Лицензия на сбор и транспортировку отходов 2019

Оглавление:

Порядок получения лицензии на работу с отходами

Хозяйственная деятельность производственно-заготовительных предприятий и перерабатывающих предприятий вторичных ресурсов, так или иначе, связана с использованием или образованием отходов.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (далее по тексту – «опасные отходы») осуществляется на основании Федеральных законов «Об отходах производства и потребления» (статья 9), «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 12, п.1, п.п.30), «Об охране окружающей природной среды» (статья 30).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

Кому необходимо получить лицензию на отходы

Согласно действующему законодательству лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Т.е. с одной стороны должны иметь место отходы I — IV класса опасности, а с другой стороны над ними должны производиться упомянутые действия.

Одним из важных этапов при подготовке к лицензированию является инвентаризация отходов. Без полных сведений о том, с какими отходами приходиться иметь дело и какие отходы образуются (могут образовываться) в процессе этой деятельности, невозможно двигаться дальше. Поэтому инвентаризации отходов придается столь важное значение. Исходные сведения об отходах берутся из документов первичного учета отходов, проектной документации, технологических схем или из готового Проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов (ПНООЛР).

Особенностью деятельности предприятий вторичных ресурсов является то, что отходы используются в качестве сырья, а также образуются в процессе производственного процесса. При этом следует отдельно рассматривать входящий поток отходов и выходящий.

Несмотря на кажущееся разнообразие видов отходов, с точки зрения управления окружающей средой, виды отходов следует определять на основании Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) и не стремиться к излишне широкой номенклатуре. Так, например, различные сорта макулатуры не всегда означают разные виды по ФККО. Стальной лом, при всем разнообразии его марок, также составляет один вид отходов по ФККО.

Излишне широкая номенклатура отходов не просто усложнит дальнейшую разработку документации, но и может привести к ненужным затратам при проведении экспертиз и оформлении лицензии. Это особенно важно при разработке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, т.к. в большинстве случаев ПНОЛРО является основой при определении необходимости лицензирования.

Лицензируемые виды отходов

Согласно нынешней формулировке в законе «Об отходах производства и потребления»:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Такая формулировка оставляет пространство для маневра. Т.е., если в технологическом процессе не образуются «вещества или предметы», подлежащие удалению, то и отходов соответственно не образуется. Следовательно, производство, в котором отходы используются, может считаться «безотходным».

А так как «производство» подразумевает совокупность различных технологических процессов, то отходами считаются остатки не от отдельного технологического процесса, а от деятельности целого «производства». Никто же не считает керосин отходом производства бензина.

Действующее законодательство исключило термин «опасные отходы», поэтому под лицензирование однозначно не попадает деятельность по обращению с отходами V класса опасности.

Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода вида отходов используются для кодирования происхождения видов отходов и их состава. Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода, а одиннадцатый знак кода — для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов.

К предустановленному в ФККО классу опасности следует относиться с достаточной осторожностью и иронией. С осторожностью — потому что, это не «истина в последней инстанции», а с иронией – потому что, в определении классов опасности есть очевидные противоречия. Например, как может одно и тоже вещество, но из разных источников иметь разный класс опасности? Кроме этого, один и тот же отход органично может быть отнесен к разным кодам ФККО.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт, этого требует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (п.3 ст.14). Форма паспорта, а также порядок паспортизации отходов определен в Постановлении правительства от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности». Существует также форма паспорта отходов по ГОСТ Р 53691-2009 «Паспорт отхода I — IV класса опасности. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст). Однако, это добровольный стандарт и эта форма фактически находится вне правого поля и смысла не имеет.

Фактически, в настоящее время класс опасности отходов установлен в ФККО. Определять класс опасности придется лишь в том случае, когда отходы не включены в классификационный каталог (вы не сумели идентифицировать свои отходы с формулировками ФККО). Тогда необходимо провести исследование этих материалов (отходов) на токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, реакционную способностью и содержание возбудителей инфекционных заболеваний. Класс опасности устанавливается на основании «Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. № 536. Результаты исследований отражаются в Исходных сведениях об отходе, которые представляются в территориальные органы Росприроднадзора для получения подтверждения класса опасности отхода для окружающей природной среды.

Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды оформляется на каждый вид отходов. Паспорт опасного отхода составляется только на отходы I-IV класса опасности, действует бессрочно. Согласовывать или утверждать паспорт в органах Росприроднадзора не требуется, но необходимо направить туда заверенную копию паспорта вместе с подтверждающими документами (расчет класса опасности и т.д.).

В подавляющем большинстве случаев, факт наличия Паспорта отхода I-IV класса опасности хотя бы по одному виду отходов, принимаемому на предприятии, означает необходимость лицензирования.

Лицензируемые виды деятельности по обращению с отходами

В случае, когда производится работа с опасными отходами, следует определиться с видами деятельности, т.к. лицензированию подлежит только сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов.

В законе «Об отходах производства и потребления» есть определения некоторых видов деятельности:

  • размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
  • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
  • объект размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (пункт 4.11) есть расширенной понятие:
объекты размещения отходов — полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Таким образом, размещение отходов может осуществляться только на объектах размещения отходов. Объекты размещения отходов подлежат регистрации в Государственном реестре объектов размещения отходов на основании Постановления Правительства от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Временное накопление отходов на производственной площадке не считается размещением в случае, когда для этого не используется «специально оборудованное сооружение». Т.е. никак не может считаться размещением отходов накопление отходов в контейнерах или других емкостях. Склад готовой продукции не может считаться сооружением для размещения отходов, т.к. готовая продукция не может считаться отходом. Бетонированная площадка для накопления и временного хранения автомобильных шин и.т.д. может считаться объектом размещения отходов согласно определению в ГОСТе 30772-2001.

Следующие виды деятельности :

  • утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Такие виды деятельности наиболее часто ведутся на предприятиях вторичных ресурсов.

  • сбор отходов— прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Определение этого термина также есть в ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (пункт 5.26):
сбор отходов — деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

ГОСТ 25916-83 «Ресурсы материальные вторичные. Термины и определения» дает определение схожего термина:
сбор вторичного сырья — удаление вторичного сырья из мест образования и накопление его с целью последующего использования.

Следовательно, под сбором отходов следует понимать прием отходов непосредственным оператором. Транспортные компании сбор отходов не производят.

Смотрите так же:  В каком возрасте назначается пенсия

Однако возникает вопрос, является ли сбором отходов их накопление в контейнерах на производственной площади предприятия, на котором эти отходы образуются? Ведь в таком случае, лицензию должно иметь любое предприятие или организация, выбрасывающие свои отходы в контейнер. Однако в определениях есть термин «места образования». Если таким «местом образования» является производственная площадь, где стоит контейнер, то деятельность может называться накоплением отходов и не может называться сбором отходов. Мы же не считаем, что жители, выносящие свой мусор в контейнеры, занимаются сбором отходов…

Таким образом, сбором отходов занимаются организации, использующие отходы или вывозящие отходы к местам размещения. Т.е. предприятия вторичных ресурсов практически во всех случаях осуществляют лицензируемые виды деятельности.

Порядок получения лицензии на отходы

Работа с видами вторичного сырья, относящимся к опасным отходам, должна лицензироваться. Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1062 от 3 октября 2015 г.

Лицензирование проводят органы Росприроднадзора согласно «Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», утвержденному приказом Ростехнадзора от 10 декабря 2007 г. № 848.

Алгоритм получения лицензии предприятием вторичных ресурсов

Лицензионные требования к деятельности по обращению с отходами

Заявляемая деятельность должна соответствовать лицензионным требованиям и условиям осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, а именно:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности;
д) для работ по размещению отходов I — IV классов опасности — проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I — IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Иными словами, к различным видам деятельности предъявляются разные лицензионные требования. Так, например, для получения лицензии только на утилизацию отходов необходимо:
— наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений;
— наличие оборудования и специализированных установок;
— наличие у индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I — IV классов опасности.

Документы, требуемые для оформления лицензии

Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:
а) заявление о предоставлении лицензии (приложение 2) и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно:
— учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
— свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
— свидетельство о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
— документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
а) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I — IV классов опасности;
б) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
К заявлению прилагаются:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;
в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам;
д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 40 п.2) требует, чтобы обязательным условием при выдаче лицензии было представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на основании проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы, согласно статьям 22 и 42 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Выдача санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется согласно «Порядку выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», утвержденному приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности.

