Льготы в детском саду малоимущим семьям

Оплата детского сада льготы малоимущим

У нашей семьи статус малоимущей. Если ли льготы по оплате детского сада и по оплате питания в школе?
Елена.

Здравствуйте! Льготы предоставляются в случае посещения государственного или муниципального детского сада. Не взимается родительская оплата за присмотр и уход за детьми инвалидами, детьми сиротами, детьми с туберкулезной болезнью согласно ст. 165 ФЗ №273-ФЗ. Региональным законодательством могут быть предусмотрены также и льготы для других категорий граждан. Чтобы воспользоваться льготой необходимо написать заявление в свободной форме о предоставлении льготы и приложить соответствующие документы.

Здравствуйте! ДА, есть льготы УДАЧИ ВАМ

да конечно должны быть льготы, хотя многое решают регионы

Такаи льготы устанавливаются органами местного самоуправления в пределах муниципального образования, поэтому об их наличии вам нужно уточнять в соц. защите или непосредственно в администрации.

Зравствуйте! Хочу узнать, имею ли я льготы на оплату детского сада как малоимущая семья? Сейчас нахожусь в декрете со вторым ребенком. Доход составляет 7500 в месяц.

Здравствуйте! На федеральном уровне таких льгот нет, моет у Вас в регионе приняты какие то меры социальной поддержки.

Правда что отменят льготу 50% малоимущим оплаты за детский сад?

правда что отменят льготу 50% малоимущим оплаты за детский сад? —нельзя исключать и такой вариант

Имеют ли право власти отменить льготу для малоимущих за оплату за детский сад 50%.У нашей семьи доход на душу 780 руб а оплата за сад 1570. Дума приняла решение отменить льготу. Можно ли на это пожаловаться или это их право решать назначать или отменять.?

нет это сделать они не вправе это государством установлено и краевыми законами, жалуйтесь в прокуратуру

Я мать одиночка в статусе малоимущая семья, полагается ли мне льгота на оплату за детский сад?

Добрый день. Уточните в соцзащите

Какие льготы имеет многодетная малоимущая семья при оплате детского сада за второго ребенка? Спасибо.

Добрый день! В данном случае многодетной семье как правило предоставляются льготы по оплате питания в детском саду.

Являюсь малоимущей семьей, один ребенок. Имеются ли льготы на оплату детского сада (например, за питание)

Вопрос: Вы мать — одиночка?

Льгота в 50 процентов за детский сад (оплата) положена малоимущим семьям. Такой вопрос мы прописаны в квартире где прописаны бабушка и дедушка, нужно ли считать и их доход или считается доход только семьи — мама папа и дети? Спасибо.

Здравствуйте Альбина Сергеевна. Вообще считается доход вашей семьи, т.е. папы, мамы. К тому же если вы официально признаны малоимущими, то да вы имеете право на льготы. Но в данном случае, в каждом регионе они как могут применяться, так и не могут. Это зависит от местных властей, т.к. все субсидии оплачиваются за счет того или иного вида бюджета. Поэтому советую обратиться либо в отдел образования, либо в соц. защиту и более полную информацию получить именно там

Льготы по оплате за детский сад

На основании Положения о дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, дети которых посещаютмуниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Городской Думы от 31.12.2013 № 5468. Руководствуясь ст.3 «Порядок установления льготной родительской платы», Постановления Администрации г.Дзержинска Нижегородской области № 5468 от 31.12.2013 «Об утверждении взимания родительской платы за присмотр и уход за воспитанниками в муниципальных образовательных организациях г.Дзержинска, реализующих образовательную программу дошкольного образования.» и на основании Постановления Администрации города Дзержинска Нижегородской области от 26.08.2015 № 2787 «О внесении изменений в Порядок взимания родительской платы за присмотр и уход за воспитанниками в муниципальных образовательных организациях города Дзержинска. реализующих образовательную программу дошкольного образования» установлено:

1. Родительская плата за присмотр и уход за воспитанниками в образовательной организации снижается на 50 процентов от установленной родительской платы:

  • с родителей (законных представителей) воспитанников из малоимущих семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения и имеющих среднедушевой доход ниже 50 процентов величины прожиточного минимума на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области;
  • с родителей (законных представителей), состоящих на учете в органах социальной защиты населения, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (многодетные семьи);
  • с родителей (законных представителей), у которых двое и более детей посещают образовательную организацию;
  • с родителей (законных представителей), являющихся инвалидами I и II группы.

