Искажение бухгалтерской отчетности судебная практика

Проблемы применения административной ответственности за нарушение порядка представления бюджетной отчетности

Юлия Крохина,
заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова, доктор юридических наук

18 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 118-ФЗ), которым усилена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Названным законом в новой редакции изложены ряд статей КоАП, устанавливающих ответственность за нарушения бюджетного законодательства, в том числе ст. 15.15.6 («Нарушение порядка представления бюджетной отчетности»).

До вступления в силу Закона № 118-ФЗ административную ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности несли должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований в том случае, если по их вине происходила задержка сдачи или фальсификация бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ дополняет перечень противоправных деяний, устанавливая ответственность также и за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Обязанность получателей бюджетных средств формировать (обеспечивать формирование) и представлять бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств установлена ст. 162 Бюджетного кодекса. Состав бюджетной отчетности закреплен п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ и включает следующий комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

В настоящее время объективная сторона рассматриваемого правонарушения образуется в том случае, если бюджетная отчетность не соответствует нормативно установленным требованиям либо содержит недостоверные сведения. Несмотря на то, что административная ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности была введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ, до сих пор не существует правового акта, устанавливающего понятие или хотя бы критерии допустимого отклонения от правил составления бюджетной отчетности, а также признаки ее недостоверности (искажения), наличие которых позволяет квалифицировать деяние в качестве противоправного.

Пункт 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), устанавливает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Важным положением названного пункта является правило о том, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.

Правила ведения бухгалтерского учета не содержат определения существенной информации, оставляя решение этого вопроса на усмотрение внешних пользователей. Критерием значимости финансовых сведений в рассматриваемых целях признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Не проясняют ситуации с критериями недостоверности бюджетной отчетности и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 27 сентября 2017 г. № 148н. Поскольку искажение отчетности поставлено в зависимость от ее способности оказывать влияние на принятие дальнейших экономических решений учредителей. Неточности в отчетности теперь допустимы и в тех случаях, если они не имеют значения при оценке того, как соблюдаются условия получения субсидий, бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов. Следовательно, по новым правилам бюджетная отчетность считается достоверной даже при наличии отдельных ошибок или искажений по показателям.

Также дополнениями в Инструкцию № 157н установлено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет в учете и отчетности следует отражать обособленно; при ведении бухучета приоритетно признание расходов и обязательств, а не возможных доходов и активов.

Правила составления и представления бюджетной отчетности изложены в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н. Согласно общепринятому толкованию и сложившейся правоприменительной практике под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверные отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

В письме Минфина России от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 «О привлечении к административной ответственности за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности» приведен пример несущественной ошибки. По мнению главного финансового органа наличие ошибок в определении аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов субъекта учета и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчетности, и, соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством Российской Федерации, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций и, соответственно, влияет на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

Следует отметить, что употребляемые в КоАП РФ термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике. В качестве примера рассмотрим Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2017 г. № Ф02-7880/2016. В 2015 году в деятельности Федерального казенного учреждения установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ по обстоятельствам, связанным с представлением недостоверной бюджетной отчетности за 2014 год, выразившемся в:

  • завышении дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г. по счету 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
  • в занижении показателей строки 310 Баланса получателя бюджетных средств и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности в результате неполного отражения принятых авансовых отчетов по данным бухгалтерского учета по счетам: 1.208.12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»;
  • в занижении показателей по строке 080 Баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) по строке 190 Сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168) в результате неверного списания материальных ценностей (спецодежда).

Суды подтвердили правильность квалификации названных деяний как правонарушения в виде представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Совокупность норм Инструкций № 157н и № 191н, а также положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, позволяет обосновать следующий вывод. На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие и (или) искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

Таким образом, на наш взгляд, заведомо недостоверной является бюджетная (бухгалтерская) отчетность в случаях:

  • если в нее включены показатели, не подтвержденные соответствующими регистрами бухгалтерского учета;
  • если в показатели бюджетной (бухгалтерской) отчетности включена информация, основанная на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств), мнимого или притворного объекта бюджетного (бухгалтерского) учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • при отражении в бюджетной (бухгалтерской) отчетности не соответствующих действительности сведений и (или) неотражении истинных фактов, которые привели к невозможности достоверно оценить соблюдение требований бюджетного законодательства РФ и преследовали цель получения средств из бюджетов, в том числе бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов.

