Конкурсный управляющий налоговая отчетность

Оглавление:

Сдача бухгалтерской отчетности в конкурсном производстве

Перейти к странице

Перейти к странице

Семен Семенович

Денис Лобаненко

Семен Семенович

Семен Семенович

Семен Семенович

Наступали на эти грабли.
В отзыве укажите что вы не являетесь должностным лицом в слысле Статья 2.4. КоАП РФ, а всего лишь дословно:
Статья 129.
1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах , в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.» а дальше приводите п.2 той же статьи, указывая но, что перечень закрытый, и не содержит обязанности по сдаче отчетности.

Собственно исход 50/50: или СОЮ «поведется» или

Завершение КП не лишает АУ ответственности за действия, совершенные им в КП.
Вот пример Постановление ФАС Центрального округа от 14.12.2010 по делу N А64-2765/2010

Смотрите — не превышен ли срок, в течении которого вы можете быть привлечены к ответственности

Оппаньки какая хреновая практика появляется
В ПФ сдаю всегда. в ИФНС. грешен))

Так сдаем-с промежуточный ликвидационный и обычный? или еще и все декларации?

просто гражданин

Оппаньки какая хреновая практика появляется
В ПФ сдаю всегда. в ИФНС. грешен))

Так сдаем-с промежуточный ликвидационный и обычный? или еще и все декларации?

Постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2010 г. по делу N А12-8780/2007
(извлечение)

Суд также установил, что конкурсный управляющий не представлял налоговому органу бухгалтерские балансы за 2007 год и за 3 месяца 2009 года, придя к выводу о нарушении им требований пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве и части 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Данный вывод не основан на нормах материального права. Статья 23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые декларации и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях и в порядке, установленных аконодательством о налогах и сборах.
Следовательно, такая обязанность возлагается на налогоплательщика (должника в деле о банкротстве), а не на конкурсного управляющего, эта обязанность является публичной и вопрос об исполнении или неисполнении налогоплательщиком такой обязанности не может быть разрешен в деле о банкротстве. При этом Закон о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего (не являющегося налогоплательщиком), обязанности по предоставлению налоговому органу бухгалтерских балансов должника, а налоговый орган в деле о банкротстве обладает правами кредитора (уполномоченного органа), а не правами налогового контроля в отношении конкурсного управляющего.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 28.12.2005 N Ф03-А37/05-2/4565
Правомерно отказано в удовлетворении заявления о взыскании штрафа за несвоевременное представление декларации по НДС, поскольку субъектом данного правонарушения является налогоплательщик, а не конкурсный управляющий, который представил декларацию

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по делу N А56-64165/2009:

В то же время, довод уполномоченного органа о незаконности бездействия конкурсного управляющего, выразившегося в непредставлении бухгалтерской и налоговой отчетности, следует признать обоснованным. По смыслу положений статей 9, 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ни отсутствие первичных документов, ни применение упрощенной системы налогообложения, ни отсутствие деятельности организации не освобождает ее от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности, организация которой, в том числе восстановление (в случае необходимости) должна была осуществляться конкурсным управляющим в рамках предоставленных ему статьей 129 Закона N 127-ФЗ полномочий и соответствующих обязанностей. Требование уполномоченного органа в части признания ненадлежащим бездействия конкурсного управляющего, выразившегося в непредставлении бухгалтерской и налоговой отчетности подлежало удовлетворению. В этой части решение суда первой инстанции следует отменить, жалобу уполномоченного органа удовлетворить.

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А05-4428/2008:

В силу пункта 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 13 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Таким образом, руководитель организации несет ответственность за оформление достоверной бухгалтерской отчетности, являющейся отражением хозяйственной деятельности организации и свидетельствующей о ее имущественном положении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом N 129-ФЗ, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Несвоевременное направление бухгалтерской отчетности должника в налоговый орган, ответственность за составление и представление которой несет руководитель организации, следует признать ненадлежащим исполнением конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.

