История становления опеки и попечительства

§ 2. Историческое развитие института опеки и попечительства в России

Разновидностью родительской власти был институт опеки. ОПЕКАв России существовала с давних времен и относилась к компетенции государства, а не духовной власти. На Руси всегда существовало гуманное отношение к детям-сиротам, особенно брошенным.

До XVI в. институт опеки был развит слабо. Специальных законоположений на этот счет не издавалось. Чаще всего опекунами становились ближайшие родственники малолетнего без особого на то назначения. Их деятельность контролировалась приходскими священниками, в чьи обязанности входило знать семейную жизнь своих прихожан, особенно тех семей, где имелись сироты. Священник уделял этим семьям больше внимания, помогал вдовам в воспитании детей. При Иване IV опека над несовершеннолетними устанавливалась до достижения 15-летнего возраста. Затем мальчики должны были поступать на службу

В царствование Ивана IV забота о детях-сиротах входила в круг задач государственных органов управления – специальных приказов. В середине XVII в., при царе Алексее Михайловиче, получила свое дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. В это время были созданы приказы, специально занимающиеся призрением бедных и сирот. После смерти мужа вдова с малолетними детьми стала получать часть поместья на «прожиток». При этом мать не являлась по закону опекуншей детей и могла управлять имением только до нового замужества. Если она выходила замуж, то опекунские обязанности возлагались на ее мужа или на родственников детей. Опекаемый по достижении совершеннолетия имел право обратиться с жалобой на действия опекуна, ущемляющего его интересы. Закон в основном регулировал конфликтные дела об опеке, но не регламентировал саму эту деятельность. Законодательство не предусматривало вознаграждение за опекунство.

В 1682 г. был подготовлен проект указа, в котором впервые ставился вопрос об открытии для детей-сирот специальных домов в целях обучения их грамоте, ремеслам и наукам. Именно этот проект зародил идею государственного призрения. В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил на свои средства в Холмово-Успенском монастыре первую «сиропитательницу» для детей-сирот, а в самом Новгороде он основал еще 10 таких заведений, где воспитывалось до 3 тыс. детей-сирот. Петр I в 1715 г. своим Указом предписал устраивать в Москве и других городах «гошпитали» «для зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, и стыда ради отметывают в разные места»[41 — Брокгауз Ф.А., Ефрон ИЛ. Энциклопедический словарь: в 86 т. – СПб., 1890–1907. -Т. 7. – Кн. 13.]. Эти «гошпитали» существовали обычно около церковных оград. Когда дети подрастали, то мальчиков отдавали в учение какому-нибудь мастерству, а девочек в услужение. Петр I изменил возраст совершеннолетия – с 15 до 20 лет. В его Указе о единонаследии 1714 г. были определены три способа назначения опекунов :

1) завещание родителей;

2) законное правило;

3) распоряжение правительства.

О правах и обязанностях опекунов говорилось не только в Указе о единонаследии, но и в Инструкции магистратам 1724 г. Наследник недвижимого имущества должен был иметь у себя в сохранении часть движимого имущества, принадлежащего его братьям и сестрам, пока они не достигнут совершеннолетия. Он должен был кормить их, снабжать чем надобно и учить грамоте. По достижении ими совершеннолетия он должен был каждому выдать сполна его наследственный жребий, не вычитая издержек, потраченных на него во время его малолетства.

Магистрат имел право назначать опекуна. Опекуну по описи передавалось все движимое и недвижимое имущество подопечного. По достижении питомцем совершеннолетия опекун должен дать отчет о своем управлении. После тщательной проверки отчета имущество передавалось подопечному под роспись. Кроме того, магистрат обязан был осуществлять контроль за деятельностью опекунов, определенных родителями, чтобы они содержали детей в добром призрении и воспитании, а оставшееся после родителей имущество питомцев хранили и приумножали. В 1722 г. Указом Петра I введена опека над душевнобольными (безумными и сумасшедшими – «дураками», как говорилось в Указе).

Указ о единонаследии был отменен Анной Иоанновной в 1731 г. Оставлен был лишь запрет верить каким-либо письмам и записям несовершеннолетних.

В 1742 г. Елизавета Петровна разрешила Сенату продавать имения малолетних для уплаты долгов.

При Екатерине II был сделан самый значительный шаг вперед по пути развития института опеки и попечительства за всю предшествующую историю государства. Закон от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» учреждал дворянскую опеку, сиротский суд и другие органы, обязанные следить за деятельностью опекунов. Опекунами могли стать родственники сироты или посторонние лица, зарекомендовавшие себя с положительной стороны. Закон запрещал определять опекунами расточителей собственных имений, лиц, находившихся в ссоре с родителями сироты, и лиц, совершивших неблаговидные поступки.

В обязанности опекунов входило вести учет прихода и расхода, стараться увеличить доходы с имения малолетнего, содержать в порядке строения, находящиеся на территории, принадлежащей опекаемому. По окончании своей деятельности опекуны давали полный отчет дворянской опеке. За труды опекунам разрешалось брать 5 % из ежегодных доходов подопечного. ДВОРЯНСКАЯ ОПЕКАподчинялась Верхнему земскому суду, который рассматривал конфликты между опекунами и дворянской опекой.

