Льготы в беларуси 2019

Какие льготы дают пенсионерам по возрасту в Беларуси в 2019 году

Выход на пенсию – начало периода в жизни человека, когда надо наслаждаться плодами своего труда. Много лет стажа позади. Разное случалось, были дни хорошие и не очень. Приобретено много навыков, которые уже не пригодятся, а может, и будут нужны. Независимо от профессии, каждый человек вправе рассчитывать после достижения определенного возраста на ответную благодарность социальной среды, материальный достаток.

Долгих лет, плодотворного труда

У каждого пенсионера свое понимание того, какой должна быть жизнь после выхода на пенсию. Все более популярна в наши дни идея об активном долголетии. Кто-то хочет сосредоточиться на себе, научиться спортивной ходьбе, к примеру, и решает этим заняться. Другой человек продолжает активно участвовать в социальной жизни, сосредотачивается на социальной работе, активистской деятельности. Есть и те люди, которые любят отдыхать, готовы себе в этом честно признаться и отправляются в кругосветное путешествие.

На протяжении всех тех лет, когда приходится каждый день вставать по будильнику, идти на работу, многие люди ощущают нехватку времени и сил на повседневные обязанности, приятные мелочи. К примеру, на детей, внуков времени не хватает и именно после выхода на пенсию хочется посвятить себя этому. Психологи утверждают, что это результат неправильного распределения времени, постоянных стрессов. Стоит ли ждать пенсии? Работа действительно занимает треть суток. А это много и государство просто обязано человеку обеспечить достойную старость, пропорционально тем усилиям, которые он прилагал для этого.

В разных государствах система пенсионного обеспечения устроена по-разному. Многое решает экономическая ситуация в стране и в мире. Социальная среда, государство, государственные структуры были когда-то созданы для того, чтобы защитить жителей, позаботиться о людях пожилого возраста, детях, инвалидах. Естественно, что при пустой казне этого случиться не может. Но и пустой казна, если платятся налоги исправно, никогда не будет.

Республика Беларусь отличается своеобразием пенсионной системы.

Регулярно проводятся реформы, направленные на ее усовершенствование. Экономическая ситуация в стране много лет стабильна и пенсионерам живется в Беларуси хорошо. Что в 2019 ожидает граждан пожилого возраста?

Закон – гарантия неукоснительного соблюдения прав

Как известно, без мудрых законов порядок в стране – утопическая идиллия. Права граждан с социальным статусом «пенсионер» защищает Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и другие законодательные акты. На сегодняшний день в стране более 2,6 млн. людей обладают этим статусом и получают регулярно помощь от государства.

Кому выплачивают пенсию

Пенсия – это льгота, мера социальной защиты. Её получают лица, которые в социальной защите нуждаются, не могут обеспечивать себя и не должны это делать. Помогают социально незащищённым категориям граждан не только государство, но и частные инвесторы, другие граждане на добровольных началах – благотворительные фонды, организации, благотворители. Но социальная инициатива – явление непостоянное. Сегодня она есть, завтра ее может не быть. Помощь, сопричастность существуют на добровольных началах. Гарантировать защиту в полной мере может лишь государство.

  • в связи с достижением пенсионного возраста;
  • в связи с потерей кормильца;
  • в связи с инвалидностью;
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед государством.

Назначается льгота всегда с учетом индивидуальных особенностей ситуации, истории человека. Кому-то платят больше, а кому-то меньше. Чаще всего выплаты приблизительно одинаковые у всех людей с инвалидностью, например. Лишь группа имеет значение, может влиять. То же касается и людей, которым положена льгота в связи с выслугой лет. Она начисляется в соответствии с законами, расчет производится на общих основаниях, с учетом сферы, отрасли работы, временем выхода на пенсию.

Опять-таки, сумма выплат отличается у каждого человека, но не может быть меньше или превышать определенный лимит. Большая часть пенсионеров – это люди, получающие выплаты в связи с достижением пенсионного возраста. В 2019 году правила расчета пенсий этой категории изменились, притом значительно и в лучшую сторону. Чего следует ожидать теперь? Какие положены льготы пенсионерам по возрасту в Беларуси в 2019 году?

Пенсионный возраст

В Республике Беларусь, как и во всех странах, пенсионный возраст прописан в законах. В 2017 году, с 1 января вступили в силу некоторые изменения. Они непосредственно касаются пенсионного возраста и необходимого стажа. До 01.01.2018 г. женщины имели право отправиться на заслуженный отдых в тот день, когда исполнится 55 лет, но лишь в том случае, если трудовой стаж составлял 20 лет. Мужчины должны были выходить на пенсию после достижения возраста 60 лет, имея стаж 25 лет. Но с 2017 года условия стали более мягкими, с одной стороны, немного ужесточились с другой.

В частности, в 2019 году женщины выходят на пенсию в возрасте 55 лет и 6 месяцев. С каждым годом возраст будет увеличиваться на 6 месяцев, пока не достигнет 58 лет. Произойдет это в 2022 году. В отношении мужчин, в частности пенсионного возраста, предусмотрены те же изменения. Продолжительность жизни увеличивается и в связи с этим меняются рамки пенсионного возраста. Реформа коснется всех мужчин, родившихся в период с 1957 года по 1959 год, а также женщин, появившихся на свет в период с 1962 года по 1964 год.

