Федеральный закон об основах социального обслуживания населения 195-фз

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • «Российская газета», N 243, 19.12.95
  • «Парламентская газета», N 223, 24.11.99,
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 50, ст. 4872

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

10 декабря 1995 года N 195-ФЗ

Принят
Государственной Думой
15 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого — педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги — действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

4) трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

1. Государственная система социальных служб — система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Социальное обслуживание основывается на принципах:

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

7) профилактической направленности.

1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

2. Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Российской Федерации.

1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом.

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации тем же правом на социальное обслуживание, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

2. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям — сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется Правительством Российской Федерации.

3. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2. Дополнительные основания, по которым предоставляется бесплатное социальное обслуживание, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

Смотрите так же:  Кредит под залог недвижимости у частного инвестора

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома — интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома — интернаты для умственно отсталых детей, дома — интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

3. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

4. Координация деятельности и научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

1) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

2) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

3) разработка, финансирование и реализация федеральных программ социального обслуживания;

4) определение структуры федеральных органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;

5) установление порядка координации деятельности и методическое обеспечение социальных служб;

6) лицензирование деятельности по социальному обслуживанию;

7) разработка и принятие государственных стандартов социального обслуживания и государственный контроль и надзор за их соблюдением;

8) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

9) создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности;

10) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

11) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.

Социальные службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.

1. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет средств федерального бюджета. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в их ведении, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами.

3. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются: средства, поступающие от целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом.

4. Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогообложении.

5. Банки, предприятия, организации, учреждения и физические лица, направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности в форме инвестиций в социальные службы и оказывающие им различные услуги и иную поддержку, пользуются льготами, установленными законодательством Российской Федерации.

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

2. Гарантии и льготы работникам государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

3. Медицинские работники государственной системы социальных служб, непосредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.

4. На работников учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

5. Гарантии и льготы работникам социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе.

Ответственность лиц, занятых в области социального обслуживания, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав, наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

10 декабря 1995 года.

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

Социальное обслуживание населения в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом 442 ФЗ. Он определяет правовые и экономические стороны данного вопроса, а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере. Предписываются права и обязанности получателей и поставщиков соответствующих услуг, а также обозначаются те категории лиц, на которых распространяется действие данного закона.

Описание 442 Закона о социальном обслуживании

Ранее действовавший в данной сфере Федеральный закон 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» утратил силу с принятием нового закона. ФЗ 442 был утвержден 28 декабря 2013 года, в силу вступил 1 января 2015, с данного момента перестал действовать ФЗ 195.

Действующий Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» сохраняет правопреемство предыдущего документа, однако значительно расширяет перечень рассматриваемых вопросов. Структурно в ФЗ 442 выделены следующие главы:

  • общие положения документа;
  • полномочия федеральных и региональных органов власти;
  • права и обязанности получателей регулируемых законом услуг;
  • права, обязанности, а также соблюдение информационной открытости поставщиков;
  • предоставление социального обслуживания, его организация, формы и виды услуг;
  • финансирование системы предоставляемых услуг и условия их оплаты гражданами;
  • государственный и общественный надзор и контроль.
Смотрите так же:  Страховая компания осаго тамбов

В соответствии с общими положениями Закон ФЗ 442 определяет следующие принципы предоставления населению требуемых услуг:

  • соблюдение прав человека;
  • гуманность;
  • уважение достоинства человека и его чести;
  • равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию;
  • адресная направленность;
  • близкое расположение поставщиков к месту жительства граждан;
  • формирование достаточного количества поставщиков для обеспечения потребностей населения;
  • создание привычной и благоприятной среды для человека;
  • добровольность обращения обеспечиваемыми услугами;
  • конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни.

По ст 19 ФЗ 442 социальное обслуживание производится на дому, полустационарно или в стационарной форме. В первом случае поставщик прибывает по месту жительства обратившегося. Полустационарные услуги подразумевают возможность получить к ним доступ в определенное время работы учреждения. Стационарность – это проживание получателя на территории учреждения, обеспечивающего предоставляемые услуги.

Виды социального обслуживания по статье 20 ФЗ 442 определяются следующими категориями:

  • бытовые услуги, нацеленные на поддержание жизнедеятельности граждан в жилищных вопросах;
  • медицинские, ориентированные на обеспечение и сохранение здоровья населения;
  • психологические, обеспечивающие адаптацию к социуму и комфортные состояние граждан;
  • педагогические, направленные на помощь в организации развития детей и устранении отклонений в их поведении и адаптации к социуму;
  • трудовые, решающие проблемы с трудоустройством;
  • правовые, обеспечивающие юридическую помощь;
  • коммуникативные, помогающие наладить контакты тем гражданам, которые ограничены в своей жизнедеятельности.

К видам социального обслуживания относят и срочную помощь в экстренных и чрезвычайных ситуациях.

Так же в РФ существует ФЗ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Узнать больше о данном законе можно в статье:

Скачать Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 442-ФЗ можно здесь. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2014 года. Текст может использоваться правозащитниками, должностными лицами, а также гражданами, углубленно изучающими свои права и обязанности.

Последние изменения

Изменения в Закон о социальном обслуживании вносились лишь один раз — 21 июля 2014 года, и вступили в силу вместе с общим текстом документа 1 января 2015. Поправки коснулись следующих положений:

  • часть 1 ст. 7 и статья 8 соответственно дополнились пунктами 7.1 и 24.1 одного содержания: «создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания»;
  • в статье 13 Закона 442 ФЗ в ч 2 введен пункт 12.1 о проведении независимой оценки качества предоставления услуг; введена часть 4 об обеспечении технической возможности для граждан выражать свое мнение о качестве на официальных сайтах;
  • в закон добавлена статья 23.1.

Указанная статья 23.1 ФЗ 442 регламентирует организацию и порядок проведения независимой оценки качества предоставляемого социального обслуживания. Таковая определяется как одна из форм общественного контроля над исполнением положений закона. Критериями оценки определяются такие принципы, как:

  • открытость и доступность информации;
  • комфортность условий;
  • доступность получения требуемых услуг;
  • время ожидания социального обслуживания;
  • доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников;
  • удовлетворенность граждан в получаемых услугах.

Проводится независимая оценка уполномоченным федеральным, региональным или муниципальным органом исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с предписанными нормами законодательства РФ.

К вопросу о реформировании законодательства о социальном обслуживании: предпосылки, реалии и перспективы

Рубрика: 15. Трудовое право

Дата публикации: 03.02.2015

Статья просмотрена: 890 раз

Библиографическое описание:

Анбрехт Т. А., Пяткова Ю. С. К вопросу о реформировании законодательства о социальном обслуживании: предпосылки, реалии и перспективы [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 112-114. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7315/ (дата обращения: 01.02.2019).

Развитие института социального обслуживания граждан представляется актуальным, так как достигается одна из главных целей социальной политики — повышение качества жизни граждан. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это в полной мере соответствует требованиям важнейших международных правовых актов. В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства [1].

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный Закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2]. Актуальность подготовки и принятия федерального закона, регулирующего общественные отношения в сфере социального обслуживания населения, не вызывает сомнения. Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» не отвечали современным потребностям общества, содержали неопределенные и противоречивые правовые нормы, что на практике не позволяло в полной мере удовлетворить потребности граждан в социальных услугах [3]. Принятие Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» должно создать правовую основу реформирования системы социального обслуживания.

Представляется важным обратиться к основным новациям закона. Так, в соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» система социального обслуживания включает в себя наряду с организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти и организациями социального обслуживания, находящимися в ведении субъекта Российской Федерации, и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги. Как отмечает А. Вовченко создание негосударственного сектора социального обслуживания позволит государству направлять деньги на оказание социальных услуг не только государственным учреждениям, но и некоммерческим, а также частным организациям [8].

Таким образом, к субъектами социального обслуживания выступают получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуального предпринимателя, осуществляющего социальное обслуживание.

В субъектах Российской Федерации должен быть сформирован регистр получателей социальных услуг и реестр поставщиков социальных услуг, подлежащий опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Приказом Министерства труда России от 25.07. 2014 г. № 484н утверждены рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг [4]. Ведение регистра получателей социальных услуг осуществляется в соответствии с Приказом Министерства труда России от 25.07.2014г. № 485н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг» [5].

