Льготы белоруссии от россии

Льготы инвалидам России Беларуси

Главная Вопросы-ответы Пенсия по инвалидности при переезде из Белоруссии. Документы для получения пенсии, справка о заработной плате из Абхазии. Пенсия по старости, переезд в Россию из Латвии

27 июня 2015 года

Перспектива банкротства физических лиц-предпринимателей Ни для кого не секрет, что львиную долю судебных споров о взыскании задолженности составляют. Вся новость

Утрата статусаМы семья из 3 человек, вынужденные переселенцы из Узбекистана. Проживаем. Вся новость

22 апреля 2014 — последний день представления декларации по НДС за мартСубъекты хозяйствования, которые отчитываются по НДС помесячно, налоговую декларацию. Вся новость

Пенсия по инвалидности при переезде из Белоруссии. Документы для получения пенсии, справка о заработной плате из Абхазии. Пенсия по старости, переезд в Россию из Латвии

Пенсия по инвалидности при переезде из Белоруссии

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, моя мама — гражданка РФ (48 лет) получает пенсию по инвалидности 2 группы. Она работает в РФ. Сейчас она хочет переехать в Республику Беларусь на ПМЖ. Как ей будет начисляться пенсия по инвалидности? Или ей в РБ надо будет заново устанавливать инвалидность? Спасибо. Горшкова

Шарыпово В соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О сотрудничестве в области социального обеспечения», подписанного 24 января 2006 года (далее — Договором), Россия и Беларусь несут пропорциональную ответственность за приобретенные на их территории пенсионные права. При этом согласно части 1 статьи 11 Договора, при определении права на пенсию учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих стран. Назначение и выплата пенсии, осуществляется в порядке, установленном частью 1 статьи 23 Договора, согласно которому за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Беларуси и России, каждое из государств исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на его территории.

По просьбе читателей добавили информацию по пенсии при переезде из Беларусии в другую страну, в частности в Россию.

При переезде граждан РБ на постоянное место жительства в РФ по вопросу пенсионного обеспечения они должны обращаться в компетентный орган этого государства с соответствующим заявлением. При этом гражданином должен быть сделан выбор его пенсионного обеспечения: по нормам Договора или только по законодательству государства, гражданином которого он является. Данный выбор отражается в заявлении о назначении пенсии.

Компетентными органами, занимающимися назначением и выплатой пенсии в Российской Федерации, являются территориальные органы Пенсионного фонда Российской федерации, в Беларуси — управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите, управления (отделы) социальной зашиты, образуемые районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами.

Договор основан на принципе пропорциональности, означающем, что каждое государство назначает и выплачивает пенсию (за исключением социальной) за трудовой (страховой) стаж, накопленный на его территории, с применением положений Договора и своего национального законодательства. Вместе с тем данный подход не распространяется на стаж работы, приобретенный до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР.

Так, в соответствии с п.1 ст.23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в РБ) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

По желанию и на основании заявления граждан РБ и граждан РФ им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п.2 ст.23 Договора).

Таким образом, при переезде гражданина РБ на постоянное проживание в РФ назначение и выплата ему трудовой пенсии в России по его выбору может осуществляться двумя государствами (РФ и РБ), а именно:

1) Россией — за периоды стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР и после указанной даты на территории России и Беларусью — за периоды стажа, приобретенного после 13 марта 1992 г. на территории Беларуси.

В случае назначения этих пенсий их выплата будет производиться следующим образом:

— по месту постоянного проживания, т.е. в России, — способами выплаты, предусмотренными законодательством РФ

— из Беларуси — ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) РФ на счет получателя пенсии в национальной валюте РФ

2) Республикой Беларусь (при этом исчисление стажа и размера пенсии, сроки ее назначения и другие процедурные действия по назначению пенсии осуществляются в соответствии с законодательством Беларуси, нормы Договора при этом не применяются). В таком случае выплата пенсии из Беларуси в Россию будет осуществляться также ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) РФ на счет получателя пенсии в национальной валюте РФ.

Если на постоянное проживание в Россию переезжает пенсионер, которому пенсия была назначена после 29 марта 2007 г. по нормам Договора, то на основании информации, поступившей из пенсионного фонда РФ, в РБ ему прекращается выплата пенсии за стаж, приобретенный на территории бывшего СССР. В зависимости от произведенного им в России выбора его пенсионного обеспечения ему может быть:

Вариант 1. Назначена пенсия:

а) Россией — за стаж, приобретенный до 13 марта 1992 г. на территории СССР, а также за стаж, приобретенный после указанной даты на территории России

б) Беларусью — пенсия за стаж, приобретенный после 13 марта 1992 г. на ее территории

Вариант 2. Продолжена выплата пенсии Беларусью в соответствии с п.3 ст.24 Договора при обязательном соблюдении предусмотренных этим пунктом условий.