Положения законов относительно необходимого стажа также были пересмотрены, изменены. С 01.01.2018 года вступили в силу новые. Право на трудовую пенсию теперь дает стаж, отчисления страхового взноса в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь минимум 16 лет (изменения касаются тех граждан, которые в 2019 должны выйти на пенсию).

Далее планка необходимого трудового стажа повысится: каждый год будет прибавляться к 16 годам по 6 месяцев. Планируется довести официальный, необходимый минимум трудового стажа до отметки 20 лет. Если речь идет о досрочной пенсии, которая предусмотрена законом, минимальный стаж составляет 5 лет, так что права данной категории граждан не нарушены, защищены, следовательно, переживать не о чем. В результате проведения данной реформы условия выхода на пенсию станут более гибкими, привлекательными, что, конечно же, радует.

Неоднородность стажа

В пенсионный стаж включены те периоды, в которые фактически человек на работе отсутствовал, профессиональной деятельностью не занимался: служба в армии, отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет, обучение на дневном отделении и прочее. Подробно рассмотрены эти периоды в части 2,51 статьи.

Слишком долго работать нельзя

Стаж не должен превышать 40 лет для женщин, 45 лет – для мужчин. Теоретически, конечно, это, возможно, но по факту нежелательно. Главное – не только пополнять казну государства, трудиться и укреплять экономику качественной продукцией, мастерством, талантом, но и, став примером для новых поколений, вдохновлять, позволить государству отдать дань уважения совершённым трудовым подвигам, имеющимся достижениям, результатам.

Как считают трудовую пенсию

Для того чтобы рассчитать пенсию, сотрудники Пенсионного фонда изучают заработок последних 23 лет, фактический стаж. Каждый год цифра будет увеличиваться на 1 год, до тех пор, пока не приравняется к фактически имеющемуся стажу. Это, безусловно, справедливо, ведь кто-то проработал 30 лет, а кто-то – 23. Имеет значение не только продолжительность работы, но и вид деятельности. Так, если есть опыт предпринимательской деятельности, учитывается фактический доход. Когда речь идет о наемном труде, учитывается 40% средней заработной платы.

Максимум, который государство может заплатить

Есть ограничения, максимальный лимит пенсии. Она не может превышать среднюю заработную плату в четырехкратном размере (ИКЗ = 4). Для граждан мужского пола со стажем работы от 36 лет и более, женского пола со стажем от 31 года и далее – в пятикратном размере.

Минимальная сумма, которая положена

Какие положены льготы гражданину, если стаж минимален, 5 лет? Минимальная социальная дотация, на которую может рассчитывать гражданин в этом случае – 25% бюджета прожиточного минимума. Эта величина утверждается Министерством труда и социальной защиты Беларуси, в соответствии со ст. 23 Закона «О пенсионном обеспечении». Для расчетов берутся показатели бюджета за 2 последних квартала.

Предусмотрена доплата ко всем минимальным пенсиям. Составляет она 20% средней заработной платы. Прибавка начисляется тогда, когда размер средней заработной платы увеличивается. Таким образом, незащищенной категории граждан в республике нет. Каждый человек имеет право работать и получить льготы от государства, но с учетом опыта работы, личного жизненного опыта.

Какие льготы в Беларуси имеют инвалиды второй группы?

«У меня родственник, инвалид второй группы, живет в деревне Гомельской области. Жалуется, что уже несколько лет не пользуется никакими льготами. В Беларуси отменили льготы инвалидам?

начальник управления по труду, занятости и социальной защите Светлогорского райисполкома Гомельской области:

— Инвалиды второй группы получают социальную поддержку государства. Например, имеют право на 90-процентную скидку стоимости лекарств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах утвержденного перечня, а также перевязочных материалов при наличии соответствующего медицинского заключения и в порядке, определяемом правительством. Кроме того, у инвалидов второй группы есть право на:

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (исключение: протезы из драгоценных металлов, металлокомпозитов, металлокерамики и фарфора, а также защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства;

бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации, включенными в госреестр;

первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний). При условии, если инвалид второй группы не работает;

бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства. Проживающие в сельской местности не платят за проезд в автобусах регулярного пригородного сообщения в пределах своего административного района;

бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси);

50-процентные скидки с платы за техническое обслуживание или пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади. Такая же скидка предусмотрена за горячую и холодную воду, канализацию, газ, электрическую, тепловую энергию, вывоз и обезвреживание мусора, лифт. Правда, в пределах утвержденных норм потребления. Для инвалидов второй группы, проживающих без трудоспособных членов семьи в домах без центрального отопления, льготируется цена на топливо.

«Третий ребенок — квартира, четвертый — еще больше льгот»: Лукашенко о многодетных семьях

1 июня 2018 16:45 КП Беларусь

Президент заявил, что семьи с детьми следуют поддерживать еще больше Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Вопрос о многодетных семьях Лукашенко обсудил с пограничниками и их семьями во время посещения погранзаставы «Дивин». Президент отметил, что в Беларуси не планируют сокращать декретный отпуск, несмотря на то, что во многих развитых странах отпуск по уходу за ребенком составляет менее трех лет.

