Как принимается жалоба

Как подавать жалобу

1. Есть ли нарушение? Практика показывает, что даже опытные участники процесса наблюдения иногда ошибаются в своих суждениях. Поэтому по возможности найдите норму закона, подкрепляющую ваше мнение, и/или посоветуйтесь с консультантами в штабе наблюдения.

2. Устранимо ли нарушение? Основной задачей участника наблюдения является обеспечение максимально точного учета волеизъявления избирателей. Поэтому жалоба является безусловно необходимой лишь тогда, когда уже допущено нарушение, которое невозможно исправить и которое существенно влияет на достоверность установления результата выборов. В остальных случаях сохранение режима нормального сотрудничества с комиссией может оказаться предпочтительнее официальной фиксации в жалобе всех тех мелких и не очень мелких недочетов, которые всегда имеются в работе комиссий («не ошибается тот, кто ничего не делает»). Если ваше чувство справедливости не позволяет оставить эти недостатки без внимания — вы можете вместо жалобы написать рекомендацию комиссии.

Этот совет не относится к ситуациям, когда голосование отнесено штабом (или иным координирующим участников наблюдения органом) к «красной зоне». В этом режиме обычно является максимально важным документально подтверждать все допускаемые нарушения, особенно если они впоследствии могут послужить основанием для принятия мер в соответствии с КоАП или Уголовным кодексом, либо для требований о признании результатов голосования недействительными.

3. Что писать в жалобе? В настоящем справочнике содержится большое количество образцов заявлений. Бланки для наиболее распространенных или критически срочных ситуаций рекомендуется распечатать заранее (часто такие комплекты бланков подготавливают штабы наблюдения). В любом случае, в жалобе должны присутствовать:

  • шапка («В участковую избирательную комиссию № такой-то» «от члена комиссии с правом совещательного голоса И. И. Иванова». Если вы не являетесь членом комиссии или наблюдателем — укажите почтовый адрес (хотя комиссия должна рассматривать любые обращения непосредственно в день голосования, но формально закон о порядке рассмотрения обращений граждан требует обязательного указания почтового адреса для ответа);
  • заголовок («Жалоба» или «Заявление». Согласно терминологии закона о порядке рассмотрения обращений гражданжалоба подается в связи с нарушением прав гражданина, а заявление — в связи с иными нарушениями законодательства. На практике выбор заголовка часто определяется вкусовыми предпочтениями автора. Юридически «неправильный» заголовок ни на что не влияет, а в протоколе об итогах голосования указывается общее количество жалоб и заявлений);
  • описание фактов, являющихся нарушением (в такое-то время такой-то член комиссии сделал то-то);
  • правовая оценка этих фактов (указанные действия не соответствуют пункту такому-то статьи такой-то такого-то закона [1] ). Вы можете и не ссылаться на закон, если затрудняетесь указать конкретную норму. Это не должно препятствовать рассмотрению вашей жалобы, если вы правильно изложили фактические обстоятельства;
  • конкретное требование и его обоснование (например, «В связи с тем, что голосование с использованием переносного ящика № 1 производилось с нарушением требований закона, прошу признать бюллетени в указанном ящике недействительными, а нарушившего законодательство члена комиссии Петрова не направлять для проведения следующего выездного голосования (или: в соответствии с пунктом 12 статьи 64 федерального закона «Об основных гарантиях. » передать материалы в суд для рассмотрения вопроса об отстранении Петрова от работы в комиссии)»);
  • возможно написание заключительной формулы (она не является обязательной, но напоминает должностным лицам комиссии о том, что они должны сделать): В соответствии с п. 4 ст. 20 закона 67−ФЗ прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно, в моём присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию решения и приложить обращение и решение к протоколу об итогах голосования.
  • подпись, дата, время

Не забудьте! Если у жалобы большой объем, а ксерокса под рукой нет — пишите сразу под копирку.

4. Угроза страшнее реализации. Если речь идет об устранимом нарушении, то угроза подачи жалобы действует на председателя комиссии гораздо сильнее, чем уже поданная жалоба. Поэтому напишите жалобу, продемонстрируйте ее председателю, но дайте ему время принять меры до официальной сдачи жалобы (в то же время избегайте ситуации, когда председатель будет ощущать, что вы его шантажируете подачей жалобы, он должен иметь возможность отступить «не потеряв лица»). Часто такие переговоры удобно проводить не вам, а «третьим лицам», которыми могут выступать имеющиеся в распоряжении штаба мобильные группы (если таковые существуют и имеют возможность прибыть в разумный срок на ваш участок для урегулирования конфликта).