Согласно п.3 ст.24 Договора при переезде в Россию пенсионера (т.е. лица, которому пенсия уже назначена в Беларуси), имеющего стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории Беларуси (в т.ч. в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата ему пенсии может продолжаться РБ, назначившей ее, без применения норм Договора. При этом такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит. В данном случае выплата пенсии будет осуществляться вышеуказанным способом перечисления ее сумм в банк (кредитное учреждение) в России.

Следует отметить, что Договор предусматривает распространение его положений на пенсии, назначенные до вступления этого Договора в силу. Это применимо в случае, когда страховой (трудовой) стаж гражданином заработан на территории России и Беларуси. В связи с этим он может претендовать на назначение пенсий от двух государств: России и Беларуси соответственно за стаж, приобретенный на их территориях. Такие пенсии могут быть пересмотрены в соответствии с положениями Договора на основании заявления гражданина в сроки, предусмотренные Договором. При этом такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии.

Для решения вопроса о назначении (пересмотре) пенсии в России гражданин РБ, переехавший на постоянное проживание в это государство, должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с соответствующим заявлением и необходимыми документами (обращения в пенсионные органы РБ по данному вопросу перед выездом из Беларуси в Россию не требуется). Датой подачи заявления является дата его регистрации в указанном территориальном органе. Если заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые для назначения пенсии документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой службы (почтовой связи) по месту отправления заявления.

Документы для получения пенсии, справка о заработной плате из Абхазии

Я гражданин России с 1996 года, подготавливаю документы на получение трудовой пенсии. Будет ли действительна справка о заработной плате за 5 лет, проработанных до 1991года в Абхазии? Сурмава Гурам Александрович

Санкт-Петербург Для тех, кто переселился в РФ с территории Абхазии до даты её признания в качестве суверенного и независимого государства, то есть до 26 августа 2008 г. при начислении пенсий применяется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (Москва, 16 мая 1997 г.). Соглашение вступило в силу 28 июня 2002 г. и гарантирует права гражданам в пенсионном обеспечении. При этом стаж, выработанный на территории Грузии и бывшего Союза ССР до 31.12.2001, учитывается независимо от уплаты страховых взносов. При условии, конечно, документального подтверждения стажа.

Согласно Соглашению для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.

Для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились.

В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Пенсия по старости, переезд в Россию из Латвии

Здравствуйте! Мне 62 года, являюсь гражданкой Латвии, имею разрешение на временное проживание в России. Могу ли я подать документы на получение пенсии по старости (в Латвийской пенсии мне отказано в связи с переездом в Россию по программе возвращение сограждан) и куда надо обращаться? Спасибо. Венидиктова Наталья

Смотрите так же:  Налог за регистрацию договора аренды

Пустошка В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на пенсию в РФ наравне с гражданами РФ имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ статус постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства определяется наличием у него вида на жительство.

Таким образом, право на получение пенсии в России иностранный гражданин обретает после получения вида на жительство.

Вместе с тем, между Российской Федерацией и Латвийской Республикой подписан Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (г.Рига, 18 декабря 2007 года). Для целей применения настоящего Договора используемое в нем понятие «место жительства» означает: постоянное или временное проживание на законных основаниях на территории Российской Федерации или Латвийской Республики, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством Договаривающихся Сторон.

В соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ статус временно проживающего в РФ иностранного гражданина определяется наличием у него разрешения на временное проживание в РФ.

Таким образом, имея разрешение на временное проживание в РФ, Вы вправе рассчитывать на назначение пенсии по старости, с применением международного нормативного документа — вышеназванного Договора между РФ и Латвией.

27 июня 2015 года

Популярные образцы и шаблоны документов

юрист на сайте Журавлев А.Г.

юрист на сайте Родыгина Т.Г.

юрист на сайте Прокопенко Н.В.

юрист на сайте Некрасов В.Ю.

юрист на сайте Ефимов В.П.

юрист на сайте Гушкина З.М.

юрист на сайте Земцов Д.В.

юрист на сайте Юридический альянс VARENIKOVГРУПП

юрист на сайте Погосова Е.А.

юрист на сайте Берестов С.Н.

юрист на сайте Смирнова Л.Н.

юрист на сайте Шумихина Т.Я.

Здравствуйте, уважаемый гость!

Сейчас на сайте 39 юристов.

Какой у Вас вопрос?

Как Россиянину-инвалиду получить социальные льготы в Белоруссии

Как Россиянину получить в Беларуси льготы, предусмотренные для инвалидов?

«Я гражданин России, сейчас постоянно проживаю в Беларуси. Решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы РФ был признан инвалидом 2-й группы. Прошу разъяснить возможность получения в Республике Беларусь льгот, предусмотренных законодательством для инвалида 2-й группы на основании удостоверения инвалида, выданного в Российской Федерации. Сергей Иванович Дронов».