Смотрите так же:  Приказ ростехнадзора no 591

— Пока мы это тянем. Но остальные льготы, я полагаю, надо предоставлять большие, когда рождается третий ребенок. Очень большие. Квартира. Четвертый — еще больше льготы. Пятый — беспрецедентная льгота. Я потихоньку это уже начинаю делать, — сообщил глава государства.

Лукашенко заинтересован в том, чтобы в белорусских семьях было как минимум трое детей. Сейчас белорусы рожают одного-двух детей, сообщает belta.by.

Какие льготы положены многодетным семьям?

В первую очередь это различные льготы на жилье. Многодетные семьи могут стать в отдельную очередь на улучшение жилищных условий, а также получить льготный кредит на жилье под 1% на 40 лет (правда, при этом семья должна быть малообеспеченной). Кроме того, многодетные семьи есть льготы и по коммуналке: за воду, канализацию, газ и электричество они платят по субсидируемым тарифам вне зависимости от объема потребления.

Один из многодетных родителей может получить дополнительный оплачиваемый выходной. Для этого нужно соблюсти два условия: во-первых, оба родителя должны работать на полную ставку, а во-вторых, всем детям должно быть меньше 16 лет. Кстати, сами дети из многодетных семей могут бесплатно есть в школах (в детском саду плата за питание снижается наполовину) и платить за пользование учебниками в два раза меньше.

И, конечно, многодетные семьи пока еще могут оформить семейный капитал (эта программа действует до 31 декабря 2019 года). Семьям, в которых рождается третий или последующий ребенок, государство перечисляет на специальный вклад 10 тысяч долларов. После того как этому ребенку исполнится 18 лет, эти деньги можно будет потратить на жилье, учебу, лечение или дополнительную пенсию для мамы.

Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!

Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!

Что изменится в налоговой системе Беларуси в 2019 году

В Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса, главная цель которой – совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. Проект обновленного Налогового кодекса принят Палатой представителей во втором чтении.

Во время онлайн-конференции заместитель Министра финансов Республики Беларусь Дмитрий Кийко и заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Элла Селицкая рассказали о новых подходах к организации работы налоговых органов и ответили на вопросы посетителей сайта.

– Напомните, пожалуйста, какие новшества появятся для бизнеса и физлиц в связи с вступлением в силу новой редакции Налогового кодекса.

Кийко Дмитрий: Приблизительно в это время год назад глава государства дал поручение подготовить новую редакцию Налогового кодекса. В первую очередь необходимо было сделать его более понятным для плательщиков, принять меры по улучшению налогового администрирования, стимулированию инвестиционной деятельности, что вытекало из норм Декрета №7 «О развитии предпринимательства». Была проведена обширная, плодотворная работа над новой редакцией. Определены формат внесения этих изменений, двухуровневая система отработки и принятия решений. Была сформирована рабочая группа на уровне Министерства финансов, которая включала представителей всех заинтересованных сторон, в том числе отраслевых министерств и концернов, представителей всех бизнес-союзов, бухгалтеров, юристов-практиков, аудиторов. В этой работе активное участие принимал парламент.

Если говорить о конкретных мерах, то новой редакцией Налогового кодекса предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6 % ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение пяти лет.

Плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые в настоящее время не учитываются при налогообложении. Предусмотрено право включать в состав внереализационных доходов резервы по сомнительным долгам. Одновременно с этим у плательщиков налога на прибыль появляется возможность учитывать отдельные виды внереализационных расходов по факту поступления денежных средств.

В рамках снижения налоговой нагрузки предусмотрено освобождение вновь построенных объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие четыре года. Предусмотрено исключение из списка объектов обложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отмена повышающего коэффициента к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению. Предусмотрена отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.

Для субъектов, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в частности, для индивидуальных предпринимателей, реализовано предложение по увеличению более чем в 2 раза критерия валовой выручки для применения этого особого режима налогообложения. Для ИП при применении общего порядка и упрощенной системы налогообложения с 1 января 2019 года предусматривается возможность учета доходов, выручки не только по методу оплаты, но и по методу начисления. Дополнительно в отношении ИП, осуществляющих реализацию потребителям работ и услуг, введен принцип добровольности уплаты единого налога.

Кодекс содержит ряд изменений, которые коснутся и физических лиц. Так, в отношении доходов от сдачи иным физическим лицам в аренду, внаем жилых и нежилых помещений, машино-мест предусматривается уплата подоходного налога в фиксированных суммах независимо от величины таких доходов. Расширен перечень категорий, имеющих право на получение стандартного налогового вычета по подоходному налогу. Воспользоваться данным правом теперь смогут родители, супруг, супруга, опекун или попечитель, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет. Отменено ограничение суммы расходов на уплату страховых взносов страховым организациям Беларуси по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов для предоставления социального налогового вычета. Реализован экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков – физических лиц – позволяющий обращаться в любой налоговый орган.

Особое внимание при подготовке новой редакции кодекса уделено вопросам упрощения налогового администрирования. Изменены подходы к приостановлению операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет. Речь идет о делении плательщиков на группы по степени риска. Дополнительно к залогу и поручительству введен новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства – банковская гарантия. Усовершенствован порядок взыскания дебиторской задолженности, изменены подходы к начислению пеней в части их ограничения суммой, доначисленной по результатам проверок налога. С 3 до 5 лет увеличен период для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов и пошлин.

Один из вопросов, который вызвал достаточно бурную дискуссию, – отмена повышающих коэффициентов к ставке имущественных налогов, которые сегодня местные Советы депутатов имеют право реализовывать на соответствующих административно-территориальных единицах. Сегодня это право предусматривает возможность увеличить стандартные ставки налога на недвижимость и налога на землю до 2,5 раза. При обсуждении вопроса бизнес-союзы и представители реального сектора экономики выходили с предложениями о том, чтобы это право ограничить и вернуться к размеру таких повышающих коэффициентов, который применялся до определенного времени. То есть повышать ставки этих налогов не более чем в 2 раза. Принято компромиссное, в некоторой степени отлагательное решение, – с 2020 года размер этих повышающих коэффициентов будет снижен с 2,5 до 2 раз.

Кроме этого, Налоговый кодекс претерпел структурные изменения для улучшения восприятия его положений. Введена статья, посвященная терминам и определениям, которые используются во всей редакции Налогового кодекса. В особенной части кодекса все налоги выстроены по строго определенной иерархии, которая соответствует утвержденным элементам налогообложения. Уточнены принципы налогообложения, введен принцип презумпции добросовестности плательщика.

Селицкая Элла: Немало новшеств предусматривается по налоговому администрированию. Все это делается для того, чтобы нашим плательщикам было проще исчислять и платить налоги. Чтобы, когда плательщик нарушил налоговое законодательство, налоговые органы своими действиями не доводили его до процедуры банкротства, когда мы говорим о приостановлении операций. Чтобы он мог продолжать свою деятельность и мы своими действиями, – например, размером доначисленной пени, – не создавали излишние обременения для него. Мы стараемся выстроить методы налогового администрирования таким образом, чтобы это негативно не влияло на деятельность плательщика и налоги поступали в бюджет от него в добровольном порядке.

– Как в НК учтена дедолларизация? Разрешат ли нерезидентам платить некоторые налоги в валюте? (Жибич Ирина Валентиновна)

Кийко Дмитрий: Вопрос дедолларизации – один из основных. Ей уделяется много внимания. Соответствующую политику проводит Национальный банк. Мы в свой части тоже ответственно относимся к этому вопросу и видим необходимость ухода от привязки к иностранным валютам, в том числе в налоговой системе.

Вопросы дедолларизации кодексом затрагиваются не первый год. В этой редакции мы максимально подошли к решению этого вопроса в налоговой системе. Мы не видим необходимости предусматривать возможность уплаты в иностранной валюте. Все субъекты, в том числе и нерезиденты, могут реализовать свои налоговые обязательства через уплату налогов в национальной денежной единице – с учетом нынешнего развития банковских услуг, соответствующих сервисов, политики на валютном рынке, которую проводит Национальный банк по возможности свободного приобретения и продажи валюты.

Дополнительно к этому мы перевели те немногие ставки налогов, которые у нас были выражены в иностранной валюте, в белорусские рубли. Это налоги касаются узкого сегмента субъектов, они связаны с добычей сырьевых ресурсов – на добычу нефти и калийной соли.

Единственную возможность, которую мы оставили в кодексе для нерезидентов (как физических лиц, так и организаций), – уплата в иностранной валюте государственной пошлины. Это не системный, а разовый налоговый платеж, связанный с осуществлением каких-то процедур или юридически значимых действий. Например, получение каких-либо разрешений, обращение в суд. Мы с учетом обсуждения этого вопроса такую возможность сохранили. Но это будут единичные случаи. В целом налоговая система поставленную перед ней задачу дедолларизации выполняет.

Селицкая Элла: В процессе обсуждения Налогового кодекса вставал вопрос о предоставлении возможности уплаты НДС в валюте для иностранных юридических лиц, которые оказывают электронные услуги физическим лицам в электронной форме. Причем не сами нерезиденты, а эксперты, которые работали над новой редакцией НК, предложили рассмотреть такую возможность. Но в ходе дискуссии мы пришли к выводу, что сегодня резидент или нерезидент может находиться и в США, и в Великобритании, и в Гонконге, и в Австралии. В какой валюте разрешить ему платить налог? Ему все равно нужно будет свою национальную валюту пересчитывать в доллары США перед тем как перечислять в белорусский бюджет. Ему же гораздо проще сразу конвертировать, например, гонконгские доллары в белорусские рубли и зачислить их в бюджет. Здесь оптимального варианта нет. Мы проанализировали практику этого года – трудностей с перечислением налогов в бюджет в белорусских рублях не возникает. Поэтому мы сохранили действующую норму. В том числе и потому, что от самих нерезидентов предложений не следовало.

