Экспертиза временной нетрудоспособности 2011

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 23 августа 2016 г. N 625н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 февраля 2017 г.

Регистрационный N 45704

В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.84 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 26, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333; 2016, N 2, ст. 325; N 9, ст. 1268; N 27, ст. 4497; N 28, ст. 4741), приказываю:

Утвердить Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности согласно приложению.

Министр В. Скворцова

Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

2. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в целях определения способности гражданина осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода гражданина по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу[1].

3. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка.

4. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по экспертизе временной нетрудоспособности (далее — медицинские организации).

5. Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется:

1) лечащим врачом;

2) фельдшером в случаях возложения на него отдельных функций лечащего врача 1 ;

3) зубным врачом при стоматологических заболеваниях в случае отсутствия в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее структурном подразделении врача-стоматолога;

4) врачебной комиссией медицинской организации в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 7 настоящего Порядка.

6. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в день обращения гражданина в медицинскую организацию по основаниям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка лечащим врачом (фельдшером, зубным врачом) гражданина (больного члена семьи гражданина).

7. При проведении экспертизы временной нетрудоспособности лечащий врач (фельдшер, зубной врач):

1) устанавливает диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести на основании сбора анамнеза и жалоб, внешнего осмотра гражданина;

2) рекомендует прохождение профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, определяет режим лечения, назначает исследования и консультации врачей-специалистов;

3) определяет сроки временной нетрудоспособности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» 2 (далее — приказ Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н);

4) отражает в медицинской документации гражданина сведения о:

состоянии здоровья гражданина, в отношении которого проводится экспертиза временной нетрудоспособности, с обоснованием необходимости временного освобождения от работы;

характере и условиях труда, социальных факторах или обосновании закрытия листка нетрудоспособности при восстановлении трудоспособности;

выданном листке нетрудоспособности;

5) анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;

6) при необходимости продления листка нетрудоспособности свыше срока, установленного действующим законодательством, в течение которого лечащий врач (фельдшер, зубной врач) вправе единолично выдать листок нетрудоспособности, направляет гражданина для решения вопроса о временной нетрудоспособности на экспертизу временной нетрудоспособности, проводимую врачебной комиссией медицинской организации.

8. При проведении экспертизы временной нетрудоспособности в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 7 настоящего Порядка, врачебная комиссия медицинской организации помимо мероприятий, указанных в подпункте 5 пункта 7 настоящего Порядка:

1) оценивает эффективность назначенных врачом (фельдшером, зубным врачом) профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

2) продлевает сроки временной нетрудоспособности в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н;

3) отражает в протоколе решение, принятое по результатам экспертизы временной нетрудоспособности гражданина в соответствии с целями, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, а также, помимо сведений, предусмотренных Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» 3 , сведения о состоянии здоровья гражданина, в отношении которого проводилась экспертиза временной нетрудоспособности, и обоснование принятого решения.

9. По результатам проведенной экспертизы временной нетрудоспособности в случае принятия решения о временной неспособности гражданина осуществлять трудовую деятельность ему выдается листок нетрудоспособности по форме, в порядке и сроки, установленные приказами Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н и от 26 апреля 2011 г. N 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности» 4 .

1 Статья 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165).

2 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2011 г., регистрационный N 21286, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 января 2012 г. N31н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2012 г., регистрационный N23739), приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 348н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2014 г., регистрационный N 33162) и от 2 июля 2014 г. N 349н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2014 г., регистрационный N 33147).

3 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2012 г., регистрационный N 24516, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 886н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный N 30714).

4 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2011 г., регистрационный N 21026.

Экспертиза временной нетрудоспособности

Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в целях определения способности гражданина осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода гражданина по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.
Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности регламентирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2016 №625н.

Государственный контроль за соблюдением медицинскими организациями, осуществляющих медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских экспертиз возложена на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

В соответствии с п.7 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Фонд социального страхования Российской Федерации в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.

  • Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «об обязательном социальном страховании граждан на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
  • Федеральный закон от от 01.05.2017 N 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 №347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности».
  • Приказ Минздавсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011 №624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности».
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2016 №625н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности».
  • Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.2004 №18/29 №Об утверждении инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения».
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 №1345н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности».
  • Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.02.2008 №84н «Об утверждении перечня заболеваний ребенка в возрасте в возрасте до 7 лет, при возникновении которых выплата пособия по временной нетрудоспособности за период ухода за ребенком осуществляется не более чем за 90 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанными заболеваниями».
  • Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
  • Приказ Минздрава Российской Федерации от 21.05.2002 №154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения».

    Смотрите так же:  Доверенность в фас

    Статья 59. Экспертиза временной нетрудоспособности

    Комментарий к статье 59 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

    1. В соответствии с ч. 2 ст. 58 комментируемого Закона экспертиза временной нетрудоспособности является одним из видов медицинской экспертизы, задачей которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, определение степени и сроков утраты трудоспособности.

    Под временной нетрудоспособностью понимают невозможность выполнения человеком работы вообще или по конкретной специальности, носящей относительно кратковременный характер.

    Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, а также иные связанные с этим аспекты регламентированы ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”.

    В ч. 1 комментируемой статьи обозначены случаи, при которых осуществляется экспертиза временной нетрудоспособности граждан:

    – иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях;

    2) при необходимости ухода за больным членом семьи;

    3) в связи с карантином;

    4) на время протезирования в стационарных условиях;

    5) в связи с беременностью и родами;

    6) при усыновлении ребенка.

    Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

    Временная нетрудоспособность удостоверяется листком нетрудоспособности (больничным листом) и в отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством, справками установленной формы.

    1. Общий Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 29 июня 2011 г. N 624н.

    В частности, листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, указанным в ст. 2 ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”.

    Выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (см. п. 46 ч. 1 ст. 12 “О лицензировании отдельных видов деятельности”).

    Листок нетрудоспособности выдают медицинские работники указанных лиц, в том числе:

    – лечащие врачи медицинских организаций;

    – фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций (далее – фельдшеры и зубные врачи) – в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

    – лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения.

    Комментируемая статья в ч. 2 предусматривает, что экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, – фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.

    В п. 3 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29 июня 2011 г. N 624н, указано, что не выдают листки нетрудоспособности медицинские работники:

    – организаций скорой медицинской помощи;

    – организаций переливания крови;

    – приемных отделений больничных учреждений;

    – бальнеологических лечебниц и грязелечебниц;

    – медицинских организаций особого типа (центров медицинской профилактики, медицины катастроф, бюро судебно-медицинской экспертизы);

    – учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    В силу п. 4 обозначенного Порядка выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

    Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.

    Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию. Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 347н.

    Листок нетрудоспособности выдается гражданину медицинской организацией по его желанию в день обращения либо в день закрытия листка нетрудоспособности.

    Листок нетрудоспособности, оформленный медицинской организацией для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выдается, как правило, гражданину медицинской организацией в день его закрытия.

    Листок нетрудоспособности выдается медицинской организацией в день обращения, если гражданин направляется (обращается) на лечение в другую медицинскую организацию. Продление и (или) закрытие листка нетрудоспособности осуществляется медицинской организацией, в которую гражданин был направлен (обратился) на лечение.

    В случае длительного лечения медицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно оформляет предыдущий листок нетрудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

    В случае когда гражданин, нетрудоспособный на день выписки из стационара, является трудоспособным в медицинскую организацию, в которую он был направлен для продолжения лечения, медицинская организация заполняет в листке нетрудоспособности строку “Приступить к работе” и закрывает его.

    Оформление листков нетрудоспособности осуществляется в соответствии с главой IX Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29 июня 2011 г. N 624н.

    Проверка соблюдения установленного порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1345н “Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности”).

    1. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем пятнадцать календарных дней единовременно, осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности (см. по этому поводу разъяснения, содержащиеся в письме Фонда социального страхования РФ от 3 октября 2013 г. N 15-03-14/12-13039).

    В ч. 3.1 комментируемой статьи детализируется, что экспертиза временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится лечащим врачом или в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, фельдшером, которые единовременно выдают листок нетрудоспособности в порядке и на срок, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. главу VIII Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29 июня 2011 г. N 624н).

