Экспертиза программы дополнительного образования детей

Материал по теме:
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Социально – педагогической направленности

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ.

Материал курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования — статья Логиновой Л.Г.,доцента педагогических наук,профессора АПК и ППРО.

Образец экспертного заключения по итогам аттестационного обследования.

Оценка педагогической деятельности Хусаиновой Гульназ Ильясовны.

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования.

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования.

Экспертное заключение по результатам технической экспертизы.

ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» декабря 2014 г. г. Ярославль ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ Раздел 3 части 2 государственного задания ГАОУ ВПО МИОО на 2014 год (приказ Департамента образования города Москвы от 25 декабря 2013 г. 931) Л.Н.Буйлова, Заведующая кафедрой педагогики дополнительного образования детей ГАОУ ВПО МИОО, ведущий научный сотрудник Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», к.п.н., профессор

2 Нормативная правовая база независимой профессионально-общественной экспертизы Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ( ФЗ от 29 декабря 2012 г.) Статья 95. Независимая оценка качества образования Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от г. N 1008) Письмо Минобрнауки РФ от N «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» ФГОС начального общего образования (от «6» октября 2009 г. 373) ФГОС основного общего образования (от «17» г. 1897) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОСОО (Методические рекомендации) Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. N /13 «Элективные курсы в профильном обучении» Письмо Минобразования РФ от 4 марта 2010 г. N «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» ВЫВОД: законодательством фактически не регламентируется содержание дополнительных общеразвивающих программ. В связи с этим мы предлагаем некоторые методические подходы, позволяющие образовательной организации эффективно разработать полноценные дополнительные общеразвивающие программы, а экспертам оценить их.

3 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ( ФЗ от 29 декабря 2012 г.) — образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст.12), — образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ст.28 п.2); -содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст.75 п.4); -результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности (ст.95 п.6). Выводы: Исключительным правом на разработку и утверждение образовательных программ обладает образовательная организация. Необходимость проведения экспертизы разработанной образовательной программы определяется образовательной организацией в рамках процедуры ее разработки. Согласования образовательной программы не требуется. Руководствуясь законодательно установленными положениями, образовательная организация самостоятельно принимает решение о целесообразности доработки и реализации программы.

4 Экспертиза программ Эксперты Привлеченные специалисты как из образовательного сообщества, так и представители институтов, общественных организаций Экспертные процедуры Анализ представленных материалов на предмет соответствия разработанным критериям, сравнение с эталоном и др. Экспертное заключение Возможны различные формы: сертификаты соответствия; экспертные заключения; заполненные бланки и др.

5 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ установление соответствия общеобразовательных программ ДОД федеральному закону 273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» и приказу Минобрнауки России N 1008 от «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» 1. Анализ (проверка) качества программного обеспечения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности 2. Изучение содержания образовательных программ на предмет их соответствия современному уровню развития науки, техники, культуры, производства 3. Формулирование необходимых предложений по совершенствованию (коррекции и доработке) образовательных программ 4. Оказание методической помощи по доработке образовательных программ 5. Определение возможных рисков использования новых образовательных программ в образовательном процессе 6. Разработка региональных требований к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ, рабочих программ внеурочной деятельности и элективных курсов 7. Проверка возможности использования образовательных программ в качестве примерных Пакет документов для организации работы экспертов: 1.Порядок проведения экспертизы программ 2.Вспомогательные материалы: извлечения из нормативно-правовых документов; актуальные вопросы экспертизы; словарь используемых понятий и терминов 3.Вопросник в помощь эксперту 4.Экспертные листы и комментарии к экспертным листам

6 Экспертиза проходит в 3 этапа: 1)регистрация программ, составление общего списка, техническая экспертиза на соответствие формальным требованиям 2)нормативно-содержательная экспертиза (анализ структуры программ, наполнения структурных элементов в соответствии с критериями экспертного листа) Результаты фиксируются в экспертном листе и являются основанием для экспертного заключения 3)Обобщение результатов.

