Как начислить экологический налог

Оглавление:

Экологические платежи в 2018 году

ekologicheskiy_sbor.jpg

Похожие публикации

Экологический налог не представлен в Налоговом кодексе как отдельный вид платежа в бюджет. Он подразумевает взимание с субъектов хозяйствования определенных сумм за нанесение вреда окружающей среде или за потенциальную угрозу природе. Платежи осуществляются в форме экологического сбора и НВОС (платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Экологические платежи контролируются Росприроднадзором. Этому государственному органу предоставлены полномочия по разработке и утверждению отчетных форм. Налог на экологию регулируется такими правовыми документами:

  • Законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;
  • Законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ об отходах потребления и производства;
  • Правительственными постановлениями, которыми установлены тарифы и перечни объектов, попадающих под обложение экоплатежами.

Экологические платежи в 2018 году: кто платит

Суть экологического сбора раскрывается в ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ. Он представляет собой источник неналоговых поступлений в бюджет. К группе его плательщиков относятся:

  • производители товарной продукции и упаковки;
  • импортеры товарных изделий, упаковочных материалов.

Такие экологические платежи в 2018 году могут осуществляться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Главный критерий деления субъектов хозяйствования на плательщиков и неплательщиков – наличие конкретного товара или упаковочного материала в перечне, утвержденном Правительством РФ (с января 2018 года действует правительственное Распоряжение № 2970-р от 28.12.2017 г.). Сбор взимается в отношении групп изделий и упаковки, которым после завершения периода их эксплуатации требуется утилизация. Тем, кто производит полную утилизацию самостоятельно с соблюдением требуемых нормативов, платить сбор не нужно.

Налог за загрязнение окружающей среды (плата за НВОС) установлен ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Его обязаны платить юридические лица и ИП, если у них имеются объекты, загрязняющие воздух или водные ресурсы. Платеж обязателен и при размещении производственных и бытовых отходов. Не относятся к категории плательщиков лица, которые осуществляют деятельность только с объектами четвертой – самой низкой группы опасности.

Платежи за загрязнение окружающей среды рассчитываются по ставкам, зафиксированным в правительственном Постановлении от 13.09.2016 г. № 913. При произведении подсчетов платы за НВОС необходимо учитывать, что выбросы от транспортных средств не считаются объектом обложения экологическими сборами. Платежи осуществляются поквартально авансовыми перечислениями, итоговая сумма обязательств выводится раз в год. Авансовые платежи равны 25% от годовой суммы платы НВОС за предшествующий период.

Как рассчитать экологический налог

Экологический сбор

Величина ставок по экологическому сбору приведена в правительственном Постановлении от 09.04.2016 г. № 284, а нормативы утилизации установлены в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р. Расчет экологических платежей применительно к сбору производится по формулам:

  • Ставка сбора х Масса товарной единицы (или количество товарных единиц) х Утилизационный норматив (такой алгоритм вычислений используется для товаров).
  • Ставка сбора х Масса упаковочного материала, изготовленного в РФ х Норматив утилизации (применяется для выведения суммы сбора по упаковочной таре).

Как рассчитать экологический сбор, если:

  • предприятие занимается производством деревянной тары;
  • объем изготовленной продукции в 2018 году равен 25 т.

За 2018 год компания должна будет заплатить сбор в сумме 7665 руб.:

  • по перечню Распоряжения № 2971-р эти изделия отнесены в группу 9;
  • ставка утверждена на уровне 3066 руб. за каждую произведенную тонну товара;
  • процентный норматив на 2018 год зафиксирован в размере 10% (на следующий год он должен вырасти до 15%, а к 2020 году заложено его увеличение до 20%).

Расчет: 3066 х 25 х 10% = 7665 руб.

Экологический налог (плата за загрязнение окружающей среды) базируется на значении объема отходов или осуществляемых выбросов в окружающую среду (перечень, утв. Постановлением № 913). Формула, по которой рассчитываются обязательства субъектов хозяйствования:

Платежная база по отдельному загрязняющему элементу в соответствии с Перечнем х Ставка платежа х Коэффициенты.

Итоговый годовой платеж высчитывается за минусом произведенных в налоговом периоде авансовых перечислений.

В 2017 году суммарный экологический налог для организаций был начислен в объеме 146 500 руб. Исходя из этого, определим размер авансовых платежей по НВОС в 2018 г.

