Ликвидация чс предприятием

Ликвидация чс предприятием

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, на территории которых сложилась ЧС, под руководством соответствующих комиссий по ЧС.

В очагах поражения проводят спасательные и другие неотложные работы, которые включают: разведку маршрутов движения формирования ГО и участков работ; локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий; вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений и спасение людей; санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов и т. д.

Спасательные и другие неотложные работы проводят непрерывно, в любую погоду, до полного их завершения. Для органи­зации этих работ решением начальника ГО ЧС создается группи­ровка сил и средств. При ЧС федерального масштаба в работу включаются аэромобильный спасательный отряд МЧС.

В качестве технических средств используют как объектную технику (бульдозеры, самосвалы, автогрейдеры, экскаваторы и др.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований.

После проведения этих мероприятий проводят обеззараживание территории и санитарную обработку населения и личного состава спасательных формирований.

Обеззараживание включает дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию, дератизацию, демеркуризацию и т. д.

Под дезактивацией понимают механическое и физико-химическое удаление радиоактивных веществ с поверхностей различных предметов, а также очистку от них воды.

Обеззараживание техники и транспорта производится на станциях обеззараживания, располагаемых обычно в автохозяйствах или в пунктах контроля и обработки, расположенных на выездах из зараженных зон.

Дезактивацию воды проводят фильтрованием, перегонкой, отстаиванием или с помощью ионообменных смол.

Упакованное продовольственное и пищевое сырье дезактивируют путем обработки или замены зараженной тары, а неупакованное – путем снятия зараженного слоя.

Дегазация – процесс удаления или разложения ОВ и СДЯВ до нетоксичных продуктов. Для нейтрализации опасных химических веществ, находящихся в газообразном состоянии (хлор, аммиак, сероводород, фосген), на пути движения облака СДЯВ устанавливают водные завесы.

Санитарная обработка – комплекс мероприятий по механической очистке и обеззараживанию одежды и обуви, а также кожных покровов людей, пораженных в результате загрязнения РВ, СДЯВ и бактериальными веществами. Санитарную обработку личного состава формирований и населения проводят в санитарно-обмывочных пунктах, создаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках.

Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промышленных и жилых объектов) и косвенного ущерба (недополучение дохода, товаров и др.).

Для определения прямого ущерба необходимо знать стоимость основных фондов производства и жилого фонда до и после момента наступления ЧС. Их разность и есть размер прямого материального ущерба. Для его определения необходимо располагать данными о степени поражения объекта, которую определяют исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо из отношения числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. Поскольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объекте невозможно, для определения степени поражения объекта используют стохастическую основу.

Готовность предприятия к выполнению восстановительных работ оценивается наличием проектно-технической документации по вариантам восстановления, обеспеченностью рабочей силой и материальными ресурсами. Восстановление работоспособности предприятия может быть первоочередное или капитальное. Первоочередное может выполняться силами самого предприятия, создающего для этой цели восстановительные бригады.

Устойчивость функционирования объектов экономики в…

В условиях мирного и военного времени обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики в условиях ЧС является.

Основные законодательные акты по охране труда.

Обеспечение БЖД достигается правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях.

Ликвидация чс предприятием

Ликвидация ЧС включает проведение в зоне ЧС и в прилегающих к ней районах силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Организация ликвидации ЧС зависит от их характера и масштабов, а также от последствий. Основным организатором ликвидации ЧС является комиссия по чрезвычайным ситуациям — функциональная структура органа исполнительной власти и органа управления объектом народного хозяйства.

Органы управления ГО ЧС, являясь структурным органом исполнительной власти, предназначены для повседневного управления и контроля в пределах своей компетенции за выполнением мероприятий по ГО, предупреждению ЧС и готовностью к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации ЧС на подведомственной терри­тории.

Используя прогностические данные о возможных ЧС в определенном подведомст­венном районе (объекте), их характере и масштабах орган управления ГО ЧС составляет план ликвидации ЧС, который может предусматривать:

-краткую характеристику зоны бедствия (очага поражения); силы и средства, при­влекаемые для выполнения задач по ликвидации ЧС; очередность работ;

-порядок охраны общественного порядка в зоне ЧС;

-специальные мероприятия с учетом специфики района (территории, объекта);

-меры медицинского обеспечения;

-вопросы материально-технического обеспечения и др.

Эффективность ликвидации ЧС во многом зависит от экстренности реагирования на них. Это заключается в осуществлении взаимосвязанных действий органов руково­дства и повседневного управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению об этом населения и заинтере­сованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации действий сил и средств ликвидации ЧС.

Получив информацию о возникновении ЧС, орган управления ГО ЧС но аппарату­ре оповещения организует оперативное оповещение населения города (поселка) о возник­новении ЧС.

Председатель комиссии по ГО ЧС, используя прогностические данные и первона­чальные данные о характере и масштабах ЧС, принимает решение, в котором, как мини­мум, указывает основные задачи, состав сил и средств, указания о защите личного состава формирований и порядке спасения людей.

Для получения достоверной информации в зоне бедствия (часть зоны ЧС, требую­щая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации ЧС) организуется комплексная разведка, которая включает специалистов-химиков, инженеров, пожарных и медиков.

