Как правильно оформить локальный акт

Локальные нормативные акты

Локальные нормативные акты — это акты (документы), содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в установленном порядке и в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (ст. 8 ТК РФ).

Основные локальные нормативные акты:

  • Штатное расписание (Форма Т-3) (бланк, скачать)
  • Правила внутреннего трудового распорядка (пример, скачать)
  • Положение о защите персональных данных (пример, скачать)
  • Программа вводного инструктажа (пример, скачать)

Подробнее о регламентах составления и видах локальных нормативных актов, предусмотренных трудовым законодательством можно почитать в статьях:

В Кадровом клубе «Кадры в порядке» прошел семинар Светланы Дмитрищук «Локальные нормативные акты». Рекомендуем посмотреть видеозапись этого материала.

Дмитрищук С.А. «Локальные нормативные акты»

Другие видеозаписи семинаров кадрового клуба можно посмотреть в разделе «ВИДЕО»

Ниже приведены примеры локальных нормативных актов, разработанные в разное время для различных компаний. Они могут послужить отправной точкой для составления локальных нормативных документов для вашей компании.

Важно помнить, что локальные нормативные документы должны отражать специфику именно вашей компании, поэтому любой образец потребует серьезного анализа и переработки.

Кодекс этики регламентирует поведение сотрудников, описывает идеологию компании и содержит строгие правила поведения на работе, описывает политику в отношении соучредителей, руководства и клиентов. Подробнее о создании и внедрении «Кодекса этики» в компании можно почитать в статье «Этический кодекс компании».

Примеры корпоративных кодексов:

  • Кодекс деловой этики, универсальный (скачать)
  • Кодекс деловой и корпоративной этики НК «РОСНЕФТЬ» (скачать)
  • Кодекс деловой этики ОАО «Группа «Илим» (скачать)
  • Кодекс деловой этики ООО «Уралавтостекло» (скачать)
  • Кодекс этики компании «Базовый элемент» (скачать)
  • Корпоративный кодекс Банка (скачать)
  • Кодекс поведения лиц, занимающих должности в органах управления АО (скачать)

Положение о персонале

Положение о персонале — документ, устанавливающий принципы трудовых взаимоотношений, способы организации труда в компании, основные права и обязанности компании и ее персонала. Подробнее можно почитать в статье: «Положение о персонале: этапы разработки и структура»

Примеры Положений о персонале:

  • Положение о персонале (форма) (скачать)
  • Положение о персонале акционерного общества (скачать)
  • Положение о персонале (скачать)
  • Положение о персонале (скачать)

Положения об оплате труда и премировании

Положение об оплате труда – локальный нормативный акт, утверждаемый руководителем организации. Основная цель данного документа описать применяемые в организации механизмы расчетов и выплаты заработной платы. Очень часто в таком положении указываются не только правила исчисления и выплаты заработной платы, но и применяемые в организации системы премирования (хотя, нормы о премировании могут быть вынесены в отдельное положение). Подробнее о содержании и структуре Положения об оплате труда можно почитать в статье «Положение об оплате труда».

Примеры положений об оплате труда:

  • Положение о материальном и моральном поощрении персонала (скачать)
  • Положение о материальном и моральном поощрении работников (скачать)
  • Положение о материальном поощрении (скачать)
  • Положение о поощрении передовиков производства и лучших работников (скачать)
  • Положение о премировании (скачать)
  • Положение о премировании работников организации (скачать)
  • Положение об оплате и стимулировании труда работников (скачать)
  • Положение об оплате труда (скачать)
  • Положение об оплате труда (скачать)
  • Положение об оплате труда в ГУ (скачать)
  • Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ ЗКП (скачать)
  • Положение об оплате труда и премировании (скачать)
  • Положение об оплате труда и премировании (скачать)
  • Положение об оплате труда и премировании работников (скачать)
  • Положение об оплате труда ИГХТУ (скачать)
  • Положение об оплате труда муниципальных служащих (скачать)
  • Положение об оплате труда работников Волжского гуманитарного института (скачать)
  • Положение об оплате труда работников ОАО «Шинный завод» (скачать)
  • Положение об оплате труда работников ООО и его структурных подразделений (скачать)
  • Положение об оплате труда работников организации (скачать)
  • Положение об оплате труда работников УрГУ (скачать)
  • Положение об оплате труда работников учреждений г.Белогорска (скачать)
  • Положение об оплате труда сотрудников ТГУ (скачать)
  • Положение по контрактной системе найма и оплаты труда (скачать)
  • Система мотивации менеджеров проектов и членов проектных групп (скачать)

Положения о подразделениях

Положения о структурных подразделениях не являются обязательным документом в соответствии с трудовым законодательством, однако именно в них закрепляется распределение «ролей» между подразделениями и сотрудниками внутри одной организации. Требования к содержанию Положений могут быть определены внутренними документами организации (например, Стандартом разработки положений о структурных подразделениях). Если таких документов у вас нет, то при разработке Положения можно использовать типовой шаблон Положения о структурном подразделении.

