Французский уголовный кодекс 1791

Всеобщая история государства и права

Разработка новых принципов уголовного права началась с первых недель революционного переворота. В силу той важности, которую идеология революции придавала этой сфере, и тех претензий, которые предъявляло общество к уголовной юстиции «старого режима», преобразование уголовного права и суда представлялось важнейшим путем обеспечения гражданской свободы.

Комитет для реформирования уголовной юстиции Учредительного собрания был создан в сентябре 1789 г. В него вошли 7 видных правоведов ( Type , Тарже, Тронше и др.). Главную роль в выработке принципов реформирования уголовной юстиции (последовавшего по декретам 8 октября – 3 ноября 1789 г.) и уголовного затем свода законов о преступлениях и наказаниях сыграл граф М. Л. Лепелетье. Согласно новой концепции уголовного права, общегосударственные законы должны охватить только общие принципы оценки преступлений и наиболее значительные их виды. Остальное было отдано в сферу т. н. исправительной полиции и исправительных наказаний местного уровня. Такие кодексы, связанные с организацией местного самоуправления, были приняты в 1791 г. (Кодекс сельских коммун, кодекс муниципальных и исправительных наказаний). 25 сентября 1791 г. был принят и новый общий уголовный кодекс, ставший первым целостным кодификационным актом революции.

Уголовный кодекс 1791 г . состоял из двух частей: 1) о судебных приговорах, 2) о преступлениях и наказаниях. Первая посвящалась в основном судебному процессу. Во второй характеризовались главные преступления. Такая структура была в значительной степени исторической для Франции.

Все преступления по-новому делились на направленные (А) против публичных интересов и (Б) против частных лиц. Наряду с наиболее опасными традиционными преступлениями против личности и против имущества в кодексе впервые появились новые виды: 1) преступления против внешней безопасности – поддержка иностранных держав, шпионаж, разжигание войны; 2) против внутренней безопасности – заговор и т. п.; 3) против конституции – прежде всего нарушения прав избирательных собраний и т. д.; 4) против законов и авторитета власти; 5) должностные преступления. Система наказаний была либерализирована, выведены из обихода особо жестокие по форме наказания, но в целом оставалась достаточно жесткой. Так, смертная казнь полагалась за 48 конкретных видов преступлений (вместо 115 до Революции). Единственным способом ее осуществления была признана гильотина (с 1792 г.). Всего кодекс предусматривал 8 видов наказаний: смертная казнь, содержание в кандалах, содержание в смирительном доме, стеснение свободы, простое заточение в тюрьме, депортация из страны, уменьшение прав, наложение ошейника; последние два считались бесчестящими и налагались в процессе выставления у позорного столба. В первые годы революции сохранялось клеймение преступника как дополнительное наказание, но декретами 27 сентября – 30 декабря 1791 г. оно было отменено. Санкции были весьма значительны. За большинство видов предумышленных убийств полагалась смертная казнь, за непредумышленные – до 20 лет кандалов. При стечении всех отягчающих обстоятельств наказание за грабеж, например, могло достигать 24 лет заточения. В оценке преступлений сохранялся в значительной степени подход старого права: главное заключалось в обнаружении злого умысла , а не в объективных последствиях деяния (что также было и в традициях школы римского права). Например, в случае кражи никакого значения не имела стоимость похищенного. От ответственности освобождались несовершеннолетние (в возрасте до 16-20 лет): они передавались для наказания родителям либо в исправительный дом.

Кодекс установил своеобразный институт общественной реабилитации после отбытия наказания: восстановить все права свои можно было не ранее 10 лет после истечения срока наказания, при условии двухлетней оседлости, и подтверждалась особым сертификатом от муниципалитета.

В условиях революционной диктатуры и террора кодекс, однако, потерял свое значение для уголовной юстиции. В течение 1793-1794 гг. была принята масса декретов, сформировавших совершенно новые составы преступлений. Наказаниями почти за все новшества полагалась смертная казнь. Преследования распространились на всех, кто выступал за монархию, кто прятал съестные припасы. В ноябре 1791 г. было введено в практику заочное осуждение эмигрантов по обвинению в формировании мятежного сообщества. Принцип объективного вменения распространялся на «враждебных иностранцев», кто не сумел или не успел доказать преданность делу революции и республики. В последний год значительное место в уголовном праве заняли санкции против разного рода «вредителей».

Упорядочение уголовного права было сделано только с восстановлением республиканской конституции. Новый кодекс 1795 г. в основном повторял систематизацию и наказания кодекса 1791 г., но по большей части был посвящен судебному процессу.

Французская революция XVIII в. стала самым знаменательным событием Нового времени. В ходе ее были последовательно сокрушены все главные политические и правовые институты «старого режима», включая преобразование социально-правового уклада. В этом смысле процесс формирования политического и правового строя Нового времени, соответствующего новому социальному порядку, стал бесповоротным .

Французская революция XVIII в. получила благодаря своей политической значительности и особенностям времени общеевропейское , а с тем и всемирное значение. Политические события, конституционные и правовые формы, выработанные, отвергнутые и снова выработанные во внутринациональной борьбе, распространили свое влияние на политическую жизнь, а затем и государственный строй многих европейских народов. Для некоторых стали прямым фактором модернизации государственного и правового уклада. В еще большей степени это относится к влиянию политической и правовой идеологии Революции, корнями связанной с общеевропейской философией Просвещения XVIII в.

Французская революция XVIII в. положила начало конституционализму в современном понимании (как выражению принципов народовластия, демократии, гражданской свободы и правового равенства). Вместе с тем утвердившийся конституционализм благодаря особенностям революционного движения, значительности влияния леворадикальных политических доктрин изначально получил деформированный вид.

В ходе Революции возобладала идея о том, что Конституция правит в государстве, что нет свободы без и вне конституции, как и без разделения властей и гарантий политических прав в законе. Исторически это было не более чем абсолютизацией отдельного правового опыта. Во всяком случае это подвело политическую мысль и государственное строительство к подмене Права непременно писаным Законом. Чисто ситуативный политический итог (что Конституция – как бы основа право-государственной пирамиды) оформился чуть ли не в главный принцип всего реформирования Государства.

Абсолютизация политической воли народа привела к тому, что в ходе конституционных преобразований революции национальный суверенитет был неоднократно подменен парламентским (начало чему положила еще Английская революция XVII в.). Как оказалось, это не только не стало оплотом гражданской свободы, но и привело к ее ущемлению, а затем и формированию неприкрытой диктатуры под лозунгами утопических преобразований. Это было тем большим отказом от ранней идеологии Просвещения, чем явственнее в революционной традиции обозначался отказ от признания конституционного значения за юридической властью. Столь важные для революционного переустройства права гражданина вне этой власти оказались практически бесполезными в рамках чисто конституционного закона.

Уголовный кодекс Франции 1791 г. и 1810 г

Уголовный кодекс был принят в 1791 г. Составители УК (Лепелетье и др.) опирались на просветительские идеи в области уголовного права. Авторы УК стремились перевести на конкретный язык уголовного закона демократические положения Декларации 1789 г.

Но уже в этом первом уголовном кодексе нового времени наметился явный разлад между просветительскими и гуманистическими идеями дореволюционного периода и консервативной позицией фейянов в Законодательном собрании.

УК 1791 г. имел простую и четкую структуру.

В первой его части («О наказаниях») была осуществлена тщательная регламентация наказаний, которые отныне допускались во Франции в соответствии с принципом nullapoenasinelege(нет наказания без закона). В перечне наказаний отсутствовали типичные для средневековой эпохи членовредительские наказания.

Во второй части УК («О преступлениях и наказаниях») содержалось исчерпывающее перечисление деяний, которые рассматривались как преступление, исходя из принципа nullumcrimensinelege( нет преступления без наказания ). Это также было большим прогрессом по сравнению с феодальным уголовным правом. Исключались так называемые религиозные преступления, наказания в принципе были соразмерны преступлениям и т.д.

Специфической особенностью УК 1791 г. были абсолютно определенные санкции, т.е. каждому преступлению соответствовало строго фиксированное наказание. Такая система, естественно, исключала всякий произвол суда при выборе меры наказания и отражала реакцию революционного законодателя на многочисленные злоупотребления королевских судей в дореволюционную эпоху. Но она была слишком казуистической, а поэтому мало практичной.

Все преступления, по Кодексу, делились на две группы:

— преступления против публичных интересов

— преступления против частных лиц ( преступления против личности и против собственности).

Охране частной собственности УК уделял много внимания, ей посвящались 48 из 125 статей Кодекса.

Наказания в УК хотя и были существенно смягчены по сравнению со средневековым правом, все же оставались достаточно суровыми. Смертная казнь, которая проводилась публично, назначалась в 35 случаях.

Сохранялись позорящие наказания: публичный обряд лишения чести, выставление у позорного столба. Узаконивались также каторжные работы, предусматривалось длительное одиночное заключение.

УК 1791 г. при всей его непоследовательности был кодексом именно революционной эпохи. Для него была характерна вера в неограниченные возможности свободного правотворчества.

Уголовный кодекс1810 г., разработан при Наполеоне I.

Структура УК 1810 г., хотя и была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Краткие предварительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть).

В УК 1810 г. подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4). В Кодексе говорилось об ответственности соучастников преступления, предусматривалось освобождение от ответственности лиц, действующих в состоянии безумия или под принуждением силой.

Не были определены формы вины, ничего не говорилось о давности, о совокупности преступлений. В УК упоминалось покушение, но оно полностью приравнивалось к законченному преступлению, если преступное действие прерывалось не по воле покушавшегося.

УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступных действий, которые в зависимости от характера наказания делились на 3 группы:

— 1 группа ( наиболее тяжкие преступные деяния — преступления, которые карались мучительными или позорящими наказаниями.)

Смотрите так же:  Льготы и права ветеранов боевых действий в афганистане

— 2 группа( составляли проступки, наказывавшиеся исправительными мерами.)

— 3 группа ( полицейских правонарушений были предусмотрены наказания полицейского характера.)

В Кодексе четко очерчивался круг возможных уголовных санкций.

Но в области наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем восстанавливались пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гражданская деградация. В качестве дополнительного наказания предусматривалось также клеймение.

Исправительными наказаниями, по терминологии Кодекса (ст. 9), могли быть: тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение некоторых политических, гражданских и семейных прав, а также штраф.

В разделе о преступлениях и проступках против частных лиц более половины статей были посвящены охране собственности. Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда — пожизненные. Кодекс запрещал коалиции и стачки рабочих, вводил уголовную репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного места жительства и средств к существованию.

В особенной части УК 1810 г. на первое место выносились преступления против публичных интересов. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягательстве на внешнюю безопасность французского государства, содержались и специфические статьи, каравшие за покушения на особу императора и членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления.

Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши с целью призыва граждан к совершению преступлений против внутренней и внешней безопасности государства, рассматривались как виновные в преступлениях и заговорах.

Но постепенное развитие и укрепление демократических начал во французском обществе привело и к определенной либерализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во Франции были приняты законы, отменявшие явно антидемократические положения УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, в 1848 г. — смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. — гражданская казнь.

В 1885 году специальным законом было введено условное освобождение, которое применялось к лицам, отбывшим не менее половины срока заключения (для рецидивистов — две трети срока). Для условного освобождения требовалось, чтобы администрация места заключения засвидетельствовала «хорошее поведение» заключенного, а также возможность его «честного существования» после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колониях, к пожизненному заключению.

В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и конкурсов, злоупотребления в казино, проституция, разрушение исторических памятников и т.д.).

Во второй половине XX в. необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые формы (терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.

Уже в 60-70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).

67.Государственный переворот 1851 г. во Франции. Политический режим и падение II империи.(1852-1870 Вторая империя).

2 декабря 1851 г. под лицемерным предлогом защиты республики от заговорщиков и в нарушение Конституции 1848 г. Луи Бонапарт, опираясь на армию, разогнал Национальное собрание и установил президентское правление, т. е. открытую личную диктатуру. В демагогических целях Луи Бонапарт, используя приемы Наполеона I, объявил о восстановлении всеобщего избирательного права, отмененного Национальным собранием. Одновременно был введен режим военного и полицейского террора, направленный против монархической оппозиции, но прежде всего против республиканцев и демократических сил.

14 января 1852 г., осуществляя свои амбициозные политические замыслы, Луи Бонапарт промульгировал новую Конституцию, которая в своих основных чертах напоминала бонапартистскую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики. Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в конституционную систему.

За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к населению в форме плебисцита, результаты которого в условиях полицейского контроля были предрешены. Таким образом, вся деятельность конституционных учреждений ставилась под контроль президента, власть которого, как и первого консула, по Конституции 1799 г., имела лишь слегка замаскированный авторитарный характер.

Логическим завершением Конституции 1852 г. были сенатус-консульт и последующий плебисцит о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III.

Официальное провозглашение 2 декабря 1852 г. Второй империи означало торжество откровенной реакции, окончательное утверждение новой разновидности бонапартистского (цезаристского) режима. Цезаризм Луи Бонапарта наряду с общими признаками, характерными и для правления Наполеона I, имел свои специфические черты. Правительство Наполеона III было вынуждено постоянно лавировать, изображать из себя некую «надклассовую» и «надпартийную» силу.

Так, столкнувшись с более зрелым и организованным рабочим движением, Наполеон искал выход в политике «кнута и пряника». Используя жестокие репрессии против участников рабочих организаций, в частности против членов I Интернационала, он в то же время шел на отдельные уступки рабочему движению (отмена закона ЛеШапелье и т. д.). Опирающийся на армию, ищущий поддержки у консервативной верхушки общества, а также крестьянства, новый бонапартистский режим, созданный Наполеоном III, представлял собой какое-то время удобную для крупной буржуазии форму организации политической власти.

После официального провозглашения империи государственный строй Франции приобретал все более антидемократический и авторитарный характер. Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался законодательным корпусом.

Выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система «официальных кандидатов», которые должны были поддерживаться местными властями. Кандидаты оппозиции практически были лишены возможности вести предвыборную кампанию.

В 60-х гг. в связи с ростом общественного недовольства и подъемом рабочего движения Наполеон III был вынужден провести частичные либеральные реформы (период так называемой «либеральной» монархии). Законодательный корпус и Сенат получили право ежегодно вотировать адрес на тронную речь императора, публиковать отчеты о своих заседаниях, в 1870 г. им было дано право постатейного голосования бюджета.