2. Родители (законные представители) воспитанников, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом и психическом развитии, освобождаются от оплаты за присмотр и уход за воспитанниками в образовательных организациях .

3. Документы, необходимые для установления льготной родительской платы. Один из родителей (законных представителей) воспитанника должен подать в образовательную организацию письменное заявление со следующими документами: паспорт, свидетельство о рождении ребенка, а также документы, подтверждающие право на льготу:

  • для родителей (законных представителей) воспитанников из малоимущих семей, имеющих среднедушевой доход ниже 50 процентов величины прожиточного минимума на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства о размере среднедушевого дохода семьи;
  • для родителей (законных представителей) воспитанников из многодетных семей– удостоверение многодетной матери (многодетной семьи) установленного образца;
  • для родителей (законных представителей), у которых двое и более детей посещают образовательные организации(при условии посещения детьми разных образовательных организаций) – справку из образовательной организации, подтверждающую присмотр и уход за ребенком в образовательной организации;
  • для родителей (законных представителей), один из которых является инвалидом I или II группы, — справку установленного образца, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  • для родителей (законных представителей) детей — инвалидов— справку установленного образца, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  • для детей — сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей– правовой акт органов опеки (постановление, распоряжение) о передаче ребенка под опеку или в приемную семью;

4. Право на получение льгот по родительской плате за присмотр и уход за воспитанниками в образовательной организации, на освобождение от оплаты за присмотр и уход за воспитанниками возникает у родителей (законных представителей) воспитанников со дня подачи заявления об установлении льготы с приложением подтверждающих документов.

Руководителем образовательной организации издается приказ о предоставлении льготной родительской платы за присмотр и уход за воспитанниками в образовательной организации.

5. Право на льготу в размере 50 процентов от установленной родительской платы в образовательной организации ежегодно подтверждается родителями (законными представителями) воспитанников по истечении одного календарного года со дня подачи заявления.

6. При наступлении обстоятельств, влекущих отмену установления льготной родительской платы , родители (законные представители) воспитанников в течение 14 дней со дня наступления соответствующих обязательств обязаны уведомить об этом образовательную организацию.

В случае не уведомления образовательной организации о наступлении обстоятельств, влекущих отмену дополнительных мер социальной

поддержки, родители (законные представители) воспитанника несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Родителям (законным представителям) воспитанников, имеющим право на льготную родительскую плату по нескольким основаниям, льгота предоставляется по одному из оснований по их выбору.

Пакет документов, которые необходимо предоставить в дошкольное учреждение для получения льготной оплаты за детский сад:

— Копия паспорта родителей;

— Копия свидетельства о рождении детей;

— Копия свидетельства многодетной семьи;

  • Для малообеспеченных семей :

— Копия паспорта родителя;

— Копия свидетельства о рождении детей;

— Справка из соцзащиты о признании семьи малоимущей с копией;

  • Для семей у которых двое (и более) детей посещают дошкольное учреждение :

— Копия паспорта родителя;

— Копия свидетельства о рождении детей;

— Справка из дошкольного учреждения, данная ребенку, который посещает другое дошкольное учреждение;

  • Для семей, у которых дети посещающие ДОУ являются детьми-инвалидами:

— Копия паспорта родителей (родителя)

— Копия свидетельства о рождении

-Копия справки об установлении инвалидности

  • Для семей, у которых ребенок, посещающий ДОУ является опекаемым

— Копия паспорта родителей (родителя)

— Копия свидетельства о рождении

-Копия справки об установлении инвалидности

Льготы в детский сад. Нормы федеральных правовых актов о льготах в детский сад

Льготы в общем смысле – это права либо преимущества, предоставляемые установленным категориям физических либо юридических лиц. ВАЖНО ЗНАТЬ, что любые льготы бывают четырех уровней (федеральные, региональные, муниципальные и другие), поскольку они могут устанавливаться соответствующими субъектами власти или юридическими лицами в рамках своих полномочий. При этом федеральные льготы в детский сад действуют по всей России.

Льготы в детский сад (дошкольное образовательное учреждение или ДОУ) можно разделить на две категории:

— льготы в детский сад при приеме ребенка (воспитанника) – льготы при комплектовании ДОУ;

— льготы в детский сад при нахождении ребенка (воспитанника) в нем – льготы, предоставляемые в ходе образовательного процесса в ДОУ.

