Как оформить яйца к народному празднику

Народные праздники. Пасха

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • знакомить детей с весенними обрядами и их значением в жизни наших предков;
  • узнать, как праздновали Пасху на Руси;
  • как возникла традиция красить яйца на Пасху;
  • что подарить родным и знакомым на Пасху;
  • раскрыть понятие “воскрешение”;
  • познакомить с разными способами украшения пасхальных яиц, с символами в росписи, имеющими оберегающее значение для людей;
  • познакомить с техникой декупажа и квиллинга,
  • развивать наблюдательность, память, творческое воображение;
  • воспитывать чувство любви и уважения к Родине в процессе творческого осмысления культуры своего народа. (Слайд2)

Оборудование:

  • для учителя – мультимедийное оборудование, презентация к уроку, рисунки пасхальных яиц, украшение для яиц;
  • Для учащихся – бумага для квиллинга, акриловые краски, кисти, клей ПВА, салфетки для декупажа, яичная скорлупа.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Послушайте стихотворение и попробуйте назвать сначала время года, о котором мы сегодня будем говорить, а затем и тему нашей работы. (Слайд3)

Вербочки

А. Блок

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для светлого дня.

Сегодня мы поговорим о весне и об одном из весенних православных праздников о пасхе. Кто знает, что это за праздник? Кто отмечает его дома? (Слайд 4)

II. Сообщение теоретических сведений

Каждую весну, когда дни становятся длиннее, а ночи короче весь мир отмечает светлый праздник.Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – “переход”, и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры. Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждение природы. (Слайд 5)

Па’сха — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. (Слайд 6)

На Руси этот светлый день празднуется с Х века. Когда христианство пришло на Русь из Византии, оно принесло и традиции празднования Пасхи. Неделю, предшествующую ей принято называть Великой или Страстной. Последние дни выделяют особо: Великий Четверг — день духовного очищения, Страстная Пятница — напоминание о страданиях Иисуса, Великая суббота — день печали и траура, после него Светлое Воскресение Христово. (Слайд 7)

Пасха всегда была любимым и общенародным праздником.

Русские люди заранее готовились к празднику великим постом, приводили в порядок и свои дома и готовили подарки.

Накануне отмечался праздник — “Вербное воскресенье” или “Вход Господень в Иерусалим”.В храмах освящали веточки вербы как напоминание о пальмовых ветвях, которыми устилали путь Христа в столицу иудеи. Каждый человек приносил в дом несколько веточек и бережно складывал за образа до следующего года. (Слайд 8)

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая:

“Верба хлыст, бей до слез.
Не я бью, верба бьёт.
Будь здоров как верба”. (Слайд 9).

Великий Четверг был назван “чистым” ещё и потому, что в этот день был широко распространён народный обычай очищения водой — купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали избу: всё мыли, чистили и скребли.Существовало поверье, что снесённые в страстной Четверг яйца, если их съесть в Пасху, предохраняют от недуга, а их скорлупа, зарытая в землю на пастбище, бережёт домашний скот от сглаза и падежа. (Слайд 10).

С Чистого Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, пряники и мелкие мучные изделия вроде печенья с изображением крестиков, барашков, петушков и курочек, голубков и жаворонков, яичек. (Слайд 11)

И неразрывно с этим праздником связан обычай, дарить друг другу крашеные яйца.

Обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа святая Мария Магдалина с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар. Святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным!». И тут же на глазах императора случилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор верующие в светлый праздник Пасхи одаривают друг друга крашеными яйцами со словами “Христос Воскрес!” – “Воистину воскрес!”.(Слайд 12)

По древней традиции крашеные яйца выкладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы или салата, которые специально проращивали для этого праздника.(Слайд13).

Яйца, окрашенные любым способом, называются ‘крашенки’, а расписанные узорами — ‘писанками’.

Для изготовления настоящих традиционных русских писанок в каждом доме хранились яркие краски и маленькие проволочные крючки. Крючки опускали в расплавленный воск и покрывали им яйца, оставляя места для рисунков. Затем яйца окрашивали в натуральных красках, и на местах, не тронутых воском, проступал рисунок. Такую операцию проделывали несколько раз, чтобы получить сложные многоцветные рисунки. Перед подачей на стол воск с яиц стирали. (Слайд14)

Красить яйца необходимо в чистый четверг, так же как и готовить ‘четверговую’ соль, которая потом будет использована для посола кушаний, которые готовятся к Пасхе.

После Троицы писанки принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья. Подвешанная на кисточке писанка висела в красном углу под иконой Пресвятой Богородицы.

В России пасхальными яйцами “христосуются” — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки.

Детишки устраивают “покатушки” — у кого яйцо дальше укатится.

Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной. (Слайд 17)

Русский человек, встречая кого-либо, независимо от чинов и званий обязательно должен был с ним поцеловаться, угостить его крашеным яичком, со словами “Христос воскресе!”, на что непременно получал ответ “Воистину воскресе!”

По традиции при встрече двух людей первую часть приветствия должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: “Христос воскресе! (Благословите, батюшка / честнымй отче)”, а второй отвечает: “Воистину воскресе! (Бог благословит)”. (Слайд18)

Даже цари свято соблюдали традицию — дарили женам пасхальные яйца. Однако правитель, благословленный богом на власть, должен был преподносить жене нечто достойное своего величия.