5. «Позвоните родителям». Если нарушение значительно и/или неустранимо, или если вы понимаете, что конфликт все-таки не будет мирно урегулирован — известите об происходящем штаб наблюдения. Это позволит штабу организовать поддержку вашей жалобы в вышестоящей комиссии, внести сведения о нарушении в карту нарушений, сообщить информацию участникам наблюдения на других участках, чтобы предотвратить подобные нарушения там.

6. Как отдать жалобу? Отдавайте жалобу только председателю, его заместителю или секретарю комиссии. Получите отметку на втором экземпляре жалобы (как минимум, дата, время и подпись, как максимум — еще и слово «Получено», а также наименование должности и расшифровка подписи). Если вы писали жалобу не под копирку и у вас нет возможности сделать ксерокопию, а размер жалобы велик и времени мало — попросите председателя расписаться в расписке о получении («Жалобу имярек о том-то получил. Дата, время, должность, подпись, расшифровка подписи»), а перед подачей жалобы сфотографируйте ее с нормальным качеством, чтобы при необходимости иметь возможность восстановить текст.

Если заявление не принимают (или отказываются поставить отметку о приеме на вашем экземпляре) — это причина подать дополнительную жалобу.

7. Как рассматривают жалобу? Комиссия в день голосования обязана рассматривать жалобы и принимать по ним решения немедленно: пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 4. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно .[. ] Жалоба должна быть рассмотрена в присутствии заявителя и тех лиц, действия которых обжалуются: пункт 12 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 12. При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Решения по жалобе должны приниматься именно на заседании комиссии, с извещением о заседании всех членов комиссии с правом совещательного голоса. Несоблюдение этого является самостоятельным нарушением, которое также может быть обжаловано.

8. В каких случаях жаловаться в ТИК территориальная избирательная комиссия ? Закон обязывает вышестоящую комиссию непременно самостоятельно рассматривать лишь те жалобы, которые были предметом рассмотрения в нижестоящей комиссии [2] . Поэтому жалоба в ТИК территориальная избирательная комиссия на действия или решения УИК участковая избирательная комиссия разумна в следующих ситуациях:

  • вы подали жалобу в УИК участковая избирательная комиссия , но принятое по ней решение вы считаете неправильным;
  • вы подали жалобу в УИК участковая избирательная комиссия , но жалоба не рассматривается в течение длительного времени (или вам не сообщают об итогах ее рассмотрения);
  • у вас не принимают жалобу (в этом случае для надежности можно оформить акт);
  • вы обжалуете принятое УИК участковая избирательная комиссия решение;
  • вас не допускают в помещение для голосования (или удалили оттуда).

Какие решения принимаются при рассмотрении вопроса о приемлемости жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации

По результатам первичного рассмотрения жалоб Рабочим аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации могут приниматься следующие решения в зависимости от соответствия ее компетенции (мандату) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и требованиям указанного Федерального конституционного закона:

– жалоба заявителя принимается к дальнейшему изучению и рассмотрению, если она относится к компетенции (мандату) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и надлежащим образом оформлена;

– заявителю разъясняются возможные средства, которые он вправе самостоятельно использовать для защиты своих прав или свобод;

– жалоба заявителя передается по территориальности и подведомственности государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение ее по существу;

– в принятии жалобы заявителя к рассмотрению мотивировано отказывается, соответствующее решение при этом обжалованию не подлежит.

О решении, принятом по результатам первичного рассмотрения жалобы на предмет ее соответствия компетенции (мандату) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в десятидневный срок уведомляется заявитель.

Предложения и жалобы

Претензии, связанные с:

  • пересмотром суммы страхового возмещения;
  • несогласием с отказом (частичным отказом) в возмещении убытков;
  • несогласием признания ТС конструктивно погибшим;
  • сменой сервисной станции;
  • некачественным ремонтом на СТОА;
  • качеством работы конкретного сотрудника.
Смотрите так же:  Смена наименования организации трудовой договор

принимаются в письменном виде на бумажном носителе.

Заявления о выдаче документов по страховому случаю принимаются в письменном виде в офисе урегулирования Страховой компании «Согласие».

Вы можете распечатать бланк заявления, заполнить его и передать в ООО «СК «Согласие» одним из следующих способов:

Подача и рассмотрение жалоб при предоставлении государственных услуг

Процедуры подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти края, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов исполнительной власти края, предоставляющих государственные услуги, а также на деятельность краевых государственных учреждений, участвующих в предоставлении государственных услуг, регулируются Законом Красноярского края от 07.02.2013 № 4-1039 «Об особенностях подачи и рассмотрения жалоб при предоставлении государственных услуг».

