Как оформить транзитную поставку

Транзитная торговля: документальное оформление, учет и налогообложение

Операции, связанные с транзитной торговлей, не столь уж редко используются в предпринимательской деятельности. Транзитная торговля — это способ продажи, при котором торговая организация поставляет покупателю товары не со своего склада, а непосредственно от поставщика либо от их производителя.

Операции, связанные с такой торговлей, представляют собой две независимые сделки. При их осуществлении оптовая организация заключает два договора поставки. Напомним, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
По первому договору организация торговли (транзитный поставщик) выступает как покупатель товаров, которые поступают от поставщика. По второму договору, заключенному с конечным покупателем товаров, организация выступает уже как их продавец. Особенность же таких договоров состоит в следующем.

Торговая организация по первому договору перечисляет денежные средства своему поставщику за товары. Их грузополучателем по договору является конечный покупатель. Такой способ торговли возможен в силу ст. 509 ГК РФ, поскольку поставка товаров может осуществляться поставщиком в том числе и путем их отгрузки (передачи) лицу, указанному в договоре в качестве получателя. Товары в этом случае фактически не поступают на склад торговой организации (у транзитного поставщика на практике может даже не быть склада, ведь при рассматриваемых поставках наличие его не требуется). Несмотря на это, организация приобретает право собственности на поставляемые товары.

По второму договору транзитный поставщик получает денежные средства от покупателя за передаваемые товары. Грузоотправителем является поставщик товара по первому договору, а не оптовик.
Торговая организация, как видим, сначала является покупателем, а затем продавцом. В отношениях с покупателем она, повторимся, выступает собственником товаров. Право собственности на товар, приобретенный по договору поставки, заключенному с поставщиком, переходит к торговой организации, хотя данный товар физически и не завозится на ее склад.

Несмотря на отсутствие фактической отгрузки товаров, обязанность по их поставке в рамках договора, заключенного организацией со своим покупателем, возникает именно у нее. У нее же существует обязательство по оплате приобретенных товаров перед поставщиком. Исходя из этого при транзитной торговле отражение операций по приобретению и продаже товаров в бухгалтерском учете организации осуществляется идентично обычной их продаже со склада.

Поскольку товары доставляются напрямую покупателю, необходимо известить поставщика об их грузополучателе. В случае когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке.

Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления организацией поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки.

Непредставление же организацией отгрузочной разнарядки в установленный срок дает поставщику право:

  • либо отказаться от исполнения договора поставки;
  • либо потребовать от покупателя оплаты товаров.

Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки (п. п. 2 и 3 ст. 509 ГК РФ).

Отметим, что транзитные поставки не являются посредническими операциями, поскольку в договорах поставки каждая из сторон действует от своего имени и за свой счет.

При транзитной торговле товарами необходимо, исходя из условий конкретного договора поставки, определить момент перехода права собственности на приобретенные товары от поставщика к торговой организации и от транзитного поставщика к конечному покупателю. Это позволит сторонам сделки распределить между собой риски утраты имущества, а торговой организации даст возможность правильно обусловить дату реализации товаров в бухгалтерском учете и налоговом при применении метода начисления.

По общему правилу право собственности на товары возникает с момента их передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Передачей товаров является их вручение. Но торговая организация не может непосредственно передать (вручить) товары покупателю, потому что она их на свой склад физически не получает.

Если товары нельзя передать лично (вручить) получателю, моментом их передачи является сдача товаров первому перевозчику для доставки их приобретателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Но при транзитной торговле организация не сдает товары перевозчику. Это делает поставщик при отправке товара со своего склада. Тогда момент передачи товаров первому перевозчику может подтверждаться извещением поставщика об их передаче перевозчику с приложенными к нему товарораспорядительными документами.

На практике товары нередко передаются поставщиком перевозчику, доставляющему их конечному покупателю, либо непосредственно конечному покупателю. И в том и в другом случае, если в договоре не уточнен момент перехода права собственности, возникает неопределенность с его определением у торговой организации. Вследствие этого налоговики могут скептически отнестись к сумме НДС, предъявленной ей поставщиком товаров и принимаемой ею к вычету. Поэтому при заключении договоров поставки необходимо четко прописывать момент перехода права собственности между сторонами.

В зависимости от момента перехода права собственности между сторонами договоров дата получения дохода торговой организацией может определяться по-разному.