В 1885 году Александр IIIпоручил Фаберже изготовить ювелирное пасхальное яйцо в подарок супруге императрице Марии Федоровне. Заказ превзошел все ожидания монарха, и, восхищенный талантом Карла Фаберже, Александр III назначил ювелира главным поставщиком императорского двора. Всего для венценосной семьи Романовых Фаберже было создано 50 царских пасхальных яиц — подлинных шедевров ювелирного искусства. Внутри каждого яйца был воспроизведен эпизод из жизни царской семьи. Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом.(Слайд 19)

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния.

В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка. Красная горка — последний день пасхальной недели, первое воскресенье после Пасхи. Название праздника произошло от того, что обряд встречи восхода солнца или Красной весны происходит на горе. (Слайд 20)

III. Практическая работа

— Ребята, а теперь посмотрите, что изображено на слайдах?(Слайд 21)

— Сегодня мы с вами будем украшать пасхальные сувениры в технике декупаж и квиллинга. (Работа рассчтана на 4 урока).

Декупаж от франц. “вырезать” — техника декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Изобрели эту технику китайские крестьяне еще в 12 веке. Они вырезали кусочки из разноцветной бумаги и оклеивали им и различные предметы. В наши дни техника декупаж нашла свое применение в декорировании предметов интерьера, ее широко используют дизайнеры (мастера по дизайну — оформлению жилых помещений). (Слайд 22)

— Кто из вас хочет быть дизайнером? Профессия эта в нынешние времена актуальна и востребована.

— Что перед вами? (Пасхальные сувениры)

— Какая предстоит работа? (Украшать пасхальные сувениры)

— Для декорирования пасхальных яиц в технике декупаж нам будут необходимы следующие инструменты и материалы:

  • заготовки для украшения; (Слайд 23)
  • салфетки, из которых можно вырезать красивый рисунок;
  • ножницы, с которыми нужно обращаться правильно, соблюдая правила ТБ;
  • клей для декупажа;
  • кисти №5, 6;
  • лак;
  • салфетки для рук.

Алгоритм действий:

  1. Отделяем от салфетки один слой.
  2. Вырезаем рисунок.
  3. С помощью широкой кисти намазываем поверхность заготовки клеем.
  4. Аккуратно прикладываем вырезанный мотив.
  5. И еще более аккуратней примазываем кисточкой, стараясь приклеить и расправить одновременно.

Внимание: не разглаживать руками, иначе тонкая бумага салфеток порвется и работа получится неаккуратной. (Слайд 24)

— Теперь из всего количества салфеток выберите те, в которых рисунки дополняют друг друга или больше всего понравились вам и — за работу!

Эскиз карандашом делать не нужно. Приступаем к работе.

Дальше мы познакомимся с техникой бумажной пластики — квиллинг.

Это уникальный способ создания ажурных, тончайших, объемных изделий, похожих на кружево. Узнаем историю возникновения и распространения этого вида рукоделия, научимся выполнять основные элементы квиллинга. К концу занятия у вас должна собраться коллекция элементов различной формы, которая будет использована для декорирования пасхальных яиц на следующем занятии.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. (Слайд 25)

На английском языке это рукоделие называется “quilling” — от слова “quill” или “птичье перо”.

Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV — начале XV века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне..(Слайд 26)

Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно “переехало” на Восток.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Для работы нам понадобятся:полоски 0,5 х 30 мм цветной бумаги, клей ПВА и кисточка для клея, зубочистки.(Слайд 27)

Для того, чтобы создавать работы в технике квиллинг необходимо научиться изготовлять основные элементы, из которых с помощью вашей фантазии создавать любые ажурные композиции.

Все элементы квиллинга начинается с базовой круглой формы. Посмотрите на технологической карте показано, как изготовлять круглую форму.(Слайд28)

Практическое упражнение по выполнению базового элемента круглой формы

Сейчас мы с вами потренируемся сделать базовый элемент круглой формы. Для этого

1. Возьми полоску. Ногтем слегка оттяни и закругли её конец. Положи на него шпажку. Накручивай полосу, стараясь делать первые витки поплотнее.

2. Когда бумага “схватится” с палочкой, можно будет вращать только палочку до самого конца полосы.

3. Скрути ровную шайбу, чтобы снять её, слегка подвигай палочку.

4. Теперь распусти заготовку, чтобы получилось кольцо с закрученной спиралью. Диаметр должен быть 12-14 мм. Иногда для этого достаточно просто отпустить заготовку. Если же она была скручена очень плотно, то надо легко пожимать её пальцами, чтобы раскрылась. Кончик подклей маленькой каплей клея ПВА.

Смотрите так же:  Налог на игорный бизнес по элементам

Для выполнения задуманного объекта, необходимо круглой заготовке придавать различные формы.Все элементы квиллинга делятся на закрытые, т.е. делаются из склеенной круглой формы, и открытые, т.е. делаются без клея, только накручивая их. (Слайд 29)

Мы познакомились с основными закрытыми и открытыми элементами квиллинга, а теперь потренируемся делать каждый из этих элементом.

Во время выполнения практической работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь и наблюдает за правильностью выполнения работы.

— А на следующем занятии из элементов, которых вы сделали сегодня, мы будем декорировать пасхальные яйца .

IV. Подведение итогов урока

Замечательно справились с заданием! Молодцы!

Вы уже придумали, кому подарите сувениры?

В какой технике выработали, создавая свои подарки?

