Льготы по таможенной пошлине

Особенности применения льготы по уплате таможенной пошлины

Основная экономия на платежах, администрируемых Федеральной таможенной службой РФ, таможенных пошлинах, НДС и акцизах достигается за счет грамотного определения таможенной стоимости товаров, выбора таможенного режима и использования льгот.
Кроме того, при импорте товара важное значение имеет основание приобретения товара (вид гражданско-правового договора). Например, в случае приобретения имущества по договору лизинга (а не купли-продажи) уменьшается размер таможенных платежей и вместо процедуры внутреннего потребления будет применяться процедура временного ввоза, что позволяет рассрочить уплату таможенных пошлин и НДС до 34 месяцев.
При ввозе технологического оборудования импортеру можно порекомендовать вместо купли-продажи или лизинга использовать инвестиционный механизм и оформить ввоз оборудования в Россию как взнос иностранного соучредителя в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями. Данная операция полностью освобождается от уплаты таможенных пошлин и НДС (ст. 16 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон N 160-ФЗ), п. 7 ст. 150 НК РФ, ст. 37 Закона от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон N 5003-1), Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 883).
Именно данный вид операции и рассмотрим более подробно в настоящей статье.

Взнос иностранного соучредителя в уставный капитал организации с иностранными инвестициями

На основании п. 1 ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых, в частности, предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Такие товары имеют статус иностранных и находятся под таможенным контролем (п. 3 ст. 200 ТК ТС). Они приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин и налогов (пп. 1 п. 5 ст. 200 ТК ТС).
Так, в соответствии со ст. 37 Закона N 5003-1 допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении определенных товаров, в т.ч. ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.
Необходимо иметь в виду, что в ст. 37 Закона N 5003-1 говорится о вкладах в уставные фонды предприятий. Однако уставный фонд предприятия формируется при создании унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 113 и п. п. 3, 4 ст. 114 ГК РФ). При этом в соответствии с п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. В то же время в разъяснениях ФТС России о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей, предусмотренных ст. 37 Закона 5003-1, говорится о вкладах иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал организации (Письма от 04.10.2006 N 01-06/34547, от 16.10.2008 N 05-17/43190). В связи с этим можно предположить, что льгота, предусмотренная ст. 37 Закона 5003-1, распространяется и на ООО.
Кроме того, необходимо учитывать, что на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (далее — Постановление N 883) таможенная пошлина не уплачивается при одновременном соблюдении трех условий.
1. Имущество не должно являться подакцизным товаром.
2. Ввозимое имущество должно относиться к основным производственным фондам. Данная классификация производится на основании Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. На основании Классификатора основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов. К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды материальных основных фондов. К нематериальным основным фондам (нематериальным активам) относятся компьютерное программное обеспечение, базы данных, оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы или искусства, наукоемкие промышленные технологии, прочие нематериальные основные фонды, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, использование которых ограничено установленными на них правами владения.
3. Ввоз имущества должен быть осуществлен в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования (увеличения) уставного (складочного) капитала предприятия.

