История мчс россии учебное пособие

Структура и задачи МЧС России

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Обеспечить усвоение необходимых знаний учащимися в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  2. Сформировать понятие о МЧС России как государственной структуре, обеспечивающей защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  3. Воспитывать личность, способную оказывать само- и взаимопомощь.
  4. Развивать у обучающихся собственное мышление, познавательные умения.
  5. Развивать умения владеть собой и действовать самостоятельно.

Учебные вопросы темы: (слайд 2):

  1. История создания МЧС России.
  2. Организационная структура МЧС России.
  3. Задачи МЧС России.
  4. Структуры МЧС в системе органов управления.
  5. Режимы функционирования РСЧС и масштабы распространения ЧС.
  6. Постоянно действующие органы управления РСЧС.
  7. Силы и средства РСЧС России.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: лекция с применением техники обратной связи.

Время: 2 учебных часа.

Оборудование:

  • плакаты и наглядные пособия в кабинете ОБЖ по тематике МЧС РФ;
  • учебники по ОБЖ для учащихся 10 класса;
  • рабочие тетради,
  • мульмедийная установка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Активизация внимания и мышления.

II. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы с вами сформируем понятие о государственной системе МЧС РФ ее структуре и задачах.

III. Актуализация опорных знаний:

Для проверки актуальности знаний, получаемых на сегодняшнем уроке, ответьте на следующие вопросы:

Как вы думаете, как часто современный человек подвергается опасности в повседневной жизни? Что такое чрезвычайная ситуация? Какие виды чрезвычайных ситуаций Вы знаете?

От чего (кого) будет зависеть жизнь и здоровье человека, находящегося в условиях опасных для его существования? Знаете ли Вы, что такое МЧС России?

Выслушиваю ответы и подвожу к определениям: “ Чрезвычайная ситуация”, “МЧС РФ- федеральный орган обеспечения безопасности».

«Чрезвычайная ситуация» — состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

«МЧС России» — это министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

IV. Изложение нового материала (слайд 3)

МЧС РФ выступает в роли координатора и организующего центра. Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

1 вопрос История создания МЧС РФ (слайд 4)

17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей. 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).

19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.

10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время.

2 вопрос Организационная структура МЧС России (слайд 5)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МЧС РОССИИ:

Министр. Первый заместитель Министра. Статс-секретарь — заместитель Министра. 3 -Заместителя Министра. Главный военный эксперт. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

ДЕПАРТАМЕНТЫ МЧС России:

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.

УПРАВЛЕНИЯ МСЧ России:

Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.

Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):

Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).

3 вопрос Основные задачи МЧС России (слайд 6)

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ставит перед собой следующие задачи:

  • реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности;
  • осуществление мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами страны;
  • осуществление нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
  • осуществление управления в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;
  • осуществление сбора и обработки информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информации.

4 вопрос Структуры МЧС в системе органов управления (слайд 7)

Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему (РСЧС), мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области.

Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы (слайд 8):

  • предупреждение возникновения ЧС;
  • снижение потерь и ущерба от ЧС;
  • ликвидация последствий ЧС.

5 вопрос Режимы функционирования РСЧС и масштабы распространения ЧС

РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:

  • режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;
  • режим повышенной готовности, вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
  • режим чрезвычайной ситуации, вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

a) в режиме повседневной деятельности:

  • изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
  • сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;
  • пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

b) в режиме повышенной готовности:

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

c) в режиме чрезвычайной ситуации:

  • непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
  • оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:

  • локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;
  • местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);
  • территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);
  • региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;
  • федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;
  • глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.

6 вопрос Постоянно действующие органы управления РСЧС (слайд 11)

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  • на федеральном уровне – МЧС РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС: региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры);
  • на региональном уровне – территориальные органы МЧС: органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ);
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные решать задачи в области защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по 7 регионам. В составе РСЧС образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, и Дальневосточный регионы

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • дежурно-диспетчерские службы организаций.