Смотрите так же:  Оформить паспорт рф через госуслуги

Объекты должны соответствовать требованиям СанПиН 2.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». А если заявитель владеет полигоном твердых бытовых отходов, то и СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения не ограничен (бессрочно). Санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица или места жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность.

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения в Территориальное Управление Роспотребнадзора предоставляются следующие документы (перечень документов может несколько отличаться в разных ТУ, некоторые документы из представленного списка могут не потребоваться):
а) заявку о проведении экспертизы и выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
б) копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
в) копию документа на право пользования помещением (договор аренды, свидетельство о праве собственности).
б) определение классов опасности для здоровья человека (паспорта опасного отхода);
в) экологическое обоснование деятельности по обращению с опасными отходами на предприятии;
г) акт комплексного обследования предприятия по вопросам выполнения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления специалистами соответствующего отдела Роспотребнадзора (для действующих предприятий);
д) проект программы производственного контроля, составленной в соответствии с заявленными видами деятельности, санитарными правилами СП 1.1.1058-01 и предусматривающей контроль за соблюдением СанПиН, СП, ГН, МУ.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза

Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проводится согласно «Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. № 224. Срок проведения экспертизы не может превышать двух месяцев.

Проведение экспертизы по заявлениям осуществляется на договорной основе, стоимость в Москве — 9000 руб.

Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов

Под взрывопожароопасными и химически опасными производственными объектами понимаются объекты, на которых, в частности используются (производятся, хранятся, перерабатываются) воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, представляющих опасность для окружающей среды.

Эксплуатация объектов IV класса опасности не лицензируется. Как правило, это касается предприятий вторичной черной и цветной металлургии.

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492.

Лицензии выдает территориальный орган Ростехнадзора России.

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности проводится согласно Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538.

Лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности

Лицензия на обращение с отходами необходима предприятиям, осуществляющим сбор отходов от других юридических лиц, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV класса опасности.

Сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. То есть, если предприятие осуществляет накопление своих собственных отходов, сбором это не является.

Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Таким образом, если предприятие осуществляет перевозку отходов в границах одного земельного участка, находящегося в собственности или в аренде, лицензия не требуется.

Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

Таким образом, накопление отходов на собственных объектах сроком менее 11 месяцев не является лицензируемым видом деятельности.

Лицензия на обращение с отходами выдается территориальным Управлением Росприроднадзора.

Чтобы заказать лицензию на утилизацию отходов в Тюмени, обратитесь нашу организацию.

На какой срок выдается разрешение лицензия

Согласно Федеральному закону №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия действует бессрочно.

В соответствии с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 203-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Лицензия подлежит переоформлению в случаях (ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ):

  • — реорганизации юридического лица в форме преобразования;
  • — изменения его наименования;
  • — изменения адреса места нахождения;
  • — в случаях изменения места жительства, ФИО индивидуального предпринимателя;
  • — изменения реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • — изменения адресов мест осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности;
  • — изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Преимущества заказа в «Бюро экологического проектирования»

  • Гарантируем результат — при выполнении наших рекомендаций Вы 100% получите лицензию
  • Работаем «под ключ» — подготавливаем материалы для получения санитарно-эпидемиологическое заключения, подготавливаем пакет материалов для получения лицензии в Управлении Росприроднадзора по Тюменской области.
  • Снижаем цены — окажем услуги экологического проектирования дешевле, чем другие организации.
  • Предлагаем индивидуальные условия сотрудничества и оплаты.
  • Бесплатно консультируем, составляем смету, сопровождаем при согласовании

Чтобы воспользоваться услугами компании, позвоните нам или закажите звонок на сайте.

Этапы подготовки документов

  1. Принимаем и обрабатываем заявку
  2. Совместно подготавливаем техническое задание
  3. Составляем смету и заключаем договор с заказчиком.
  4. Выделяем специалиста для сбора всей необходимой исходной информации
  5. Формируем пакет документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
  6. Формируем пакет документов для получения лицензии на обращение с отходами
  7. Получаем лицензию и осуществляем ее доставку Заказчику

Для каждого клиента мы предлагаем индивидуальные условия сотрудничества и оплаты услуг. Позвоните и получите подробную консультацию специалиста.