Порядок подачи жалобы

Жалобу вправе подать физическое или юридическое лицо либо их уполномоченные представители (далее — заявитель), обратившиеся в орган исполнительной власти края, краевое государственное учреждение, предоставляющие государственные услуги (далее — органы, предоставляющие государственные услуги), с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Заявитель может обратиться в следующих случаях:
а) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
б) нарушение срока предоставления государственной услуги;
в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края для предоставления государственной услуги;
г) отказ заявителю в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и края для предоставления государственной услуги;
д) отказ заявителю в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края;
е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и края;
ж) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного соответствующим административным регламентом предоставления государственной услуги срока таких исправлений.

Требования к содержанию жалобы

Жалоба должна содержать:
а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
б) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.

Процедура подачи жалобы

Жалоба может быть подана в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Прием жалоб в письменной форме осуществляется:
а) органом, предоставляющим государственные услуги, в месте, где заявитель подал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат государственной услуги;
б) краевым многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр);
в) вышестоящим органом, в подчинении которого находится орган, предоставляющий государственную услугу.

Жалобы принимаются во время, совпадающее со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и органом, предоставляющим государственную услугу (далее — соглашение о взаимодействии), но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с настоящим Законом органом, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии, при этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В электронной форме жалоба может быть подана заявителем посредством:
а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
б) единого краевого портала «Красноярский край» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
в) федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Должностные лица органа, предоставляющего государственные услуги, рассматривающие жалобы

Жалоба на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов исполнительной власти края, предоставляющих государственные услуги, рассматривается руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо должностным лицом этого органа, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.

Должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, определяется органом, предоставляющим государственные услуги, и обеспечивает:
а) прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и краевого законодательства;
б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

Должностные лица и органы, рассматривающие жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, подается в вышестоящий орган исполнительной власти края:
а) жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя агентства или службы края рассматривается министерством края, в ведении которого находится соответствующее агентство или служба края, а в случае, если агентство или служба находится в ведении Правительства края, жалоба подается в Правительство края;
б) жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя министерства края подается в Правительство края.

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя органа исполнительной власти края, предоставляющего государственные услуги и подчиненного Губернатору края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края, подается Губернатору края. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя коллегиального органа, предоставляющего государственные услуги, подается в орган исполнительной власти края (или должностному лицу), создавший (создавшему) соответствующий коллегиальный орган.

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя краевого учреждения, предоставляющего государственные услуги, подается в орган исполнительной власти края, осуществляющий функции и полномочия учредителя соответствующего краевого учреждения.

В случае отсутствия вышестоящего органа жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, подается непосредственно руководителю органа, предоставляющего государственную услугу, и рассматривается им в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и краевым законодательством.

Сроки регистрации и рассмотрения жалобы

Поступившая жалоба подлежит регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены должностным лицом или органом, уполномоченным на ее рассмотрение.

В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, или его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба подлежит рассмотрению в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит рассмотрение жалобы, в течение 3 рабочих дней со дня регистрации жалобы указанный орган направляет жалобу должностному лицу или в орган, уполномоченные на ее рассмотрение, и в письменной форме информирует заявителя о направлении жалобы на рассмотрение. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Руководитель органа исполнительной власти края, краевого учреждения, в которые поступила жалоба, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб:
а) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием заявителя, подавшего жалобу;
б) принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов гражданина;
в) направляют заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы;
г) уведомляют заявителя о направлении его жалобы на рассмотрение в другой государственный орган или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

При рассмотрении жалобы должностное лицо или орган, уполномоченные на ее рассмотрение, запрашивают и учитывают мнение органов, должностных лиц, государственных гражданских служащих, решения, действия (бездействие) которых обжалуются.

Органы исполнительной власти края, краевые учреждения, должностные лица, государственные гражданские служащие, решения, действия (бездействие) которых обжалуются, по запросу должностного лица или органа исполнительной власти края, рассматривающих жалобу, обязаны в течение 5 дней с момента получения запроса предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Результат рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо или орган, уполномоченные на ее рассмотрение, принимают одно из следующих решений: а) удовлетворяют жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и края, а также в иных формах; б) отказывают в удовлетворении жалобы.

Смотрите так же:  Статьи 336 трудовой кодекс

Решение принимается в форме акта уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица или органа.

