Кто такой адвокат нормативно правовые акты

Статус адвоката

Подборка наиболее важных документов по запросу Статус адвоката (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Статус адвоката

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Статус адвоката

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Статус адвоката

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Адвокатская деятельность

Подборка наиболее важных документов по запросу Адвокатская деятельность (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Адвокатская деятельность

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Адвокатская деятельность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Адвокатская деятельность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Правовое регулирование деятельности адвокатуры

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции, которая, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, закрепляет основополагающие положения для российской адвокатуры. Положения Конституции закрепляют необходимость существования в нашей стране адвокатуры как института гражданского общества и основные направления ее деятельности, прежде всего, защита высшей ценности – прав и свобод человека.

Институт адвокатуры призван гарантировать соблюдение провозглашенных в Конституции прав и свобод. Функционирование института адвокатуры является одним из главных средств обеспечения права граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника).

В ст. 4 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре закреплено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из следующих нормативных правовых актов, которые условно можно разделить на три группы:

  • 1. Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, который является основным нормативным правовым актом, детально регулирующим основы адвокатской деятельности и порядок организации и функционирования адвокатского сообщества.
  • 2. Других федеральных законов, которые адвокаты используют при осуществлении своей профессиональной деятельности, а также принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность.

Федеральные законы составляют основной массив нормативных актов. Значительную часть источников правового регулирования деятельности адвокатов составляют процессуальные нормативные правовые акты: УПК, ГПК, АПК, КоАП. Указанные кодексы регулируют правовой и процессуальный статус адвоката как участника тех или иных процессуальных правоотношений, участником которых в том или ином качестве выступает адвокат, осуществляя функции защиты, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика и т.д.

В качестве примера нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, издаваемых на основе и во исполнение законов, можно привести постановления Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» и от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации»; приказ Минюста России от 16.08.2005 № 133 «Об утверждении формы удостоверения адвоката», приказ Минюста России от 05.02.2008 № 20 «Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений» и т.д.

3. Законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ являются важным источником законодательного регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, поскольку адвокатура согласно ст. 72 Конституции находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данное конституционное положение имеет положительное значение для развития института адвокатуры, поскольку позволяет учитывать специфику отдельных регионов страны, потребность в юридической помощи на местах и иные факторы.

Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре субъектам РФ предоставлена возможность регулирования таких вопросов адвокатской деятельности, как участие:

  • 1) в создании юридических консультаций;
  • 2) в оказании юридической помощи бесплатно;
  • 3) в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ.

В связи с этим можно назвать Закон г. Москвы от 23.10.2002 № 52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты города Москвы». В своих нормативных правовых актах субъекты РФ также регламентируют порядок оказания адвокатами бесплатных услуг. Например, постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 № 1040-ПП «О мерах по реализации закона г. Москвы “Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации”».

Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, является корпоративным правовым актом и устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

В Кодекс профессиональной этики адвоката включены принципы и нормы профессионального поведения адвоката, а также процедурные основы дисциплинарного производства, которое обеспечивает рассмотрение жалоб и различных представлений на действия (бездействие) адвоката, их разрешение и исполнение принятого решения. Обязанность адвоката соблюдать Кодекс предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Принимая присягу, каждый адвокат лично обязуется в своей деятельности руководствоваться Кодексом профессиональной этики адвоката.

С учетом того, что адвокатура строится на принципах независимости, самоуправляемости и корпоративности, органы адвокатского самоуправления обладают правом принимать правила и нормы, регулирующие внутренние вопросы и обязательные для исполнения всеми членами адвокатского сообщества. Корпоративные акты, хотя и не считаются формально источниками правового регулирования адвокатуры, тем не менее, каждый адвокат обязан их соблюдать при осуществлении своей профессиональной деятельности в силу Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности (ч. 2 ст. 4 и ст. 7).

Кроме того, многие положения, касающиеся адвокатуры, содержатся в общепризнанных принципах и нормах международного права, которые в соответствии с Конституцией являются частью правовой системы РФ и имеют приоритет над внутренним правом. К международным правовым актам, закрепляющим права и свободы человека, в частности, в сфере права и правосудия, относятся:

  • 1. Устав ООН 1945 г., подтверждающий право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашающий как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии.
  • 2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой закреплены принципы равенства всех перед законом, презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого, обвиненного в совершении наказуемого деяния.
  • 3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающий право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, и закрепляющий положение о том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не может быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
  • 4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • 5. Всвязиспринятием Федерального закона от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» есть необходимость сослаться и па такой документ, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в соответствии с которой граждане Российской Федерации получают непосредственный доступ к контрольному механизму Конвенции. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию и протоколы к ней, в том числе и Протокол № 11 (о ЕСПЧ), Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». В последние годы отмечается явный рост числа обращений к европейской системе защиты прав человека.
  • 6. Необходимо учесть также «Основные положения о роли адвокатов», принятые в августе 1990 г. в Нью-Йорке VIII Конгрессом ООН «По предупреждению преступлений», которые сформулированы так, чтобы помочь государствам-участникам в содействии и обеспечении надлежащей роли адвокатов, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией.
Смотрите так же:  Мировой суд нижегородской области официальный сайт

§ 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДВОКАТУРЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Институт адвокатуры долгое время находился на периферии правовой жизни: считалось, что правосудие в нашем обществе обеспечивается лишь государственными учреждениями — судом, прокуратурой, милицией.

Подкрепить растущий авторитет адвокатуры можно лишь путем повышения качества и эффективности оказываемой адвокатами правовой помощи. Для этого необходимо создание адвокатуры качественно нового типа, основанной на историческом опыте как самой российской адвокатуры, так и на достижениях правового регулирования адвокатуры в цивилизованных государствах. В связи с этим реализация положений и принципов нового закона об адвокатуре в Российской Федерации остается одной из самых актуальных проблем проводимой судебной реформы в Российской Федерации.

Из ст. 4 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» следует, что законодательство об адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из:

— собственно Закона «Об адвокатской деятельности. »;

— других федеральных законов;

— нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность;

— законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации в ст. 48 гарантируется право получения квалифицированной юридической помо-

щи. Каждый человек вправе обратиться за такой помощью к адвокату.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно w повсеместно. Практически нет такой сферы человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Реализация закрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна без включения правового механизма. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, в свою очередь, требует гарантий на получение именно квалифицированной правовой помощи. Реализация права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания о самих правах, так и о таких запретах. Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ, представительствовать в различных органах — задача юристов. Ее решение требует квалифицированной юридической помощи. Особым видом такой деятельности является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Причем Конституция, гарантируя обвиняемому право на защиту, прямо связывает его с такой процессуальной фигурой, как адвокат.

Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин, нуждающийся в ней, в состоянии оплатить услуги адвоката. Законодательство об адвокатуре предусматривает случаи оказания гражданам бесплатной правовой помощи. Бесплатная юридическая помощь оказывается истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам Российской Федерации при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией; несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 26 апреля 2002 г. пришел на смену действовавшему Закону РСФСР от 20 ноября 1980 г. «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР». Положение устарело и не отражало перемен, происходящих в обществе, в нем не были учтены современные тенденции развития адвокатуры, связан-

ные с созданием новых организационных структур адвокатской деятельности, с параллельным развитием сети организаций, оказывающих правовые услуги. Руководствуясь Положением об адвокатуре было весьма не просто реализовать конституционные нормы, закрепленные ст. 48 Конституции Российской Федерации, о квалифицированной юридической помощи, решать вопросы, связанные с оказанием помощи населению бесплатно.

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в ходе осуществления в России судебной реформы призван обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами. Целью Закона является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Основными новеллами, отраженными в Законе, являются:

— нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры;

— гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности;

— расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката;

— признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро, коллегий адвокатов);

-расширение возможностей граждан Российской Федерации получать бесплатную юридическую помощь;

-определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

Конкретные права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующими процессуальными кодексами — Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г., Гражданским процессуальным кодексом РСФСР от 11 июня 1964 г., Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Арбит-

ражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г., Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, регулирование адвокатской деятельности содержится и в некоторых других федеральных законах.

Например, в ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматриваются дополнительные случаи оказания адвокатами юридической помощи бесплатно, в частности: адвокаты бесплатно оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы. Другой пример — положения ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в которой устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи: право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, регулирующим адвокатскую деятельность. Так, в частности, ст. 14 Федерального закона «Об адвокатской деятельности . » предусмотрено создание региональных реестров адвокатов, порядок ведения которых определяется федеральным органом юстиции. Приказом министра юстиции РФ от 29 июля 2002 г. № 211 был утвержден Порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, регламентирующий вопросы внесения сведений о лицах, получивших статус адвоката, о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката, оформления, выдачи, учета, хранения и уничтожения удостоверений адвоката. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи.

В настоящее время с некоторыми ограничениями действует Постановление Правительства РФ от 7 октября 1993 г. № 1011 «Об оплате труда адвокатов за счет государства», которым предусмотрено, что Министерство финансов должно предусматривать в проектах республиканского бюджета выделение Министерству юстиции, Министерству внутренних дел, Министерству обороны, Генеральной прокуратуре и ряду других ведомств средств на оплату труда адвокатов по защите лиц, освобожденных от оплаты полностью или частично органом дознания, предварительного следствия, прокурором или судом, в

производстве которых находится дело, и отнесение расходов на оплату юридической помощи на счет государства, а также при участии их в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению.