Татьяна Смирнова, советник Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства:

— В Республике Беларусь вопросы установления государственных социальных льгот регулируются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июля 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2007 N 1738 «Об утверждении Положения о порядке предоставления документов, на основании которых осуществляется реализация права на государственные социальные льготы, права и гарантии отдельными категориями граждан» государственные социальные льготы, права и гарантии предоставляются гражданам на основании оригиналов удостоверений единого образца, установленных Правительством Республики Беларусь.

Удостоверение инвалида Российской Федерации в Республике Беларусь недействительно. Для получения удостоверения инвалида образца Республики Беларусь необходимо пройти переосвидетельствование (провести медико-социальную экспертизу МРЭК). Для получения направления на медико-социальную экспертизу необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства (месту наблюдения). При установлении инвалидности МРЭК выдает удостоверения инвалида единого образца. Для решения вопросов начисления и выплаты пенсии необходимо обращаться в органы социальной защиты Республики Беларусь по месту постоянного проживания.

Можно ли белорусскому ребенку попасть на Кремлевскую елку в Москве?

«В зимние каникулы хотим поехать с детьми к друзьям в Москву. У меня сын и дочь, ребята очень хотят попасть на елку в Кремль. Подскажите, как это сделать, когда начнется продажа билетов, и могу ли я пойти вместе с детьми? Екатерина Мальцева, Минск».

Продажа билетов на Кремлевскую елку уже началась. Вы можете приобрести билеты на официальном сайте — www.кремлeвская-елка.рф. На сайте также указаны телефоны и подробная информация по данному празднику.

Первое представление состоится 25 декабря, а завершающее пройдет 9 января 2015 года. Существует два вида билетов. Первый вариант — ребенок самостоятельно идет на представление, которое начинается в 10.00 и 14.00. Второй вариант билета — для ребенка в сопровождении взрослых. Он покупается на представление в 18.00. Если ребенок идет на представление вместе со взрослым, то необходимо приобрести билет на два лица (так называемый комплект). Если с ребенком идут несколько взрослых, то в этом случае приобретается билет-комплект на каждого взрослого. При этом по каждому такому билету вместе с взрослым может пройти один ребенок. Обратите внимание: дошкольники могут попасть на елку только в сопровождении взрослых. Дошкольника не пустят на представление вместе со старшим братом или с сестрой.

В билете указывается только сектор: партер, амфитеатр или балкон. Вы можете занять любые свободные места в своем секторе. На новогодние представления, которые состоятся 30 и 31 декабря, а также 1 и 2 января, продаются только билеты-комплекты, по которым могут пройти ребенок и взрослый. Дети школьного возраста могут самостоятельно посетить представления, идущие в 10.00 и 14.00. На вечернее представление можно сходить всей семьей. Самое простое решение — приобрести два билета-комплекта на вечернее представление. Также дети могут пойти на вечернее представление с одним из родителей, если у второго ребенка будет билет на утреннее или дневное представление.

Нужна ли Россиянину медсправка для оформления вида на жительство в Беларуси?

«Собираюсь на ПМЖ в Беларусь. Знакомые сказали, что для этого потребуется медицинская справка. Так ли это, и какая справка нужна: выданная Российскими врачами или белорусскими? Ирина Лисицына, Смоленск».

Предоставление медсправки о состоянии здоровья — обязательное условие для рассмотрения ходатайства о выдаче разрешения на постоянное проживание в Беларуси. Кстати, Перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, утвержден постановлением Минздрава Беларуси от 13 июня 2002 года N 31.

Что касается самой справки, то здесь ситуация непростая. Для получения разрешения на постоянное проживание вы можете предоставить медсправку о состоянии здоровья, подтверждающую отсутствие заболеваний, включенных в Перечень, из учреждения здравоохранения Беларуси (форма справки утверждена постановлением Минздрава Беларуси от 9 июля 2010 г. N 92) или предоставить медицинскую справку из учреждения здравоохранения другого государства — России. В Российской справке должна содержаться информация об отсутствии заболеваний, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июня 2002 г. N 31. Кроме того, справка, полученная из учреждения здравоохранения другого государства, должна быть легализована в установленном порядке и переведена на один из государственных языков Беларуси (русский или белорусский). Так что, учитывая сложности, которые могут возникнуть при получении из учреждения здравоохранения другого государства медицинской справки, соответствующей требованиям, предусмотренным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, как правило, большинство наших граждан оформляют справку в учреждениях здравоохранения Беларуси.

Перечень льгот инвалидам на 2015 год

Денежные выплаты инвалидам

Ежемесячные денежные выплаты (всем инвалидам, вместо льгот с 2005):

⋅ инвалиды 1 группы (до 1 апреля 2015 года)

— 2974,03 руб. ⋅ инвалиды 2 группы (до 1 апреля 2015 года),

дети инвалиды — 2123,92 руб.

