Какие требования предъявляют к балласту

Какие требования предъявляют к балласту

На кранах с неповоротной башней противовес 1 подвешивают на противовесной консоли, на кранах с поворотной башней ( 40, д, е)

на поворотной платформе. Балласт 2 устанавливают на ходовой раме ( 40, в. д) или портале ( 40, а, б).

Правильное сочетание противовеса и балласта позволяет обеспечить устойчивость крана при минимальной общей массе его. Для этого противовес относят на большее расстояние от оси вращения крана или оголовка, например на кранах с неповоротной башней —на конец консоли, закрепленной на поворотном оголовке, с поворотной башней—на конец поворотной платформы. На кранах большой грузоподъемности часто применяют подвижные противовесы. Например, на кране КБ-676 (см. 40, е) противовес закреплен на тележке, передвигающейся по противовесной консоли с помощью лебедки; при работе крана с большими грузами противовес перемещают на конец консоли, с малыми — подтягивают ближе к башне. На кране БТК-100 (см. 40, ё) противовес состоит из набора грузов, связанных последовательно между собой короткими цепями 3\ грузы подвешены к канатам 5, связанным с задним сектором стрелы 6; при горизонтальной стреле, когда опрокидывающий момент наибольший, все плиты подвижного противовеса оказываются подвешенными к стреле и уравновешивают ее;

при подъеме стрелы плиты противовеса, двигаясь в направляющих 4, опускаются до упора и последовательно исключаются из работы; это необходимо для того, чтобы уменьшить опасность запрокидывания стрелы при подъеме ее. На некоторых кранах (см. 40, г) с той же целью противовесная консоль жестко связана тягой 7 со стрелой; при подъеме стрелы уменьшается момент от стрелы и соответственно противовеса; при опус ка нии — на об о рот.

Применение значительного по массе или слишком удаленного от оси вращения противовеса может привести наряду с хорошей грузовой устойчивостью крана (с грузом на крюке) к потере его собственной устойчивости, т. е. без груза.

В таких случаях на ходовую раму крана укладывают балласт, который повышает устойчивость крана как в рабочем, так и в нерабочем состоянии.

В качесте противовеса и балласта применяют железобетонные блоки, которые изготовляют определенной массы по специальным чертежам (массу проставляют на каждом блоке). Для увеличения срока службы блоков их окантовывают металлическими угольниками, которые связывают арматурой. Блоки поднимают за монтажные проушины.

В эксплуатационной документации крана дается чертеж размещения и крепления балласта и противовеса, а также рабочие чертежи блоков плит, балласта или противовеса. После каждого монтажа крана на новом месте блоки устанавливают и крепят в соответствии с эксплуатационной документацией.

Блоки противовеса кранов с поворотной башней, например КБ-403А ( 41, а. о), крепят к поворотной платформе стальными тягами-шпильками 1, пропущенными сквозь отверстия 8; кранов КБ-ЮО, КБ-271 ( 41, в) — канатными с тяжкими 9. Канатными стяжками охватывают пакет блоков противовеса и закрепляют стяжки на поворотной платформе. На гранях блоков под канат подкладывают угольники-подкладки 10. Стяжки натягивают резьбовыми шпильками 12. Для большей устойчивости паке Iа блоков его прижимают к двуногой стойке 11 платформы.

Балласт крепят обычно к ходовой раме. Для кранов с флюгерной ходовой рамой, например КБ-ЮСКЗ, блоки ( 41, г) изготовляю т такой конфигурации, при которой они входят в межфлюгерное пространство. Для того чтобы блоки легче было крепить в тесном пространстве, их делают навесными и навешивают крюком 13 на проушины ходовой рамы.

Контрольные вопросы. I. Чем обличаются опорные час!и поворотных и непоиоротных кранов? 2. В чем преимущества и нелое га тки башен различной конструкции? 3. Для чет служит распорка? 4. Стрелы какой конструкции чаше веет устанавливают на крап? Почему’.’ 5. Какие требования предъявляются к лестницам и площадкам крана? 6. Hi каких частей состоит трехосная крюковая подвеска? 7. Какие приборы управления установлены л кабине машиниста? 8. Для чет служат предохранительные устройства подъемников машиниста? 9. Как расшифровывается условное обозначение кан;па? 10. Чем отличаются конструкции крепления балласта и противовеса’.’

Противовес и размещенный в центре балласт состоят из железобетонных плит, изготовленных заказчиком по прилагаемым к краиу чертежам.