При переходе права собственности на товары к торговой организации в момент их отгрузки со склада поставщика, а к конечному покупателю — в момент поступления товаров на его склад доход у организации в бухгалтерском учете и в налоговом при применении метода начисления появится на дату передачи товаров при их доставке на склад покупателя.

Если право собственности на товары переходит к торговой организации в момент их отгрузки со склада поставщика (к примеру, в присутствии представителя организации) и тут же передается конечному покупателю (через перевозчика или представителя конечного покупателя на складе поставщика), то доход у рассматриваемой организации появится сразу после передачи товаров перевозчику.

Если же в договоре предусмотрено, что доставленные товары поступают конечному покупателю на ответственное хранение, при этом право собственности переходит к нему только после полной их оплаты, то доход торговой организации будет считаться полученным после окончательного расчета конечного покупателя.

В договорах поставки также важно прописать обязанности каждой стороны договоров по предоставлению информации о движении товаров — кто, кого и в какие сроки извещает.

Доставка товаров по договору поставки в общем случае осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором, и на определенных в договоре условиях (п. 1 ст. 510 ГК РФ). Если в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику.

Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров) (п. 2 ст. 510 ГК РФ).

Исходя из этих норм, торговая организация иной раз берет на себя обязанности по доставке товаров конечному покупателю. Транзитный поставщик в этом случае заключает договор перевозки с транспортной организацией и перевыставляет счета за оказанные услуги конечному покупателю. В договор поставки с конечным покупателем при этом вносится условие, что поставщик организует доставку товара силами третьих лиц — за счет покупателя. Такой договор будет содержать элементы различных договоров, что допускается п. 3 ст. 421 ГК РФ.

Поскольку в данной ситуации организация действует в интересах другого лица, то возможно рассмотрение такой услуги, как услуга экспедитора (то есть посреднической деятельности). Выступая экспедитором, поставщик действует в интересах покупателя. В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ покупатель обязан уплатить поставщику определенное сторонами вознаграждение, а также возместить ему понесенные в связи с доставкой расходы.

Часто на практике поставщик не получает за организацию перевозки вознаграждение, а перевыставляет покупателю ту же сумму, которую предъявляет ему перевозчик в соответствии с договором. Но посреднические договоры — договоры возмездные, поэтому в них необходимо либо указывать вознаграждение, даже чисто символическое, либо прописывать, что вознаграждение за посредничество входит в цену товаров.

Минфин России в Письме от 10.03.2005 N 03-03-01-04/1/103 разъяснил, что если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то их в бухгалтерском учете можно отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В налоговом учете в случае, когда покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, сумму компенсации предлагается учитывать в качестве дохода данной организации, оплату же поставщиком доставки относить к расходам, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

— первичных документов

Бухгалтерский и налоговый учет, как известно, ведется на основании первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственных операций (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ). В текущем году в бухгалтерском учете используются формы первичных учетных документов, утвержденные руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено его ведение (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Но это не означает возможности продолжения использования типовых форм первичных учетных документов, в том числе и унифицированной формы товарной накладной N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). Для этого их необходимо было указать в перечне первичных документов, используемых экономическим субъектом в 2013 г.

Смотрите так же:  Отменить частную собственность на землю

Унифицированные формы первичных документов при необходимости могут быть дополнены новыми строками и графами. Удалять же из них строки и графы нежелательно, поскольку это может создать контрагенту трудности при учете расходов. При потребности изъятия строк и граф из унифицированной формы имеет смысл разработать на ее основе свою форму первичного документа и утвердить ее. Если в унифицированной форме предусмотрено проставление печати, то в этом поле ее наличие обязательно.

Обычно товарная накладная составляется в двух экземплярах. На основании этой накладной передающая сторона списывает товар, а получающая приходует.

При осуществлении транзитной торговли минимальное количество участников сделок — трое, количество же договоров — два. Следовательно, согласно условиям двух договоров должны быть составлены две накладные по два экземпляра. Оба варианта накладных окажутся только у торговой организации — по одному экземпляру каждой. У первоначального продавца и конечного покупателя будут экземпляры разных накладных: у первоначального продавца — накладная по договору между ним и торговой организацией (в роли покупателя), у конечного покупателя — между ним и торговой организацией (в роли продавца).