  • Положение о подразделении Бухгалтерия (скачать)
  • Положение о подразделении Кадровая служба (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного конструктора (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного механика (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного технолога (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного энергетика (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел кадров (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел капитального строительства (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел контроля качества (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел маркетинга (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел материально-технического снабжения (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел организации и оплаты труда (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел по защите информации (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел сбыта (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел социального развития предприятия (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел технического контроля (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел транспортный (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел финансовый (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел юридический (скачать)

Служба поддержки управляющих советов

Участие УС в принятии и согласовании локальных нормативных актов требует специального закрепление в уставе ОУ. Например,

1. принимает изменения и (или) дополнения в устав ОУ (после чего вносит данные изменения и дополнения на рассмотрение и утверждение учредителя), в том числе в части определения:

· прав и обязанностей участников образовательного процесса;

· структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов самоуправления ОУ;

· порядка и оснований отчисления обучающихся;

· системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения.

2. Принимает локальные нормативные акты по:

· определению режима занятий обучающихся;

· введению (отмене) единой формы одежды для обучающихся в период занятий

· пользования мобильными телефонами и иными техническим устройствами нестационарного назначения.

Недопустимы в отношении управляющего совета учреждения обобщающие формулировки типа: «утверждает локальные акты школы» и «принимает решения по другим важнейшим вопросам жизни Школы, не отнесенным к компетенции директора». Устав школы — это тоже локальный правовой нормативный акт, основной для школы, и его утверждает учредитель, а не совет. Приказы директора также являются локальными правовыми, иногда нормативными (положения, утверждаемые приказами) актами школы и утверждает их директор единолично. А приведенный текст фактически включил их утверждение в компетенцию совета учреждения.

К компетенции директора не относятся полномочия учредителя по управлению школой, перечисленные в уставе, но данная редакция и полномочия учредителя фактически относит к компетенции совета, что недопустимо. Статья 13 (требования к уставу образовательного учреждения), п.5 статьи 35 закона РФ «Об образовании» четко предписывают: полномочия совета учреждения и разделение полномочий между руководителем и советом должны быть исчерпывающим образом указаны в уставе учреждения.

Решения по вопросам принятия локальных нормативных актов ОУ должны закрепляться в протоколах заседания комиссии. К протоколам заседания УС необходимо прилагать проекты локальных нормативных актов, редакции которых согласованы и приняты на заседании. Соответственно, протоколы заседаний УС должны быть подписаны председателем и секретарем УС, а приложения к протоколу заседания должны быть удостоверены подписью секретаря УС.

Рассмотрим вопрос о том, как правильно на уровне локальных актов закрепить требования к поведению учащихся на примере внедрения правил:

1. о Запрете курения;

2. о Введении единой школьной формы;

3. об ограничении пользования мобильными телефонами.

администрации г. ________

от «___» ______ 20___ г.

Внести изменения в устав МОУ СОШ № ______ в редакции согласно приложения.

к Решению от «___» _______ 20___ г.

Внести в устав МОУ СОШ № _______ статью 9_1 в следующей редакции:

Статья 9_1. Требования к школьной форме учащихся

9_1.1. Учащийся имеет право выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами:

Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную.

Юноши — белая мужская (мальчиковая) сорочка, пиджак, брюки, туфли. Галстуки, бабочки и т.п. по желанию.

Девушки — белая блуза рубашечного покроя, жакет, юбка, туфли.

Юноши — пиджак, брюки, мужская сорочка (рубашка), туфли. Рубашки разных цветов, однотонные. Пиджак, брюки синего, черного, серого, темно — зеленого цвета.

