Квалификационные требования к учителю информатики

Квалификационные требования к учителю информатики

Издаётся с 1924 года. В интернете с 1995 года.

Зарплата учителя

​Неужели в 2019-м случится чудо?

«Почему труд учителей так обесценился?»

«А теперь представьте себе масштаб недоплат…»

Если ваша семья переехала в другой район, будете ли вы менять школу для ребенка?

Нет, детский коллектив и спокойствие ребенка дороже

Да, школа должна быть в максимальной доступности от дома

Спрошу мнение ребенка и поступлю, как хочет он

Всего проголосовало: 165

У Юлии Капалкиной математику любят все!

номер 05, от 29 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

В феврале этого года отмечаются два юбилея, связанных с именем Дмитрия Менделеева – 185 лет со дня его рождения и 150 лет открытия им знаменитой Периодической системы химических элементов. Сам Дмитрий Иванович любил подчеркивать, что жизнь он посвятил трем Служениям – Промышленности, Науке и Образованию (Просвещению)… Об этом в очерке профессора Михаила Богуславского.

Человек не может окончить школу со средневековыми представлениями об окружающей природе и физическом устройстве мира. Но нельзя забывать и о тех, кто стоял у истоков науки: Джордано Бруно, Галилей, Ньютон… Как органично совместить старое и новое? Ответы в интервью старшего научного сотрудника ИЗМИРАН Татьяны Вальчук.

Обучение исследовательской работе – дело непростое. И начинать здесь педагогу, по мнению Нины Коптюг, нужно с себя. Поэтому, прежде чем дать новую тему или предложить ученикам проект, задумайтесь, а когда вы сами в последний раз открывали для себя что-то новое в своем предмете?

Наши приложения

Ваш адвокат. Юридическая консультация

ИКТ в образовании

Психологическая консультация

Спрашивает Ирина Ушакова:

Отвечает Татьяна:

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравслцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н) требованиями к квалификации по должности учителя установлено следующее: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Кроме того, разделом «Общие положения» вышеупомянутого приказа в п. 9 установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Письмом Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. № 03-515/59 даны разъяснения о порядке применения пункта 9 раздела «Общие положения» вышеназванного приказа.

В частности, отмечено следующее. Аттестационная комиссия, о которой идет речь в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, призвана выполнять задачу коллегиального рассмотрения возможности приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и вынесения соответствующих рекомендаций для работодателя.

В указанном пункте предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.

С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.

Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, то и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной пунктом 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.

Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.

В соответствии со статьей 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня, с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

При применении пункта 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо учитывать, что предусмотренное в нем условие «в порядке исключения» при решении данного вопроса применяться не должно, поскольку это условие было исключено из аналогичного по смыслу пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 (в редакции Приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н).

В рассматриваемом случае достижения учителя в области преподавания информатики весомы. Несомненно, что в данном случае возможно применить пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования. Вы можете работать учителем информатики.

Охрана труда и техника безопасности в школе

Должностная инструкция учителя информатики

1. Общие положения должностной инструкции.
1.1. Настоящая должностная инструкция учителя информатики в школе создана с учетом требований ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015г); на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 августа 2018 года; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г. в редакции от 31.05.2011г.; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Учитель информатики назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. На должность учителя информатики назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области информатики, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Учитель информатики подчиняется директору школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения.
1.5. Учителю информатики и ИКТ непосредственно подчиняется лаборант кабинета информатики и ИКТ (если учитель информатики выполняет обязанности заведующего кабинетом информатики).
1.6. В своей педагогической деятельности учитель информатики руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными правовыми актами школы, приказами директора школы, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.
1.7. Преподаватель информатики соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.8. Учитель информатики должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • программы и учебники по информатике, отвечающие положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
  • требования ФГОС основного общего, полного общего образования и рекомендации по их воплощению в общеобразовательном учреждении;
  • педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методику преподавания информатики и методику воспитательной работы;
  • методику воспитательного процесса;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания учащихся;
  • требования к оснащению и оборудованию кабинетов информатики и подсобных помещений к ним;
  • средства обучения и их дидактические возможности;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство и требования внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
  • требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены;
  • инструкцию по охране труда учителя информатики в школе;
  • правила пользования мультимедийным оборудованием, правила безопасного использования сети Интернет.
Смотрите так же:  Требования к деревообрабатывающим цехам