Противовес , называемый также балластом, располагается на высоте поворотной платформы.
Его можно перевозить по улицам вместе с платформой и балластом, а.

. а также элементов подвески стрелы; состояние заземления (электрических кранов); соответствие веса противовеса и балласта значениям

. часть 5. На поворотной платформе размещаются: противовес 7, грузовая 8, стреловая 9 лебедки
Он служит также для размещения на н^м балласта и пропуска под краном.

. редуктором, противовес 3, трубчатая стрела 8, удерживаемая в заданном положении
Стрела и балласт могут быть также отсоединены от поворотной платформы.

. промежуточными секциями башни, головной секцией стрелы, кабиной и противовесом.
монтируют ходовую раму, укладывают балласт, устанавливают башню, на ее.

4.Балласт. Требования, предъявляемые к нему.

Основным назначением балластного слоя является восприятие давления от шпал и равномерное распределение его по основной площадке земляного полотна; обеспечение устойчивости шпал, находящихся под воздействием вертикальных и горизонтальных сил, упругости подрельсового основания и возможности выправления рельсошпальной решетки в плане и профиле; отвод от нее поверхностных вод. Во избежание переувлажнения основной площадки вода не должна задерживаться на поверхности балластного слоя.

Материал для балласта должен быть прочным, упругим, устойчивым под нагрузкой и атмосферными воздействиями, а также дешевым. Кроме того, он не должен дробиться при уплотнении, пылить при проходе поездов, раздуваться ветром, размываться дождями и прорастать травой. В качестве балласта используют сыпучие, хорошо дренирующие упругие материалы: щебень, гравий, песок, ракушечник. Лучшим материалом для балласта является щебень из естественного камня, валунов и гальки.

Путевой щебень, применяемый на железных дорогах России, выпускают в виде двух основных фракций с размерами частиц 25. 60 и 25. 50 мм. Для балластировки станционных путей и применения в качестве строительного материала стандартом предусмотрен также мелкий щебень с размерами частиц 5. 25 мм.

Смотрите так же:  Подоходный налог за зубы

Щебень хорошо пропускает воду, не смерзается в зимнее время года, оказывает в 1,5 раза большее сопротивление продольному сдвигу, допускает в 2 раза большее вертикальное давление по сравнению с песчаным балластом и обеспечивает больший срок службы балласта, чем любой другой материал.

Однако щебень быстрее загрязняется различными сыпучими материалами (уголь, торф, руда), просыпающимися на путь при перевозках. Для предохранения щебня от загрязнения грунтом при вдавливании его в земляное полотно и уменьшения расхода щебня его укладывают на песчаную подушку.

Гравийный и гравийно-песчаный балласт получают в результате разработки естественно образовавшихся отложений гравия и крупнозернистого песка. Такой балласт дешевле щебня, меньше загрязняется, но вместе с тем менее устойчив к нагрузкам, хуже пропускает воду и может смерзаться в зимнее время года.

Ракушка как балласт имеет местное значение и используется лишь на линиях с малым грузооборотом. Песчаный балласт является наихудшим, поэтому его применяют только на линиях с малым грузооборотом, станционных путях и в качестве материала для подушки, создаваемой под щебеночным балластом.

во всех случаях не превышает 20 см.
На линиях скоростного движения пассажирских поездов путь должен быть уложен на щебеночный балласт с размерами призмы не менее установленных для путей 1Б1.

Наименьшая толщина балластного слоя под шпалами на приемоотправочных путях станций принята равной 25 см, а на прочих станционных путях — 15 см. Все основные направления сети железных дорог России имеют на главных путях щебеночный балласт.

В процессе эксплуатации балласт загрязняется, что ухудшает его дренирующие свойства. В связи с этим щебеночный балласт периодически очищают, а гравийный и песчаный заменяют и пополняют. Для снижения затрат труда на устранение расстройств балластного слоя и повышение его стабильности применяют обработку щебня вяжущими полимерными материалами. Для уменьшения засорения балласта и потерь грузов в пути запрещена погрузка сыпучих материалов в вагоны с неисправными дверями и полом, погрузка угля с шапкой, которая сдувается ветром и осыпается на путь. После погрузки проводят обработку сыпучего груза в вагонах специальными растворами, образующими прочную пленку, которая препятствует его выдуванию.