Некоторые положения о размере оплаты труда адвокатов за юридическую помощь при отнесении ее на счет государства предусмотрены Инструкцией об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам (утв.

Субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам адвокатской деятельности на территории субъекта, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству об адвокатуре. В частности, такими вопросами могут быть: установление порядка и условий материально-технического обеспечения юридической консультации, выделение служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридические консультации, оказание финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридических консультаций.

Адвокатура в Российской Федерации действует на основе принципов:

Принцип законности выражается в обязанности адвоката честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми, не запрещенными законодательством РФ средствами. Адвокат не вправе принимать от доверителя поручение, если оно имеет заведомо противозаконный характер. Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основе всех иных принципов организации и деятельности органов адвокатуры.

Смотрите так же:  Договор поставки спортивного оборудования

Независимость адвокатуры провозглашена в ст. 3 Закона «Об адвокатской деятельности. », в которой отражено, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Напротив, на органах государственной власти лежит обязанность по обеспечению независимости адвокатуры. Роль Министерства юстиции и других государственных органов и

организаций по отношению к адвокатуре в новом законе об адвокатуре закреплена как регистрационная.

Действенной гарантией обеспечения независимости адвоката являются положения, предусмотренные ст. 18 нового Закона об адвокатуре, в соответствии с которыми вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются. Запрещено истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам. Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Вместе с тем адвокатура не может быть полностью независима. С одной стороны, отказ от регламентации адвокатской деятельности и невмешательство государства в процесс осуществления профессиональных целей адвокатуры помог бы обеспечить ей наиболее эффективное выполнение возложенных на нее задач, избавить от попыток неправомерного воздействия на адвокатов. С другой стороны, по своей сути адвокатская деятельность является правозащитной, а защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации — обязанность государства. Закрепив за собой эту обязанность конституционно, государство не может полностью делегировать свои правозащитные функции объединению адвокатов и оставить ее без контроля со своей стороны.

Реальным проявлением демократизма построения адвокатуры является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе самостоятельно решать все повседневные вопросы, относящиеся к организации и форме адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности.

С самоуправлением адвокатских образований тесно связана независимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т.е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональной функции — защиты обвиняемых или оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям. Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания во внутренние дела адвокатов; организацией адвокатских палат по территориальному принципу, а не при судах; недопу-

щением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой.

Адвокатура не является общественной организацией в полном смысле слова, хотя ее зачастую так называют. Отличие адвокатуры от общественной организации заключается, прежде всего, в том, что лица, объединяющиеся в общественные организации, сами ставят перед собой цели, задачи, т.е. вырабатывают свои общие интересы. Цели и задачи адвокатуры определяются законом. Другое отличие заключается в том, что организационно адвокатура основана на обязательном членстве адвокатов, обязанности адвоката состоять в адвокатской палате (корпорации). Схожесть адвокатуры с общественными организациями состоит только в том, что и те и другие являются негосударственными некоммерческими организациями, однако изначальные статусы объединяющихся различны.

Цели и задачи, стоящие перед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостью профессиональной защиты прав граждан и юридических лиц. Адвокатура, удовлетворяя запросы общества, обеспечивает его дальнейшее поступательное развитие. Следовательно, можно утверждать, что развитие самого гражданского общества невозможно без самостоятельной и независимой адвокатуры. Как писал еще в конце XIX века российский юрист Е.В. Васьковский, «и в уголовном и в гражданском процессе правозаступник действует в качестве уполномоченного общества и в его интересах. Только признание адвокатов уполномоченными представителями общества, а не наемными пособниками частных лиц, дает адвокатуре право на существование, и только с этой точки зрения может быть доказана ее необходимость»1.

Однако из всего вышесказанного не следует, что цели адвокатуры и государства противоположны. Судебное производство и в особенности уголовный процесс невозможны без участия адвокатов: они как бы стоят между государством, от имени которого осуществляются обвинение или иные требования, и обвиняемым. К тому же следует вспомнить ст. 48 Конституции РФ, в которой говорится о том, что «каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиненный в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката». Таким образом, государство непосредственно заинтересовано в профессиональной деятельности адвокатов. Следовательно, адвокатура, не будучи государственным органом власти и управления, все же выполняет значимые с точки зрения общества и государства функции.

1 Цит. по: Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России. 60-80 годы XIX в. — М., 1987. — С. 32.