Поскольку товарная накладная подтверждает переход права собственности, в накладной, выписанной в адрес покупателя, торговая организация должна отразить отправление товаров покупателю транзитом. Достигается эта цель путем правильного заполнения реквизитов каждой из накладных.

В оформляемой накладной поставщик (грузоотправитель) указывает в качестве:

  • поставщика и грузоотправителя — себя;
  • покупателя и плательщика — организацию, осуществляющую торговлю транзитом;
  • грузополучателя — конечного покупателя.

В строке «Основание» приводится номер и дата договора поставки, заключенного между поставщиком и торговой организацией. Строки «Груз принял» и «Груз получил грузополучатель» транзитным поставщиком не заполняются. Такое оформление накладной подтверждает, что поставщик выполнил обязательства поставки по договору в адрес конечного покупателя, указанного торговой организацией. Эту накладную поставщик составляет на дату отгрузки товаров в адрес грузополучателя.

В свою очередь, транзитный поставщик в накладной, выписанной в адрес конечного покупателя, указывает:

  • себя — в качестве поставщика;
  • покупателя — в качестве грузополучателя, покупателя и плательщика;
  • первого поставщика — в качестве грузоотправителя, со склада которого отгружаются товары покупателю.

В строке «Основание» отражаются реквизиты договора между торговой организацией и покупателем товаров. Строка «Отпуск груза произвел» не заполняется. Два экземпляра накладной передаются покупателю, который, в свою очередь, подписывает их, проставляет печать и возвращает первый экземпляр отгрузочных документов торговой организации.

Как видим, оформление первичного документа напрямую связано с содержанием и условиями заключенных договоров.

При транзитной торговле, когда торговая организация и поставщик в ходе исполнения договорных обязательств не встречаются и товары на ее склад не поступают, первичные документы (договоры, накладные, счета-фактуры и др.) пересылают по почте либо курьерской доставкой (полученные по факсу копии документов, как известно, первичными не являются). Аналогично следует поступить, если у транзитного поставщика отсутствует возможность передачи отгрузочных документов покупателю через перевозчика. Их также следует переслать покупателю по почте или курьерской доставкой.

В накладной предусмотрена специальная строка «Транспортная накладная», по которой указываются реквизиты соответствующей транспортной накладной. Эту строку необходимо заполнить, что позволит связать воедино товарные и сопровождающие груз документы. В зависимости от вида транспорта, которым производится доставка, это будут:

  • транспортные накладные — при доставке автомобильным транспортом;
  • транспортные железнодорожные накладные — при доставке железнодорожным транспортом;
  • коносамент порта — при морских перевозках;
  • накладная отправителя и грузовая накладная — при доставке воздушным транспортом.

На транспортных документах должны быть отметки грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (конечного покупателя) о получении груза, что служит подтверждением того, что товары фактически им получены.

Это необходимо также для своевременного отражения операций принятия на учет транзитных товаров в зависимости от условий перехода права собственности, закрепленных в договорах торговой организации с поставщиком и покупателем.

Для учета движения материально-производственных запасов и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом в настоящее время можно воспользоваться одной из приведенных форм:

  • транспортной накладной (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) либо
  • товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).

Обе они подтверждают заключение договора перевозки груза (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Обычно накладная выписывается в четырех экземплярах, первый остается у грузоотправителя (в случае транзитной торговли им выступает поставщик товаров) и предназначается для списания товаров.

Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю (конечному покупателю), предназначен он для оприходования товаров.

Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику автотранспорта.

Если по условиям договоров поставки доставка товаров осуществляется за счет торговой организации, она же и является заказчиком и плательщиком по договору перевозки груза. В этом случае при заполнении накладной в строке «Плательщик» указываются полное наименование организации, осуществляющей транзитные сделки, ее адрес, банковские реквизиты.

Четвертый экземпляр накладной прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю в автотранспортном предприятии.

Как видим, у каждого из четырех участников сделки на руках будет один оригинал накладной.

Если же доставка товаров согласно заключенным договорам поставки осуществляется не оптовым продавцом, а, например, поставщиком товаров либо конечным покупателем, то в строке «Плательщик» будет указано наименование организации-заказчика. В этом случае торговая организация должна позаботиться о том, чтобы иметь копию одной из упомянутых накладных, которая будет оформлена. Именно ее наличие подтверждает факт отгрузки поставщиком товаров в адрес конечного покупателя.