Балластный слой

Балластный слой – это слой сыпучих материалов (щебня, отходов асбестового производства, гравия, крупно- и среднезернистого песка, ракушки) в виде трапеции на основной площадке земляного полотна. На балластный слой укладывают рельсовые опоры (шпалы, брусья, иногда – железобетонные рамы) и балласт под ними уплотняют подбивочными машинами или электрическими шпалоподбойками.

Назначение балластного слоя:

  • оказывать необходимое сопротивление вертикальным, боковым и продольным смещениям рельсошпальной решетки;
  • равномерно распределять воспринимаемое от рельсовых опор давление на большую поверхность земляного полотна, амортизируя при этом ударные и вибрационные воздействия проходящего подвижного состава;
  • отводить от пути поверхностную воду и не допускать увлажнения подшпального основания капиллярной влагой из грунтов земляного полотна;
  • допускать выправку положения рельсошпальной решетки в плане и профиле.

Материал балластного слоя и требования к нему

Соответственно назначению материалы для балластного слоя должны быть высокопрочными, хорошо противостоять механическому разрушению и износу; обладать большим внутренним трением и сцеплением частиц, чтобы обеспечивать высокую стабильность пути; хорошо пропускать воду, обладать амортизационными свойствами, быть морозостойкими; в возможно меньшей мере подвергаться дроблению при подбивочных работах, не выветриваться, не размываться дождями и не быть слишком крупными, чтобы рельсовые опоры равномерно опирались на балластную призму.

Этим требованиям в разной степени удовлетворяют щебень, отходы асбестовой промышленности (асбестовый балласт), гравий, песок, ракушка и шлаки.

Щебень изготовляют из твердых каменных пород: гранита, кварцита, порфира, диорита, базальта, известняка и других. Частицы путевого щебня должны иметь размеры 25–50 и 25–60 мм. Допускается в составе этого балласта и некоторое количество частиц крупнее и мельче.

Так как щебень получают дроблением, то он отличается от других балластных материалов, например гравия и песка, острыми гранями, что придает ему высокое сопротивление сдвигу и обеспечивает прочное механическое сцепление с деревянными шпалами. Особенно высокими эксплуатационными свойствами обладает щебень, приготовленный из высокопрочных скальных горных пород (гранита, базальта, диорита).

Щебень – наилучший балласт. Он в наибольшей степени (особенно по упругости и обеспечению устойчивости рельсошпальной решетки) удовлетворяет предъявляемым к балластному слою требованиям.

Асбестовый балласт применяется в нашей стране с 1938 г. на дорогах Урала и Сибири. Это песчано-гравийная масса разработанных горных пород, содержащая до 5 % асбеста в виде мелких волокон. Опыт Свердловской и Западно-Сибирской дорог показывает, что асбестовый балласт не пучится и лучше других препятствует проникновению внутрь слоя засорителей. Ремонт пути на нем дешевле, чем на щебеночном. Однако асбестовый балласт несколько хуже щебеночного выдерживает большие нагрузки (особенно в стыках) и малоустойчив против ливневых дождей.

Гравий – продукт разрушения твердых невыветривающихся пород. Его зерна округлые, поэтому менее устойчивы, чем частицы щебня. Гравий – достаточно хороший материал для балласта.

Песок (песчаные балласты) для балласта применяют крупнозернистый или среднезернистый. Оба они – наихудшие из балластов, так как меньше, чем другие материалы, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к балластному слою. Особенно плохо, что при замерзании резко уменьшается его упругость.

Ракушечный материал, применяемый на дорогах Юга, получается в результате разработки ракушечных морских отложений. Свежий ракушечный балласт вначале работает лучше песчаного, но со временем частицы измельчаются, образуют пыль, которая цементирует балластный слой, и тогда он теряет водопроницаемость и упругость.

Шлаки для балласта употребляют доменные, из мартеновских печей и из печей для плавки цветных металлов. Металлургические шлаки – хороший материал для балластного слоя. Они должны быть кислыми.

На дорогах Европы и США в качестве балластного материала применяют преимущественно щебень, а в некоторых странах – шлаки.

Поперечные профили балластной призмы

Чтобы балластный слой наилучшим образом отвечал своему назначению, ему придают определенные размеры и форму, которые в совокупности образуют так называемую балластную призму. Для различных балластных материалов и конструкций пути типовые поперечные профили балластной призмы различны.

Размеры балластной призмы должны обеспечивать устойчивость рельсошпальной решетки и напряжения на поверхности земляного полотна не выше допускаемых.

