Когда введут налог с продаж в казахстане

Казахстанцев обяжут платить налоги при продаже недвижимости с 2020 года

В концепцию нового Налогового кодекса РК внесли поправку, согласно которой всех казахстанцев обяжут уплачивать 10%-й налог с 1 января 2020 года при продаже квартиры, находящейся в собственности больше года.

Об этом стало известно от председателя Комитета государственных доходов МФ РК Ардака Тенгебаева, передает Zakon.kz.

«Изменения в статьи 180-1, 180-2 Налогового кодекса вводятся в действие с 01.01.2020 г., до 01.01.2020 года действует прежний порядок уплаты, то есть если физическое лицо реализует квартиру, находящуюся в праве собственности более года с даты регистрации права собственности, то имущественный доход не возникает, соответственно, представление декларации по индивидуальному подоходному налогу не требуется», — сообщается в ответе главы КГД.

Вместе с тем говорится, что если физическое лицо реализует недвижимость, которая находится в праве собственности меньше года, считая с даты регистрации права собственности, то в этой связи возникает имущественный доход.

«При возникновении такого дохода физическому лицу необходимо представить декларацию по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00) в срок не позднее 31 марта года, следующего за годом, в котором получен такой доход, и уплатить индивидуальный подоходный налог в размере 10% от такого дохода не позднее 10 апреля», — упомянул А. Тенгебаев.

Новый налог появится в Казахстане

Этот налог будут платить неформально занятые.

На заседании правительства РК министр труда и социальной защиты населения РК Мадина Абылкасымова рассказала, что сейчас разрабатываются поправки по вопросам легализации деятельности неформально занятых, которыми будет определено единое понятие занятого и самозанятого населения , передает корреспондент Zakon.kz.

«В настоящее время разрабатывается соответствующий проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам легализации деятельности неформально занятых», который будет внесен в Мажилис Парламента во втором квартале текущего года. В нем будет определено единое понятие занятого и самозанятого населения, а также их категорий», — сказала она.

По ее словам, в октябре 2018 года ожидается принятие новой резолюции МОТ (Международной организации труда) по порядку статистического учета занятого населения.

«МОТ предлагает сразу 2 новых способа классификации занятого населения на основе двух разных критериев: по типу полномочий на независимые работники и зависимые работники. По типу экономического риска работники, ориентированные на прибыль и работники, ориентированные на заработную плату. Группировка занятого населения на наемных работников и самозанятых в соответствии с новой резолюцией МОТ исключается. В связи с этим будет разработана и до конца года реализована Дорожная карта по переходу на новый порядок статучета с 2019 года, включая изменения в методологию и опросники, обучение сотрудников», — пояснила глава МТСЗН РК.

В тоже время М. Абылкасымова сообщила, что для упрощения регистрации и легализации деятельности неформально занятых предлагается ввести специальный налоговый режим – Единый совокупный платеж (ЕСП), который объединяет 4 платежа — ИПН, ОПВ, взносы в ФСМС и ГФСС.

«Уплата ЕСП будет означать автоматическую регистрацию деятельности и участие в системе медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения.

ЕСП предназначен для основных категорий самозанятых, к которому будут отнесены физлица, не использующие труд наемных работников, оказывающие услуги физлицам, не имеющие стационарное место на территории торговых объектов и рынков, занятые в ЛПХ», — заключила министр.

Контрольный счет НДС введут в Казахстане в 2018 году

Контрольный счет НДС будет введен в 2018 году. Это один из шагов в совершенствовании механизмов взимания пошлинных налогов, сообщил первый вице-министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов, передает корреспондент Kazpravda.kz.

«Со следующего года будет введен контрольный счет НДС. Налогоплательщик, который хочет ускоренный возврат НДС из учета, сможет открыть специальную базу счета для НДС, в ней будет видна вся цепочка его поставщиков. Таким образом будет исключаться мошенничество, контроль будет мгновенный, а возврат из учета быстрый. Это будет на добровольной основе, но мы надеемся, что как только бизнесмены оценят выгодность цепочек такого контроля НДС, то они все добровольно на него перейдут», – сказал Даленов.

Кроме того, он рассказал о возможности введения нового налогообложения вместо НДС. Министерство предлагает ввести налог с продаж, как, например, в Америке или в Канаде. Это значит, что поставщики не будут платить налог и вся нагрузка по выплате падет на плечи малого и среднего бизнеса.