Смотрите так же:  Статья 43 тк рф коллективный договор заключается на срок не более

Девушки — блуза рубашечного покроя (цвет разный однотонный), брюки, юбка длиной выше колен на 10 см, короткий однобортный жакет (приталенный силуэт, глухая застежка до верха, отложной воротник, слегка расширенные рукава). Цвета жакета, юбки и брюк — черный, серый, зеленый, синий.

Спортивный костюм, кроссовки.

9_1.2. Учащийся обязан носить повседневную школьную форму ежедневно. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится с собой. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную форму.

9_1.3. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются.

9_1.4. Категорически запрещается ношение джинсовой, спортивной и одежды бельевого стиля.

9_1.5. Допускается ношение в холодное время года джемперов, свитеров и пуловеров однотонного цвета.

9_1.6. Учащиеся обязаны носить с собой в школу сменную обувь, обязательную для переобувания перед началом занятий в рекреации 1-ого этажа.

9_1.7. Родителям учащихся при выборе школьной формы следует придерживаться выбора для учащегося одежды, схожей с описанием, данным в настоящем Уставе, до степени смешения.

1. Утвердить Положение о пользовании учащимися средств мобильной связи.

2. Провести с родителям учащихся разъяснительную беседу о целесообразности выбора моделей мобильной связи для своих учащихся без набора функций, которые не нужны для голосовой связи, и отсутствия возможности у школы обеспечить сохранность мобильных телефонов учащихся во время учебно-воспитательного процесса.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителей директора

Основание: протокол Управляющего совета от «___» _________ 20___ г.

Директор ____________ (__________)

от «__» ______ 20___ г.

о пользовании учащимися средствами мобильной связи

На основании положения «Правила поведения учащихся МОУ средней общеобразовательной школы № ____» пункта 2 «Поведение на занятиях»

1. Мобильный телефон является личной собственностью учащегося . Администрация школы не несёт ответственности за личные вещи учащихся и сотрудников школы.

2. Учащийся обязан:

В здании школы обязательно ставить телефон в режим вибровызова.

3. Учащемуся запрещается:

1. Во время урока пользоваться мобильными телефонами;

2. Сообщать по мобильному телефону о возможных террористических актах на территории школы;

3. Пользоваться мобильными телефонами во время экстренной эвакуации.

4. Администрация школы, классные руководители и педагоги-предметники не несут ответственности за ущерб, причинённый владельцу мобильного телефона (умышленную и неумышленную порчу, кражу), оставленного без присмотра телефона, как во время урока, так и во время перемены.

5. В случае нарушения данного положения администрация школы вправе наложить на учащегося дисциплинарное взыскание в виде:

в) строгого выговора.

6. Администрация школы (классный руководитель) имеет право внести запись о взыскании в дневник учащегося и принять меры о доведении в иной форме информации о нарушении до сведения родителей.

7. Учитель, ведущий урок, имеет право изъять средство мобильной связи у учащегося в случае нарушения настоящих Правил на время проведения урока с последующим его возвращением после окончания урока. В случае отказа учащегося передать средство мобильной связи на хранение учителю удалить учащегося из помещения, в котором проводится урок.

Решение Управляющего совета № _____ от «__» ________ 20__ г.

Утвердить Положение о запрете курения на территории школы.

Основание: протокол Управляющего совета от «___» _________ 20___ г.

Председатель ____________ (__________)

на заседании Управляющего совета

от «__» ______ 20___ г.

о запрете курения в здании МОУ СОШ № __ и

на прилегающей территории

(локальный акт к Уставу)

1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Уставом школы и служит для создания благоприятной обстановки для обучения, безопасных условий пребывания в школе, воспитания навыков культурного поведения, чувства гордости за свое учебное заведение.

2. Во время нахождения на территории школы и прилегающей к ней территории учащемуся запрещается курение:

в помещении школы (классных кабинетах, туалетных комнатах, лестничных площадках, подвальных помещениях);

на территории школы (крыльце и пришкольной территории, ограниченной специальными ограждениями).

3. Контроль за соблюдением положения осуществляется администрацией школы, классными и руководителями, техническим персоналом.

4. В случае, если учащийся нарушил данное Положение, принимает меры по исправлению ситуации: беседует с родителями, обучающимися, приглашает их для беседы к заместителям директора, директору и т.д. Систематическое несоблюдение требований настоящего Положения влечет за собой приглашение обучающегося и его родителей на заседание управляющего совета школы, передачи материалов для постановки учащегося на учет в комиссию по делам несовершеннолетних.