Лицензия на отходы

С июля (01.07.2016) года устанавливается лицензирование отходов от 1 до 4 классов опасности в соответствии с вводимым в действие законом №458-Ф3 и постановлением от 3 октября 2015 г. № 1062. Согласно этому закону все юридические лица обязаны по всем шести разновидностям деятельности, оговоренным для отходов 1-4 классов опасности, иметь соответствующую лицензию на отходы. До выхода данного закона лицензированию подлежали только обезвреживание отходов и их размещение, а теперь лицензируется также сбор, транспортировка, обработка и утилизация отходов. Иметь лицензию будет необходимо с 1 января 2016 года.

По сути, выход нового закона означает возврат к нормам, которые были в действии 2,5 годами ранее. Их в свое время упразднили, стремясь к упрощению процедур оформления. Сейчас же контроль вновь ужесточается.

Срок действия новых лицензий: неограничен!

Видеообращение начальника управления государственного экологического надзора РОСПРИРОДНАДЗОРА Натальи Соколовой

На какие виды деятельности требуется лицензия по отходам

Лицанзия будет выдаваться на все виды деятельности, связанные с отходами. Если предприятие занимается несколькими такими видами, в лицензии указывается список всех таких действий.

Лицензия на сбор отходов. Это — первый этап, связанный с обращением отходов. Пример — поступление в бизнес-центре отходов от арендаторов. Временное складирование, накопление отходов на время до 6 месяцев лицензированию не подлежит, хотя и проверяется соответствие требованиям законов по охране окружающей среды и обеспечение санитарно-эпидемиологической обстановки для населения.

Лицензия на транспортирование отходов. Это означает перемещение отходов за пределы участка земли, принадлежащего юридическому лицу или ИП. Внутри участка перемещать отходы можно без получения лицензии.

Лицензия на обработку отходов. К обработке относится любая переработка отходов в ходе их подготовке к утилизации — очистка, разборка, сортировка.

Лицензия на утилизацию отходов. Это означает применение отходов для производства продукции или выполнения работ. Бумажные отходы, к примеру, могут использоваться для изготовления из них упаковки.

Лицензия на обезвреживание отходов. Обычно это представляет собой сжигание отходов или выполнение действий, направленных на снижение опасности для окружающей среды. Если отходы сжигаются с целью отопления, это не является их обезвреживанием.

Лицензия на размещение отходов. Это моет быть хранение их или захоронение. Хранят на подготовленных местах до 11 месяцев перед утилизацией или захоронением, а захоронение — последний этап действий с отходами: помещение в хранилища, изолированные от окружающей среды.

Не подлежат лицензированию:

  • накопление отходов, относящихся к 1-4 классам опасности;
  • все действия с наименее опасными отходами 5-го класса опасности.

Лицензироваться обязаны все юрлица и ИП, ведущие деятельность, связанную с отходами.

Мы уже получили новую лицензию: образец

Наказание (штрафы) за отсутствие лицензии по отходам

В соответствии со статьей 8.2 КОАП России отсутствие лицензии предполагает наказания:

  • для физических лиц — штраф в размерах 1000-2000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для ИП штраф 30 000 — 50 000 рублей или запрет деятельности на 90 суток;
  • для юридических лиц — штраф 100 000 — 250 000 рублей или запрет работать на 90 суток.
Смотрите так же:  Требования к развитию детей в детском саду

В соответствии со статьей 247 ГОАП России нарушение правил с отходами и веществами, опасными для экологии, предусматривается:

  • угроза здоровью либо окружающей среде — штраф до 200 000 рублей или в объеме 18-месячной заработной платы или другого дохода, или лишение свободы на 2 года, или двухлетние принудительные работы;
  • те же действия, повлекшие загрязнение среды, гибель животных в массовых размерах — штраф 100 000 — 300 000 рублей или в размере зарплаты за 1-2 года, или ограничение свободы на 5 лет, или принудительные пятилетние работы;
  • те же действие, приведшие к массовым заболеваниям или смерти людей — лишение свободы на 8 лет.