Что было самым трудным при декорировании? (Слайды 30, 31, 32, 33, 34).

V. Рефлексия

Меняются времена, меняется мода, но всё-таки народные промыслы живы. И по-прежнему изделия мастеров искусства приносят нам радость.

Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках
Незнает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному переживет в веках.

Как результат терпенья и умения —
Изящество и цвета чистота
И совершенство формы. Нет сомненья
Наш мир спасут талант и красота!

Пора надежд и возрождения
Опять пришла! Душа поет!
Такпусть Христово Воскресение
Вам всем любовь и счастье принесет!

Как оформляют яйца к народным праздникам

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Mihailorlov1993

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Как оформляют яйца к народным праздникам?

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Презентация «История росписи пасхальных яиц»

Выбранный для просмотра документ История росписи Пасхальных яиц — копия.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

директор МБОУ ДОД

«Центр детского творчества»

объединения «Художественная роспись»

«История росписи Пасхальных яиц»

педагог высшей категории

История росписи Пасхальных яиц

“ Дорого яичко к Христову дню» – так гласит известная русская пословица.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан — дня поминовения «чудесного Воскресения» распятого на кресте Иисуса Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

Символом Пасхи (“Праздника желтого цвета”, как его еще называют в Европе) давным-давно стало яйцо. Почему? Возможно, по причине весьма прозаической. Как утверждает одна из версий, поскольку во время долгого поста куры продолжали нестись и диетпродукт мог испортиться, хозяева всячески старались приукрасить его, разрисовать позанятнее, чтобы скормить членам семьи и гостям как можно больше.

Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, — иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. Интересно, что яйцом всмятку начинали день и русские помещики XVIII века – считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дня, “смазывает” желудок.

Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы – Петуха, будившего утро.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.

Также Пасха сопровождалась играми с пасхальными яйцами, которые составляли в России одно из главных праздничных развлечений. У славян известно несколько видов таких игр, однако наиболее массовым было катание пасхальных яиц – по земле с бугорков или со специальных лотков. Суть игры сводилась к тому, чтобы скатить яйцо с лотка и ударить им другое – из тех, что уже лежали внизу; когда это удавалось, человек брал себе яйцо с земли. Древние традиции празднования Пасхи сохранились до наших дней. Бесчисленное множество людей вновь наполняет храмы во время пасхального богослужения, восстанавливаются и открываются посвященные празднику старинные церкви. Как и столетия назад, во многих семьях в четверг на страстной неделе красят яйца, а в страстную пятницу дома полны запахов пекущихся куличей.

Развитие искусства украшения пасхальных яиц в России

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу.

Первоначально яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи (отваривали). Позже стали использовать и другие цвета – желтый, зеленый, чёрный. Желтая краска готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи и крутого липового чая; зеленая – из клевера, розмарина и петрушки; чёрная – из кофе или из настоя ржавого железа, опущенного в сок квашенной капусты, с добавлением нескольких капель уксуса. В зависимости от способа окраски яйца называли: расписные – “писанками», крашенные – “крашенками», деревянные – “яйчатами». Позднее появились яйца из фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей.

В 1664 году «травщик» (художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов специально был вызван в Москву расписывать яйца. В 1677 году почти все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц.

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские «писанки» и «крашенки». Облик ювелирных пасхальных яиц был подвижен и изменялся с течением времени. «Писанки» и «крашенки», характерные для крестьянской среды, были менее подвержены стилистическим временным изменениям.

Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым.

Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX — начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России — Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца, так называемого “пасхального сюрприза» – подарочного изделия со скрытым секретом.

Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла Фаберже – Агафону, необычайно одаренному художнику, обладавшему к тому же исключительными конструкторскими способностями. Карлу Фаберже удалось покорить сердца заказчиков, оттеснив всех конкурентов. Его успех – в сложности конструкции, оригинальности секрета и безукоризненности исполнения этих драгоценных игрушек. Всего с 1885 по 1917 год фирмой было изготовлено 56 «пасхальных сюрпризов» по заказам членов императорской семьи. Это были подарки Александра III и Николая II императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне.

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин, он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. Именно он в 1891 году выполнил яйцо с моделью крейсера «Память Азова» (см. приложение 4.). Сочетая зеленый цвет камня с золотом, искрящимся прозрачными каплями бриллиантов, мастер удачно оттенил и красоту самоцвета, и блеск благородного металла. Внутри этого драгоценного, выложенного бархатом футляра на голубой аквамариновой пластине застыла великолепная из золота и платины модель крейсера. В сложной оснастке корабля можно разглядеть миниатюрный капитанский мостик, крохотный руль, тончайшие полотнища парусов.

Не менее интересно использование цветного золота. Именно фирма Фаберже возродила технологию четырехцветного золота, или «кватра колор», то есть желтого, белого, красного и зеленого цветов. Техника была известна во Франции с XVIII века, а затем на долго забыта. Мастерам фирмы часто удавалось достичь сложной цветовой гаммы только благодаря цветному золоту, без привлечения других отделочных материалов. Соединив матовое и полированное золото, а также используя цветное, Михаил Перхин добился прихотливой игры на поверхности корпуса «Часов с букетом лилий».

«Ювелирным капризом» называют одно из самых изысканных произведений Михаила Перхина «Листья клевера». Сотканный из тончайших золотых нитей объем представляет собой буйное переплетение стеблей и листьев клевера, большая часть которых залита прозрачной, изумрудного цвета эмалью. Невозможно представить, как удалось мастеру равномерно разместить и удержать на поверхности горячую эмалевую массу.

«Писанки», как правило, создаются в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три опытные расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом, оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск — и «писанка» готова. Применяются обычно растительные краски. «Писанки» имеют два или более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым «инструментом». Такие яйца называются «скробанками».

Основные центры народного искусства по производству пасхальных яиц и особенности их оформления

Смотрите так же:  Адвокат асташкина мария

Живое искусство деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского края — Полховском Майдане и Крутце.

Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло в начале XX века. В 1914-1916 годах местные кустари начали украшать «тарарушки» (токарные изделия: пеналы, коробочки и игрушки) по примеру Сергиевских мастеров с помощью выжигания и последующей раскраски. Только в 20-е годы нашего столетия складывается специфический стиль полховско-майданской росписи — она выполняется локально нанесенными красками: алой, желтой, синей, чернильно-фиолетовой. Остальные цвета получают смешивая основные краски .При наложении возникают красные и зеленые тона в пределах четко очерченного тушью контура. Растительный орнамент сочетается с изобразительными элементами росписи: деревьями, рекой, солнцем, домами, птицами .

Есть предположение, что стиль полховско-майданской и крутецкой росписи занесли в эти края в начале 20-х годов XX века переселенцы с Украины. Наивная крестьянская роспись этих яиц свидетельствует о близости к росписи и орнаментации украинских «писанок». Та же языческая символика на яйце — петух, курица, солнце, что является символом возрождения. Размер — близкий к естественному размеру куриного; те же принципы «оформления». Таким образом, мы видим, что в изделиях новых художественных центров народного искусства, возникших в XX веке, тесно переплелись христианская и языческая традиции.

Недалеко от Сергиева Посада находится еще один центр народного искусства — город Хотьково, знаменитый своими резчиками по дереву и кости. Именно отсюда пошла самобытная, возникшая на рубеже XIX-XX веков абрамцевско-кудринская резьба, создателем которой был талантливый крестьянин из села Кудрино В. П. Ворносков. Абрамцевско-кудринская рельефная резьба с заоваленным контуром и немного углубленным фоном органично сочетает традиционные народные приемы с новыми способами обработки дерева. Часто мастера пользуются протравкой-морилкой для создания различных цветовых оттенков — от золотистых до темно-коричневых. После морения изделие иногда полируется до блеска. Для этой резьбы характерны растительные орнаменты, которые полностью покрывают то или иное изделие, в том числе и поверхность яйца.

Наряду с Подмосковьем, известным высоким техническим и художественным качеством изделий из дерева на токарной основе, славен также Нижегородский край, где одно из первых мест принадлежит легендарной Хохломе. Особенности хохломской росписи заключены в незатейливом, но весьма декоративном орнаменте, названном “хохломской травкой». Чаще всего изделия украшены концентрическими кругами различной ширины, расположенными по краям чашек и мисок, что вторит округлости их форм. В центре, на дне, а также по бокам изделий располагаются растительные орнаментальные мотивы, наносимые быстрыми, но точными ударами кисти. От плавно изгибающихся стеблей трав расходятся в стороны то легкие перистые листики, то завивающиеся усики – побеги, написанные чаще всего чёрным или красным цветом. Именно этот декоративный характер росписи сделался наиболее распространенным и устойчивым, обусловив заслуженную известность хохломских изделий. Для хохломской росписи характерны две разновидности орнамента: роспись «верховая» и «под фон». «Верховой» рисунок наносится мазками кисти на поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. Сквозь растительный орнамент с цветами, травами и ягодами просвечивает золотистый фон. Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном. Этот старинный промысел существует с XVI века, поэтому в рисунках хохломского орнамента присутствуют многие элементы, восходящие к орнаменту Древней Руси.

Если в народных художественных центрах по обработке дерева искусство токарного орнаментированного яйца не было утеряно в советский период, то в традиционных центрах лаковой миниатюрной живописи на папье-маше оно возникло только в постсоветское время после длительного перерыва и забвения. Одними из первых к росписи пасхальных яиц обратились миниатюристы Мстеры. Имея великолепную традицию росписи пасхальных яиц, воплотившуюся в работах братьев Тюлиных, О. Чирикова, современные мстерские мастера достойно ее продолжили. Во время празднования 1000-летия христианства на Руси религиозные деятели отмечали, что из старинных центров темперной миниатюрной живописи на папье-маше Мстера наиболее полно сохранила традиции древнерусской живописи.

Как и в старые времена, пасхальные яйца с лаковой миниатюрной живописью Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя являются заказными и стоят довольно дорого. относящегося к памятникам ювелирного искусства домонгольской Руси. Первые попытки создания изделий в стиле Фаберже были предприняты в начале 80-х годов нынешнего столетия.

Современные пасхальные яйца в авторском исполнении представляют собой оригинальное явление в русской художественной культуре конца XX столетия. Они — знак живого свободного художественного поиска. Нынешние пасхальные яйца в авторском исполнении можно разделить на несколько тематических групп: религиозные, пейзажные с архитектурой, просто пейзажные, литературные (по мотивам былин, русских народных сказок, произведений русских писателей), с языческими мотивами.

