Федеральный закон о предвыборной агитации

Статья 38. Предвыборная агитация и сроки ее проведения

Статья 38. Предвыборная агитация и сроки ее проведения

Граждане Российской Федерации, кандидаты на должность Президента Российской Федерации, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

воинским частям, военным учреждениям и организациям;

благотворительным организациям и религиозным объединениям;

членам избирательных комиссий.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.

Предвыборная агитация может проводиться:

через средства массовой информации;

путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий);

путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;

в других не запрещенных законом формах.

Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами на должность Президента Российской Федерации, их доверенными лицами или членами избирательных комиссий.

Игорь Иванов. Некоторые спорные аспекты правового регулирования предвыборной агитации согласно Федеральному закону РФ «О выборах Президента Российской Федерации»

Нет сомнений, что отечественное законодательство о выборах сделало за последние годы серьезный рывок. Пройден достойный уважения, очень непростой путь от правовых экспромтов осени 93-го до формирования стройной законодательной системы.

Все это так. Но нет предела совершенству. Ряд весьма существенных проблем правового регулирования избирательного процесса еще ждут своего разрешения. В полной мере это относится к такому ключевому этапу любых выборов, как предвыборная агитация.

Вниманию читателей сборника представляются некоторые достаточно, на мой взгляд, серьезные коллизии, проистекающие из законодательных положений и складывающейся правоприменительной практики.

Упаси Бог, я не призываю игнорировать законодательные установления под предлогом их, порой очевидного, несовершенства. Закон есть закон. Но в наших силах и интересах сделать его лучше.

«Досрочная» предвыборная агитация

Принципиально важной новеллой нового Федерального закона о выборах Президента РФ является норма, согласно которой запрещается любая предвыборная агитация со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов до дня регистрации кандидата (п.2 ст. 45).

Законодатель однозначно определил то, что сегодня в законодательстве о выборах депутатов Государственной Думы пропущено — подобного запрета ни ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни ФЗ РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не содержат. Причем, если в Законе о выборах депутатов, среди оснований отказа в регистрации, предусмотрено установление факта проведения предвыборной агитации до регистрации кандидата (списка) (п.2 ст.91), но отсутствует прямой и четкий запрет на осуществление деятельности, подпадающей под определение «предвыборная агитация», то в ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» среди возможных оснований отказа в регистрации вышеуказанного основания нет вообще (п.9 ст.32). В этой связи возникает ряд существенных моментов.

1. Само понятие «предвыборная агитация до регистрации кандидатов» не имеет юридического смысла, поскольку все предусмотренные Законом правила и условия предвыборной агитации относятся к уже зарегистрированным кандидатам. Деятельность граждан, политических объединений, имеющая внешнее сходство (подпадающая под признаки) с предвыборной агитацией, до регистрации кандидатов — вовсе не досрочная предвыборная агитация. Это вообще не предвыборная агитация в смысле законодательства о выборах.

Это информационно-пропагандистская, разъяснительная и т.п. деятельность политиков, общественных организаций, не подпадающая под действие законодательства о выборах.

Невозможно нарушить не действующую пока норму права. Невозможно нарушить правила и условия предвыборной агитации до того момента (дня регистрации кандидата), когда эти правила и условия приобретают юридическую силу в соответствии с законом.

По аналогии: нельзя, при всем желании, нарушить правило о соблюдении тишины в вечернее и ночное время до наступления этого времени. Можно совершать сколько угодно действий, подпадающих под признаки этого правонарушения (кричать, включать на полную громкость радио, сверлить стены и т.п.), но эти действия будут квалифицироваться именно как правонарушение только в период с 23 до 6 часов, т.е. во время действия специального правового режима.

Более того, на наш взгляд, авторы новеллы стали заложниками неверного представления о правовой природе предвыборной агитации, о ее месте в системе норм законодательства о выборах.

Упущено то, что действие нормы права может быть ограничено по времени. К числу таких норм относятся установленные законом правила и условия предвыборной агитации, которая начинается «со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования».