7 вопрос Силы и средства РСЧС России (слайд 13-14)

Силы и средства РСЧС состоят и сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации ЧС. Перечень этих сил и средств утверждается постановлением Правительства РФ. К ним относятся:

  • Национальный центр управления в кризисных ситуациях – основной орган управления силами, средствами и ресурсами РСЧС в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций;
  • Центральный аэромобильный отряд МЧС России (Цетроспас) – специальное поисково-спасательное формирование, предназначенное для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • Поисково-спасательные службы – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему;
  • Центр по проведению специальных операций особого риска «Лидер» — одно из основных спасательных формирований МЧС России. Вместе с отрядом «Центроспас» центр «Лидер» является основой сил быстрого реагирования РСЧС.
  • Мобильные сводные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны РФ привлекают к выполнению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
  • Отдельные вертолетные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи (авиация МЧС России) предназначены для оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран и других мероприятий, отнесенных к компетенции МЧС.
  • Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы предназначены для организации работ по предупреждению и тушению пожаров.
  • Силы и средства наблюдения и контроля предназначены для осуществления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, санитарно-эпидемиологической обстановкой, качеством пищевого сырья и продуктов питания на подведомственных территориях и объектах.

Опыт многолетней эффективной деятельности МЧС России свидетельствует о том, что эта система успешно выполняет задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и является важным элементом национальной безопасности страны. В результате деятельности этой государственной структуры предотвращены тысячи чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, сохранены сотни миллиардов рублей.

История мчс россии учебное пособие

Учебное пособие составлено на основе примерной программы дисциплины «Экстремальная психология», психологических и педагогических исследований проблем профессиональной подготовки и профессионального образования, разработки и апробации курсов психологической подготовки спасателей в рамках повышения классности и других категорий специалистов МЧС России, опыта проведения мероприятий по психологической подготовке населения, а также опыта оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Методологические и методические принципы, с учетом которых разработаны данные методические рекомендации, являются универсальными и едиными для всех видов психологической подготовки в системе МЧС России. Учебное пособие предназначено для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МЧС России, обучающихся по программе дисциплины «Экстремальная психология».

В сборнике рассматриваются актуальные вопросы прикланых и научных исследований личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности.

Сборник статей по экстремальной психологии

Тема статьи — описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.

Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

Смотрите так же:  Возврат сапато

Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.

История создания

Постановлением Совета Министров РСФСР 15 июня 1984 г. за № 259 «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами в РСФСР» была образована Государственная инспекция по маломерным судам РСФСР. Созданная ГИМС РСФСР была подчинена Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 27.12.1984 № 1826-р в составе центрального аппарата Минжилкомхоза РСФСР создано Главное управление Государственной инспекции по маломерным судам. Начальником Главного управления назначен Герой Советского Союза, капитан первого ранга Голубев Дмитрий Николаевич.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1985 № 65 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР.

В состав ГИМС РСРФС, помимо Главного управления входило 73 государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации и Обь-Иртышская бассейновая государственная инспекция по маломерным судам.

В период до 2004 года Государственная инспекция по маломерным судам в разные временные природы в соответствии с решениями Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации входила в состав Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 47 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации» во исполнение указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Государственная инспекция по маломерным судам России передана в ведение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

С передачей руководства деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России все территориальные подразделения были включены в состав главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а в каждом субъекте Российской Федерации (за исключением Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Северная Осетия (Алания) и Республика Адыгея) были созданы федеральные казенные учреждения Центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъекту Российской Федерации.

В целях координации деятельности территориальных подразделений в Центральном аппарате создано Управление Государственной инспекции по маломерным судам, которое в 2014 году переименовано в Управление безопасности людей на водных объектах с передачей дополнительных функций.

История создания

В соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.07.1993 №259 «О первоочередных мерах по созданию Центра управления ГКЧС» был создан 151 информационный центр (войсковая часть 11501).

Директивой МЧС России от 1 марта 1994 года № 22-300-16, 1 мая 1994 года 151 Информационный центр (войсковая часть 11501) был переформирован в 151 Центр управления (войсковая часть 11501).

1 декабря 1994 года Директивой МЧС России от 29 ноября 1994 года № 25-90-5 151 Центр Управления был переименован в 151 Центр управления в кризисных ситуациях.