1.9. Учитель информатики должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

3. Должностные обязанности учителя информатики
Учитель информатики имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета и требований ФГОС к преподаванию информатики, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам и программам, современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.2. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой школы, разрабатывает рабочую программу по информатике, элективному курсу и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, реализует проблемное обучение, обсуждает с учащимися актуальные события современной науки информатики.
3.3. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, в том числе возможности сети Интернет, мультимедийного проектора, интерактивной доски, обучающих и демонстрационных компьютерных программ.
3.4. Обеспечивает достижение и подтверждение учащимися уровней образования (образовательных цензов) соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта (ФГОС). Оценивает эффективность и результаты обучения школьников по информатике и ИКТ, учитывая освоение знаний, овладение умениями, формирование навыков, развитие опыта исследовательской и творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии в своей деятельности.
3.5. Ведёт в установленном порядке соответствующую учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники.
3.6. Учитель информатики обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть (семестр) и рабочий план на каждый урок.
3.7. Может осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе по информатике с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся), своевременно представляет администрации школы отчетные данные.
3.8. Допускает на занятия по информатике администрацию школы, специалистов отдела образования в целях контроля и оценки деятельности учителя.
3.9. В случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом информатики руководит работой лаборанта кабинета информатики (при наличии должности).
3.10. Дежурит на переменах между уроками в соответствии с графиком дежурства педагогических работников по школе, утвержденным директором школы и согласованным с профсоюзным комитетом.
3.11. Осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания информатики и ИКТ.
3.12. Заменяет временно отсутствующего учителя информатики по распоряжению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
3.13. Соблюдает Устав школы, Правила внутреннего трудового распорядка, Трудовой договор и иные локальные правовые акты школы.
3.14. Соблюдает этические нормы поведения в школе, общественных местах, соответствующие общественному и социальному положению учителя.
3.15. Регулярно, 1 раз в год, проходит бесплатный медицинский осмотр.
3.16. Осуществляет постоянный контроль за соблюдением учащимися инструкций по охране труда в компьютерном классе, а также правил техники безопасности и поведения.
3.17. Соблюдает права и свободы учащихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважает человеческое честь и достоинство школьников.
3.18. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, внеклассных предметных мероприятий.
3.19. Оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
3.20. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Посещает по просьбе классных руководителей родительские собрания. Соблюдает инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила и требования по использованию сети Интернет.
3.21. Проводит инструктаж учащихся по охране труда и технике безопасности, правилах поведения в кабинете информатики с обязательной регистрацией в журнале инструктажа, осуществляет изучение обучающимися правил и требований охраны труда и безопасности жизнедеятельности.
3.22. Получает и использует в своей деятельности электронный адрес и пароли для работы в глобальной сети Интернет и информационной среде школы.
3.23. Поддерживает работу и функционирование официального школьного сайта, осуществляет контроль за содержимым наполнения сайта.
3.24. Учителю информатики запрещается:

  • изменять по своему усмотрению расписание занятий;
  • отменять, удлинять или сокращать продолжительность занятий и перемен между уроками;
  • удалять учащегося с урока;
  • курить в помещении школы.
  • использовать в своей деятельности неисправное оборудование или с явными признаками повреждения.

3.25. При выполнении учителем обязанностей заведующего кабинетом информатики:

  • проводит паспортизацию кабинета информатики и ИКТ;
  • постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для осуществления образовательной программы в полном объеме, дидактическими материалами, бесплатными обучающими и демонстрационными программами;
  • в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
  • разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности для кабинета информатики, правила поведения учащихся в компьютерном классе;
  • принимает участие в подготовке кабинета к новому учебному году, смотре учебных кабинетов.