⋅ инвалиды 3 группы (до 1 апреля 2015 года) — 1700,23 руб.

Пенсия по инвалидности (нетрудоспособности):

В 2015 году средний размер пенсии по инвалидности будет составлять 8 тысяч 553 рубля. Размер пенсии по инвалидности в 2015 (до 1 апреля 2015 года) году составляет для инвалидов первой группы без иждивенцев 8647,51 рублей. Если же у инвалида есть иждивенцы, то эта сумма меняется. С одним иждивенцем — 10505,77 рублей, с двумя — 12006,26, с тремя — 13507,43 рублей. Размер пенсии для инвалидов второй группы составляет 4323,74 рублей. И также в зависимости от количества иждивенцев увеличивается, и составляет 6003,31 рублей, 7504,13 рублей, или же 9004,95 рублей в месяц. Размер пенсии для инвалидов третьей группы составляет 3675,19 рублей в месяц. И также в зависимости от количества иждивенцев увеличивается, и составляет 3752,07 рублей, 5252,88 рублей, или же 6753,72 рублей в месяц.

Индексация пенсии по инвалидности в 2015 году

В 2014 году инвалидов ждала прибавка к пенсии уже в размере 17,1%, социальные выплаты были проиндексированы на 5%. В 2015 году социальные пенсии будут проиндексированы на 11,9%, социальные выплаты вырастут на 5,5%.

ИЗМЕНЯЯ ОБЛИК ОБЩЕСТВА

О перспективах развития ВсеРоссийского общества инвалидов размышляет руководитель Ростовской областной организации ВОИ, член Президиума ЦП ВОИ, председатель межрегионального Совета Южный В. А. Титаренко.

— Валерий Александрович, ВсеРоссийское общество инвалидов отмечает свое 25-летие. Каковы, на Ваш взгляд, завоевания ВОИ? Чего удалось достичь за четверть века?

— Прежде всего, благодаря деятельности ВОИ о проблемах инвалидов стали говорить широко и открыто. Ранее эта тема была малообсуждаема. В 60-е годы Н.С. Хрущев ликвидировал потребительскую кооперацию инвалидов и отобрал у инвалидных организаций имущество, заработанное за долгие годы деятельности. В 90-х годах ситуация начала меняться, организации инвалидов и создаваемые ими предприятия получили льготы, кое-какое имущество было передано в их владение. Это был период развития.

Организация добилась определенных успехов, имела собственные средства, чтобы вести работу в областях спорта, творчества, трудоустройства, досуга. Мы сами себя обеспечивали, но, как это у нас в стране бывает, неожиданно грянул гром — льготы для инвалидных организаций и их предприятий отменили. Ситуация кардинально изменилась. Наши организации потеряли возможность трудоустраивать инвалидов, зарабатывать средства на содержание аппарата и остались без источников финансирования.

Шок мы пережили огромный, от которого до сих пор многие так и не оправились. Удержаться на плаву помогли стойкость и наработанный авторитет, поскольку не заметить деятельность ВОИ было просто невозможно. К тому времени и отношение к инвалидам со стороны государства и общества начало меняться.

В 1995 году был принят закон О социальной защите инвалидов в РФ. Тогдашний председатель Ростовской областной организации ВОИ П.Ф. Поваров был одним из разработчиков этого закона, и этим достижением наша организация вправе гордиться. Принимался закон тяжело, прошел через тернии, но все же был принят и для того времени оказался революционным. К сожалению, в настоящее время закон претерпел столько изменений, что его первоначальный смысл сильно исказился, а положения о льготах перестали существовать.

Смотрите так же:  Приказ об обучении работника на предприятии

Одним из достижений организации считаю то, что в тяжелейших условиях отмены льгот мы выжили, продолжали помогать людям, защищали их права. Это была проверка жизнью, и мы ее прошли.

Ударом для всех инвалидов стал 122-й закон, который мы уже привыкли именовать законом О монетизации льгот. Изначально компенсации за льготы по этому закону были мизерные, то есть инвалидов лишали всего, а взамен давали, фигурально выражаясь, три копейки, и — вертись, как хочешь. Тысячи писем получили мы от членов Ростовской областной организации ВОИ и отослали во все правительственные инстанции. Точно так постарались сделать и в других регионах. К сожалению, отстоять льготы мы не смогли, но удалось поднять сумму компенсационных выплат. Это была пусть небольшая, но победа.

За последние годы удалось достичь многого. Российские спортсмены-инвалиды демонстрируют высочайшие достижения на Паралимпийских играх. Растут творческие успехи, чему свидетельством фестивали ВОИ и международная премия Филантроп.

И, конечно, для нашей организации очень важным явилось принятие, а потом и ратификация Конвенции ООН О правах инвалидов. Думаю, это поворотный пункт в истории инвалидного движения в России — на государственном уровне принят международный документ, задающий высокие стандарты условий жизни и деятельности инвалидов. Хочется, чтобы положения Конвенции и принятой на ее основе государственной программы Доступная среда реализовывались быстрее, работали эффективнее. Пока что положительных сдвигов немного, но будем надеяться, что они появятся.