Звено радиационной и химической разведки определяет наличие радиоактивного загрязнения (мощности дозы в различных точках, динамику их увеличения или спада) и химического заражения (тип опасного химического вещества, направление и скорость ветра, температуру воздуха и почвы, требуемые средства индивидуальной защиты при производстве работ).

Звено инженерной разведки устанавливает характер и степень разрушения дорог, сооружений, коммунально-энергетических сетей, вид завалов, определяет ориентировоч­ный объем работ и необходимую инженерную технику.

Звено разведки команды пожаротушения выявляет пожарную обстановку — участки сплошных и отдельных пожаров, рубежи локализации и способы тушения пожаров, положение водоисточников и примерную потребность в противопожарных силах.

Звено медицинской разведки оценивает санитарно-гигиеническую обстановку, вы­являет места нахождения пораженных, их примерное количество и виды поражения, уста­навливает необходимый объем работ по оказанию медицинской помощи. При необходи­мости в звено включают специалистов-эпидемиологов, которые отбирают пробы воздуха и почвы для лабораторного определения вида возбудителей инфекции. Для разведки на объектах сельскохозяйственного производства привлекаются специалисты фитосанитарного надзора и ветеринары.

На основе данных, полученных из различных органов и специальной комплексной разведки, председатель комиссии по ГО ЧС в комплексе оценивает обстановку и прини­мает решение.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (…

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах бедствия района чрезвычайной ситуации является одной.

Страхование расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Одним из способов формирования таких резервов может являться использование механизма страхования расходов на ликвидацию и локализацию последствий чрезвычайной ситуации.

  • Объектом страхования являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы Страхователя, связанные с возникновением у него расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Страховым случаем, является возникновение непредвиденных дополнительных расходов у Страхователя, направленных на локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, наступивших в результате следующих событий:

  • Катастрофы
  • Аварии, в том числе аварии на транспорте и промышленных объектах с выбросом аварийно-химически опасного вещества (АХОВ), опасного биологического вещества (ОБВ), продуктов химии и нефтехимии и др., приводящих к экстремально высокому загрязнению окружающей среды
  • Пожара, возникшего по любой причине
  • Стихийного бедствия
  • Падения летательных аппаратов и предметов, наезда транспортных и механических средств
  • Противоправных действий третьих лиц, кроме поджога

Преимущества «Абсолют Страхование»

«Абсолют Страхование» предлагает услуги по организации комплексной страховой защиты промышленных предприятий, включающих страхование как имущественного комплекса, так и ответственности.

  • Бесплатная предстраховая экспертиза строительного проекта
  • Сбалансированный страховой портфель, доля страхования имущества в котором превосходит долю автострахования

Страховщик покрывает следующие расходы Страхователя:

  • Проведение поисковых и аварийно-спасательных работ, в том числе на объектнах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы
  • Страхование пострадавших в результате чрезвычайной ситуации
  • Закупку, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения
  • Развертывание, содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан
  • Доставку материальных ресурсов из материального резерва к месту чрезвычайной ситуации
  • Проведение экстренных мероприятий по ликвидации угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций
  • Возмещение расходов, связанных с привлечением сил и средств окружной подсистемы РСЧС3 , а также других организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Финансовые источники ликвидации последствий аварий на производстве

Линченко, Аушева_Промышленная экологическая безопасность_Финансовые источники ликвидации последствий аварий на производстве

VEGAS LEX_Промышленная экологическая безопасность_Финансовые источники ликвидации последствий аварий на производстве

При работе с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями возможен риск последствий в виде аварий и иных чрезвычайных ситуаций. На данный момент ни в законодательстве, ни в судебной практике не сформирован единый подход к определению источников финансирования ликвидации последствий аварий на производстве, а также перечень лиц, ответственных за ликвидацию таких последствий.

В качестве финансовых источников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве законодателем предусматривается обязательное формирование эксплуатирующими организациями финансовых резервов для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, а также возможность финансирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет резервного фонда в установленных законом случаях.

В рамках настоящей статьи нами будут рассмотрены способы и порядок создания финансовых резервов для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайный ситуаций на производстве, а также источники финансирования мероприятий по ликвидации таких последствий в случае банкротства предприятия.

I. Когда создаются финансовые резервы

Действующее законодательство предусматривает следующие случаи обязательного формирования финансовых резервов в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

1. При эксплуатации опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты (далее – ОПО), обязаны иметь резервы финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий на производстве. При этом необходимо учесть, что резервы должны быть сформированы до ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта.

Перечень ОПО представлен в ст. 2 указанного закона, согласно которой такими объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты (1. Приложение 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».).

Отсутствие документарного подтверждения наличия резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий является нарушением требований промышленной безопасности и, как следствие, основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке статьи 9.1 КоАП РФ.

2. При получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности.

Документы, подтверждающие наличие финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, необходимы организации как на этапе получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, так и в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности (2. Подп. «к» п. 4 и п. 5 «с» Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее по тексту – Положение о лицензировании)).

Отсутствие указанных документов на этапе получения лицензии является основанием для отказа соискателю в выдаче соответствующей лицензии. Вместе с тем выявление факта отсутствия финансовых резервов в процессе эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов квалифицируется законодателем как грубое нарушение лицензионных требований (3. При возникновении последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») и влечет последствия в виде приостановления и аннулирования лицензии.