Правовая ситуация в части возможности мер реагирования в случае несоблюдения описанных выше правил поведения складывается в настоящее время одинаковым образом.

С одной стороны, образовательное учреждение вправе самостоятельно определять правила поведения лиц, находящихся на его территории, и требовать их выполнения. С другой стороны, законодательство не определяет конкретные меры оперативного реагирования в случае нарушения этих правил. Максимально возможная мера реагирования — удаление учащегося с территории школы или с занятия с проведением дальнейшей разъяснительной работы с родителями, но и то, только в том случае, если его поведение создает невозможность дальнейшей организации нормального учебного процесса.

Наиболее оптимальный вариант в случае несоблюдения учащимся указанных выше правил — это отстранение их от учебного процесса. С дальнейшим предложением родителям восполнить образовавшийся пробел в знаниях на дополнительной платной основе.

В качестве крайней меры реагирования, возможно исключение учащегося из школы в порядке, установленном законодательством и локальными нормативными актами школы, а также передача материалов для постановки на учет в комиссию по делам несовершеннолетних.

Локальные нормативные акты: требования законодательства

Автор: Е. В. Давыдова

Какие документы считаются локальными нормативными актами? Какие виды локальных актов выделяются? Что относится к обязательным локальным актам? На какой срок они могут утверждаться? В каких случаях локальный акт необходимо согласовывать с представительным органом работников? Что считается таким органом? В каком порядке осуществляется согласование? Каковы требования к оформлению локальных актов и их хранению? В каком порядке в них вносятся изменения?

В предыдущем номере нашего журнала мы рассказывали о таких документах, регулирующих отношения между работниками и работодателем, как соглашения в сфере труда. А сейчас поговорим о документах не менее важных, но которые, в отличие от соглашений, есть в каждой организации – это локальные нормативные акты. Разрабатывает и утверждает локальные акты работодатель. Однако в некоторых случаях участие в этом принимают и работники – через их представительный орган или профсоюз. О том, какие требования предъявляются к локальным нормативным актам, как они разрабатываются, в каком порядке согласовываются, утверждаются и в каком порядке происходит ознакомление с ними работников, расскажем в статье.

Локальные акты и их виды

Исходя из ст. 8 ТК РФ локальный нормативный акт (далее – ЛНА) можно определить как внутренний документ организации, принимаемый работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, при принятии ЛНА необходимо учитывать мнение представительного органа работников. При этом согласование должно осуществляться только в порядке ст. 372 ТК РФ. Иначе ЛНА не подлежат применению. Кроме того, положения ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

ЛНА обязательны для применения как работниками, так и работодателями. За несоблюдение положений ЛНА работниками они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушение же работодателем положений ЛНА чревато для него привлечением к административной ответственности и судебными разбирательствами.

К ЛНА относятся положения, порядки, инструкции и т. п. При этом по некоторым признакам ЛНА можно разделить на различные виды, которые представим в виде схемы.

Обязательные ЛНА

К обязательным относятся ЛНА, наличия которых требует трудовое законодательство, в частности:

  • правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ);
  • документ, устанавливающий систему оплаты труда (положение об оплате труда) (ч. 4 ст. 135 ТК РФ);
  • документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);
  • документ, регламентирующий порядок хранения и использования персональных данных работников, например положение о персональных данных работников (п. 8 ст. 86 ТК РФ);
  • акт, содержащий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (например, положение о ненормированном рабочем дне), если работникам организации трудовым договором установлен такой режим (ст. 57, 101 ТК РФ);
  • акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
  • акт, устанавливающий порядок и условия прохождения работниками подготовки или получения дополнительного профессионального образования, если работодатель принимает решение о необходимости направления работников на учебу, переобучение или повышение квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ);
Смотрите так же:  Отзыв на исковое заявление о взыскании задолженности за поставленный товар

Нормы о режимах рабочего времени могут быть утверждены отдельным документом либо включены в ПВТР.

  • правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
  • уставы и положения о дисциплине, введенные федеральными законами (ч. 5 ст. 189 ТК РФ) (например, Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16.11.1998 № 1396).

Вместо того, чтобы создавать отдельные ЛНА, можно включить в соглашения, коллективные или трудовые договоры те или иные положения, например, о конкретных размерах платы за сверхурочную работу (ст. 152 ТК РФ).

Помимо обязательных ЛНА, по желанию работодателя в организации могут быть разработаны собственные ЛНА, не предусмотренные законодательством. Например, положение о добровольном медицинском страховании.

