Льготы по земельному налогу для военнослужащих

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТЫ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ И НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНАМ, УВОЛЕННЫМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 »О налогах на имущество физических лиц» от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более. Для получения льготы по налогу на имущество физических лиц данной категории граждан необходимо представить в налоговый орган соответствующие документы, подтверждающие право на указанную льготу.

Об этом Письмо ФНС РФ от 14.11.2006 N ММ-8-21/401@.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ »О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов »О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон »Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 122-ФЗ) внесены изменения в ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ »О статусе военнослужащих» и введен дополнительный п. 7 , в соответствии с которым гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченного ими земельного налога в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Закона N 122-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2004 N 651 »О внесении изменений в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941» установлено, что денежная компенсация указанным лицам выплачивается пенсионным органом по месту получения пенсии при предоставлении налогового уведомления об уплате соответствующего налога и платежных документов, подтверждающих уплату.

Разъяснение порядка выплаты указанных компенсаций не входит в компетенцию Федеральной налоговой службы России.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Льготы по уплате земельного налога и порядок их предоставления


Льготы по уплате земельного налога и порядок их предоставления*

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

От уплаты земельного налога освобождаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством РФ. При определении льготы следует руководствоваться перечнем научно-исследовательских учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28.04.1993 N 729-р.

Такое же положение и со льготой по земельному налогу, предоставляемой высшим учебным заведениям, научно-исследовательским учреждениям, министерствам и ведомствам Российской Федерации, которые вошли в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 22.12.1992 N 2399-р, так как этими нормативными документами Правительства РФ не установлен срок, на который указанные выше организации освобождаются от уплаты налога.

Следующая категория льготников — это государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Минтранса России, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, уплачивающие земельный налог в том числе и за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.

При предоставлении льготы предприятиям связи необходимо иметь в виду, что право на льготы имеют те организации, которые обеспечивают трансляцию государственных программ телевидения и радиовещания, а также те предприятия, которые осуществляют деятельность в интересах обороны. Районные (городские) предприятия связи (почта, телеграф) привлекаются к уплате земельного налога в общем порядке. Согласно действующему совместному письму Госналогслужбы России, Минфина России и Минсвязи России от 13.01.1993 N ВГ-6-02/18, 2 предприятия связи освобождаются от уплаты налога за все земли приемных и передающих центров (радиостанций) радиосвязи и радиовещания, коммутационно-распределительных аппаратных радиовещания и радиобюро, радиотрансляционных узлов, загородных узлов связи с приемно-передающими площадками, коммутационно-распределительных аппаратных, радиобюро, основных и резервных площадок развертывания подвижных радиостанций, кабельных, радиорелейных, воздушных линий и объектов междугородной телефонной связи внутризоновых сетей приграничных областей, районов Севера, Уральского, Восточно-Сибирского регионов и другие. Государственные предприятия связи, осуществляющие деятельность в интересах обороны наряду с деятельностью, не связанной с интересами обороны, освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, специально отведенные для размещения технических средств связи и обеспечивающие эксплуатацию их строений и сооружений, осуществляющих деятельность в интересах обороны. Если технические средства связи, используемые в интересах обороны, расположены в специальных помещениях строений отдельно от других технических средств, сумма земельного налога за земельные участки, обслуживающие эти строения, уменьшается пропорционально доле площади указанных помещений в общей площади строения.

Что касается определения льготы, предоставляемой государственным предприятиям водных путей и гидросооружений Минтранса России, следует отметить, что к ним относятся 10 госпредприятий водных путей тех или иных бассейнов рек (например, госпредприятие «Водные пути Волжского бассейна», в которое на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят 6 районов водных путей и 5 районов гидросооружений) и 4 госпредприятия тех или иных каналов (например, госпредприятие «Канал имени Москвы», в которое также на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят Серпуховской и Муромский районы водных путей и 8 районов гидросооружений). Кроме того, подлежат освобождению от уплаты земельного налога также Саратовский судоремонтный и Жигаловский судостроительный заводы, входящие в систему предприятий водных путей и гидросооружений Минтранса России.