— И каковы основные задачи сегодняшнего дня?

— Уже сейчас, особенно в свете принятия Конвенции О правах инвалидов, ясно, что закон

О социальной защите инвалидов в РФ устарел, он практически не действует, поскольку многие его положения нивелированы 122-й законом. В свою очередь 122-й закон, на наш взгляд, фактически провалился. Предполагалось, что большинство инвалидов воспользуются социальным пакетом, то есть не станут получать компенсации. И за счет средств социального пакета пойдет обеспечение бесплатными лекарствами, путевками и т.д. На поверку оказалось, что лекарственное обеспечение совершено неудовлетворительное, путевок мало, санаторно-курортное лечение ниже среднего уровня. И люди стали отказываться от социального пакета, что неудивительно в условиях фактической нищеты, ведь у многих пенсии 5-8 тысяч рублей. В Ростовской области от социального пакета отказываются до 80% инвалидов. Это ли не провал 122-го закона? Если, конечно, он не принимался специально для того, чтобы перевести всех инвалидов на копеечную компенсацию льгот и не возиться с реабилитацией, лекарственным обеспечением, санаторно-курортным лечением.

На мой взгляд, пора принимать новый закон об инвалидах, сочетающий в себе актуальные положения Конвенции ООН, а также опыт всеРоссийских организаций.

— В каком направлении надо двигаться, чтобы реабилитация инвалидов была эффективной, а интеграция их в общество реально возможной?

— По сути, у нас в стране нет системы реабилитации, все реабилитационные мероприятия в большей части формальны. Выдали инвалиду Индивидуальную программу реабилитации и успокоились. А как положения этой программы сделать реальностью? Рекомендовано, например, работать. А где найти работу? Как получить высшее образование, если почти все вузы не приспособлены для инвалидов? Появилось дистанционное обучение. Это хорошо, но явно недостаточно. Человек должен находиться в социуме, накапливать житейский и практический опыт, а не сидеть в четырех стенах, получая теоретические знания у компьютера. И что потом делать с полученным образованием? Самая существенная проблема — трудоустройство. Есть закон О квотировании рабочих мест, но это даже не полумера, а вообще неправильный подход к трудоустройству инвалидов. Нельзя насильно заставить предпринимателей принимать на работу инвалидов по квоте. Насильно мил не будешь! Работодателю должно быть выгодно трудоустраивать инвалида. А это значит, что за каждого трудоустроенного инвалида он должен получать льготы по уплате налога, причем существенные, оправдывающие его хлопоты и неудобства. Когда-то льготы у нас давались только при условии, что на предприятии работало 50% инвалидов. Какая у такого предприятия может быть производительность труда? Конкурентоспособность? Да и вообще, зачем инвалидов всех собирать в одном месте ради того, чтобы получить льготы по налогам? Это значит заведомо создавать невозможные условия труда и почву для жульничества.

Как мне представляется, во-первых, работодатель, взявший инвалида на работу, не должен уплачивать социальный налог — ни в Пенсионный фонд, ни в ФСС, ни в Фонд медицинского страхования. За инвалида должно платить государство, как это делается во многих странах мира. Если при этом предприниматель получит финансирование на организацию рабочего места и льготу по налогу на прибыль или другому виду налога (можно по выбору самого предпринимателя), то брать инвалидов на работу станет выгодно. В этом направления государство и должно двигаться, если реально хочет заниматься трудовой реабилитацией инвалидов. А если нужен контроль, то для этого есть трудовая инспекция, налоговая инспекция и т.д. Контролировать работодателя всегда возможно, было бы желание. Во-вторых, если говорить о спорте, то подход здесь также должен быть государственный. Государство в лице органов власти различного уровня выделяет средства на развитие спорта, просто надо правильно расставлять приоритеты. Для инвалидов спорт — это жизнь, поддержание здоровья, реабилитация. Так к этому и надо относиться. Все спортивные объекты надо оборудовать так, чтобы любой инвалид мог заниматься спортом.

Развивать творческие способности невозможно, если не посещать театры, музеи, библиотеки — все должно быть доступно. И, конечно, транспорт, улицы. Мы говорим об этом уже 25 лет, но мало что изменилось. Например, в нашей области нет ни одного реабилитационного центра для инвалидов, чтобы там можно было и здоровье поправить, и консультацию по трудоустройству получить, и спортом заняться, и творчеством. А такие центры должны быть в каждом городе. Можно назвать их центрами независимой жизни, где бы учили инвалидов, как им интегрироваться в общество.

Инициатива создания таких центров могла бы исходить от ВОИ, в качестве пилотных проектов достаточно построить подобные центры в 5-6 крупных Российских городах, а потом распространять подобный опыт далее.