Порядок приостановления и аннулирования лицензии предусмотрен в ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с которой действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в случае назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Смотрите так же:  Пособие по уходу за иждивенцем

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае неустранения лицензиатом грубых нарушений лицензионных требований в пределах срока административного наказания или срока, предусмотренного предписанием, выданным лицензирующим органом (4. Части 11, 12 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Однако нужно учитывать, что аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.

3. С целью ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязанность создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрена также ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ).

При этом согласно Письму Ростехнадзора от 01.11.2005 № 04-10/896 «О ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций» указанный резерв должны создавать не все организации, а только те, которые эксплуатируют опасные производственные объекты.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в порядке, установленном Правительством РФ (5. Пункт 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

В случае отсутствия или недостаточности у организации финансовых средств на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций оставшаяся часть мероприятий осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (6. Статья 7 Федерального закона № 68-ФЗ).

По общему правилу, государство не несет ответственности по долгам (обязательствам) юридических лиц и граждан. Однако отсутствие денежных средств у организаций требует государственного финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку от этого зависит защита окружающей среды, жизни и здоровья граждан. Таким образом, в противоречие общему правилу государство фактически несет субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств у причинителя вреда.

4. При эксплуатации гидротехнических сооружений.

Согласно абзацу 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственники гидротехнических сооружений и эксплуатирующие их организации обязаны создавать финансовые и материальные резервы для ликвидации аварии на гидротехническом сооружении.

Необходимо обратить особое внимание на обязанность по созданию финансовых ресурсов для ликвидации последствий на производстве, закрепленную в законе как за собственниками гидротехнического сооружения, так и за эксплуатирующими организациями.

Соответственно, несоблюдение обязанности по созданию финансовых ресурсов может повлечь административную ответственность в порядке ст. 9.2 КоАП РФ как собственников гидротехнических сооружений, так и эксплуатирующих организаций (7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015).

Усиленные меры законодателя по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений продиктованы их длительным износом, а также тем, что большинство из них не подвергались ремонту с момента создания предприятия. Несоблюдение эксплуатирующими организациями, а также собственниками гидротехнических сооружений условий безопасности, в том числе непроведение текущего и капитального ремонта, порождает повышенные риски возникновения аварийных ситуаций на производстве.

II. Способы формирования финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок и способы формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий. Ответы на указанные вопросы содержатся в отдельных разъяснениях органов государственной власти.

Так, согласно разъяснениям Правового управления Ростехнадзора (8. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2015) касательно способов формирования резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий, целевой финансовый резерв организации может формироваться следующими способами:

1) выделением на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств;

2) заключением договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (9. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

3) заключением договора банковской гарантии;

4) иными способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Нужно отметить, что суды придерживаются разъяснений Ростехнадзора при разрешении споров между производственными предприятиями (10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО) и надзорными органами (11. например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014).

Рассмотрим перечисленные способы подробнее.

1. Выделение денежных средств на отдельном расчетном счету организации

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве встречается в практике чаще остальных. Документами, подтверждающими наличие сформированных финансовых резервов, являются: приказ руководителя эксплуатационной организации о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, а также справка из банка о наличии соответствующей суммы на расчетном счету эксплуатирующей организации.

Так, в рамках Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012
по делу № А66-6039/2012 суд признал неправомерным заключение надзорного органа об отсутствии у общества резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий после того как в материалы дела был представлен приказ руководителя общества о создании такого резерва.

При этом нужно помнить, что документы, подтверждающие создание резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, считаются надлежащими доказательствами, если подтверждают наличие сформированного резерва, а не только намерение создать такие резервы (12. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу № А62-2161/2013). Отсутствие приказа о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий является нарушением подп. «с» п. 5 Положения о лицензировании, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Заключение договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

Разъяснения касательного данного способа формирования финансовых резервов содержатся в Письме МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В письме указано, что формирование таких резервов может осуществляться через механизм страхования. При этом государственный орган считает данный способ формирования финансовых резервов наиболее эффективным для тех предприятий, которые испытывают нехватку финансовых средств.

Федеральный закон № 68-ФЗ не обязывает предприятия заключать договор страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, поскольку у организации есть право выбора иного способа формирования финансовых резервов для ликвидации последствий аварий на производстве. Данный вид страхования не стоит путать со страхованием гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, которое обязательно для организаций, эксплуатирующих ОПО, в силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Типовая форма страхового полиса страхования расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций содержится в Приложении к Письму МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В отличие от остальных способов, где организации самостоятельно вычисляют размер финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при страховании расходов на ликвидацию размер финансового резерва определяется страховой компанией на основании методики по расчету страховых сумм при страховании расходов предприятий на ликвидацию и локализацию чрезвычайных ситуаций (13. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

3. Заключение договора банковской гарантии

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий аварий на производстве практически не регламентирован на законодательном уровне и не используется на практике.

Единственное упоминание о нем содержится в Приложении к Письму МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласно указанному приложению в качестве документов, подтверждающих сформированные финансовые резервы, могут быть указаны:

приказ по организации о создании финансовых резервов;

справка-подтверждение банка о размещении финансового резерва, безотзывная банковская гарантия, страховой полис.