Срок и сфера действия ЛНА

Сроки действия ЛНА Трудовым кодексом не установлены, поэтому они могут быть бессрочными или принятыми на определенный период.

В силу ст. 12 ТК РФ ЛНА вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие ЛНА, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

ЛНА либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи:

  • с истечением срока действия (если срок был установлен);
  • с отменой (признанием утратившими силу) данного ЛНА либо отдельных его положений другим ЛНА;
  • с вступлением в силу закона или иного акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

В статье 13 ТК РФ сказано, что принимаемые работодателем ЛНА действуют в отношении сотрудников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

И здесь возвращаемся к видам ЛНА в зависимости от сферы их действия. Как было отмечено, ЛНА не обязательно распространяются на всю организацию или всех работников организации. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о персональных данных действуют в отношении всего персонала. А вот положение о структурном подразделении – только на работников этого подразделения.

Действие ЛНА может распространяться на определенные категории сотрудников. Например, ЛНА о выездном характере работы распространяется только на сотрудников, которым такой характер работы установлен, а положение о дополнительных отпусках – только на тех, кому отпуска предоставляются.

Когда нужно учитывать мнение представительного органа работников?

Как уже было сказано, в некоторых случаях при принятии ЛНА работодатель должен учесть мнение представительного органа работников. Прежде всего это случаи, прямо установленные Трудовым кодексом. Но они могут быть установлены и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Итак, мнение представительного органа требуется при принятии ЛНА, устанавливающих:

  • порядок проведения аттестации работников (ст. 81 ТК РФ);
  • перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
  • разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
  • систему оплаты труда (ст. 135 ТК РФ);
  • конкретные размеры повышения оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);
  • конкретные размеры повышения платы за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
  • введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);
  • формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ);
  • порядок применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ), в том числе возможность увеличения продолжительности вахты с одного до трех месяцев (ст. 299 ТК РФ).

На практике таких ЛНА обычно меньше, поскольку в одном акте могут быть объединены несколько случаев, требующих согласования с представительным органом, например, положение, устанавливающее систему оплаты труда, может включать в себя и конкретные размеры повышения оплаты труда, в том числе в ночное время.

Правила внутреннего трудового распорядка, которыми определяется в том числе режим труда и отдыха работников организации, также могут регламентировать вопросы, требующие согласования с профсоюзом, такие как введение и отмена режима неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены (ст. 74 ТК РФ), привлечение к сверхурочной работе в случаях, не предусмотренных ст. 99 ТК РФ.

Обратите внимание, что в силу вышеперечисленных положений Трудового кодекса некоторые ЛНА требуется согласовывать не с представительным органом работников, а с выборным органом первичной профсоюзной организации, в частности ЛНА, устанавливающие разделение рабочего дня на части и порядок применения вахтового метода. В связи с этим возникает вопрос: как осуществляется согласование, если в организации есть профсоюз, а нет представительного органа работников (и наоборот)?

Представителями работников в отдельно взятой организации в силу ст. 29 ТК РФ являются первичные профсоюзы. Если же такового нет или он не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников, на общем собрании работников может быть избран иной представитель или представительный орган (ст. 31 ТК РФ).

Отвечаем на поставленный вопрос: представлять интересы работников при согласовании ЛНА может и профсоюз, и иной представительный орган. И если выборный орган первичной профсоюзной организации отсутствует, интересы работников будет защищать иной представительный орган.

Сразу возникает еще один вопрос: если в организации нет ни того, ни другого органа, должен ли работодатель предложить работникам его создать для согласования ЛНА?

Поскольку профсоюз является добровольным объединением, для его создания необходимо в первую очередь волеизъявление самих работников и иных лиц, которые могут быть членами профсоюза. Аналогичный подход применяется к созданию иного представительного органа работников. Кроме этого, Трудовой кодекс не содержит норм, устанавливающих обязанность работодателя по созданию представительных органов, как и норм, ограничивающих право работодателя издавать ЛНА при отсутствии в учреждении профсоюза или иного представительного органа работников.

Соответственно, если работниками организации не образован профсоюзный или иной представительный орган, все ЛНА работодатель принимает самостоятельно.

Некоторыми нормативными правовыми актами рекомендовано при формировании локальных актов организации создавать рабочие группы из числа работников. В частности, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 № 425н[1] предложено при организации работы по формированию примерного положения об оплате труда федеральным государственным органам и учреждениям создавать рабочие группы из числа специалистов главного распорядителя средств федерального бюджета, руководителей и работников финансового, экономического, правового и кадрового подразделений подведомственных учреждений соответствующего типа и представителей профессиональных союзов, других независимых экспертов.