Обычно транзитный поставщик не имеет возможности получить от поставщика накладную лично, так как он физически товары не получает. В связи с этим при реализации товаров транзитом важным является соблюдение норм по материальной ответственности, связанной с реализуемыми товарами. Поэтому на момент, когда собственность на товары уже перешла к торговой организации, ей надлежит передать их на ответственное хранение поставщику, оформив соответствующую накладную. В момент же приемки товаров конечным покупателем оформляется накладная о снятии товаров с ответственного хранения.

Составлять документы складского учета торговой организации нет необходимости, ведь реально товары к ней не поступают.

Налоговые обязательства

— налог на прибыль

Объектом обложения по налогу на прибыль организаций в силу ст. 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).

В налоговом учете торговой организации сумма выручки от реализации товаров транзитом за минусом НДС признается ее доходом от реализации.

Порядок признания доходов для налогоплательщиков, использующих в целях налогообложения метод начисления, установлен ст. 271 НК РФ. Датой получения доходов от реализации товаров признается дата их реализации, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. Исходя из этого доход считается полученным в момент перехода права собственности от торговой организации к покупателю.

Если организация учитывает доходы и расходы по кассовому методу, то моментом возникновения доходов признается день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу организации, дата передачи имущества в счет оплаты товаров и иные способы погашения задолженности (п. 2 ст. 273 НК РФ). В этом случае доходом признается не только оплата за ранее поставленный товар, но и полученные от покупателя авансы в счет предстоящих поставок.

Сумма полученных доходов уменьшается на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). При реализации товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом ст. 320 НК РФ, определяющей порядок распределения расходов по торговым операциям у налогоплательщиков, использующих метод начисления. Как следует из указанной статьи, расходы текущего месяца в торговой организации разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:

  • стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
  • транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя, если они не включены в цену приобретения указанных товаров.
Смотрите так же:  Характеристика следственного комитета рф

Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, в торговой организации признаются косвенными. Это, в свою очередь, означает, что распределять их нет необходимости, поскольку они в полном объеме уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

При осуществлении транзитной торговли существует неопределенность в отношении квалификации транспортных расходов в целях налогообложения прибыли.

Из буквального прочтения упомянутой ст. 320 НК РФ следует, что к прямым расходам торговой организации относятся транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя.

Когда товары отправляются покупателю транзитом, то есть организация оплачивает перевозку товаров от поставщика покупателю, минуя стадию складирования, отсутствует их доставка до ее склада. А это, как было сказано выше, является основополагающим для учета транспортных расходов в качестве прямых затрат. Поэтому такие транспортные расходы несколько нелогично относить к прямым расходам, поскольку они впрямую не связаны с приобретением покупных товаров и доставкой их на склад.

Расходы по доставке товара до склада конечного покупателя вполне возможно квалифицировать как транспортные расходы, связанные с продажей покупных товаров. Тогда такие транспортные расходы можно было бы учесть в качестве косвенных затрат, что позволило бы отнести их в полном объеме к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Официальная позиция контролирующих органов по данному вопросу на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует, поэтому возникают налоговые риски.

Наиболее приемлемый для налоговиков вариант — признать транспортные расходы связанными с приобретением товаров. В этом случае сумма транспортных расходов включается в стоимость приобретенных товаров (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

Если же расходы по доставке не включаются в стоимость приобретенных товаров, то их фискалы, скорее всего, пожелают лицезреть в виде расходов по доставке товаров до склада налогоплательщика. А это, в свою очередь, приводит к необходимости их распределения между проданными товарами и остатком товаров по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Для налогоплательщика же более выгоден третий вариант учета таких расходов — считать их связанными только с продажей товаров. Ведь, как правило, при транзите право собственности на товары от поставщика переходит к оптовику в момент отгрузки. Исходя из этого все расходы, производимые в дальнейшем, можно квалифицировать как затраты на продажу товаров и, соответственно, признать их косвенными.

Из анализа положений упомянутой ст. 320 НК РФ, на наш взгляд, следует, что законодатель разделил расходы на доставку на прямые и косвенные в зависимости от того, откуда вывозятся товары. Если они экстрадируются со склада поставщика, то расходы являются прямыми, так как связаны с покупкой. Если же они вывозятся со склада налогоплательщика с целью дальнейшей продажи, то их относят к косвенным.