3.26. Учитель информатики:

  • выставляет в классные журналы оценки за работу учащихся на уроке, выполненные задания, практические работы, тесты и т.п.;
  • хранит разработанное школьниками программное обеспечение в кабинете информатики в течении всего учебного года;
  • организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по информатике и ИКТ;
  • готовит команду учащихся на следующие этапы олимпиады по информатике, по возможности, внеклассную работу по предмету.

5. Ответственность преподавателя информатики
5.1. Учитель информатики несет дисциплинарную ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных приказов директора школы и иных локальных актов, трудового договора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных ему прав, в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение согласно действующему законодательству РФ.
5.2. За реализацию не в полном объёме образовательных программ по информатике согласно расписанию уроков.
5.3. За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных предметных мероприятий, проводимых учителем.
5.4. Учитель информатики несет ответственность за невыполнение учащимися правил доступа к информационным ресурсам сети Интернет в ходе образовательного процесса.
5.5. За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами образовательного учреждения.
5.6. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.
5.7. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил, экологической безопасности учитель информатики несет дисциплинарную ответственность в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
5.8. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей преподаватель информатики несет материальную ответственность в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.

Должностную инструкцию учителя информатики разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/

Профессиональный стандарт учителя информатики.

Столичный учебный центр
г. Москва

Выбранный для просмотра документ Выступление по стандарту.doc

«Профессиональный стандарт учителя информатики»

Слайд 2: Учитель информатики как и другие учителя предметники должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.

Стандарт педагога это

инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире

инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень

объективный измеритель квалификации педагога

Главным образовательным результатом освоения информатики учащимся является формирование:

способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность

способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств

Указанные способности реализуются в информационной деятельности , в которой приобретаются и используются.

Слайд 3: Основная роль учителя информатики в современных условиях – это воспитание личности учащихся, формирование их потребностно-мотивационной сферы, воспитание их способностей, нравственных идеалов и убеждений с учетом изменений в системе образования, внедрений новых информационных технологий в учебный процесс.

Учитель информатики ведет образовательный процесс в области математики и информатики (в том числе арифметики, алгебры, геометрии, вероятности, анализа данных, информатики). Он также участвует в межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и в оценивании математического содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде (ИС).

Слайд 4: Стандарт определяет трудовые действия учителя, необходимые знания и умения.

1. Формирует способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность.

2. Формирует способности к постижению основ математического моделирования реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.

3. Формирует конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики.

4. Формирует внутреннюю модель математической ситуации (включая пространственный образ).

5. Формирует у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример.

6. Формирует у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий.

7. Формирует у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например — вычисления).

8. Формирует у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно.

9. Формирует способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.

10. Формирует и поддерживает высокие мотивации и развивает способности обучающихся к занятиям информатикой, предоставляя им подходящие задания, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих.

11. Формирует позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения.

Смотрите так же:  Курсовая экспертиза проектов

12. Формирует представления у обучающихся о полезности знаний информатики вне зависимости от избранной профессии или специальности.

13. Развивает инициативы обучающихся по использованию информатики в жизни и труде.

14. Развивает информационные способности каждого ребенка.

15. Содействует в подготовке обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах и ученических конференциях по информатике.

16. Предоставляет информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения информатики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания информатики.

17. Содействует формированию у обучающихся позитивных эмоций от информационной деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.

Слайд 6 необходимые умения:

1. Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся.

2. Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.

3. Решать задачи по информатике соответствующей ступени образования.

4. Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания текста, его анализа, структуризации.

5. Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить знания по информатике и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же — для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом.

6. Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).

7. Организовывать исследования — эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях.

8. Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала.

9. Владеть основными математическими компьютерными инструментами:

визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов,

вычислений — численных и символьных;

обработки данных (статистики).