Учитывая что одним из условий применения льготы по уплате ввозных таможенных пошлин является отнесение ввозимого имущества к основным производственным фондам, возникает вопрос о возможности применения льготы по уплате таможенных пошлин к имуществу, которое в ходе износа перестало относиться к основным фондам.
Законодательство не обязывает учредителей вносить в уставный капитал новое основное средство. Имущество может быть как новым, так и бывшим в эксплуатации.
В соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества.
Согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество:
— находящееся у налогоплательщика на праве собственности;
— используемое для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации;
— со сроком полезного использования более 12 месяцев;
— первоначальная стоимость которого составляет более 40 000 руб.;
— таким образом, если стоимость имущества становится менее 40 000 руб., то оно не относится к основным производственным фондам, и, соответственно, не удовлетворяет положениям п. 1 Постановления N 883.
Рассмотрим примеры из судебной практики. В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2007 N Ф09-2810/07-С1 по делу N А71-4157/06 отмечается, что обоснованно отклонены доводы общества о том, что списание оборудования с бухгалтерского баланса в связи с истечением срока амортизации является основанием для признания оборудования утраченным в результате естественной убыли в том смысле, в котором указанный процесс регламентирован в ст. 319 ТК РФ.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 319 ТК РФ предусматривалось, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными в результате естественного износа. Аналогичная норма содержится в ст. 80 ТК ТС.
Подобная позиция изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.06.2011 по делу N А49-6097/2010: таможенное законодательство не содержит положений о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпущенных условно в связи с предоставлением льгот или по истечении какого-либо срока (в т.ч. срока амортизации товара). Суд обратил внимание на следующее.
Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством. После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать его. Организация вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой.
Таможенное законодательство устанавливает ограничения по пользованию условно выпущенными товарами, обусловленные содержанием и требованиями некоторых таможенных режимов, предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и выпуском товаров без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов либо если суммы таможенных пошлин, налогов не поступили на счета таможенных органов.
Если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ сопряжены с ограничением использования и распоряжения товарами, они подлежат условному выпуску.
Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных. Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ.
На основании изложенного следует, что пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются только в порядке и на условиях, которые определены таможенным законодательством.
При таких обстоятельствах товары, находящиеся под таможенным контролем, не могут быть по усмотрению их владельца переданы на утилизацию и т.п.
Необходимо отметить, что в вышеупомянутых Постановлениях суд обратил внимание, что списание условно выпущенного товара со ссылкой на непригодность его к дальнейшей эксплуатации должно производиться с ведома таможенного органа. В частности, по причине смены таможенной процедуры с условно выпущенного товара на процедуру «уничтожение».
Кроме того, обращаем внимание читателей на следующее.
Как было отмечено ранее, условно выпущенные товары, в отношении которых предоставляются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (п. 2 ст. 200 ТК ТС).
Целью предоставления льготы, предусмотренной Постановлением N 883, по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении условно выпущенных товаров является формирование уставного (складочного) капитала коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Соответственно, с учетом положений ст. 200 ТК ТС, в случае изменения одного из условий для предоставления льготы, предусмотренной Постановлением N 883, декларант обязан будет уплатить таможенные пошлины, подлежавшие уплате в бюджет на дату условного выпуска таких товаров, несмотря на то что соответствующих ограничений Постановление не содержит.
Например, если имущество перестает быть вкладом в уставный капитал организации, даже если его передача носит инвестиционный характер. Основания для уплаты таможенных пошлин могут возникнуть также в случае выхода иностранных участников из состава учредителей.
Необходимо иметь в виду мнение, изложенное в Постановлении ФАС Московского округа от 07.09.2005 N КА-А41/7182-05.