Определение правовой природы адвокатских образований способствует и уяснению характера взаимоотношений между ними и государственными органами. Государство должно: обеспечить независимость деятельности адвокатуры и доступность юридической помощи для всех желающих; содействовать осуществлению мероприятий по повышению квалификации адвокатов; принимать меры к защите адвокатов от преследований, необоснованных ограничений их профессиональной деятельности; наблюдать за рациональным расходованием денежных средств, выделяемых государством на оплату труда адвокатов.

Следует также упомянуть о том, что объединения адвокатов создаются и для защиты их собственных специфических корпоративных интересов, для формирования компетентного, хорошо подготовленного адвокатского корпуса, а также для контроля за качеством оказания юридической помощи. В этом смысле адвокатские объединения отчасти напоминают профессиональные союзы, стремящиеся к выработке своего рода «законов цеха», традиций, определенного консерватизма.

В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Деятельность одной адвокатской палаты в одном субъекте РФ позволяет контролировать профессиональный уровень адвокатов, привлекать их к работе с малоимущим населением, определять порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда и т.п.

Нормативно-правовые акты: в Системе Юрист сведения обновляют быстро

В содержание многих нормативно-правовых актов регулярно вносят изменения. Предыдущие редакции устаревают, некоторые документы перестают действовать. Чтобы вовремя узнавать о поправках, пользуйтесь базой нормативных актов Системы Юрист. Вы будете в курсе последних новостей, сможете ознакомиться с обзорами практики ВС РФ и комментариями экспертов.

Нормативно-правовые акты – это корпус документов, который регулирует правоотношения во всех областях деятельности. Это система источников права. В нее входят кодексы, законы, распоряжения федеральных и местных органов власти и т. д. В зависимости от вида нормативного акта его действие распространяется на отдельный город, регион, страну в целом. Акты локального значения подчиняются документам более высокого уровня. Основа правовой системы – это Конституция.

Как разграничивают виды нормативно-правовых актов и что входит в понятие

Под нормативным актом понимают письменный документ, который Госдума, правительство региона, местный госорган или иной субъект правотворчества издали:

  • официально;
  • по правилам утверждения и оформления;
  • в рамках своих полномочий;
  • чтобы установить и ввести в действие, изменить, разъяснить, приостановить или прекратить действие той или иной нормы права.

Нормы, которые вводят таким образом:

  • обязательны к исполнению;
  • могут действовать временно или постоянно, применяются многократно;
  • распространяются на неопределенный круг лиц.

Каждый нормативно-правовой акт обладает несколькими отличительными чертами:

  1. Только у государства есть право издать такой документ. Полномочиями на это обладают органы государственной власти или местного самоуправления, а также некоторые должностные лица.
  2. Содержание акта – это правила, которые регулируют общественные отношения в той или иной области.
  3. Документ принимают официально. Существуют требования к оформлению: письменный вид, установленная форма, соблюдение структуры и стиля изложения. Например, в ГД РФ составили рекомендации, какой должна быть структура законопроекта.
  4. Акт принимают в особом порядке. Процедура зависит от того, какой орган власти принимает его и что это за документ. Например, Правительство РФ утвердило специальные правила подготовки (постановление от 13.08.1997 № 1009). В Конституции РФ предусмотрели порядок принятия законов.

Существуют также ненормативные акты. Такие документы:

  • принимают на основе нормативных,
  • адресуют определенному круг лиц или органам,
  • составляют для решения оперативных вопросов,
  • отменяют в связи с исполнением.

Какое место нормативно-правовой акт занимает в общей классификации, зависит от его назначения

Нормативные акты разграничивают по нескольким критериям. В частности, по длительности действия, по региону действия и по кругу лиц, на которых влияет документ:

  1. Акты бывают постоянные и временные. Так, к временным актам относятся законы о федеральном бюджете на определенный год и плановые периоды.
  2. Действие нормативного акта в пространстве может распространяться:
  • на всю территорию государства (Конституция);
  • на определенную часть (Крайний Север, Дальний Восток, область или город);
  • за пределы страны.
  1. По кругу лиц акты делят на общие, специальные и исключительные. Общим актам подчиняются все граждане государства. Специальные акты влияют на определенные категории лиц. Задача актов третьего вида – исключить группу лиц из сферы действия общих или специальных актов. Например, такие акты действуют в отношении дипломатов.
Смотрите так же:  Пенсия вольнонаемных

Также нормативно-правовые акты классифицируют по юридической силе: это законы и подзаконные акты.