Минфин России в Письме от 10.02.2011 N 03-03-06/1/85 рассмотрел ситуацию, когда перевозка товаров осуществляется между складами, принадлежащими налогоплательщику. Несмотря на то что в данном случае доставка товаров осуществлялась на склад налогоплательщика, финансисты посчитали возможным отнести рассматриваемые расходы к косвенным, поскольку перемещение покупных товаров происходит после их оприходования.

Если последний тезис в части оприходования взять за аксиому, то затраты по доставке товаров транзитом можно отнести к расходам, связанным с продажей. В то же время однозначное утверждение о том, что рассматриваемые расходы связаны только с продажей, не столь уж и корректно.

В условиях подобной неопределенности организация может попытаться обезопасить себя и внести в учетную политику для целей налогообложения соответствующее положение, основываясь на п. 4 ст. 252 НК РФ. Указанная норма НК РФ дает налогоплательщику право самостоятельно определить порядок учета затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены к разным группам расходов. В данной ситуации такая неопределенность налицо. В связи с этим налогоплательщик может воспользоваться своим правом выбора и принять решение учитывать расходы на транзитную доставку товаров в качестве косвенных.

Однако и здесь присутствуют риски. Ведь норма п. 4 ст. 252 НК РФ применяется, когда расходы можно одновременно отнести к разным группам. А что понимается под такими группами, в гл. 25 НК РФ не раскрыто.

Поскольку рассматриваемые расходы одновременно связаны и с покупкой, и с продажей, налоговики при наличии остатков товаров на конец отчетного (налогового) периода вряд ли согласятся с полным их включением в состав затрат, уменьшающих полученные доходы. В случае же предъявления подобных претензий налогоплательщику желательно привести указанные выше аргументы относительно перехода права собственности со ссылкой на положение п. 7 ст. 3 НК РФ, позволяющее все неясности налогового законодательства толковать в его пользу.

Правомерность такого подхода в части учета транспортных расходов организации, скорее всего, придется доказывать в суде. К сожалению, арбитражной практики по данному вопросу в настоящее время не имеется.

— налог на добавленную стоимость

Моментом определения налоговой базы по НДС при реализации товаров в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день их отгрузки (передачи);
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

В целях исчисления НДС у торговой организации моментом определения налоговой базы по отгруженным товарам считается та дата, которая указана в отгрузочных документах, то есть дата составления ею накладной в адрес покупателя.

Право на вычет предъявленной поставщиком товаров суммы НДС у плательщика этого налога, как известно, возникает при выполнении следующих условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

  • товары приобретены для перепродажи;
  • наличие счета-фактуры поставщика;
  • товары приняты на учет и имеются в наличии соответствующие первичные документы.

Под термином «приобретение» в гражданском законодательстве в отношении имущества понимается приобретение права собственности на последнее (ст. ст. 212, 218 ГК РФ). Таким образом, при покупке (приобретении) товаров НДС, предъявленный поставщиком, торговая организация может принять к вычету, когда товары стали ее собственностью, приняты на учет, имеются в наличии соответствующие первичные документы и оформленный поставщиком счет-фактура.

Принятие товаров на учет означает, что приобретенные у поставщика и предназначенные для перепродажи товары отражаются в учете торговой организации по дебету счета 41 «Товары» или счета 45 «Товары отгруженные» (подробнее — см. ниже).

Каждый факт хозяйственной жизни экономического субъекта подлежит оформлению первичным учетным документом. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Следовательно, организация обязана принять к учету товары, право собственности на которые к ней перешло, независимо от их поступления на ее склад. При неотражении же в бухгалтерском учете рассматриваемых товаров на счете 41 (45) организация теряет право на вычет «входного» НДС, поскольку не будет выполнено одно из приведенных выше условий.

К потере права на вычет может привести и неправильное заполнение счетов-фактур, выставляемых при транзитной реализации. Торговой организации следует проверить, каким образом поставщик товаров заполнил счет-фактуру, выписанный на ее имя.

По строкам 2 — 2б «Продавец» счета-фактуры в качестве продавца товаров должны быть указаны реквизиты поставщика, его адрес, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).

По строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» также отражаются реквизиты поставщика.

По строке 4 «Грузополучатель и его адрес» поставщик должен указать реквизиты конечного покупателя товара.

По строкам 6 — 6б в качестве покупателя приводятся торговая организация, ее адрес, ИНН и КПП.