Смотрите так же:  Ставки на налог на игорный бизнес

– С 1 января 2019 года в России «налог на Google» распространяется на иностранные компании, оказывающие услуги в электронном виде в секторе b2b. Должны ли белорусские компании, оказывающие услуги в электронном виде российскому бизнесу, становиться на налоговый учет в России и платить там НДС? (Елена Лазарчук)

Селицкая Элла: Этот вопрос пока находится в проработке. Дело в том, что наши взаимоотношения по косвенным налогам урегулированы Договором о ЕАЭС, в соответствующем приложении. И в нем электронные услуги не упомянуты. Мы вынесли этот вопрос на Консультативный совет, на площадку ЕАЭС, чтобы с нашими партнерами по союзу, в первую очередь с россиянами, договориться, как мы будем этот налог взимать. Хотим закрепить в ЕАЭС необходимый порядок, механизм. Сделать это нужно, поскольку это одно из перспективных направлений, один из быстроразвивающихся видов бизнеса. Пока мы в процедуре переговоров. Как только о чем-то договоримся, сразу эту информацию разместим для наших плательщиков.

– Стал ли обновленный Налоговый кодекс проще, удобнее и понятнее для налогоплательщиков? К предыдущей структуре документа за много лет все привыкли и знали, где какие нормы содержатся. А сейчас главы и статьи переписали и поменяли их расположение. Легко ли налогоплательщикам теперь будет разобраться в требованиях законодательства? (Веревкина Елена, г. Минск)

Кийко Дмитрий: При обсуждении возможного изменения структуры Налогового кодекса мы исходили из того, чтобы систематизировать документ, сделать его понятнее. Думаю, плательщики достаточно быстро поймут те структурные изменения, которые произошли. Все налоги у нас изложены в одинаковой иерархии, то есть в соответствии с теми элементами системы налогообложения, которые перечислены в Общей части Налогового кодекса. Это плательщики, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки и порядок уплаты.

Кроме того, для улучшения применения и восприятия Налогового кодекса мы ввели отдельную главу, которая посвящена используемым терминам и определениям. Эти термины и определения будут универсальными практически для всех налогов, которым посвящена последующая Особенная часть. Таким образом, мы исключили подход, который использовался в прежней редакции Налогового кодекса, когда для каждого налога давались определенные понятия. Мы практически полностью реализовали эту задумку, обобщили все эти понятия, систематизировали, согласовали их с другими отраслями права.

Думаю, что адаптация пройдет достаточно быстро, тем более что работа над Налоговым кодексом была публичной. Все те наработки и решения, которые принимались на уровне рабочих групп, озвучивались и были в открытом доступе для плательщиков и для общественности, размещались на сайтах Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов. Бизнес-сообщество тоже своевременно получало эту информацию, чтобы с членами своих ассоциаций обсуждать изменения, знакомить с ними для целей последующего практического применения.

– Я изучил проект закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (по состоянию на 17.10.2018 г.), который имеется на сайте Минфина. Не вижу упрощения в части исчисления налогов. Например, налог на добавленную стоимость. Зачем оставлять в новой редакции Налогового кодекса такие сложности в исчислении НДС, как распределение налоговых вычетов, неразбериху с налогообложением различных случаев возмещения расходов одним субъектом хозяйствования другому и т.д.? Фактически упрощения не заметил. (Максуд Тумпаров, г. Минск)

Селицкая Элла: Принципиальных новшеств по налогу на добавленную стоимость новая редакция Налогового кодекса не содержит, но мы кардинально изменили структуру этой главы. Исходили из того, что в главе должны быть обозначены все элементы налогообложения – плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, ставки налогов, какие подтверждения должны быть, когда применяется нулевая ставка налогов, когда товары, работы, услуги оказываются на экспорт, как исчисляется окончательно налог на добавленную стоимость. Есть отдельная статья, которая говорит о том, как возвращается НДС. Действительно, элементов очень много. Сама структура налога и порядок его уплаты таковы, что написать его простым языком невозможно.

Наши граждане налог на добавленную стоимость не исчисляют, его исчисляют субъекты хозяйствования. Этим занимаются бухгалтера, которые имеют специальное образование в сфере налогообложения, бухучета, и для них эти механизмы понятны. Мы отрабатывали эту главу с бизнес-сообществом, с бухгалтерами, советовались с ними, как ее изложить, чтобы практикам было понятно.

Кийко Дмитрий: НДС – это один из таких налогов, которые непосредственно связаны с бухгалтерским учетом, на практике с ним сталкиваются профессиональные бухгалтеры. Одно из основных упрощений, касающихся этого налога, заключается в следующем: мы, насколько это возможно, постарались сблизить налоговый и бухгалтерский учет для целей его исчисления. Для этих целей в новой редакции кодекса унифицировали такие понятия, как определение момента реализации и т.п. Бухгалтер, ведя бухгалтерский учет, благодаря достигнутой автоматизации этого процесса, без труда сформирует такие элементы, как распределение налоговых вычетов и др. Нам существенно удалось продвинуться в вопросах ведения одновременно и налогового, и бухгалтерского учета.

– Какие источники в перспективе можно найти для снижения налоговой нагрузки и как могут быть скорректированы взносы в ФСЗН? (Ирина, г. Минск)

Кийко Дмитрий: Сегодня состав и структура налогов в Беларуси соответствует общепринятым стандартам. В стране проводится политика по либерализации предпринимательской деятельности, до 2020 года действует мораторий на введение новых ставок налогов. Для снижения действующих ставок мы должны задействовать внутренние резервы налоговой системы. Необходимо получить общее увеличение налоговых доходов и за счет этого сократить ставки конкретных налогов.