Давление от шпалы распространяется в балластном слое неравномерно. По исследованиям Г. М. Шахунянца, кривые распространения давлений представляют собой гиперболы (рис. 1), в частности с углом асимптот 60°. Согласно экспериментальным и теоретическим исследованиям, давление выравнивается на глубине около 75 см (рис. 1), однако такая толщина балластного слоя под шпалой экономически невыгодна.

Смотрите так же:  Осаго в шексне

Рис. 1 – Распределение давления в балластном слое

С 1964 г. используются типовые поперечные профили балластной призмы для магистральных дорог (рис. 2, 3, 4, табл. 1.6).

При недостаточной толщине балластного слоя возникают и развиваются до опасных размеров деформации основной площадки земляного полотна. Если же верх балластной призмы чрезмерно узок (имеет малые плечи), снижается устойчивость рельсошпальной решетки.

Рис. 2 – Поперечные профили балластного слоя для пути легкого типа с железобетонными шпалами однопутных линий: а – прямой участок; б – кривая

Рис. 3 – Поперечные профили балластного слоя для пути тяжелого типа при деревянных шпалах двухпутных линий: а – прямой участок; б – кривая

Рис. 4 – Поперечные профили балластного слоя для пути тяжелого типа при железобетонных шпалах: а – прямой участок; б – кривая

Балластный слой, щебенчатый балласт

На железных дорогах Российской Федерации в качестве материала для балластной призмы бесстыкового пути применяют щебеночный или асбестовый балласт.

Асбестовый балласт по экологическим требованиям применять не рекомендуется. При усиленном капитальном и капитальном ремонтах пути асбестовый балласт заменяется на щебеночный.

Щебеночный балласт изготавливается дроблением горных пород согласно ГОСТ 7392—2002.

Конструкция и размеры балластной призмы должны соответствовать типовым поперечным профилям такой призмы, представленным на рис. 2.11. Размеры балластной призмы приведены в табл. 2.4.

Типовые поперечные профили балластной призмы, см

Примечания. В числителе приведены значения для звеньевого пути на деревянных шпалах, в знаменателе — для бесстыкового пути на железобетонных шпалах.

Толщина балластной подушки на путях 1—4-го классов составляет 20 см, на путях 5-го класса — 15 см.

Рис. 2.11. Поперечные профили балластной призмы:
а, б, в — из щебня для пути на деревянных шпалах (а — на прямом однопутном участке; б — в кривой; в — на прямом двухпутном участке); г, д, е, ж — из щебня для пути на железобетонных шпалах (г — на прямом однопутном участке, д — в кривой; е — на прямом двухпутном участке; ж — в кривой двухпутного участка); з — из щебня для пути на деревянных шпалах двухпутного участка; hщ — толщина слоя щебня под шпалой; hп — толщина слоя песчаной по: душки; d — плечо балластной призмы; А — уширение междупутья в кривой

Ширину балластной призмы определяют из условия сохранения устойчивого положения ее самой и шпал в ней под воздействием поездной нагрузки, а также соблюдения достаточной ширины обочин земляного полотна. Толщину балластного слоя под шпалами определяют из условий напряженного состояния как самой призмы, так и основной площадки земляного полотна. Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и на одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.

На двухпутных и многопутных линиях ширина балластной призмы по верху увеличивается на величину уширения междупутий в кривых. В выемках поперечное сечение балластной призмы имеет такое же очертание, как и на насыпях.

Для обеспечения стока поверхностных вод поверхность балластной призмы на прямых однопутных участках пути должна быть спланирована с уклоном 7—8 ‰ от оси пути в стороны обочин, на двухпутных линиях такие уклоны устраиваются от оси междупутья.

Новый или очищенный балласт из щебня для путей 1—3-го классов должен быть фракций 25—60 мм, твердых пород с прочностью по копру ПМ-У75 и полочному барабану И1 по ГОСТ 7392—2002; для путей
4-го класса — фракций 25—60 мм по ГОСТ 7392—2002.

Срок службы балласта можно разделить на три периода.

В начальный период относительной стабилизации балластного слоя происходит более интенсивное накопление остаточных деформаций пути. Существенно снижает эту интенсивность качественное уплотнение балласта в период производства работ по его ремонту (при укладке пути). В результате такого уплотнения может быть достигнута предельная плотность щебня 0,33—0,34. Обычно она находится в пределах 0,36—0,40.