Бремя доказывания фактов недостоверности отчетности лежит на финансово-контрольном органе, который осуществляет проверку и привлекает к ответственности. Для квалификации деяния по рассматриваемой статье КоАП РФ также важно доказать, что недостоверные факты были заранее известны владельцу бюджетной (бухгалтерской) отчетности и он осознавал что эта информация не соответствует действительности (является недостоверной).

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

СТ 15.11 КоАП РФ

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

Смотрите так же:  Доверенность оао банк москвы

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Примечания:

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Комментарий к Ст. 15.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объектами учета являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы, расходы, а также иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (ст. 5 названного Закона).

Объектом данного правонарушения является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующих учетную политику организации.

В соответствии со ст. 8 указанного Закона экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами. Эти документы должны быть составлены по форме на бумажном и (или) электронном носителе. Электронный документ подписывается электронной цифровой подписью.

Хозяйственные операции, имущество и обязательства своевременно регистрируются и накапливаются в регистрах бухгалтерского учета.

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены в ст. 13 названного Закона. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату; финансовом результате его деятельности; движении денежных средств за отчетный период. Вся эта информация необходима пользователям отчетности для принятия экономических решений (внутренние, внешние пользователи; заинтересованные пользователи). Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решение заинтересованных пользователей.

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Годовая отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Наряду с бухгалтерской отчетностью некоторые организации, перечисленные в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Последние изменения в данный Закон внесены Федеральным законом от 05.05.2014 N 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности».

В соответствии с указанными новеллами консолидированную финансовую отчетность должны представлять кредитные организации, страховые организации, иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Формы бухгалтерской отчетности государственного сектора, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина России.

Согласно ст. 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономические субъекты обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность, аудиторские заключения о ней в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Пятилетний срок начинает течь по окончании отчетного года.

Объектом правонарушения в комментируемой статье является порядок формирования документированной, систематизированной информации об объектах экономической деятельности и составленной на этой основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Объективную сторону данного правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета, а также нарушение порядка и срока хранения учетных документов.

Следует иметь в виду, что обязательным дополнительным признаком состава является признание нарушения грубым. В примечаниях к комментируемой статье законодатель раскрывает понятие «грубое нарушение».

Под грубым нарушением понимается нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть руководитель экономического субъекта как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности и являющееся единоличным исполнительным органом, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции исполнительного единоличного органа.

4. На руководителя экономического субъекта возлагаются следующие функции:

— организовать ведение бухгалтерского учета и хранение соответствующих документов;

— возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо, заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера; руководитель субъекта малого предпринимательства может возложить эту функцию на себя);

— утвердить формы первичных учетных документов, регистра бухгалтерского учета по представлению должностного лица, на которое возложена обязанность вести бухгалтерский учет (исключение составляют формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством).

В случае невыполнения перечисленных обязанностей руководитель экономического субъекта несет налоговую (ст. 120 НК РФ), административную (ст. 15.11 КоАП РФ), в случае фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов при наличии признаков банкротства — уголовную (ст. 195 УК РФ) ответственность.

Организация как юридическое лицо несет ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок ведения такого учета установлен законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. 120 НК РФ.

5. Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.

6. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Искажение бухгалтерской отчетности судебная практика

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Недостоверность или ошибочность данных бухгалтерского учета и отчетности по итогам проверок могут быть квалифицированы как грубое нарушение, наказание за которое которое предусмотрено статьей 15.11 КоАП РФ. К административной ответственности по этой статье могу быть привлечены не только бухгалтеры, но и руководители учреждений.