    1. В ч. 4 комментируемой статьи четко определены сроки направления пациентов на медико-социальную экспертизу в зависимости от оценки клинического и трудового прогноза. Очень важно, что законодатель дал право медицинскому персоналу закрывать больничные листы при условии отказа пациента проходить медико-социальную экспертизу. Эта норма в настоящее время очень актуальна как для лечащих врачей, так и для врачебных комиссий, т.к. позволит избежать конфликтных ситуаций с пациентами, требующими продления больничного листа на неопределенный срок без решения медико-социальной экспертизы.

    В частности, определено, что при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности. В случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается.

    Смотрите так же:  Арест если не оплачен штраф

    При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

    1. В соответствии с законодательством РФ в целях соблюдения врачебной тайны при оформлении листка нетрудоспособности указывается только причина временной нетрудоспособности (травма, заболевание или иная причина). Однако законодатель предусматривает, что по письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания.
    2. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. подробнее Приказ Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н “Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности”).
    3. В целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи.

    Приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1345н утвержден Порядок осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.

    Статья 60. Медико-социальная экспертиза

    Комментарий к статье 60

    1. Медико-социальная экспертиза – один видов медицинской экспертизы. Целевое назначение медико-социальной экспертизы – определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
    2. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

    В соответствии со ст. 7 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” медико-социальная экспертиза – признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

    Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

    В силу ст. 8 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н “Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы”).

    На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

    1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

    2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

    3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

    4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

    5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

    6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;

    7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

    Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который регулирует отношения, возникающие при предоставлении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, устанавливает стандарт предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме, сроки и последовательность административных процедур и административных действий, а также порядок взаимодействия федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с получателями государственной услуги, органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.

    Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ/Глава 7

    Глава 7. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ Править

    Статья 58. Медицинская экспертиза Править

    1. Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

    2. В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

    1) экспертиза временной нетрудоспособности;

    2) медико-социальная экспертиза;

    3) военно-врачебная экспертиза;

    4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

    5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

    6) экспертиза качества медицинской помощи.

    3. Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

    4. В случае, предусмотренном статьёй 61 настоящего Федерального закона, может проводиться независимая военно-врачебная экспертиза.

    Статья 59. Экспертиза временной нетрудоспособности Править

    1. Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребёнка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

    2. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдаёт гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.

    3. Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

    3.1. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребёнка проводится лечащим врачом или в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, фельдшером, которые единовременно выдают листок нетрудоспособности в порядке и на срок, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    3.2. Листок нетрудоспособности выдаётся в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.

    4. При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырёх месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулёза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

    5. При оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания.

    6. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    7. Фонд социального страхования Российской Федерации в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.

    Статья 60. Медико-социальная экспертиза Править

    1. Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

    Смотрите так же:  Договор аренды бригады

    2. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

    Статья 61. Военно-врачебная экспертиза Править

    1. Военно-врачебная экспертиза проводится в целях:

    1) определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учётным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);

    2) установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);

    3) решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    2. Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учёт, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, изъявивших желание заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту, в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации. При этом медицинское освидетельствование граждан, изъявивших желание заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Положением.

    3. Требования к состоянию здоровья граждан, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу).

    4. Требования к состоянию здоровья граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу или проходящих альтернативную гражданскую службу, аналогичны требованиям, предъявляемым к гражданам, призываемым на военную службу или проходящим военную службу по призыву.

    5. Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.

    6. При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.

    7. Экспертиза признаётся независимой, если проводящие её эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших военно-врачебную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой военно-врачебной экспертизы.

    8. При проведении независимой военно-врачебной экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

    9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение военно-врачебной экспертизы являются обязательными.

    Статья 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы Править

    1. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.

    2. Порядок проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и порядок определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Статья 63. Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией Править

    1. Экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ.

    2. Экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ.

    3. Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    4. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью.

    5. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.

    6. Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией и форма медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи Править

    1. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности её оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

    2. Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    3. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

    4. Экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Статья 65. Медицинское освидетельствование Править

    1. Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечёт за собой наступление юридически значимых последствий.

    2. Видами медицинского освидетельствования являются:

    1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

    2) психиатрическое освидетельствование;

    3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

    4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

    5) иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

    3. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    4. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    5. Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании.