Гост это федеральный закон

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ
«О стандартизации в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

5 апреля, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
29 июня 2015 г.
N 162-ФЗ

Закон разработан в связи со вступлением нашей страны в ВТО и направлен на совершенствование национальной системы стандартизации.

Применяемая терминология унифицирована с международной, закреплено понятие «технические условия». Прописаны требования к национальной системе стандартизации, федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.

Новеллой является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации. Они создаются на временной основе.

Определены виды документов по стандартизации. Детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

Закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту (в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации).

Закон предполагает возможность применения ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.

Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. Предусмотрено формирование федерального информационного фонда стандартов.

На федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации возложено официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. При в этом в открытом доступе на сайте указанного органа должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. Также документы национальной системы стандартизации будут предоставлять государственным библиотекам.

Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации. Им может маркироваться и продукция, соответствующая национальному стандарту.

Закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, однако основная часть его положений вводится в действие с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2015 г., в «Российской газете» от 3 июля 2015 г. N 144, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 27 ст. 3953

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Гост это федеральный закон

ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

31. Что такое «национальный стандарт» и чем он отличается от государственного стандарта (ГОСТ), действовавшего до принятия Закона?

Практически ничем, кроме названия. Законодатель заменил понятие государственного стандарта на национальный только и силу того, что понятие «национальный стандарт» более точно чем «государственный стандарт» отражает смысл этого документа. А именно, он означает, что данный стандарт действует на всей территории России, во всех отраслях, а не только в отдельной отрасли.

ГОСТ — это документ, по которому государство, выступая, как участник рынка, устанавливает требования к продукции, которую оно закупает у других участников рынка.

Национальный стандарт имеет более широкий смысл, кроме закупочных государственных требований к продукции, он может разрабатываться с другими целями, например, для стимулирования научно-технического прогресса (стандарты с прогрессивными показателями и отложенным сроком введения в действие), стимулирования инвестиций, регулирования внешнеторговой деятельности и т. п.

32. Кто может быть назначен национальным органом по стандартизации?

В настоящее время национальным органом по стандартизации, согласно постановлению Правительства РФ, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Однако таким органом может быть назначено не только агентство, министерство или другой федеральный орган государственной власти, но любая другая организация. Закон не устанавливает в этом вопросе ограничений, кроме того, что такой орган назначается Правительством РФ.

33. Стандарты организаций — как они могут называться и как они взаимоувязаны с действовавшими до принятия Закона техническими условиями (ТУ)?

Закон дает полную свободу организациям, как им называть принимаемые ими стандарты, как их регистрировать, обозначать и утверждать.

Пункт 1 статьи 17 прямо устанавливает, что «Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального закона» (статья 12 Закона определяет основные принципы стандартизации).

Другими словами, никакое ведомство не имеет права устанавливать обязательные для кого-либо правила и порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций.

34. В таком случае, как понимать положение пункта 1 статьи 17 Закона о том, что «Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта? На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта»?

Это положение не означает, что разработчик стандарта организации обязан направлять проект стандарта кому бы то ни было на отзыв.

Указанная норма Закона обязывает не разработчика, а технические комитеты по стандартизации проводить экспертизу проекта по желанию разработчика и не вправе ему отказать в такой экспертизе. Разработчик, в дальнейшем, может учитывать результаты экспертизы или не учитывать.

Гост это федеральный закон

В настоящее время является межгосударственным стандартом в СНГ. Утверждается Межгосударственным советом по стандартизации, сертификации и метрологии. ГОСТ – это была основная категория стандартов еще в СССР.

Федеральный закон № 184, принятый 27 декабря 2002 года, «О техническом регулировании» разделил понятия «стандарт» и «технический регламент», поэтому все ГОСТ утратили обязательный характер и должны применяться добровольно.

Но в переходный период, которым и характеризуется сейчас система стандартизации в России, закон подразумевает обязательное выполнение требований стандартов ГОСТ. Особенно в части, которая соответствует целям сохранения здоровья и жизни граждан, защиты муниципального или государственного имущества, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, здоровья или жизни растений и животных, а также и предупреждения действий, которые вводят в заблуждение приобретателей. В дальнейшем стандарт ГОСТ должен быть заменен на технические регламенты по каждому виду продукции и деятельности.