«В мире существуют две системы НДС и налога с продаж. В Казахстане и в Европе действует НДС, а в США и Канаде – налог с продаж. В чем разница? Если представить всю цепочку поставки товаров, то НДС добавляется по чуть-чуть в каждое звено, а в налогах с продаж каждое звено не облагается, только в самом конце, в рознице», – пояснил вице-министр.

Так, по его словам, оба налога имеют свои недостатки, а бизнес-сообщества против введения налога с продаж.

«У обоих налогов есть недостатки. Например, НДС, по мнению экспертов, больше отвлекает от народных средств экономики, он требует тщательного контроля и есть проблемы с возвратом его из бюджета. Налог продаж тоже имеет свои недостатки, потому что он значительно увеличивает нагрузку на малый бизнес, так как облагается в конце цепочки, то есть самый малый и средний бизнес, пока товар «доходит» до торговли, он не облагается налогом, а малый облагается. Кроме того, при импорте потери будут выше, так как налог с продаж берется не при таможенном оформлении, а после продажи внутри страны. При консультации с бизнес-сообществом было мнение, что налог с продаж будет нецелесообразным, так как в налоговом кодексе такой вид налога отсутствует, но мы планируем его вводить», – отметил Даленов.

Смотрите так же:  Как происходит исполнительное производство у судебных приставов

Налог с продаж вместо НДС

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил Министер­ству Финансов изучить вопрос замены налога на добавленную стоимость налогом с продаж. Целью введения и усовершенствования налога с продаж является снижение коррупциогенности и сокращение теневой экономики в стране. Как повлияет введение нового налога на сельхозпроизводителей и чего ждать от нововведений – читайте ниже.

Налог на добавленную стоимость вы­зывает много критики и среди налого­плательщиков нашей республики, и среди чиновников. За все годы действия этого налога развилось много теневых и коррупционных схем. Расплодились фирмы, оказывающие услуги «по воз­мещению НДС», возникли схемы с «лжеэкспортом». Когда товары якобы экспортировались за рубеж республи­ки, и сумму НДС государство возмеща­ло экспортеру, а на самом деле никаких отгрузок не производилось.

Хотя и совершенствование налоговой системы в этом направлении не стоит на месте. Перекрестные, камеральные проверки, электронные формы налого­вой отчетности и прочие – рычаги проти­водействия лжепредпринимательству расширяются.

НДС и фермеры сегодня

Для казахстанских сельхозпроизво­дителей налог на добавленную стои­мость вполне выгоден. У плательщиков НДС товар собственного производства приобретают несколько дороже, чем у неплательщиков. Все потому что НДС выгоден перекупщикам, пройдя по це­почке движения зерна от производите­ля до экспортера, налог возвращается к последнему звену – экспортеру. Бюджет возмещает ему сумму НДС. Поэтому внутренним звеньям этот НДС, пока движется товар, просто необходим. Вот и завышают цену на зерно с НДС.

Производство сельскохозяйственной продукции – бизнес с большим сроком оборачиваемости средств. За произ­водственный год фермеры, приобретая основные и оборотные средства, товар­но-материальные ценности и услуги, берут в зачет довольно крупные суммы НДС. В конце года, продавая произве­денный товар, суммы начисления НДС возникают также существенные. Но к уплате в бюджет идет разница между начисленным и зачтенным налогом.

Кроме того, юридические лица, при­меняющие специальный налоговый ре­жим для производителей сельскохозяй­ственной продукции, уплачивают лишь 30% от исчисленной к уплате суммы НДС. Крестьянские хозяйства и юриди­ческие лица, не применяющие специ­альный налоговый режим, уплачивают 100% суммы исчисленного НДС.

Есть одно «но» – плательщики НДС должны вести бухгалтерский учет с со­блюдением строгого документооборо­та. Все первичные документы с НДС – счета-фактуры, накладные, акты вы­полненных работ, чеки и прочие долж­ны быть заполнены в соответствии с законодательством РК. Иначе можно потерять зачетный НДС при налоговой проверке.

Посулы нового налога

Как видим, схема действия НДС в на­стоящее время для сельхозпроизводи­телей вполне приемлема. Что же будет, если ее отменят и введут новый налог с продаж? Этот налог в нашей стра­не с начала ее независимости пока не действовал.