1 января 2007 года приказом МЧС России от 27 сентября 2006 г. № 545, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 марта 2005 г. № Пр-422 и Правительства Российской Федерации от 14 июля 2005 г. № МФ-П4-3469 в целях модернизации ситуационного центра МЧС России и совершенствования системы государственного управления в кризисных ситуациях на базе 151 Центра управления в кризисных ситуациях был ликвидирован. В составе войск гражданской обороны был создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях.

1 июля 2009 года, в целях развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, управления их силами и средствами, а также организации своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе в местах массового пребывания людей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2008г. № 1515 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 43-р Национальный центр управления в кризисных ситуациях был ликвидирован, и было создано ФГБУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях».

Приказом МЧС России от 26.07.2016 №400 установлена памятная дата (годовой праздник) создания Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России 1 июля 1993 года.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЧС»

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) Кафедра Автотранспортная и техносферная безопасность УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЧС» Составитель: П.С. Сабуров Владимир

2 УДК ББК 68.9 Рецензент Капитан внутренней службы, начальник «Учебного пункта «1 ОФПС МЧС России по Владимирской области» Кощеев И.С. Учебное пособие к курсу лекций по дисциплине «История МЧС»/ Сост. П.С. Сабуров., Владим. гос. ун-т., Владимир, с Подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «История МЧС», содержит материал для подготовки к экзамену. Предназначены для инженерно технических специальностей Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Ил. 1. Библиогр. 7 назв. УДК ББК 68.9 Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ) 2

3 Аннотация Данное учебное пособие предназначено для студентов III курса, обучающихся по дисциплине История МЧС, может быть применено в качестве лекционного курса и для самостоятельной работы. В пособии изложены основные этапы развития гражданской обороны России, становление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его структура, задачи, цели, основные силы и средства, история развития Авиации МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам, пожарной охраны, а также основные чрезвычайные ситуации, произошедшие с 1990 по 2012 года. 3

4 Введение В конце 20 века в России произошли радикальные изменения не только в геополитической и военно-стратегической обстановке, но и во взглядах на природу и характер чрезвычайных ситуаций, которые продолжают усложнять нормальную жизнь нашей страны. Дестабилизируют обстановку военные конфликты на территории бывшего СССР и России. Мировой и отечественный опыт показывают, что на современном этапе ЧС стали более частыми. Только в 1995 году на территории России зарегистрировано около 1,5 тысяч чрезвычайных ситуаций достаточно крупного масштаба, в том числе 433 природного, 1025 техногенного и 16 другого характера, при этом серьезно пострадало 50 тысяч человек, 4400 из них погибло. Затраты на возмещение материального ущерба и ликвидацию последствий стихийных бедствий составили свыше 1 триллиона рублей. Вооруженный конфликт в Чечне и катастрофическое землетрясение в Нефтегорске, трагедия с самолетом Ту-154 в Хабаровском крае, сильнейшее наводнение в Свердловской области и разрушительный ураган на Дальнем Востоке, Югославия и Танзания, вот далеко не полный перечень участия сил и средств МЧС за 1995 год. Деятельность, связанная с техногенным, экологическим и природным рисками, стала рассматриваться не изолированно, а как неотъемлемая функция безопасности государства. Все это представляет объективную необходимость усиления внимания к решению проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, причем, как показал опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других чрезвычайных ситуаций — на самом высоком государственном уровне. В решении трудных задач, стоящих перед страной, определенная роль отводится РСЧС. Эта роль тем более важна, что последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий, всевозможных конфликтов заметно усугубляют и так непростое социально-экономическое положение, не говоря уже о тех потерях и ущербе, которые ложатся бременем на бюджет страны. 4

5 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГО-РСЧС. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Развитие горного дела, химической промышленности, мореплавания, нефтяной индустрии обусловило создание подразделений горно- и газоспасателей, морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, каждое из этих направлений по мере роста опасностей получало свое развитие. В период революции и гражданской войны профессиональная пожарная охрана в силу своей малочисленности и слабого оснащения была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть легла на плечи добровольных пожарных дружин. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России. В составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат. В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны. Историки определили март 1918 года изначальным этапом (первым) развития ГО в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением системы МПВО, а также с появлением первых признаков военной опасности со стороны Германии. 5