При удовлетворении жалобы должностное лицо или орган, уполномоченные на ее рассмотрение, принимают исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме и по желанию заявителя в форме электронного документа. В случае если в жалобе не указаны или указаны в нечитаемой форме фамилия гражданина и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается.

В орган, предоставляющий государственную услугу, на решение, действие (бездействие) которого поступила жалоба, направляется уведомление о рассмотрении жалобы, в котором, в случае удовлетворения жалобы, сообщается о необходимости устранения нарушений прав заявителя, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврате заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

В случае удовлетворения жалобы, рассматриваемой руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, или должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы, указанными лицами принимаются меры по устранению нарушений прав заявителя, исправлению допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврату заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

Должностное лицо, государственный гражданский служащий, на решение, действие (бездействие) которого поступила жалоба, вправе ознакомиться с уведомлением о рассмотрении жалобы.

Основания для отказа в удовлетворении жалобы

Должностные лица или органы, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
а) если обжалуемые действия органа, предоставляющего государственную услугу, являются правомерными;
б) наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы о том же предмете и по тем же основаниям;
в) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены;
г) наличие решения по жалобе, принятого ранее этим же органом в соответствии с требованиями краевого законодательства, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

1. Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

2. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

3. После официального опубликования результатов выборов, референдума жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

4. Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

5. Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.

1. В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи суды соответствующего уровня обязаны принять жалобу, поданную заявителем в связи с нарушением его избирательных прав, права на участие в референдуме. Жалоба должна быть разрешена по существу в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. Неукоснительное соблюдение данной нормы комментируемого Федерального закона обеспечивает судебную защиту в случае нарушения конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

2. Комментируемый пункт устанавливает временной интервал, в течение которого заявитель может подать жалобу в суд на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума или в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума – в течение 10 дней со дня принятия соответствующей комиссией обжалуемого решения. Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 260 ГПК РФ.

Этот срок на обжалование решений избирательных комиссий о регистрации, отказе в регистрации является специально установленным сроком для обращения в суд и исчисление этого срока должно производиться по правилам, установленным в пункте 1 статьи 11 1 Федерального закона № 67-ФЗ. В соответствии с указанной нормой, если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события. Например, в случае принятия комиссией решения 5 ноября 2005 года первым днем десятидневного срока для подачи в суд заявления об отмене этого решения является день принятия решения избирательной комиссией, т.е. 5 ноября 2005 года, а последним днем для подачи заявления – 14 ноября 2005 года Таким образом, 15 ноября 2005 года у заявителя уже отсутствует право на обращение в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии от 5 ноября 2005 года об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты. В связи с этим суд не вправе рассматривать такое заявление по существу и принимать решение. В порядке гражданского производства на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и абзаца второго статьи 220 ГПК РФ суд должен прекратить производство по делу, поскольку требование об отмене оспариваемого решения избирательной комиссии не подлежало рассмотрению и разрешению в суде 1 .

В соответствии с комментируемым пунктом вышеуказанный срок, независимо от причин его пропуска, восстановлению не подлежит, что требует от участников избирательного или референдумного процессов отслеживать развитие правоотношений на соответствующем этапе избирательной кампании (кампании референдума), быть готовыми отстаивать в суде или вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума свои права и законные интересы в качестве заинтересованной стороны. Сроки подачи кассационной жалобы на решения суда по делам, связанным с регистрацией, отказом в регистрации в ходе избирательной кампании, кампании референдума, регулируются частью 3 статьи 261 ГПК РФ.

_______________
1 См.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2005 года по делу № 67-Г05-13.

3. В случае если заявителем обжалуются результаты выборов, референдума, то жалоба на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме, допущенное в ходе избирательной кампании, кампании референдума, в соответствии с комментируемым пунктом может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. В соответствии с пунктом 3 статьи 72 комментируемого Федерального закона официальное опубликование результатов выборов, референдума осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, установленные специальным законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования. По истечении годичного срока жалоба судебному рассмотрению не подлежит. Такое регулирование позволяет гарантировать стабильность в деятельности избранных органов государственной власти и органов местного самоуправления в период срока их полномочий.

4. Поскольку избирательная кампания, кампания референдума ограничены жесткими временными рамками, в комментируемом пункте предусмотрены сокращенные сроки принятия решений по жалобам. Так, по жалобе, поступившей в ходе избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, решение должно быть принято судом или вышестоящей комиссией в течение пяти дней со дня ее поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования и следующий за ним день – немедленно. Если содержащиеся в жалобе факты требуют дополнительной проверки, решение по такой жалобе принимается не позднее чем через десять дней со дня ее подачи.