После переупаковки зерен балласта и уменьшения объема пустот в балластной призме, а также после скола острых граней щебенок наступает основной период нормальной эксплуатации, когда деформации происходят за счет выдавливания щебня в шпальные ящики и за торцы шпал, а также вдавливания щебенок в песчаную подушку.

По мере загрязнения щебня и роста пропущенного по пути тоннажа наступает третий период интенсивного нарастания неравномерно распределенных по длине пути деформаций.

Осадка пути возникает в основном из:за интенсивного выпирания балласта из:под шпал, их отрясения, а также из-за выплесков.

По мере накопления засорителей ухудшаются дренирующие свойства балласта. В щебеночной балластной призме наиболее сильно засоряется щебень в верхней части шпальных ящиков, у боковых граней и торцов шпал, а также под подошвой, начиная от краев шпал и далее к середине. Для щебня наибольший допустимый процент засорения (содержание частиц мельче 25 мм) по массе составляет 30 %, из них мельче 0,1 мм — не более 5 %. В очищенном щебне содержание частиц размерами менее 20 мм не должно превышать 5 % от массы пробы.

Балластный слой: назначение, требования к нему, материалы балластного слоя. Типовые поперечные профили

Назначение: служит основанием для подрельсовых опор, выполняя роль амортизатора между РШР и ЗП, воспринимает давление от опор, упруго перерабатывает их, обеспечивает продольною и поперечную устойчивость РШР, отводит воду от РШР, создает возможность выправки РШР в плане и в профиле (рихтовка).

Требования: прочность (балласт не должен дробиться и крошиться при уплотнении), не терять устойчивость при намокании, не ухудшать свойств при замерзании и оттаивании, быть дешевым и долговечным.

Балластный материал по происхождению, размерам частиц и их форме подразделяется на: щебеночный, гравийный, асбестовый, гравийно-песчаную смесь.

Щебеночный балласт-лучший балласт : щебень представляет собой продукт искусственного дробления изверженных магматических пород (гранит, базальт, диорит) со средней плотностью = 2,4 г/см 3 . Размер фракций применяемого щебня 25-60 мм. Форма кубовидная. Прочность щебня – его основной показатель. От величины прочности зависит интенсивность накопления остаточных деформаций. Прочность характеризуется истираемостью щебня при испытании в полочных барабанах, сопротивляемостью удару при испытаниях на копре. Щебень отвечает всем вышеперечисленным требованиям, является лучшим из современных балластов, применяется на участках 1-5 классов. Недостаток – засоряемоть.

Смотрите так же:  Спорт залог хорошей фигуры

Асбестовый балласт: представляет собой песчано-гравийную смесь из отсевов дробления серпентинитов, при этом процентное содержание асбестовых волокон не менее 1,5%. Асбестовый балласт – это отходы асбестового производства. В асбестовом балласте благодаря волокнам асбеста после увлажнения и уплотнения между зернами горной породы образуются структурные связи, а по поверхности балластной призмы – корка, непроницаемая для воды и засорителей., благодаря чему в балластной подушке образуется постоянный температуро — влажностный режим.

Недостатки: невозможность повторного использования, опасность для здоровья, неудовлетворительность работы при содержании асбеста

Поверхность балластной призмы в прямых участках планируется горизонтально, в кривых при возвышении наружного рельса более 100 мм имеет ступенчатое очертание. При этом поверхность балластной призмы должна быть ниже поверхности деревянной шпалы на 3 см и в одном уровне со средней частью при ж/б шпалах.

Уклон откосов призмы должен быть не круче 1:1,5, а песчаной подушки 1:2.

От толщины щебеночного слоя зависит напряженное состояние балластной призмы и деформируемость подушки. Максимальная толщина щебеночного слоя 40 см.

От ширины плеча d зависит сопротивляемость поперечному сдвигу РШР и стабильность пути в вертикальной плоскости.

Под балластным слоем при необходимости устраивается разделительный слой из синтетических нетканых материалов.

Срок службы щебеночного балласта – срок службы между его очистками, который зависит от загрязненности в % по массе и количества выплесков и определяется в зависимости от класса.

Количество выплесков – это количество шпал в % на 1 км пути, где балласт потерял фильтрационную способность и устойчивость.

Типовые поперечные профили балластной призмы

Балласт (путевое хозяйство)

Балласт (голл. ballast) — минеральный сыпучий материал для верхней части строения пути (балластной призмы) в железнодорожном путевом хозяйстве.