ЛЬГОТЫ В ДЕТСКИЙ САД ПРИ ПРИЕМЕ РЕБЕНКА оказываются на стадии оформления документов.

Прием в детский сад (ДОУ) – четко регламентированный процесс, осложненный российскими реалиями катастрофической нехватки мест в детском саду. Согласно п. 25 и п. 26 Типового положения о ДОУ (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562) порядок комплектования ДОУ определяется учредителем согласно законодательству РФ и закрепляется в уставе. При этом в ДОУ могут приниматься дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Таким образом, учредитель ДОУ (федеральное ведомство, муниципалитет, коммерческая организация) имеет право принимать решение по порядку приема детей в ДОУ, а значит и по льготам в детский сад при приеме ребенка (воспитанника) с учетом закона.

ВАЖНО ЗНАТЬ , что такие решения должны быть отражены в уставе ДОУ.

Порядок приема отражается в разделе Устава «Образовательный процесс». Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом детского сада. Количество групп в ДОУ определяется в зависимости от санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования.

С учетом затрагивания прав детей порядок приема в федеральный, муниципальный детский сад должен утверждаться заблаговременно, публиковаться в СМИ и выставляться на интернет-сайте учредителя (как правило, на сайте управления, департамента или комитета образования).

Например, Положение о комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений Мытищинского муниципального района (утверждено главой Мытищенского муниципального района от 30.06.2011г. № 1983) размещено на сайте соответствующего управления образования (URL: www.edu-mytyshi.ru/main/images/stories/obruchr/dou/komplektovanie/2polozh3.pdf ) и в качестве 4 категорий льготников при приеме в ДОУ определяет:

  • внеочередников (детей чернобыльцев; судей; лиц, погибших при исполнении, а также сотрудников Следственного комитета России);
  • первоочередников (детей из многодетных семей, из семей инвалида, военнослужащих, сотрудников наркоконтроля, сотрудников полиции и др.);
  • лиц с преимущественным правом приема (сироты, опекаемые, дети из неполных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации);
  • лиц с преимущественным правом приема — детей работников ДОУ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — это:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети — жертвы насилия;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Порядок очередности приема самих льготников предусматривает прием,

во-первых, внеочередников и первоочередников,

во-вторых, принимаются льготники с преимущественным правом.

При этом порядок приема категорий льготников устанавливается учредителем, но стоит заметить, что, как правило, дети льготной очереди принимаются через одного с детьми основной очереди, иначе будут нарушаться права детей-нельготников.

ВАЖНО ЗНАТЬ , что вышеуказанные первые две категории льготников установлены федеральным законодательством, то есть в федеральных, муниципальных ДОУ наличие этих категорий обязательно.

Также стоит обратить внимание на встречающиеся на практике нарушения, когда, например, в первую очередь принимаются дети из неполных семей, дети работников ДОУ и другие, а не дети, родители которых обозначены федеральным законодательством. Такие нарушения легко оспорить, так как федеральные льготники в любом случае приоритетны.

ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ, в основном касаются снижения платы (предоставления компенсаций) за услуги, предоставляемые в детском саду (за содержание в ДОУ, питание в детском саду и прочее).

Такие льготы также разделяются на федеральные и другие (установленные в регионе и муниципалитете).

К федеральным льготам (ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ на всей территории России) относятся:

1. согласно правилам п. 2 ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании» снижение платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (федеральных или муниципальных детских садах);

2. в соответствии с положениями п. 1 ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании» компенсации за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (федеральных или муниципальных детских садах);

3. в порядке ст. 25 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа).

1) Снижением платы за содержание ребенка могут воспользоваться:

  • наполовину — родители (законные представители), имеющие трех и более несовершеннолетних детей. То есть в данном случае должны учитываться все дети в семье до 18 лет;
  • полностью – родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией.

К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  • с учетом правил письма Рособрандзора от 5 марта 2010 г. № 02-52-3/10-ин – дети слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями слуха, с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; иные (диабет, астма, порок сердца, энурез, язва, сложные формы остеохондроза, сколиоза и др.);
  • в порядке норм письма Минобрнауки РФ от 11.07.2011 N 06-1277 – дети со слабым зрением или слухом, с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистого аппарата, с лейкемией, неврологическими заболеваниями и пр.