По образцу дворянской опеки был учрежден городской СИРОТСКИЙ СУД,который ведал опекунскими делами купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот. Обязанности сиротского суда были аналогичны обязанностям дворянской опеки. Таким образом, Закон 1775 г. предусматривал регулирование всей системы опеки : органов, в чью компетенцию входила организация опеки, порядка обжалования действий опекунов, а также вознаграждения за их работу. Государство придало институтам опеки правовое закрепление, которое имело цель защитить права несовершеннолетних.

Опекунство существенно отличалось от родительской власти рядом признаков. Во-первых, оно длилось до совершеннолетия подопечного. Во-вторых, неправомерные действия опекунов осуждал закон и несовершеннолетний мог просить о защите для себя.

К опекуну законодатель относился как к постороннему лицу, который временно помогает несовершеннолетнему управлять имением. Поведение опекуна могло стать предметом разбирательства в органах государственной власти. В семейные же отношения государство не вмешивалось. Более того, оно защищало интересы главы семьи. Родители, желавшие сохранить власть над детьми, всегда находили у государства поддержку.

Екатерина II существенно изменила положение незаконнорожденных подкидышей. Если раньше они становились крепостными своего воспитателя, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего они становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей. В каждой губернии, а их было 50, учреждались приказы общественного призрения , в обязанности которых входил контроль за сиротскими домами. С 1770 г. стали строиться воспитательные дома , целью которых было истребление злодейства, уменьшение нищенства и воспитание детей с выгодой и пользой для государства. Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание родственникам или посторонним людям вместе с наследством. Сироты, у которых не осталось после смерти родителей никакого имущества, существовали на мирские подаяния. Широкое распространение имел детский труд. Дети в возрасте от 9 до 12 лет трудились на полотняных мануфактурах. По действующему законодательству в XVIII–XIX вв. дети мастеровых принадлежали заводскому ведомству и использовались на работе с 12 лет. Однако на практике часто использовался труд детей, не достигших этого возраста. Фабрикантам и заводчикам это было выгодно, так как детский труд ценился гораздо дешевле, чем труд взрослых. И лишь в 1885 г. были введены ограничения на использование детского труда, которые состояли в следующем:

• дети, не достигшие возраста 12 лет, к работам не допускались;

• дети в возрасте 12–15 лет должны были работать не более 8 часов;

• дети до 15 лет не могли работать в ночное время и выходные дни;

• труд детей в возрасте до 15 лет не должен был использоваться на производстве с вредными для здоровья условиями;

• продолжительность рабочего дня для детей в возрасте до 18 лет устанавливалась не более 10 часов в сутки.

Ответственность за нарушение этих правил возлагалась на владельцев заводов и фабрик. Контроль за ними осуществляла особая правительственная инспекция с широкими полномочиями.

В 1817 г. была установлена опека в отношении детей священнослужителей, в 1818 г. – в отношении сирот личных дворян, в 1820 г. – в отношении лиц, осиротевших за границей. Законов о крестьянской опеке не было: в этой сфере действовал обычай.

В XVIII–XIX вв. происходило формирование системы общественного и частного призрения. В 1837 г. появился новый вид социальной опеки – детский приют. Первый детский приют «Убежище для детей» был открыт при Демидовском доме призрения трудящихся в Петербурге. Приют предназначался для дневного присмотра за детьми, матери которых работали на промышленных предприятиях. Вскоре стали открываться детские приюты и в других регионах страны. Это побудило правительство принять в 1839 г. Положение о детских приютах. Заметной вехой в законодательстве стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях, усыновленных и узаконенных». Отныне детей можно было не только узаконивать, но и усыновлять. Причем это правило распространялось на всех детей без исключения. Ограничения вводились лишь для усыновителей. Так, не разрешалось усыновлять тем, кто имел своих собственных или узаконенных детей, а также лицам моложе 30 лет.

В XX в. детские и попечительские организации входили в Ведомство учреждений императрицы Марии – государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи.

В 1913 г. ввиду большой смертности детей, особенно младенческого возраста, было создано Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества под покровительством императрицы Александры Федоровны.

Попечительство должно было устраивать приюты для матерей и детей и способствовать усвоению правильных навыков по уходу за младенцами. Во главе Попечительства стоял совет, назначаемый императрицей. Средства Попечительства образовывались из пособий, поступающих из казны, и пожертвований.

Романовский комитет, созданный в память 300-летия царствования Дома Романовых, покровительствовал делу призрения беспризорных сирот сельского населения. Это было оформлено Законом от 29 июня 1914 г., а 7 июля 1915 г. во время Первой мировой войны царем подписан Указ «Об учреждении земледельческих приютов для детей увечных и павших воинов».