В первую очередь может быть организована работа по отмене неэффективных налоговых льгот, которая даст соответствующее поступление в бюджет. Расширение налоговой базы произойдет за счет увеличения количества вновь создаваемых плательщиков, роста активов, которые будут вовлекаться в экономический оборот. Этому будет способствовать также поддержание на достаточно высоком уровне темпов экономического роста. В нашей стране налоги связаны с ростом экономики, они взимаются с создаваемой добавленной стоимости. И чем больше такой стоимости создается, больше растет ВВП, тем больше получает и налоговая система. Ускоренный экономический рост тоже может дать дополнительные поступления в бюджет, за счет чего мы можем рассматривать возможность снижения конкретных ставок налогов.

Те меры, которые мы предполагаем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформирования налога на прибыль, совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость. У нас есть вопросы по тем ограничениям, которые сегодня действуют в налоге на добавленную стоимость в отношении налоговых вычетов. Мы предполагаем, что можем обсудить реформу определения объекта налогообложения имущественных налогов, в первую очередь налога на недвижимость. Предполагается уйти от применения остаточной стоимости, которая числится в бухгалтерском учете соответствующих объектов налогообложения, и перейти к их рыночной оценочной стоимости, так называемой кадастровой оценки. Эта мера повысила бы справедливость налогообложения. К примеру, от тех объектов, которые имели бы большую рыночную стоимость, мы бы получали больше доход. А для плательщиков, располагающих объектами, которые морально и физически устарели или нуждаются в модернизации, налогообложение бы уменьшилось.

Что касается Фонда социальной защиты, то сегодня он не включен в налоговую систему. Но вопрос актуальный и прежде всего связан с необходимостью обеспечения сбалансированности фонда — его доходов и расходов. Помимо налоговой ставки может быть задействован ряд инструментов. Для этого нужно комплексное и системное рассмотрение данного вопроса, начиная с места платежа, как мы его дальше видим и позиционируем. Надо решить, будет ли налоговый платеж или они будут осуществляться в виде страховых взносов, как сейчас. Соответственно, от принятия этого решения с учетом анализа ситуации, в частности, демографической, которая влияет на доходы и расходы фонда, могут вырабатываться последующие решения по возможным изменениям в том числе и ставки. Но в принципе такая работа не исключается.

Селицкая Элла: Если мы говорим о налоговых платежах, то еще один из резервов – рассмотреть вопрос об отмене пониженных ставок. И в целом понизить общие ставки по основным налогам. Вы знаете, что есть 10%-ная ставка на продукты питания, детскую одежду. Если мы найдем резервы отменить пониженную ставку, то в целом это даст возможность снизить для всех общую ставку – это тоже одно из направлений, по которому можно будет двигаться.

– По вашим оценкам, изменится ли доля налоговых поступлений в бюджет с принятием новой редакции кодекса? (Рудак Павел)

Кийко Дмитрий: Когда глава государства давал поручение, было сказано, что такая налоговая реформа на данном этапе не должна привести к существенному сокращению налоговых доходов, то есть поступлений в бюджет. Новая редакция Налогового кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования, то есть это в первую очередь административная налоговая реформа.

Тем не менее в кодексе реализованы системные меры по снижению налоговой нагрузки. Одновременно кодекс предусматривает индексацию действующих ставок налогов, где в ряде случаев происходит расширение налоговой базы. За счет этого мы сегодня практически выходим на баланс. Для отдельных плательщиков произойдет снижение налоговой нагрузки за счет тех мер, которые я перечислял, но в целом за счет расширения налоговой базы, индексации налоговых ставок налоговые доходы не увеличатся и не сократятся – они остаются практически в тех пределах, которые у нас были заложены в бюджет текущего года.

– Ранее анонсировалось, что единый налог для ИП предлагается рассчитывать по-новому, а плательщики единого налога с 2019 года смогут самостоятельно выбирать режим налогообложения. Эти новшества сохранены? (Илья, г. Могилев)

Кийко Дмитрий: Министерство по налогам и сборам провело достаточно серьезную аналитическую работу в той части, которая касается взимания единого налога с предпринимателей. По результатам этой работы предложены системные изменения. В целом они оцениваются как улучшение условий работы индивидуальных предпринимателей с 2019 года.

Об отличиях от действующей системы. Первое нововведение – возможность плательщиков единого налога – ИП – самостоятельно выбрать налоговый режим. Если сегодня этот единый налог для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются определенными работами или оказывают отдельные виды услуг, является обязательным, то со следующего года они получат возможность выбрать тот налоговый режим, который их устраивает: может быть сохранен режим уплаты единого налога, может быть выбрана упрощенная система налогообложения либо плательщик может перейти на общую систему уплаты подоходного налога.

При этом в отношении ставок налогов было реализовано изменение, которое касается пересмотра механизма их установления. Сегодня в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрены коридоры ставок единого налога, в рамках которых местные Советы депутатов непосредственно по видам деятельности устанавливают конкретные ставки на своей территории: установлены минимальная и максимальная ставки, и в этом коридоре выбирается ставка, которая будет действовать на соответствующей территории. С 2019 года эти коридоры будут упразднены, Налоговым кодексом утверждаются единые ставки единого налога, которые будут дифференцированы по территориям (город Минск; областные центры; районные центры и города районного подчинения; сельская местность). В Минске ставки выше, далее они по ниспадающей уменьшаются. Дополнительно местные Советы депутатов могут сократить предложенные ставки налогов до 2 раз (увеличивать нельзя).