7 Типичные ошибки в программах — несоответствие представленных документов формату «образовательная программа» и стилю официального документа; — большинство программ не переработано в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами: приводятся устаревшие наименования вида программы и направленности; — отсутствие на титульном листе необходимых и достаточных сведений о программе: выходных данных и сведений об утверждении программы и ее авторах; — в пояснительной записке не всегда раскрывается актуальность, новизна программы, отсутствует краткая характеристика программы, не указываются возрастные особенностей детей; — цель и задачи программы формулируются крайне абстрактно, удаленно от тематики программы, задачи зачастую не соответствуют поставленным целям, срокам реализации программы и не соотносятся с ожидаемыми результатами;

8 Типичные ошибки в программах — ожидаемые результаты и способы их отслеживания самая слабая позиция в программах: результаты не связаны с поставленными задачами, предлагаемые авторами системы оценочных средств для контроля заявленных результатов конструируются совершенно произвольно; наблюдается полная неразбериха в попытках ввести в программы на метапредметные и личностные результаты; — учебно-тематическое планирование зачастую подменяется поурочнокалендарным, в результате чего отсутствует деление на разделы и темы; — методическое обеспечение программ трактуется произвольно, выявлено непонимание различия понятий «формы», «методы» и «технологии» обучения; — содержание программ представляется не реферативно, а описательно, темы не делятся на теорию и практику; — материально-техническое обеспечение не содержит описания кадрового обеспечения, отсутствуют описания оборудования, материалов, необходимых для реализации программы; — списки литературы оформляются неправильно не указываются все необходимые выходные данные изданий, литература не делится на разные категории участников образовательного процесса, не содержат современные издания и интернет-ресурсы.

9 Предложения по итогам экспертизы — разработка стратегии обновления содержания дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, включающей обоснование условий прогрессивного развития региональной системы дополнительного образования детей; — формирование нормативных требований к дополнительным общеобразовательным программам, рабочим программам курсов внеурочной деятельности и рабочим программам элективных курсов; — подготовка педагогических кадров к работе в новых условиях Совершенствование нормативно-правового обеспечения разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ, внеурочной деятельности и элективных курсов Активизация работы по обновлению программнометодического обеспечения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, культуры, социальной деятельности, спорта и с ориентацией на потребности населения и инновационной экономики расширение социального партнерства Осуществление научно-методического сопровождения и кадровой поддержки разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ Совершенствование финансово-экономических механизмов Совершенствование управленческих механизмов интеграции организаций общего и дополнительного образования детей

Смотрите так же:  Оформить льготы на транспортный налог

10 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

11 Эксперти за (от лат. expertus опытный, сведущий) это специальная форма анализа данных, проводимая по установленной форме и соответствующая выработанным требованиям. Экспертиза (в образовании) это всестороннее изучение, анализ и оценка экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний и подготовки в соответствующей области (состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности, программно-методической продукции и др.) Цель экспертизы — объективная оценка состояния программного обеспечения данной деятельности и определение ресурсов, необходимых для его формирования и развития. Экспертиза проводится специально привлекаемым для этого лицом экспертом, обладающим специальными знаниями, — с целью вынесения заключения. Экспертное исследование оформляется мотивированным заключением эксперта, в котором описывается ход исследования и даются ответы на поставленные вопросы

12 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ( 273-фз — принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) ст. 2. п. 9 Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Данное определение определяет и сущность дополнительной общеобразовательной программы. Дополнительное образование вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования Направлено на: формирование и развитие творческих способностей удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья организацию свободного времени Обеспечивает: адаптацию к жизни в обществе профессиональную ориентацию выявление и поддержку одаренных и талантливых детей В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. 1008) этот перечень уточнен и расширен, а также прописаны условия реализации программ

13 Дополнительные образовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные профессиональные программы Дополнительные общеразвивающие программы Программы повышения квалификации Дополнительные предпрофессиональные программы Программы профессиональной переподготовки

14 Примерные требования к программам дополнительного образования детей, (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г ), в контексте Федерального закона 273-ФЗ рекомендуется рассматривать как методические рекомендации Дополнительная общеобразовательная программа как документ, содержащий основные характеристики дополнительного образования, состоит из: титульного листа, пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания программы, методического обеспечения, условий реализации программы, литературы, приложений Направленности физкультурноспортивная художественная техническая естественнонаучная туристско-краеведческая социально-педагогическая