Суд пришел к выводу, что при ввозе лесопильного оборудования на территорию России в качестве вклада в уставный капитал иностранного участника ООО «Ларекс» — компании GREGORI INTERNATION CORPORATION — последнему была предоставлена льгота по уплате таможенных платежей.
Впоследствии иностранная компания выбыла из состава участников.
По мнению контролирующих органов, с выходом иностранного инвестора из состава коммерческой организации утрачиваются и льготы, установленные Законом N 160-ФЗ.
Однако, по мнению заявителя, суды неправильно истолковали ст. 4 вышеназванного Закона и не учли, что иностранный инвестор ввез лесопильное оборудование в качестве вклада в уставный капитал, использовало его по назначению — оборудование вошло в уставный капитал.
Поскольку ввезенное иностранным инвестором оборудование используется по назначению, с выходом иностранного инвестора из состава участников предоставленная при ввозе оборудования иностранному участнику льгота по уплате таможенных платежей обратному взысканию не подлежит.
Кассационная инстанция сделала следующий вывод. Согласно п. 6 ст. 4 Закона N 160-ФЗ коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников. С этого дня коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Законом.
Утрата обществом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями послужила основанием для направления требования об уплате ввозной таможенной пошлины.
В Постановлении ФАС Московского округа от 07.09.2005 N КА-А41/7182-05 говорится, что в соответствии с положениями ст. ст. 319 и 327 ТК РФ только при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, у декларанта возникает обязанность по уплате таможенных платежей. Однако положения, изложенные в вышеперечисленных статьях утратившего силу ТК РФ, нашли отражение в п. 3 ст. 80 ТК ТС и в п. 3 ст. 119 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон N 311-ФЗ). Таким образом, мнение, изложенное в Постановлении ФАС Московского округа от 07.09.2005 N КА-А41/7182-05, может применяться и в настоящее время.
В Постановлении ФАС Московского округа отмечается, что согласно материалам проверки ввезенное оборудование вошло в уставный капитал, используется лесопунктом по назначению и отражено на балансе.
Таким образом, цель, ради которой было ввезено лесопильное оборудование, не утрачена, целевое назначение — вклад в уставный капитал — не изменилось.
Сам по себе факт утраты обществом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями не свидетельствует о нецелевом использовании условно выпущенных товаров. Таможенный орган допускает смешение понятий «цель» и «основания» предоставления льготы. В данном случае целью предоставления льготы является внесение ввезенного товара в уставный капитал общества, а основанием — наличие у него статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями. Обязанность по уплате таможенных платежей возникает в случае нецелевого использования условно выпущенных товаров, тогда как утрата оснований для предоставления льготы препятствует ее предоставлению в дальнейшем, но не образует нецелевого использования товаров.
Одновременно необходимо иметь в виду мнение, изложенное в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.11.2008 N Ф09-8317/08-С2 по делу N А47-1886/08.
В упомянутом Постановлении рассматривается необходимость уплаты таможенных платежей, неуплаченных на основании п. 1 Постановления N 883, после передачи ввезенного оборудования в уставный капитал иной организации.
Хозяйствующие субъекты отмечали, что основания для уплаты таможенных платежей возникают в соответствии с п. 2 Постановления N 883, т.е. в случае реализации оборудования, ввезенного иностранной компанией в качестве вклада в уставный капитал. Передача товара в уставный капитал другого хозяйствующего субъекта не является реализацией товара в значении, предусмотренном ст. 39 НК РФ.
Однако суд доводы хозяйствующих субъектов отклонил. В Постановлении обращается внимание на изменение статуса оборудования (как вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями), обусловливающего возможность освобождения от уплаты таможенных платежей.
Условия, в связи с которыми при ввозе указанного оборудования на таможенную территорию РФ было предоставлено условное освобождение от уплаты соответствующих таможенных платежей, были нарушены, что повлекло за собой возникновение обязанности уплаты таможенной пошлины и НДС.
Доводы о том, что передача имущества в уставный капитал хозяйственного общества не является его реализацией в значении, предусмотренном ст. 39 НК РФ, отклонены судами обеих инстанций правомерно, поскольку освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал сопряжено с ограничениями по распоряжению ввезенными товарами в любой форме.