Отчетность при процедуре банкротства

Процедура банкротства компании может иметь разное содержание. Часто к юридическому лицу, признаваемому банкротом, применяется конкурсное производство. Его целью является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

В рамках конкурсного производства управленческие полномочия в организации-банкроте передаются конкурсному управляющему. Процедура фактически исключает возможность ведения юридическим лицом производственно-хозяйственной деятельности.

Бухучет при банкротстве

Реализуемая процедура банкротства не отменяет обязательств юридического лица по ведению бухгалтерского и налогового учета. Согласно действующему законодательству, основанием для их прекращения является завершенная ликвидация организации с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Бухгалтерский учет в рамках процедуры банкротства имеет ряд особенностей. Связаны они с процедурными аспектами признания должника банкротом, необходимостью оплаты и соответствующего отражения в учете текущих расходов, удовлетворения требований кредиторов. Очередность удовлетворения требований может быть отличной от определенной ГК РФ. Все это бухгалтерии предприятия необходимо учитывать в рамках процедуры ликвидации юридического лица через банкротство.

Специфика отчетности компании-банкрота

Процедура банкротства в целом и конкурсного производства в частности не отменяют обязательств юридического лица по составлению бухгалтерской отчетности. Последняя имеет ряд особенностей. Так, например, в рамках процедуры конкурсного производства возникает необходимость составления ликвидационного промежуточного баланса. В документе отображаются сведения об имуществе ликвидируемого объекта. Также промежуточный баланс содержит требования кредиторов, данные об их удовлетворении в актуальном объеме.

Фактически такой бухгалтерский отчет, как ликвидационный промежуточный баланс, имеет целью определение реальной стоимости имущества организации, признаваемой банкротом. Без него невозможно определить так называемую конкурсную массу.

Для получения актуальных данных для ликвидационного баланса необходимо проведение инвентаризации, независимой оценки. Кроме того, корректируются данные пассива и актива последнего баланса (актуального до инициирования процедуры банкротства). Для определения рыночной стоимости имущества осуществляется его переоценка.

Что касается технических аспектов составления ликвидационного баланса, за основу, как правило, берется стандартный бухгалтерский баланс. Промежуточный документ, актуальный в рамках процедуры банкротства и конкурсного производства, составляется с укрупнением, детализацией отдельных статей.

Бухгалтерское сопровождение при банкротстве

Если у предприятия-банкрота, находящегося в процессе конкурсного производства, отсутствует собственный штат бухгалтеров, актуальным является привлечение сторонних специалистов. Эффективное бухгалтерское сопровождение на этом этапе позволяет минимизировать финансовые риски, исключить мошенничество при составлении ликвидационного промежуточного баланса, приведении данных оценки имущества, определения его рыночной стоимости.

Вам необходима помощь квалифицированных бухгалтеров? В «ПрофБизнесУчет» вы найдете специалистов экспертного уровня. Бухгалтеры профильной компании-аутсорсера проведут аудит учета, инвентаризацию, составят все необходимые отчетные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вправе ли арбитражный управляющий при уплате НДФЛ применить профессиональный налоговый вычет в размере 20%?

Думаю, арбитражная практика Вам не особо нужна, так как сами налоговики не имеют ничего против применения арбитражными управляющими профессионального налогового вычета по НДДФЛ. предусмотренного п. 1 ст. 221 НК РФ, в т.ч. в размере 20% от общей суммы доходов.