Смотрите так же:  Льготы инвалидов 2 группы в белгороде

Это два существенных нововведения, которые, с нашей точки зрения, значительно улучшают положение индивидуальных предпринимателей.

– Ставки акцизов на топливо в 2019 году планируется снизить. Есть ли вероятность их снижения в дальнейшие годы и возможна ли в перспективе нулевая ставка акцизов? Как на это повлияет налоговый маневр в России? (Аркадий, г. Мозырь)

Кийко Дмитрий: Это актуальный вопрос. Предложенная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25 %. Это вынужденная мера для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру. Второй его этап Россия будет реализовывать с 2019 года. Беларусь формировала проект бюджета по консервативному сценарию. То есть учитывала, что в условиях реализации второго этапа налогового маневра придется функционировать без возможной компенсации наших потерь со стороны Российской Федерации.

Сегодня процесс переговоров с российской стороной по этому вопросу не завершен. Тем не менее ставки акцизов у нас на 25% будут снижены. Независимо от того, будет ли решен вопрос с компенсацией, эта мера останется. Она позволит в условиях достаточно серьезной волатильности мировых цен на нефть снять напряжение на внутреннем рынке. Сейчас концерн «Белнефтехим» из-за стоимости нефти вынужден с определенной периодичностью повышать цены на топливо. В следующем году 25-процентное снижение позволит более гибко реагировать на изменения рынка.

Что касается последующих лет, то в принципе все будет зависеть от результатов переговоров с Россией. Если они не будут положительными, то у нас остается несколько инструментов по адаптации к функционированию в новых условиях. Прежде всего это цены внутреннего рынка и ставки акцизов. С учетом, что у нас открытый рынок с Россией, вопросу цен на внутреннем рынке уделяется достаточно большое внимание. Учитывается и социальный фактор. Не исключено, что механизм по снижению ставок акцизов будет задействован и в последующем. Не исключаю, что при самом неблагоприятном развитии ситуации мы можем подойти к тому, что ставки акцизов обнулим.

– Сколько человек в Беларуси получили статус налогового консультанта? Смогут ли ИП оказывать бухгалтерские услуги (быть главным бухгалтером) без статуса налогового консультанта после 1 января 2019 года? Готовился проект указа об изменении условий для налоговых консультантов, предполагающий более мягкие подходы к этому вопросу. На какой он стадии? Что решили? (Елена Лазарчук, г. Минск)

Селицкая Элла: На сегодняшний день статус налогового консультанта получили более 300 человек.

Что касается ИП, то они смогут подавать налоговые декларации, если получат статус налогового консультанта.

Сейчас подготовлен проект указа, который предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, которые работали на аутсорсинге и оказывали бухгалтерские услуги, но не получили к 1 января 2019 года статус налогового консультанта, смогут продолжить оказание этих услуг.

Проект прошел согласование и внесен в Совет Министров. Документ предварительно прорабатывался в том числе с Администрацией Президента. Полагаю, что после соответствующих процедур и криминалистической экспертизы он будет представлен главе государства.

– В ставках акцизов предусмотрено дополнение в группе подакцизных товаров «табачные изделия». Планируется введение отдельной ставки для табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания. Это означает, что появятся акцизы на жидкости для электронных сигарет? (Булиненко П.В.)

Кийко Дмитрий: Подакцизная табачная продукция расширяется, но это не значит, что появятся акцизы на жидкости для электронных сигарет. Вводится новый вид подакцизной табачной продукции – табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания. Это новые виды табачной продукции, которые сегодня предлагают компании, – альтернатива даже электронным сигаретам, для которых используются табачные жидкости. Мы были извещены о том, что со следующего года такие продукты, возможно, появятся и на нашем рынке. Поэтому в целях реализации фискальной функции, увеличения поступления доходов в бюджет, поддержания конкурентных условий на рынке предусмотрели такую ставку акцизов.

В России подобные системы курения уже функционируют и по такой же аналогии облагаются. Мы позаимствовали их опыт. Что касается жидкостей для электронных сигарет, то в следующем году акцизов на них не будет. Но не исключено, что через какой-то промежуток времени мы предусмотрим и введем акцизы для этого вида продукции.

– Какие изменения в правилах трансфертного ценообразования? Какие сделки подлежат контролю? Отменено ли допустимое отклонение на 20% от рыночного диапазона цен/рентабельности? (Пашник Люцина Здиславовна, г. Лида)

Селицкая Элла: Равно как и по другим направлениям, мы предприняли ряд мер, чтобы усовершенствовать механизм и несколько снять то излишнее бремя, которое ложилось на наших плательщиков в части круга плательщиков. Во-первых, мы будем осуществлять контроль за трансфертными ценами только лишь между субъектами, которые являются взаимозависимыми лицами. Это значит, что одно предприятие, например, может управлять другим посредством владения большей частью в уставном фонде либо акциями этого предприятия.