Ежеквартальные авансовые перечисления в 2018 году будут равны 36 625 руб. (146 500 х 25%).

Допустим, по результатам 2018 года общие обязательства составили 138 000 руб. Уплате по итогам 2018 г., с учетом авансовых платежей, подлежит 28 125 руб. (138 000 – (36 625 + 36 625 + 36 625).

Кто платит экологический сбор с 2018 года: разъяснение

Бухгалтеры интересуются тем, кто платит сбор с 2018 года. Разъяснение об этом содержится в данной статье. Это может пригодиться организациям и ИП. Также вы узнаете о сроках уплаты экологического сбора в 2018 году и особенностях заполнения платежного поручения на уплату.

Кто должен платить «за экологию» в 2018 году?

Экологический сбор – это платеж, уплата которого регулируется статьей 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Никакого отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Но кто платит экологический сбор с 2018 году? Разъяснение простое:

Важно отметить, что от внесения платы в виде «эко сбора» освобождены производители и импортеры, если они сами утилизируют вредные отходы. Однако утилизация – это очень сложная и дорогостоящая процедура и лишь средний и крупный бизнес может позволить себе такую «роскошь». Большинству проще заплатить экологический сбор в 2018 году и не заниматься никакой утилизацией.

Существуют льготы по уплате экологического сбора при закупке и производстве упаковочных материалов. Так, допустим, освобождены от уплаты экологического сбора компании:

  • производящие упаковку и продающие ее другим организациям;
  • импортирующие упаковку не для реализации потребителям, а для собственных нужд.

Также обратим внимание: экологический сбор не является платой за негативное воздействие на окружающую среду. Несмотря на то, что названия схожи – это два разных вида платежей, и для каждого установлен свой порядок уплаты.

Новый перечень применяйте только с 2018 года

Как мы же сказали, Перечень товаров, которые попадают под сбор, утвердило Правительство РФ своим распоряжением от 28.12.2017 № 2970-р. Это относительно новый документ. Он состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств», включает 46 групп товаров. В данном разделе для каждого товара приводится наименование товара, код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код по ТН ВЭД ЕАЭС, наименование позиции по ТН ВЭД ЕАЭС, категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» включает 8 групп товаров. Для товаров в данном разделе указывается наименование упаковки товаров, материал упаковки, буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) и категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использовани

Товары в перечне поделены на группы (список групп см. ниже). Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.

Список групп товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:

  • Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
  • Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»
  • Группа № 3 «Спецодежда»
  • Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»
  • Группа № 5 «Белье нательное»
  • Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»
  • Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»
  • Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»
  • Группа № 9 «Тара деревянная»
  • Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»
  • Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»
  • Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»
  • Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»
  • Группа № 14 «Нефтепродукты»
  • Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»
  • Группа № 16 «Изделия из резины прочие»
  • Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»
  • Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные»
  • Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»
  • Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»
  • Группа № 21 «Стекло полое»
  • Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»
  • Группа № 23 «Тара металлическая легкая»
  • Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»
  • Группа № 25 «Оборудование коммуникационное»
  • Группа № 26 «Техника бытовая электронная»
  • Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»
  • Группа № 28 «Аккумуляторы»
  • Группа № 29 «Батареи аккумуляторные»
  • Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное»
  • Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»
  • Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»
  • Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»
  • Группа № 34 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»
  • Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»
  • Группа № 36 «Услуги по изданию газет»
Смотрите так же:  Ald коллекторы

Кому полагается платить экологический сбор и сколько

Предприниматели обязаны заботиться о чистоте окружающей среды. Так гласит закон. Представители бизнеса должны уплачивать экологический сбор (ЭС). Рассмотрим порядок его расчета, ставки и прочую полезную информацию.

Что представляет собой экологический сбор?

Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:

  1. Самостоятельное проведение утилизации. Мероприятие должно соответствовать всем нормам. Отходы утилизируются на специально отведенных для этого объектах. Альтернативный вариант – поручить эту работу специализированным фирмам.
  2. Отсутствие мер по утилизации, предполагающее выплату экологического сбора.

То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой. Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами. На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.

Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.

ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.

ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.

ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.

Законодательная база по экологическому сбору

При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:

  • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
  • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).

Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:

  • Экономическое положение страны.
  • Класс опасности отходов.
  • Сложность утилизации.

Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.

Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:

  • Текстильная продукция и ковры – 16 304.
  • Одежда – 11 791.
  • Товары из дерева – 3 066.
  • Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
  • Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
  • Нефть и нефтепродукты – 3 431.
  • Товары из резины – 8 965.
  • Товары из пластика – 3 844.
  • Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
  • Товары из стекла – 2 858.
  • Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
  • Металлическая тара – 2 423.
  • ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
  • Приборы для освещения – 9 956.
  • Шины и покрышки – 7 109.
  • Ручной инструмент – 26 469.
  • Газеты и журналы – 2 378.

Ставка указана в рублях за тонну продукции.

Рассчитываем размер экологического сбора

ЭС рассчитывается по следующей формуле:

  • С – ставка;
  • М – масса утилизируемых товаров;
  • Н – норматив переработки.

ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.

Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:

7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.

Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:

7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.

Кто уплачивает ЭС?

Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.

Кто не платит экологический сбор?

Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:

  • Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
  • Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.

Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

Куда перечислять деньги и в какие сроки?

ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.

Что делать при переплате?

Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.

Сопутствующая отчетность

Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:

  • Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
  • Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.

Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.

Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.

ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.

Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.

ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.

Ответственность за неуплату экологического сбора

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

Экологический налог: быть или не быть?

Минфин России предлагает ввести экологический налог взамен взимаемой сегодня платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Налоговые ставки предлагается установить по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления. «Плюсы» в этой новации искал (и нашел) юрист Сергей Брокер. Нашел и минусы.

Смотрите так же:  Когда заканчивается развод мостов

В законопроекте предлагается зафиксировать налоговые ставки за выброс различных веществ в воздух, сбросы в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Если закон примут, он вступит в силу в январе 2020 года.

Сейчас в России существует плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), сумма которой зависит от объема выбросов вредных веществ. Однако после анализа динамики поступлений такой платы в бюджет этот механизм признан неэффективным.

Для бизнеса включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ дает плюс в том, что это высокий уровень законодательства. А минус в том, что сейчас за неуплату этих неналоговых платежей грозит только административное наказание. Но если они попадут в Налоговый кодекс РФ, «статус» наказания вырастет до уголовного.

Давайте разбираться, на что меняют. Объектом налогообложения признается негативное воздействие в результате выброса в атмосферный воздух, сброса в водные объекты сточных вод загрязняющих веществ, а также образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Плательщиками экологического налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. То есть деятельность, при осуществлении которой образовались отходы.

Новации по экологическому налогу должны стать частью более глобальных изменений. Ранее правительство обещало реформу всех неналоговых платежей. Должен быть составлен специальный реестр таких сборов, а часть из них должны быть переведены в налоги и включены в Налоговый кодекс РФ.

Что касается «налога на воздух», то его предлагается сделать авансовым (четыре платежа в год), базу для него компаниям предлагается рассчитывать самостоятельно. Вероятно, что после того, как с 2019 по 2023 год наиболее «грязные» по версии Минприроды компании будут обязаны ввести инструментальный контроль загрязнений и передавать данные в Росприроднадзор, база налога будет исчисляться автоматически. Хотя напрямую документ этого не предполагает, именно природоохранная служба будет передавать в ФНС данные о постановке плательщиков на учет. Поставленные на учет должны будут заполнять специальные экологические налоговые декларации, описанные в проекте.

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

Экологический сбор. В 2017 году придется заплатить налог на одежду и газеты

2017 год объявлен годом экологии. Позаботиться об окружающей среде предстоит и бизнесу – путем уплаты в бюджет экологического сбора. Уплатить экосбор нужно не позднее 15 апреля 2017 года, а еще придется подготовить и сдать новую отчетность.

Экологический сбор появился в законодательстве в 2015 году, когда были внесены поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ). Однако нормативные документы о порядке и особенностях уплаты сбора выпустили только в 2016 году. В апреле утвердили ставки экосбора, в августе 2016 года — форму для расчета суммы. Рассчитать и уплатить в бюджет экосбор организациям нужно до 15 апреля 2017 года.