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее — Закон N 127-ФЗ) с 1 января 2011 г. арбитражный управляющий осуществляет профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Согласно п. 1 ст. 20.6 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве.
С 1 января 2011 г. доходы арбитражного управляющего облагаются НДФЛ.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой, исчисляют и уплачивают НДФЛ по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
На основании п. 7 ст. 227 НК РФ в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, данные лица обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Какой день является датой фактического получения дохода, если в течение процедуры банкротства арбитражному управляющему не выплачивалось вознаграждение в связи с отсутствием денег у организации-должника:
— день вступления в законную силу судебного акта о взыскании вознаграждения арбитражного управляющего с налогового органа (заявителя по делу о банкротстве);
— день поступления вознаграждения на счет арбитражного управляющего;
— другой день?
Согласно ст. 221 НК РФ при исчислении НДФЛ лица, занимающиеся частной практикой, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Вознаграждение за работу в организации (доход от занятия частной практикой) арбитражный управляющий получит в 2013 г. Расходы по сопровождению процедуры банкротства в данной организации фактически произведены арбитражным управляющим в 2010 — 2012 гг.
Вправе ли арбитражный управляющий получить профессиональный налоговый вычет по НДФЛ в сумме указанных расходов, в частности расходов, произведенных в предшествующих налоговых периодах?

Смотрите так же:  Договор подряда согласно действующему российскому законодательству взаимный

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 января 2013 г. N 03-04-05/3-29

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц доходов арбитражного управляющего и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ), с 1 января 2011 г. деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Согласно п. 1 ст. 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Суммы вознаграждений арбитражного управляющего в деле о банкротстве, а также суммы возмещения фактически понесенных арбитражным управляющим расходов в связи с исполнением обязанностей в деле о банкротстве являются доходами арбитражного управляющего, полученными от деятельности в качестве арбитражного управляющего, и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 227 Кодекса лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно осуществляют исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с сумм доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со ст. 227 Кодекса.
Лица, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от такой деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется арбитражным управляющим (п. 7 ст. 227 Кодекса).
Исходя из изложенного обязанность представления арбитражным управляющим налоговой декларации с указанием суммы предполагаемого дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего возникает с момента фактического получения дохода арбитражным управляющим от такой деятельности.
При этом дата фактического получения дохода, согласно п. 1 ст. 223 Кодекса, определяется при получении доходов в денежной форме как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
В соответствии со ст. 221 Кодекса при исчислении налоговой базы лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
Таким образом, арбитражный управляющий при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц вправе уменьшить сумму доходов, полученную от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве, на профессиональный налоговый вычет в сумме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в указанном деле о банкротстве, в том числе и в случае, когда такие расходы были понесены в предшествующем налоговом периоде.
При этом для получения профессионального налогового вычета указанные расходы должны быть документально подтверждены.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.01.2013

Интересная практика. Нужно ли в период конкурсного сдавать балансы в УПОР?

Был свято уверен, что нужно сдавать. И упор меня в этом убеждал. Но тут товарищь накопал такую вот интересную практику.

Постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2010 г. по делу N А12-8780/2007
(извлечение)

Суд также установил, что конкурсный управляющий не представлял
налоговому органу бухгалтерские балансы за 2007 год и за 3 месяца
2009 года, придя к выводу о нарушении им требований пункта 2 статьи 126
Закона о банкротстве и части 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской
Федерации (далее – НК РФ). Данный вывод не основан на нормах материального права. Статья 23 НК РФ устанавливает обязанность
налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые
декларации и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в
случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, такая обязанность возлагается на налогоплательщика
(должника в деле о банкротстве), а не на конкурсного управляющего, эта
обязанность является публичной и вопрос об исполнении или неисполнении
налогоплательщиком такой обязанности не может быть разрешен в деле о
банкротстве. При этом Закон о банкротстве не возлагает на конкурсного
управляющего (не являющегося налогоплательщиком), обязанности по
предоставлению налоговому органу бухгалтерских балансов должника, а
налоговый орган в деле о банкротстве обладает правами кредитора
(уполномоченного органа), а не правами налогового контроля в отношении
конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий налоговая отчетность

На Ваш вопрос прямого ответа в законодательстве нет. На основании анализа практики, можно утверждать, что если конкурсный управляющий принял все меры, направленные на обеспечение передачи руководителем должника бухгалтерской и иной документации должника, однако документация не получена — ответственность за непредставление отчетности не наступает.

В соответствии со ст. 126 ФЗ №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, «с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника). Руководитель должника … в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему».

Ответственность за непредставление отчетности установлена в законах о пенсионном и об обязательном социальном страховании, Налоговом кодексе, КоАП.