Кроме того, мы повысили критерии по сделкам, которые также подлежат контролю. Пример: сегодня, если крупный плательщик совершает сделку на сумму Br1 млн, то такая сделка подлежит контролю. В рамках новой редакции этот критерий увеличивается до Br2 млн. Если мы говорим о другой категории плательщиков, то там критерий по сделкам с Br100 тыс. увеличивается до Br400 тыс.

Круг лиц по сделкам с недвижимым имуществом также сужается. И здесь контролю будут подлежать сделки между взаимозависимыми лицами, а также если сделка реализована белорусскому плательщику, у которого имеются льготы по налогу на прибыль, по налогу при упрощенной системе налогообложения.

Если мы говорим об изменении подходов в 20-процентном отклонении, то действительно мы отошли от этого. Мы, как и другие страны, на основе международного опыта взяли за основу такой подход, что цена сделки должна находиться в диапазоне цен между максимальной и минимальной. Сам собственник имущества, когда осуществляет реализацию товаров, работ и услуг, определяет для себя этот диапазон. Поэтому в рамках международного опыта и учитывая прошедший 6-летний период адаптации этого механизма, мы обсудили вопрос в том числе с бизнес-сообществом и договорились, что будем ориентироваться на этот диапазон. Но наши условия непосредственно в этой главе более лояльные, чем в других странах. В России диапазон более узкий: определяется максимальный и минимальный размер, и от верха и низа еще по квартили отделяется. Это делается для того, чтобы можно было отчислять налог именно с рыночной цены. Мы не хотим резких колебаний и будем это делать постепенно.

Наработаем практику с учетом имеющихся инструментов, чтобы наши субъекты хозяйствования могли научиться определять этот диапазон. И мы им в этом поможем. Для того чтобы уйти от негативных моментов, мы предусмотрели в этой главе дополнительный метод, который называется «Соглашение между плательщиком и налоговым органом по определению цены». Если плательщик чувствует, что у него не получится, то он вправе будет обратиться непосредственно в налоговый орган за заключением соглашения, и мы вместе с ним определим метод, по которому будет определена цена. Такое соглашение по сделке будет действовать в течение трех лет. На два года его можно будет еще продлить. Это значит, что в этот период времени, пока будет действовать соглашение с налоговым органом, плательщик контролироваться по этой сделке не будет. Он получает гарантию, что может спокойно исчислять налог на прибыль, не боясь того, что завтра придет налоговый орган и начнет говорить о неправильном определении цены, соответственно, неправильном определении прибыли и занижении налога на прибыль. Ставка госпошлины за его заключение предусмотрена в 500 БВ. Как правило, под этот контроль не попадают малые субъекты хозяйствования, микропредприятия. Это сделки, которые совершают средние и крупные предприятия.

– Может ли унитарное предприятие, учредителем которого является общественное объединение (Белорусское общество автомотолюбителей), с 1 января 2019 года перейти на упрощенную систему налогообложения? Количество работающих в организации и валовая выручка за 9 месяцев 2018 года соответствуют проекту Налогового кодекса (ст. 323, п 6,п.п 6,3). Спасибо. (УП «Автохран» ОО «БОАМЛ», г. Гомель)

Селицкая Элла: Да, унитарные предприятия некоммерческих организаций смогут с 1 января 2019 года применять упрощенную систему налогообложения (УСН), если они соответствуют критериям по численности и по выручке, которые установлены для применения УСН.

Но для унитарных предприятий, которые образованы коммерческим организациями, установлен запрет на применение УСН.

– Ранее озвучивалось, что новый Налоговый кодекс должен действовать без изменений в течение трех лет. Тем не менее, позже решили не обозначать это в тексте документа. Почему это было сделано?

Кийко Дмитрий: Первоначально, когда мы начали работу по подготовке обновленной редакции Налогового кодекса, мы обсуждали вопрос введения трехлетнего моратория на изменение налогового законодательства. Но во время обсуждения, в том числе при взаимодействии с бизнес-сообществом, в принципе все участники процесса пришли к пониманию необходимости сохранить нынешнюю практику в последующем. Как я уже говорил, подготовкой новой редакции Налогового кодекса занималась рабочая группа, мы пришли к пониманию, что продолжим это взаимодействие в похожем формате – мы планируем при Министерстве финансов с 2019 года создать консультативный общественный совет по налоговой политике и включить в него самых активных представителей рабочей группы, продолжить выработку возможных изменений налогового законодательства ежегодно.

То есть мы намерены ежегодно во взаимодействии с бизнес-сообществом предлагать эти изменения, но они должны получить одобрение Совета по развитию предпринимательства. Если предложения будут выработаны и заключение по ним Совета по развитию предпринимательства будет положительным, мы будем их предлагать для внесения изменений в законодательство. То есть в принципе мы остались в рамках ежегодной корректировки Налогового законодательства. Но все ориентированы на то, что эти изменения должны улучшать как положение плательщиков, так и качественные характеристики нашей налоговой системы.

Селицкая Элла: Мы сегодня отвечали на вопросы ваших читателей о сложностях, оставшихся, по их мнению, в Налоговом кодексе. Пусть предлагают, как можно упростить, что касается налога на добавленную стоимость и других вопросов. Мы готовы к сотрудничеству и обсуждению предложений.