Не путайте экологический сбор с уже известной бухгалтерам многих компаний платой за негативное воздействие на окружающую среду. Она взимается с 2002 года на основании статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», в частности, за:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плательщиками названы ИП и организации, чья деятельность связана с перечисленными видами загрязнений или размещением отходов (ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ)

Плательщики экосбора

Товары, подлежащие утилизации

Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»

Группа № 3 «Спецодежда»

Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»

Группа № 5 «Белье нательное»

Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»

Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»

Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»

Группа № 9 «Тара деревянная»

Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»

Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»

Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»

Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»

Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»

Группа № 16 «Изделия из резины прочие»

Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»

Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные»

Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»

Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»

Группа № 21 «Стекло полое»

Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»

Группа № 23 «Тара металлическая легкая»

Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»

Группа № 25 «Оборудование коммуникационное»

Группа № 26 «Техника бытовая электронная»

Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»

Группа № 28 «Аккумуляторы»

Группа № 29 «Батареи аккумуляторные»

Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное»

Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»

Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»

Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»

Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»

Группа № 36 «Услуги по изданию газет»

Утилизировать отходы компания может самостоятельно или через уполномоченную организацию на договорной основе. Допускается вступить в союз производителей/импортеров, который также на договорных условиях займется сбором и утилизацией отходов. Как фактически реализовать эти возможности, пока неясно, поскольку не вся нормативная база подготовлена. Тем не менее, обязанность сдавать отчетность и уплачивать налог уже установлена.

Юристы не советуют оспаривать необходимость уплаты экосбора. Приводят в пример историю с системой «Платон», когда КС РФ признал законность взимания платы с дальнобойщиков (также не налоговый платеж). К тому же, отсутствие нормативных документов в части контроля выполнения нормативов утилизации и заключения договоров со сторонними подрядчиками не мешает уплате сбора.

Что потребуется для расчета экосбора

  1. Нормативы утилизации отходов (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р).
  2. Порядок расчета сбора (утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
  3. Ставки экосбора (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284).
  4. Форма для расчета сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488).

Приведем пример расчета суммы сбора к уплате. Допустим, компания ввозит 100 тонн аккумуляторов. Норматив утилизации для аккумуляторов равен 10 %. По истечении отчетного года компания должна утилизировать 10 тонн продукции или уплатить экосбор за 10 тонн. Ставка сбора равна 2025 рублей за 1 тонну. В бюджет придется уплатить 20 250 рублей (10 тонн х 2025 руб./тонну = 20 250 рублей).

Какую отчетность сдать

  • декларация о количестве выпущенных товаров — в ней указывается количество произведенного/ввезенного товара и упаковки за отчетный год. Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417;
  • отчет о выполнении нормативов утилизации — в нем отражается, какое количество отходов конкретного товара уничтожено. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.

Отчитаться можно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через своего оператора ЭДО. Например, в системе Контур.Экстерн для этого предусмотрен специальный «Модуль Эколога». Отчетность на бумаге сдать можно, но придется сопроводить ее копией на электронном носителе. Производители товаров сдают бумажный отчет в территориальный орган РПН по месту регистрации, импортеры отчитываются непосредственно в Росприродназор.

Внимание!

До 1 апреля 2017 года нужно сдать Декларацию о количестве выпущенных товаров и Отчет о выполнении нормативов утилизации.

До 15 апреля 2017 года сдать Расчет суммы экосбора и уплатить экологический сбор.

Компании, которые не уплатят сбор, пропустят срок уплаты, не представят расчет суммы сбора получат от Росприроднадзора требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня получения этого требования юрлицо или ИП не погасит долг перед бюджетом, Росприроднадзор взыщет его в судебном порядке (Постановление № 1073).

Рассылка новостей журнала «Экология на предприятии»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 12, декабрь 2017

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Экологический налог: разбираем сложные случаи

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Д.А. Карпеш, инженер по охране окружающей среды Частного предприятия «ЭкоТрейдБай»

Положения, касающиеся экологического налога, прописаны в 19 главе Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь. Рассмотрим самые важные вопросы исчисления и уплаты налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод и захоронение, хранение отходов производства на примерах.

Кто обязан платить экологический налог?

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели; за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов — собственники отходов производства.

Смотрите так же:  Договор торговли комиссионными товарами

По общему правилу бюджетные организации не признаются плательщиками экологического налога. Вместе с тем если бюджетная организация — арендодатель согласно договору аренды приобретает отходы производства арендатора в собственность, она будет являться плательщиком экологического налога.

В других случаях отходы производства не переходят в собственность к арендодателю, собственником остается арендатор. Бюджетная организация организует вывоз на захоронение отходов производства арендатора, но не является плательщиком экологического налога. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

За что надо платить экологический налог?

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  • сброс сточных вод;
  • хранение, захоронение отходов производства.

С 2017 года повышены ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в воздух увеличилась на 13%, а за сбросы сточных вод — на 11–14%.