Однако эти малозначительные реформы хотя и позволили усилиться республиканской оппозиции, но не затрагивали основ французской государственности и не меняли сущности бюрократического правления и полицейского режима Второй империи, все более теряющего свои былые позиции во всех слоях общества.

Важным звеном в политическом механизме Второй империи была армия, верхушка которой не только поддерживала внутренние репрессивные акции императора, но и была вдохновителем его внешней агрессивной и колониальной политики. Хотя Наполеон III пришел к власти с демагогическим лозунгом: «империя — это мир», он для отвлечения населения от острых внутриполитических проблем неоднократно втягивал Францию в сомнительные военные кампании. Политический авантюризм Наполеона привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии, явившиеся результатом ее полной неподготовленности к серьезным военным действиям, ускорили падение Второй империи.

Известия о военной катастрофе под Седаном и о пленении императора вызвали в начале сентября 1870 г. новый революционный взрыв в Париже. 4 сентября палата депутатов под прямым давлением революционной толпы заявила об отстранении Наполеона III от власти. В тот же день в городской ратуше Парижа была провозглашена республика и сформировано временное правительство, которое возглавил военный губернатор столицы генерал Трошю. В ноябре 1870 г. население Парижа на референдуме подтвердило полномочия этого правительства. Временное правительство, объявившее себя правительством национальной обороны, на деле мало занималось военными вопросами. Оно видело свою главную задачу в умиротворении населения Парижа, а также в подавлении нарастающего рабочего движения и в проведении выборов в Национальное учредительное собрание, которому оно и уступило власть в феврале 1871.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Уголовный кодекс Франции 1791;

Уголовное право Французской революции.

Наследственное право.

Семейное право.

Обязательственное право.

Вещное право.

Деление на реальное и персональное имущество. Реальное имущество не могло свободно отчуждается как персональное. А жизнь требовала введения в имущественный оборот разнообразных видов имущества. Поэтому постепенно по судебной практике и законам – стираются грани между реальным и персональным имуществом. Полностью – только в 1925 году.

Велика роль судебной практики, законодательства. Яркая черта обязательственного права – деление договоров на формальные и простые. Постепенно в судебной практике – представление о том, что любая претензия удовлетворяется, если было соглашение со встречной выгодой. Тогда при неисполнении такого договора – право лица на защиту его притязаний. Равенство сторон, свобода договора, стабильность договора – все постепенно в судебной практике.

XIX век – много сделано и законодателем – акт «О перевозчиках» (1890), «О страховании жизни», «О морском страховании» и т.д.

1836 – получает признание гражданский брак. Но он сохраняет и церковную форму, которая также имеет юридическое значение. 1857 – введение развода. Специальные суды рассматривают семейные споры. XVIII век – прецедент Менсфиана – брак может быть расторгнут, если родился ребенок у другой женщины от этого мужчины. Поэтому эта идея не совсем нова. 1895 – право жены жить отдельно от мужа и т.д. 1935 – женщины окончательно уравнены с мужчинами в имущественном обороте.

Наряду с наследованием по закону – наследование по завещанию. Полная свобода завещательных распоряжений. По закону – порядок наследования – в зависимости от того, о каком имуществе идет речь. Персональное имущество наследовалось с привилегией детей и т.д. Реальное – по принципу майората – все старшему сыну. Отказ от такого деления – только в 1925 году.

Англия – родина социального законодательства. «Запрет применения труда детей до 7 лет в ночное время». Законодательство о юридических лицах – уже в XVII веке. Рано развивается предпринимательская деятельность.

Смотрите так же:  Образец заявления на разрешение строительства дома

1720 – принимается акт «О мыльных пузырях». АО может быть создано только с разрешения правительства. Чтобы они не лопались как мыльный пузырь. Например, было создано АО для создания и эксплуатации вечного двигателя. До 1925 года. (Аналогия с российским МММ в 90-х годах ХХ века J).

Декларация прав и свобод человека и гражданина – основные положения уголовного права. Все эти принципы – см. выше. Там же см. определение преступления и наказания, идею гуманизма, отказ от идей устрашения и т.д.

Все эти идеи – итог реформ XVIII века. То, что требует определения – это система преступных деяний и санкций за них. Преступные деяния – это преступления, проступки и нарушения.

1791 – первый УК, оказание влияния классической эпохи. Он был посвящен только преступлениям и наказаниям. Но в 1791 году во Франции принимается кодекс сельской полиции. Октябрь 1795 – кодекс деликтов и наказаний. 1791 — кодекс об мучительный и исправительных наказаниях (?). В целом, идея оформления в трехзвенную систему преступных деяний и санкций. Сам УК – содержит – преступления и наказания.

Автор – Лепелитье. Построен кодекс по пандектной системе. Первая часть – Общая – «О наказаниях», вторая часть – Особенная – «О преступлениях и наказаниях за них».

» Нет формулировки понятия преступления. Сам граф Лепелитье – преступление – это нарушение запрета, установленного законом;

» В целом, точно определен возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность – 16 лет. А по некоторым – с 14 лет;

» Выделяется соучастие: исполнитель, подстрекатель, пособник;

» Существенная характеристика – неразработанность положений о стадиях преступного деяния;

» Законодатель различал заранее обдуманные намерения и внезапно возникший умысел;

» Выделяется неосторожность, формы ее отсутствуют;

Важно – целями наказания становятся:

! Воздаяние преступнику за совершенное деяние;

Идея устрашения не преследуется. Гуманизм законодателя. Система наказаний весьма гуманна.

Наказания:

1. Смертная казнь путем отсечения головы:

Þ В неквалифицированном виде, хотя и публичная – 48 составов, вместо 112;

2. Уменьшение составов сметной казни, отход от телесных наказаний – лишение свободы;

3. Лишение свободы приходит на смену пожизненным и срочным каторжным работам. Замена – заключением в смирительном доме, наложение кандалов (заключение в тюрьме с использованием на некоторых общественно-полезных работах);

4. Лишение свободы со стеснением передвижения, тюремная камера, кандалы;

5. Заключение в тюрьму;

Все эти разновидности лишения свободы (несовершеннолетние – исправительный дом) – все они срочные. Но все-таки сохраняется депортация (ссылка на заточение в департаменты, колонии). Она может быть и бессрочной. Отсылочная норма к будущему законодательству. Иногда депортация сопровождается препровождением в тюрьму. Сохраняются позорящие наказания:

N Умаление прав человека (гражданская деградация);

N Выставление у столба в железном ошейнике;

Гражданская деградация – лишение отдельных гражданских прав, прав давать свидетельские показания в суде. Ограничивались семейные и гражданские права.

Преступления:

Две группы преступлений:

1) против публичных интересов:

! против порядка управления;

! против публичной собственности;

2) против интересов частных лиц:

! против личности. Особое внимание уделено убийству – 16 из 33 статей;

Это первый в истории современный уголовный кодекс.

Лекция № 4. Французский уголовный кодекс (Code penal) 1810 года

В конце XVIII — начале XIX в. западное уголовное право вступило в третий этап своего развития — период гуманизации. Этот период характеризуется смягчением, либерализацией уголовного права. Такой переход был подготовлен классической школой уголовного права. Единственным источником уголовного права признается уголовный закон. Основным принципом уголовного права провозглашается: «нет преступления, нет наказания без указания в законе» (nullum crimen, nulla poena sine lege). Уголовное наказание должно быть основано на законе. Судьи могут видеть преступление только в том, что закон считает таковым, они могут применять только те наказания, которые установлены законом. Аналогия закона и аналогия права запрещались. Судьи лишились почти неограниченного права дополнять закон, изменять его смысл, делать при толковании натяжки и отступления от закона, что приводило к судейскому произволу и жестокости.

Источниками дореволюционного французского права являлись обычное право, королевские ордонансы, отчасти римское и каноническое право. В 1791 г. Учредительным собранием был принят первый французский уголовный кодекс. Уголовный кодекс 1791 г. (см. выше, стр. 564-565) был заменен Уголовным кодексом ( УК ), принятым в 1810 г., в эпоху Первой империи Наполеона, и действовавшим до 1994 г. Он был составлен лучшими юристами Франции, работавшими с 1801 г. по 1808 г.

В уголовном кодексе, в отличие от предыдущего законодательства, стало проводиться различие между институтами общей и особенной части уголовного права. УК 1810 г. содержал более 400 статей (444 статьи) и подразделялся на 4 книги: первая, вторая и третья книги представляли собой общую часть кодекса (74 статьи), третья книга — особенную часть.

В общей части излагались основные понятия и принципы уголовного права, причем основное внимание уделялось рассмотрению вопросов о наказании, их видам, недостаточное внимание уделялось институту преступления. Например, не было раскрыто понятие вины, неполно раскрыт вопрос о невменяемости, так как эти вопросы не были еще удовлетворительно разрешены наукой. В особенной части содержался конкретный перечень преступных деяний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания.

Кодекс закреплял основные принципы классической школы уголовного права. Его отличали ясность и простота редакции, практический подход. Вместе с тем он имел и недостатки. Например, одинаковому наказанию подвергались, с одной стороны, совершение и покушение на преступление, а с другой — исполнитель и другие соучастники. Кроме того, кодекс отличался довольно суровой системой наказаний. УК 1810 г. оказал существенное воздействие на законодательство многих стран различных континентов.

Преступление понималось сугубо формально. Преступление определялось как виновное противоправное деяние, запрещенное уголовным законом под страхом наказания.