10. Квалифицированно набирать математический текст.

11. Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области информационных технологий и знакомить с ними обучающихся.

12. Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций

13. Осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий.

14. Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс.

15. Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике информационной культуры.

Слайд 7 необходимые знания:

1. Основы перспективных направлений развития современной информатики.

2. Представление о широком спектре приложений математики и информатики.

3. Теория и методика преподавания математики и информатики.

4. Специальные подходы и источники информации для обучения математике и информатике детей.

Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда. Еще Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Слайд 8 задания:

По профессиональному стандарту педагога учитель должен ответить на каким он должен быть, чтобы соответствовать профессиональному стандарту. Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Слайд 9 задания:

Перед Вами карточка, где написан традиционный подход и системно-деятельностный, а так же лежат листочки, на которых написаны характеристики учителя. Выбирите нужные для традиционного подхода и отдельно для системно-деятельностного и вклейте к себе на листочек сравнительная характеристика учителя.

2 минут. Все готовы?

А теперь давайте проверим,
что у нас получилось. Кто прочитает?

Слайд 10 задание 1 ответ. Посмотрите на слайд и проверьте себя еще раз.

Слайд 11 задания:

Задание 2. Прием «Синквейн».

«Сиквейн» состоит пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Слайд 12 задания Пример:

1 строка — Деятельностный подход.

2 строка – Современный, трудоемкий.

3 строка – Взаимодействовать, сотрудничать, помогать.

4 строка — Изменяет мое отношение к ученикам.

5 строка – Самообразование.

Так как мы говорим сегодня об учителе и о том, как он должен выглядеть благодаря стандарту педагога, давайте попробуем составить сиквейн на проблему «Каким должен быть современный учитель?» время 5 минут.

Кто готов описать свой сиквейн?

Слайд 13 задания РЕФЛЕКСИЯ:

Оправдались ли ваши ожидания?

Если да, то хлопните, вы сомневаетесь, улыбнитесь, а если нет – то поднимите руку.

Большое всем спасибо за участие и работе. Желаю Вам бодрости, сил, здоровья, счастья. И чтобы после каждого урока на лицах ваших учеников были такие эмоции.

Должностная инструкция учителя информатики

Должностная инструкция учителя информатики.

В разработке инструкции учтены требования:

  • ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5 июля 2017г;
  • ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г в редакции от 31.12.2015г.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в редакции от 24 ноября 2015 года.

Инструкция актуальна по состоянию на 01.09.2017г

Просмотр содержимого документа
«Должностная инструкция учителя информатики»

Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.

протокол № ____ от «__»___ 20__г.

Должностная инструкция учителя информатики

1. Общие положения должностной инструкции

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана с учетом требований ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5 июля 2017 года; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г. в редакции от 31.05.2011г.; Постановления Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда»; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Учитель информатики назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. На должность учителя информатики назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области информатики без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Учитель информатики подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе школы.

1.5. Учителю информатики и ИКТ непосредственно подчиняется лаборант кабинета информатики и ИКТ (если учитель информатики выполняет обязанности заведующего кабинетом информатики).

1.6. В своей педагогической деятельности учитель информатики руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными правовыми актами школы, приказами директора школы, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.

1.7. Преподаватель информатики соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.8. Учитель информатики должен знать:

Конституцию РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребёнка;

ФГОС основного общего и среднего общего образования;

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

методику преподавания информатики и методику воспитательной работы;

программы и учебники по информатике;

требования к оснащению и оборудованию кабинетов информатики и подсобных помещений к ним;

средства обучения и их дидактические возможности;

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;

правила безопасного использования сети Интернет.

Основными направлениями деятельности учителя информатики являются:

2.1. Обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета информатики и возрастных особенностей обучающихся.

2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них информационной культуры, осознанному выбору ими профессиональных образовательных программ.

Обеспечение соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности в кабинете информатики во время учебного процесса, соответствующий контроль выполнения учащимися инструкций по охране труда.