На официальном сайте Росстандарта возможен бесплатный просмотр ГОСТов и изменений, принятых с января 2006 года по настоящее время. «Классификатор государственных стандартов СССР» является известным классификатором ГОСТ. В настоящее время используется название «Классификатор государственных стандартов» (КГС). Классификатор представлен в буквенно-цифровой системе кодов на трёх (редко четырёх) уровнях. 1-ый раздел (уровень) построен из 19 букв русского алфавита в заглавном виде, 2-ой и 3-ий уровни являются цифровыми. 4-ый уровень добавляется после точки. В код ГОСТ включены номер и год утверждения стандарта, которые разделёны дефисом. Номер состоит из кода семейства продукции, и ее номера внутри семейства.

Большинство действующих сейчас ГОСТов обозначаются КГС.

1 октября 2000 г. КГС заменили на Общероссийский классификатор стандартов ОКС 001-2000. Данный классификатор составлен исходя из Международного классификатора стандартов ISO. Но КГС до сих пор используют как основу информационно-поисковых систем стандартов ГОСТ. Также он является основным для межгосударственной системы стандартизации в странах СНГ.

Смотрите так же:  Пособие по логистике вэд

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) создан ВНИИ терминологии, информации и классификации по качеству и стандартизации. Он является полным текстом Международного классификатора стандартов (МКС), которые приняты в системе ИСО.

ОКС включен в состав Единой системы кодирования и классификации социальной и технико-экономической информации (ЕСКК) Российской Федерации. Классификатор используется при построении указателей, выборочных перечней, каталогов, библиографических материалов по межгосударственным, международным и национальным стандартам и др. техническим и нормативным документам. К объектам классификации ОКС относятся стандарты и другие технические и нормативные документы.

Классификатор является иерархической трёхступенчатой классификацией с цифровым алфавитом кода и имеет следующее строение: XX.YYY.ZZ

XX — является разделом, YYY —группой, ZZ — подгруппой.

Согласно системе ГОСТ проводится сертификация соответствия товаров и услуг. Для ГОСТ, которые принимают исключительно в России, применяется название «ГОСТ Р».

Сертификация — это процедура удостоверения соответствия, с помощью которой организация независимая от потребителя и изготовителя (сертификационный орган) подтверждает в письменной форме о том, что продукция соответствует нормативам, стандартам и требованиям, установленным законодательством на территории данного государства.

В России более 100 систем сертификации, из которых 20 обязательных, а другие добровольные. Например обязательные – это такие, как сертификация в системе ГОСТ Р определенной продукции, сертификация в области пожарной безопасности (также для определенных товаров) , обязательная сертификация средств защиты информации, фитосанитарная сертификация и другие. К добровольной сертификации также относят сертификацию в системе ГОСТ Р, но для продукции, которая не подлежит обязательной сертификации, сертификацию услуг, производства; пожарную сертификацию, также для товаров, не включенных в список, подлежащий обязательной сертификации в этой области; международную сертификацию в системе ИСО и другие.

Система ГОСТ Р предназначена для проведения и организации работ по обязательной или добровольной сертификации услуг, работ и продукции, которая дает гарантии необходимого уровня достоверности и объективности результатов сертификации. В Системе ГОСТ Р проходит сертификация:

  • товаров для бытовых (личных) нужд граждан;
  • продукции производственно-технических функций, в том числе и средств производства;
  • оказываемых услуг населению и выполняемых работ;
  • систем качества;
  • строительной продукции;
  • производства.

Обязательную сертификацию на соответствие системе стандартов ГОСТ Р проводят для продукции, которая согласно законодательству подлежит обязательному подтверждению соответствия в данной форме. Объекты в обязательной сертификации Системы ГОСТ Р назначены перечнем, утвержденным Постановлением правительства РФ № 982 от 01.12.2009 г., которое вступило в силу 14 февраля 2010г. и другими, установленными нормативными правовыми актами РФ на базе федеральных законов. А 26.01.2011г. в силу вступило Постановление правительства России № 609, утвержденное 13.10.2010г., которое внесло некоторые изменения в перечень, утвержденный 1 декабря 2009 года.

В основном обязательная сертификация на соответствие системе стандартов ГОСТ Р проводится на товары, которые непосредственно могут повлиять на здоровье и безопасность людей. Основная причина, по которой проводится обязательная сертификация соответствия ГОСТ Р – это подтверждение того, что продукция соответственного качества и экологически безопасна. Для каждого типа продукции установлены определенные стандарты ГОСТ и ГОСТ Р, их может быть несколько, которым должна соответствовать эта продукция. Сертификация подтверждает соответствие продукции свои установленным стандартам в системе ГОСТ.

В системе стандартизации ГОСТ Р обязательная сертификация оформляется или с выдачей сертификата соответствия, или с выдачей декларации о соответствии. В зависимости от того, в какой из перечней попадает продукция – обязательной сертификации или обязательного декларирования.

Порядок оформления, заполнения и регистрации декларации соответствия установлены Постановлением Правительства России № 766, которое утверждено 07.07.1999 г.

Сертификация в системе стандартов ГОСТ проводится согласно Федеральному закону № 184 «О техрегулировании». В этом законе утверждены основные схемы сертификации. В основном применяется 3 схемы оформления сертификатов соответствия:

  • на разовую поставку (для единичной или пробной партии определенного количества товаров),
  • на контракт (при постоянной поставке по одному контракту в течении года),
  • на производителя (при серийном выпуске или поставке на нескольких получателей товара в течение 1-3 лет).

К объектам добровольной сертификации в системе стандартов ГОСТ Р относится любой вид систем качества, продукции, производств, услуг, работ, предлагаемых заявителем и входящих в сферу аккредитации органов по сертификации системы ГОСТ Р. Схемы для добровольной сертификации применяются те же, что и для обязательной.

Нормативная база подтверждения соответствия в обязательной сертификации в системе ГОСТ Р составлена санитарными нормами и правилами, государственными стандартами, строительными нормами и правилами и другими документами, которыми в соответствии с законодательством РФ устанавливаются требования к качеству товара (услуг, работ).

Обозначения определенных нормативных документов, для соответствия которых совершается обязательная сертификация Системы ГОСТ Р, обозначены Номенклатурой услуг (работ), продукции и документами системы сертификации однородной продукции, услуг, работ. При добровольной сертификации нормативная база подтверждения соответствий составлена стандартами разных категорий, технических условий, строительных норм и правил, и других технических документаций на работы, продукцию, услуги, предложенных заявителем.

В Системе ГОСТ Р сертификация импортируемой и отечественной продукции проводится по единым правилам и схемам.

Система ГОСТ Р проводит обязательную сертификацию по всей территории Российской Федерации. По сертификации формирует сеть испытательных центров (лабораторий) и аккредитованных Росстандартом органов сертификации в установленном порядке, согласно номенклатуре продукции (услуг, работ), которые подлежат обязательной или добровольной сертификации согласно законодательным актам Российской Федерации.

Система ГОСТ Р открыта для участия в ней различных организаций, других федеральных органов исполнительной власти, выполняющих и признающих ее правила. Взаимодействие с другими системами, созданными федеральными органами исполнительной власти, проводится на основе договоров, заключенных Росстандартом с организациями или органами. Если другое не предусмотрено иными нормативными и законодательными правовыми актами РФ.

Система ГОСТ Р имеет право взаимодействия с региональными, международными и национальными системами сертификации иных стран относительно подтверждения соответствия. А также признание сертификата, протокола испытаний и знаков соответствия.

В Системе ГОСТ Р достоверность и объективность сертификации обеспечивается за счет аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий, и аттестации экспертов в утвержденном порядке.

У Системы ГОСТ Р имеются собственные знаки соответствия и форма сертификатов.

Организационная структура Системы ГОСТ Р образуется: Росстандартом, органами по сертификации, центральными органами систем сертификации одинаковой продукции (услуг, работ), испытательными лабораториями, центрами сертификации.

  • формирование сети испытательных центров (лабораторий) и органов по сертификации и непосредственное управление ими или с помощью центральных органов систем сертификации одинаковой продукции (услуг, работ);
  • организация и координация деятельности участников системы стандартов ГОСТ Р;
  • утверждение организационно-методических документов системы ГОСТ Р;
  • создание систем сертификации одинаковой продукции (услуг, работ), правил (порядков) сертификации в системах;
  • определение центральных органов систем сертификации одинаковой продукции (услуг, работ);
  • осуществление контроля над деятельностью центральных органов систем сертификации одинаковой продукции (услуг, работ), техническим центром Регистра систем качества, органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами);
  • установление форм сертификата, знаков соответствия и правил их применения, а также форм иных документов, требуемых для работы системы;
  • установление порядка оплаты работ по сертификации по утверждению с компетентными органами;
  • взаимодействие с руководящими органами иных систем сертификации;
  • взаимодействие с соответствующими органами иных стран и международными органами относительно вопроса сертификации.

Для подготовки предписаний, касающихся действия системы стандартов ГОСТ Р, нормативно-методического обеспечения, улучшения деятельности участников и других функций, Росстандарт образует Совет системы стандартов ГОСТ Р. В состав участников входят: технический центр Регистра системы качества; научно-методический центр; центральный орган систем сертификации одинаковой продукции (услуг, работ); отдельный орган испытательных лабораторий (центров) и орган по сертификации.

Государственный реестр сертификации ведет подразделение Росстандарта. Оно регистрирует объекты сертификации, ее участников, и осуществляет хранение материалов в архиве по государственной регистрации.

Центральные органы сертификации одинаковой продукции (услуг, работ) определены Росстандартом. Центральными органами может быть структурное подразделение Росстандарта, органы исполнительной власти субъектов РФ и иные компетентные организации. Если необходимо Росстандарт создает научно-методические центры системы сертификации одинаковой продукции (услуг, работ) из компетентных научно-исследовательских организаций в этой области.

Функция центрального органа при сертификации производств и систем качества в системе ГОСТ Р выполняется Техническим центром Регистра системы качества.

Организации, претендующие на участие в качестве испытательных центров (лабораторий) и органов по сертификации в системе ГОСТ Р, должны быть в статусе юридического лица и аккредитованы в системе аккредитации, которая образована Росстандартом или другой признанной им системой.

Смотрите так же:  Как зайти в майнкрафт лицензия

Эта статья будет также интересна людям которые ищут: «ГОСТ Р«, «требования ГОСТ«, «технические ГОСТы» и другие запросы связанные с понятием ГОСТ

Обязательны ли ГОСТы и СНИПы для исполнения?

Доброй ночи. Обязательны ли госты и снипы для исполнения .

Уточнение клиента

Так я не понял, обязательны или нет.

13 Января 2017, 21:41

Уточнение клиента

уважаемые юристы определитесь пожалуйства, кто из Вас прав

13 Января 2017, 21:45

Ответы юристов (7)

Да они обязательны, неисполнение которых может повлечь административную ответственность. Так что исполнять нужно.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте. Стандарты и строительные правила применяются на добровольной основе, если только Вы сами не заявите об их применении или в законе не будет написано, что они обязательные.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 26. Общие правила применения документов национальной системы стандартизации
1. Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2. Условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Да обязательны. Причем их несоблюдение влечет административную ответственность.

Статья 13.7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи
Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Коллеги ошибаются. Не обязательны, если иное не установлено законом.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. N АКПИ16-560

В силу частей 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Согласно пункту 6 статьи 2 этого федерального закона объект стандартизации — это продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ). До 1 июля 2016 г. данный принцип был закреплен в статье 12 и абзаце втором пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.

Да, смотря какие ГОсты, в большинстве своем обязательны.

Олег, дело не в ГОСТах, а в том, признаны они обязательными для применения или нет.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. N 1521
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ (ЧАСТЕЙ ТАКИХ
СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ), В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ
КОТОРЫХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Связь между ФЗ, СНИП, ГОСТ, СП, СанПиН

Объясните, пожалуйста, простыми словами связь между законом N 184-ФЗ «О техническом регулировании», N 384-ФЗ «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений» и N 123-ФЗ «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности» и всем остальным со СНиП, ГОСТ, СП и СанПиН.

N 184-ФЗ регулирует национальные стандарты? Какая связь между ним и вышеупомянутыми ФЗ, СНиП, ГОСТ, СП и СанПиН?
N 123-ФЗ регулирует безопасность зданий и сооружений с точки зрения пожарных норм.
N 384-ФЗ регулирует все остальное.
Еще есть перечни для N 123-ФЗ, N 384-ФЗ. Что-то есть для N 184-ФЗ?

Тема много раз обсуждалась, законы критиковались, единого мнения нет, в общем и целом — полный законотворческий коллапс. Любые ответы, включая ругательные, принимаются.

А ещё дальше погружаясь в пучину Хаоса — перечень приказа Росстандарта от 30.03.2015 N 365, в котором вообще указаны документы отменённые или даже никогда не вступавшие в действие.

ДОП:
А ещё кроме «строителей», «пожарников» и «санитаров» есть племя «технадзирателей», у которых тоже есть своя моща в общем Хаосе — № 116-ФЗ и перечень-ПРИКАЗ от 13 января 2015 г. N 5, в который включено много всего, чего уже вроде как отменено давно, в том числе и «советские» СНиПы, «признанные сводами правил» (с) 384-ФЗ.
Техническое регулирование в РФ осуществляется «по понятиям» каждого любого, осуществляющего контроль за этим регулированием.

+ Связь всего со всем пора уже оформить в одной большой чёрной книге, полностью обязательной к исполнению, с указанием напротив каждого пункта меры наказания за невыполнение. Контроль за выполнением возложить на ФСБ.

Не так. Сверху 184-ФЗ, общий закон, он устанавливает общие принципы техрегулирования.
Дальше 384-ФЗ, тоже общий закон, он устанавливает общие принципы безопасности зданий и сооружений (в 184-ФЗ есть делегирующая ссылка на него в ст.5.1). Причем и в области пожарной безопасности тоже (часть 6 статья 3 данного ФЗ).
Потом 123-ФЗ, это уже специальный закон, устанавливающий требования конкретно в одной области — пожарной безопасности.

384-ФЗ и 123-ФЗ являются техническими регламентами, поэтому в целях их исполнения утверждены перечни национальных стандартов и сводов правил. 184-ФЗ техрегламентом не является, поэтому самодостаточнен и должен просто выполняться.

СП, СНиП и ГОСТы — документы в области стандартизации, разрабатываемые в целях выполнения техрегламентов (их много, не только 384-ФЗ и 123-ФЗ). В общем случае — добровольного применения.

СанПиНы — отдельная история. Они разрабатываются в целях выполнения 52-ФЗ «О санитарном благополучии». Они обязательного применения.

Все просто.

ГОСТ и ТУ в описании объекта закупки в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Важным этапом любой закупки является грамотное написание технического задания. Сформировать его требуется, во-первых, в соответствии с собственными нуждами, а, во-вторых, в рамках закона. Как гласит 44-ФЗ, Заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристику товара, но с некоторыми ограничениями.

Если Заказчик решил обойти закон и совершил нарушение, то придется поплатиться, выложив немалую сумму при уплате штрафа.

Многочисленные поправки регулярно претерпевает законодательство о закупках. Апрель 2016 г. не стал исключением, Заказчики столкнулись с тем, что несколько изменились правила, по которым необходимо осуществлять описание объекта закупки. Однако, это небольшое нововведение весьма значительно усложнило действия Заказчика.

Смотрите так же:  Претензия письмо о возврате задолженности

Произошло это неприятное событие ввиду опубликования и вступления в силу закона о стандартизации. Это повлекло за собой необходимость последующей корректировки законов о закупках. Так, теперь обязательное требование – использовать в работе документы нацстандартов и все что связано с техрегулированием.

Итак, давайте вспомним основные правила, которыми необходимо руководствоваться.

Новшества в описании

Апрель 2016 запомнился многим Заказчикам тем, что в это время был принят закон № 104-ФЗ, который внес свою лепту в некоторые законодательные акты РФ освящающие вопросы стандартизации. Соответственно возникла необходимость в изменении законов касающихся закупок.

Теперь сотрудникам Заказчиков и без того заваленными бумажной работой, которую необходимо выполнять строго в определённый законом срок, дабы не нарваться на штрафы со стороны всевозможных контролирующих органов придется еще и штудировать законодательство, посвященное техрегламентам, ГОСТам, нацстандартам.

Попробуем разобраться каким образом поменялось законодательство. Что придется изучить, чтоб не пополнить бюджет штрафом и проанализируем решения ФАС по различным ситуациям, связанным с включением или наоборот не включением ГОСТов, ТУ и прочего в документацию.

Для начала немного нововведений в закон о закупках юрлиц, 223-ФЗ, теперь при осуществлении всевозможных процедур в рамках него, чтобы угодить контролирующим органам и облегчить жизнь потенциальным участникам, но усложнить свою, сотрудникам, занимающимся закупками, в разрабатываемую документацию требуется включить следующее:

Сведения эти указываются в случае, если объект закупки подпадает под действие законов РФ о стандартизации, то есть имеется соответствующий техрегламент или нацстандарт.

44-ФЗ так же претерпел изменения. Как разъяснил нам Росстандарт в своем письме от 30 января 2017 г. при описании объекта закупки обязательно использовать показатели, установленные техрегламентами и нацстандартами либо в случае отступления от них в ту или иную сторону обязан обосновать такое отступление.

Техрегламент и нацстандарт. Есть ли разница в понятиях

Изменения в законы и подзаконные акты касаемые закупок вносятся с весьма регулярно, чуть ли не каждый месяц. Сотрудникам Заказчика, входящим в контрактную службу или отдаленно занимающимися закупками, приходится постоянно проводить мониторинг законодательства, чтобы успеть за бесконечными нововведениями.

Причем нужно регулярно перечитывать не только то, что напрямую связано с закупками. Так, законодатель внес очередные дополнения статьи 33, теперь работникам придется еще и научиться разбираться в «техрегулировании и стандартизации», дабы уметь отличить нацстандарт от техрегламента.

Прочесть придется ряд законов и прочих документов, а именно: закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г., нам он расскажет о техрегулировании и № 162-ФЗ от 9.06.2015 г., тут все о нацстандартах. Также придется регулярно читать всякие ГОСТы и СНиПы, если описываемый объект закупки подпадает под регулирование вышеназванных законов и ГОСТОв.

Разберемся подробнее в определениях нацстандартов и техрегламентов.

Определение техрегламента закреплено законодателем в 184 законе. Он гласит, что документ, который был принят международным договором РФ и ратифицирован в установленном порядке и является техрегламентом. А отражены в нем требования, что немаловажно, обязательные для применения всеми, к объектам техрегулирования, но в основной массе к различным видам безопасности.

В свою очередь определение нацстандарта содержит 162 закон. Там законодатель закрепил следующее, национальный стандарт, документ, который был разработан участником по результатам проведенной экспертизы в техническом комитете по стандартизации. В нацстандартах отражаются не только правила, но и принципы, относительно стандартизируемого объекта, а также его общие характеристики. Использовать нацстандарт или нет в работе – дело добровольное (ст. 26 закона о стандартизации).

Так возможно ли не ошибиться, не нарваться на штраф, не потерять время на разбирательства в суде?

ГОСТ и ТУ. Как не ошибиться

1 августа 2016 года МЭР выпустили свои очередные разъяснения, в письме № Д28и-2011 пояснило свою точку зрения о ГОСТах и ТУ. Ведомство считает, в случае, при принятии решения Заказчиком, по указанию или ссылке в документации на какой-либо ГОСТ, без подробного описания, расшифровки характеристик, нарушений 44-ФЗ нет, поскольку нацстандарт утверждается федеральным органом исполнительной власти, о чем указывает нам 5 пункт 2 статьи Закона 162-ФЗ. Но, если сослался на ТУ, то добавить подробное описание этих самых ТУ, он обязан.

Конечно поступать или не поступать в соответствии с разъяснениями дело Заказчика, но наверно не мешает перестраховаться и в случае ссылки на ГОСТ тоже не полениться и расписать характеристики и в этом случае.

С указанием номера ТУ тоже могут возникнуть трудности. Заказчик рискует нарваться на штраф, указав его, размер его находится в диапазоне 10 000 — 50 000 рублей. А зависит штраф напрямую от начальной цены, о чем говориться в статье-7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Определенный номер ТУ это конкретные характеристики «конкретного товара», то есть по сути является своеобразным способом прописать марку, но без ссылки на товарный знак. Такой позиции придерживается и контрольный орган, так в решении ФАС от 15 сентября 2014 г. по делу № 44-1731/14 Заказчик был признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ за указание номера ТУ изделия.

Требования «выше ГОСТовских»

Так же следует с осторожностью использовать в документации показатели превышающие требования ГОСТов. Если все-таки Заказчик по каким-то параметрам вышеназванные требования превысил, то обязан обосновать данное решение. Иначе штраф неминуем. Так, 12 мая 2015 г. ФАС вынес решение № 75с/15, в котором признал виновным Заказчика, который по некотором позициям вышел за рамки ГОСТовских показателей и установил их выше. Закупка аннулирована.

Требования «ниже ГОСТовских»

Есть такие Заказчики, которые наоборот в силу своих возможно «корыстных» интересов, занижают показатели, указанные в ГОСТах. Так, в решении ФАС от 9 июня 2016 г. по делу № 06/1032-16 Заказчик был признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ, поскольку установил показатели отличные от показателей, установленных стандартом, занизив их, а аргументированных пояснений, которые бы объясняли снижение характеристик предоставлено не было.

Ответственность за указанное нарушение определена в части 4.2 статьи-7.30 КоАП и предполагает штраф в размере 3000 рублей.

Исключаем риски при описании объекта закупки

Обобщив все вышесказанное, разработаем некий алгоритм действий дабы избежать ошибок при описании, ведь даже незначительное, по нашему мнению, отступление от требуемых норм, контрольный орган может расценить как серьезное нарушение.

Итак, с чего же следует начать сотруднику контрактной службы Заказчика дабы избежать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть, если вдруг нагрянет проверка или поступит жалоба от участника.

Перед началом работы по описанию объекта закупки в первую очередь необходимо открыть сайт Росстандарта и просмотреть раздел «Техрегулирование».

Далее следует удостовериться имеется ли действующий регламент, стандарт на закупаемые ТРУ.

Если соответствующий регламент имеется, то описать объект закупки необходимо в соответствии с ним, конкретизируя каждый показатель. Тут необходимо помнить, что ссылаться можно только на действующие документы. Проверить действующий или нет лучше всего на официальном сайте Росстандарта.

30 января 2017 г. Росстандарт в своих разъяснениях пояснил, что при описании объекта закупки сотруднику Заказчика необходимо иметь актуальный нацстандарт или регламент, если по каким-то причинам найти подходящий документ не получилось, то возможно обратиться к оператору Фондов с просьбой предоставить такой документ.

Все предугадать невозможно и может возникнуть ситуация, что по каким-то причинам сотрудник Заказчика при описании объекта закупки принял решения выйти за рамки ГОСТовских, тогда он обязан обосновать данное отступление в документации.

Таким образом, эти несколько сложных и трудоемких шагов, которые предстоит совершить сотруднику Заказчика в ходе описания закупки, в дальнейшем, помогут избежать вопросов, и что немаловажно штрафов со стороны контролирующих органов.