В заключении настоящего раздела отметим, что формирующие резервы финансовые средства должны находиться на счетах эксплуатирующей организации и могут быть использованы по назначению только в результате произошедшей аварии. Проверка наличия денежных средств на счетах компании для локализации и ликвидации аварий на производстве осуществляется регулирующими органами (Ростехнадзором) при проведении плановых проверок. Выявление факта отсутствия соответствующего резерва на расчетных счетах компании является основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

III. Расчет суммы финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок расчета суммы финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, которым могут руководствоваться организации, эксплуатирующие ОПО. Вопрос формирования резерва финансовых средств разъясняется государственными органами.

В частности, Ростехнадзор рекомендует при расчете финансовых резервов руководствоваться Методическими рекомендациями по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02), утвержденными Постановлением Госгортехнадзора от 29.10.2002 № 63 (14. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2013). Согласно указанным Методическим рекомендациям необходимая сумма финансового резерва рассчитывается исходя из оценки так называемого полного ущерба, который может сложиться на конкретном объекте и в конкретное время в результате чрезвычайной ситуации.

Полный ущерб формируется из суммы всех предполагаемых затрат на ликвидацию последствий стихийного бедствия или аварий, включая затраты на локализацию, ликвидацию и расследование аварий.

В свою очередь, затраты на локализацию и ликвидацию последствий аварий включают:

1. расходы, связанные с локализацией и ликвидацией последствий аварий, в том числе:

непредусмотренные выплаты заработной платы (премии) персоналу при локализации и ликвидации аварии;

стоимость электрической энергии, израсходованной при локализации и ликвидации аварий;

стоимость материалов, израсходованных при локализации и ликвидации аварий;

стоимость услуг специализированных организаций по ликвидации и локализации аварий.

2. расходы на расследование аварий, включая:

оплату труда членов комиссии по расследованию аварии;

затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением технических причин аварии;

стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования технических причин аварии и оценку последствий аварии.

Суммы перечисленных расходов носят предположительный характер и должны соответствовать стоимости реальных затрат в случае их возникновения.

В случае расчета предварительного ущерба расходы на ликвидацию, локализацию и расследование аварии можно оценивать исходя из средней стоимости услуг специализированных и экспертных организаций или принимать в размере 10% от стоимости прямого имущественного ущерба (15. Пункт 5.2.2.3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 29.10.2002 № 63 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах»).

Таким образом, размер финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве определяется индивидуально для каждой организации с таким расчетом, что сумма сформированного резерва полностью компенсирует расходы от аварий и их последствий.

Что касается учета финансовых резервов в целях налогообложения прибыли, то гл. 25 НК РФ носит закрытый характер и не предусматривает создание в налоговом учете резерва финансовых средств (резерва предстоящих расходов) для целей локализации и ликвидации последствий аварий (для ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Затраты на создание резервов материальных ресурсов, понесенные в соответствии с положениями Федеральных законов № 116-ФЗ и № 68-ФЗ, организация вправе учитывать в составе прочих расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (16. Консультация эксперта, 2016, С.В. Разгулин). Указанная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 21.04.2006 № 03-03-04/1/376.

При этом информация о сформированных финансовых резервах отражается в бухгалтерской отчетности организации.

IV. Финансирование в случае банкротства эксплуатирующей организации

Как нами указывалось ранее, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Однако на практике может возникнуть ситуация, когда необходимость ликвидации последствий аварий возникает на стадии банкротства предприятия. В этом случае мероприятия по ликвидации последствий аварий на производстве будут осуществляться за счет так называемых текущих платежей.

Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (17. Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Развернутое толкование относимости платежей к текущим в зависимости от характера материального обязательства дано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве.

Смотрите так же:  Завещание закрытой формы

При этом квалифицирующим признаком при разрешении вопроса об отнесении платежей к текущим является момент возникновения денежного обязательства. Текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в одной процедуре банкротства.

Соответственно, расходы на ликвидацию последствий аварий на производстве, возникшие до возбуждения банкротного дела, не относятся к текущим платежам и должны быть рассмотрены в рамках дела о банкротстве (18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу № А40-150529/09-150-1021), расходы, возникшие после возбуждения дела о банкротстве, относятся к текущим платежам (19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу № А33-10246/2016), в связи с чем не подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются вне очереди, за счет конкурсной массы.

В качестве примера, иллюстрирующего описанное выше, рассмотрим два судебных дела о взыскании убытков, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

В рамках Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу
№ А33-10246/2016 апелляционная инстанция поддержала решение суда первой инстанции о взыскании с ответчика убытков в пользу Администрации города Красноярска, поскольку расходы за спорный период возникли после возбуждения дела о банкротстве ответчика. Вместе с тем в рамках Постановления ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о правомерности позиций судов первой и апелляционной инстанций об оставлении искового заявления без рассмотрения на основании п. 4 ст. 148 АПК РФ и ст. 63, 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку требования истца не являются текущими платежами и должны быть рассмотрены в деле о банкротстве.

Таким образом, затраты организации на ликвидацию последствий аварий на производстве в процессе процедуры банкротства признаются текущими платежами и возмещаются за счет конкурсной массы вне очереди.