К предприятиям, государственным учреждениям и организациям морского и речного транспорта, освобождаемым от уплаты налога, относятся морские и речные судоходные компании, морские и речные порты, пароходства, администрации морских и речных портов, районные управления речного транспорта, судоремонтные и судостроительные заводы, базы технического обслуживания флота, ремонтно-технологическое предприятие атомного флота, завод «Теплоход», верфи, ремонтно-эксплуатационные базы флота, Киренский строительный участок, бассейновые аварийно-спасательные управления и отряды аварийно-спасательных и судоподъемных работ, управления морских путей, Гидрографическое предприятие и входящие в его состав подразделения (гидробазы); строительный трест «Арктикстрой» и его строительно-монтажные управления; предприятия спутниковых систем и связи морского и речного транспорта; экспедиция спецморпроводок, объединение «Подводречстрой» и его предприятия; «Совмортранс» с принадлежащими ему предприятиями, филиалами и представительствами.

От земельного налога освобождены земли, занимаемые федеральными дорогами общего пользования в пределах полосы их отвода, то есть земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями, а именно: земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог. В полосу отвода автомобильных дорог входят также земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям. Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проектно-сметной документацией. Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от земельного налога не освобождены дороги областного значения, внутрирайонные дороги общего пользования, а также ведомственные дороги. В некоторых регионах местными органами власти приняты решения по льготированию земельных участков, занятых этими дорогами. В случае если не принято решение об освобождении от уплаты налога, ДРСУ или другие аналогичные организации, имеющие на своем балансе дороги, а также земельные участки под административными зданиями и материально-технической базой, должны ежегодно представлять налоговую декларацию по уплате земельного налога и уплачивать налог.

При этом любые дороги в пределах черты города, а также проходящие по территории любой деревни, считаются землями общего пользования, которые в соответствии с Законом РФ «О плате за землю» не подлежат налогообложению, поэтому из расчетов при представлении налоговой декларации на уплату земельного налога их площади следует исключать.

Освобождаются от уплаты земельного налога предприятия, государственные учреждения и организации воздушного транспорта и Комиссии по регулированию воздушного движения «Росаэронавигации» за земли, занятые аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности. При этом отметим, что аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование, а аэродром — это земельный участок, включая здания, сооружения и оборудование, предназначенный для взлета, посадки и обслуживания воздушных судов. Границы отвода земельных участков для указанных целей определяются генпланом, утвержденным органами местного самоуправления.

Смотрите так же:  Приказ мвд no 590

Вызывает многочисленные вопросы порядок предоставления льгот по налогу за земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. В настоящее время во многих регионах продолжает иметь место широкое толкование выражения «земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления», и в связи с этим от налогообложения уклоняются юридические лица, ведущие хозрасчетную деятельность, занимаясь обслуживанием организаций, так же как автохозяйства, жилищно-коммунальные предприятия, дома отдыха, санатории.

Являются ли плательщиками земельного налога подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, отнесенные законодательными и нормативными актами к органам управления или, например, относимые Классификатором отраслей народного хозяйства к прочим видам деятельности сферы материального производства, то есть совсем не как к органам управления?

Действительно, в соответствии с действующим Общесоюзным Классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) организации вневедомственной охраны, являющиеся юридическими лицами, относятся к отрасли «Прочие виды деятельности сферы материального производства» по группировке «Вневедомственная охрана», код 87400.

Однако следует учитывать, что ОКОНХ используется применительно к статистическим целям для отнесения деятельности организаций к отдельным отраслям народного хозяйства. Для целей налогообложения ОКОНХ может применяться только с учетом норм, установленных налоговым законодательством

В соответствии со ст. 1, 7, 9 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (с изменениями и дополнениями), Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», п. 1 и 2 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», подразделения вневедомственной охраны включены в структуру органов государственного управления. Подпунктом 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» установлено, что земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, освобождаются от уплаты земельного налога. Таким образом, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, отнесенные к органам управления, не являются плательщиками земельного налога.

Что касается льгот, предоставляемых предприятиям, научным организациям и научно-исследовательским учреждениям за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, следует обратить внимание на то, что очень часто возникают вопросы: что подразумевается под понятием «материальные ценности»? Какой орган власти утверждает номенклатуру, размеры и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве? Как уплачивается земельный налог за земельные участки, используемые для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва?

Отметим, что Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» устанавливает, что федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, создают мобилизационные органы для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, устанавливаются в соответствии с примерным Положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством РФ.

Мобилизационный резерв определяется запасом материальных ценностей, создаваемым организацией в мирное время для обеспечения выполнения мобилизационных заданий. Номенклатура материальных ценностей, подлежащих накоплению в мобилизационном резерве, включает основные и дефицитные виды сырья, материалов, важнейших комплектующих изделий, специальной техники и полуфабрикатов, а также отдельные виды средств технологического оснащения, необходимые для выполнения мобилизационного плана обеспечения развертывания производства и специальных воинских формирований.

Определение номенклатуры и размеров материальных ценностей осуществляется организацией в соответствии с Положением о мобилизационном резерве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.1997 N 570-27.

Номенклатура, размеры и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, деятельность которого связана с деятельностью указанных организаций или в сфере ведения которого они находятся.

Таким образом, организации самостоятельно проводят расчеты по платежам за землю, в которых из общей площади исключают земли, приходящиеся на льготоналогооблагаемые земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, показывая их отдельной строкой. Основанием для расчетов являются перечни таких организаций, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Следующая категория плательщиков, которая вызывает многочисленные вопросы по правильному применению льготы по земельному налогу, — это военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.

Для определения льготной категории следует обратиться к Закону РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, приравниваются по своему правовому положению к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основанием для предоставления льгот служат удостоверения воинских частей, справки рай(гор)военкоматов, пенсионные удостоверения.

Льгота членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется на основании справки о гибели военнослужащего.

При определении льгот по уплате земельного налога военнослужащим также следует руководствоваться Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» и Указом Президента Российской Федерации от 14.12.1993 N 2140 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», в соответствии с которыми к категории военнослужащих относятся военнослужащие Вооруженных Сил, Пограничных войск, Внутренних войск МВД России, Железнодорожных войск и Войск гражданской обороны; военнослужащие системы федеральных органов государственной безопасности Президента Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; военнослужащие Государственной противопожарной службы МВД России; военные строители военно-строительных отрядов МО России; военнослужащие других министерств и ведомств.

Однако Указ Президента Российской Федерации от 10.03.1997 N 197 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 620 “Об образовании Пограничных войск Российской Федерации”» и внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации» исключил военнослужащих Государственной противопожарной службы МВД России из Указа Президента Российской Федерации от 14.12.1993 N 2140, в связи с этим действие общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации не распространяется на военнослужащих Государственной противопожарной службы МВД России.

В связи с многочисленными запросами о предоставлении льгот по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, а также ветеранам боевых действий в Афганистане следует обратить внимание на то, что Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», предусмотрены льготы по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел. Однако следует заметить, что названное Положение не относится к актам налогового законодательства. Предусмотренные указанным выше Положением льготы по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, могут предоставляться лишь при условии внесения соответствующих изменений в законодательные акты о налогах, то есть для предоставления льготы указанным категориям граждан законодателем должны быть внесены изменения в Закон РФ «О плате за землю».

Члены семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей, с 27 июля1998 года, с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», были освобождены от уплаты земельного налога.

Льготы по уплате земельного налога Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» предоставляются на основании соответствующих орденских книжек.