Если всмотреться внимательно в “светики», то можно увидеть, что каждое яйцо неповторимо, индивидуально орнаментировано. Оно несет в себе определенную информацию повествует своим образным языком о вечности, духовном просветлении. Вместе с тем “светикам» присущи общие композиционные и стилистические элементы построения Узорный поясок представляет собой “бесконечник», символ бессмертия. Эту своеобразную знаковую систему можно считать обереговой. Орнамент условно делится на три части: верхний (небесный мир), средний (земной), нижний (подземный мир).

Верхний (небесный) мир начинается со светлого крестика и воплощает идею центра и основных направленностей от него, в этом месте сходятся пути во все миры. Его белый цвет выражает, по представлению наших предков, «тот неисповедимый белый свет, откуда идет неведомая сила зарождения жизни. Здесь крест символизирует восхождение духа, устремление к Богу, к вечности. От белого креста, как правило, исходит лучезарное сияние, свет переходит в солнечный, он лучами нисходит вниз и пронизывает потоками всю землю.

Небесную символику выражают белый, голубой, синий цвета, проявляющиеся в виде облаков, капель дождя. Энергетические потоки небесного мира постепенно переходят к земному миру, между ними всегда происходит энергообмен.

Всеукрупняющийся крестообразный орнамент выступает как символ огня, солнца, символ единства духовного и материального аспектов бытия, символ активного мужского начала.

Различно стилизованный солярный знак занимает большую часть небесного мира. Четырехчастное деление узоров выражает четыре состояния природы — четыре времени года, четыре направления частей света.

В земном ярусе крестообразный знак выступает в иных ролях, в зависимости от цвета. Светлый крест с расходящимися лучами (крест также воспринимается как ромб) выступает как подобие человека с распростертыми руками. Зеленые ромбы олицетворяют растительный мир, голубой цвет обозначает реки. Присутствие желтых ромбов (древний солярный знак) указывает на солнечный свет в земном ярусе. Ромб издавна был символом пашни, земли, отдельные точки — это семена. Подобное разнообразие выражается коричневым, зеленым, желтым цветом. Бутоны — это символ развития, цветы — процветания, ягоды — символ урожая. В среднем (земном) мире крест означает плодородие, процветание, удачу. Постепенно к низу яйца рисунок закругляется, и мы видим круг — знак земли, женского начала, несущий идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Нижний (подземный) мир рассматривается нами как то, что скрыто под землей, — ее недра, богатства. Это тот огромный полезный для человека потенциал, благодаря которому, в единстве со Вселенной, и возможна жизнь.

Рисунок самой нижней, завершающей части яйца повторяет начальное крестообразное построение, что означает «возвращение на круги своя», то есть бесконечность бытия.

“ Светики» выражают красоту окружающего мира во всем его многообразии, величии, гармонии.

Обзор современного состояния росписи пасхальных яиц

В конце 80-х годов XX века в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция подношения пасхального яйца. Большой интерес вызывают выставки пасхальных яиц в России и за ее пределами. В настоящее время пасхальные яйца можно считать не только культовым предметом, но и светским: в их украшении часто используют изображения тематически не связанными с праздником Пасхи. Хотя возрождая старые традиции, современные мастера снова и снова обращаются к росписи пасхальных яиц. Интересно отметить тот факт, что некоторые художники-профессионалы, обратившиеся к росписи матрешек, через 3-4 года занялись пасхальными яйцами, а позже иконописанием. Таким образом, повторился эволюционный путь, который, по мнению русского богослова, философа, ученого Павла Флоренского, от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет привел к иконе. Марина Цветаева говорила, что все дары даются неведающим и неблагодарным, кроме дара души, которая не что иное, как совесть и память. В лучших своих проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно способны пробудить историческую память и осветить наши души.

Традиция росписи пасхальных яиц не утратила свое значение. Она приобрела более эстетический характер, нежели раньше. В традиции росписи пасхальных яиц совершаются глубокие стилистические изменения, вытекающие из развивающихся традиций. Видоизменилась роспись на пасхальных яйцах, сюжеты, композиция, цвет. Причина заключается в рождающемся новом мировоззрении, творческом отношении к традиции, в профессионализме художника, в критическом отношении, которым не обладал прежде крестьянский мастер. Кроме этого, в искусстве создаются новые направления, новые формы и средства выражения.

Раздел:
РУССКАЯ КУХНЯ
Традиционные русские блюда
61-я страница раздела

Традиционные ритуальные и обрядовые блюда
КРАШЕНЫЕ И РАСПИСНЫЕ ЯЙЦА

Главное ритуальное блюдо на праздничном пасхальном столе — крашеные и расписные яйца. Окрашенные яйца называют «крашенками», расписанные узорами — «писанками».

Самый распространенный способ окрашивания яиц — луковой шелухой. На дно кастрюли кладут слой луковой шелухи, тщательно вымытые сырые яйца и еще слой луковой шелухи. Для того чтобы скорлупа не треснула, добавляют 1—2 ст. ложки соли.

Заливают яйца холодной или теплой водой, доводят до кипения, варят 10 мин, выкладывают из отвара и охлаждают. В зависимости от количества взятой шелухи яйца будут иметь цвет от светло-желтого до красно-коричневого.

Можно сначала приготовить отвар луковой шелухи, дать настояться, а затем сварить в нем яйца. Часть яиц можно достать из отвара сразу, а часть оставить остывать в отваре — их цвет будет интенсивнее.

Если окрашенные яйца протереть растительным маслом, то они приобретут красивый блеск и будут выглядеть еще наряднее.

Можно окрасить яйца с помощью лоскутков линяющей материи разных цветов, которые сначала надо распустить на отдельные нити, а потом собрать нити разного цвета в пучки. Яйца моют, вытирают, снова смачивают водой, оборачивают разноцветными нитями, обвязывают лоскутками ткани и перевязывают нитками.

Яйца опускают в теплую воду и варят 10 мин с момента закипания воды. Затем их выкладывают, охлаждают и снимают лоскутки и нитки.

Один из способов росписи яиц — акварельными красками. Яйца варят 10 мин, затем, не снимая кастрюли с огня, достают одно яйцо, вытирают и ставят в фарфоровую или стеклянную рюмку. На верхнюю половину горячего яйца с помощью кисточки наносят рисунок акварельной краской.

Яйцо переворачивают высохшей окрашенной стороной вниз и раскрашивают другую половину. Затем из кастрюли достают и расписывают следующее яйцо. Важно, чтобы яйца были горячими, тогда краски и лак скорее сохнут.

«Пишут» яйца и воском. На яйца наносят узор растопленным воском и варят их в отваре луковой шелухи. Расписанные таким образом яйца окрашиваются только в местах, не тронутых воском.

Еще более красивые, оригинальные и нарядные «писанки» получаются при следующем способе росписи. Воск наносят на яйца и варят их в отваре яблоневой коры, которая придает им желтоватую окраску. Сверху снова наносят узор из растопленного воска и опускают яйца в отвар другого цвета.

Сушеная крапива дает зеленый цвет, сок свеклы — розовый. Можно заварить несколько пакетиков чая: из мальвы — розовый цвет, из ромашки — желтый и т. д.

Используют и другие способы оформления пасхальных яиц. Например, на теплую скорлупу наклеивают переводные картинки или вырезанные дыроколом разноцветные бумажные кружочки.

Крашеные пасхальные яйца

Пасха – праздник светлого Христова Воскресения – это всегда праздник добра и света, любви и тепла. В этот день принято ходить к родным и друзьям в гости и обмениваться пасхальными подарками и открытками, «христосоваться», закатывать для друзей, знакомых и даже чужих, зашедших «на огонек», щедрый пасхальный пир.

Согласно церковной традиции, красить яйца нужно в «Чистый четверг». По традиции, в Чистый четверг с утра нужно искупаться, навести чистоту и порядок в доме – в этом случае целый год грязь будет обходить ваше жилище стороной. А затем приступать к приготовлению обрядовых блюд – куличей, творожной пасхи и крашеных яиц, которые в Великую субботу надо освятить в церкви.

Яйцо издревле, еще с давних дохристианских времен, было символом нарождающейся и обновляющейся жизни. На этом представлении основано множество обычаев, существовавших у разных народов. Например, в языческой древности в некоторых местностях на Руси яйцо закладывали в фундамент дома, чтобы спорилась работа у строителей, а счастье и благополучие не покинули будущих хозяев.

У христиан крашеное яйцо (крашенка) – Символ Пасхи.

По легенде, Мария Магдалина, первая увидевшая воскресшего Иисуса Христа, поспешила сообщить эту весть римскому императору Тиберию. Поскольку без подношений на прием к нему ходить было не принято, бедная женщина взяла с собой яйцо в качестве подарка. Якобы, выслушав рассказ Марии, император воскликнул, что такое воскрешение из мертвых невозможно, как невозможно, чтобы яйцо переменило свой цвет с белого на красный – и тотчас это произошло. С тех пор на Пасху принято дарить крашеные яйца.

Смотрите так же:  Страховка на случай смерти

Конечно, это лишь красивая легенда. Мария Магдалина ни в Риме, ни, тем более, на приеме у римского императора не была. Впрочем, Мария Магдалина была мастерицей в показе гораздо более значительных фокусов, на тысячелетия определивших ход нашей истории (см. на стр. ИМЕНИНЫ статью Тайна Марии Магдалины).

Широкому распространению обычая красить яйца есть простое историческое объяснение. В христианстве, начавшемся проповедью Иисуса Христа в древней Иудее в I веке н.э., во время 7-недельного Великого поста было запрещено есть яйца.

Но поскольку куры-несушки никак не хотели приспосабливаться к церковному календарю, яйца, снесенные во время поста, надо было каким-то образом сохранять, чтобы они не испортились.

Для этого яйца варили вкрутую не менее 20-25 минут (т.е. стерилизовали) в отваре луковой шелухи. При такой варке вещества лукового отвара заполняют микропоры скорлупы, и такие яйца очень долго не портятся – получаются «стерилизованные консервы» в непроницаемой для микробов оболочке. (Другие растительные красители яиц такого «консервирующего» эффекта не дают.)

Так в те давние времена, когда еще ничего не было известно о микробах и их роли в порче продуктов, люди эмпирически нашли хороший способ долго сохранять яйца.

После долгого 7-недельного Великого поста, оканчивавшегося на Пасху, во множестве сохраненные крашеные яйца христиане не только употребляли в пищу, но и раздаривали своим единоверцам. Уже у ранних христиан в Иудее (евреи) и Египте (копты) стало добрым обычаем в знак символа единой веры одаривать собратьев-христиан крашеными яйцами.