В уголовном праве применяется тот закон, во время действия которого было совершено преступление. Это положение выражается формулой: уголовный закон обратной силы не имеет. Этот принцип был реакцией против нередко практиковавшегося в прежние времена произвольного правила, издавать более строгие законы для более строгой кары действий уже совершившихся. Но из этого правила есть исключение. Обратная сила придается уголовному закону, смягчающему наказание за то или иное преступление или вовсе отменяющему его. Обратная сила закона — исключительный порядок, в силу которого действие закона распространяется на случаи, имевшие место до его принятия.

Повсеместное признание в континентальной Европе получило трехчленное деление преступных деяний, установленное впервые французским уголовным кодексом 1810 г. Все преступные деяния французский кодекс в зависимости от характера наказаний разделил на три категории:

1 Преступления (crimes), которые карались уголовными наказаниями. Последние делились на мучительные и позорящие.

2. Проступки (delits), наказывавшиеся исправительными наказаниями — штрафом свыше 15 франков и заключением в тюрьме до 5 лет.

3. Нарушения (contraventions), которые карались полицейскими наказаниями — штрафом до 15 франков и арестом до 5 дней.

Критерием классификации служила природа наказания, предусмотренного за содержание того или иного преступного деяния. Следовательно, кодекс использовал лишь формальный критерий и определял сущность преступного деяния через назначаемое за него наказание. Хотя, как резонно считали французские юристы, в конечном итоге, законодатель классифицировал преступные деяния с учетом их тяжести, поскольку устанавливал такие наказания, которые соответствовали характеру и тяжести преступного деяния. За убийство предусматривалась смертная казнь именно потому, что это самое тяжкое преступление против личности.

Преступления рассматривались как наиболее тяжкие деяния, за совершение которых предусматривались наиболее суровые наказания. Проступки рассматривались как менее тяжкие деяния или деяния средней тяжести, за совершение которых предусматривались более мягкие наказания. Нарушения рассматривались как малозначительные деяния, за совершение которых предусматривались наименьшие наказания, не назначалось лишение свободы, основным наказанием, налагаемым за нарушение, являлся штраф. По терминологии современного российского права, нарушения есть ничто иное, как административные проступки, наказываемые административными взысканиями, что предусматривается кодексом об административных правонарушениях.

Классификация преступных деяний на преступления, проступки и нарушения имеет большое практическое значение. Она предопределяет систему наказаний: уголовных для преступлений, исправительных для проступков и полицейских наказаний для нарушений. По некоторым кодексам ею определяется возможность привлечения к уголовной ответственности за покушение и соучастие. Покушение на преступление наказывается всегда, покушение на проступок — только в случаях, прямо предусмотренных в законодательстве, покушение на нарушение не влечет уголовной ответственности.

Такая классификация имеет и процессуальное значение. Ей в некоторых государствах (например, во Франции) предопределяется судебная система и подсудность. Преступления рассматриваются высшими судами департамента с участием присяжных, проступки — средними судами — коллегиями коронных судей, нарушения — низшими единоличными судами.

Субъектом преступления признавался только человек как вменяемое лицо, наделённое сознательной волей. Поэтому субъектом преступления перестали быть животные и неодушевлённые предметы. Большинство европейских кодексов молодой возраст разделяли на два периода: 1) возраст полной невменяемости; 2) возраст относительной или возможной вменяемости. Малолетние до достижения возраста полной невменяемости не подвергались наказаниям. Однако против малолетнего «могут быть приняты соответственные меры для исправления и надзора. в особенности может иметь место отдача в воспитательное или исправительное заведение» (§ 55 Германского уголовного кодекса 1871 г.).

Французский уголовный кодекс не устанавливал возраста полной невменяемости. Он устанавливал только один возраст возможной вменяемости — 16 лет (ст. 66). Таким образом, по буквальному тексту закона, на скамье подсудимых могли появиться не только подростки, но и дети восьми, семи и даже менее лет. Подобные случаи действительно имели место во Франции. Такие подсудимые, конечно, всегда признавались судом действовавшими без разумения, а между тем вся судебная процедура может оказывать на них самое вредное влияние. Малолетние до 16 лет признаются действующими в состоянии невменяемости, пока не будет доказано противное. Для вменяемости требовалось признание судом в каждом случае, что субъект действовал с разумением. При наличии этого условия малолетний подвергался наказанию, которые в большинстве случаев смягчаются по сравнению с взрослыми. Если же суд найдет, что виновный до 16 лет действовал без разумения, то, освобождая его от наказания, или отдавал под присмотр родителей, или отсылал в исправительные приюты для малолетних на срок, определяемый судом, но не дольше достижения 20 лет. В 1912 г. во французском праве впервые был установлен возраст абсолютной невменяемости, а именно 13 лет. Возраст возможной вменяемости был от 13 до 18 лет.