Это не налог с оборота как НДС, это налог на конечную реализацию. В клас­сической схеме налог с продаж уплачи­вает конечный потребитель, а отчиты­вается об этом в налоговый орган ко­нечный продавец. В развитых странах налог с продаж действует по-разному, ставки налога устанавливают различ­ные, есть много товаров и услуг, кото­рые законодательно освобождаются от налога.

В соседней России налог с продаж по­следний раз действовал с 1998 по 2004 годы. Облагался он по ставке 5% одно­временно с налогом на добавленную стоимость и имел много критических замечаний от экспертов.

Налог с продаж в отличие от НДС име­ет каскадный эффект. На стоимость то­вара, движущегося по классической схеме – производитель – оптовый прода­вец – розничный продавец, будет начис­ляться налог с продаж. Причем каждое звено цепочки будет начислять налог на уже начисленный налог. Суммы посту­плений в бюджет будут увеличиваться. А к конечному потребителю придет уже очень дорогой товар. Систем зачетов и возмещений, как при НДС, у налога с продаж нет. Ставка его должна быть очень низкой, поскольку звеньев в тор­говой цепочке может быть очень много.

Принцип начисления налога может быть и таким, когда уплачивать его бу­дет лишь конечный потребитель това­ра. А перекупщики, приобретающие товар для дальнейшей реализации, будут освобождены от уплаты. Тогда стоимость товара не «вздуется», но суммы бюджетных поступлений будут незначительными.

Таким образом, сельхозпроизводите­ли, как начальное звено торговой це­почки, при каскадном принципе обло­жения налогом с продаж станут прода­вать зерно по наименьшей стоимости. В противном случае к конечному потреби­телю оно может прийти очень дорогим. А стоимость таких социально значимых товаров, как хлеб и мука, контролиру­ется государством. Власти не позволят удорожания хлеба.

Кроме того, при отмене НДС трейде­ры-экспортеры лишатся возмещения сумм налога при отгрузке зерна на экс­порт или довольно хорошей дополни­тельной маржи. А это, в свою очередь, повлияет на установление закупочной стоимости зерна и на рыночные тренды.

Каковы будут принципы исчисления налога с продаж, и в какие сроки про­фильное министерство намерено вво­дить новый налог – пока не известно. Еще больше вопросов возникает по по­воду того, как Казахстан осуществит отказ от НДС, находясь в Таможенном союзе со странами, где применяется именно этот вид налога.

Смотрите так же:  Тариф по осаго с 1 октября

Налог с продаж вместо НДС: надо ли?

В большинстве западных стран используется механизм НДС

В мае 2015 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил министерству финансов изучить вопрос замены налога на добавленную стоимость ( далее — НДС) налогом с продаж. Целью введения и усовершенствования налога с продаж явилась необходимость улучшения и унифицирования нормативной базы процедур налогового и таможенного администрирования, что в конечном итоге повысило бы качество оказания государственных услуг, сократило бы административные барьеры, время и ресурсы налогоплательщиков.

В связи с этим необходимо отметить, что в большинстве западных стран используется механизм НДС, хотя в некоторых развитых странах, например, в США, применяется механизм налога с продаж. В таких странах отличаются в основном ставки налога, и в то же время предусмотрены льготы для различных категорий товаров и услуг, которые законодательно освобождаются от данного налога.

Налог с продаж ( НП) по сути является налогом на конечную реализацию. Система зачетов и возмещений, как при НДС, у налога с продаж не применяется. При этом налог с продаж, в отличие от НДС, может иметь каскадный эффект в зависимости от применяемого подхода.

Так, при классической схеме налог с продаж не взимается на каждом этапе добавления стоимости, а применяется только при продаже конечного продукта конечным потребителям. При такой схеме налогообложения реализация промежуточных переработчиков/звеньев не облагается и вся налоговая нагрузка ложится на последнее лицо в цепочке реализации. В этой модели налогообложения могут возникнуть сложности с контролем мелких розничных продавцов, которые могут быть заинтересованы в оптимизации налогообложения. Может также существовать сложность в определении того, является ли то или иное лицо промежуточным продавцом, освобождаемым от налога, или конечным продавцом, чьи обороты подлежат обложению налогом с продаж.