Выставляя счет-фактуру на имя конечного покупателя, торговая организация также должна отразить особенности, связанные с транзитной реализацией товара. По строкам счета-фактуры, относящимся к продавцу товаров, она должна внести собственные реквизиты, по строке «Грузоотправитель и его адрес» — указать реквизиты своего поставщика, а строки, относящиеся к покупателю и грузополучателю, заполнить на имя конечного покупателя товара. Этот счет-фактуру транзитный поставщик оформляет не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товаров и регистрирует его в книге продаж на день такой отгрузки.

Транзитную торговлю некоторые фискалы воспринимают как сделки, оформленные лишь на бумаге. Отсутствие у транзитных поставщиков складских помещений приводит к невозможности установления фактического местонахождения нереализованных товаров. А это, в свою очередь, способствует тому, что не представляется возможным осуществить проверку достоверности фактического наличия и объема нереализованных товаров. Указанные обстоятельства, по мнению чиновников, свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика, сокрытии им фактической реализации. В связи с чем организация получает необоснованную налоговую выгоду в виде незаконного возмещения НДС.

Смотрите так же:  Общий кодекс правил адвокатов стран европейского сообщества

Но не все арбитражные суды поддерживают такую позицию налоговиков. Так, судьи ФАС Северо-Западного округа довод проверяющих о недобросовестности налогоплательщика, выразившейся в отсутствии у него управленческого или технического персонала, основных средств, складских помещений, транспортных средств, минимальной среднесписочной численности работников — 1 человек, который является руководителем и главным бухгалтером, минимальном уставном капитале, отклонили. Данные обстоятельства, по их мнению, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды. Общество совершало операции с реальными товарами, ввезенными на таможенную территорию РФ с целью перепродажи, уплатило в бюджет сумму налога при таможенном оформлении данных товаров, а также исчислило к уплате НДС со стоимости реализованных товаров. Бесспорных доказательств, свидетельствующих о направленности действий заявителя на незаконное возмещение НДС из бюджета, налоговая инспекция в материалы дела не представила (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.05.2010 N А56-3386/2009).

Не усмотрено признаков недобросовестности при исполнении налогоплательщиком сделок по приобретению импортного товара и его реализации и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2009 N А56-49047/2008.

Судьи ФАС Центрального округа в Постановлении от 19.01.2009 N А35-1115/08-С21 констатировали, что отсутствие складских помещений не свидетельствует о «мнимости» деятельности налогоплательщика, поскольку практика транспортировки товарной продукции от отправителя к конечному покупателю напрямую, минуя склад организации, является общераспространенной и направлена на снижение производственных издержек.

Поскольку инспекцией не представлено доказательств, опровергающих реальный вывоз товаров, и учитывая, что налогоплательщик фактически является перепродавцом товаров, отсутствие склада в данном случае не имеет правового значения.

Выше приводилось, что договором поставки может быть предусмотрено условие, согласно которому торговая организация оплачивает расходы по транспортировке товаров, возмещаемые впоследствии конечным покупателем. Торговая организация в этом случае выступает в качестве посредника между перевозчиком и покупателем — фактическим заказчиком услуг по перевозке, который в конечном счете и несет бремя расходов по транспортировке продукции.

Налоговой базой по НДС при посреднических договорах у агента, комиссионера, поверенного является его доход в виде вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). Поскольку в большинстве случаев конечным покупателем возмещается сумма тарифа на перевозку, то у организации база обложения по налогу будет нулевой.

В то же время перевыставление услуги по перевозке товаров конечному покупателю без соответствующего условия в договоре поставки с неотражением сумм НДС, выставленных поставщиком товаров и самой организацией конечному покупателю, скорее всего, будет встречено фискалами скептически. Специалисты налогового ведомства устно неоднократно заявляли, что перевыставление услуг законодательством не предусмотрено. Поэтому выставленный конечному покупателю тариф по перевозке они настойчиво рекомендуют включить в базу по НДС, а оплаченный перевозчику НДС поставить к вычету в порядке, установленном ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

Не найдя такового в учете налогоплательщика, они однозначно доначислят НДС со стоимости транспортного тарифа. Полагающуюся же сумму налога к вычету проверяющие, скорее всего, не станут учитывать, поскольку право на применение налогового вычета предоставлено налогоплательщику (п. 1 ст. 171 НК РФ). А он им на тот момент не воспользовался.