Порядок согласования ЛНА

Прежде всего отметим, что порядок разработки и утверждения ЛНА работодатель определяет сам, закрепив его в соответствующем документе, которым также может быть ЛНА или другой документ (например, приказ).

А вот процедура согласования с представительным органом работников регламентирована ст. 372 ТК РФ.

Итак, работодатель перед утверждением ЛНА должен направить его проект и обоснование по нему в представительный орган работников.

Принятие ЛНА по согласованию с представительным органом работников в случаях, не установленных Трудовым кодексом, может предусматриваться коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

Получив эти документы, представительный орган не позднее пяти рабочих дней со дня их получения должен направить работодателю ответ с мотивированным мнением по проекту в письменной форме. Если данное мнение не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, у работодателя есть два варианта действий:

  • он может согласиться с мнением и принять акт, скорректировав его;
  • если его данное мнение не устраивает, в течение трех дней после получения мнения работодатель может провести с представительным органом дополнительные консультации в целях формирования взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт. Однако в таком случае представительный орган может обжаловать решение работодателя в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Кроме этого, представительный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном гл. 61 ТК РФ.

На основании жалобы (заявления) представительного органа государственная инспекция труда в течение одного месяца со дня ее получения проводит проверку в организации. В случае выявления нарушения она выдает работодателю предписание об отмене указанного ЛНА, обязательное для исполнения.

Требования к оформлению ЛНА

Несмотря на то, что трудовым законодательством специальных требований к оформлению ЛНА не установлено, есть ряд нормативных документов, устанавливающих подобные требования. В первую очередь это ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»[2] (далее – ГОСТ).

Согласно ГОСТ для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который содержит:

  • наименование организации. Указывается в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
  • дату регистрации (дата утверждения) и регистрационный номер документа;
  • место составления документа;
  • визу согласования, если ЛНА проходил согласование с представительным органом работников или другими органами;
  • отметку о наличии приложений. Она делается в конце документа (например, «Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.») и на самом приложении в правом верхнем углу (например, «Приложение № 1 к Положению о персональных данных работников ГБУ «Центр социальной помощи» от 13.01.2015»).
Смотрите так же:  Трансаэро возврат билетов телефон

Структура локального акта, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (положение, должностная инструкция и т. д.), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

Страницы документа нумеруются со второй страницы. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля листа.

Заключительный момент оформления – утверждение ЛНА руководителем организации. Гриф утверждения ставится в правом верхнем углу. Акт может утверждаться приказом работодателя или личной подписью руководителя организации. Приведем образец визы согласования и утверждения.

Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

Порядок ознакомления

Итак, утвержденный ЛНА следует зарегистрировать в соответствующем журнале с присвоением порядкового номера и указанием даты введения в действие. Напомним, что ЛНА вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Принимаемых на работу ознакомить с ЛНА нужно до подписания трудового договора. При этом необходимо учитывать, что с содержанием утвержденного ЛНА должны быть ознакомлены те работники, на которых он распространяется.

Ознакомление может осуществляться путем оформления листов ознакомления в виде приложения к ЛНА, журнала ознакомления или любым другим способом. Приведем примерный образец журнала ознакомления.

Хранение локальных актов

Оригиналы ЛНА хранятся в одном месте. Как правило, это отдел кадров или канцелярия. Для структурных подразделений организации целесообразно сделать копии.

Что касается сроков хранения, в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558, ЛНА хранятся в организации постоянно.

Изменения в локальных актах

Поскольку в трудовое законодательство периодически вносятся те или иные изменения, изменять следует и положения ЛНА. Делать это можно путем утверждения самих изменений, оформленных в такой же форме, как сами акты. Если изменений много, удобнее утвердить новый ЛНА, а старый отменить. Для этого необходимо издать приказ, образец которого приведем ниже.

Порядок изменения ЛНА будет тем же, что и при их принятии. Если ЛНА принимался с учетом мнения представительного органа работников, то и изменения в нем должны пройти процедуру согласования ст. 372 ТК РФ.

Если изменения положений ЛНА повлекут за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора (оплаты труда, режима рабочего времени и т. п.), необходимо получить согласие работника, предварительно уведомив его об этом за два месяца. Если работник не согласен с такими изменениями, работодатель может внести их в одностороннем порядке, руководствуясь ст. 74 ТК РФ, если изменения вызваны изменением организационных или технологических условий труда в организации.