Согласно ст. 14.13 КоАП, «неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет».

Согласно ст 17 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», «Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке».

Согласно ст. 19 ФЗ от 24.07.1998г. №125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от страховых случае на производстве и профессиональных заболеваний”, «Непредставление страхователем в установленный настоящим Федеральным законом срок установленной отчетности страховщику при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного абзацем седьмым настоящего пункта, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление страхователем установленной отчетности страховщику в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такой отчетности влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.

Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения».

Согласно ст. 119 НК РФ, «непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета — влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Согласно ст. 109:
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Смотрите так же:  За нарушение налогового законодательства предусмотрена ответственность

При отсутствии вины лица в непредставлении отчетности в налоговый орган и в фонды пенсионного и социального страхования, отсутствуют состав правонарушения и основания для привлечения к ответственности.

В имеющейся судебной практике отсутствуют случаи привлечения арбитражных управляющих к ответственности за непредставление отчетности в уполномоченные органы в ситуациях с отсутствующим должником. Случаи привлечения к ответственности имеют место только при виновном уклонении арбитражного управляющего от представления отчетности при имеющейся возможности ее предоставить. Должно быть установлено, что арбитражный управляющий надлежащим образом исполнял свои обязанности.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2011 по делу № А56-40018/2007

Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367, финансовый анализ проводится на основании статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков.

Судом первой инстанции установлено, что Иванов В.Г., исполняя обязанности временного управляющего Общества, принял надлежащие меры по установлению места жительства руководителя должника и истребованию у него документации и сведений об имуществе Общества.

Поскольку в результате принятых мер получить бухгалтерскую и налоговую отчетность должника не представилось возможным, суд первой инстанции пришел к выводу, что арбитражный управляющий, руководствуясь принципами полноты и достоверности, должен проводить соответствующие расчеты на основании имеющихся данных.

С учетом изложенного доводы уполномоченного органа о ненадлежащем исполнении Ивановым В.Г. обязанностей временного управляющего признаны судом не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, суды обоснованно отказали в удовлетворении жалобы ФНС России о признании действий арбитражного управляющего Иванова В.Г. неправомерными.

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.09.2012 по делу № А65-2500/2011

Конкурсным управляющим также были направлены запросы руководителю и главному бухгалтеру должника, с требованием передать учредительные документы должника, бухгалтерскую и иную документацию, материальные и иные ценности, печати, штампы.

В связи с не передачей документации и материальных ценностей 16.12.2011 конкурсный управляющий направил в Арбитражный суд Республике Татарстан заявление об обязании руководителя должника передать документацию ООО «НУР-Сервис».

На основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2011 судом выдан исполнительный лист об обязании бывшего руководителя ООО «НУР-Сервис» обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. Согласно сопроводительному письму к исполнительному листу конкурсный управляющий Шарипов М.З. на руки получил исполнительный лист лишь после 19.01.2012, о чем свидетельствует отметка на исполнительном листе, о том, что «Настоящий исполнительный лист выполнен на 4 листах 19.01.2012».

На основании указанного исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство.

Исходя из оценки представленных доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что конкурсным управляющим приняты все меры предусмотренные законом, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, а также все меры, направленные на обеспечение передачи руководителем должника бухгалтерской и иной документации должника, материальных и иных ценностей.

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обязанности конкурсного управляющего исполнялись Шариповым М.З. надлежащим образом, конкурсным управляющим не нарушены нормы Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ), обязывающие его действовать добросовестно в интересах должника, кредиторов и общества, не нарушены права и интересы заявителя жалобы в связи с чем основания для удовлетворения жалобы ФНС России отсутствуют.