Даже появился обычай хранить подаренные крашеные яйца целый год до следующей Пасхи – если нет очень высокой влажности воздуха, отваренные с луковой шелухой яйца не портятся, но содержимое скорлупы постепенно высыхает и уменьшается в размере, через несколько месяцев превращаясь в небольшой твердый стекловидный шарик.

Жизнь первых христиан, в I и II веках н.э. героически воевавших за независимость против много превосходящих легионов могучего Древнего Рима, была тяжела и многосложна. При необходимости, засохший шарик сохраненного крашеного яйца можно было подробить с водой и съесть.

В итоге усилий христиан в 313 году в ранее боровшейся с христианами языческой Римской империи христианство было принято как государственная религия (император Константин и его мать Елена). А первое в истории государство, в котором христианство было принято в качестве государственной религии, – это Армения (301 год).

Современные христиане не только подают крашеные яйца к праздничному пасхальному столу: их принято дарить друг другу в течение всей пасхальной недели – Светлой седмицы (от воскресения Пасхи и до следующего Фомина воскресенья).

КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА В РУССКОМ ПРАВОСЛАВИИ

Прежде на Руси было принято укладывать крашеные пасхальные яйца на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника.

На пасхальных народных гуляньях часто устраивались игры с яйцами. Например, в деревнях «катали» яйца. Выбирали небольшой ровный участок земли, утаптывали, чтобы получилась ровная площадка. В земле делали неглубокие лунки. Каждый из участников приносил свои расписные яйца, которые раскладывали по лункам. Задачей каждого участника было выкатить понравившееся ему яичко из лунки – тогда он становился победителем. Яйца выкатывали с помощью специального тряпочного мяча со сплющенными боками, похожего на колесо.

Со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами (их называли яйчата).

Позже появились яйца из фарфора, серебра с драгоценными камнями. В дореволюционной России в изготовлении драгоценных пасхальных яиц весьма преуспела фирма ювелира Фаберже.

Окрашенное в отваре яйцо называют крашенка, расписное (обычно расписывают пустую скорлупу) – писанка, а раскрашенные деревянные яйца – яйчата.

КАК КРАСИТЬ ЯЙЦА

1. Перед покраской яйца нужно обезжирить, чтобы краска легла ровно. Для этого замочите их в тепловатой воде минут на 5-10, затем вымойте поролоновой мочалкой теплой водой с мылом и хорошенько ополосните.

2. Чтобы яйца не треснули во время варки, «отогрейте» их после холодильника – подержите 1 час в тепле (при комнатной температуре) или опустите минут на 10-20 в теплую воду, а при варке добавьте в воду 1 чайную ложку поваренной соли.

3. Чтобы цвет был более насыщенным, добавьте в воду с красителем немного уксуса (уксусная кислота разъедает скорлупу, делая поверхность более шершавой и восприимчивой к красителям).

4. Если готовые крашеные яйца после обсушивания протереть смоченной в подсолнечном масле тряпочкой, то они станут блестящими, словно лакированными.

• В некоторых семьях хранится обычай крашения яиц «в крапинку». Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Таким же образом перед варкой к яйцу можно прижать различные листочки и мелкие цветы (свежие или сушеные), в итоге получая различные узоры.

• Для мраморного эффекта оберните яйца в луковую шелуху (ее можно взять от лука разных цветов) и сверху плотно обвяжите какой-нибудь белой хлопчатобумажной тканью, марлей или капроновым чулком.

• Рекомендация варить яйца, обмотанные разноцветными нитками или лоскутками ткани с целью получить интересные цветные разводы, абсолютно неприемлема, т.к. для окраски ниток и тканей применяются токсичные химические красители, которые заведомо не пищевые.

Яйца, крашенные изнутри. Чтобы яйца были покрашены изнутри, а не снаружи, нужно отварить их 3-4 минуты, потом достать и в некоторых местах проткнуть скорлупу иголкой по определенному рисунку или немного поломать скорлупу, побив об стол, а затем кипятить еще 8-10 минут в крепкой чайной заварке с добавлением пряностей — гвоздики, корицы, кориандра и др.

• Для подачи на пасхальный стол яйца можно окрашивать БЕЗ СКОРЛУПЫ. Сваренные вкрутую яйца (7-8 минут кипения) очищаются и погружаются в раствор растительного пищевого красителя (см. ниже), где окрашиваются или достаточно длительной выдержкой без нагревания (до нескольких часов), или в горячем растворе, или в течение нескольких минут при кипении.
Нанося затем кисточкой на яйцо еще какой-либо пищевой краситель, можно получить различные узоры и надписи (например — ХВ).

• Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше и поварить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.
Почти фиолетовые яйца получаются от шелухи красного лука.
Красить можно и березовыми листьями или другими растительными пищевыми красителями — свекольным отваром, шпинатом и др. (см. ниже).

Существует два способа окрашивания:

1) варить в отваре растительного пищевого красителя (луковая шелуха или др.);

2) сначала сварить яйца, а потом уже их опускать в краситель. Время окраски подбирается в зависимости от силы красителя, от нескольких минут до часов.

Сейчас в продаже имеется большое количество разных наборов для покраски яиц. Обычно в этих наборах используются пищевые красители, которые дают яркие и сочные цвета, а в сочетании с различными пасхальными наклейками можно сделать очень интересные композиции.
Все же для пасхальных яиц лучше воспользоваться традиционными растительными красителями.