Создание механизмов блокирования информационных каналов в сети Internet, через которые происходит проникновение в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

Осуществление контроля системы контентной фильтрации информации, ограничивающий доступ несовершеннолетних к электронным информационным ресурсам, несовместимым с задачами обучения и воспитания.

Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности и контроля образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании школьников.

Усовершенствование, развитие и наполнение официального школьного сайта, сбор на нем сведений о лучших информационных ресурсах для учащихся и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения учащимся доступа к сети Интернет.

3. Должностные обязанности

Учитель информатики имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета и требований ФГОС к преподаванию информатики, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам и программам, современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Смотрите так же:  Документ согласие на развод

Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой школы, разрабатывает рабочую программу по информатике, элективному курсу и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, реализует проблемное обучение, обсуждает с учащимися актуальные события современной науки информатики.

Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, в том числе возможности сети Интернет, мультимедийного проектора, интерактивной доски, обучающих и демонстрационных компьютерных программ.

Обеспечивает достижение и подтверждение учащимися уровней образования (образовательных цензов) соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта (ФГОС). Оценивает эффективность и результаты обучения школьников по информатике и ИКТ, учитывая освоение знаний, овладение умениями, формирование навыков, развитие опыта исследовательской и творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии в своей деятельности.

Ведёт в установленном порядке соответствующую учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники.

Учитель информатики обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть (семестр) и рабочий план на каждый урок.

Может осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе по информатике с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся), своевременно представляет администрации школы отчетные данные.

Допускает на занятия по информатике администрацию школы, специалистов отдела образования в целях контроля и оценки деятельности учителя.

В случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом информатики руководит работой лаборанта кабинета информатики (при наличии должности).

Дежурит на переменах между уроками в соответствии с графиком дежурства педагогических работников по школе, утвержденным директором школы и согласованным с профсоюзным комитетом.

Осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания информатики и ИКТ.

Заменяет временно отсутствующего учителя информатики по распоряжению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Соблюдает Устав школы, Правила внутреннего трудового распорядка, Трудовой договор и иные локальные правовые акты школы.

Соблюдает этические нормы поведения в школе, общественных местах, соответствующие общественному и социальному положению учителя.

Регулярно, 1 раз в год, проходит бесплатный медицинский осмотр.

Осуществляет постоянный контроль за соблюдением учащимися инструкций по охране труда в компьютерном классе, а также правил техники безопасности и поведения.

Соблюдает права и свободы учащихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважает человеческое честь и достоинство школьников.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, внеклассных предметных мероприятий.

Оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Посещает по просьбе классных руководителей родительские собрания. Соблюдает инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила и требования по использованию сети Интернет.

Проводит инструктаж учащихся по охране труда и технике безопасности, правилах поведения в кабинете информатики с обязательной регистрацией в журнале инструктажа, осуществляет изучение обучающимися правил и требований охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

Получает и использует в своей деятельности электронный адрес и пароли для работы в глобальной сети Интернет и информационной среде школы.

Поддерживает работу и функционирование официального школьного сайта, осуществляет контроль за содержимым наполнения сайта.

Учителю информатики запрещается:

изменять по своему усмотрению расписание занятий;

отменять, удлинять или сокращать продолжительность занятий и перемен между уроками;

удалять учащегося с урока;

курить в помещении школы.

использовать в своей деятельности неисправное оборудование или с явными признаками повреждения.

3.25. При выполнении учителем обязанностей заведующего кабинетом информатики:

проводит паспортизацию кабинета информатики и ИКТ;

постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для осуществления образовательной программы в полном объеме, дидактическими материалами, бесплатными обучающими и демонстрационными программами;

в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности для кабинета информатики, правила поведения учащихся в компьютерном классе;

принимает участие в подготовке кабинета к новому учебному году, смотре учебных кабинетов.