Смотрите так же:  Доверенность на получение товара форма 1с

Реализация имущества

Согласно п. 2 Постановления N 883 в случае реализации товаров причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством РФ.
До вступления в силу Закона N 311-ФЗ достаточно распространенной была ситуация, при которой составляющие имущества, внесенного в уставный капитал организации, реализовывались.
Однако в настоящий момент необходимо учитывать ст. 222 упомянутого Федерального закона. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 222 Закона N 311-ФЗ условно выпущенными товарами являются компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в т.ч. в некомплектном или незавершенном виде. При этом на основании п. 2 упомянутой статьи компоненты товара запрещены к передаче третьим лицам, в т.ч. путем их продажи или отчуждения иным способом, и считаются условно выпущенными до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Таким образом, на компоненты товара, выпущенные условно, распространяются аналогичные положения таможенного законодательства, что и на сами товары, выпускаемые условно.

Банкротство ООО

С учетом положений ТК ТС, Закона N 311-ФЗ, а также Постановления N 883 появляется вопрос о необходимости уплаты таможенных пошлин в случае признания ООО банкротом.
Как отмечалось ранее, на основании п. 1 ст. 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами. Такие товары имеют статус иностранных товаров (п. 3 ст. 200 ТК ТС).
Таким образом, в первую очередь необходимо рассмотреть возможность:
— включения оборудования, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал ООО, в состав конкурсной массы;
— реализации конкурсным управляющим оборудования до его выпуска в свободное обращение.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2008 по делу N А31-1171/2007-18 отмечается следующее.
Товары подлежат условному выпуску, если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами. Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, — на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
При использовании условно выпущенных товаров в целях, отличных от тех, в связи с которыми было предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Таким образом, при использовании условно выпущенных товаров в целях, отличных от тех, в связи с которыми предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, у декларанта возникает обязанность по уплате таможенных платежей.
Из п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ) следует, что в соответствии с ГК РФ данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
В соответствии со ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.
Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Согласно п. 1 ст. 131 Закона N 127-ФЗ все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
На основании п. 2 упомянутой статьи из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в т.ч. права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
Таким образом, конкурсный управляющий общества правомерно включил спорное оборудование в конкурсную массу в целях реализации его на открытых торгах в соответствии с Законом N 127-ФЗ.
Кроме того, суд обратил внимание на обязанность общества по уплате таможенных платежей в связи с несоблюдением целевого использования условно выпущенного товара. Основания для уплаты таможенных платежей возникают после признания общества банкротом и введения в отношении его процедуры конкурсного производства.
Суд также указал, что надлежащим ответчиком по данному спору является должник — ООО, а не его конкурсный управляющий, осуществляющий полномочия руководителя и иных органов управления должника в соответствии со ст. 129 Закона N 127-ФЗ.
Однако необходимо иметь в виду, что на основании абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Порядок предъявления требований таможенных органов по обязательным платежам лиц, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), и порядок удовлетворения таких требований регулируются специальными нормами законодательства о банкротстве.
При этом в силу абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.
Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается. Исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены Законом N 127-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 110 Закона N 127-ФЗ при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги) (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
В соответствии с п. 4 ст. 142 упомянутого Закона требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» отмечается, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2010 по делу N А32-52218/2009 говорится, что все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. По рассматриваемому делу таможенные органы о взыскании таможенных платежей в рамках дела о банкротстве не обратились.
В связи с этим суд пришел к выводу, что имущество организации-банкрота является освобожденным от каких-либо ограничений, а лицо, купившее такое имущество, — добросовестным приобретателем.
Кроме того, согласно п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2006 N 167-О «По жалобе гражданина Кириллова Владимира Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 15 Таможенного кодекса Российской Федерации» отмечается, что федеральным законом могут устанавливаться ограничения на пользование и распоряжение товарами, которые ввезены на таможенную территорию РФ, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление. При этом речь идет не о лишении лица перемещаемого имущества, а о соблюдении специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Товары, в отношении которых не завершено таможенное оформление, не могут быть выпущены для свободного обращения, ими никто (ни собственник, ни любое иное лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу) не может пользоваться и распоряжаться (за исключением случаев, специально оговоренных законодателем) и, следовательно, в отношении их не могут совершаться сделки, в т.ч. договор купли-продажи.
Однако регулирование вопроса о юридических последствиях таких сделок лежит за пределами определенной статьи таможенного законодательства и осуществляется на основе иных законоположений, в т.ч. предусмотренных нормами ГК РФ.

Смотрите так же:  Льготы ветеранам труда в туле в 2019 году

Льготы по уплате таможенных платежей в 2019 году

Государства стараются защитить свое экономическое пространство. Поэтому вводят таможенные сборы, увеличивающие стоимость перевозимых товаров. Однако некоторым физическим и юридическим лицам предоставляются льготы по уплате таможенных платежей.

Какие льготы бывают на таможне

У таможенного органа несколько задач. Работники обязаны не только предупреждать ввоз запрещенных товаров. Их полномочия намного шире.

В задачи таможенников входит:

  1. Контроль соблюдения действующего в России законодательства в части перемещения через границу:
    • товаров;
    • личного имущества;
    • багажа.
  2. Сбор пошлины за ввоз определенных вещей в любом объеме.

Некоторые группы населения, юридические лица наделяются особыми правами при пересечении государственной границы. На уровне закона они освобождаются полностью или частично от внесения обязательного платежа.

Определение: таможенная преференция заключается в официальном (на законодательном уровне) послаблении определенным категориям лиц, в том числе юридических.

Перечень таковых в 2019 году зависит:

  • от соглашений между странами;
  • норм действующего российского законодательства;
  • объемов и видов перевозимых товаров.

Для сведения: дипломатическая почта не подлежит таможенному контролю. Все письма и посылки считаются суверенной собственностью государства.

Виды послаблений при пересечении границы

Законодательство предусматривает различные преференции для граждан и предприятий. Они варьируются в зависимости от пункта назначения товаров (вещей). Так, особую зону с большим количеством послаблений представляет собой Сообщество независимых государств (СНГ), создающее много лет собственную экономическую зону.

Выделяют такие виды льгот на таможне:

  1. тарифные, связанные с обязательными платежами:
    • освобождение;
    • уменьшение;
    • возврат;
  2. послабление в порядке оформления грузов;
  3. изменение нормативов осуществления контроля.

Подсказка: каждая льгота описана в соответствующих подзаконных актах. В частности, инструкция содержит информацию о том:

  • какой из категорий, пересекающих границу, лиц она предоставляется;
  • в каком объеме.

Кому предоставляются преференции при пересечении российской государственной границы

Общий перечень лиц, подпадающих под послабления, приведен в параграфах Таможенного кодекса РФ. На его основании созданы действующие подзаконные акты, детализирующие условия и порядок их применения.

Так, более мягкие правила предусматриваются для:

  • иностранных подданных;
  • официальных представителей других держав и делегаций;
  • курьерской службы, работающей с посольствами и консульствами;
  • международных обществ, межправительственных организаций, а также представителей органов, созданных таковыми;
  • дипломатов.

Внимание: вскрыть диппослание любого номинала может только представитель страны-отправителя.

Послабления действуют в отношении таких вещей указанных лиц:

  • личных;
  • багажа любого объема;
  • транспортных средств.

Скачать для просмотра и печати:

Тарифные преференции

Данные преимущества предоставляются производителям из определенных государств. Они выражаются в снижении или отмене обязательного платежа при пересечении кордона.

Использовать тарифную льготу могут предприятия, официально осуществляющие деятельность:

  1. В державах Таможенного союза (ТС), в рамках подписанного межгосударственного соглашения.
  2. Производители из развивающихся стран согласно двусторонним договоренностям.

Подсказка: полный перечень предоставляемых преференций приведен в законе РФ «О таможенном тарифе». Скачать для просмотра и печати:

Послабления по внесению ввозной пошлины

Взносы при пересечении кордона делятся на две большие группы. Они призваны создать благоприятные условия для экономики страны, вводящей ограничения. Пошлины делятся на:

  • Экспортные (ввозные). Эта мера применяется довольно редко. Целевое назначение — защита собственного производителя от недобросовестной конкуренции.

Подсказка: правилами Всемирной торговой организации (ВТО) подобные средства воздействия на производителей разных стран запрещены или сильно ограничены.

  • Импортные пошлины взимаются за вывоз предметов и товаров из страны. Они используются значительно чаще. Плату за импорт обязаны вносить предприятия, транспортирующие произведенную продукцию за рубежи государства.

Для сведения: во многом благодаря высоким импортным пошлинам на редкоземельные металлы власти Китая смогли привлечь в страну западных инвесторов. Были приняты законы, благодаря которым электронику стало дешевле производить в Поднебесной и импортировать в готовом виде.

По российским правилам от внесения платы за импорт освобождаются:

  • продукция морского промысла, если ее добыли россияне;
  • личный багаж иностранцев;
  • все виды валют;
  • гуманитарные грузы;
  • транзитные товары и лизинговые грузы;
  • изделия, используемые для проведения пожарно-технических работ;
  • багаж в любом объеме, принадлежащий исполнителям социально-экономических программ.

Налоговые преференции при пересечении границы

Продукция, отправляемая в иные государства, является объектом налогообложения. Однако на определенные товары, приносящие в страну валюту, ставки по налогам снижаются в законном порядке. Речь идет о таких сборах:

В 150-м параграфе Налогового кодекса (НК) Российской Федерации приведен перечень товаров, освобождаемых от НДС . К ним относятся:

  1. материальные взносы в уставной капитал юрлиц:
    • техоборудование;
    • комплектующие и запасные части;
  2. медицинские аппараты;
  3. хлопок-сырец;
  4. продукция, произведенная российскими предприятиями на территориях иных государств;
  5. материалы, ввозимые по соглашению о разделе продукции;
  6. технические средства реабилитации инвалидов и многое другое.
  1. Образовательной и научной литературы (с целью реализации);
  2. Лекарственных средств;
  3. Товаров:
    • лечебных;
    • продовольственных;
    • детских.

Важно: льгота при перевозке может быть получена при соблюдении всех требований к оформлению, а также установленных сроков. Скачать для просмотра и печати:

Данный налог предназначен для ограничения товарооборота между странами, а также потребления определенных групп товаров (алкоголя и табака, к примеру). Государство взимает акцизный сбор в том числе и с ввозимой продукции.

Освобождаются от него в любой ситуации:

  • грузы гуманитарного характера;
  • объекты полной комплектации;
  • личный багаж дипломатов;
  • любые предметы, стоимость которых не превышает 100 евро;
  • вещи, от которых отказался на границе декларант.

Для сведения: существует еще и таможенный сбор. Это плата за проведение обязательного оформления того или иного вида имущества (работу таможенной службы).

Послабления для соотечественников, переезжающих в Россию

Переселенцы в рамках государственной программы также получают ряд льгот. Они распространяются на все страны ТС . Так, соотечественники, решившие навсегда вернуться на Родину, могут не выплачивать пошлины:

  1. За личные вещи (касается также беженцев):
    • приобретенные до получения статуса;
    • а также до даты пересечения границы;
  2. Если они вернулись за рубеж и опять пересекают границу, то от пошлины освобождаются все личные предметы, совокупная стоимость которых не превышает 5 тыс. евро.

Важно: за наследство, полученное в ином государстве, можно также не вносить пошлину, если имеется официальное свидетельство.

Нанятое лицо (перевозчик) может привезти из-за рубежа вещей на 1000 евро, общим весом в 31 кг. Остальной багаж подлежит взносообложению.

Особенности передвижения товаров в рамках ТС

Россия, Беларусь и Казахстан образуют особую межгосударственную зону. Называется она Таможенным союзом. Правительства стран разработали комплекс правил и мероприятий для улучшения циркуляции на всем пространстве:

Комиссия разработала классификатор послаблений, включающий:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Правила предоставления преференций внутри пространства ТС определяются тремя сторонами. Они зависят от развития страны в той или иной отрасли. Чтобы поднять уровень товаропроизводителей наиболее слабый контрагент пользуется скидкой до 75% по тарифам. Кроме того, освобождаются от внесения обязательной платы предприятия, не выдерживающие конкуренции с партнерами в той же отрасли из союзных государств.

Смотрите так же:  Получение лицензия фсб на гостайну

Существует целый ряд процедур, облегчающий пересечение кордонов внутри ТС :

Как происходит оформление

На границе необходимо предоставить документы, подтверждающие право на конкретное послабление. Перечень зависит от вида объекта, статуса перевозящего, страны ввоза и иного. Например, такие:

  • наследство необходимо подтвердить сертификатом;
  • личное имущество должно сопровождаться документами, доказывающими дату приобретения и стоимость (чеками);
  • если оборудование является долей уставного капитала нужны учредительные документы;
  • для неуплаты акциза достаточно декларации;
  • беженцы предоставляют соответствующий документ;
  • производители — сертификат и так далее.

Внимание: гражданам Украины с 2015 года преференции при пересечении межгосударственной границы не предоставляются.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Льготы по таможенной пошлине

О порядке предоставления льгот по уплате таможенных пошлин при ввозе на территорию Российской Федерации из дальнего зарубежья оборудования в качестве вклада в уставной капитал

В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) тарифные преференции;

2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов.

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.

Так, пунктом 1 статьи 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» (далее — Соглашение) предусмотрено, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств — сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Соглашения тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 5 Соглашения допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала.

При этом пункт 3 статьи 6 Соглашения установлено, что порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается Комиссией.

В соответствии с пунктом 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728, товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства — члена Таможенного союза.

В случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (далее – Постановление), установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:

не являются подакцизными (статья 181 Налогового кодекса РФ);

относятся к основным производственным фондам (Общероссийский классификатор основных фондов № ОК013–94, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994г. № 359);

ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость предоставляется в соответствии с подпунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ при ввозе на территорию Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372.

При таможенном декларировании товаров декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов на основании вышеуказанных нормативных документов должен подтвердить статус товара – вклад в уставный (складочный) капитал организации, что является одним из условий предоставления льгот.

Товары должны ввозится в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала организации, т.е. льготы предоставляются только в случае, если товары были ввезены на территорию Российской Федерации и декларировались как товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал организации с иностранными инвестициями, до истечения сроков формирования уставного капитала организации, определенных учредительными документами или законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 210 ТК ТС, при предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, товары подлежат условному выпуску в соответствии со ст. 200 ТК ТС и сохраняют статус иностранных товаров.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС предусмотрено, что условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых, кроме прочего, предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Согласно пункта 3 статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Пунктом 4 статьи 200 ТК ТС установлено, что товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств — членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 137 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, установленных пунктом 1 статьи 85 ТК ТС, а также в случаях условного выпуска товаров в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС.

В соответствии с подпунктом а) пункта 1 Приказа ФТС РФ от 12.07.2010 № 1315 «Об условном выпуске товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.09.2010 № 18416) (далее – Приказ ФТС РФ), условный выпуск товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставные (складочные) капиталы организаций с применением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при условии обеспечения уплаты условно начисленной ввозной таможенной пошлины, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 85 ТК ТС.

В соответствии со ст. 86 ТК ТС, уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:

— денежными средствами (деньгами)

В соответствии с п. 2 указанной статьи обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из способов по выбору плательщика.

Документами, подтверждающими статус ввозимых товаров в качестве вклада в уставный капитал общества являются:

учредительные документы организации, изменения и дополнения в учредительные документы (в случае, если такие изменения и дополнения вносились), прошедших государственную регистрацию;

документы (свидетельства), подтверждающие государственную регистрацию организации, а также изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы организации;

решения, принятые учредителями (участниками, акционерами), об учреждении (создании) организации, об увеличении уставного (складочного) капитала организации;

иные документы, подтверждающие обоснованность предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины.

Учредительные документы организаций и вносимые в них изменения приобретают силу для таможенных органов с момента их государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, для получения участником ВЭД льгот по уплате таможенных пошлин при ввозе на территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями (и при первоначальном формировании капитала, и при его последующем увеличении) в таможню на дату таможенного декларирования должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы организации с иностранными инвестициями (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения неденежных вкладов в течение установленного учредительными документами срока.

В соответствии с пунктом 6 статьи 85 ТК ТС, возврат (зачет) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при условии, если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло.

После завершения формирования уставного капитала и регистрации итогов увеличения уставного капитала и постановке на баланс, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал оборудования необходимо предоставление следующих документов:

1) Изменения в учредительные документы, прошедшие государственную регистрацию, связанную с увеличением размера уставного капитала;

2) Свидетельство о государственной регистрации изменений, связанные с внесением изменений в учредительные документы;

3) Выписку из ЕГРЮЛ;

4) Бухгалтерские документы, свидетельствующие о постановке на баланс ввезенного оборудования.

Дополнительно сообщаем, что после таможенного декларирования вопрос о правомерности предоставления льгот и возможности возврата обеспечения будет решаться вышестоящим таможенным органом.