Ошибки, опечатки и описки, сделанные в регистрах учета и формах отчетности без злого умысла, при определенных обстоятельствах могут причинить много хлопот руководителю и главному бухгалтеру учреждения.
Практика показала, что наиболее распространенными нарушениями в государственных и муниципальных учреждениях является искажение показателей отчетности, а также регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни.
При этом п. 1 ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность как за однократное, так и за повторное нарушение. Причем повторное нарушение предполагает не только штраф от 10 000 до 20 000 руб., но и дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Поэтому должностным лицам, которые уже однажды были привлечены к ответственности по статье 15.11 КоАП РФ, следует быть особенно бдительными как при работе с учетными документами, так и при подписании форм отчетности.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены и случаи, когда должностные лица освобождаются от ответственности за административные правонарушения, а именно:
— представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на ее основании неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 НК РФ;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Искажение бухгалтерской отчетности судебная практика

Дело № 4А — 442/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ульяновск 01 декабря 2017 г.

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу Мусалитиной Гузели Габдраисовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 17 июля 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 сентября 2017 года в отношении главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска Мусалитиной Гузели Габдраисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ

Смотрите так же:  Единый налог 1 группа отчеты

у с т а н о в и л а:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 17 июля 2017 года главный бухгалтер централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска Мусалитина Г.Г. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения Мусалитиной Г.Г. назначен административный штраф в сумме 5 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением мирового судьи, Мусалитина Г.Г. обжаловала его в Ленинский районный суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 сентября 2017 года постановление мирового судьи было оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, Мусалитина Г.Г. не соглашается с вынесенными по делу судебными постановлениями, просит их отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано на то, что в материалах дела нет доказательств совершения ею административного правонарушения. Вменяемые ей в вину действия (бездействие) не подпадают под определение случаев грубых нарушений требований к бухгалтерскому учету, которые даны в примечании к ст. 15.11 КоАП РФ.

Полагает, что указанный в примечании к ст. 15.11 КоАП РФ перечень грубых нарушений требований к бухгалтерскому учету расширительному толкованию не подлежит.

Указано, что в ходе рассмотрения дела не была установлена дата совершения ею правонарушения, что не позволяет правильно исчислить срок давности привлечения к ответственности. При этом отмечается, что правонарушение не могло быть совершено 01 января 2017 года, так как это официальный праздничный день, и она не выходила в этот день на работу.

В жалобе отмечается, что она (Мусалитина Г.Г.) исполняла обязанности главного бухгалтера в период с 08 августа 2016 года по 11 января 2017 года, а выявленное в ходе проверки несоответствие в регистрах бухгалтерского учета могло образоваться ранее.

По мнению автора жалобы, в выявленных в ходе проверки нарушениях её (Мусалитиной Г.Г.) вины нет, поскольку обязанность по достоверному отражению первичных данных в бухгалтерском учете возложена на заместителя главного бухгалтера и рядовых бухгалтеров. К должностным обязанностям главного бухгалтера это не относится.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 15.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В примечании к ст. 15.11 КоАП РФ дан перечень грубых нарушений требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Под такими нарушениями понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В силу своих должностных обязанностей Мусалитина Г.Г. как главный бухгалтер несет персональную ответственность за ведение бухгалтерского учета в Управлении и подведомственных учреждениях (том 1, л.д. 39).

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н, проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

В ходе рассмотрения дела было бесспорно установлено, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности главным бухгалтером централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска Мусалитиной Г.Г. инвентаризация не была проведена.

Указанные нарушения названных выше требований закона привели к тому, что годовой отчет главным бухгалтером централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска Мусалитиной Г.Г. был составлен не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. Кроме того, составленный Мусалитиной Г.Г. отчет содержал искажения показателей бухгалтерской отчетности выраженных в денежном измерении более чем на 10 процентов.

Тем самым при составлении годового отчета главным бухгалтером централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска Мусалитиной Г.Г. были допущены указанные в примечании к ст. 15.11 КоАП РФ грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Факт грубого нарушения Мусалитиной требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, достоверно установлен, и подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, а именно: протоколом об административном правонарушении от 09 июня 2017 года (том 1, л.д. 3 — 13); приказом № *** от 08 августа 2016 года о возложении на Мусалитину Г.Г. обязанностей главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска (том 1 л.д. 26); должностными инструкциями ведущего бухгалтера, заместителя главного бухгалтера и главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска (том 1, л.д. 32 — 40); приказом № *** от 11 января 2017 года о снятии с Мусалитиной Г.Г. возложенных обязанностей (том 1, л.д. 30), договорами на бухгалтерское обслуживание (том 1, л.д. 41 — 74), графиком предоставления годовой бюджетной отчетности за 2016 год (том 1, л.д. 20, 21); графиком предоставления месячной и квартальной отчетности об исполнении бюджета муниципального образования, а также сводной квартальной бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных и автономных учреждений в 2017 году (том 1, л.д. 22, 23); графиком предоставления годовой отчетности за 2016 год муниципальных бюджетных и автономных учреждений МО «г. Ульяновск» (том 1, л.д. 24); актом проверки № *** от 12 апреля 2017 года (том 2, л.д. 141 – 250, том 3, л.д. 1 — 32); отчетами о состоянии лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения, оборотно-сальдовыми ведомостями, учетной политикой, Главной книгой Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска за 2016 год, годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетностью за 2016 год и другими имеющимися в материалах дела доказательствами.