6 На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам. Понимая серьезность борьбы со стихийными бедствиями в Кодексе законов о труде РСФСР в 1922 г. в разделе III «О порядке привлечения к трудовой повинности граждан РСФСР», записывается, что «в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) все граждане РСФСР, за изъятиями, указанными в ст. ст , могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям Совета Народных Комиссаров СССР или органов, уполномоченных на то Советом Народных Комиссаров. В этой формулировке впервые в России используется термин «стихийные бедствия». В эти годы, как подчеркивалось выше, шло постоянное совершенствование пожарной охраны в стране. Содержанием второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. Проблеме воздушной обороны стало уделяться значительное внимание и в октябре 1932 года решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны (МПВО), образованную постановлением ЦК КПСС и Совета Народных Комиссаров СССР, прописавшим основные положения ее функционирования. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства. МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового характера для решения широкого круга оборонных задач под общим руководством СНК в центре и Органов Советской власти на местах. В 1940 г. были введены «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в пожарной охране». Накануне Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой уже хорошо организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, 6

7 специальными видами снаряжения. Вся боевая и профилактическая работа противопожарной службы строилась по единым уставам и наставлениям. Республиканские, краевые и областные центры, крупные города, большинство районных центров охранялось профессиональными городскими пожарными командами (ГПК), содержащимися за счет местного бюджета. Третий этап (июнь г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения. В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиям и МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров. Следует отметить, что по мере возникновения и роста тех или иных угроз создавались, как подчеркивалось выше, необходимые силы и организационные структуры, начиная от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях, вплоть до образования государственных многонациональных систем защиты населения и территорий, разрабатывалась и принималась необходимая законодательная и нормативная правовая база. Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом была обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения. Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск. За годы Великой Отечественной войны МПВО превратилось из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью 7

8 Вооруженных Сил страны. Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны. Четвертый этап (июнь июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся «холодной войны». На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов. Положениями о МПВО Союза ССР, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР 31 октября 1949 г. и 14 апреля 1956 г. были определены на основе опыта Великой Отечественной войны цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров и населения в системе МПВО, обязанности министерств и ведомств. В положении, утвержденном в 1956 г., впервые подчеркивалось, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от ядерного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Особое внимание обращалось на то, что МПВО должна была организовываться на всей территории страны. Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовали все же коренных изменений военных доктрин ядерных стран, при этом проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела еще большую остроту и важность. В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону. Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем: 8

9 — во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия оружия массового поражения; — во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне; — в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших; — в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива. Пятый этап (июль сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями МПВО. Все это с учетом опыта функционирования системы гражданской обороны за прошедшие годы нашло отражение в Положении о Гражданской обороне СССР, введенном в действие Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1976 г. Следует подчеркнуть, что попытка разработать и принять в эти годы закон о Гражданской обороне СССР оказались безуспешными. Необходимо признать, что в ые годы было много сделано для обеспечения готовности гражданской обороны на случай возникновения ядерной войны, в том числе по созданию нормативной базы. Так, например, основные принципы защиты населения от оружия массового поражения были определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 года «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения». Они легли в основу строительства и ведения гражданской обороны. В печати неоднократно подчеркивалось, что состояние Гражданской обороны СССР в эти годы было одним из сдерживающих факторов развязывания войны со стороны бывших вероятных противников СССР. 9

Смотрите так же:  Искажение бухгалтерской отчетности судебная практика

10 Шестой этап (октябрь июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Руководство ГО было возложено на МО СССР. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. Но это постановление осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г. Седьмой этап (август декабрь 1991 г.г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания «холодной» войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время. Чернобыльская трагедия показала, что вопросы защиты населения и территорий надо решать на государственном уровне, а Спитакская катастрофа ускорила принятие решения по данному вопросу. В середине 1989 г. Верховным Советом СССР было принято решение о создании в структуре Правительства СССР специального органа — Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 10

11 природного и техногенного характера. Созданные Комиссия и Система существовала до распада СССР. Шло развитие системы противостояния чрезвычайным ситуациям и в России. 17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. No 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения гос. структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), в которую органически вошло ГО РФ. Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен С. К. Шойгу. Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно — общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР). Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. No221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован 11