15 ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 1.Общие сведения: Округ Образовательная организация Название программы Шифр Разработчик (разработчики) программы (ФИО) 2. Экспертиза дополнительной общеобразовательной программы: Наименование экспертного показателя Представленность в Внимание! За автором остается право оформить программу по собственной, логически обоснованной структуре или расположить структурные элементы в удобном для него порядке программе да частично нет 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка Направленность и уровень программы Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Цель и задачи программы Отличительные особенности программы Обучающиеся по программе Сроки реализации программы Формы и режим занятий по программе Ожидаемые результаты и способы их проверки Формы контроля и подведения итогов реализации программы 3. Учебно-тематический план 4. Содержание программы 5. Методическое обеспечение программы 6. Условия реализации программы 7. Список литературы 8. Стиль и культура оформления программы ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (из двух позиций следует выбрать одну) да нет Программа рекомендована к реализации в системе дополнительного образования детей Программа рекомендована к доработке Эксперт (ФИО) //Подпись Тел. Дата проведения экспертизы 2014 г.

16 Рабочая программа локальный документ образовательного учреждения, определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебного курса К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся: — программы по учебным предметам; — программы элективных курсов; — программы факультативных курсов; — программы курсов внеурочной деятельности РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ являются структурным компонентом Основной образовательной программы (входят в содержательный раздел ООП), поэтому являются обязательными для разработки Структура рабочей программы внеурочной деятельности определяется общеобразовательным учреждением и обозначается в «Положении о внеурочной деятельности», утвержденном руководителем ОО

17 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учѐтом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

18 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования ФОРМЫ

19 Целью внеурочной деятельности является достижение результатов освоения основной образовательной программы, поскольку внеурочная деятельность является одним из средств ее (ООП) реализации. Очевидно, что внеурочная деятельность сориентирована в первую очередь на достижение личностных и метапредметных результатов. Именно это определяет специфику внеурочной деятельности: в процессе ее реализации обучающиеся должны не только и даже не столько узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. 1. Программа курса внеурочной деятельности — нормативный ориентирующий документ, фиксирующий содержание внеурочной деятельности и технологию его реализации. 2. Программы курсов внеурочной деятельности являются структурным компонентом ООП образовательного учреждения, поэтому являются обязательными для разработки. 3. Программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются в самом образовательном учреждении

20 ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Общие сведения: Округ Образовательная организация Название программы Шифр Разработчик (разработчики) программы (ФИО) 2. Экспертиза рабочей программы курса внеурочной деятельности: Наименование экспертного показателя Представленность в Внимание! Структура рабочей программы внеурочной деятельности определяется общеобразовательным учреждением и обозначается в «Положении о внеурочной деятельности», утвержденном руководителем ОО программе да частично нет 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности 4. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане 5. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 6. Содержание курса внеурочной деятельности 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 8. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 9. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 10. Культура оформления программы как нормативного документа ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (из двух позиций следует выбрать одну) да нет Программа рекомендована к реализации Программа рекомендована к доработке Эксперт (ФИО) //Подпись Тел. Дата проведения экспертизы 2014 г.

21 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Цели — углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение в рамках направленности (профиля). Отсутствуют государственные стандарты и государственный итоговый контроль по результатам изучения курса. Курсы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений за рамками стандарта. Элективные курсы обязательный образовательный компонент для всех учеников общеобразовательных школ, их выбирает каждый ученик Продолжительность элективного курса от 6 8 ч. до 72 ч. (от 1-2-х месяцев до года) ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ 1.Избыточность (их должно быть много) 2.Кратковременность (6 72 часов) 3.Оригинальность содержания, названия 4. Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект. ) 5.Нестандартизированность 6.Элективные курсы разрабатываются педагогом 7.Входят в сетку часов

Смотрите так же:  Нотариус киев суббота

22 ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 1.Общие сведения: Округ Образовательная организация Название программы Шифр Разработчик (разработчики) программы (ФИО) 2. Экспертиза рабочей программы элективного курса: Наименование экспертного показателя Структура рабочей программы элективного курса определяется общеобразовательным учреждением и обозначается в «Положении о внеурочной деятельности», утвержденном руководителем ОО 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Общая характеристика элективного курса и его место в учебном плане образовательной организации 4. Тематическое планирование элективного курса 5. Содержание элективного курса 6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 7. Планируемые результаты изучения элективного курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса 8. Культура оформления программы как нормативного документа Представленность в программе да частично нет ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (из двух позиций следует выбрать одну) да нет Программа рекомендована к реализации Программа рекомендована к доработке Эксперт (ФИО) //Подпись Тел. Дата проведения экспертизы 2014 г.

23 Экспертное заключение составляется в двух экземплярах (или присылается по почте). Экспертное заключение должно быть не менее 2 страниц (формат А4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.5). Не следует подробно описывать все составные части и разделы программы. Основной объем заключения должен состоять из анализа и оценки программы, а также рекомендаций авторам (при наличии). Если программа не рекомендуется для реализации, необходимо представить доказательные выводы о нецелесообразности ее применения

24 ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на дополнительную общеобразовательную программу на рабочую программу внеурочной деятельности на рабочую программу элективного курса Шифр программы Название программы Направленность Уровень Автор(ы) программы (ФИО, должность) Округ Образовательная организация Краткая характеристика программы: цель, срок реализации, объем программы, возраст обучающихся, актуальность программы (соответствие действующему законодательству, отражение современного уровня развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и т.д.), новизна, преимущества перед аналогичными программами, стиль и качество подачи и оформления материала. Анализ и аргументированная оценка разделов программы (на основе критериев экспертного листа) с указанием достоинств и выявленных недостатков. Особенности программы, на которые необходимо обратить внимание. Рекомендации автору(ам) (конкретные и чѐткие) обоснованные и аргументированные замечания разработчикам программы Заключительный вывод: Программа Автор(ы) Округ Образовательная организация Рекомендуется к реализации Рекомендуется к доработке ФИО, подпись эксперта // 2014 г. Дата проведения экспертизы

Концепция развития системы дополнительного образования детей в Центре образования № 1455, решающем проблемы интеграции основного и дополнительного образования детей и подростков

Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта “Образование”, объявленного Президентом РФ В.В. Путиным, цель которого – повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала.

Доступность и бесплатность дополнительного образования детей гарантированы Конституцией РФ, Законом РФ “Об образовании” (далее “Закон”), Законом города Москвы об образовании. В соответствии с Законом РФ об образовании дополнительное образование детей реализуется в общеобразовательных учреждениях, в муниципальных и государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, дополнительное образование детей – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно”.

Дополнительное образование детей в школе реализуется на основе Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи на 2004–2007 годы, в рамках которой ведутся актуальные проекты, направленные на саморазвитие личности, поиск, поддержку и развитие детской творческой одаренности, организацию социализирующего досуга детей и подростков, профилактику правонарушений, алкогольно-наркотической зависимости подростков.

В ГОУ СОШ дополнительное образование детей является стабильно функционирующей системой, в которую входят объединения дополнительного образования детей восьми направленностей. В них занимаются более 800 учащихся. В кружках, секциях, студиях, клубах, ансамблях при школе занимается 100% от общего количества учащихся школы, а также дети и подростки других образовательных учреждений округа.

Вместе с тем, назрела необходимость принятия комплексных мер по развитию системы дополнительного образования детей в школе. До настоящего времени система дополнительного образования детей прошла полный курс развития от случайного набора кружков, через создание блоков разных направленностей, через создание материальной базы к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы школы и является естественным продолжением основного образования. Сегодня в системе ДО школы функционируют объединения 8 направленностей для учащихся разного возраста, в которых занимаются наряду с учащимися нашей школы дети и подростки других образовательных учреждений. Работает группа раннего развития по подготовке детей дошкольного возраста. Работа дополнительного образования идет одновременно по нескольким направлениям: профессиональная подготовка, организация досуга, ранняя социализация. Назрела необходимость выделения дополнительного образования в самостоятельное структурное подразделение. Необходимо стремиться к достижению доступности дополнительного образования детей различного возраста, интересов, возможностей здоровья, места проживания и т.д. Требует обновления и сама система дополнительного образования детей, в первую очередь, управление качеством дополнительного образования.

Целью развития системы дополнительного образования детей являются сохранение государственных гарантий в доступности и бесплатности, повышение эффективности системы дополнительного образования детей в создании условий для их саморазвития, успешной социализации и профессиональном самоопределении, организации активной жизнедеятельности детей; обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.

Необходимо обновление системы дополнительного образования детей на основе следующих принципов:

  • доступность и бесплатность дополнительного образования детей;
  • гуманизация, демократизация образовательного процесса;
  • индивидуализация, учет возрастных интересов детей;
  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи;
  • сохранение и развитие национально-культурных традиций;
  • ценностное отношение к образованию в воспитании гражданина-патриота;
  • взаимодействие общего и дополнительного образования;
  • открытость и полисферность образования, государственно-общественный характер управления;

Концепция реализуется на основе личностно-ориентированного, социокультурного подхода.