Следует добавить, что плата за содержание ребенка в ДОУ включает лишь плату за реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ВАЖНО ЗНАТЬ , что указанная льгота, как и общая плата за содержание ребенка в детском саду не относится к дополнительным платным услугам, которые могут оказываться в ДОУ.

То есть на дополнительные платные услуги в ДОУ льготы не распространяются. К таким услугам могут относиться любые, которые не входят в общеобразовательную программу. Состав общеобразовательной программы

2) На основании п. 1 ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании» компенсация за содержание на первого ребенка составляет 20% от внесенной родителями платы, на второго ребенка — 50% и на третьего и последующих детей — 70% соответственно.

Следует указать на регламентированные (указанные в законе) особенности получения таких компенсаций:

  • Порядок обращения за компенсацией и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. То есть ВАЖНО ЗНАТЬ, что при возникновении трудностей с получением компенсаций следует обращаться в администрацию региона.
  • Право на получение компенсации имеет ТОЛЬКО один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в детском саду. То есть ВАЖНО ЗНАТЬ, что закон не позволяет разделять ее, если, например, родители вносят плату по очереди.
  • Компенсация за детский сад выплачивается вне зависимости от принадлежности ДОУ. То есть ВАЖНО ЗНАТЬ, что за плату в коммерческом детском саду такая компенсация полагается по закону.
  • Указанные компенсации согласно п. 42 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (вне зависимости от собственника ДОУ и источника финансирования). ВАЖНО ЗНАТЬ, что об этом указывается в письмах Минфина России от 20 декабря 2007 г. N 03-04-05-01/417 и от 30 ноября 2007 г. N 03-04-06-01/426.

На практике встречаются случаи, когда такие компенсации выплачивались в организациях и родители желали получать их и от администрации, и от работодателя. По этому поводу конкретных разъяснений в законодательстве нет, но по аналогии с выплатой пенсий целесообразно выбирать одну.

ВАЖНО ЗНАТЬ , что с учетом наличия множества групп кратковременного пребывания компенсация за содержание в таких группах также должна уплачиваться, но в соотношении по времени пребывания.

По этому поводу следует указать на пример Красноярского края, где компенсация за детский сад установлена пропорционально времени, которое ребенок проводит в группе кратковременного пребывания. То есть полный день предусмотрен по Типовому положению о ДОУ (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562) 12 часов, в группе кратковременного пребывания — 3 часа, поэтому в Красноярском регионе такая выплата составляет 1/4 от полной.

3) Выплата ежемесячной денежной компенсации на питание в детском саду осуществляется одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) ребенка, которые обладают статусом граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Порядок выплаты этой компенсации определен постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907.

ВАЖНО ЗНАТЬ , что льготы в детский сад, как указывалось выше, могут назначаться региональными, муниципальными властями и юридическими лицами. В статье обозначены лишь льготы федерального характера, обязательные на всей территории России.

Поэтому для того, чтобы знать все положенные льготы семьям с детьми целесообразно обратиться лично, в письменном виде или в форме электронного документа в администрацию региона и районную администрацию, где согласно положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ОБЯЗАНЫ зарегистрировать такое обращение и направить инициатору исчерпывающий ответ о всех положенных льготах.

Подобные обращения можно направлять по любым вопросам, ответы на которых не получены от заведующего детского сада.

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, правила которых касаются рассмотренных в статье льгот.

Типовое положение о ДОУ (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562).

Для детских садов специальных категорий также могут применяться другие Типовые положения:

1. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204 (ред. от 10.03.2009);

2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с изм. на 10.03.2009 г.) (утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 228);

3. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (с изм. от 10.03.2009) (утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 867).

Опубликование Устава муниципального ДОУ в СМИ и на интернет-сайте учредителя должно осуществляться согласно ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

НОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ЛЬГОТАХ В ДЕТСКОМ САДУ

Внеочередное право получения путевок в дошкольное образовательное учреждение (6 категорий):

1. Дети судей — п. 3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 №3132-1.

2. Дети чернобыльцев — п. 12 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 15.05.1991 N 1244-1.

3. Дети граждан, подвергшихся воздействию радиации — ст. 1 Федерального закона РФ от 26.11.1998 N 175-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

4. Дети погибших (пропавших без вести) и др. лиц, участвующих в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе — п. 14 постановления Правительства РФ от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ».