Часто задаются вопросы о льготах по земельному налогу семьям, в которых проживают льготные категории граждан, но документы на землю оформлены не на них, а на других членов семьи, например, на супругу. Статьей 15 Закона РФ «О плате за землю» определено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Таким образом, данная льгота может быть предоставлена только тем гражданам, на кого оформлен документ на землю.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс в 2008 году

Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы освобождаются от уплаты налога по перечню, определяемому Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 21.07.1998 N 117-ФЗ), согласно которому уголовно-исполнительная система Минюста России включает: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; центральный орган уголовно-исполнительной системы Минюста России. Следует напомнить, что функции по регулированию деятельности учреждений, предприятий, подразделений уголовно-исполнительной системы перешли от МВД России к Минюсту России.

Несмотря на это продолжает действовать Перечень предприятий, учреждений и организаций МВД России, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный постановлением Правительства РФ от 09.07.1994 N 814 «Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему», в который включены следующие предприятия и организации:

следственные изоляторы, специальный следственный изолятор «Лефортово»;

предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта; строительно-монтажные управления;

центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;

автомобильные и железнодорожные хозяйства;

межобластные, республиканские, краевые и областные больницы для осужденных, лечебные учреждения и лечебно-оздоровительные комплексы для обслуживания персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей;

научно-производственные объединения, проектно-технологические институты и центры нормативно-исследовательских работ.

Постановление Правительства РФ от 30.10.1998 N 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» распространило на учреждения, органы, предприятия и подразделения уголовно-исполнительной системы Минюста России действие нормативных правовых актов Правительства РФ, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы МВД РФ, в части, касающейся их.

Льготная ставка земельного налога в размере 25 % от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению 1 Закона РФ «О плате за землю», применяется при расчете налога за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог. Исчисление земельного налога юридическими лицами железнодорожного транспорта за указанные земли должно производиться по единой средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов Российской Федерации независимо от нахождения полосы отвода железных дорог (в городской или сельской местности). При исчислении земельного налога за земли полосы отвода железных дорог на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга принимаются средние ставки налога за сельскохозяйственные угодья соответственно Московской и Ленинградской областей.

Понятие «полоса отвода железной дороги» применяется в значении, определенном в ст. 2 Федерального закона от 25.08.08.1995 N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», в соответствии с которым полоса отвода — это земля железнодорожного транспорта, занимаемая земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами. При исчислении земельного налога за земли полосы отвода железных дорог следует руководствоваться также Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом МПС России от 15.05.1999 N 26Ц. Согласно Положению размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции федерального железнодорожного транспорта и станций. Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Госкомзема России совместно с железными дорогами. Кроме того, пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и их перевод из одной категории в другую производится уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов и иных целей. Кроме того, железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. При этом отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством.

При определении льготы по землям общего пользования населенных пунктов следует обратиться к ст. 76 Земельного кодекса РСФСР, согласно которой к таким землям относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы), а также другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

Часто возникают вопросы: относятся ли к землям общего пользования территории, занятые сооружениями водопроводно-канализационного хозяйства, для удовлетворения нужд города, поселка, и освобождаются ли они от уплаты земельного налога?

Законом РФ «О плате за землю» не предусмотрено освобождение от уплаты налога как предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так и предприятий и организаций, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство. Поэтому предприятия и организации по эксплуатации водопроводных, тепловых и газовых распределительных сетей и по распределению воды, тепла и газа на коммунально-бытовые нужды и населению, организации по эксплуатации канализационных сетей и организации других подотраслей коммунального хозяйства подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями (водозаборными узлами, станциями перекачки, котельными, очистными сооружениями, коллекторами и др., кроме подземных и внутридомовых водопроводных, канализационных, тепловых и газовых трубопроводов). На практике встречаются случаи, когда руководители, например, таких организаций и предприятий, как «Водоканал», а также руководители организаций общественного транспорта (автобусные, троллейбусные, трамвайные парки) считают, что земли, на которых расположены их организации, являются землями общего пользования, так как их услугами пользуются все граждане данной территории. Здесь необходимо иметь в виду, что указанные организации являются коммерческими предприятиями, и выделенные им земли они используют для своей производственной деятельности и в конечном счете для получения прибыли.