Достижение цели развития системы дополнительного образования детей возможно при решении трех основных задач:

  1. Создание условий развития дополнительного образования детей.
  2. Качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения детей.
  3. Развитие государственно-общественного управления, социального партнерства учреждений дополнительного образования детей, бизнеса и гражданского сообщества.

I. Создание условий развития дополнительного образования детей.

Качественное обновление дополнительного образования детей возможно только при создании условий, соответствующих современным требованиям и темпам развития общества.

1. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей.

Системное развитие дополнительного образования детей как сферы, предоставляющей возможности выбора культурно-образовательных, развивающих программ, обеспечивающих полезную занятость и саморазвитие детей, возможно только на качественно обновленном фундаменте – нормативной правовой базе.

В условиях государственно-общественного самоуправления становится необходимостью разработка положения о Центре ДО, О дополнительном образовании детей в школе, согласование программ и учебных планов. Система дополнительного образования детей может эффективно функционировать только при государственной поддержке путем дополнительных ставок педагогов дополнительного образования, реализации комплексных мер по материально-техническому оснащению, модернизации школьного стадиона, соответствующих модернизации образовательного процесса.

Задача совершенствования системы аттестации педагогов дополнительного образования требует разработки и внедрения следующих документов:

  • определение критериев и показателей эффективности деятельности педагогов и центра дополнительного образования детей;
  • разработка стандартов условий реализации программ дополнительного образования детей;
  • введение вкладыша к аттестату о среднем образовании об окончании программ дополнительного образования детей, личных достижениях (портфолио).
Смотрите так же:  Как рассчитать полис осаго ресо

2. Кадровое обеспечение в системе дополнительного образования детей.

В современных условиях меняется роль педагога дополнительного образования, деятельность которого не ограничивается организацией кружковой работы. Педагог дополнительного образования должен вести активную работу со школой, родителями, общественностью по поддержке юных талантов, детей, требующих особой заботы, осваивать новые специальности для внедрения новых востребованных программ.

Совершенствование кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей осуществляется по следующим направлениям:

  • повышение статуса педагогов ДО;
  • усиление роли стимулирования труда педагогов дополнительного образования;
  • стимулирование педагогов в повышении педагогических и творческих возможностей, научно-исследовательской работе;

3. Дополнительное образование в условиях самоуправления.

Условия самоуправления способствуют изменению населения из иждивенчески-пассивного состояния в активное гражданское общество с высоким уровнем регионального, муниципального, территориального самосознания, ориентированного на самостоятельное планирование и осуществление позитивных преобразований на местах, в конкретных ситуациях. В условиях введения самоуправления возникает необходимость пересмотра организации дополнительного образования детей в школе. Актуальным становится дополнительное образование, выполняющее муниципальный образовательный заказ, сформулированный в Программе социально-экономического развития муниципального образования. Организация программ дополнительного образования должна строиться с учетом реальных потребностей населения. Востребованными становятся программы интегрированного характера, направленные на приобретение навыков, способствующих успешной социализации детей. Учитывая первостепенную роль семьи и важность ее непосредственной поддержки на местах, возникает необходимость организации семейного культурно-познавательного досуга, направленного на совместную деятельность детей и взрослых. Кроме того, организация таких программ будет способствовать семейной занятости, развитию семейного предпринимательства. Эффективной в организации полезной занятости детей является деятельность подростковых клубов.

В условиях самоуправления важная роль учреждений дополнительного образования детей отводится в организации предпрофессиональной подготовки учащихся, введения программ начального профессионального образования исходя из потребностей города.

Информатизация системы дополнительного образования позволит создать единое образовательное пространство для исследовательской и самостоятельной работы. Информатизация будет способствовать активному взаимодействию с другими образовательными учреждениями, сотрудничеству педагогов и детей вне зависимости от места жительства, внедрению дистанционных форм дополнительного образования и повышения квалификации.

II. Качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения детей.

Качество общего образования есть результат взаимодополнения школьного обучения и дополнительного образования детей.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.