Романовский комитет оказывал помощь сиротам в возрасте от 2 до 12 лет, содержащимся в сиротских домах, и детям в возрасте до 17 лет, проживающим в общежитиях при ремесленных отделениях и школах.

История становления опеки и попечительства

Н.А. Лазарева, (Магистрант 2 курса кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»)

Серия «Экономика и Право», № 3-2012

В статье анализируются первые нормативно-правовые акты периода Российской империи, которые легли в основу становления института опеки и попечительства, а также современного российского законодательства об опеке и попечительстве.

И нститут опеки и попечительства в российском семейном праве возник как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный институт в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития. Основная цель этого института — содержание, воспитание, образование, защита прав и интересов детей.

Смотрите так же:  Как начислить экологический налог

Первые сведения о законодательном закреплении института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми встречаются в «Русской Правде», по которой, опека устанавливалась тогда, когда малолетний ребенок оставался без родителей или без отца, а мать повторно вступала в брак. Если мать в новый брак не вступала, то воспитывала и содержала своих детей, которые подчинялись ее воле [1, С. 52-53].

До 1917 г . в российском праве существовало два способа назначения опекунов и попечителей — по завещанию и по назначению. Р.Л. Музрин [2, С. 41] вполне обоснованно считает, что и в современном праве вполне жизнеспособны оказались бы нормы, позволяющие родителям на случай своей смерти назначить ребенку опекуна или попечителя, сделав это в завещании или в заявлении, адресованном органу опеки и попечительства. Л.Ю. Михеева [3, С. 124], поддерживая данную позицию, предлагает что, необходимо дополнить часть третью Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) статьей «Завещательное назначение опекуна».

Принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г . №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — ФЗ «Об опеке и попечительстве) дает право единственному родителю определить на случай своей смерти опекуна или попечителя своему ребенку.

В Соборном Уложении 1649 г . права опекуна и подопечного по сравнению с предыдущим законодательством были расширены, но само понятие опеки как правового отношения не было регламентировано. Соборное Уложение устанавливало предельный возраст подопечного (15 лет), что признавалось достижением совершеннолетия и его право обратиться с жалобой в суд, если опекун ущемляет его интересы [4, C. 23, 54].

Значительным шагом в законодательном регулировании института опеки явилось учреждение сословных учреждений для осуществления опекунской деятельности при Екатерине II. Так, по закону 1775 г . были созданы дворянская опека, сиротский суд и другие органы. Опекуны ежегодно давали отчеты Дворянской опеке, которая подчинялась Верховному земскому суду. По этому закону опекун осуществлял свою обязанность возмездно, имея право на 5 % от доходов малолетнего, полученных в результате хозяйственной деятельности, на него возлагался учет приходов и расходов средств опекаемого в специальных книгах.

Современное отечественное законодательство так же предусматривает возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству (ст. 16 ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Как известно, опекун (попечитель) ребенка осуществляет свои обязанности безвозмездно. Плата за выполнение им своих функций в Семейном кодексе РФ, так же как и ранее, не предусматривается. С принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» будущему опекуну предлагается выбор осуществлять опеку безвозмездно или возмездно. Так, по мнению А.М. Нечаевой осуществление опеки (попечительства) за вознаграждение по договору, является намереньем законодателя перевести семейно-правовые отношения по семейному устройству несовершеннолетних в гражданско-правовую сферу. Критикуя данную позицию, она полагает что, в гражданско-правовых отношениях осуществление опеки (попечительства) за вознаграждение над совершеннолетними лицами вполне уместно. Что же касается опеки (попечительства) над несовершеннолетними, то здесь стремление заменить родителей никогда не было связано с меркантильными соображениями.

На наш взгляд, заслуживает одобрения и поддержки признание законодателем возмездной основы осуществления опеки (попечительства). Представляется допустимым рассматривать осуществление опеки (попечительства) как оказание специальных услуг. Облечение отношений опеки и попечительства в договорную форму дает возможность более четко установить права и обязанности, а также ответственность субъектов опеки и попечительства.

В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что отличие опеки и попечительства состоит в объеме дееспособности подопечных [5, C. 602-603], а В.И. Синайский указывал на то, что «. идея попечительства, несомненно, уже идеи опеки» [6, C. 538]. Налицо значительное сходство правил об опеке и попечительстве над несовершеннолетними по действующему ГК РФ с положениями российского законодательства конца XIX — начала XX в. с одной только разницей — в начале XX в. лицо находилось под опекой до 17, а не до 14 лет.

До 1775 г . в отечественном праве долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены, взамен власти родителя, отца». В то же время по римскому праву различалась tutela (опека) и cura (попечительство). Попечительство длилось от совершеннолетия лица до достижения им 25 лет. Как отмечал В. Хвостов, различия между статусом опекуна и попечителя по римскому праву были невелики — главное различие между ними формальное, сводилось к разным способам участия в совершении сделок от имени подопечного .

Со времен Петра I на основании Указа о единонаследии 1714 г . и инструкции 1724 г . устанавливалась единая законная опека, которая принадлежала наследнику в недвижимом имуществе и осуществлялась государством.