Данные доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что в период с 08 августа 2016 года по 11 января 2017 года Мусалитина Г.Г. исполняла обязанности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска, и соответственно, несла ответственность за формирование Главной книги, своевременное составление и предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, и была обязана осуществлять контроль за своевременным проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов, а также контроль в подразделениях Управления.

По итогам проведенной Финансовым управлением администрации г.Ульяновска проверки выявлено, что в нарушение ст. 11 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 7, 10 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ 28 декабря 2010 года, в 2016 году главным бухгалтером централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска Мусалитиной Г.Г. допущено в отчетном периоде годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год (с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно) проведение недостоверного отражения движения бюджетных средств по лицевому счету в Журнале операций № 2 по подведомственным учреждениям в разрезе кодов бюджетной классификации.

Указанное нарушение привело к несоответствию данных Управления Федерального казначейства по Ульяновской области «Отчет о состоянии лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения» (форма 0531965) и данных отраженных в регистрах получателя бюджетных средств, на общую сумму 54 843 209 рублей 65 копеек. В результате искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженных в денежном измерении, составило более 10 процентов.

В ходе проверки также установлено, что не проводилась инвентаризация нематериальных активов, финансовых вложений, денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности, расчетов с поставщиками, покупателями, налоговыми инспекциями и фондами, расчетов с прочими дебиторами (кредиторами); Управлением физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска годовая отчетность об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета за 2016 год представлена в финансовый орган муниципального образования «город Ульяновск» 24 января 2017 года, тогда как подведомственными Управлению бюджетными учреждениями бухгалтерская отчетность за 2016 год в период проведения проверки не была сформирована в установленном порядке; сводная и (или) консолидированная бюджетная отчетность составлена и представлена в финансовый орган муниципального образования «город Ульяновск» без осуществления выверки соответствия взаимосвязанных показателей по операциям с подведомственными Управлению бюджетными учреждениями.

Смотрите так же:  Как узнать был ли выдан судебный приказ

Указанные факты свидетельствуют о том, что главным бухгалтером централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска Мусалитиной Г.Г. годовая финансовая отчетность была составлена не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

При изложенных выше обстоятельствах предыдущие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска Мусалитиной Г.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.

Наказание Мусалитиной Г.Г. назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст.15.11 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном данной санкцией.

Вопреки доводам жалобы, в материалах дела имеются доказательства, бесспорно свидетельствующие о виновности Мусалитиной Г.Г. в совершении вмененного ей в вину правонарушения. Имеющиеся в материалах дела доказательства получены в установленном законом порядке. Эти доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, и потому не вызывают сомнения.

Несостоятельными являются доводы жалобы о неустановлении даты совершения правонарушения, поскольку в данном случае датой совершения правонарушения является дата окончания отчетного периода.

Другие доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Между тем предыдущими судебными инстанциями обстоятельства дела исследованы всесторонне и полно и собранным по делу доказательствам дана правильная оценка. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств не усматривается.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л а:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 17 июля 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 сентября 2017 года в отношении главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации г. Ульяновска Мусалитиной Гузели Габдраисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Мусалитиной Гузели Габдраисовны – без удовлетворения.

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Л.В. Болбина

Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности

Какая отчетность признается недостоверной, какая ответственность предусмотрена за такую отчетность и кого в итоге накажут — читайте в нашей статье.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Все организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм. Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями. Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.