Согласно имеющейся судебной практике конкурсного управляющего нельзя привлечь к ответственности за непредставление отчетности в налоговый орган в рамках дела о банкротстве; непредставление отчетности должно нарушать интересы налогового органа как кредитора в деле о банкротстве.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2010 по делу № А56-36271/2009

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно справке налогового органа от 19.03.2009 № 05-52/16698 должник последнюю налоговую и бухгалтерскую отчетность представил 02.03.2005; в соответствии с заключенным 01.01.2007 с ООО «Консалтинговая группа «АКБИ» договором на оказание аудиторских услуг ведется текущая документация бухгалтерского учета с целью оформления промежуточного и ликвидационного баланса должника; определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2008 по делу № А56-14530/2004 установлено неисполнение конкурсным управляющим своих обязанностей по представлению бухгалтерской отчетности в налоговый орган.

Однако перечисленные обстоятельства не свидетельствуют о правомерности привлечения судом первой инстанции конкурсного управляющего к административной ответственности. Проведя анализ приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в данном случае в действиях арбитражного управляющего по указанному эпизоду состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, поскольку обязанность налогоплательщика своевременно представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и не регулируется Законом о банкротстве.

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.07.2011 по делу № А12-9448/2009

Неисполнение данной обязанности конкурсным управляющим, к которому в силу пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве переходят в связи с отстранением органов управления должника функции по управлению и распоряжению имуществом должника, не может повлечь ответственность конкурсного управляющего в рамках дела о банкротстве, поскольку обязанность налогоплательщика своевременно представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность установлена НК РФ и не регулируется Законом о банкротстве.

Права и законные интересы ФНС России как кредитора в деле о банкротстве непредставлением должником налоговой отчетности и несвоевременной уплате налогов не нарушены.

Таким образом, конкурсный управляющий не может нести ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента на основании норм Закона о банкротстве.

При таких обстоятельствах в удовлетворении жалобы на действия конкурсного управляющего отказано правомерно.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.12.2006 № А58-5383/06-Ф02-6959/06-С1 по делу № А58-5383/06

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

С учетом анализа приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит правомерными выводы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) об отсутствии в данном конкретном случае в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, поскольку обязанность налогоплательщика своевременно представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и не регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При таких условиях приведенные в кассационной жалобе доводы о неисполнении арбитражным управляющим обязанности руководителя должника по представлению бухгалтерской отчетности не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку не влияют на выводы суда об отсутствии в названном объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.10.2012 по делу № А55-1582/2010

Вопрос об ответственности управляющего как руководителя предприятия за неисполнение обязанности по представлению бухгалтерской отчетности не может быть рассмотрен в рамках дела о банкротстве, в связи с чем, и не может являться основанием для вывода о ненадлежащем исполнении внешним управляющим своих обязанностей.

Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2012 № Ф09-3845/12 по делу № А47-9326/2010

Обстоятельства: Определением отказано в признании незаконным бездействия конкурсного управляющего, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговый орган, так как обязанность по своевременному представлению отчетности в налоговый орган законодательством о банкротстве не установлена, права налогового органа как кредитора в деле о банкротстве не нарушены.
Решение: Определение оставлено без изменения.

Аналогичная ситуация с отсутствием возможности обжаловать непредставление управляющим сведений в фонды пенсионного и социального страхования.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.04.2012 по делу № А29-7054/2009

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и сведения о страховом стаже.

Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из системного толкования указанных правовых норм следует, что Законом о банкротстве не предусмотрена возможность обжалования действий конкурсного управляющего в части исполнения требования Закона № 27-ФЗ о представлении в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Суд округа согласился с выводами судов двух инстанций о том, что расчет и начисление страховых взносов подлежат рассмотрению в соответствии с Законом № 27-ФЗ и не могут быть рассмотрены по правилам Закона о банкротстве, поэтому суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по жалобе Большаковой Л.И.

Отчёт конкурсного управляющего о своей деятельности

Конкурсных управляющих назначают, когда юридические лица проходят процедуру банкротства, назначаемую арбитражными судами. На финальном её этапе проводится стадия конкурсное производство. В итоге по возможности удовлетворяются требования со стороны всех кредиторов предприятия. Имеющиеся долги выплачиваются по очереди, установленной законом. Длится этап обычно до одного года, иногда его дополнительно продлевают на полгода, в редких случаях – ещё дольше. По итогам заключительной стадии банкротства, конкурсный управляющий составляет отчетность. Имущество должника (фирмы, ИП) называется официально конкурсной массой.