НАТУРАЛЬНЫЕ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСИТЕЛИ ДЛЯ ЯИЦ

Вот какие цвета можно получить, используя различные овощно-фруктовые краски:

Традиционный от бежевого до красно-коричневого – «охра»
4 чашки желтой луковой шелухи. Кипятить 10-60 мин. Количество шелухи и продолжительность кипячения влияют на насыщенность цвета.

«Красная охра»
4 чашки шелухи красного лука. Варить яйца 10-60 мин. В зависимости от времени варки, яйца станут от ярко-алых до темно-красных.

«Позолота»
Добавить в горячую воду 2-3 ст. ложки куркумы, вскипятить, чтобы цвет был интенсивнее. Для получения желтого цвета можно использовать и настой шафрана.

Розовый
Замочить вареные яйца в клюквенном, клубничном или свекольном соке.

Оранжевый – морковный сок

Серо-синий – размятая черника или черничный сок

Фиолетовый – отвар свеклы, свекольный сок

Фиолетовый
Добавить в горячую воду цветы фиалок и замочить на ночь. Если добавить в воду немного лимонного сока, получится лавандовый цвет.

Зеленый
В смесь для получения фиолетового цвета с фиалками (см. предыдущий состав) добавить 1 ч л соды.

Зеленый
Отварить яйца с измельченным шпинатом.

Синий
Два кочана мелко порезанной краснокочанной капусты, 500 мл воды и 6 ст. ложек 9%-ного столового уксуса. Замочить на ночь, чтобы получился глубокий синий цвет.

Лавандовый
Замочить яйца в виноградном соке.

Пастельные тона
Для нежно-розового и синего натереть скорлупу горстью черники или клюквы.

Темно-коричневый
Отварить яйца в 250 мл кофе.
Можно использовать и крепкую чайную заварку.

Также можно воспользоваться сушеной крапивой, которую продают в аптеках. Сваренные с ней яйца будут иметь зеленый оттенок.
Несколько пакетиков ромашкового чая помогут сделать яйца желтыми, а чай из мальвы — розовыми.

Как расписать яйца

В старину яйца не просто красили (крашенки), но и расписывали воском (писанки).

Существуют определенные правила росписи яиц, которые нельзя нарушать. Все рисунки на яйце должны располагаться по очень четкой схеме. Считается, что в яйце заложено строение Вселенной, поэтому и рисунок нельзя видоизменять произвольно.

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц-писанок:
Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок.
Ребенку делали писанку на вишневом фоне, но не на черном.
Сосна — символ здоровья.
Голубь — символ души.
Сеточка — символ судьбы.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.

Сегодня в арсенале имеются самые разнообразные средства украшения яиц и изготовления из них оригинальных украшений для праздника.

Некоторые «секреты» росписи яиц:
Секрет 1. Для росписи используют выдутые яйца (т.е. яичную скорлупу). Острием штопальной иглы или шила аккуратно проткните скорлупу сырого яйца, проделав с тупого и острого концов две маленькие дырочки. Через отверстие выдуйте содержимое в тарелку – белки и желтки могут еще пригодиться для приготовления пасхальных блюд.
Секрет 2. Выдутые и расписанные яйца можно подвесить на веточку: вам потребуются тонкий прочный шнур и спички. Один конец шнура завяжите узелком ровно посредине спички. Держа шнур за свободный конец, опустите спичку через одно из отверстий в полость выдутого яйца. Теперь можно подвешивать их к веткам: оказавшись в горизонтальном положении внутри яйца, спичка застрянет, надежно закрепив шнур.
Секрет 3. Для росписи используйте следующие материалы: гуашь, акриловые краски, разноцветные маркеры. Наносите тон кусочком губки или ватным тампоном, а узор наносите полусухой кистью.
Секрет 4. Используйте бумагу-стикер для аппликаций. Вырежьте из нее фигурки маникюрными ножницами и наклейте на выдутые яйца. Покрасьте яйца. Когда поверхность высохнет, отклейте бумажные фигурки и тонкой кисточкой нанесите серебро на непрокрашенные участки.
Секрет 5. Яйца можно декорировать бусинками и бисером: выполнить это можно с помощью клея ПВА и пинцета.

Роспись яичной скорлупы воском
(весьма трудоемка, но увлекательна)

Берём палочку толщиной с карандаш 15 см в длину, под прямым углом к палочке вбиваем с одного конца гвоздик — получается буква Г с торчащим острием гвоздика.

Ставим на газ рассекатель, а на него маленькую металлическую емкость, в которой разогреваем воск (подойдет и горящая свечка в металлическом подсвечнике),

Туда макаем свою «ручку» и воском рисуем на вареном яйце различные узоры. Это работа кропотливая, т.к. всякий раз получаются коротенькие мазки.

Потом воск быстро затвердевает, и мы опускаем яйцо в краску, разведенную в воде.

После того, как яйцо окрасилось в этом растворе, вынимаем и аккуратно вытираем воск сухой тряпочкой. Эту процедуру можно повторить еще раз, тогда на яйце будет несколько цветов узора, но нужно учесть, что каждый слой краски будет менять предыдущий.

Схема окраски в три цвета при помощи воска:
— сначала воском рисуют узоры на белое яйцо и яйцо красят в желтый цвет,
— вновь рисуют воском узоры и яйцо красят в красный цвет;
— рисуют узоры дальше и яйцо красят в черный цвет;
— после окраски яйцо немного нагревают и салфеткой очищают от размягченного воска.