12 (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В настоящее время МЧС России или более официально — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -основной орган, осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, а также координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области. Сегодня МЧС России — это государственный орган, который, помимо ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, занимается прогнозированием, предупреждением чрезвычайных ситуаций, разрабатывает специальный спасательный инструмент, новые технологии, имеет в своем распоряжении даже авиацию и т. д. МЧС России — это структура, которая покрывает своей сетью практически всю страну. Это мощный кулак спасательных сил, способный остановить развитие любой чрезвычайной ситуации. Расскажем вкратце о некоторых его силах постоянной готовности, немедленно реагирующих на крупные, наиболее тяжелы. 12

13 2 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях в 1990 году был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета. В последующем преобразованный в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям при Президенте РФ, а с 1991 года в Государственный комитет по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (Указ N 305 декабрь 1991 г.). В систему ГКЧС вошли штаб ГО РСФСР, вся сеть штабов ГО, войск ГО и другие структурные подразделения. Положение о ГКЧС утверждено постановлением Совета Министров от г. N 912. Основными задачами комитета были: — создание и обеспечение функционирования РСЧС; — руководство ГО работами по ликвидации крупных ЧС; — создание и обеспечение готовности необходимых сил и средств. ГКЧС за короткое время своего существования принял ряд мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но из-за сложности и масштабности решаемых задач возникла необходимость повышения эффективности федеральных органов управления. В связи с этим, 10 января 1994 г. Указом Президента РФ N 66 — ГКЧС был преобразован в Министерство по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которому переданы функции Государственного комитета Чернобыля России, Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ и Российской Федеральной авиационно-космической службы поиска и спасения. На МЧС возложена также задача по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны. В августе 1994 года Постановлением Правительства РФ N 909 в МЧС, вместо Главных управлений, образованы следующие структурные подразделения: 13

14 — Департаменты Управления, мероприятий защиты населения и территорий, войск и сил, предупреждение чрезвычайных ситуаций и другие (всего 10 департаментов), что позволило упростить структуру управления. Деятельность МЧС определена «Положением о МЧС», принятым постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 457, где закреплено, что МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. М Ч С: — осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; — руководит гражданской обороной, войсками ГО, поисково-спасательными службами МЧС России. Одной из основных задач Министерства является обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от г. N 457 МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, в т.ч. радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны. На основании возложенных на него задач, министерство в установленном порядке осуществляет международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию. Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС (создания в соответствии с постановлением 261 от года) преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановлением правительства 1113 от года). На РСЧС возложены следующие основные задачи: 14

15 — разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; — осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационноправовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС; — обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; — сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; — подготовка населения к действиям при ЧС; — прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; — создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; — осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; — ликвидация ЧС; — осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; — реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации; — международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС; МЧС России сотрудничает: 1. С Департаментом ООН по гуманитарным вопросам (ДГВ ООН); 2. Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН); 3. Организацией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО); 4. Международной организацией Гражданской обороны (МОГО); 5. Международным комитетом Красного Креста. Активно участвует в осуществлении долгосрочных международных программ и проектов: 15

16 1. Военные ресурсы и средства гражданской обороны (ВРСГО); 2. ДГВ ООН; 3. «Чернобыль» с ЮНЕСКО и КЕС (Комитет Европейского сообщества); 4. Международное десятилетие уменьшения опасности стихийных бедствий (МДУОСБ) с ДГВ ООН; 5. Подводная лодка «Комсомолец» (Фонд «Комсомолец»); В частично открытом соглашении Совета Европы по прогнозированию и оказанию помощи в случаях стихийных бедствий и технологических катастроф (ЧОС) с ФОРМ.ОСЕ (Программа подготовки кадров в области предотвращения и ликвидации ЧС) и многих других, направленных на подготовку специалистов по работе в экстремальных условиях. В ноябре 1993 г. между МЧС России и УВКБ ООН подписано Соглашение «О поддержке операций по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи», в феврале — марте 1996 г. подписаны меморандумы о намерениях с НАТО, ВПП (Всемирная продовольственная программа) и ОАЕ (Организация африканского единства). На повестке дня — меморандум с БЕСГ (Бюро Европейского Сообщества по гуманитарным вопросам). СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МЧС РОССИИ Министр Статс-секретарь — заместитель Министра Главный военный эксперт Оперативного управления Первый заместитель Министра Заместитель Министра Заместитель Министра ДЕПАРТАМЕНТЫ Предупреждения чрезвычайных ситуаций Аппарат советников Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Территориальной политики Гражданской защиты Тыла и вооружения Развития инфраструктуры Организационномобилизационный Административно-правовой Кадровой политики Финансово-экономический Международной деятельности 16