Третий способ устанавливания опеки над несовершеннолетним состоял в назначении опекуна компетентными органами. Опекунами могли быть как родственники, так и посторонние люди. В юридической литературе конца XIX — начала XX в. нет единого мнения по вопросу преимущества определенной категории лиц, назначаемых опекунами. Д.И. Мейер высказывал определенную позицию по порядку установлении опеки: «…опекунские ведомства…прежде всего обращаются к духовному завещанию умершего родителя-завещателя: когда же нет никакого его распоряжения на счет лица-опекуна, к родителю, оставшемуся в живых, и затем уж к тому или другому лицу по своему усмотрению» [7, C. 628], — но не высказывался о преимущественном праве родственников совершеннолетнего при назначении опекуна.

Действующее в тот период законодательство не предусматривало отказа от опекунства. Следует согласиться с мнением К.П. Победоносцева, который считал, что опекунство — это не право, а обязанность [8, C. 219-222].

Единственными, кто мог отказаться от опекунской обязанности были мать или отец несовершеннолетнего. В этом случае опека определялась правительством или императором (ст. 231, 261 СЗГ). Если и в этом случае лицо отказывалось от исполнения обязанностей опекуна, то только тогда опека устанавливалась опекунскими учреждениями.

К назначенным опекунам предъявлялись определенные требования. Прежде всего, он должен быть человеком, проявляющим заботу о здоровье, содержании и воспитании ребенка. Не мог быть назначен опекуном человек, который являлся расточителем, имеющий явные пороки, лишенный прав состояния по суду, имевший ссору с родителями ребенка, отличившийся суровыми поступками (ст. 256 СЗГ).

В современном законодательстве так же указаны лица которые, не могут быть опекунами (попечителями) детей, к их числу относятся:

  • несовершеннолетние недееспособные граждане (п.1 ст. 146 СК РФ); -лица, лишенные родительских прав (п.1 ст. 146 СК РФ); -ограниченные в родительских правах (п.З ст. 146 СК РФ); -лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией (п.З ст. 146 СК РФ);
  • лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей (п. 3 ст. 146 СК РФ);
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине (п. 3 ст. 146 СК РФ);
  • лица, не способные по состоянию здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146 СК РФ).

Современное законодательство об ограничении лиц не способных осуществлять исполнение обязательств по опеке и попечительстве можно назвать эволюцией института опеки и попечительства, где общим требованием является то, что опекун должен быть дееспособным.

В крестьянской среде опека устанавливалась, как правило, по решению сельского общества или схода, а иногда — сельским старостой, волостным старшиной, волостным правлением и волостным судом.

Это зависело от практики, которая имела место в той или иной губернии. В русском обычном праве был заложен принцип, по которому мать-вдова считалась опекуншей своих детей до вступления в новый брак. Данный принцип закреплялся еще в «Русской Правде» [9, C. 99].

Опека над крестьянскими детьми, как правило, осуществлялась одним опекуном, но в некоторых местностях их могло быть до трех, в том числе мать или отец ребенка. Опекуны же при этом свои обязанности выполняли до достижения детьми 10-летнего возраста, а затем опекуном оставался только один из родителей.

Опекун должен был заботиться о физическом, нравственном и умственном воспитании малолетнего и подготовке его к жизни согласно общественному положению его сословия. При решении вопросов воспитания и образования ребенка опекун действовал по своему усмотрению, но, во избежание злоупотребления правами, опекуны обязаны были представлять отчеты опекунским учреждениям о содержании и воспитании малолетнего (ст. 286, 287 СЗГ).

Более жесткие требования предъявлялись к опекуну по управлению и распоряжению имуществом подопечного. Вся деятельность его в этом направлении контролировалась опекунскими учреждениями. Даже право самостоятельного распоряжения денежными средствами малолетнего ограничивалось предписаниями опекунских учреждений – расходовать эти средства только по целевому назначению [1, C. 76].

За исполнение обязанностей опекуну выплачивалось вознаграждение в размере 5 % от чистого дохода подопечного (ст. 284 СЗГ).

По окончании каждого года на опекунов возлагалась обязанность представлять отчет о доходах, расходах, содержании и воспитании малолетних, а после прекращения опеки – общий отчет.

Крестьянские опекуны, как правило, подобных отчетов не представляли, т. к. деньги, полученные за малоценное имущество, хранились в волостных опекунских управлениях, а родственники, взявшие сирот в свою семью, распоряжались имуществом без каких-либо отчетов.

Опекун, недобросовестно выполнявший свои обязанности, нес ответственность. Отчеты, им представленные, тщательно проверялись. В случае, когда подопечный имел убытки вследствие умысла или халатности опекуна, последнему приходилось отвечать своим имуществом, и он освобождался от своих обязанностей. Основаниями для прекращения опеки являлись смерть ребенка, достижение им 17 лет, смерть опекуна, безвестное его отсутствие (ст. 220 СЗГ).