В какой срок нужно представить налоговую декларацию и заплатить налог?

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как рассчитывается налог?

Ставки экологического налога в 2017 году устанавливаются в размерах согласно приложениям 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь и дифференцируются в зависимости от объекта налогообложения.

Размер ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ, указан в приложении 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Таблица 1. Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Ставка налога (руб.)

Первого класса опасности

Второго класса опасности

Третьего класса опасности

Четвертого класса опасности

Неопределенного класса опасности

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод дифференцированы в зависимости от места сброса и установлены в рублях в расчете на 1 м 3 , указаны в приложении 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (см. таблицу 2).

Таблица 2. Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

Ставка налога (руб.)

За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:

За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр

За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр

Таблица 3. Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

Ставка налога, руб.

1. За захоронение 1 тонны:

1.1. неопасных отходов производства

1.2. опасных отходов производства:

третьего класса опасности

четвертого класса опасности

2. За хранение 1 тонны:

2.1. неопасных отходов производства

2.2. опасных отходов производства:

первого класса опасности

второго класса опасности

третьего класса опасности

осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод

четвертого класса опасности

твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса

ила активного очистных сооружений

Для указанных в таблицах 1, 2, 3 групп ставок налога предусмотрены понижающие коэффициенты:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9;
  • за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006;
  • за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:
    • невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;
    • возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.

Ситуация 1

Выбросы предприятия при сжигании природного газа для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения за отчетный период (квартал) составили 5 т диоксида азота при установленном лимите 18 т/г. Рассчитаем сумму экологического налога, которую должно уплатить предприятие.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога. Налоговую базу в данном случае составляют выбросы в атмосферный воздух 5 т диоксида азота. Ставка экологического налога за выброс диоксида азота (2 класс опасности) в соответствии с приложением 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 769,97 руб./т.

Выброс произошел при сжигании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения. Ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь при исчислении суммы налога предусматривает использование понижающего коэффициента 0,27. Таким образом, сумма экологического налога составит 5х769,97х0,27 = 1039,46 руб.

При расчете экологического налога учитываем превышение лимита выброса диоксида азота: установленный лимит составляет 18 т/г, фактический выброс — 20 т/г. В связи с этим органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь должны предъявить предприятию претензию на возмещение вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативным выбросом 2 т диоксида азота.

Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[1].

Ситуация 2

Предприятие за отчетный период (год) вывезло на полигон 2,5 т отходов 3 класса опасности и 40 т отходов 4 класса опасности. Из них 30 т — отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Экологический сертификат соответствия отсутствует, превышение установленных лимитов не наблюдается.

Налоговую базу в данном случае составляют вывезенные на полигон на захоронение 2,5 т отходов производства 3 класса опасности и 10 т отходов производства 4 класса опасности (40-30).

За 30 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, налог не взимается, так как общее количество отходов производства, вывезенных на захоронение (42,5 тонн/год) не превышает 50 тонн/год[2].

Ставка экологического налога за захоронение отходов производства в соответствии с приложением 8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет:

  • для отходов 3 класса опасности 115,11 руб./т;
  • 4 класса опасности 57,39 руб./т.

Таким образом, сумма экологического налога за отчетный период составит 2,5х115,11 + 10х57,39 =861,68 руб.

Ситуация 3

Предприятие за отчетный период (год) сбросило в реку 10 000 м 3 сточных вод при установленном лимите 10 000 м 3 . Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, полученный в 2015 году. За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств.

Налоговую базу в данном случае составляют сбросы сточных вод в количестве 10 000 м 3 . Ставка экологического налога за сброс сточных вод в реку (т. е. в водоток) в соответствии с приложением 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 0,08 руб./м 3 . Таким образом, сумма экологического налога составит 10000х 0,08 = 800 руб.

Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, однако понижающий коэффициент 0,9 применяться не будет, так как с момента его получения истекло более трех лет (ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств. Однако понижать сумму экологического налога на эту величину в данном случае неправомерно, так как средства были израсходованы не на строительство или реконструкцию очистных сооружений, а на их ремонт (ст. 208 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

Резюме

  1. Экологический налог рассчитывается на основании ставок, указанных в приложениях 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
  2. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.
  3. Уплатить налог нужно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).

[1] В ред. от 31.05.2017.

[2] Статья 205 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 12 (78), декабрь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.