В практике есть случаи, когда собрание кредиторов принимает решение о продлении процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление), чтобы организация могла производить текущие платежи на ликвидацию последствий аварий. Так, в рамках Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 № 15АП-516/2007 по делу № А53-6581/2007-С3-39 собранием кредиторов принято решение о продлении стадии наблюдения процедуры банкротства, чтобы организация могла производить текущие платежи и вести работы по ликвидации последствий аварии. Кроме того, за стадией наблюдения следует стадия финансового оздоровления, которая позволяет не только выплачивать текущие платежи, но и аккумулировать денежные средства для расчета с кредиторами, которые учтены или будут учтены в реестре кредиторов.

После завершения процедуры банкротства бремя ответственности за локализацию и ликвидацию последствий аварий на производстве возлагается на нового собственника ОПО. В случае отсутствия покупателя на имущественный комплекс или ОПО, требующие проведения мероприятий по ликвидации последствий аварий, нереализованное имущество переходит в собственность органов местного самоуправления или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти

Отказ органов местного самоуправления или органов исполнительной власти от принятия нереализованного имущества законом не предусмотрен. В случае уклонения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти от принятия имущества, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.

Резюмируя сказанное, финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварий на производстве осуществляется за счет сформированных финансовых резервов организации, эксплуатирующей ОПО или гидротехнические сооружения. В случае недостаточности финансовых резервов финансирование мероприятий осуществляется из средств резервного фонда. Таким образом, в конечном итоге основное бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приходится на государственный бюджет.

При этом, нужно отдельно отметить, что предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — это разные вещи. Так, предотвращение аварий на производстве осуществляется только за счет организаций — собственников ОПО, ликвидация последствий аварий на производстве осуществляется в первую очередь за счет средств собственника ОПО и только в случае нехватки средств, привлекаются денежные средства из резервного фонда. Нельзя, к примеру, осуществить ремонт оборудования на ОПО за счет государственного бюджета, основываясь лишь на том, что отсутствие ремонта может впоследствии привести к чрезвычайной ситуации. Фактически федеральные органы власти берут на себя только бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве и только в субсидиарном порядке.

1. Приложение 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Подп. «к» п. 4 и п. 5 «с» Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее по тексту – Положение о лицензировании).

3. При возникновении последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4. Части 11, 12 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. Пункт 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

6. Статья 7 Федерального закона № 68-ФЗ.

7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015.

8. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2015.

9. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО.

11. См., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014.

12. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу
№ А62-2161/2013.

13. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

14. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2013.

15. Пункт 5.2.2.3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 29.10.2002 № 63 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах».

16. Консультация эксперта, 2016, С.В. Разгулин.

17. Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу
№ А40-150529/09-150-1021.

19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу
№ А33-10246/2016.

Ликвидация чс предприятием

Налажено тесное взаимодействие с кризисными системами других министерств и ведомств, а также с кризисными системами зарубежных стран и международных организаций (рис.5). Общая численность персонала Минатома (специализированные кризисные центры, аварийно-спасательные формирования, включающие персонал формирований гражданской обороны), задействованного в отраслевой системе аварийного реагирования составляет 88 тысяч человек.

Обеспечение готовности к аварийному реагированию в Минатоме России осуществляется в рамках ОСЧС.

Задачи, организацию, состав сил и средств, порядок деятельности ОСЧС определяет «Положение о функциональной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минатома России», утвержденное Министром РФ по атомной энергии Е.О. Адамовым и согласованное Первым заместителем Министра МЧС России Ю.Л. Воробьевым.

Основными задачами ОСЧС как функциональной подсистемы РСЧС являются:

  • Участие в разработке и реализации правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • Участие в разработке федеральных, разработка и реализация отраслевых целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций (далее именуются организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются объекты) в чрезвычайных ситуациях;
  • Разработка и осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально-опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования объектов отрасли в чрезвычайных ситуациях;
  • Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств отрасли, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются силы и средства);
  • Постоянное наблюдение и контроль обстановки на потенциально-опасных объектах отрасли и прилегающих к ним территориях в пределах зон наблюдения;
  • Прогнозирование и оценка состояния радиационной, химической и пожарной безопасности на подведомственных объектах, медико-экологических и социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций на предприятиях отрасли;
  • Создание и модернизация на потенциально-опасных объектах отрасли материально-технической базы для выполнения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и проведения своевременной эвакуации персонала и населения (в том числе создание и модернизация защищенных пунктов управления противоаварийными действиями (ЗПУ ПД), убежищ и противорадиационных укрытий, пунктов и маршрутов эвакуации, объектов санитарной обработки, подготовленных районов эвакуации и др.);
  • Подготовка руководящего состава и персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка и повышение квалификации специалистов ОСЧС;
  • Ликвидация чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах и при транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ, участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • Создание отраслевых резервных фондов финансовых, материально-технических и других ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Организация целевых видов страхования от чрезвычайных ситуаций, включая перестрахование рисков их возникновения;
  • Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты персонала предприятий и организаций отрасли, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

ОСЧС объединяет органы управления, силы и средства Минатома России, его корпорационных структур (ГП «Концерн Росэнергоатом», АО «Концерн ТВЭЛ», др.), предприятий и организаций отрасли, в полномочия которых входит решение вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система управления ОСЧС строится по производственному принципу в соответствии с организационной структурой Минатома России и предусматривает следующие основные направления деятельности ОСЧС:

  • предупреждение и ликвидация аварий на объектах атомной энергетики;
  • предупреждение и ликвидация последствий аварий с ЯБП и ЯЗ;
  • предупреждение и ликвидация последствий аварий на предприятиях ядерного топливного цикла;
  • предупреждение и ликвидация аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • предупреждение и ликвидация аварий на ядерных установках научно-исследовательских учреждений и научных центров;
  • предупреждение и ликвидация аварий на пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, в хранилищах радиоактивных отходов.