17 Войск и сил гражданской обороны Государственной инспекции по маломерным судам Контрольно-ревизионное Правовое Структура МЧС России УПРАВЛЕНИЯ Организации пожаротушения и специальной пожарной охраны Поисково-спасательных служб, поиска и спасания на водных объектах Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ Федеральной поддержки территорий Государственного пожарного надзора Авиации и авиационноспасательных технологий Информации и связи с общественностью Рис. 1. Структура МЧС России Центральный аппарат МЧС России. Департаменты: пожарно-спасательных сил и специальных формирований; гражданской защиты; 17

18 территориальной политики; капитального строительства и эксплуатации основных фондов; надзорной деятельности и профилактической работы; материально-технического обеспечения; организационно-мобилизационный; финансово-экономический; международной деятельности; административной работы и правовой деятельности; кадровой политики. Управления: научно-техническое; безопасности людей на водных объектах; реализации программ и контроля эффективности бюджетных расходов; авиации и авиационно-спасательных технологий; информационных технологий и связи; психологического и медицинского обеспечения; переоснащения и организации контрактной службы; гражданской обороны и защиты населения; организации информирования населения; военизированных горноспасательных частей; специальной пожарной охраны. Научно-исследовательские учреждения: центр стратегических исследований гражданской защиты (ЦСИ ГЗ); всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС); всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИ ПО); всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (Центр «Антистихия»); Высшие учебные заведения: Академия гражданской защиты МЧС России; Академия Государственной противопожарной службы МЧС России; Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России; 18

19 Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России; Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России; Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России; Сибирская пожарно-спасательная Академия (филиал Санкт- Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России); Дальневосточная пожарно-спасательная Академия МЧС России (филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России). На настоящее время РСЧС объединяет: — органы управления; — силы и средства: федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; — организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: — федеральный; — региональный; — территориальный; — местный; — объектовый. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административнотерриториальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 19

20 Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Так, в соответствии с функциями, определенными федеральным органам исполнительной власти и Федеральному управлению специального строительства при Правительстве Российской Федерации по защите населения и территорий от ЧС, на них возложено руководство созданием и деятельностью следующих функциональных подсистем: Сил и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ по атомной энергии); Сил и средств предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ); Предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли (Гос.комитет РФ по оборонным отраслям промышленности, Комитет РФ по химической и нефтехимической промышленности). На Министерство внутренних дел РФ: противопожарные и аварийноспасательные работы; охраны общественного порядка. Резерва медицинских ресурсов — на Министерство здравоохранения и медицинской промышленности. На министерство обороны РФ — авиационно-космической службы поиска и спасения. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов будет руководить созданием и деятельностью функциональных подсистем: экологической безопасности и экологического мониторинга, совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Которая в свою очередь руководит подсистемами наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и загрязнением окружающей природной среды и предупреждения цунами. На Министерство связи возложено руководство подсистемой связи и оповещения. 20

21 На Министерство сельского хозяйства и продовольствия подсистем: защита сельскохозяйственных животных и растений; резервы продовольственных и кормовых ресурсов; предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли. Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ руководят созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС социальной защиты от ЧС. Министерство строительства РФ и Федеральное управление специального строительства при Правительстве РФ отвечает за: — руководство созданием и деятельностью подсистем РСЧС: — защита городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий; — предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли. Министерство транспорта и Министерство путей сообщений РФ за: — транспортное обеспечение ликвидации ЧС; — силы и средства поиска и спасения людей на море; — поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации; — силы и средства ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте. Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Гос.комитет РФ по промышленной политике, Комитет РФ по государственным резервам и Комитет РФ по торговле за: — целевые виды страхования; — финансовые резервы; — резервы материальных ресурсов. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ за подсистему надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой. За руководство подсистемой противопаводковых мероприятий отвечает Комитет РФ по водному хозяйству. Деятельностью функциональной подсистемы наблюдения и контроля за уровнем радиоактивного загрязнения подземных вод возложена на Комитет РФ по геологии и использованию недр. 21