В качестве альтернативы может использоваться так называемый каскадный подход к налогообложению, когда налог с продаж применяется на каждом этапе производственной цепочки ( производитель сырья ↔ производитель товара ↔ оптовый продавец ↔ розничный продавец). Насколько мы понимаем, казахстанские налоговые органы рассматривают именно такую модель обложения налогом с продаж. При каскадном подходе сумма налога будет зависеть от количества этапов производства товаров: чем сложнее производство, тем больше кумулятивная сумма налога с продаж для конечного покупателя. Как правило, в таких случаях целесообразней рассматривать низкие ставки налога для избежания значительного кумулятивного эффекта на налогоплательщиков.

Для наглядного сравнения налога с продаж и НДС мы смоделировали налоговую нагрузку при гипотетической ситуации, предусматривающей несколько этапов производства и реализации. Ниже представлены схема и таблица с гипотетическими расчетами.

Когда введут налог с продаж в казахстане

Помочь одним и обделить других: новые инициативы налоговиков и воротил автомобильного бизнеса могут перекроить весь казахстанский авторынок.

Автор: Азамат Галеев

Эксперт назвал причины ожидаемого роста бензиновых цен

История последней затяжки

Квартиры за границей: где и как покупать

Никакого автохлама – только новые машины! На первый взгляд все идет именно к этому, ввиду новой инициативы налоговиков и бизнесменов по поводу изменения размеров транспортного налога. Свое отношение к этой идее озвучили эксперты, сообщает корреспондент КТК.

Алматинский Департамент государственных доходов и предприниматели решили, что было бы хорошо отменить в Казахстане налог на транспорт и увеличить акцизы на топливо. Предложение они уже направили в Министерство финансов РК. Но авторы идеи на всякий случай оставили место для шага назад – на случай, если первый вариант будет «похоронен». В том же предложении есть пункт №2 – «в случае если останется налог на транспортные средства, при исчислении суммы налога на транспортные средства наравне с объёмом двигателя учитывать также год выпуска транспортного средства. Чем новее автомобиль, тем меньше будет налог. Такое изменение, возможно, создаст эффект стимулирования обновления автопарка Республики Казахстан, что может привести к улучшению экологической обстановки в целом по стране».

Такие мысли пришли фискалам и коммерсантам, когда они обсуждали объединенные Налоговый и Таможенный кодексы.

Если власти решат, что будет проще перевести налоги в топливные акцизы, тут все понятно. Все останутся при своих машинах (условий для массовых изменений не будет) и просто будут еще больше платить за бензин. Мера не популярная, но и экстраординарной, неожиданной и шоковой ее не назовешь. Другое дело – рост или снижение размеров налогов на автотранспорт в зависимости от его возраста. Так налог на новые машины предлагается снизить, а на старые – повысить.

Мы решили узнать мнение экспертов по данному вопросу. Свое видение ситуации привели юрист ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Мухтар Оразов и руководитель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Увеличение налогов на старые автомобили простимулирует продажи новых авто, согласился Оразов. Тем более, что этому сможет поспособствовать утилизация отживших свой век «железных коней». Уже сейчас казахстанцам (физлицам) и коммерческим компаниям невыгодно завозить машины из-за рубежа.

«Те, которые промышленно собирает автомобили в Казахстане, наверное, от этого выиграют, но более точно можно говорить по итогам нормы – когда ее введут. С момента ввода – полгода-год. Ведь импорт сам по себе все равно будет существовать в любом случае. Какие-то марки просто не собираются в Казахстане, но люди их приобретают – те же «Мерседесы», «Фольксвагены», например», — сказал Мухтар Оразов.

Эдуард Эдоков уверен, что инициируемую систему налогообложения большинство казахстанских водителей просто не потянут.

Смотрите так же:  Пенсия мужа участника вов после его смерти

«Подобная налоговая схема крайне выгодна для прожекта, который называется «Казахстанский автопром». Но 80-90% автовладельцев в РК не могут себе позволить купить хороший, новый автомобиль. Богатые будут и дальше богатеть (платить меньше за новые «Крузаки»), бедные будут и дальше беднеть (платить больше за 5-7-летние Тойоты). А если речь идет об улучшении экологии и обновлении автопарка, пусть снижают по максимуму таможенные пошлины на ввоз новых автомобилей и обнуляют на гибридный транспорт и электромобили», — пояснил глава автосоюза.