5. Дети погибших (пропавших без вести) и др. на территории Республики Дагестан — п. 1 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 936 О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей.

6. Дети граждан, уволенных с военной службы и членам их семей (в течение 1 месяца со дня обращения) — ст. 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.

Первоочередное право получения путевок в дошкольное образовательное учреждение (5 категорий):

1. Дети военнослужащих по месту жительства их семей — п. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ.

2. Дети сотрудников полиции, погибших сотрудников и т.п. — п. 6 ст. 46 Федерального закона РФ «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ.

3. Дети сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы — Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности».

4. Дети из многодетных семей — Указ Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

5. Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом — Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.1992 №1157.

Статья подготовлена юристом Владимиром Коржовым.

Порядок использования компенсации за детский сад в 2018 году

Не все семьи располагают временем и ресурсами для воспитания ребенка в домашних условиях, а как раз наоборот, в связи с чем многие дети уже после полутора лет начинают посещать детский сад, так как родителям нужно выходить на работу и изыскивать дополнительные средства для содержания крохи.

Однако мест в детских садах всем деткам не хватает, поэтому родителям и приходится решать вопрос по уходу за малышом с помощью бабушек и норм закона.

Кто имеет право на место в детском саду?

Также учитывая, что дети – это будущее государства, на законодательном уровне разработан порядок зачисления детей в ДОУ, утвержденный Приказом Министерства образования РФ №293, согласно которому все дети с момента рождения подлежат постановке на учет в управление образования по месту жительства с целью рационального распределения мест в детских садах.

В оговоренном Приказе сказано, что для начала дети всего лишь ставятся на учет, а при достижении положенного возраста и подачи заявления от родителей с просьбой предоставить место выдается направление в ДОУ, которое располагает свободным местом и находиться по месту жительства ребенка.

Конечно, учитывая нормы ст.6 ФЗ № 124, место в детском саду должны предоставлять всем, однако в первую очередь в списки дошкольников включаются льготники, в частности:

  • дети из многодетных семей;
  • дети-инвалиды;
  • дети-сироты либо находящиеся под опекой;
  • дети судей, прокуроров и работников полиции;
  • дети погибших военных, пожарных и МЧС;
  • дети матери-одиночек;
  • родные братья и сестры детей, которые уже зачислены в детсад.

А вот остальным детям место в саду предоставляется только в том случае, если оно свободно, о чем сказано в п.7 Приказа № 293, да и то в течении года. Но если 2-х летний ребенок и может подождать еще год, то вот родители себе позволить такого не могут, ведь ребенка нужно кормить, а начиная с полуторалетнего возраста пособие по уходу за малышом уже не выплачивается.

Для тех же детей, которые все же зачислены в детский сад в качестве дополнительной социальной гарантии предусмотрена еще и компенсация оплаты за детский сад на основании ст.65 ФЗ №273, ведь плата за дошкольное образование может стать существенной статьей расхода в семейном бюджете, соответственно для родителей компенсация части расходов на государственном уровне и предоставляется.

Компенсация части оплаты за детский сад

Как правило, ранее дошкольное образование предоставлялось только на государственном уровне, сейчас же заниматься образовательной деятельностью могут и коммерческие учреждения, но только при наличии лицензии в соответствии со ст.12 ФЗ №99, а значит оплата за предоставленные услуги может варьироваться. Именно с этой целью и предусмотрена компенсация оплаты за присмотр за детьми и установлен размер оплаты за услуги, который в соответствии со ст.65 ФЗ №273 считается максимальным.

В частности, в Приказе № 862 установлен максимальный размер оплаты за детсад, а именно:

  • при сокращенном смене от 70 до 80 рублей для детей от 2-х месяцев до 7 лет;
  • при полной смене от 90 до 100 рублей для детей того же возраста.

На основании ст.65 ФЗ №273 на региональном уровне органы местного самоуправления вправе установить свой размер оплаты услуг образовательной организации в регионе, но не свыше максимально установленной государством. То есть более 100 рублей в день родители даже в частном садике не заплатят.

Также в соответствии с ч.5 ст.65 ФЗ №273 родителям либо законным представителям ребенка предоставляется еще и право на компенсацию части расходов по оплате образовательных услуг:

  • при наличии одного ребенка в размере 20%;
  • при наличии 2-х детей в размере 50%;
  • 70% при наличии 3-х детей и более.