С достижением подопечным 17-летнего возраста над ним устанавливалось попечительство. Отдельные нормы, регулирующие попечительство, отсутствовали в российском законодательстве, а поэтому применялись общие нормы об опеке. Нельзя было не считаться с тем, что попечительство существенно расширяло права несовершеннолетнего. С этого возраста у него появлялось право самостоятельно управлять имуществом, т.е. право на совершение сделок, связанных с управлением. Следует иметь в виду, что эти сделки несовершеннолетний может осуществлять только с согласия попечителя (ст. 220 СЗГ). Поскольку права попечителя не формулировались в отдельных нормах, что создавало неясность, неполноту правил попечительства и вызывало необходимость, прежде всего, научного разрешения этой проблемы. В частности, была высказана рекомендация о сохранении опеки «до достижения полного совершеннолетия и чтобы расширение прав несовершеннолетних до этого времени было бы не общим правилом, а вопросом отдельного случая, надлежащего обсуждению опекунских властей на основании данных законом указаний [1, C. 85].

Понятие «совершеннолетие» среди крестьянского населения не имело четкого определения. Детей приучали к работе с малолетства, поэтому подростка в 15 лет вполне могли считать взрослым работником. Если сирота – несовершеннолетний, но вполне способен самостоятельно вести хозяйство, то опека вообще могла не назначаться.

Смотрите так же:  Налог на машину ка

Правила об опеке, установленные законом, далеко не всегда применялись в крестьянском быту, тем более что имущество крестьян, в основном, состояло из средств производства, постоянно находящихся в эксплуатации и ежедневно теряющих свою ценность, которую невозможно было сохранить во все время опеки.

Процесс становления института опеки и попечительства в России фактически завершился в XIX в. Основания и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оставались неизменными вплоть до 1917 г . Очередная и последняя попытка реформирования опекунского права была предпринята в 1915 г . Межведомственным совещанием под председательством министра юстиции И.Е. Ильяшенко, которая закончилась разработкой нового проекта опекунского устава. По проекту высшими опекунскими начальниками становились участковые мировые суды, а в качестве высших опекунских установлений — съезды мировых судей.

Новацией проекта явилось осуществление опеки над малолетними до достижения ими совершеннолетия ( 21 г .), а также отобрание детей от порочных родителей для помещения их на воспитание в добропорядочную семью, приют или иное соответствующее учреждение. Проект принят не был, а, следовательно, он не оказал влияния на формирование института опеки и попечительства над несовершеннолетними в России.

Таким образом, в дореволюционной России долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены, взамен власти родителя, отца».

Значительным шагом в законодательном регулировании института опеки явилось учреждение сословных учреждений для осуществления опекунской деятельности при Екатерине II.

1. Загоровский А.И. Об опеке над несовершеннолетними // Русская мысль. — 1902. — Кн. 4. — С. 52–53.

2. Мурзин Р.Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: Дис. канд. юрид. наук. — М., 2006. — C . 41.

3. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. – Томск, 2004. — С. 124.

4. Соборное Уложение 1649 года. // Российское законодательство Х–ХХ вв. – М., 1984. — Т. 3. — Гл. ХХ. — Ст. 20, 110; Гл. XVI. — Ст. 23, 54.

5. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. — Тула, 2001. — С. 602-603.

6. Синайский В.И. Русское гражданское право. — М., 2002. — С. 538.

7. Мейер Д.И. Русское гражданское право. — М., 1997. — Ч. 2. — С.628.

8. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. — СПб., 1896. — Ч. II. — С. 219–222.

дипломная (2). Становление и развитие опеки и попечительства в России История развития опеки и попечительства в России

Введение
Глава 1. Становление и развитие опеки и попечительства

1.1. История развития опеки и попечительства в России

1.2. Современная опека и попечительство
Глава 2. Органы опеки и попечительства в РФ

2.1. Понятие и цели органов опеки и попечительства

2.2. Источники правового регулирования опеки и

попечительства над несовершеннолетними

2.3. Структура органов опеки и попечительства

2.4. Организация работы органов опеки и попечительства
Глава 3. Изменение и прекращение опеки и попечительства

3.1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей

от исполнения ими своих обязанностей

3.2. Прекращение опеки и попечительства

Введение
Актуальность темы исследования. В настоящий момент, учитывая социально-экономическое положение в нашей стране, проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними является как никогда актуальной.

По причине общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Практика, используемая сегодня в социальной работе с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Разрушительный для судьбы ребенка развод родителей и прекращение семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, напротив создает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии и ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.

Семья – самое важное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви и заботы родителей, не способны стать полноценными членами общества. Семья традиционно представлялась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы, защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из главных задач нашей страны. Опека (попечительство) представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.

Опека и попечительство – это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство).

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов , которые связаны и с семейным , и с гражданским законодательством. Понятие опеки и попечительства тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных . Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах , а их решением занимаются одни и те же государственные органы — органы опеки и попечительства. Одинаковым является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных. Тем не менее, между опекой и попечительством существуют некоторые различия. В связи с тем, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия, в то время как попечитель является лишь помощником своего подопечного.