ОСЧС имеет два уровня управления: федеральный и объектовый. Каждый уровень управления ОСЧС имеет координирующие органы, постоянно-действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Координирующими органом ОСЧС на федеральном уровне является Отраслевая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОКЧС), а на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧСО).

Органами повседневного управления ОСЧС являются:

  • на федеральном уровне:
    • специализированные подразделения департаментов, управлений Минатома России и его корпорационных структур по безопасности и ЧС (Отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Отдел по безопасности ЯО, ЯБП, ЯЗ и ликвидации последствий аварий с ними, Дирекция по аварийному планированию ГП «Концерн Росэнергоатом», др.);
    • диспетчерский отдел Ситуационно-Кризисного Центра Минатома России (СКЦ),
    • дежурно-диспетчерские службы Центрального аппарата Минатома России и его корпорационных структур,
  • на объектовом уровне (в организациях):
    • дежурно-диспетчерские службы предприятий и организаций отрасли.

В целях решения комплекса специальных задач по ликвидации последствий аварий с ядерными боеприпасами, ядерными зарядами, их макетами и составными частями при их создании, испытании и ликвидации в составе ОСЧС организована Специальная профессиональная аварийно-спасательная служба (САС).

Для организации и проведения работ по обеспечению готовности и аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного и ядерного характера в составе ОСЧС создана Аварийно-спасательная служба (АСС). АСС объединяет органы управления АСС; аварийно-спасательные формирования (АСФ); научно-исследовательские и образовательные учреждения по подготовке спасателей; организации по производству аварийно-спасательных средств, иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед АСФ задач.

Для оказания практической помощи предприятиям отрасли со стороны ОКЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций по представлению департаментов, управлений Минатома России, его корпорационных структур создаются группы экспертов (ЭГ). ЭГ формируются из специалистов Центрального аппарата, предприятий и организаций Минатома России и других министерств, ведомств и организаций (по согласованию с их руководителями) и работают под непосредственным руководством ОКЧС. Местом сбора и дальнейшей работы ЭГ при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций на предприятиях отрасли являются специально оборудованные помещения СКЦ. Для оказания экстренной помощи потенциально-опасным объектам отрасли в случае угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации из состава ЭГ могут формироваться оперативные группы экспертов для выезда на объект.

Смотрите так же:  Требования для спортивных бассейнов

В состав сил и средств ОСЧС входят силы и средства Минатома России (централизованные силы и средства), его корпорационных структур, предприятий и организаций отрасли.
Непосредственная деятельность служб и формирований ОСЧС регламентируется соответствующими положениями об этих службах и Уставами формирований, утверждаемыми в установленном порядке, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации

Информационное обеспечение функционирования ОСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая обеспечивает:

  • сбор, передачу и обработку данных, полученных от информационно-измерительных систем контроля, данных лабораторного контроля, оперативных донесений предприятий и организаций отрасли;
  • информационно-аналитическую поддержку принятия решений членами ОКЧС;
  • обмен информацией между органами управления, силами ОСЧС, а также обмен информацией между ОСЧС и другими подсистемами РСЧС;
  • оперативное оповещение о чрезвычайных ситуациях на предприятиях отрасли Федеральных органов исполнительной власти различных уровней.

Схема информационного обеспечения ОСЧС в режиме повседневной деятельности и в режиме чрезвычайной ситуации представлена на рис. 6,7.

Деятельность ОСЧС включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению аварий и ликвидации их последствий.

В зависимости от обстановки определяются три режима функционирования ОСЧС:

  • Режим повседневной деятельности — функционирование системы при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной обстановке на предприятиях отрасли; при отсутствии прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации; при ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий ЧС
  • Режим повышенной готовности — функционирование системы при отклонениях от пределов безопасной эксплуатации предприятий отрасли, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации
  • Чрезвычайный режим — функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий ЧС.

В режиме повседневной деятельности основными мероприятиями, осуществляемыми ОСЧС, являются:

  • Осуществление наблюдения и контроль состояния потенциально-опасных объектов отрасли, состоянием окружающей среды в СЗЗ и зонах наблюдения этих предприятий;
  • Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мероприятий по повышению безопасности потенциально-опасных объектов отрасли; сокращению возможных потерь и ущерба, повышению устойчивости функционирования объектов отрасли при возникновении ЧС;
  • Обеспечение постоянной готовности соответствующих сил и средств ОСЧС;
  • Совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ОСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях; организация обучения персонала и населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • Создание и модернизация на потенциально-опасных объектах отрасли материально-технической базы для выполнения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и проведения своевременной эвакуации персонала и населения (защищенные пункты управления противоаварийными действиями (ЗПУ ПД), убежища и противорадиационные укрытия, пункты и маршруты эвакуации, объекты санитарной обработки, подготовленные районы эвакуации, др.);
  • Создание и восполнение отраслевых резервных фондов финансовых, материально-технических и других ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Осуществление целевых видов страхования от ЧС, включая перестрахование рисков из возникновения.

Основными мероприятиями, осуществляемыми ОСЧС в режиме повышенной готовности, являются:

  • Усиление наблюдения и контроля состояния потенциально-опасных объектов отрасли, состоянием окружающей среды в СЗЗ и зонах наблюдения этих предприятий;
  • Усиление диспетчерских служб;
  • Принятие на себя ОКЧС и КЧСО непосредственного руководства функционированием ОСЧС на соответствующем уровне;
  • Оповещение и сбор ЭГ, комиссий по чрезвычайным ситуациям и их рабочих органов соответствующих уровней управления ОСЧС;
  • Прогнозирование возможности возникновения, развития и последствий ЧС, выработка предложений по нормализации обстановки;
  • Принятие превентивных мер по защите персонала, населения, окружающей среды по повышению устойчивости функционирования объектов отрасли;
  • Приведение в состояние готовности сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций ОСЧС, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в районы предполагаемых действий;
  • Осуществление, при необходимости, оперативного информационного обмена с Федеральными органами исполнительной власти, другими подсистемами РСЧС.

Основными мероприятиями, осуществляемыми ОСЧС в чрезвычайном режиме, являются:

  • Оповещение, организация защиты и спасения персонала предприятий отрасли;
  • Выдвижение сил и средств в район ЧС для проведения работ;
  • Прогнозирование развития и последствий ЧС, разработка рекомендаций по локализации и ликвидации ЧС;
  • Организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • Определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
  • Осуществление усиленного непрерывного контроля обстановки на аварийном объекте, в СЗЗ и зоне наблюдения;
  • Осуществление, при необходимости, взаимодействия с Федеральными органами исполнительной власти, другими подсистемами РСЧС при проведении работ по ликвидации ЧС;
  • Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования предприятий отрасли.

Ликвидация ЧС на предприятиях отрасли осуществляется силами и средствами ОСЧС при взаимодействии с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации под непосредственным руководством комиссии по чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня:

  • ликвидация ЧС, при которых действие поражающих факторов ограничено санитарно-защитной зоной (СЗЗ) — под руководством КЧСО;
  • ликвидация ЧС, действие поражающих факторов которых ограничено территорией, превышающей размеры СЗЗ — под руководством соответствующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС:

  • КЧСО обращается за помощью к ОКЧС;
  • ОКЧС обращается за помощью к Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Опыт функционирования национальной и зарубежных систем аварийного реагирования при ликвидации последствий реальных аварий и инцидентов, в том числе Чернобыльской аварии, показал, что эффективность противоаварийных действий существенно возрастает при наличии системы информационно-аналитической и научно-технической поддержки принятия решений. Положением об ОСЧС предусмотрено вовлечение в систему аварийного реагирования специализированных центров, осуществляющих научно-техническую поддержку по различным аспектам последствий ЧС и их ликвидации.

В частности, одной из задач СКЦ Минатома России является обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия решений ОКЧС в случае возникновения чрезвычайной ситуации на предприятии отрасли. В СКЦ организована диспетчерская служба, которая осуществляет круглосуточное дежурство, оснащена современными средствами связи и информационных коммуникаций, системами получения, обработки и представления информации об объектах отрасли. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на предприятиях отрасли СКЦ Минатома России переходит в режим аварийной готовности и осуществляет информационно-аналитическую поддержку руководства и экспертов ОКЧС. СКЦ обеспечивает также взаимодействие с техническими кризисными центрами и центрами научно-технической поддержки Минатома и других ведомств.

Базовым фактором, обеспечивающим готовность Минатома России к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во всех направлениях деятельности, является готовность предприятий отрасли, наличие у них необходимых сил, средств и ресурсов, готовности систем управления и связи, наличие навыков руководящего, командно-начальствующего состава, работников и специалистов предприятий.

В целях совершенствования организации ОСЧС, проверки готовности органов управления, сил и средств ОСЧС ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки по плану мероприятий ОСЧС.

В ходе этих мероприятий отрабатываются вопросы аварийного оповещения, взаимодействия участников системы аварийного реагирования (внутриведомственного и межведомственного), осуществляется проверка системы научно-технической и экспертной поддержки принятия решений на международном, федеральном, региональном и местном уровнях. Осуществляется проверка состояния сил и средств предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, технических средств связи, приема, передачи, обработки и представления информации. Кроме регламентных тренировок, ежегодно проводятся крупные учения с привлечением практически всех участников системы аварийного реагирования, в том числе МВК, ОКЧС, ОПАС и др.

Среди учений и аварийных тренировок последних лет отметим учения «УРАЛ-99» в 1999 году и учение на Калининской АЭС в 2000 году.

Комплексное исследовательское командно-штабное учение «Урал-99» проходило 12-14 октября 1999 в районе пос.Новогорный Кыштымского района Челябинской области. Тема учений: «Реагирование и ликвидация последствий аварии при транспортировке радиоактивных веществ». В этом учении принимало участие большое количество предприятий и организаций Минатома России, а также ряд учреждений других министерств и ведомств России (рис. 8,9). Учение проходило в рамках действующей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минатома России.