И в оговоренной норме указано, что данная компенсация выплачивается всем родителям без исключения, однако на местном уровне органы самоуправления вправе установить дополнительные льготы по увеличению размера компенсации, то есть льготным категориям размер компенсации может быть увеличен за счет средств местных бюджетов, которые уже на месте могут определить более нуждающиеся семьи.

Также таким правом обладают отдельные отрасли, на балансе которых находятся образовательные учреждения. В частности, Приказом Министерства обороны РФ№ 862 установлен перечень дополнительных льгот для детей военнослужащих, а также определена льготная категория родителей, которые имеют право на компенсацию в 50% независимо от количества детей.

В частности, получат компенсацию в размере 50% родители:

  • инвалиды;
  • ликвидаторы ЧАЭС;
  • военнослужащие осуществляющие службу по призыву;
  • работники детсада.

Пакет документов

В ст.65 ФЗ №273 сказано, что компенсацию может получить только один из родителей который и заключил договор в Образовательным учреждением, предоставив следующий пакет документов:

  • заявление, форма которого на законодательном уровне не утверждена, но ДОУ имеет право утвердить и соответственно использовать форму сего документа локальными актами учреждения;
  • копию документа удостоверяющего личность родителя, а также документы подтверждающие полномочия, если на компенсацию претендует законный представитель;
  • свидетельство о рождении всех несовершеннолетних детей семьи, а также справку о составе семьи;
  • справку из банка с реквизитами счета на который надлежит перечислять компенсацию.

Порядок оформления

Для оформления компенсации один из родителей подает вышеописанный пакет документов вместе с оригиналами, для того чтобы работники ДОУ удостоверились в подлинности предоставленных данных и заверили полученные копии печатью ДОУ.

Затем полученные документы от нескольких родителей оформляются списком, прилагаются к сопроводительному письму и направляются в Департамент образования и Управления социальной защиты. И ежеквартально Образовательное учреждение вносит коррективы, обновляет списки и отчитывается о перечисленных средствах в отношении всех лиц, получивших компенсацию.

Выплаты за отсутствие мест в детских садах

Однако не все дети могут быть приняты в детский сад несмотря на гарантии общедоступности образования, многим из них банально может не хватить мест, что собственно и происходит в настоящее время. И хотя законопроект о внесении изменений в ФЗ №273 о предоставлении компенсации родителям, которые вынуждены продлевать декретный отпуск виду отсутствия свободного места был создан еще в 2011 году, на федеральном уровне он утвержден так и не был. Хотя субъектам РФ было дано право установить данный вид компенсации на региональном уровне.

В частности, подобный вид компенсации был установлен во многих округах матерям, которые воспитывают детей от полутора лет до 6-ти лет в размере от 1000 рублей до 6000. Но по истечении нескольких лет и потраченной значительной суммы законодатели на местном уровне решили, что целесообразнее поднять возрастной ценз в садиках и не платить компенсацию, таким образом решив проблему отсутствия мест. Хотя в некоторых регионах РФ компенсация все же выплачивается и в настоящий момент.

Особенности в регионах

В частности, компенсация за отсутствие мест в детском саду в 2018 году выплачивается в следующих городах:

  • Красноярске – 3709 рублей в месяц;
  • Перми – 5300 рублей в месяц;
  • Липецке – 5000 рублей в месяц;
  • Самаре – 1000 рублей;
  • Томске – 4000 рублей.

А вот в Ханты-Мансийском округе данная компенсация была отменена, как и в Кирове на пособие с 5 до 7 лет.

Учитывая экономическое положение регионов, для получения более точной информации о выплате компенсации в отдельно взятом регионе РФ родителям было бы целесообразнее обратиться с официальным письмом в Департамент образования региона, так как только на официально направленное письмо органы местного самоуправления обязаны ответить, причем предоставив достоверную информацию в течение 10 дней с момента получения письма в соответствии с законодательствам «Об обращении граждан».

Кому она положена

Как правило, при установлении данного вида компенсации, ее выплачивают родителям, которые имеют детей, поставленных на учет в управление образования и не получивших свободного места в детском саду. То есть как таковых льготных категорий не предусмотрено, учитывая, что льготники имеют первоочередное право на получение мест в ДОУ.