В течение многих лет законодательство об опеке и попечительстве практически не изменялось. Формирование нового отечественного гражданского законодательства в начале 90-х-годов, изменившее наши представления о многих институтах гражданского права, положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц, почти не коснулось. К числу произошедших перемен можно отнести: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия «опека над имуществом» Наиболее значимым для института опеки и попечительства изменением является «перемещение» его основных положений в гражданское законодательство.

Изучив вышесказанное, мы видим, что тема данной дипломной работы является действительно актуальной.

Степень изученности проблемы. Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области опеки и попечительства разрабатывались целым рядом известных ученых. Можно выделить работы таких ученых, как М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других.

Данной проблеме были посвящены специальные издания лишь в 1966 г. (А.И. Пергамент), 1971 г. (Н.М. Ершова), 1983 г. (A.M. Белякова и другие), 1993 г. (A.M. Нечаева) .
Объектом исследований является институт опеки и попечительства в РФ.

Предметом настоящей работы является современное законодательство, регулирующее нормы опеки и попечительства.

Исходя из актуальности данной проблемы, цель проводимого в дипломной работе исследования — анализ института опеки и попечительства в России: его становление, развитие и действие в настоящее время.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

-изучить историю развития опеки и попечительства в РФ

— рассмотреть структуру и организацию работы органов опеки и попечительства в РФ

— раскрыть основания и порядок установления, изменения и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними;

— осветить права детей, находящихся под опекой (попечительством);

-охарактеризовать права и обязанности опекуна (попечителя).

Законодательное регулирование выбранной темы работы осуществляется Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ.

В процессе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими являются методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, используются метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, которые используются в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права. Данные методы помогают наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, включающих в себя 8 параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1 «Становление и развитие опеки и попечительства в России»

Огромная потребность в опеке как способе замены родительского воспитания была во все времена, еще эпоху господства боль­шой патриархальной семьи и у всех существующих наций..

Первое летописное упоминание об опеке в России относят к 879 г. Оно представляло собой следующее: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщетеси вельми» 1 . Рюрик оставляет опекуном своему сыну его родственника. Поэтому после того как родители умирали опекунами становились ближайшие родственники, занимавшие место умерших. Это были при­рожденные и законные опекуны. Другого вида опеки не существовало. Если не было ближайших родственников-мужчин опека доверялась матери, например, после смерти князя Игоря, тогда опекуншей над Святославом стала мать. Опе­куну необходимо было заботиться о воспитании сироты, охраняя его от обид и несправедливостей. Так как имущество принадлежало всему роду, никаких обязан­ностей по имуществу опекун не имел. В то же время родственники ребенка-сироты осуществляли строгий надзор за опекуном, их мнение счита­ли непререкаемым.

Небольшое количество сведений об опеке прошлого дополняются ст. 99 Русской Правды, в которой говорится: «Если после смерти отца в семье остались малые дети и мать выходила вторично замуж, то опекуном их назначался один из ближайших родственников или им мог быть отчим». То есть, дети после смерти своего отца передавались тому, кто был для них ближе. Хотя перед смер­тью отец имел право назначить опекуном совершенно постороннее лицо. Согласно Русской Правды, опекуну в любом случае отда­валось во временное пользование движимое и недвижимое иму­щество ребенка-сироты за вознаграждение из доходов с этого имущества. А о воспитании осиротевшего ребенка ничего не говорилось. Помимо этого, здесь совсем ничего не говорили о церковной власти над опекой. Отсюда ученые делали вывод, что опека своими корнями уходит в седую старину. В далеком прошлом опека над детьми существовала «докуды оны не измужают и не подымутцы и мне их беречь, кормить и поить собою вместе». Подобная неопределенность в обозначении срока осуществления опеки объяснялась в основном отсутствием метрических записей, появившихся только в 1722г.

Говоря о назначении, серьезности опеки в далеком про­шлом, надо сказать, что термин «опека», взятый из литовского права, русским законодательством стал употребляться не сразу. Изначально она обозначалась так: «приказать кому-либо несовершеннолетнего», «иметь его у себя на руках, в доме». Того, кому «отдавали на руки» осиротевшего ребенка, называли печальником.

Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над не­совершеннолетними, стал обозначаться все более и более четко. Появляется опека при жизни родителя по его завещанию, а также по назначению церковью, имеющей властные полномо­чия, ибо на нее уже возлагалось ведение семейных, наследст­венных и опекунских дел. Но родственники подопечного про­должают осуществлять надзор за опекуном. А его исключительно нравственная обя­занность возвратить имущество опекаемого, когда он станет совершенно самостоятельным, превращается в сугубо правовую. 2

Смотрите так же:  Жалоба на постановление о взыскании исполнительского сбора в суд

Реформы Петра I не обошли и опеку. Теперь же обязанность смотреть, чтобы сироты не оставались без опекунов, возлага­лась на магистраты, которым вменялось в обязанность назна­чать опекунов и наблюдать за ними, т.е. опека стала государст­венным учреждением, контролирующим деятельность опеку­нов. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению прави­тельственных органов.