Не забудьте ознакомить работников с такими изменениями под роспись.

Итак, руководствуясь трудовым законодательством и практикой его применения, можно выделить несколько этапов разработки локальных актов: разработка проекта ЛНА, согласование ЛНА с должностными лицами организации в соответствии с внутренними инструкциями, учет мнения представительного органа работников (в предусмотренных законодательством случаях), утверждение ЛНА и, наконец, введение ЛНА в действие.

И практически на каждом этапе существуют определенные требования, которые работодатель должен соблюдать. Так, при разработке ЛНА следует в первую очередь руководствоваться нормами трудового законодательства (а также соглашений и коллективных договоров) и помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным этими нормами. При согласовании с профсоюзом надо четко соблюдать процедуру, предусмотренную ст. 372 ТК РФ, а при введении в действие ЛНА учитывать, что если с принятием данного акта изменяются организационные или технологические условия трудового договора с работников, то в силу ст. 74 ТК РФ он может вводиться в действие не ранее чем через два месяца после ознакомления работников с их содержанием. Кроме того, вовремя ознакомьте работников с ЛНА и изменениями в них, обеспечив подтверждение такого ознакомления.

[1] «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений».

[2] Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст.

Юрист сферы образования

Сайт Вихарева Александра

Правила разработки локальных нормативных актов образовательного учреждения

Если быть точным, то нужно говорить не о разработке, а об оформлении (или создании) локальных актов, т. к. разработка — это процесс подготовки документа. Разработка может осуществляться как единолично (конкретным работником), так и коллегиально (администрацией и органами самоуправления образовательной организации).

Если локальный нормативный акт регулирует образовательные отношения, то в обосновании его принятия можно сослаться на статью 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на устав образовательного учреждения.

Разработанный документ обсуждается на заседании органа самоуправления (обычно в соответствии с уставом таким органом является Совет учреждения). В результате обсуждения документ может быть утверждён либо отправлен на доработку. Утверждение оформляется протоколом. В правом верхнем углу титульного листа документа указывается: «Утверждено на заседании Совета школы… протокол от __________ № _______. Председатель Совета _______»

Следующий шаг — введение локального акта образовательного учреждения в действие. Руководитель издаёт соответствующий приказ — и со дня издания приказа локальный нормативный акт становится обязательным для всех работников образовательной организации. Реквизиты приказа указываются в левом верхнем углу титульного листа документа: «Введено в действие приказом от _____ № ____. Директор школы ____________»

Если локальный нормативный акт принимается единолично руководителем образовательной организации, то в верхнем правом углу титульного листа помещаются гриф «Утверждён» и реквизиты приказа.

Следующий шаг — регистрация локального нормативного акта в специальном журнале учёта. Оформляется журнал в произвольной форме.

Необходимо отметить, что иногда необходим дополнительный шаг — принятие документа. Например, общее собрание трудового коллектива принимает устав образовательной организации. Учредитель утверждает устав путём его подписания и издания постановления. В этом случае приказ о введение в действие устава не требуется — он вступает в силу с момента утверждения. В таком порядке (принятие коллегиальным органом и утверждение руководителем) может быть оформлен любой локальный акт образовательного учреждения. В этом случае гриф утверждения должен располагаться в правом верхнем углу титульного листа, а гриф принятия — в левом верхнем углу.

При разработке и принятии (утверждении) локальных нормативных актов необходимо учитывать требование части второй статьи 8 Трудового кодекса РФ: некоторые локальные акты должны приниматься с учётом мнения представительного органа работников (в большинстве случаев таким органом является профсоюзный комитет). Порядок учёта мнения подробно разъяснён в статье 372 Трудового кодекса РФ. Профком своё мнение излагает в протоколе заседания, на котором рассматривался проект локального акта. На титульном листе документа в правом верхнем углу под грифом утверждения локально акта указывается «с учётом мнения профсоюзного комитета … протокол от ______ № ____».

Образовательная организация сама определяет процедуру разработки, принятия и утверждения локального нормативного акта (с учётом ст. 8 Трудового кодекса РФ). Данная процедура (в т. ч. и по внесению изменений и дополнений в действующие локальные акты) должна быть прописана (в уставе, коллективном договоре, в отдельном локальном нормативном акте).