Смотрите так же:  Экспертиза по 44 фз аукцион

22 На Комитет РФ по рыболовству возложено руководство подсистемой РСЧС предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли. Федеральная служба лесного хозяйства России руководит созданием и деятельностью следующих подсистем РСЧС: — защита лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности; — предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли. Федеральный горный и промышленный надзор отвечает за подсистему контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Каждый уровень РСЧС имеет: — координирующие органы; — постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС); — органы повседневного управления; — резервы финансовых и материальных ресурсов; — системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Координирующими органами РСЧС являются: — на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти; 22

23 — на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, — региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС; — на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; — на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе),- комиссию по ЧС органов местного самоуправления; — на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС. Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации. Положения о комиссиях по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по ЧС и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации органами самоуправления и организаций. Органами управления по делам ГО и ЧС являются: — на федеральном уровне — МЧС России; — на региональном уровне — региональные центры; — на территориальном и местных уровнях — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления; — на объектовом уровне — отделы (секторы или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС). Органами повседневного управления РСЧС являются: — пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней; -дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций. 23

24 Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. В состав сил и средств РСЧС входят: — силы и средства федеральных органов исполнительной власти; -силы и средства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; -силы и средства органов местного самоуправления и организаций, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС. В состав этих сил входят: — аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готовности). Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС. — специально подготовленные силы и средства ВС РФ, другие войска и воинские формирования привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенном Президентом РФ. — силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Решением руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийноспасательные формирования, предназначенные для проведения АС и ДНР при ЧС. 24

25 Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят: — центр управления в кризисных ситуациях МЧС России; — информационные центры федеральных органов исполнительной власти; — региональные информационно-управляющие центры; — информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации; — абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС; -информационные центры организаций; -средства связи и передачи данных. Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством Российской Федерации. Для ликвидации ЧС создаются: — резервный фонд Правительства РФ на ликвидацию ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного материального резерва, за счет средств федерального бюджета; — ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов — за счет средств федерального органа исполнительной власти; — резерв финансовых и материальных ресурсов субъекта Российской Федерации — за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; — местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления — за счет средств местного бюджета; -объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов — за счет собственных средств организации. Номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС. 25

26 Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать ее невозможно, указанные комиссии обращаются к вышестоящей комиссии по ЧС. Вышестоящая комиссия по ЧС может взять на себя координацию, руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь. При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, администрации субъекта РФ, руководства федерального органа исполнительной власти. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке. Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Финансирования мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства РФ. 26

27 3 СИЛЫ МЧС РОССИИ Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются: a) в режиме повседневной деятельности: — изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС; — сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; — планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности; — пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; — руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; b) в режиме повышенной готовности: — усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий; — непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них; — принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС; — уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов; — проведение при необходимости эвакуационных мероприятий; c) в режиме чрезвычайной ситуации: — непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; — оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС; — проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; — непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации; — организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий; 27

28 — проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС. В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на: — локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами; — местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района); — территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования); — региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации; — федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации; — глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства. Авиация МЧС России 10 мая 1995 года день создания Федерального Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России. Этот день официально принято считать днем создания авиации Российского МЧС. Однако свою историю авиация российского МЧС ведет с момента, когда Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года 305 в подчинение Государственного Комитета по делам ГО ЧС (ГКЧС) из состава Минобороны России с войсками ГО в распоряжение Центрального, Уральского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного региональных центров передавались четыре отдельных вертолетных отряда. К июню месяцу 1992 г. ГКЧС принял 9 вертолетов Ми-6 и 16 вертолетов Ми-8. Конечно, с таким парком авиатехники выполнять задачи по ликвидации ЧС на огромном пространстве страны было непросто. Ответственность, возложенная на МЧС России по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требовала создания сильной 28