Следует отметить, что земли, используемые пожарной охраной, освобождаются от уплаты налога. При определении льготы можно обратиться к Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 24.01.98 N 13-ФЗ), в соответствии с которым пожарная охрана подразделена на следующие виды: Государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана и добровольная пожарная охрана и объединения пожарной охраны. Статьей 5 Закона установлено, что в систему Государственной противопожарной службы входят федеральный орган управления Государственной противопожарной службы, пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения, специальные подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации, подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия данной службы.

И последняя категория льготников — это государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство и эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Каковы действующие земельные льготы для военных

Исходя из законов и положений РФ, государство предусматривает земельные льготы для военных. В соответствии с их желанием и стремлением организация должна предоставить право на участие в строительстве кооператива или на получение земли для строительства собственного дома с целью личного пользования.

Военнослужащие — обладатели земельных льгот

К военнослужащим относят следующие лица:

  • проходящие службу по контрактной системе;
  • уволенные с должности по достижению пенсионного возраста, по состоянию здоровья, но стаж работы должен составлять не менее 10 лет;
  • направленные на службу в горячие точки.

Привилегии на получение военными земельных участков определяется следующими пунктами:

  • человек не имеет в собственности участка земли, который был бы предоставлен органами власти;
  • у гражданина не имеется накопительно-ипотечной системы по обеспечению жилищным фондом;
  • состоит на учете у исполнительной власти в качестве нуждающегося лица.

Земельные преимущества для военных граждан

Земельный участок предоставляет военнослужащему уполномоченный орган государственной власти и орган местного управления, исходя из норм и порядков, которые написаны Законом и нормативными документами страны.

Государство предоставляет большие земельные льготы для военных на землю, а именно, приобретение бесплатного земельного участка отдельным категориям граждан.

Как получить бесплатное имущество и с чего начать его оформление? Первым делом необходимо подать составленное по образцу заявление в исполнительные органы по месту расположения земельного участка. К заявлению следует приложить документ, который подтвердит права гражданина на применение (пожизненное использование) земли или дома.

Для военнослужащих, прослуживших по контрактной системе от 10 до 15 лет, государство предоставляет землю под ведение личного хозяйства и под создание жилого дома.

По Закону РФ военнослужащему может быть бесплатно выдан земельный участок на территории, на которой проходит контрактная служба, срок которой превышает 10 лет. Здесь гражданин имеет право на ведение индивидуального жилищного строительства, а также фермерского, подсобного хозяйства, проводить садоводческие работы. Такими льготами наделены и следующие категории граждан:

  • военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту сроком выше 15 лет и за 3 года до ухода на пенсию;
  • увольняющиеся лица, которые достигли определенного возраста;
  • увольняющиеся в связи с ухудшением здоровья или при наличии организационно-штатных реформ.
Смотрите так же:  Исправительные работы несовершеннолетним назначаются на срок

Главный критерий в описанных случаях — длительность военной службы более 15 лет. Земля может предоставляться гражданам как по местности прохождения военной службы, так и по выбранному месту проживания. Выбранный земельный участок оформляется определенным актом и решением, в котором описано место для строительства жилья и других прилегающих к нему построек. Далее проводятся кадастровые работы, а сама земля должна состоять на учете в кадастре.

Следующий шаг — подготовка заявления о возможном строительстве частного жилья. Здесь следует приложить топографический план. В целом на процедуру оформления земельного участка уходит не более месяца. Участок выдается гражданину с условием начать строительные работы в течение первых 3 месяцев.