Но дело в том, что даже льготники в детских садах делятся на три категории, то есть те же дети инвалиды, сироты или опекаемые получат места в первую очередь, а вот дети матерей-одиночек либо неработающих студенток, из малообеспеченных и многодетных семей, и работников детсада будут относиться ко второй очереди.

И, соответственно, дети, старшие братья которых уже зачислены в данное Образовательное учреждение будут относиться к третьей очереди, не говоря уже о всех остальных детях, родители которых не принадлежат ни к какой льготной категории, кроме того, что являются родителями пребывающими в отпуске по уходу. То есть по сути, за компенсацией могут обращаться все родители, которым было официально отказано в связи с отсутствием свободных мест.

Перечень необходимых документов

Естественно просто так компенсацию не предоставят, нужно подтвердить свое право документально, а именно предоставив следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении компенсации;
  • копию паспорта;
  • свидетельство о рождении крохи;
  • справку о составе семьи;
  • справку из банка об открытия счета;
  • копию приказа о пребывании в декретном отпуске;
  • официальное письмо об отказе в приеме в ДОУ в связи с отсутствием свободных мест.

А также документы подтверждающие принадлежность к льготной категории при необходимости, допустим, удостоверение об инвалидности или документы о признании семьи малообеспеченной.

Порядок оформления

Для того, чтобы получить компенсацию для начала следует обратиться в Департамент образования с официальным письмом о наличии программы, в соответствии с которой предоставляется компенсация. Если программа работает, в тот же Департамент нужно подать вышеперечисленный пакет документов для получения компенсации. Однако если в выплате компенсации будет отказано, следует рассмотреть еще одни вариант.

В частности, на основании ст.6 ФЗ №124 место в детском саду должно быть предоставлено всем, и родители, как законные представители ребенка, имеют право сами выбрать Образовательное учреждение. То есть, если в Дошкольном учреждении по месту жительства свободных мест нет, родитель вправе обратиться на основании п.5 Приказа №293 с просьбой о предоставлении места в другом саду, но в том же населенном пункте. То есть возможно зачислить ребенка в другой сад временно до тех пор, пока по месту проживания не освободиться место для ребенка, а затем на основании заявления осуществить перевод.

Виды компенсаций

Как следует из вышеизложенного в настоящий момент для родителей дошкольников предусмотрены два вида компенсации:

  • за часть расходов по оплате в связи с присмотром за малышом;
  • при отсутствии свободных мест.

На основании ст.65 ФЗ №273 компенсация за присмотр за крохой распространяется на всех родителей, также ее обязаны выплачивать все Образовательные учреждения независимо от формы собственности, то есть частные садики обязаны вернуть часть денег из родительской платы точно так же, как и государственные.

А вот условия выплаты компенсации за отсутствие свободных мест в Образовательных учреждениях предусматривает оплату данной компенсации только в отношении тех детей, которые были поставлены на учет и претендовали на место в ДОУ являющихся государственными или бюджетными учреждениями. Кстати, если родители сомневаются в правомерности отказа в свободном месте, они имеют полное право обратиться за правовой защитой в прокуратуру.

Возможные изменения и новости в данном вопросе

Конечно, образовательная система не совершенна, тем более в свете демографического взрыва после долгого спада, что собственно и спровоцировало настоящие проблемы отсутствия свободных мест.

Также разрабатывается законопроект под патронажем президента о возможности оказания образовательных услуг на дому, а также организации небольших групп дошкольного образования при школах, таким образом увеличив потенциальную возможность предоставить дошкольное образование большему количеству детей.

Хотелось бы отметить и еще одну льготу установленную на законодательном уровне, в частности компенсация полученная за детсад с 2016 года более не будет облагаться налогом, который ранее предусматривал 13% удержаний от всех полученных сумм. Конечно это небольшая сумма, тем более с 20% части родительской платы, но все же.

И несмотря на то, что законопроект о выплате компенсации при отсутствии свободных мест заморожен начиная с 2012 года и по состоянии на 2018 год его не планируют перерабатывать, субъекты РФ вправе сами установить и объем льгот, и категорию нуждающихся граждан, и размер компенсации, что многие и делают.

Порядок выплаты компенсации за детский сад рассмотрен в следующем видеосюжете:

Смотрите так же:  Претензия по дебиторке