этапом ликвидации фонда является удаление информации о нем из ЕГРЮЛ.

Чтобы осуществить данную процедуру лицам, заинтересованным в скорейшем ее завершении необходимо предоставить в Федеральную регистрационную службу РФ следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • ликвидационный баланс;
  • документ, свидетельствующий о получении территориальными органами ПФР информации о застрахованных гражданах, привлеченных к деятельности фонда.

Указанные документы находятся на рассмотрении не более 10 дней, после чего в ЕГРЮЛ вносятся соответствующие изменения, а фонд, как отдельное юридическое лицо признается более не существующим, последствия его деятельности более не затрагивают учредителей. Стоимость государственной пошлины не превышает 400-500 рублей.

Вкратце всю процедуру ликвидации фонда можно представить в виде следующего списка:

  • вынесение решения о ликвидации судом:
  • образование ликвидационной комиссии;
  • поступление сведений о прекращении деятельности фонда в печать;
  • постановка в известность кредиторов;
  • составление промежуточного ликвидационного баланса;
  • расчет с кредиторами;
  • составление ликвидационного баланса;
  • осуществление государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией.

Последний пункт означает, что аннулируются не только все обязательства фонда, но и лицензия на право осуществления деятельности связанной с пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием. Уничтожается печать фонда.

Основные условия и этапы ликвидации предпринимательской деятельности: важные моменты — по ссылке.

Не пропустите информацию о сроках ликвидации юридического лица.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.