Льготные земельные налоги для военнослужащих

Послабления по уплате налогов на имущество военнослужащих, а также на землю предназначаются для граждан, предоставляющих определенные документы, где должна быть отметка о звании и должности лица. К таким документам относят удостоверение личности или военный билет с условием наличия фотографии и специальных реквизитов. Основанием для пользования льготы военным выступает срок службы не менее 20 лет, удостоверение, которое должно выдаваться военным комиссариатом, воинской частью или иным специализированным учреждением Минобороны.

В соответствии с написанным Законом, гражданин, который наделен правами на льготы и желает их использовать, должен самостоятельно предоставить необходимую информацию и документы в налоговую инспекцию, где зарегистрирована недвижимость.

Льготы военнослужащим по земельному налогу предоставляются исходя из Законодательства РФ.

Военнослужащие, которые были уволены со службы, срок которой был не менее 20 лет, имеют право на полное освобождение от уплаты налога на землю и других имущественных налогов. Кроме того, граждане, подходящие под предыдущую категорию, а также члены их семей, частично или полностью имеют право освобождаться от местных налогов. Льготы имущественного налога предоставлены следующим категориям граждан, не относящихся напрямую к военнослужащим:

  • семья военного и все ее члены, которые потеряли кормильца;
  • семья, а именно, родители и супруга (супруг), погибшего военнослужащего при исполнении государственного долга и своих обязанностей.

Налог на землю для военнослужащих для многих остается загадкой. Недостаточные знания при подготовке актов и документов приводят к тому, что большая часть военнослужащих не предполагают о наличии и возможности использования налоговых льгот по уплате имущественных налогов.

Большинству военных граждан следует надеяться на понимание должностных лиц, которые уполномочены давать разъяснения по поводу социального обеспечения военнослужащих. Все-таки каждый человек в стране имеет права и свободу, а признание, соблюдение и их защита — одна из главных задач страны.

Налоговые льготы военнослужащим

Военнослужащие являются той категорией граждан, для которой в нашей стране предусмотрено большое количество льгот разного характера. Налогообложение не стало исключением. Служащие в армии, уплачивая налоги, могут воспользоваться разнообразными вариантами уменьшения размера или освобождения от них. Налоговые льготы военнослужащим позволяют им освободиться от некоторых сборов, уменьшить суммы платежей по доходам, увеличить вычеты по налогам.

Чем установлены и кто имеет право

НК РФ в статье 407 определяет тех людей, которые могут претендовать на льготы по налогам. В частности, к таким лицам относятся как военнослужащие, так и те, кто был уволен с военной службы, достигнув предельного возраста пребывания на ней, по здоровью или в связи с оргштатными мероприятиями. Одновременно общий период военной службы таких граждан должен составлять не менее 20 лет.

Включение в категорию «военнослужащие» основано на ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Перечень лиц следующий:

  • служащие по контракту офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты, старшины, солдаты, матросы, курсанты организаций ВПО и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы;
  • служащие по призыву сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты организаций ВПО и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Льготы военным по контракту

Льготы военным многочисленны, но нужно понимать, что их перечень для каждого конкретного человека различен. Зависит он от набора требований, предусмотренных в действующем законодательстве.

НК РФ определяет разные виды послаблений, оформление которых становится одним из мотивирующих факторов при поступлении на службу и дает возможность сэкономить немалые финансовые средства.

Имущественный налог

Льгота дается тем, кто является действующим военным на момент оформления заявления.

Объектами, на освобождение от оплаты налога по которым можно претендовать, являются:

  • квартира или комната;
  • жилой дом;
  • помещение или сооружение, которые специально оборудованы и используются в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
  • хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые размещены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • гараж или машино-место.

Льгота действительна лишь по одному объекту из каждого вида. Как правило, выбирается тот, у которого сумма налога выше.