В период правления Екатерины II отношения по опеке под­верглись серьезным изменениям, для которых правовым основанием стал Указ 1775 г. «Учреждения для управления губер­ний». Теперь основной чертой опеки стала ее сословность. Отталкиваясь от сословной принадлежности ребенка-сироты, опе­кой ведали различные учреждения. Особенно тщательно регламенти­ровалась так называемая дворянская опека. При каждом верх­нем земском суде существовала дворянская опека для дворян­ских вдов и малолетних, о которых дворянскую опеку должен был уведомлять каждый дворянский предводитель. Получив эти сведения, дворянская опека узнавала о том, кто определен родителями опекунами к малолетнему, и не нужно ли ей самой избирать опекунов к особе мало­летнего и его имуществу. Достаточно ясно ст. 209 Указа 1775 г. формулирова­ла требования, которые предъявлялись к будущему опекуну – челове­ку честного и порядочного поведения из числа родственников, свойственников или посторонних. Его добродетельные качест­ва, честность, не зазорное поведение должны были подавать надежды к воспитанию малолетнего «в здравии и пристойном содержании».
Опекунами не могли стать:

1)расточители собственности своего имения, если «ничего от оного не осталось»;

2)находящиеся или ранее находившиеся в явных и главных пороках или под наказанием судебным;

3)совершающие суровые поступки, известные членам дворян­ской опеки;

4)находящиеся в ссоре с родителями малолетнего.

После назначения опекуна действовало примерное, или по­вальное, наставление опекунам. Оно состояло из 17 самостоя­тельных статей, которые входили в текст самого Указа. Они представляли собой пра­вила, определяющие поведение будущего опекуна, которому предстояло «быть с доброхотством, кротку, человеколюбиву, попечительну, радиву и усердну к пользе малолетнего, дабы он был воспитан в страхе божий, в познании той веры, в которой родился, в правилах добронравия, в удалении всех злых приме­ров, сердце и нрав от самого детства развращающих и повреж­дающих. » 3 . А за труды по охране имущественных прав подо­печного опекунам назначалось вознаграждение, не превышаю­щее 5% годовых доходов малолетнего.

При каждом городовом магистрате учреждался городовой сиротский суд для установления опеки над детьми купеческих и мещанских вдов. Этот суд занимался опекой лишь по просьбе вдовы или после обращения главы города или ближайших род­ственников, свойственников малолетнего.

Перечень лиц, которые могут быть опекунами детей «всяко­го звания городовых жителей», можно сказать, не отличался от существовавшего для принадлежащих к дворянскому сосло­вию. Но он имел и свои особенности, ориентирующие на устройство малолетнего в зависимости от его состояния либо в общест­венное для «сирых» училище, либо к доброхотным людям, дабы он научился науке или промыслу, ремеслу, с тем, чтобы стать добрым гражданином.

Что же касается наставлений относительно воспитания опе­куном своего подопечного, то они, будучи составной частью ст. 305 Указа 1775 г., имели свою направленность. Если мало­летнего сироту-дворянина следовало воспитывать так, чтобы он мог «вести жизнь порядочную, сходственную с достатком, бесхлопотную от заимодавцев и безмятежную от домашнего не­устройства, весьма отдаленную от расточения, разоряющего роды и поколения, и удален был бы от жизни, расстраивающей умы, истребляющей в подчиненных повиновение и от умаляю­щей почтение к властям, законами определенным» (ст. 305 Указа), то для воспитания малолетних сирот, происходящих из купцов и мещан, их опекуну надо было стремиться к тому, чтобы подопечный «мог воспитываться в знании приличного его состоянию промысла или ремесла» (там же).

Содержать подопечного надлежало соответственно «его имуществу без излишества и без роскошных прихотей, дабы малолетний от самой юности подвержен был к большей умерен­ности, а через то приготовился, в каком бы состоянии быть не случилось, вести жизнь порядочную, трудолюбивую, умерен­ную и весьма отдаленную от мотовства и всякого рода непоряд­ков и неистовств, кои кроме недоверия друг к другу в промыс­лах, торгах и ремеслах всякого рода ничего не производят, от недоверия же бывает падение промысла, торга и ремесла, а до­верие или кредит есть следствие честности и порядочного веде­ния дел, промысла, торга и ремесла». Таким образом, более двухсот лет тому назад правила педагогики закреплялись в законе, что в очередной раз подтверждало их государственную значимость. К этому можно добавить одну интересную деталь: через де­сять лет после появления Указа «Учреждения для управления губерний», т.е. в 1785 г., было установлено различие между опекой и попечительством (до 14 лет — опека, с 14 лет до 21 года – попечительство).