Целью учения «Урал-99» было совершенствование подсистемы предупреждения и ликвидации последствий аварий при транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ Минатома России, отработка действий органов управления, сил и средств в регионе обслуживания Аварийно-технического центра (АТЦ) с предприятием базирования РФЯЦ ВНИИТФ, отработка взаимодействия с МЧС России, МПС России и территориальными органами власти.

Основными задачами, отрабатываемыми в ходе учения учение «Урал-99»по теме: «Реагирование и ликвидация последствий аварии при транспортировке радиоактивных веществ» были:

  • оповещение, сбор и доставка сил и средств, участвующих в работах по ликвидации последствий аварии в реальном масштабе времени;
  • информационный обмен на всех этапах реагирования и проведения работ по ликвидации последствий радиационной аварии;
  • организация взаимодействия между участниками учения на федеральном, территориальном и отраслевых уровнях;
  • оперативное прогнозирование развития радиационной аварии и ее последствий, дозиметрическое обоснование безопасного проведения аварийно-восстановительных работ;
  • отработка действий профессиональных аварийно-спасательных формирований Минатома России, а также технологии проведения работ с использованием робототехнических комплексов и дистанционно-управляемых систем;
  • организация взаимодействия со средствами массовой информации.

В целом следует отметить, что учение «Урал-99» явилось полномасштабным опытом взаимодействия различных ведомств, и, прежде всего, Минатома России, МЧС России и МПС России, при ликвидации аварий с наличием радиационного фактора на железнодорожном транспорте. Учение стало важным этапом в проверке и дальнейшем обеспечении готовности органов управления, профессиональных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минатома России.

17 – 19 октября 2000 года на Калининской АЭС проводилось командно-штабное противоаварийное учение с группой ОПАС (рис.10). Целями учений являлись:

  1. совершенствование организации взаимодействия Концерна «Росэнергоатом» и организаций других заинтересованных министерств и и ведомств в случае аварии на АЭС;
  2. совершенствование практических навыков руководства, персонала и служб ГО Калининской АЭС;
  3. проверка готовности технических средств связи;
  4. отработка задач оповещения, сбора, и доставки к месту аварии членов группы ОПАС;
  5. проверка готовности к управлению защищенных пунктов управления противоаварийными действиями;
  6. проверка готовности центров научно-технической поддержки.

В ходе проведения учения все поставленные цели были достигнуты. При подведении итогов особое внимание было уделено выявленным недостаткам, в основном связанным с проблемами оперативного и качественного обмена информацией между участниками учений. Впервые в ходе учения на АЭС отрабатывались системы передачи информации с помощью аудио и видео конференций. Эти системы показали свою эффективность в процессе комплексного анализа последствий аварийной ситуации и принятия решений по проведению защитных мероприятий.

Специалисты отрасли, совместно со специалистами других ведомств, взаимодействующих с Минатомом по линии предупреждения и ликвидации ЧС, участвовали в ряде международных аварийных тренировок (рис. 11).

ы

По результатам аварийных тренировок, комплексных тематических учений ДБЧС Минатома России, совместно с заинтересованными подразделениями министерства, учреждениями других министерств и ведомств, подготовил проект плана организационно-технических мероприятий, направленных на развитие и совершенствование ОСЧС.

Основными работами, определяемыми этим планом являются:

  • Разработка комплекса руководящих документов по взаимодействию Минобороны России, Минатома России, МЧС России, МПС России, Минздрава России и др.. при проведении работ по ликвидации последствий аварий.
  • Разработка и внедрение инженерных методик на основе рекомендаций МАГАТЭ, обеспечивающих в любых условиях обязательный минимум достоверной информации, необходимой для принятия адекватных решений при ликвидации аварии (оперативного прогнозирования радиационной обстановки, действий по радиационному мониторингу зоны аварий, действий по дезактивации территории).
  • Создание единой картографической системы с использованием геопространственных данных (интегральная геоинформационная система) по оперативному реагированию на ЧС, в особенности на транспортные аварии.
  • Централизованное комплексное оснащение оперативной группы Минатома России оборудованием для работ на месте аварии и для информационного обеспечения отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям в СКЦ Минатома России.
  • Создание сети диспетчерских пунктов АТЦ (АИО), в том числе мобильных, снабженных автоматизированным рабочим местом, оборудованных современным аппаратно-программным обеспечением.
  • Централизованное оснащение средствами дальней космической связи и радиосвязи аварийно-спасательных формирований Минатома России в едином частотном диапазоне.
  • Дооснащение профессиональных аварийно-спасательных формирований средствами жизнеобеспечения в полевых условиях.

В Минатоме России, в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создана и функционирует отраслевая система предупреждения и ликвидации ЧС (ОСЧС). В рамках системы создана структура управления ОСЧС, централизованные кризисные формирования, аварийно-технические центры и центры технической поддержки научно-исследовательских и проектно-конструкторских предприятий, локальные кризисные центры на промышленных объектах министерства, аварийно-спасательные формирования. Налажено взаимодействие с кризисными системами других министерств и ведомств, а также с кризисными системами зарубежных стран и международных организаций. Как показывают проводимые аварийные тренировки и командно-штабные учения система вполне жизнеспособна.

Определены и реализуются в плановом порядке мероприятия по совершенствованию ОСЧС.