Требования для получения лицензии по обращению с отходами

  • наличие специально оснащенных объектов или помещений для помещения в них отходов, а также знаков, маркирующих вывозящие отходы транспортные средства;
  • при работе с отходами 1-4 класса должны быть сертификаты о профессиональной подготовке в соответствующих областях;
  • налаженный производственный контроль выполнения процедур обращения с отходами;
  • наличие санэпидзаключений Роспотребнадзора о соответствии объектов и имущества, предполагаемых к использованию для работы с отходами, установленным правилам;
  • наличие паспортов на отходы;
  • заключение Госэкспертизы по проектам указанных объектов.

Как получить лицензию на отходы самостоятельно?

Получить лицензию на отходы можно самостоятельно, обращаясь во все инстанции и получая необходимые справки. Этот процесс длительный и не гарантирующий положительный результат.

При любой сфере деятельности оформление лицензии по отходам 1-4 классов опасности потребует подготовки следующих документов:

  • устав организации и свидетельство о госрегистрации;
  • свидетельство о постановке на учет в ИНН;
  • подтверждение записи в ЕГРЮЛ;
  • письмо о постановке на учет в ЕГРПО;
  • документы о владении или аренде землей и помещением;
  • договоры на снабжение водой, энергией, теплом;
  • договоры на обращение с отходами;
  • договор дератизации помещений;
  • приказ, назначающий ответственного за обращение с отходами;
  • подтверждение профподготовки лиц, допущенных к работе с отходами;
  • программа учреждения образования, в котором готовились специалисты по обращению с отходами, номер лицензии этого учреждения;
  • проект по отходам ПНООЛР, лимиты размещения и паспорта опасных отходов;
  • форма 2-ТП с расчетом платы на воздействие на окружающую среду;
  • санэпидзаключение по выбросам в воздух и в воду, соответствующие разрешения;
  • программа контроля производства по отходам;
  • план размещения площадки;
  • карта-схема размещения сооружений и зданий с указанием мест временного складирования отходов;
  • количество и виды деятельности арендаторов;
  • пояснительная записка с описанием всех подразделений и их деятельности;
  • перечень подлежащих лицензированию отходов.

Кроме этого, управления Роспотребнадзора могут устанавливать дополнительные требования к предоставляемым материалам, не оговоренные законом.

Как получить лицензию на отходы быстро и недорого?

Обратиться в компанию «Экологическое проектирование» и получить там:

  • бесплатную оценку вашей ситуации;
  • бесплатное направление специалиста для актуализации информации;
  • оптимальные сроки и цены решения вопроса;
  • набор документов, полностью составленный и согласованный;
  • многолетние консультации в будущем;
  • адекватную цену на получение лицензии с помощью нашей компании.

Лицензия на отходы 1-4 классов опасности
(Лицензия на отходы)

ИЗОБРАЖЕНИЯ СТРАНИЦ РЕАЛЬНОЙ лицензии на отходы

С 1-го июля 2016 года компании, чей бизнес включает

  • сбор;
  • транспортирование;
  • обработку;
  • утилизацию;
  • обезвреживание;
  • размещение отходов

обязаны получить лицензию на отходы. В перечень компаний входят: перевозчики отходов, заводы по переработке отходов, комбинаты, строительные компании, полигоны, ЖКХ, сельскохозяйственные кооперативы.

«Старые» (выданные до 2015 года) лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности действительны до 1 января 2019 года.

Стоимость лицензии на отходы

Заказать лицензию на отходы сейчас

Как получить лицензию на отходы?

Список документов для получения лицензии

Составление пояснительной записки по намечаемой деятельности в области обращения с отходами. Когда собраны все исходные данные, специалист приступает к подготовке пояснительной записки следующего содержания:

  • Аннотация.
  • Общие сведения о юридическом лице.
  • Сведения об основной хозяйственной и иной деятельности, сопряженной с осуществлением деятельности по обращению с отходами.
  • Сведения о намечаемой деятельности по обращению с отходами.
  • Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы.
  • Приложения (копии документов, необходимых для деятельности по обращению с отходами).

Параллельно с подготовкой пояснительной записки сотрудники предприятия, которые будут иметь дело с отходами, проходят обучение и медицинские осмотры. В случае, если на предприятии нет производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм, а также не проведена специальная оценка условий труда – готовятся и эти документы.