Смотрите так же:  Гражданский кодекс о правах потребителей

Периодичность отчета конкурсного управляющего

Одна из важнейших в ходе банкротства процедур – сбор и предоставление сведений, относящихся к долгам. Основной адресат – собрание кредиторов. Данные может затребовать и арбитраж. Об этом содержатся сведения в действующем ФЗ № 127 от 22. 10 2006 г. «О банкротстве» (п. 3. ст. 143). Что до периодичности составления отчётности конкурсным управляющим, это также регулируется данным законом. Пункт 1 той же статьи нормативно-правового акта устанавливает, что документация должна предоставляться настолько часто, как определено собранием кредиторов, но не реже 1 раза за 3 месяца. Она содержит сведения на тот или иной период времени о подготовке к торгам имеющейся конкурсной массы, об их проведении, расчётах. В завершении процедуры конкурсного производства готовится итоговый отчётный документ. Его назначенное лицо составляет после расчётов с физическими, а также всеми юридическими лицами из реестра. Такой документ должен содержать ряд сведений, кроме информации, стандартно включаемой в периодические отчёты. К примеру, необходимо предоставление документации, подтверждающей завершение всех расчетов, включая сведения, касающиеся реализации собственности должника.

Запрос отчетности

Назначенный конкурсный управляющий обязан по требованию со стороны суда передавать сведения по осуществляемому производству, включая сюда информацию об осуществляемой деятельности. Кроме того, данная информация должна предоставляться тем, перед кем есть задолженность, банку (по запросу). Когда готов итоговый документ, он передаётся в суд, кредиторы должны быть извещены об этом. Конкурсное производство проводится обязательно – это важное условие завершения хода банкротства, признания официально, по закону, банкротом юридического лица. В ходе проведения процедуры арбитражный управляющий может получить множество запросов, которые исходят от:

  • нотариусов по наследственным делам;
  • кредиторов банка;
  • правоохранительных;
  • государственных;
  • налоговых;
  • других органов.

Управляющий должен дать ответы, предоставить необходимые сведения из отчетности. Кроме того, он может отправлять данные по собственной инициативе, если сочтёт нужным. С помощью предоставляемой информации заинтересованным лицам, компаниям удаётся узнать о материальном состоянии определённого предприятия-должника. Предоставление документации отчетности – обязанность назначенного на предприятии конкурсного управляющего.

Типовая форма отчета конкурсного управляющего

К отчёту конкурсного управляющего, составляемому по законодательно установленной форме, прилагается обязательно перечень кредиторских требований, указываются объёмы уже выплаченных долгов. Отчёт составляется так, что он дает возможность узнать о проводимой работе, использовании финансов компании-должника, текущих и итоговых результатах работы. При этом учитывается график необходимого погашения существующих задолженностей. Предоставляемые ответственным лицом документы могут содержать какие-либо дополнительные сведения, могущие иметь значение для принятия соответствующих решений кредиторами и арбитражем. Отчёт управляющего конкурсным производством составляется обязательно по типовой форме (утв. Минюстом РФ). Он должен включать сведения о:

  • выявлении всех имеющихся кредиторов;
  • принятых мерах с целью обеспечения сохранения имеющегося имущества;
  • исках к фирме-должнику.

К составленному отчёту арбитражного управленца прилагают документы (не оригиналы, а копии), в них содержится анализ:

  • наличия, либо полного отсутствия признаков попытки преднамеренного банкротства;
  • материального состояния (на отчётный период времени) фирмы;
  • хозяйственной, а также финансовой деятельности.

Требования к отчётности

П. 2 ст. 143 существующего в нашей стране Закона о банкротстве обозначает требования к составляемой конкурсным управляющим документации. В ней должна содержаться исчерпывающая информация о материальном положении фирмы-должника, имуществе в начале и при завершении этапа конкурсного производства. Важно, чтобы сведения предоставлялись своевременно на протяжении всего этапа процедуры.