Земельный налог

В соответствии с действующим законодательством, имущество делится на объекты недвижимости и участки земли. Алгоритм оплаты такого налога установлен главой 32 НК РФ , а перечень освобождаемых лиц — ст. 395 . Военные не включены в такой список. Более того, действующая редакция 76-ФЗ отменила предыдущую, в статье 17 которой была предусмотрена льгота по земле. Внося поправки, законодатель изменил льготу на компенсационную выплату денежных средств.

Таким образом, в настоящее время выплаты по земельному налогу для военных проходят по общему алгоритму налогового законодательства.

Подоходный налог

Расчет НДФЛ происходит для военных так же, как и для остальных жителей нашей страны, с учетом вычета на детей.

Вычет при покупке недвижимости

В отношении контрактников работает стандартный вариант, при котором налоговая база может уменьшаться на сумму фактических расходов, но не выше 2 млн рублей. При приобретении недвижимости за счет средств, включающих и собственные, и бюджетные, вычет предоставляется только по части расходов из личной составляющей.

Транспортный налог

Данный вид вычетов находится в ведении регионов и устанавливается в соответствии с законодательством субъекта. В части военных такой налог может быть уменьшен даже до полного освобождения. При определении суммы налога учету подлежит мощность машины. К примеру, в некоторых областях установлены льготы для транспорта мощностью меньше 150 лошадиных сил.

Вычет на лечение

В ситуации, когда в отчетном периоде военный расходовал значительные средства на покупку лекарственных препаратов, оздоровительные процедуры, в соответствии со ст. 210 НК РФ он вправе претендовать на компенсацию части расходов. Размер вычета при этом не может быть более 50 000 рублей.

Налоговый вычет на обучение

Обучая своего ребенка, лицо данной категории может претендовать на возмещение части затраченных на учебу средств. Ограничение по сумме вычета составляет 50 000 рублей.

Льготы военным по призыву

Призывник может обратиться за привилегиями с даты призыва в армию. Такие лица могут претендовать в период службы на послабления по:

  • НДФЛ (не облагаются);
  • имуществу (отменяется).

Транспортный и земельные налоги продолжают взимаются по общим правилам.

Льготы ветеранам боев

Отнесение к категории ВБД происходит на основании ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Налоговые льготы ветеранам боевых действий включают послабления, связанные с уплатой НДФЛ, имущественного и иных налогов. В зависимости от того, в каком регионе проживает ветеран, он может получить послабления и по вычетам на транспорт.

Послабления в части подоходного налога установлены ст. 217 — 218 НК РФ . Налоговая база — доход любого вида, полученный ветераном. Ставка составляет 13 %, считается каждый месяц. Из налоговой базы могут исключить:

  • пособия и выплаты, полагающиеся от государства;
  • налоговый вычет, равный 500 руб.;
  • налоговый вычет, равный 3000 руб., — при наличии инвалидности, полученной в период службы, статуса «чернобыльца» или участии в ядерных (радиационных) испытаниях.

Транспортные льготы обусловлены региональным законодательством и имеют свои особенности в зависимости от субъекта.

Льготы по имуществу у такой категории граждан аналогичны имеющимся у военных-контрактников.

По земельному налогу из расчета налоговой базы исключается площадь в 600 м². Если размер участка меньше или равен данному показателю, то ветеран будет освобожден от налога в полном объеме. Если земли больше, пошлина рассчитается за вычетом допустимой площади.

Основное условие получения льготы по налогам и сборам — заявительный характер данных мер поддержки. Это означает необходимость лично явиться в отделение Федеральной налоговой службы и предоставить письменное заявление с необходимым пакетом документов.

Направляясь в ФНС, при себе нужно иметь:

  • паспорт;
  • заявление;
  • военный билет;
  • ИНН;
  • правоустанавливающие документы на имущество, находящееся в собственности;
  • выписку о составе семьи с паспортными данными супруга и информацией о детях.

Важно иметь в виду, что обратиться лучше до 1 ноября текущего года, так как эта дата — день старта следующего налогового периода, от которого и начнет засчитываться льгота.