3.26. Учитель информатики:

выставляет в классные журналы оценки за работу учащихся на уроке, выполненные задания, практические работы, тесты и т.п.;

хранит разработанное школьниками программное обеспечение в кабинете информатики в течении всего учебного года;

организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по информатике и ИКТ;

готовит команду учащихся на следующие этапы олимпиады по информатике, по возможности, внеклассную работу по предмету.

Учитель информатики имеет право:

4.1. Получать от заведующего кабинетом информатики, директора школы, заместителя директора по АХР необходимые технические, программно-методические средства, расходные материалы (диски, картриджи, тонеры, бумага, средства для профилактики компьютерного оборудования и т.п.).

4.2. Информировать директора школы, заведующего компьютерным классом о приобретении необходимых в образовательной деятельности технических и программных средств и продуктов, расходных материалов, о плановых профилактических работах, ремонтных работах в случае необходимости.

4.3. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса в кабинете информатики и ИКТ, а так же доводить до сведения заведующего кабинетом, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора школы обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма учащегося, а также экологическую безопасность в кабинете.

4.4. Свободно выбирать и использовать образовательные программы, методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний и умений учащихся, рекомендуемые Министерством образования РФ или свои собственные, разработанные и прошедшие соответствующую экспертизу.

4.5. Повышать свою профессиональную квалификацию преподавателя информатики.

4.6. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию учителя и получать ее в случае успешного прохождения самой аттестации.

4.7. Давать школьникам во время уроков, занятий и перемен обязательные распоряжения, которые непосредственно относятся к организации занятий и соблюдению ученической дисциплины. Привлекать учащихся к дисциплинарной ответственности в случае и порядке, установленном Уставом учебного заведения и Правилами о поощрении и взыскании обучающихся школы.

4.8. Участвовать в управлении школой в порядке, который определяется Уставом школы.

4.9. Защищать профессиональную честь и собственное достоинство.

4.10. Знакомиться с жалобами, докладными записками и другими документами, содержащими оценку его работы, по желанию давать по ним объяснения.

4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.

4.12. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законом.

4.13. На поощрения по результатам трудовой деятельности как учителя.

4.14. Определять информационные ресурсы сети Интернет для использования учащимися в учебном процессе.

Учитель информатики несет личную ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава школы и Правил внутреннего трудового распорядка, законных приказов директора школы и иных локальных актов, трудового договора с учителем, данных должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных ему прав. Учитель информатики несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение согласно действующему законодательству РФ.

За реализацию не в полном объёме образовательных программ по информатике согласно расписанию уроков.

За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных предметных мероприятий, проводимых учителем.

Учитель информатики несет ответственность за невыполнение учащимися правил доступа к информационным ресурсам сети Интернет в ходе образовательного процесса.

За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами образовательного учреждения.

За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил, экологической безопасности учитель информатики несет дисциплинарную ответственность в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей преподаватель информатики несет материальную ответственность в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель кабинета информатики:

6.1. Работает в режиме обязательного выполнения объема установленной ему учебной нагрузки согласно расписанию уроков и дополнительных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования деятельности учителя и заведующего кабинетом информатики (при назначении), на которую не установлены нормы выработки.

6.2. В каникулярные периоды, не совпадающие с основным отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки преподавателя информатики до начала каникул.

Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений, семинарах.

Вносит предложения и доводит до сведения директора школы, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХР обо всех недостатках в формировании и обеспечении образовательного процесса, снижающих активную учебную работу и работоспособность организма обучающихся.

Принимает материальные ценности, в случае, когда является заведующим кабинетом информатики.

Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих членов педагогического коллектива на условиях почасовой оплаты. Заменяет в период временного отсутствия преподавателей информатики.

Получает от администрации образовательного учреждения информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, законные приказы, знакомится под расписку с соответствующими документами.

Систематически обменивается информацией с коллегами и администрацией школы по всем вопросам, входящим в компетенцию преподавателя информатики.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

«___»_____20___г. _____________ /_______________________/