В документации отчета должны фигурировать сведения о:

  • результатах проведения оценки реального имущества должника;
  • конкурсной массе, в т. ч. об итогах инвентаризации;
  • мерах обеспечения сохранения имеющегося имущества;
  • ходе сбыта принадлежащего организации имущества (указываются все суммы, которые поступили ввиду его продажи);
  • объемах денежных средств, которые поступили на счёт, источниках поступлений;
  • величине и количестве требований относительно взыскания долгов с третьих лиц;
  • мерах для признания недействительности сделок банкрота;
  • перечне требований, в т. ч. по каждой из очередностей кредиторов;
  • работе по окончательному закрытию конкурсным управляющим всех имеющихся счетов предприятия-банкрота.

Образец отчета конкурсного управляющего

Сведения о предпринимаемых мерах предоставляются для проверки реальной эффективности назначенного конкурсного управляющего компанией-банкротом. Важно, чтобы распоряжение собственностью банкрота было более рациональным. Структура отчётов регламентируется официально и включает набор таблиц, в которые вносится информация. Документ содержит данные о:

  • должнике (его фактический адрес, наименование, ИНН – ИП Иванов О. О., г. Москва, указываются также сведения об ИНН, ОКВЭД);
  • судебной инстанции (конкретный арбитраж г. Москвы);
  • конкретном управляющем (Петров А. Б.);
  • специалистах – оценщиках, аудиторах. Указывают их должности, ФИО, а также сроки действующих договоров, величину и источники их оплаты;
  • сроках осуществления процедуры (05.06.2016 — 05.06.2017 гг.).;
  • действиях со стороны управляющего (запросы в госорганы, заявления об истребовании имеющегося у третьих лиц имущества)
  • продлении процедуры при появлении необходимости;
  • конкурсной массе (активах, объектах незавершённого строительства, их общем количестве);
  • сбыте имущества;
  • покупателях, реквизиты договоров;
  • выручке;
  • мерах по сохранению имущества;
  • закрытии всех счетов.

Отчёт конкурсного управляющего перед кредиторами

В отчете конкурсного управляющего перед кредиторами очень важны данные о:

  • величине конкурсной массы, в т. ч. об инвентаризации, об итогах осуществления оценки имеющегося имущества, проводимой приглашённым внешним профильным специалистом;
  • числе сотрудников, продолжающих по-прежнему работать в компании и об уволенных управляющим конкурсным производством работниках;
  • мерах по признанию всех незакрытых сделок предприятия недействительными;
  • размере средств, появившихся на счетах компании, всех их источниках;
  • продажах имущества должника, в т. ч. порядок реализации, стоимость, перечень покупателей, полученные предприятием суммы;
  • перечне требований;
  • расходах, идущих на проводимое производство (обязательно указав конкретные назначения трат);
  • привлечении различных третьих лиц, имеющих определённые обязательства в отношении компании-банкрота, к установленной законом ответственности;
  • прочие сведения отчета: окончательный их состав определяет непосредственно конкурсный управляющий, совместно с заинтересованными в этом кредиторами, а также суд, занимающийся проверкой проведения конкурсного управления конкретной фирмой-должником.

Отчётность об использовании денежных средств

Назначенный управляющий, присылая очередные сведения о проводимой им в ходе процедуры работе, предоставляет арбитражу и имеющимся кредиторам возможность реально оценить перспективы, касающиеся возврата невыплаченных средств. Отчет конкурсного управляющего получает и Банк России, он имеет право проведения соответствующих проверок. Отчётность предоставляется с использованием на практике типовых форм. В них указывают:

  • место составления;
  • дату;
  • фамилию, инициалы конкретного управляющего;
  • наименование компании, проходящей процедуру банкротства, ИНН, ОКВЭД, документы о госрегистраии;
  • адрес, определённую категорию организации-должника;
  • название арбитража, участвующего в деле;
  • № конкретного рассматриваемого дела.