Довольно тщательная правовая регламентация отношений, связанных с опекой, касалась только имущих граждан. Если у осиротевшего ребенка не было имущества, опеку не учреждали. В то время у крестьян она осуществлялась только «в виде опыта», когда на старости старшин возлагалась обязанность изыскивать средства для пропитания малолетних. С этой целью они должны были отдавать беспомощных сирот самосто­ятельным односельчанам во двор, с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение за это пользовались до совершеннолетия их трудами.

В последующие годы опекой ведали различные учреждения, в том числе «юстицких гражданских дел департамент городско­го правления». Но по сути своей опека оставалась прежней и до начала XX в. подчинялась принципу сословности, сохранивше­му свою силу безотносительно к характеру установления опеки – по завещанию или по назначению. И хотя родитель-за­вещатель был свободен в выборе опекуна по закону, определен­ные родителями в их завещании опекуны могли быть не ут­верждены в этом звании.

В конце XIX и начале XX в. в России деятельности опекуна, его правам и обязанностям уделялось больше внимания. Хотя все также их основу составляли правила, подобные тем, что были записаны во времена Екатерины II. Однако положение дел с опекой, особенно над детьми-сиротами из крестьян, не соответствовало существующим потребностям. В сельской местности, если ребенок становился сиротой, сельский сход вы­яснял, не окажется ли в том же сельском обществе благонадеж­ный человек, который пожелал бы усыновить сироту или добровольно принять его на воспитание. Но из-за того, что чаще всего чаще всего таких не находилось, дети, оставленные без надзора, бродяж­ничали и побирались до тех пор, пока не находился добрый человек – «презритель», принимавший сироту на попече­ние. Такое случалось не только с крестьянскими детьми. Слу­чаи уклонения от опеки были частыми, отчего масса несовер­шеннолетних вырастала без всяких опекунов либо под безот­ветственной властью лиц, взявших ребенка на свое попечение. Главной причиной несовершенства опеки того времени было отсутствие четкости в отношениях между опекунским учреж­дением и опекуном, а также четких правовых границ в деятель­ности опекуна.
Опека послеоктябрьского периода.

После Октября 1917 г. опека стала не сословной ,а об­щегосударственной. Правовой основой данного инсти­тута стал Кодекс законов о Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве 1918 г., имеющий специальный раздел – «Опекунское право». Предметом всеобщего внимания стала административно-правовая сторона опеки, это объяснялось стремлением избавить опеку над несовершенно­летними от влияния семьи, родственников, так как главным считалось обеспечение правильной постановки дела обществен­ного воспитания ребенка-сироты. В связи с этим, в центре вни­мания оказались личные, а не имущественные права подопеч­ного. Опекун же назначался из числа лиц, способных выпол­нять эту задачу. И лишь немногие граждане вправе были отка­заться от такого назначения. Особенность опеки того времени состояла в том, что критерии утраты родительского попечения были весьма специфическими. Опекун назначался, например, и в том случае, когда родители, с обывательской точки зрения, хорошо обращающиеся с детьми, давали им воспитание, которое противоречило всем началам нового строя, внушали детям вражду и ненависть к советскому строю и к коммунизму, развивали в детях контр­революционные идеи. Так общеполитические, сугубо идеоло­гические установки влияли на судьбу осиротевших детей. 4

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. Но опекун (попечитель), как и раньше, назначался безотносительно к тому, хочет ли он заменить родителей. Одновременно все уже и уже становился круг лиц, способные стать опекунами (попечителями). Те­перь нельзя было быть опекуном (попечителем) лицу, лишен­ному избирательных прав. Что касается защиты имуществен­ных прав подопечных детей, то она осуществлялась на безвоз­мездных началах, об этом также говорилось в кодек­се. В то же время в кодексе перечислялись возможные источ­ники существования подопечного, опекуну в отдельных случа­ях позволялось получать вознаграждение за свою деятельность за счет имущества подопечного.

Более внимательное отношение к правовой стороне опеки (попечительства) над несовершеннолетними, попытки облег­чить судьбу детей, оставшихся без родителей, сочетались с раз­личного рода ограничениями по устройству их в семью по сооб­ражениям, продиктованным идеологическими установками тех лет, когда так называемое общественное воспитание в различного рода детских учреждениях имело приоритетный ха­рактер.

Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. продолжил линию на более тщательную постановку вопросов, связанных с опе­кой. Четко были обозначены цели опеки (попечительства) над несовершеннолетними, компетенция органов опеки и попечи­тельства, их обязанности по временному устройству детей, под­лежащих опеке (попечительству). Данный кодекс содержал и су­щественные нововведения. Например, назначение опекуна (по­печителя) могло состояться только с его согласия. Особое вни­мание уделялось опеке и попечительству над детьми, которые находились на воспитании или попечении в государственных уч­реждениях или общественных организациях, предусматрива­лась возможность получения подопечным, не имеющим доста­точных средств к существованию, государственного пособия на его содержание.

Так, опека (попечительство), оставаясь по своей сути одинаковой во все времена ,на разных этапах историческо­го развития России имела свои особенности, продиктованные потребностями общества.