Балласт заполняет пространство между нижней постелью шпал или других рельсовых опор и основной площадкой земляного полотна, а также за торцами шпал, в шпальных ящиках. На железных дорогах общего пользования с грунтовым земляным полотном (более 99% протяжения пути) верхнее строение пути с балластным слоем является единственной конструкцией, применяемой как по техническим, так и экономическим показателям. Балласт — один из важнейших элементов верхнего строения железнодорожного пути. Он обеспечивает вертикальную и горизонтальную устойчивость пути под воздействием поездных нагрузок и изменяющихся температур. От конструкции и качества балластного слоя зависят общее состояние железнодорожного пути, уровень допускаемых скоростей движения поездов, сроки службы всех элементов верхнего строения пути (рельсов, скреплений, шпал), затраты на текущее содержание пути и вся система его ремонтов.

Балластный слой должен:

  • воспринимать давление от шпал (брусьев на стрелочных переводах) и распределять его практически равномерно на возможно большую площадь земляного полотна
  • обеспечивать стабильное проектное положение рельсошпальной решетки в процессе эксплуатации
  • обеспечивать возможность выправки пути в профиле и плане за счет балластного слоя (подбивкой, рихтовкой) для компенсации неизбежных остаточных деформаций
  • быстро отводить воду из балластной призмы и с основной площадки земляного полотна, препятствовать переувлажнению и пересыханию верхнего слоя грунта земляного полотна, потере им несущей способности (весной) и пучению (зимой)
  • участвовать в формировании оптимальной упругости подрельсного основания, особенно при железобетонных шпалах
  • иметь низкую электропроводность, обеспечивающую нормальную работу рельсовых цепей автоблокировки вне зависимости от погодных условий

Балластные материалы

К балластным материалам предъявляются различные, порой противоречивые требования:

  • быть твердым и прочным (износостойкость) и одновременно упругим (амортизационная способность)
  • быть достаточно крупным (стабильность положения рельсошпальной решетки) и одновременно мелким (ровная опорная поверхность под шпалами)
  • иметь зерна формы, близкой к кубической (улучшается износостойкость зерен и распределяющая способность призмы, но одновременно снижается ее общая несущая способность: призма «расползается» под нагрузкой)
  • содержать зерна вытянутой формы (лещадные или игловатые), прошивающие и расклинивающие балластный слой (повышается устойчивость призмы), но одновременно имеющие повышенную ломкость под нагрузкой (растут осадки)

К балластным материалам относятся:

  • щебень, получаемый при дроблении горных пород
  • отходы асбестового производства, представляющие собой мелкие фракции раздробленных пород с небольшим содержанием свободных волокон несортового хризотил-асбеста
  • галечно-гравийно-песчаная смесь, образующаяся в результате естественного разрушения горных пород
  • крупно- или среднезернистый песок

На щебеночный и асбестовый балласт укладываются главные пути, стрелочные горловины и отдельные стрелочные переводы, приёмо-отправочные пути, по которым предусмотрен безостановочный пропуск поездов, пути на горбах горок и горочные стрелочные переводы, а также некоторые деповские пути. Щебёночный балласт при эксплуатации засоряется и требует периодической очистки. Асбестовый балласт хорошо стабилизируется при движении поездов, сохраняя форму балластной призмы. При смачивании дождём на поверхности этого балласта образуется корочка, препятствующая проникновению засорителей и способствующая стеканию воды. Поэтому такой балласт находит всё более широкое применение, прежде всего на сильно засоряемых участках. Гравийный и песчано-гравийный балласт используется на малодеятельных участках (грузонапряжённость до 25 млн. тонно-километров в год). В качестве балласта иногда применяют различные местные материалы, например ракушечник или металлургический шлак (главным образом на подъездных путях заводов).

Механизация работ

При проведении путевых работ по строительству, ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути применяются следующие путевые машины:

  • Щебнеочистительная машина — для очистки балласта
  • Электробалластёр — для дозирования балласта
  • Тракторный дозировщик — для дозирования балласта, планировки балластной призмы, а также для вырезки балластного слоя
  • Шпалоподбивочная машина — для подачи балласта под шпалы и его уплотнения
  • Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина и Выправочно-подбивочно-отделочная машина — для уплотнения (подбивки) балласта
  • Балластоуплотнительная машина — для уплотнения балласта
  • Балластораспределительная машина — перераспределяет балласт, засыпает пустоты, образующиеся при перемещении балласта, а также удаляет лишний балласт с рельсо-шпальной решётки