— Вы говорили о проблемах с финансированием в связи с отменой льгот. Как, по Вашему, должны финансироваться всеРоссийские организации инвалидов?

— Государство лишило наши организации льгот, и этим свело на нет возможность зарабатывать самим. Мы не коммерческая структура, все, что организации когда-то зарабатывали, шло на уставные цели, то есть на помощь инвалидам. Никто не сомневается в том, что организации инвалидов выполняют значимые функции, снимают социальную напряженность, заполняют пустоты в реабилитационной работе. Эти функции должно осуществлять государство. В настоящий момент часть из них реализует ВОИ и другие организации инвалидов. Это правильно, когда государство часть своих функций делегирует гражданскому обществу, представителями которого является общественные организации. Но тогда надо делегировать не только полномочия, но и обеспечивать финансовыми средствами. Несколько лет назад государство прозрело и теперь предоставляет всеРоссийским организациям инвалидов субсидии на выполнение социального заказа. Финансирование получает Центральное правление ВОИ, распределяя его в регионы. Мы, в свою очередь, распределяем средства районным и городским правлениям. Но, во-первых, средства эти очень небольшие, во-вторых, ограничен список того, на что эти средства можно потратить. Чтобы организация работала, выполняла свои функции, надо содержать аппарат, а на это в местные организации ВОИ средства, практически никто не выделяет. Наши председатели работают на общественных началах уже много лет. Спасибо им за это! Но это неправильно. Поэтому у нас и мало молодежи, ведь молодым надо работать, содержать семью. Чтобы привлечь на работу в ВОИ молодых, надо платить людям заработную плату, это одно из основных условий. Раз правительство России считает возможным финансировать организацию ВОИ, то, наверное, нечто подобное надо ввести и в регионах, причем в виде обязательного закона, а не в виде рекомендаций. Надо добиваться именно такого положения вещей.

Сегодня региональные и местные власти могут помогать инвалидным организациям, а могут и не помогать. Но законы не должны опираться на сослагательное наклонение, они четко должны требовать выполнения определенных условий, а руководители регионов, городов и районов — отвечать за выполнение этих требований и нести наказание за неисполнение закона.

— В Ростовской области есть конкурс на получение субсидий на реализацию программ для социально ориентированных некоммерческих организаций. Разве это не еще одна возможность получить финансирование?

— Начинание неплохое, но не так просто победить в таком конкурсе. Например, в прошлом году из более 100 заявок, поступивших на конкурс, профинансированы были только 20. И среди получивших финансирование — ни одной организации ВОИ. Конкуренция высока, условия предоставления субсидий строги — нужно собрать множество документов, правильно оформить заявку, а потом отчитаться, что тоже непросто. Были случаи, когда наши организации побеждали в конкурсе, например, в позапрошлом году. Но ведь социальные программы мы реализовываем ежегодно вне зависимости от того, выигрываем конкурсы или нет. Работа идет постоянно, и финансирование от случая к случаю — это совсем не то, что необходимо. Хорошо, что есть дополнительные возможности, но беда, что нет стабильного финансирования наших организаций через местные бюджеты. Я считаю, что надо вносить в местные и областной бюджеты расходы на содержание организаций ВОИ, на реализацию программ. Это было бы правильно и справедливо.

— Валерий Александрович, а почему именно государство — от федеральной власти до местной — должно финансировать всеРоссийские организации инвалидов?

— Ответственность за содержание, реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество должно нести государство. Только такой подход приемлем. Там, где об инвалидах не заботятся, начинается разложение, гниение всего общества, оно теряет признаки цивилизованности, начинается его моральное падение.

На Востоке считается, что больные, немощные принимают на себя то напряжение, которое возникает при взаимоотношении людей, а это и войны, и бытовые преступления, и случаи медицинских ошибок, и всевозможные несчастья, теракты. Все это результат жизнедеятельности человечества, которому, увы, далеко от совершенства. И если вам повезло и вы здоровы, то кто-то это уравновешивает, принимая на себя страдания. Это правильный подход. Статистика инвалидности в мирное время всегда примерно одинаковая — около 10-15% населения. И этот процент не меняется из года в год, баланс постоянный. Здесь есть над чем задуматься. И настоящие перспективы развития ВОИ возможны только при изменении подхода общества и государства к проблеме инвалидности. В этом направлении и должны работать наши организации.

Смотрите так же:  Как оформляется трудовой договор с физическим лицом

Фото Константина КАПУНОВА

Учительская доля: в проекте бюджета Ростовской области на 2013–2015 годы заложена мина замедленного действия ценой почти в 6 млрд рублей

Сельские учителя в Ростовской области, пожалуй, самая злостно эксплуатируемая властью категория граждан. В школе они вынуждены вольно или невольно насаждать патриотизм с его казарменным, по последним веяниям времени, душком на избирательных участках в своих тмутараканях они служат «пушечным мясом», формирующим пресловутый административный ресурс избирательных комиссий, работающий на несменяемость власти в это же самое время их грубо «кидают», лишив львиной доли коммунальных льгот, существующих с незапамятных лет. Парадокс? Ничуть.