29 авиационной структуры министерства, способной собственными силами и средствами решать задачи на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Однако малочисленный парк старой, изношенной авиационной техники не позволял своевременно и качественно реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации, особенно в отдаленных регионах страны. Поэтому с первых дней создания «чрезвычайной службы» России стало очевидным: чтобы в кратчайшие сроки приходить на помощь людям, терпящим бедствий в различных районах страны и мира, нужна «чрезвычайная» авиация. Для решения спасательных и гуманитарных задач нужен был парк новой разнообразной авиационной техники и подготовленные специалисты. Ведь ни одна задача по выполнению или обеспечению в зоне ЧС, как известно, практически не может быть успешно решена без эффективного применения авиации. Благодаря стремлению и заботам предыдущего министра С.К. Шойгу авиация в МЧС России появилась. За время существования авиация МЧС России принимала участие почти в 400 спасательных и гуманитарных акциях международного, российского и регионального характера. В 1993 году ГКЧС России были приобретены для решения задач авиационного обеспечения первые два самолета Ил-76ТД и переданы Государственному центральному аэромобильному отряду «Центроспас». Но, поскольку отряд не имел штатного авиационного подразделения летного и инженерно-технического состава, эксплуатацию поступившей авиатехники по договору осуществляли специалисты авиакомпании летчиков-испытателей «АЛИС». Инициаторами такого сотрудничества был Председатель ГКЧС С.Шойгу. Оно стало первым шагом к созданию авиации МЧС России. Начало 1994 года ознаменовалось преобразованием ГКЧС России в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Вскоре, среди первых документов разработанных в министерстве, была принята Концепция авиационного обеспечения МЧС России. Для решения задач МЧС нужна была современная многофункциональная авиационная техника. С этой целью руководство МЧС заказало вертолетной 29

30 фирме «Камов» разработку аварийно-спасательного вертолета легкого типа КА-226, который планировалось применять в поисково-спасательных работах в особо сложных условиях в обстановке городской застройки, а также для патрулирования крупных автомагистралей, доставки пострадавших в клиники и больницы, экологического мониторинга окружающей среды. К сожалению, выпуск вертолета КА-226 затянулся, мы были вынуждены приобрести Ка-32. Не отказываясь от КА-226, руководство министерства рассматривает возможность закупки вертолета «Ансат». ТАНТК имени Бериева министерство заказало многоцелевой самолет-амфибию Бе-200, определив весьма разнообразный круг его задач: выполнение грузовых и пассажирских перевозок, тушение пожаров посредством сброса воды или огнегасящей жидкости, патрулирование лесных массивов, поисково-спасательные работы на воде, оказание медицинской помощи, контроль за прибрежными водами и экономическими зонами, мониторинг экологической обстановки. Для руководства созданием, применением и развитием авиации был необходим руководящий и координирующий орган. Приказом МЧС России от 28 сентября 1994 года 590 в составе Департамента управления было создано Управление авиации на базе авиационно-транспортного отдела Главного управления экстренного реагирования и отдела авиации Управления войск гражданской обороны. 7 июля 1995 г. в соответствии с приказом МЧС 482 Управление авиации стало самостоятельным органом управления. Чеченские события годов явились серьезным испытанием для МЧС России и создаваемой авиации. Вместе с авиацией МО и МВД России, обеспечивавших переброску воинских подразделений и частей, боевой техники в район вооруженного конфликта, авиация МЧС России выполняла гуманитарные задачи, эвакуацию беженцев, больных и раненых из районов боевых действий, поставляла грузы гуманитарной помощи. С началом чеченского конфликта был сформирован отдельный вертолетный отряд для выполнения гуманитарной миссии. На вертолетах летчики министерства только за январь-апрель 1995 года совершили 654 боевых вылета. Под постоянными обстрелами бандитских формирований из пунктов боевых действий авиагруппа эвакуировала 4112 человек раненых, больных, беженцев. В различные районы вооруженного 30