Следует отметить, что Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не содержит понятия «трудная жизненная ситуация». Согласно ст. 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии определенных обстоятельств. К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию.

Смотрите так же:  Компенсация чернобыльцам 2 категории

Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут быть установлены иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Социальные услуги согласно ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг — обязательный характер. Индивидуальная программа должна включать указание на форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2014 г. № 874н утверждена форма договора о предоставлении социальных услуг, а также форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг [6].

По мнению Д. А. Муратовой проводимая реформа законодательства в сфере социального обслуживания должна обеспечить возможность каждому участвовать в формировании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а также самостоятельно выбирать набор услуг, а также того, кто эти услуги будет исполнять [10].

Кроме того, в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях [2].

Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже, либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации, если же этот размер превышен, то социальные услуги предоставляются на платной основе [7].

Следует согласиться, что отдельными недостатками Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является наличие в нем категорий оценочного характера и иных юридико-лингвистических неопределенностей. Основная тенденция в реформировании законодательства о социальном обслуживании, так или иначе, должна идти в направлении перехода от традиционного воплощения института социального обслуживания, который действует как вспомогательный институт, адаптационный по своему характеру к новой модификации института социального обслуживания [9].

Таким образом, реформирование законодательства в сфере предоставления социальных услуг гражданам в Российской Федерации, направлено на развитие системы социального обслуживания граждан, повышение его уровня, качества и эффективности.

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998.

2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ.2013. N 52 (часть I). Ст. 7007.

3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // «Российская газета». N 243. 1995(утр. силу с 01.01.2015); Федеральный закон от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета. № 150. 1995. (утр. силу с 01.01.2015).

4. Приказ Минтруда РФ от 25.07.2014г. № 484н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2014. № 12.

5. Приказ Минтруда РФ от 25.07.2014г. № 485н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2014. № 12.

6. Приказ Минтруда РФ от 10.11.2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» // Российская газета. 2015. № 1.

7. Письмо Минтруда РФ от 05.02. 2014 г. № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. А. В. Вовченко Интервью на круглом столе, посвященном обсуждению положений федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Электронный ресурс [http://social.gov39.ru/index.php/ministerstvo/social/arkhiv-novostej/item/1142-zamministra-aleksej-vovchenko-vazhno]

9. Зубарев С. М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере: обсуждаем проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»// Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 6. С.31–34.

10. Муратова Д. А. Минздравсоцразвития России представило проект нового Закона об основах социального обслуживания населения // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Основные направления подготовки субъекта Российской.

Российская Федерация, социальное обслуживание, социальное обслуживание граждан, услуга, индивидуальная программа предоставления, индивидуальная программа, полная мера, платная основа.

Роль социальной работы в России и статус специалиста по.

Российская Федерация, социальное обслуживание, социальное обслуживание граждан, услуга, индивидуальная программа предоставления, индивидуальная программа, полная мера, платная основа.

Проблемы правоприменения в сфере социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель).

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его.

Российская Федерация, социальное обслуживание, социальное обслуживание граждан, услуга, индивидуальная программа предоставления, индивидуальная программа, полная мера, платная основа.

Российская Федерация, социальное обслуживание.

Российская Федерация, социальное обслуживание, социальное обслуживание граждан, услуга, индивидуальная программа предоставления, индивидуальная программа, полная мера, платная основа.

Пути улучшения государственной социальной помощи с точки.

Ключевые слова:социальная помощь, инвалиды, защита граждан, социальное обслуживание, гарантии государства, современное законодательство. На сегодняшний день в системе российского законодательства важное место уделяется нормам.

Ключевые слова: социальное обслуживание, ювенальная.

социальное сопровождение, социальное обслуживание граждан, Российская Федерация, социальное обслуживание, внесение изменений, часть, государственная власть субъектов РФ, межведомственное взаимодействие.

Право на социальное обслуживание как элемент.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам.

Анализ социального обслуживания пожилых граждан.

Социальное обслуживание населения как одно из составляющих социальной поддержки населения представляет собой механизм защиты при неблагоприятных факторах социальной среды, направленный на оказание социально-бытовых, социально-медицинских.