Бухгалтерский учет

Торговая организация, как было сказано выше, обязана принять к учету товары, право собственности на которые к ней перешло, независимо от их поступления на ее склад. Для отражения операций по приобретению и выбытию таких товаров указанные организации не столь уж редко используют счет 41 по аналогии с учетом обычных товаров, поступающих на склад.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) предусматривает оприходование товаров на счете 41 при их поступлении на склад. Поскольку в рассматриваемом случае товары на склад не поступают, отражение их в учете на счете 41 может быть признано не столь уж и корректным.

Альтернативный учет транзитных товаров, на наш взгляд, возможен на счете 45. Инструкция по применению Плана счетов рекомендует использовать данный счет для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете.

Отражение операций по приобретению и продаже транзитных товаров при использовании того или иного счета сопровождается следующими записями:

Дебет 41 (45) Кредит 60, 76

  • приняты к учету товары, отгруженные поставщиком покупателю;

Дебет 19 Кредит 60, 76

  • выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком товаров;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

  • предъявленная сумма НДС принята к вычету;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • отражена задолженность покупателя за транзитные товары;

Дебет 90-2 Кредит 41 (45)

  • списана покупная стоимость транзитных товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»,

  • начислена сумма НДС с выручки от реализации транзитных товаров.

Вариант 1. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с приобретением товаров, и включаются в их стоимость (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н):

Дебет 10 Кредит 60

  • затраты по доставке товаров учтены в фактической их стоимости;

Дебет 19 Кредит 60

  • выделена сумма НДС, предъявленная транспортной организацией за перевозку товаров.

Как именно включать такие расходы в стоимость товара, следует определить в учетной политике. Например, можно включать расходы по доставке по конкретной накладной в фактическую стоимость каждого конкретного товара пропорционально стоимости, количеству, массе или какому-то другому показателю.

Вариант 2. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с приобретением товаров, но не включаются в их стоимость, а подлежат распределению между проданными товарами и их остатком на конец каждого месяца по методике, изложенной в ст. 320 НК РФ.

Вариант 3. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с продажей товаров, и полностью относятся на расходы текущего периода (абз. 2 п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Большинство торговых организаций учет расходов по транспортировке товаров осуществляют, используя второй либо третий вариант. Для учета этих расходов ими открывается отдельный субсчет к счету 44 «Расходы на продажу». При частичном списании расходы подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца. Их списание полностью либо частично сопровождается следующими записями:

Дебет 44 Кредит 60

  • затраты по доставке товаров учтены в расходах на продажу;

Дебет 19 Кредит 60

  • выделена сумма НДС, предъявленная транспортной организацией за перевозку товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44

  • учтены транспортные расходы по доставке товаров.

Выбранное решение в части порядка учета транспортных расходов следует зафиксировать в учетной политике организации по бухгалтерскому учету.

Если же договором поставки предусмотрено осуществление доставки товаров торговой организацией за счет покупателя, то, как было сказано выше, используется счет 76:

Дебет 76 Кредит 60

  • отражена задолженность за перевозку товаров;

Дебет 60 Кредит 51

  • перечислены денежные средства транспортной организации;

Дебет 62 Кредит 76

  • начислена задолженность покупателя по возмещению транспортных расходов;

Дебет 51 Кредит 62

  • поступили денежные средства в возмещение транспортных расходов.

В налоговом учете в случае компенсации покупателем транспортных расходов, как было сказано выше, поступающая сумма учитывается в качестве дохода, затраты по оплате доставки товаров же включаются в расходы, уменьшающие облагаемую базу по налогу на прибыль. В связи с этим в бухгалтерском учете возникают разницы в суммах доходов и расходов, причем они признаются постоянными. Разница в доходах влечет за собой обязанность по начислению постоянного налогового обязательства:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»,

  • начислено постоянное налоговое обязательство;

разница в расходах — постоянного налогового актива:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», Кредит 99

  • начислен постоянный налоговый актив.

Поскольку конечный покупатель компенсирует торговой организации понесенные ею транспортные расходы, то величины разниц в доходах и расходах совпадают. И, казалось бы, приведенные выше проводки не столь уж и нужны, ведь совокупный результат от них будет нулевым.

Это действительно произойдет, если:

  • транзитные товары в отчетном (налоговом) периоде будут реализованы полностью либо
  • в налоговом учете транспортные расходы будут признаваться косвенными.