Смотрите так же:  Общие требования к отбору проб воздуха

С провозглашением и признанием прав человека был установлен принцип формального равенства всех граждан перед уголовным законом, и равной уголовной ответственности для всех граждан, без различия происхождения и социального положения. Сословные привилегии дворянства и духовенства были отменены. Только характер самого преступного деяния, а не происхождение или социальное положение лица должны были определять меру ответственности.

Голый умысел был признан не наказуемым, в том числе за государственные преступления, а религиозные преступления уже не подвергались наказанию. В период государственных, устрашающих наказаний приготовление не отделялось от покушения. Впервые отделил приготовление от покушения французский кодекс 1810 г. Это отличие было признано целесообразным в науке и законодательстве. Содержание приготовительных действий стало подробно определяться в законе. По общему правилу, устанавливается ненаказуемость приготовления за исключением особых, указанных в законе случаях, при тяжких деяниях, каковы: убийство, поджог, тяжкие государственные преступления.

Французский кодекс 1810 г. первый определил покушение, как начало совершения. Это определение было принято и другими европейскими кодексами XIX в.

Французский кодекс также первый установил рациональное правило, по которому покушение на преступление наказывается всегда, покушение на проступок — только в случаях, прямо предусмотренных в законе. Умолчание во французском кодексе о покушении на нарушения толковалось в том смысле, что покушение на нарушение не влечет уголовной ответственности. Это правило было усвоено и общегерманским кодексом 1871 г.

Во французском кодексе 1810 г. покушение на преступление наказывалось так же, как само оконченное преступление, так как виновный довел бы преступление до конца, если бы не внешние препятствия. Следовательно, уменьшать ему наказание, значит, придавать значение случаю, делать снисхождение безнравственности, вносить слишком материальный взгляд на преступление, обращая главное внимание на материальный вред.

Преступления и проступки делились во французском уголовном кодексе (УК) 1810 г. на публичные и частные. Публичные были направлены против государства и общественного спокойствия, частные — против интересов частных лиц. Преступления и проступки против публичных дел были выдвинуты на первое место по важности, что соответствовало представлению о предпочтении общественного блага частному. В большинстве случаев за них назначалась смертная казнь. УК не упоминал о преступлениях против религии. К нарушениям полицейских правил относились незначительные правонарушения: нарушение правил дорожной езды, почтовых правил, мер и весов и др.

К публичным преступлениям относились посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность государства. Посягательства на внешнюю безопасность государства были, в значительной мере направлены против дворян-эмигрантов. К ним кодекс относил поднятие оружия против Отечества, сношения с враждебно настроенными к Франции государствами и пособничество им во «враждебностях», шпионаж, выдачу государственной тайны.

К посягательствам на внутреннюю безопасность государства кодекс относил посягательство на императора или членов императорской фамилии, попытки ниспровержения или изменения образа правления. Причем, кодекс не уточнял, что наказуются попытки насильственного свержения существующей формы правления. Эти действия карались смертной казнью с конфискацией имущества.

Французы, наученные горьким опытом революции, с таким ее неизбежными спутниками, как нестабильность власти, частые перевороты, смуты, стали сурово наказывать публичные призывы к насильственному изменению государственного строя. Если гражданин в публичном месте или собрании прямо призывал к преступлениям против внутренней безопасности государства — к гражданской войне, смутам, погромам, разграблениям, и это повлекло за собой указанные последствия, то он наказывался как виновный в совершении этих преступлений (ст. 102) . В случаях, когда указанные призывы не имели никаких последствий, виновные в них наказывались изгнанием.

К публичным преступлениям относились также должностные преступления (пренебрежение административными или судебными обязанностями, взяточничество), подделка монеты, подлог. Кодекс наказывал бродяжничество и нищенство. Бродяги или праздношатающиеся, которые не имели ни определенного места жительства, ни средств к существованию, ни работы, за один только этот факт наказывались краткосрочным тюремным заключением — от трех до шести месяцев. Такому же наказанию подвергались нищие, которые просили милостыню в местности, где существует дом призрения нищих. Бродяги и нищие совершали различные преступления. К тому же считалось, что привычка к безделию, к лени опасны для общества своим примером.

Кодекс запрещал образование и деятельность незаконных обществ, созданных в политических, религиозных или литературных целях и численность которых превышает 20 человек. Для законности существования общества требовалось специальное разрешение правительства.

Преступления и проступки против частных интересов подразделялись на преступления против личности и против собственности. К преступлениям и проступкам против личности были отнесены убийство, ранение и членовредительство, изнасилование и прелюбодеяние, клевета, оскорбление и др.

Преступлениям и проступкам против собственности было посвящено 80 статей: сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда — пожизненные. Кража традиционно для французского права понималась как захват чужого имущества:

Кража, грабеж и разбой не различались. Кража, совершенная посредством насилия, относилась к квалифицированной краже. Ст. 381 устанавливала смертную казнь за особо квалифицированную кражу, совершенную ночью, группой лиц, со взломом, с применением насилия или угрозой применения оружия.