Социальный образовательный заказ

Новые социальные требования к образованию стимулируют внедрение инновационного подхода по основным направлениям развития дополнительного образования детей в школе:

  • развитие профильного образования ресурсами дополнительного образования детей;
  • развитие потенциала дополнительного образования детей в профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • обновление содержания дополнительного образования детей на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в объединениях дополнительного образования детей, использования передовых технологий и методик;
  • создание и функционирование площадки по отработке вариативных моделей развития дополнительного образования детей;
  • стимулирование инновационной деятельности педагогов дополнительного образования детей путем учреждения грантов, проведения конкурсов, семинаров.

Учитывая тенденции развития образовательной среды, его потребности выделяются три приоритета дополнительного образования детей:

  • развитие созидательной активности детей;
  • интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
  • развитие одаренных детей.

Для реализации приоритетных направлений актуальными становятся:

  1. Создание ресурсов.
  2. Создание единой базы данных по предпрофильной подготовке в системе дополнительного образования.
  3. Тематические и проблемные курсы и семинары.
  4. Обобщение и распространение положительного опыта работы по профильному обучению и предпрофильной подготовке.

III. Развитие государственно-общественного управления, социального партнерства учреждений дополнительного образования детей, бизнеса и гражданского общества.

Дополнительное образование детей в школе развивается на основе межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, науки, профессионального образования, органов внутренних дел и т.д.

Дополнительное образование детей объединяет вокруг себя различные ведомства и консолидирует ресурсы общества для решения огромного количества социально-педагогических вопросов.

Становится актуальным создание оптимальной модели государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей на основе изучения опыта регионов РФ. Для этого необходимо:

  • разработать нормативную и правовую базу государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей в школе;
  • обеспечить информационно-аналитическое сопровождение деятельности по развитию государственно-общественных форм управления дополнительным образованием детей в школе;
  • разработать механизм общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития школьной системы дополнительного образования детей.

Модель государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей обеспечит взаимодействие “государственного и общественного” в образовании, организационно оформит и упорядочит влияние местного сообщества на сферу дополнительного образования детей, будет способствовать модернизации дополнительного образования детей, включающего общественные формы контроля и стимулирования качества дополнительного образования детей.

Для достижения развития дополнительного образования детей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства предусматривается:

  1. Развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающихся, педагогов, родителей и государственного заказчика образовательных услуг.
  2. Разработка нормативного правового обеспечения межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
  3. Реализация Плана мероприятий по развитию социального партнерства в сфере как общего среднего образования, так и дополнительного образования.

Учитывая тенденции развития образовательной среды, выделяются следующиеприоритеты в межведомственном взаимодействии:

  1. Организация качественного и развивающего досуга детей.
  2. Определение социального заказа на дополнительное образование детей.
  3. Организация благотворительной и инновационной деятельности.
  4. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников системы дополнительного образования детей.

Для реализации этих приоритетов необходимы:

  • разработка программ и методических рекомендаций по предпринимательской деятельности центра дополнительного образования детей;
  • учреждение ежегодной премии “За вклад в воспитание детей и молодежи” в целях активизации воспитательного потенциала системы дополнительного образования;
  • содействие воспитанию детей и молодежи, участие в их физическом и духовном развитии – экономически обоснованное вложение в развитие человеческого капитала, общества, трудовые ресурсы.

Таким образом, дополнительное образование детей развивается полисферно, когда дополнительное образование детей, реализуя социальный заказ, реализуется в активном и прямом взаимодействии вне зависимости от ведомственно-территориальной подчиненности с субъектами различных отраслей, сфер на основе кооперирования возможностей и ресурсов. Такое “полисферное” развитие дополнительного образования станет одной из основ его развития.

Ожидаемые результаты

Реализация Концепции развития системы дополнительного образования детей в школе позволит достичь следующих результатов:

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • сохранить государственные гарантии бесплатности и доступности, лучшие отечественные традиции дополнительного образования детей;
  • совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования детей.

2. Ресурсное обеспечение дополнительного образования детей

  • создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей;
  • улучшить материально-техническое оснащение центра дополнительного образования детей;
  • создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного творчества, технических видов спорта.

3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей

  • организовать дополнительное образование детей в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью школы;
  • содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей;
  • внедрять интегрированные программы дополнительного образования детей, направленные на социально-педагогическую поддержку детей;
  • содействовать развитию дуального образования в виде организации программ допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования для детей, а также содействующие самозанятости и развитию семейного предпринимательства.