Вот уже полтора года как выяснилось, что Постановление правительства РО № 534 от 29.12. 2004 (№ 232 от 15 декабря 2011 года «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. ») противоречит Решению Верховного суда РФ от 13 апреля 2011 года что пресловутая «доля», применяемая районными управлениями соцзащиты населения для расчета усушки и утруски льгот сельским учителям, незаконна!

Не царское дело

Тем не менее, прокуроры всех уровней советуют учителям самостоятельно судиться со «всей королевской ратью», судебная ветвь власти (в зависимости от конъюнктуры и внутреннего убеждения) принимает взаимоисключающие решения, а высшая региональная исполнительная власть — молчит.

– Примерно месяц назад, еще до рассмотрения проекта бюджета, письмо за подписью председателя Заксобрания РО Виктора Дерябкина о необходимости изменения Постановления правительства РО № 232 было направлено губернатору Василию Голубеву, – говорит председатель Комитета ЗС РО по социальной политике Владимир Катальников. – Но ответа пока нет.

В России еще в царские времена зарплата учителя начальной школы в 3 раза превышала зарплату квалифицированного рабочего, а самим им предоставляли бесплатное жилье с отоплением и освещением. В 1930 году постановление ВЦИК и Совнаркома «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» гарантировало учителям, работающим в сельской местности, предоставление бесплатного жилья как минимум с двумя видами благоустройства: c отоплением и освещением. Вплоть до 1986 года множество нормативных актов расширили сферу постановления от 1930 года (пенсионеры, медработники), а в рыночной России ФЗ «Об образовании» закрепил натуральные льготы за сельским учителем: гарантированы бесплатное жилье с отоплением и освещением, первоочередное предоставление жилья.

Но на стыке веков федеральная власть оседлала тренд сокращения расходов на социальные статьи, одним из методов которого стала монетизация льгот. В числе первых на региональном уровне был губернатор Владимир Чуб, постановлением № 381 лишивший в 2001 году льгот учителей, проживающих в частном или приватизированном жилье. На следующий год надзор опротестовал данное решение, и оно было отменено, но оплата льгот возобновлена не была.

В 2003–2005 годах по области прокатилась волна массовых обращений в суд сельских учителей, медиков, ветеринаров, работников культуры. Суды удовлетворяли иски в полном объеме, администрация решения не обжаловала. Тем же, кто в суд не обращался, выплачивали мизерную компенсацию.

17 января 2005 года был принят закон РО № 274-ЗС, которым годовые льготы сельских учителей сокращены до абсурдных величин: 54 куб. м газа на отопление, что равно отоплению 4,12 кв. м жилья (меньше площади могилы), и 38,2 кВт час электроэнергии – это вместо бесплатного жилья, которое ранее освобождало учителей от несения бремени по его содержанию и оплате коммунальных услуг.

После опротестования учителями в суде указанных норм исполнительная власть была вынуждена в 2006 году внести в закон существенные изменения. Предполагалось, что с 1 января 2007 года сельским учителям бюджет будет оплачивать меры социальной поддержки в размере 100 %. Но не тут-то было.

Была придумана лазейка в виде так называемой ДОЛИ. Районные управления соцзащиты населения (УСЗН) стали оплачивать сельским учителям 100 % расходов за газ и электроэнергию лишь на их долю от количества членов семьи. Если в семье учителя муж и трое детей, то льгота составляет 20 % от положенной!

В условиях, когда все ветви власти либо самоустранились, либо препятствуют восстановлению справедливости, на первый план должен выходить выразитель воли работников — профсоюз. Однако областной профсоюз работников образования демонстрирует некомпетентную позицию по нашему вопросу.

– Насколько я понимаю, федерация делегировала решение данного вопроса на региональный уровень. Может быть, это не совсем верно, но регион так решил, что льгота педагогу не распространяется на всех членов семьи. Ну представьте: а разве льгота инвалида распространяется на всех членов семьи? Хочу сказать, что по данному вопросу – очень мало категоричных заявлений, – прокомментировал проблему председатель областного профсоюза работников образования Игорь Лалетин.

Начнем с того, что сравнивать граждан с ограниченными возможностями здоровья и учителей – это значит принципиально не разбираться в категориях. Еще дедушка Маркс говорил: «Любое сравнение хромает». Озвученное сравнение хромает на обе ноги и выдает в господине Лалетине не выразителя мнения рядового педагогического состава, а чиновника. А тот факт, что районные профсоюзные лидеры не «заявляют категорично» по данному вопросу, скорее всего, означает, что учительский профсоюз заражен бациллой соглашательства, если не сказать мертв.

Например, в Воронежской области именно бойкие районные профсоюзные лидеры, в речах иногда чинов не разбиравшие, заставили не только своего председателя, но и все ветви власти отступить под напором учительского гнева. Там рассматриваемый нами вопрос — решен в пользу педагогов.

К тому же камень преткновения у нас не региональные/федеральные полномочия, а явное противоречие пресловутой ДОЛИ, по которой обсчитывают учителей, решению Верховного суда РФ! И это беззаконие длится уже полтора года.

Широкая проблема «необходимости обсчета сельских учителей» досталась Василию Голубеву от предшественника. Но за два года в его команде почему-то не нашлось специалиста, сумевшего бы понять, что рано или поздно противоречие регионального законодательства решению Верховного суда РФ вылезет наружу с громким неприятным звуком. Да, судебная власть и надзор (сугубо в рамках своих полномочий) как могут «замыливают» данный вопрос, но сколько веревочке ни виться.

Два года назад цена вопроса предоставления коммунальных льгот сельским учителям составляла сумму приблизительно в 700 млн руб. Сейчас эта цифра, по мнению некоторых специалистов, выросла до 2 млрд рублей. В год.

В ближайшие три года гнойник «обсчета учителей» вскроется, обдав неприятным запахом все ветви региональной власти, а особенно — исполнительную. А образовательно-финансовое лобби в Правительстве РО своим неучетом будущих рисков по данному вопросу, старательно подкладывающее эту мину замедленного действия губернатору Василию Голубеву, видимо, просто считает, что избежит ответственности. Как это уже было (будет?) не раз.

Льготы инвалидам

Неделю назад мы рассказывали о ситуации, в которую попали инвалиды, имеющие льготы при оплате за потребленный газ и их семьи. С недавнего времени для этих семей увеличилась оплата за пользование газом. Если ранее проживающие на территории города Азова и Азовского района инвалиды оплачивали 50% от тарифа на газ, то с начала декабря прошлого года они получили извещения ОАО «Азовмежрайгаз» о выделении льготной доли инвалида в сумме оплаты за газ семьей инвалида. И вдобавок ко всему, для семей инвалидов были пересчитаны тарифы с учетом недоплаты за весь 2003 год. Естественно, получив такие извещения, в которых указывались значительные суммы долга, льготники ринулись за защитой к руководству города и района.

Администрация Азовского района направила жалобу в адрес Азовской межрайонной прокуратуры, в которой содержалась просьба дать правовую оценку сложившейся ситуации. Прокуратура провела проверку законности действий «Азовмежрайгаза» и вынесла по этому вопросу Представление, подписанное заместителем Азовского межрайонного прокурора Александром Мельниковым. В нем частности говорится: «Азовской межрайонной прокуратурой в результате проверки ряда обращений инвалидов г. Азова и Азовского района выявлены нарушения, допускаемые ОАО «Азовмежрайгаз», при предоставлении льгот инвалидам. Действующим Федеральным законодательством ст. 17 ФЗ «о социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.№181-ФЗ (в редакции от 23.10.2003) и пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996г. №901, льготы предусмотрены только для самого инвалида и не распространяются на всю семью, за исключение семей с детьми-инвалидами.

Однако ОАО «Азовмежрайгаз» в 2003 году расчет по предоставлению скидки на потребленный газ производило на всю семью, не выделяя долю инвалида, что подтверждается актами проверок правильности предоставления льгот гражданам в ОАО «Азовмежрайгаз», составленными сотрудниками Азовского городского и районного УСЗН 5-14 августа 2003 года. При этом по льготным категориям граждан только Азовского района сумма излишне предоставленных за 11 месяцев 2003 года скидок составила 1,1 млн. рублей.

ОАО «Азовмежрайгаз» 1 декабря 2003 года направило инвалидам города и района уведомление о том, что «был произведен перерасчет предоставленной льготы с выделением доли инвалида», им необходимо произвести доплату за потребленный газ с 1 января 2003 года. Данное уведомление противоречит действующему федеральному законодательству и приводит к ущемлению прав инвалидов.

На основании вышеизложенного прокуратура требует от ОАО «Азовмежрайгаз»: принять незамедлительные меры к устранению нарушений федерального законодательства регулирующего предоставление льгот инвалидам»

Так что, уважаемые слушатели, если вы попали в число лиц, которые получили от «Азовмежагаза» злополучные извещения, не спешите оплачивать указанную в них сумму долга за 2003 год. Прокуратура установила, что требования «Азовмежрайгаза» не имеют законных оснований. Но напоминаем, что правило касается только семей, в которых проживают инвалиды. Обычные должники за пользование газом, к данной ситуации отношения не имеют.

Исключительные права на изображения, опубликованные в рамках статьи, принадлежат процитированному изданию и/или его партнерам.