Особую категорию составляли экономические преступления: раскрытие коммерческих и промышленных секретов (нарушение авторских прав — контрафакция чужих промышленных и литературных произведений), банкротство. Кодексом запрещались стачки и коалиции рабочих (ст. 415).

Французский кодекс 1810 г. делил наказания на уголовные — наибольшие, исправительные — средние и полицейские — наименьшие. Уголовные наказания в свою очередь делились на мучительные и позорящие. Мучительными наказаниями считались смертная казнь; каторжные работы пожизненные или срочные от 5 до 20 лет; пожизненная депортация — высылка; смирительный (исправительный) дом. Позорящими наказаниями были признаны: изгнание из страны на срок от 5 до 10 лет; выставление у позорящего столба в ошейнике; гражданская смерть.

Исправительными наказаниями являлись: тюремное заключение на срок от 6 дней до 5 лет с обязательными работами по выбору заключенного; временное лишение некоторых политических и гражданских прав; штрафы. К полицейским наказаниям принадлежали: тюремное заключение от одного до 5 дней; штраф от 2 до 15 франков и конфискация отдельных предметов.

На практике, однако, сложность этой системы значительно упрощалась: смертная казнь применялась крайне редко, штрафы назначались за преступления небольшой тяжести, так что вся французская карательная система сводилась главным образом к лишению свободы, отбываемую в различных формах.

Французский уголовный кодекс 1791 г. отменял квалифицированную смертную казнь. Смертная казнь была сведена к простому лишению жизни путем отсечения головы на гильотине. Число преступлений, которые могли наказываться смертной казнью, было сокращено со 115 до 35. Французский уголовный кодекс 1810 г. назначал смертную казнь в 38 случаях. Причем за отцеубийство была сохранена даже квалифицированная смертная казнь, применялось отсечение кисти правой руки перед отсечением головы на гильотине. Дальнейшее развитие французского законодательства было направлено к сокращению числа преступных деяний, за которые могла назначаться смертная казнь. После законов 1832 г. и 1848 г. смертная казнь применялась за 10 преступлений, в основном за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

Первой европейской страной, отменившей телесные наказания, была Франция. Уголовный кодекс 1791 г. не знал телесных наказаний. Кодекс 1810 г. восстановил некоторые членовредительские наказания как исключительную меру. Отцеубийцам перед казнью отсекалась кисть правой руки. Клеймение правового плеча за некоторые преступления было возобновлено. Приговоренным к каторжным работам приковывалось тяжелое ядро к ногам. Эти последние остатки телесных наказаний, кроме ядер для каторжников, были окончательно отменены в 1832 г.

Французский кодекс 1810 г. предусматривал только изгнание из государства за некоторые государственные преступления на срок от 5 до 10 лет. Изгнание из страны применялось во Франции редко и только по отношению к проигравшим политическим противникам.

Французский кодекс 1810 г. предусматривал специальный вид ссылки для государственных преступников — депортацию. Депортация есть ссылка за государственные преступления, с обязанностью пожизненного пребывания, в определенную правительством вне французской территории местность. Но за неопределением такой местности осужденные содержались в тюрьмах Франции. Постановления уголовного кодекса о депортации перестали быть мертвой буквой лишь после закона 1873 г., вызванного восстанием Парижской коммуны. С целью обеспечения государственной безопасности участники коммуны ссылались в Новую Каледонию. При этом они не обязаны были работать. В 1880 г. все депортированные получили помилование. Тем самым был положен конец депортации.

В 1852 г. во Франции была введена ссылка — транспортация, которая заменила собой каторжные работы, отбывавшиеся в портовых тюрьмах, сменивших в свою очередь дореволюционное наказание каторжные работы на галерах.

Сначала местом ссылки была назначена Гвиана, которая расположена в тропическом поясе на северо-восточном берегу Южной Америки, с крайне нездоровым климатом, и получила прозвание «колонии смерти». Поэтому уже в 1863 г. правительство избрало главным местом ссылки Новую Каледонию — острова около Австралии, как местность более здоровую. Ссылка соединялась с принудительными работами. Ссыльные разделялись на пять классов — разрядов, соответствующие различным степеням хорошего или дурного поведения. По мере успехов в исправлении ссыльные переходят в более высокий класс. За дурное поведение ссыльные из высшего разряда могут быть переведены в низшие.

Конфискация всего имущества как наказание несостоятельное, поражающее не только виновного, но и его невиновную семью, было отменено. Во Франции конфискация имущества была отменена в 1790 г., но потом была восстановлена кодексом 1810 г. Но уже в 1814 г. конфискация была отменена. Конфискация отдельных предметов сохранилась. Она состоит в отобрании у виновного средств и орудий преступления, предметов преступной деятельности. Например, фальшивых денег, украденных вещей.

Лекция № 5. Германское гражданское уложение (ГГУ) 1900 года

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 5103 . Нарушение авторских прав