Очень важен отчёт о расходовании денег, полученных от сбыта принадлежащего компании-должнику имущества. Они распределяются по кредиторам разных очередей. Когда удовлетворены их требования, процедура конкурсного управления и собственно банкротства прекращается. Если необходимо, она продлевается на нужное время. Вопрос продления решается ответственными лицами. Обычно она длится один год, иногда больше.

Рассмотрение отчета в суде

Когда арбитраж рассмотрит отчет об итогах конкурсного производства, выносится определение, касающееся полного прекращения процедуры. По полученным результатам периодических промежуточных проверок арбитраж осуществляет контроль действий со стороны конкурсного управляющего. Это делается посредством рассмотрения предоставляемой документации и изучения возможных жалоб. Если положительных результатов нет, возможно даже отстранение арбитражного управляющего. Судебный контроль осуществляется следующим образом:

  • рассмотрение предоставляемых отчетов;
  • принятие во внимание жалоб, касающихся действий управляющего, в случае необходимости отстранение лица, осуществляющего процедуру банкротства;
  • рассмотрение прочих материалов, которые могут оказаться важными при оценке добросовестности и достаточной компетентности того, кто занимается на предприятии конкурсным производством.

Обычно проблем в ходе процедуры не наблюдается. Имущество реализуется, кредиторам выплачиваются причитающиеся средства, сотрудники увольняются, счета закрываются. Иногда на ответственного за процедуру поступают жалобы в суд, тогда его могут снять, заменив кем-либо.

Где можно посмотреть отчет конкурсного управляющего

Если необходимо узнать открытую информацию по коммерческой компании, о конкурсном производстве, есть возможность посмотреть официальные документы. Сейчас есть специализированные сайты, публикующие сведения, касающиеся банкротства. Там любой желающий сможет увидеть публикации интересующих их отчётов. Они имеют следующий вид:

  • дата опубликования (по московскому времени);
  • компания-должник;
  • адрес предприятия-должника;
  • тип предоставленного отчёта;
  • тип проводимой процедуры;
  • данные о назначенном арбитражном управляющем.

К примеру, 27 марта 2017 г. ООО «Сибирское» Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. К. ЛИБКНЕХТА, 116, оф.; финальный; конкурсное производство, Иванов Пётр Петрович. Ещё один вариант: 14 апреля, 10:25:20, ООО «Технологическая компания», Новосибирская область, г. Барабинск, ул. Ленина, д. 20, оф. 41, Финальный, Конкурсное производство, Васильев Иван Петрович. Обязанность публиковать итоговые (финальные) отчёты существует начиная с 2014 года. Об этом говорится в Федеральном законе от 2 июля 2013 № 189-ФЗ. Теперь эта информация доступна всем заинтересованным.

Ознакомление и анализ отчетности

Конкурсный управляющий на основании требований арбитража должен сразу отправлять требуемые сведения, которые касаются проводимой процедуры, включая отчеты о проведённой работе. Есть закон, который это устанавливает (п.3 ст. 143 Закона о банкротстве). Отчётность в конце проводимой процедуры регламентируется пунктом 1 статьи 147 того же самого закона. Сразу же, в течение одного месяца со времени получения отчета назначенного ответственного лица, суд тщательно рассматривает документы и выносит итоговое определение об окончании конкурсного производства. Об этом также должны быть сразу же оповещены все имеющиеся кредиторы. В итоге процедура банкротства компании на этом завершается. Текущая же предоставляемая документация проверяется на эффективность предпринимаемых действий.

Какие можно отметить особенности бухучета и отчётов во время конкурсного производства? Когда открыта данная процедура, полномочия по управлению фирмой сразу же оказываются у назначенного официально конкурсного управляющего. При осуществлении процедуры производственная деятельность компании не осуществляется. При этом по-прежнему ведётся бухучёт, и отчётность конкурсного управляющего предоставляется в связи с получением сведений о продаже имущества компании.