Судебная практика показала, что сокращенные сроки судебного разрешения избирательных дел по первой инстанции, установленные комментируемым пунктом и статьей 260 ГПК РФ, в ряде случаев определялись судами как пресекательные сроки, влекущие прекращение производства по делу после дня голосования. Это лишало лиц, обратившихся в суд с заявлением о защите своих избирательных прав в ходе избирательной кампании, дела которых по тем или иным причинам не были рассмотрены в предусмотренные законом сроки, возможности такой защиты. Данное обстоятельство отметил Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность отдельных положений статьи 260 ГПК РФ в связи с жалобой гражданина Е.Г. Одиянкова. В принятом Конституционным Судом Российской Федерации 26 декабря 2005 года постановлении № 14-П 1 положения указанной статьи, предусматривающие сроки рассмотрения судом поданных в период избирательной кампании заявлений о защите избирательных прав (абзац первый части второй в редакции указанного Федерального закона от 14 декабря 2002 года, часть шестая в редакции указанного Федерального закона от 21 июля 2005 года), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьи 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2), в той мере, в какой эти положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, препятствуют суду по истечении установленных в них сроков разрешить соответствующее дело по существу и служат основанием прекращения производства по делу.

Смотрите так же:  Претензионное письмо по осаго

Жалобы на решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума после установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов (пункт 1 1 статьи 77 комментируемого Федерального закона) рассматриваются только в судебном порядке. Принятие решений по ним должно быть осуществлено в пределах двухмесячного срока со дня подачи жалобы.

_______________
1 СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 337.

5. Из комментируемого пункта следует, что заявление об отмене регистрации кандидата или списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, может быть подано только в суд и не позднее чем за восемь дней до дня голосования, в том числе повторного голосования, назначенного соответствующей избирательной комиссией по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей в ходе основных выборов. Таким образом, при подаче такого заявления в последний (восьмой) из установленных дней на ее рассмотрение у суда остается только три дня, так как решение по нему в соответствии с комментируемой нормой должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования 1 . В случае же, когда поданное в установленный срок заявление не может быть рассмотрено судом в указанное время, производство по такому делу должно быть прекращено. Указанная норма обеспечивает стабильность избирательного процесса на одном из важнейших его этапов, позволяет избирательным комиссиям сконцентрировать свое внимание, прежде всего, на вопросах подготовки к голосованию, минимизирует возникновение ситуаций, связанных с перепечатыванием избирательной документации, внесением в нее изменений и дополнений.

_______________
1 Частью 9 статьи 260 ГПК РФ указанный пятидневный срок установлен только для суда первой инстанции. В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» часть третья статьи 348 применительно к кассационной инстанции предусматривает, что кассационная жалоба, поданная на решение по делу о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, рассматривается судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена не позднее чем за два дня до дня голосования // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5303.

Как принимается жалоба

Недовольство клиентов может распространяться на сервис, действия сотрудников компании, качество услуг и товара. В каждом случае необходимо понимать, как работать с жалобами клиентов.

Бояться жалоб со стороны клиентов не следует – ведь они указывают на недоработки компании и возможности дальнейшего прогресса.

Жалоба является запросом клиента на ответ по конкретной данной ситуации. Прежде всего, жалоба подтверждает желание клиента сообщить о своем недовольстве или причине обиды.

Поскольку расширение круга клиентов зависит именно от лояльности текущих потребителей, при правильной организации работы с поступающими их претензиями можно добиться прогресса своей компании и повышения лояльности целевой аудитории, со стабильным ростом доходов.

При этом, если оставить обоснованную жалобу без внимания, компания лишается не только одного клиента, но и его знакомых.

Недовольство клиентов подсказывает верные пути развития

Конечно, решение ситуаций с недовольными клиентами – это дополнительная работа, но при грамотном подходе, работа над ошибками – серьезный ресурс, путь к росту компании: к повышению качества услуг, к расширению ассортимента.

Основной алгоритм по работе с жалобами клиентов

Предлагаем работаем с жалобами клиентов следуя данному алгоритму:

  1. принимаем претензию;
  2. даем первичный ответ;
  3. если его недостаточно для решения вопроса – регистрируем поступившее обращение;
  4. выясняем ситуацию;
  5. формируем ответ клиенту;
  6. отвечаем на жалобу клиента;
  7. формируем план корректирующих действий.

Как принимать претензию и реагировать на жалобы клиентов?

Необходимо, чтобы каждый сотрудник умел быстро реагировать на претензию. В любом случае, важно быть вежливым, доброжелательным и настроенным на решение вопроса.

Важно, чтобы первая реакция на претензию произошла максимально быстро. Сразу в ответ на жалобу необходимо дать позитивный ответ, который успокоит клиента. Если проблему можно решить сразу – необходимо это сделать. Если она требует проработки – необходимо «взять паузу», назвав клиенту дедлайн, в который вы сможете ему ответить. Важно чтобы второй контакт по данному вопросу состоялся не позднее названного вами срока. Лишь в таком случае клиент будет уверен в заботе со стороны компании.

Есть претензии, которые не требуют разбора в компании, но существуют и такие, которые требуют тщательного обсуждения в коллективе и принятия решений.

Регистрация поступившего обращения

Фиксированию подлежат все поступившие претензии. Эта функция выполняется администратором, клиент-менеджером, управляющим, директором по качеству либо маркетологом, или другим лицом, которое отвечает за это в организации.

Фиксирование жалоб производит для того, чтобы выявить наиболее верные способы устранения недостатков в работе и услугах.

Выяснение ситуации, понимание причин появления жалобы

Представитель компании, отвечающий за качество, обрабатывает поступившую жалобу.

Прежде всего, необходимо выяснить ситуацию: узнать мнение клиента, мнение сотрудника, который принял жалобу, а также сотрудника к работе которого она относится.

Затем нужно определить обоснована ли претензия.

В случае, когда вины сотрудника или компании в возникшей проблеме нет, нужно понимать, что жалоба – это запрос к общению. Не бросайте клиента со своей проблемой, постарайтесь предложить ему выход из данной ситуации. Будьте вежливы и доброжелательны.

Если претензия обоснована – сформируйте ответ для клиента.

Формирование ответа клиенту, разрешение ситуации

При выявлении вины со стороны сотрудников – нужно предоставить клиенту извинения, избавившись от выявленных недостатков. Опыт подтверждает, что сначала от мелких претензий лучше избавиться, а лишь затем выявлять причины и виновников сбоя в работе компании и принимать меры наказания.

Итак, нам понадобятся меры для устранения недовольства со стороны клиента. Если необходимо принести извинения, придумайте каким образом, помимо устного обращения, можно нивелировать ситуацию при помощи собственных ресурсов. Если вам необходимо принести свои извинения от компании – предложите клиенту дополнительную услугу бесплатно или даже курс услуг, если это потребуется для исправления ошибки мастера. Если проблема не связана с какой-то конкретной услугой, произведенной не правильно – вы можете предложить ему пройти новую процедуру, которой клиент до этого не пользовался. Для этого до момента принятия решения вы должны изучить карточку клиента, определиться с его предпочтениями и предложить услугу, которая могла бы ему понравиться. Таким образом, для вас это будет сродни индивидуальной промо-акции и, возможно, в дальнейшем гость расширит круг выбираемых услуг.

При разрешении ситуации необходимо также определить подошли ли клиенту предложенные меры, удовлетворен ли он предложенным решением.

Формирование плана корректирующих действий

На следующем этапе предстоит разобраться в причинах данной проблемы, устранив непосредственно их и другие выявленные недостатки в предоставлении услуг.

Должны быть запланированы действия для совершенствования рабочих процессов для профилактики аналогичных проблем в дальнейшем.

При регулярном обсуждении жалоб необходимо рассматривать их суть. Это позволит выявить нет ли частых проблем, требующих одного решения, а также определить план действий.

Не следует также забывать обращать внимание на то, насколько оперативно были устранены проблемы.

Налаженная обратная связь

В условиях современной конкуренции необходима надежная и стабильная обратная связь с клиентами.

Есть клиенты, которым не комфортно говорить, жаловаться вслух, особенно, если это жалоба на третье лицо (например, сообщить что-то администратору о том, что не понравилось в работе мастера). Для таких клиентов очень важно делать печатные анкеты, в которых они могут проставить галочки или изложить суть претензии в предназначенном для этого окне.

Однако также необходимо научить своих работников прислушиваться к гостям, выводить их на разговор. Также они должны понимать, как реагировать на жалобы клиентов и какие быстрые пути решения есть в их арсенале. Важно донести до персонала что жалобы или замечания – это нормальное явление в работе любой организации, а активная работа с клиентами поможет улучшить работу компании, проявить заботу о потребителях, которую они обязательно оценят