В чем разница между законами и подзаконными актами как нормативными документами

Закон как нормативно-правовой акт регулирует значимые правоотношения. Его принимает законодательный госорган, а в ряде случаев созывают референдум. Закон обладает высшей юридической силой по сравнению с другими актами. Его:

  • принимает только высший представительный орган или непосредственно сам народ;
  • издают, чтобы закрепить правила взаимодействия в важных областях общественных отношений.

Для утверждения закона существует особый порядок.

Выделяют несколько видов таких нормативных актов:

  1. Конституция. Это основной закон страны, акт высшей юридической силы. Конституция устанавливает права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации органов власти, их полномочия и взаимоотношения. Ни один акт более низкого уровня не должен противоречить Конституции.
  2. Федеральный конституционный закон. Такие документы развивают положения Конституции. Так, Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» издали в силу указания в статье 70 Конституции РФ. В развитие положений Конституции о Правительстве РФ издали Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.
  3. Кодексы – Гражданский, Земельный, Жилищный, Уголовный и т. д. Кодексы систематизируют правила, которые регулируют однородные общественные отношения. Кодекс – нормативный центр отрасли, на него ориентируются, когда издают те или иные подзаконные акты.
  4. Федеральные законы – это нормативно-правовые акты, которые занимают большую долю в законодательстве РФ (например, о рекламе или о контрактной системе). Их задача – уточнить и развернуть положения Конституции и ФКЗ.
  5. Законы субъектов РФ. Это местные законы, которые действуют только на территории республики, автономного округа, края, области и т. д. Такие законы принимает правительство субъекта РФ. Если положения такого закона не совпадают с положениями федерального, действуют два правила. Приоритет – у федерального закона, когда он касается вопросов, которые согласно Конституции находятся в ведении РФ в целом. Закон субъекта РФ в приоритете, если он касается вопросов, которые находятся в ведении субъекта Федерации.

Задача подзаконных актов – облегчить исполнение законов

Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые издают на основе и во исполнение законов. С помощью таких документов толкуют и уточняют положения законов. В таком документе можно закрепить новые нормы, если они не будут противоречить законам.

Юридическая сила таких актов отличается:

  1. Акты Президента РФ. Это наиболее важные из подзаконных актов. Их необходимо исполнять на всей территории государства. Такой акт издают, как правило, в форме указа. Содержание не должно противоречить законам.
  2. Акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и т. д.). Имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и местных органов. Не должны противоречить законам и указам Президента.
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты). Это постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Их издают на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе самих органов.
  4. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ. К таким относятся постановления глав и правительства субъектов РФ, органов местной исполнительной власти.

Иерархия актов зависит не только от их юридической силы. На это влияет назначение документа. Так, закон регулирует наиболее важные общественные отношения, осуществляет первичное регулирование. Для менее значимых отношений издают подзаконные акты, это вторичное регулирование. Сфера применения подзаконных актов уже, чем закона, но они действуют более детально, точечно.

Как между собой взаимодействуют нормативные акты разных уровней, можно проиллюстрировать примером:

  1. По Конституции РФ граждане страны имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
  2. Как гражданам реализовать право на митинги, сказано в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ. В частности, там говорится, что акты о таких мероприятиях издают Президент, Правительство, госорганы субъектов РФ.
  3. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определили в актах Президента РФ.
  4. Чтобы подать уведомление о проведении мероприятия в госорган субъекта РФ, нужно руководствоваться законом данного субъекта. Например, в Москве это Закон г. Москвы от 04.04.2007 № 10.
  5. При этом для мероприятий на территории памятников истории и культуры Правительство Москвы утвердило специальный порядок (постановление от 28.08.2007 № 757-ПП).

Таким образом, в управлении данной сферой задействованы и законы, и подзаконные документы. Причем в законе присутствуют более общие положения, а конкретизируют их нормативно-правовые акты более низких уровней. Такая же картина складывается и в других областях общественной жизни.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы оказания бесплатной юридической помощи

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

7. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

8. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

9. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

10. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

11. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

12. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

13. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313;

14. Распоряжение Правительства РФ от 16.10.2012 № 1928-р «О передаче субъектам РФ федеральных казенных учреждений, подведомственных Минюсту России»;

15. Приказ Минюста России от 12.11.2012 № 206 «Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

16. Приказ Минюста России от 01.03. 2013 № 24 «Об утверждении порядка ведения списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и его размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

17. Приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи»;

18. Закон Республики Адыгея от 30 октября 2012 года №128 «О реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи»;

19. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 08 февраля 2013 года № 20 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Адыгея «о реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи»;

20. Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 08 февраля 2013 года № 26 «Об утверждении форм документов, необходимых для организации оказания бесплатной юридической помощи на территории Республики Адыгея».