Даже если представить, что власти согласятся, к примеру, изменить размеры налогов в сторону повышения для старого автотранспорт и в сторону понижения для нового, необходимо учесть, куда потом девать машины, которые можно будет смело отнести к развалюхам. Вывод простой, либо на них будут нелегально передвигаться сельчане, либо их будут (маловероятный вариант) сбагривать по бросовым ценам гражданам соседних республик. Но узбекский рынок для наших машин закрыт, Туркмения тоже закрыта, вряд ли наши автомобили ждут с распростертыми объятиями в Таджикистане, остается Кыргызстан, но там хватает и своих сравнительно недорогих машин. К тому же, эта республика всегда была одним из главных «поставщиков» дешевых автомашин в Казахстан и обратный ток товара был бы невероятен. Третий вариант (еще более призрачный, чем продажа кыргызстанцам) – сдать автомобиль на утилизацию. При нормальных условиях работы это стало бы хорошим подспорьем для улучшения экологической обстановки: в Казахстане из почти 5 миллионов зарегистрированных автомашин более 66% уже перешагнули 10-летний рубеж.

«Утилизационный сбор и предполагает сдачу автомашины с дисконтом или получением премии и заменой ее на новый автомобиль. Зачем заморачиваться перепродажей, если можно сдать специализированному предприятию, которое пустит машину на запчасти или переработку, а ты получишь просто новый автомобиль с существенным дисконтом? Есть также очень популярная в западных странах система «трейд-ин» – это замена бэушного автомобиля на новый, тут надо смотреть по модельному ряду, который у нас выпускается, который людей интересует. Это был бы дополнительный стимул для развития автопрома, — продолжил Мухтар Оразов. – Все новое всегда воспринимается с настороженностью. Конечно, это все надо проводить с широкой пропагандой – должно быть стимулирование. Я думаю, примут какие-то меры, чтобы населению разъяснили все выгоды».

Глава Независимого автомобильного союза со своей стороны прогнозирует, что предлагаемые изменения выгодны только одной стороне – местным производителям.

«Им крайне выгодно будет загнать казахстанцев в стойло своего производства, вершиной которого может стать завод по массовой штамповке российских «Лад»! И будем мы ездить на таких «современных» новых «Грантах», «Приорах», «Калинах» и «Нивах», — заявил Эдуард Эдоков.

Он выдвинул идею, которая должна прийтись по душе самим водителям. По его мнению, изменение ставок налогов не должно касаться уже ввезенных и эксплуатируемых на территории РК автомобилей. А наиболее оптимальным является включение автоналога в стоимость топлива, добавил Эдоков.

Рассмотрим вопрос с другой стороны. Тем более, что в Казахстане стало привычным сначала что-то предлагать, а потом вводить. С одной стороны, это не будет громом среди ясного неба (новшество у всех на слуху), с другой – заинтересованные стороны достигнут своих результатов. Ну, конечно, как это отразится на других участниках процесса – совсем другой разговор… Как бы там ни было, если представить ситуацию, при которой наиболее оптимальным выходом для казахстанца станет покупка нового, а не старого авто, ему придется всецело подчиняться сформировавшемуся на рынке ценообразованию. Договориться/сторговаться, как в случае с покупкой бывшего в употреблении автомобиля, уже не получится при всем желании.

«Если мы хотим собственный рынок своими автомашинами заполнять, то придется какие-то вещи принимать. У нас, конечно, некоторые комплектующие приобретаются за доллары из-за границы. Но некоторые производятся в нашей стране или в России. Насколько я знаю, уровень нашей локализации в ближайшее время должен быть доведен до 65-70 процентов. К примеру, резина должна производиться в Шымкенте, аккумуляторы – в Талдыкоргане. Что остается? Бамперы, например, в Актюбинской области. У нас в рамках соглашения с Правительством об открытии сборочных производств были конкретные сроки: к какой дате уровень локализации – выпуска запчастей на территории Казахстана, должен достигнуть определенного объема. У каждого соглашения, по каждому предприятию свои даты. Уровень казахстанского содержания в произведенном автомобиле будет неуклонно расти и производитель от этого никуда не денется. Это прописано в документах и это выгодно самим производителям», — заверил представитель Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана Мухтар Оразов.

Таким образом он дает понять, что грядет то время, когда выпуск автомашин в РК будет по максимуму завязан на тенге и долларовые колебания не будут оказывать серьезного влияния на стоимость конечной продукции. Намерения у игроков рынка и властей благие, осталось лишь дождаться реализации таких смелых планов, которая покажет, кто будет в выигрыше, каким будет автомобильное будущее Казахстана и в какие условия будут поставлены наши соотечественники.