  • Экспертиза документов; прохождение проверки; получение экспертного заключения от ФБУЗ. После разработки пояснительной записки ее отправляют вместе с заверенными копиями документов на экспертизу в ФБУЗ (Федеральное бюджетное учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора). Учреждение изучает материалы и после этого выезжает с проверкой на площадку соискателя лицензии по отходам, чтобы убедиться, что указанное в пояснительной записке соответствует действительности.

    Если предприятие находится в Санкт-Петербурге, как правило, выезжает инспектор ФБУЗ, если в Ленинградской области — областной Роспотребнадзор.


    Рис. Процесс получения лицензии на отходы

    Какие документы проверяет инспектор?

    1. Учредительные и регистрационные документы оформлены в установленном порядке.
    2. Виды намечаемой деятельности обращения с отходами соответствуют заявленным в пояснительной записке.
    3. Генеральный директор прошел обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами».
    4. Объект недвижимости (площадка), на которой планируется осуществление деятельности соответствует лицензионным требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03.
    5. На предприятии разработаны и утверждены документы, связанные с обращением с отходами (Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм; инструкции по обращению с отходами; должностные инструкции для ответственного за охрану окружающей среды и для водителей).
    6. Проведены измерения и замеры микроклимата, шума, вибрации и т.д. согласно составленной Программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм.
    7. Проведена или проводится специальная оценка условий труда сотрудников.
    8. Количество и наименование автотранспорта соответствует заявленному в пояснительной записке.
    9. Оборудование (для обезвреживания, обработки и утилизации отходов) используется на законном основании и соответствует лицензионным требованиями.
    10. Автотранспорт укомплектован необходимым аварийным оборудованиям и инструментом, снабжен специальными знаками.
    11. Сотрудники, задействованные в производственном процессе, прошли обучение по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV класса опасности».
    12. Водители допущены к работе после прохождения специального обучения с опасными отходами и прохождения инструктажей.
    13. Водители проходят предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
    14. На каждый вид отхода есть паспорт.

    После экспертизы документов и выездной проверки ФБУЗ выдает экспертное заключение о том, что деятельность по заявленному виду обращения с отходами соответствует действующим санитарным правилам и нормам, а именно СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».


    Рис.Список документов, который проверит инспектор

  • Получение санэпидзаключения в Роспотребнадзоре. На данном этапе экспертное заключение ФБУЗ направляется в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор на основании заключения удостоверяет, что планируемая деятельность по обращению с отходами, производственная площадка, транспортные средства и оборудование соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Выдается документ «Санитарно-эпидемиологическое заключение».
  • Подача заявления в Росприроднадзор; оплата госпошлины; прохождение проверки; получается лицензия по отходам. После получения санэпидзаключения Роспотребнадзора все собранные в процессе документы направляются в Росприроднадзор вместе с заявлением и квитанцией об оплате госпошлины. Росприроднадзор после принятия заявления и материалов присылает распоряжение о проведении внеплановой проверки. Длительность – 20 рабочих дней.
    В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:
    • Проверка соответствия полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в предоставленных заявлении и документах, проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
    • Проверка фактического состояния материальной базы, подготовленность работников соискателя лицензии по сравнению с информацией, предоставленной им в лицензионных документов.
  • После рассмотрения документов и проведения проверки Росприроднадзором компании удается получить лицензию на отходы (с указанием конкретных видов и классов опасности отходов). В приложении к лицензии перечислены все виды отходов, с которыми планирует работать соискатель лицензии. В лицензии указано, что она действует бессрочно.

    Новое понятие сбора отходов

    С 2018 года в Федеральном законе №89 “Об отходах производства и потребления” появилось обновленное определение сбора отходов, которое звучит следующим образом: «сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.” То есть, из прежнего определения убрали слово “транспортирования” и уточнение по поводу приема отходов от физических и юридических лиц.

    Для лицензиатов это означает, что сбором отходов могут заниматься лишь те компании, у кого есть лицензии на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов. Компании, у кого уже есть лицензии, и в них указана деятельность по сбору и транспортированию отходов, теперь обязаны переоформить лицензии, исключив слово “сбор отходов”. Основанием для переоформления является ст.18 ч. 1 закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”.