Иск по перевозке груза

ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСКА К ПЕРЕВОЗЧИКУ ИЗ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

В случаях, когда одна из сторон не выполняет, или ненадлежащим образом выполняет взятые на себя по договору перевозки обязательства, у пострадавшей от таких действий стороны появляется законная возможность отстоять свои права в судебном порядке[1].

Статья 797 Гражданского кодекса РФ регламентирует этот вопрос. В соответствие с ней, до того, как производится предъявление иска, истцу в обязательном порядке необходимо предъявить перевозчику претензии в том порядке, который предусмотрен транспортным уставом или кодексом для данного вида транспорта.

Подача иска в суд возможна лишь в том случае, если перевозчик частично, либо полностью, отказывается удовлетворить полученную претензию. Также подача иска возможна, если перевозчик не предоставил ответа на жалобу в течение 30-дневного срока. Если происходит одно из этих событий, отправитель или получатель груза получает законное право обратиться с иском в суд за защитой своих законных прав.

В соответствие с Гражданским кодексом РФ, претензия, что вполне логично, должна предъявляться той транспортной организации, которая имеет полномочия её рассматривать[2]. В тексте претензии должны содержаться все необходимые сведения, а также расчет суммы требований. Эта информация призвана позволить рассмотрение претензии по существу. Также необходимо, чтобы к претензии были приложены документы, которые могут являться доказательствами предъявленных требований.

Рассмотрим, кто конкретно обладает правом предъявления претензий к различным видам перевозчиков. Рассмотрим ситуацию с железнодорожными перевозками:

В ситуациях, когда груз оказывается утерян, данным правом обладают получатель и отправитель груза. Для того, чтобы воспользоваться своим правом, им необходимо предъявить грузовую квитанцию в приеме груза к перевозке, на которой должна быть отметка станции назначения, в которой говорится о неприбытии груза. Альтернативой данной грузовой квитанции может служить документ об оплате стоимости груза в совокупности с справкой железной дороги о его отправке. На этой справке также должна иметься отметка пункта назначения о неприбытии груза.

В случае если груз не утерян полностью, но выявляется его недостача, либо же в случаях, когда груз оказывается повреждён, предъявление претензии возможно в случае представления транспортной накладной вместе с коммерческим актом. Заменой этим документам может служить документация, подтверждающая обжалование отказа железной дороги в составлении такого акта.

Если груз был доставлен полностью и в сохранности, но произошла просрочка доставки отправителю либо получателю груза необходимо представить транспортную накладную.

Если возникла задержка в выдаче груза, необходимо представление накладной, а также акта общей формы.

Если перевозка осуществлялась с помощью внутреннего водного транспорта, существуют следующие сценарии развития событий.

Если груз был полностью утрачен, грузоотправитель или грузополучатель имеют право представить претензию при наличии квитанции в приеме груза к перевозке, на котором имеется отметка о неприбытии этого груза.

Если произошла лишь недостача или порча груза, жалобу может представить грузополучатель, если он может представить транспортную накладную и коммерческий акт[3]. Заменой коммерческого акта может служить документ об обжаловании отказа в его составлении.

В случаях, когда происходит взыскание излишне уплаченных провозных плат, или иных платежей, такую претензию может представить, как отправитель, так и получатель груза. Для этого необходимо наличие транспортной накладной.

Если происходит просрочка доставки, правом представить претензию обладает грузополучатель, обладающий транспортной накладной. Рассмотрим ситуацию с воздушным транспортом.

Если происходит утрата груза, таким правом обладает грузополучатель. Для этого нужно, чтобы он обладал грузовой накладной с отметкой аэропорта, являющегося пунктом назначения о неприбытии груза. Альтернативой этому может служить документ об оплате стоимости груза, а также справка перевозчика о том, что груз был отправлен. На этой справке должна стоять отметка аэропорта назначения о неприбытии груза.

При недостаче либо порче груза, грузополучатель может предъявить грузовую накладную либо коммерческий акт для того, чтобы реализовать своё право на предъявление претензий. Если происходит просрочка доставки груза – это может сделать грузополучатель при предъявлении грузовой накладной.

В случае с морской перевозкой ситуация несколько сложнее. Первоначально предъявление претензий является обязательным лишь в тех случаях, когда перевозка представляла собой один из видов каботажа. Другие виды морских привозок могут обладать обязательным претензионным характером, но в таких случаях это регулируется заключенным между сторонами сделки договором[4].

Важным замечанием является следующее: транспортные уставы и кодексы, как и законодательство РФ в целом, не предусматривают возможности передачи отправителем или получателем груза своего права на предъявление претензии либо иска к перевозчику другим лицам. Единственным исключением является передача такого права отправителем получателю, получателем отправителю, либо отправителем экспедитору, либо страховым агентам.

После того, как все эти условия выполнены и заявитель претензии не получил удовлетворительного ответа (или не получил его вообще), у него появляется законное право обратиться в суд. Дела о перевозках находятся в исключительной подсудности арбитражных судов. Такой иск может быть рассмотрен лишь там. Составление иска в данном случае ничем не отличается от других случаев. Исковое заявление подаётся в арбитражный суд в письменной форме. На этом заявлении должна находиться подпись истца, либо же его представителя[5].

Следует отметить, что в настоящее время стало возможным подача искового заявление в цифровом виде посредством сети Интернет. Эта возможность предусматривается в пункте 1 статьи 125 АПК РФ. Для того чтобы воспользоваться данной возможностью, необходимо заполнить электронную форму, размещённую на официальном сайте искомого арбитражного суда.

В соответствие с уже упомянутой статьёй 125 АПК РФ, истец при подаче искового заявления обязан направить копии своего искового заявления, а также прилагаемых к нему документов, другим лицам, участвующим в деле. Это должно быть сделано посредством заказного письма с уведомлением о вручении.

Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 138–151.

2 Ленковская Р.Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации: проблемы развития. В книге: Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды. Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. 2015. С. 247-249.

3 Ленковская Р.Р. К вопросу о правах и обязанностях сторон по договору транспортной экспедиции // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 7. С. 100-102.

4 Волкова М.А., Гриднева О.В. Содержание гражданско-правового договора // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 14. С. 20-24.

5 Шиловская А.Л., Золотарева А.Е. Виды судебного представительства в гражданском процессе // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 15. С. 94–98.

Список литературы

1. Волкова М.А., Гриднева О.В. Содержание гражданско-правового договора // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 14. С. 20-24.

2. Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Международные договоры в сфере защиты прав потребителей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 70-78.

3. Ленковская Р.Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации: проблемы развития. В книге: Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды. Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. 2015. С. 247-249.

4. Ленковская Р.Р. К вопросу о правах и обязанностях сторон по договору транспортной экспедиции // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 7. С. 100-102.

5. Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 138–151.

6. Степанова Н.А., Шиловская А.Л. Представительство в гражданском праве и процессе // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 137–146.

7. Шиловская А.Л., Золотарева А.Е. Виды судебного представительства в гражданском процессе // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 15. С. 94–98.

Образец искового заявления о взыскании дебиторской задолженности по договору перевозки

Представленное исковое заявление направлено на взыскание задолженности по договору (заявке) на перевозку груза.
В теории юриспруденции считается, что исковое заявление имеет два основных элемента: предмет и основание иска.

Предметом любого искового заявления является нарушенное право субъекта, в данном случае это право на получение от должника денежных средств за оказание ему услуг по перевозке груза, возникшее из договора (заявки) на перевозку груза, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. Таким образом, предмет искового заявления – это требование, содержащееся в нём, то, на что направлено исковое заявление (например, взыскание денег).

Основание иска – это фактические обстоятельства – юридические факты, с возникновением которых связывают возникновение конкретного права субъекта, в нашем случае это право на получение оплаты за перевозку груза, и доказательства, подтверждающие такие обстоятельства.

К фактическим обстоятельствам, имеющим юридическое значение в нашем случае, относятся:

— наличие заключенного договора перевозки груза, подтверждающееся подписанным должником договором,

— факт оказания перевозки груза, подтверждающийся накладными, актами приёма-сдачи работ или иными документами,

— невыполнение ответчиком обязательства по оплате услуг в установленные договором (заявкой) сроки,

— нормы права (например, статьи 12, 395, 785, 801 Гражданского кодекса РФ), которые нужно указывать в исковом заявлении (в соответствии со статьёй 125 Арбитражного процессуального кодекса России в исковом заявлении указываются не только требования истца, но и ссылка на закон, которым предусмотрены такие способы защиты права).

Помимо указанных основных элементов искового заявления обязательно наличие других, предусмотренных статьёй 125 Арбитражного процессуального кодекса России. Например, обязательно в исковом заявлении указывать наименование арбитражного суда, куда подаётся иск, наименование истца, должника, их адреса места нахождения, цену иска, её расчёт, сведения о соблюдении претензионного порядка, перечень прилагаемых документов.

Образец искового заявления :

В Арбитражный суд Самарской области

443045, г. Самара, ул. Авроры, 148

(в районе Центрального Автовокзала)

Дата и место государственной регистрации

в качестве предпринимателя: ___________

Место нахождения: __________________

Цена иска: 100000 рублей 70 коп.

Госпошлина: 4000 рублей.

Исковое заявление
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами

28 августа 2015 года между ______________________ (далее по тексту – Истец) и ____________________________ (далее по тексту – Ответчик) был заключен заявка – договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг № 87.

По условиям заявки – договора стоимость транспортно-экспедиционных услуг -88000 рублей.

Истец выполнил договорные обязательства надлежащим образом, что подтверждается транспортной накладной от 31.08.2015 г., товарно – транспортной накладной от 31.08.2015 г. Накладные, счёт на оплату, акт выполненных работ были направлены ответчику, что подтверждается почтовой квитанцией от 8 сентября 2015 года.

Заявкой предусмотрен срок оплаты услуг –5-7 банковских дней по ФТТН.

__________________ встречное обязательство по оплате услуг не исполнило, в связи с чем Истец направил ему претензию, что подтверждается почтовой квитанцией от 16 июня 2016 года.

Претензия оставлена без ответа и удовлетворения.

На сегодняшний день у Ответчика имеется перед Истцом задолженность в размере 88000 (восемьдесят восемь тысяч) рублей.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса России (далее – ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В силу п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно п.1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Смотрите так же:  Как взимается штраф за федеральные дороги

Дата разгрузки – 3 сентября 2015 года. Через 7 суток — 11 сентября 2015 года начинают начисляться проценты за неисполнение денежного обязательства.

Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ

ВСЕГО: 5 921,86 + 7 020,84 = 12 942,70 руб.

Цена иска составляет 88000(сумма основного долга) + 12 942,70 руб. (размер процентов за пользование чужими денежными средствами) = 100000 рублей 70 коп.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 309, 310, 395, 785 ГК РФ, 125-126 АПК РФ,

1. Взыскать с Ответчика – ____________________в пользу Истца – ___________________ сумму основного долга в размере 88000 руб. 70 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 942 руб. 70 копеек, расходы по оплате юридических услуг в размере 9000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.

1. Заявка – договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг № 87 – 1 лист,
2. Транспортная накладная от 31.08.2015 г.,
3. Товарно – транспортная накладная от 31.08.2015 г.,
4. Счёт на оплату № 73-1,
5. Акт выполненных работ № 73-1,
6. Почтовая квитанция от 8 сентября 2015 года,
7. Претензия от 14 июня 2016 года – 2л.,
8. Квитанция об отправке претензии от 16 июня 2016 года – 1,
9. Договор-оферта об оказании юридических услуг,
10. Платёжное поручение № 8, подтверждающее оплату юридических услуг,
11. Платёжное поручение № 9, подтверждающее оплату юридических услуг
12. Почтовая квитанция, подтверждающая направление искового заявления и документов Ответчику – 1л.,
13. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины – 1л.,
14. Свидетельство о государственной регистрации Истца.
15. Выписка из ЕГРИП на Истца с официального сайта Федеральной налоговой службы.
16. Выписка из ЕГРЮЛ на Ответчика с официального сайта Федеральной налоговой службы,
17. Документ, подтверждающий полномочия на подписание искового заявления.

«01» июля 2016г. _________________ / ____________________________

ОТПРАВЬТЕ ТТН и ДОГОВОР (ДОГОВОР-ЗАЯВКУ) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
О ПЕРСПЕКТИВЕ ВЗЫСКАНИЯ ДОЛГА С КОНТРАГЕНТА

Формы документов

Новости от партнеров

Популярные документы

Исковое заявление о взыскании долга по договору перевозки

Исковое заявление о взыскании долга по договору перевозки

«__» _______ 20__ года

«___» _________ 20__ года между ОАО «А» (далее — Истец) и ОАО «Б» (далее — Ответчик) был заключен договор о перевозке грузов (далее — Договор). По условиям договора (раздел 1 договора) перевозчик обязуется доставлять вверенные ему грузы в пункт назначения, а заказчик обязуется оплачивать услуги за перевозку грузов по договорным ценам. «__» _____ года Истом, для Ответчика была выполнена перевозка груза по маршруту _____________________. Стоимость услуги по перевозке груза по соглашению сторон определена в сумме ________________ рублей, что подтверждается счет — фактурой от __________ N ____ и актом выполненных работ от __________ N ___. Условия договора Истцом исполнены надлежащим образом в полном объеме, что подтверждается, вышеуказанными: актом выполненных работ и счетом — фактурой подписанных ответчиком, а также путевым листом N _______ от _______ и ТТН N ________ от __________. Замечаний по услугам перевозки к перевозчику не поступало.

Согласно подпункту 4.1. Договора оплата услуги по перевозке осуществляется в течение трех дней с момента выставления счет — фактуры или акта приема — сдачи работ. Акт выполненных работ подписан Ответчиком «__» ______ 20 __ года, однако до настоящего времени оплата за оказанные услуги Ответчиком не произведена. Дата начала просрочки в оплате — _____________.

«__» ______ 20 __ года в адрес ответчика направлялась претензия с требованием произвести погашение задолженности в течение 30 дней с момента получения претензии. Однако претензия оставлена без ответа. Каких — либо действий, направленных на погашение долга, со стороны ответчика также не последовало.

Согласно статье 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.

Статьей 738 ГК определено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки.

В соответствии со статьей 739 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В силу пункта 1 статьи 744 ГК плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, устанавливаемых в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 747 ГК в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК или иными актами законодательства, а также соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 311 ГК в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами определенную договором пеню. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Подпунктом ________ Договора за несвоевременный расчет за оказанные услуги предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 0,15% от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки.

Расчет суммы штрафа: дни просрочки с _______ по ______ = ______дня, сумма долга _________ рублей х 0,15% х ____ дня: 100% = ____________ рублей.

В силу статьи 366 ГК за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из ставки рефинансирования Национального банка на день вынесения решения.

Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь составляет ____ процентов годовых (в соответствии с Постановлением НБ РБ ________ N ________).

Размер суммы процентов за пользование чужими денежными средствами составляет ______________ рублей.

Расчет: срок пользования суммой ______________________ рублей с _______ по ________ = _____ дня, __________ рублей х __ дня х __%: 365 дней х 100% = ___________ рублей.

Таким образом, общая сумма исковых требований составляет _________________ рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 290, 311, 366, 738, 739, 744, 747 ГК, ст.ст. 4, 39, 49, 159 — 174 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь,

— взыскать с Ответчика в пользу Истца ____________ рублей, в том числе:

— __________ рублей основного долга, _________ рублей пени и ____________ рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, а также ______________ рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

1. Копия искового заявления.

2. Свидетельство о государственной регистрации ОАО «А»

3. Лицензия Истца (копия).

4. Договор перевозки от _____ (копия).

5. ТТН N ______ от _________ (копия).

6. Путевой лист N _______ от ________ (копия).

7. Счет — фактура от ______ N ______ (копия).

8. Акт выполненных работ от ________ N ___.

9. Претензия (оригинал) с почтовым уведомлением о вручении ответчику.

10. Подлинник платежного поручения N _____ от ________ на уплату государственной пошлины.

Как получить долг за перевозку грузов автотранспортом

Все заключаемые договора можно разделить на несколько больших групп: купля-продажа, подряд, услуги. К последнему типу относятся и взаимоотношения по перевозке грузов различными типами автомобилей.

И если обязательства нарушаются, то одной из проблем становится взыскание долга за перевозку грузов. Как правила с этой проблемой сталкивается каждый перевозчик.

Практика показывает, что транспортным компаниям часто приходится потрудится для того, чтобы взыскать долг за грузоперевозки. И этому может найтись различные объяснения: ошибки в оформлении документов, встречные претензии со стороны хозяина груза.

Если не оплатили перевозку груза, что делать, как взыскать задолженность

Как это ни банально звучит, то в первую очередь следует изучить все документы, связанные с перевозкой груза. Сюда входят не только договор, но также и различная транспортная документация (ТТН, путевые листы и т. д.)

Хотя в перевозке принимают участие 3 стороны, всегда финансовые взаимоотношения возникают между заказчиком перевозки груза и транспортной компанией.

При этом отправитель груза и заказчик перевозки могут не совпадать. Таким образом, взыскание задолженности за перевозку возможно только с непосредственного Заказчика перевозки груза.

На основании имеющихся материалов можно в первую очередь определить сумму основного долга за перевозку.

Однако есть ещё и штрафные санкции, предусмотренные как договором, так и транспортными уставами, распространяющими свое действие на различные типы перевозок. Тогда может быть определена общая сумма оплаты по договору перевозки грузов.

После данных подготовительных действий можно вступить в переговоры с заказчиком. Их целью является взыскание задолженности по договору перевозки мирным путём. В противном случае следует предпринять иные действия, находящиеся в рамках правового поля.

Как дальше построить взаимоотношения с заказчиком перевозки

Если диалог с ним не будет конструктивным, то следующим шагом для того, чтобы провести взыскание задолженности за перевозку грузов является направление претензии в адрес заказчика. Такую форму обращения требует законодательство.

В претензии необходимо описать взаимоотношения в части перевозки, сослаться на реквизиты Заявки-договора и транспортных документов, оформленных при перевозке. Кроме того, претензия об оплате за перевозку груза может содержать в себе и копии всех необходимых доказательств.

Для того, чтобы разобраться с сутью претензии, у заказчика транспортировки груза существует один месяц. И если задолженность не будет погашена, то не следует тянуть с предъявлением иска. Ведь как известно, для этого отводится один год с того момента, когда наступил оговорённый в соглашении срок платежа.

Есть и ещё один нюанс. Как правило, иск об оплате за перевозку груза подаётся в арбитражный суд по месту нахождения именно заказчика, указанного в договоре по перевозке.

Некоторые перевозчики прибегают в качестве воздействия на заказчика к удержанию груза. Таким действиям была посвящена наша отдельная статья.

Некоторые проблемные моменты

Мы уже вначале говорили, что получение платы за перевозку может быть сопряжено с определёнными сложностями. В их число входит и взыскание долга за перевозку при отсутствии акта оказанных услуг.

Тогда при слушании дела суд принимает во внимание другие документы, свидетельствующие о факте транспортировки.

Часто транспортные компании не имеют на руках, копий документов по перевозке груза. Как правило это связано с халатным отношением сотрудников предприятия ответственными за контакты с контрагентами.

Рекомендуем в обязательном порядке оставлять себе оригинал документов по перевозке, в крайнем случае из копии.

В их число входят:

  1. Заявка-Договор.
  2. Счет-фактура.
  3. Товарная накладная.
  4. Товарно-Транспортная накладная.
  5. Транспортная накладная.
  6. Счёт на оплату.
  7. Универсальный передаточный документ (УПД).

Указанные документы обязательны при ведении деятельности перевозке грузов. Поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы они у вас были. Данные материалы следует приложить не только к претензии, но и также к будущему исковому заявлению в арбитраж.

Своё нежелание оплачивать оказанные услуги заказчик может объяснить нарушением встречных обязательств со стороны перевозчика.

Сюда могут входить:

  • нарушение сроков доставки;
  • возможные порча, повреждение или факт недостачи.

И если к транспортной компании будут предъявлены требования, то всегда имеет смысл писать встречный иск. Практика показывает, что он удовлетворяется независимо от требований заказчика.

Плата за транспортировку может быть взыскана как в полном объёме, так и за вычетом тех штрафов, которые имеет право начислить заказчик перевозчику за встречные нарушения договорных обязательств.

В любой ситуации важно все требования перевозчика к заказчику перемещения груза подтвердить документально. И чем больше материалов будет в распоряжении, тем становится легче впоследствии отстоять свою правоту.

Автоперевозки и посредники

Зачастую перевозчик заключает договор не с самим отправителем груза, а с субъектом, действующим от его имени (агентом). Его услуги также не бесплатны. Поэтому со временем может неизбежно возникнуть вопрос, с кого агенту требовать оплату перевозки грузов.

Если речь идет о вознаграждении за услуги по организации транспортного процесса, то оно должно быть выплачено принципалом (инициатором перевозки). Сами же услуги по перевозке оплачивает всё равно заказчик всего процесса. Агент же только выполняет координирующие функции.

Смотрите так же:  Как правильно составить приказ на сокращение штатов

Исходя из сказанного, финансовые взаимоотношения в рамках агентских схем автоперевозок состоят из двух составляющих:

  1. Вознаграждения, которое должен уплатить агент принципалу.
  2. Платы за перевозку, которую платит заказчик транспортной компании.

Поэтому в рамках агентского договора ответственность за оплату работы перевозчика несёт заказчик перевозки. Таким образом по сделке, заключённой агентом, вознаграждение перевозчика оговаривается отдельно.

Мы остановились только на основных моментах, которые следует учесть при возникновении разногласий относительно оплаты за транспортные услуги. Вместе с тем, каждая ситуация может иметь свои изюминку и позицию сторон.

Легче всего найти правильный выход из положения можно, воспользовавшись помощью юриста.

Перевозка груза и исковая давность

Договор перевозки груза – это такой гражданско-правовой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.Закон устанавливает правило об обязательном претензионном порядке урегулирования спора вытекающего из договора перевозки груза.

Так, согласно пункту 1 статьи 797 ГК РФ:

«до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом».

Грузоотправитель или грузополучатель вправе подать иск к перевозчику в случае полного или частичного отказа последним удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

ГК РФ в пункте 3 статьи 797 устанавливает срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза который равняется одному году с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Согласно пункту 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее Постановление Пленума ВАС РФ №30)):

«иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности — в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков».

Рассмотрим более подробно вопросы исковой давности при осуществлении перевозок различными видами транспорта.

Перевозки железнодорожным транспортом.

Согласно статье 125 Федерального закона от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее УЖТ РФ) иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в следующих случаях:

— в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию;

— в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее тридцатидневного срока, установленного статьей 124 УЖТ РФ;

— если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения тридцатидневного срока, установленного статьей 124 УЖТ РФ.

Вышеуказанные иски могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Согласно статье 126 УЖТ РФ вышеуказанный годичный срок исковой давности исчисляется в отношении взыскания штрафа за невыполнение заявки — по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа, а в иных случаях — со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.

Открытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Московская железная дорога» о возврате провозных платежей путем восстановления записи на лицевом счете в технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее ТехПД).

Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, так как судом было установлено, что события, послужившие основанием для предъявления претензии, имели место 15, 16, 17 сентября 2001 года, а с иском о возврате провозных платежей открытое акционерное общество обратилось 30 мая 2003 года, то есть по истечении установленного законом годичного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.

Довод заявителя о том, что в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности в три года, ошибочен, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. В этой связи и в соответствии со статьей 797 ГК РФ и статьей 125 УЖТ РФ суд правильно применил годичный срок исковой давности (Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 5 декабря 2003 года по делу №КГ-А40/9477-03).

Статьей 124 УЖТ РФ на перевозчика возлагается обязанность по уведомлению в письменной форме заявителя о результатах рассмотрения полученной претензии в течение тридцати дней со дня получения претензии.

Если перевозчик частично удовлетворяет или отклоняет полученную претензию, то он обязан возвратить полученные вместе с претензией документы и в уведомлении указать основание принятия им такого решения со ссылкой на соответствующую статью Устава железнодорожного транспорта.

Абзацем 2 статьи 124 УЖТ РФ закреплено:

«в случае, если при рассмотрении претензии установлено, что груз, грузобагаж переадресованы либо выданы другому грузополучателю (получателю) по заявлению грузоотправителя (отправителя) или первоначального грузополучателя (получателя), претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому выданы груз, грузобагаж, а также с указанием наименования грузополучателя (получателя), которому выданы груз, грузобагаж, или организации, по заявлению которой проведена переадресовка либо выдача груза, грузобагажа, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем (получателем) или указанной организацией».

Относительно расчетов через ТехПД Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал:

«если перевозчик использовал предварительно перечисленные ему грузоотправителем (грузополучателем) суммы в погашение задолженности за перевозки, по которым истек срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ и статьей 126 Устава, требования грузоотправителя (грузополучателя) о возврате такой суммы подлежат удовлетворению».

(пункт 22 Постановления Пленума ВАС РФ №30).

Для исков о взыскании штрафов за самовольное использование перевозчиком вагонов и контейнеров без согласия их владельцев срок исковой давности должен исчисляться по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов либо возврата их в пункт приписки (пункт 30 Постановления Пленума ВАС РФ №30).

В свою очередь трехгодичный срок исковой давности применяется, если при рассмотрении иска перевозчика о взыскании стоимости поврежденного вагона, контейнера будет установлено, что вагон, контейнер поврежден третьим лицом, не являющимся ни грузоотправителем (грузополучателем), ни владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Такой спор является спором, возникшим не в связи с осуществлением перевозки груза (пункт 33 Постановления Пленума ВАС РФ №30) и соответственно к нему будут применяться иные сроки исковой давности.

Для воздушных перевозок также предусматривается претензионный порядок урегулирования споров.

Для предъявления претензий к перевозчику при внутренних воздушных перевозках устанавливается шестимесячный срок, причем если перевозчик признает уважительной причину пропуска указанного срока, то он вправе принять претензию и по истечении шести месяцев.

Шестимесячный срок предъявления претензии исчисляется следующим образом:

«о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки — со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты — с даты составления коммерческого акта;

о возмещении вреда в случае утраты груза — через десять дней по истечении срока доставки;

о возмещении вреда в случае утраты почты — по истечении срока доставки;

о возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии»

(статья 126 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ)).

Для международных воздушных перевозок устанавливаются иные сроки предъявления претензий.

В соответствии со статьей 127 ВК РФ в случае повреждения или порчи багажа (груза) лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза.

При просрочке доставки багажа или груза претензия предъявляется в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Причем указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

В случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику предъявляется в течение восемнадцати месяцев:

— со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения;

— со дня, когда воздушное судно должно было прибыть;

— со дня прекращения воздушной перевозки.

Согласно пункту 1 статьи 128 ВК РФ на перевозчика возлагается обязанность в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и уведомить в письменной форме грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

Если грузоотправителем или грузополучателем получен ответ об отказе или о частичном удовлетворении претензии, то течение годичного срока исковой давности начинается на следующий день после получения такого ответа.

В случае неполучения ответа на претензию срок исковой давности начинает течь через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки (пункт 2 статьи 128 ВК РФ).

Претензии к перевозчикам или буксировщикам по перевозкам внутренним водным транспортом Российской Федерации предъявляются в течение сроков исковой давности, которые согласно пункту 4 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) исчисляются в отношении:

«возмещения ущерба за утрату груза, багажа или буксируемого объекта — по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;

возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза, багажа или повреждение буксируемого объекта — со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;

несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы — со дня выдачи груза или буксируемого объекта;

задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна — со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии;

возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, — со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов».

КВВТ РФ также предусмотрено обязательное соблюдение претензионного порядка урегулирования споров связанных с перевозками грузов, багажа или буксировки буксируемых объектов внутренним водным транспортом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 164 КВВТ РФ иски к перевозчику или буксировщику, возникшие в связи с осуществлением вышеназванных перевозок предъявляются в случае полного или частичного отказа перевозчика или буксировщика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика или буксировщика на предъявленную претензию в тридцатидневный срок.

В отношении перевозок внутренним водным транспортом Российской Федерации согласно статье 164 КВВТ РФ устанавливаются следующие сроки исковой давности:

— по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов срок исковой давности составляет один год;

— по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа устанавливается общий срок исковой давности, который составляет три года;

— по требованиям перевозчиков, буксировщиков к пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, отправителям буксируемых объектов и получателям буксируемых объектов, другим юридическим и физическим лицам, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки буксируемых объектов, срок исковой давности составляет один год;

— по требованиям, возникающим в связи со столкновением судов и с осуществлением спасательной операции, срок исковой давности составляет два года.

Отметим, что в соответствии с пунктом 2 статьи 164 КВВТ РФ течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

Для морской перевозкигрузов также предусматривается обязательный претензионный порядок.

Так, согласно пункту 1 статьи 797 ГК РФ, пункту 1 статьи 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ):

«до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии».

(пункт 1 статьи 403 КТМ РФ).

Претензия предъявляется к перевозчику, который осуществлял перевозку груза. В случае если перевозка груза не была осуществлена, претензия предъявляется к перевозчику, который в соответствии с договором был обязан осуществить ее.

Смотрите так же:  Django шаблоны наследование

В случае перевозки груза в смешанном сообщении, претензия предъявляется к перевозчику, который доставил груз в конечный пункт перевозки.

Для удостоверения обстоятельств, которые впоследствии могут послужить основанием для наступления ответственности участников морской перевозки грузов (перевозчики, отправители, получатели, пассажиры) составляются коммерческие акты либо акты общей формы.

Претензия, вытекающая из договора морской перевозки грузов, предъявляется в течение срока исковой давности.

Предъявленная претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение тридцати дней со дня ее получения перевозчиком, который обязан уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении.

«Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока».

(пункт 2 статьи 407 КТМ РФ)

Для требований вытекающих из договора морской перевозки груза статьей 408 КТМ РФ установлен годичный срок исковой давности.

Указанный срок исковой давности исчисляется по требованиям:

«возмещения ущерба за утрату груза — по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении — по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей — со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, — со дня, в который он должен быть выдан;

возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза — со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;

ко всем остальным случаям — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования».

(пункт 2 статьи 408 КТМ РФ).

Годичный срок исковой давности устанавливается для регрессных требований (исчисляется со дня уплаты соответствующей суммы) и для требований вытекающих из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера, бербоут-чартера и из общей аварии.

Договор буксировки представляет собой договор, по которому:

«владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка)».

(статья 225 КТМ РФ).

Договор морского агентирования – договор, по которому:

«морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории».

(статья 232 КТМ РФ).

Договор морского посредничества – договор, по которому:

«посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования».

(статья 240 КТМ РФ).

Таим-чартер или договор фрахтования судна на время – договор, по которому:

«судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания».

(статья 198 КТМ РФ).

Бербоут-чартер или договор фрахтования судна без экипажа – договор, по которому:

«судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания».

(статья 211 КТМ РФ).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера и бербоут-чартера исчисляется со дня возникновения права на иск, а по требованиям, возникающим из общей аварии – со дня составления диспаши.

Диспаша – это документ, который содержит расчет по распределению расходов и убытков, понесенных при общей аварии. Диспаша составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами) (статья 305 КТМ РФ).

КТМ РФ в статье 412 закрепляет случай приостановления срока исковой давности при наличии общей аварии, а именно:

«в случае, если исчисление суммы требования зависит от расчетов по общей аварии, течение срока исковой давности приостанавливается на время со дня вынесения диспашером постановления о наличии общей аварии и до дня получения диспаши заинтересованным лицом».

Отметим, что для требований, вытекающих из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, договора морского страхования, а также из столкновения судов и осуществления спасательных операций, статьей 409 КТМ РФ установлен двухгодичный срок исковой давности.

Более длительные по сравнению с общим сроком, установлены сроки исковой давности для исков о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью, а также исков о возмещении ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.

Для первой группы исков срок исковой давности составляет шесть лет со дня инцидента, вызвавшего загрязнение с судов нефтью, а для второй – десять лет со дня инцидента, вызвавшего такой ущерб.

Вышеназванные сроки являются пресекательными и на них не распространяются общие положения, связанные с течением сроков исковой давности.

Для исков о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ установлен общий срок исковой давности, составляющий три года со дня, когда потерпевший узнал или должен был узнать о причинении такого ущерба.

По всем иным требованиям, вытекающим из морской перевозки грузов, если международным договором Российской Федерации не установлены иные сроки, применяются общие сроки исковой давности.

Согласно статье 158 «Устава автомобильного транспорта РСФСР», утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 8 января 1969 года №12 (далее УАТ РСФСР) до предъявления грузоотправителем или грузополучателем к автотранспортному предприятию или организации иска, вытекающего из автотранспортных перевозок, обязательно предъявление к ним претензий.

Устав автомобильного транспорта применяется в части, не противоречащей главе 40 ГК РФ.

По общему правилу установленному статьей 159 УАТ РСФСР претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз.

В случае полной утраты груза претензии предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке.

Претензии к автотранспортному предприятию или организации могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов — в течение 45 дней:

«а) со дня выдачи груза или багажа — по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа;

б) по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных перевозках и 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных перевозках — по претензиям о возмещении за утрату груза;

в) по истечении 10 суток после окончания сроков доставки багажа — по претензиям о возмещении за утрату багажа;

г) со дня выдачи груза или багажа — по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа;

д) по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке — по претензиям о возмещении за утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

е) со дня окончания срока, установленного Правилами для сверки записей в учетном документе по выполнению плана и принятого к исполнению разового заказа, — по претензиям о взыскании штрафа за невывоз груза, предусмотренного согласованным заданием на перевозку или разовым заказом;

ж) со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) автотранспортного предприятия или организации о начислении штрафа — по претензиям о возврате штрафа за простой автомобилей и задержку контейнеров, взысканного в безакцептном порядке;

з) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, — во всех остальных случаях».

(статья 163 УАТ РСФСР).

В соответствии с пунктом 2 статьи 797 ГК РФ:

«иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок».

Автотранспортное предприятие или организация, рассмотрев претензию, обязаны уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

— в течение 3 месяцев — по претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении;

— в течение 6 месяцев — по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

— в течение 45 дней — по претензиям об уплате штрафов.

Отметим, что при частичном удовлетворении или отклонении претензии автотранспортное предприятие или организация должны указать в уведомлении об этом мотивы принятого решения и возвратить заявителю приложенные к претензии документы.

Так как УАТ РСФСР довольно старый документ и применяется в части не противоречащей ГК РФ, то при определении срока исковой давности следует применять пункт 3 статьи 797 ГК РФ, срок исковой давности по которому по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Согласно статье 166 УАТ РСФСР годичный срок исковой давности исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

Договор перевозки груза автомобильным транспортом следует отличать от договора аренды транспортного средства с экипажем, в отношении которого применяется общий трехгодичный срок исковой давности.

Согласно статье 632 ГК РФ договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем представляет собой такой гражданско-правовой договор по которому:

«арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации».

Открытое акционерное общество №1 обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу №2 о взыскании задолженности по оплате за оказанные транспортные услуги и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Судом кассационной инстанции судебные акты оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что стороны заключили договор на оказание транспортных услуг, в соответствии с которым истец принял на себя обязательства по заявке ответчика оказывать автотранспортные услуги (перевозку грузов, работников предприятия, другие транспортные услуги), услуги транспортной экспедиции, а ответчик обязался оплатить услуги.

Суд кассационной инстанции указал, что нижестоящие судебные инстанции правомерно квалифицировали вышеназванный договор как договор перевозки груза, так как согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Исследованные судом представленные в материалы дела путевые листы, заполненные истцом, выставленные им счета-фактуры на оплату услуг автотранспорта, а также товарно-транспортные накладные позволили суду правильно определить правовую природу заключенного договора.

В свою очередь ответчиком было заявлено о применении исковой давности. А согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, устанавливается в один год с момента, определяемого согласно транспортным уставам и кодексам.

Так как в соответствии со статьей 166 УАТ РСФСР начало течения срока исковой давности определяется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска, то судебные инстанции правильно определили, что срок исковой давности по заявленным требованиям к моменту обращения в арбитражный суд истек.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ данное обстоятельство является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске (Постановление Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2006 года по делу №Ф04-4725/2006(24943-А27-10)).

Требования, возникающие из перевозки пассажира и багажа, предъявляются в течение трехгодичного общего срока исковой давности.