Установление же запрета на любую предвыборную агитацию до дня регистрации совершенно необоснованно, если исходить из единственно возможно понимания сути предвыборной агитации как специального правового режима деятельности всех участников избирательного процесса (в т.ч. кандидатов, избирательных объединений и блоков, средств массовой информации), имеющего целью обеспечить некий гарантированный государством информационный минимум, позволяющий кандидатам довести до сведения избирателей свои программные установки, оттенить преимущества перед оппонентами и т.д.

Ясно, что на старт избирательной кампании все участники выходят с разным политическим «капиталом», разными финансовыми, организационными и иными возможностями. Поэтому говорить о равенстве возможностей повлиять на формирование электоральных предпочтений не имеет никакого смысла. Государство обязано обеспечить лишь равенство условий участия в выборном марафоне, несколько снивелировав таким образом заведомое и объективное неравенство возможностей явных лидеров и явных аутсайдеров.

Именно это относится и к условиям ведения предвыборной агитации. В течение строго ограниченного промежутка времени (с момента регистрации до дня, предшествующего дню голосования) должны устанавливаться законодательные гарантии и ограничения на доступ кандидатов, избирательных объединений к СМИ, на порядок оплаты агитационных материалов и т.п.

Законодатель даже в самом Законе, описывая процедуры предвыборной агитации, не случайно говорит только о зарегистрированных кандидатах.

Именно акт регистрации является тем юридическим фактом, вследствие которого потенциальные соискатели должности Президента РФ приобретают соответствующие права и обязанности, связанные с осуществлением предвыборной агитации.

И средства массовой информации наделяются корреспондирующими правами и обязанностями только в отношении зарегистрированных кандидатов. Таким образом, все правоотношения между СМИ и участниками выборов по поводу предвыборной агитации возникают только после регистрации кандидатов.

2. Законодательство о выборах трактует понятие «предвыборная агитация» максимально широко — как любую деятельность граждан, общественных объединений, партий и т.д., побуждающую или имеющую цель побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию «за» или « против» любого кандидата.

В этой связи запрет, устанавливаемый по отношению к общественным объединениям, в первую очередь — к политическим партиям, на осуществление любой информационно-пропагандистской деятельности, любой политической агитации можно расценить как попытку неправомерного ограничения конституционных прав и свобод.

Согласно ст.30 Конституции России каждый имеет право на объединение.

Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии со ст.12.1. Федерального закона «Об общественных объединениях» в числе основных целей политического общественного объединения — участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан.

Естественно, что именно политическая агитация является главным средством реализации этой цели.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» также устанавливает, что «общественные объединения свободны в определении. формы и методов своей деятельности» (ст.15), что общественное объединение имеет право «свободно распространять информацию о своей деятельности», «проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование», «выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни» (ст.27).

В соответствии со ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Если допустить, что такими федеральными законами применительно к деятельности общественных объединений являются законы о выборах, то следует иметь в виду, что запрет на свободное осуществление политической агитации строго ограничен по времени (на период действия специального правового режима, когда такая политическая агитация становится предвыборной агитацией).

Субъекты предвыборной агитации

Тесно связана с предыдущим вопросом проблема осуществления предвыборной агитации в ходе президентской гонки гражданами и общественными объединениями.

Согласно ст.8 нового Федерального закона государство обеспечивает гражданам РФ, политическим общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации. Указанные субъекты избирательного процесса вправе в любых допускаемых Законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Однако следует учитывать два существенных момента.

1. Согласно ст.2 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющего приоритет по отношению ко всем иным законам о выборах, под агитацией понимается деятельность граждан РФ и общественных объединений, в т.ч. неполитических.

Таким образом, Закон в этой части противоречит действующему Федеральному закону.

2. Согласно ст.ст. 47-52 Федерального закона о выборах Президента РФ (в первую очередь статьям, регулирующим предвыборную агитацию на телевидении и радио) особые гарантии доступа к СМИ и особые условия проведения иных форм агитации устанавливаются для зарегистрированных кандидатов.

При этом Законом не установлено прямого запрета гражданам и общественным объединениям осуществлять предвыборную агитацию в СМИ.

Именно этот пробел в избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы 1999 г. дал возможность ЦИК РФ, на мой взгляд, необоснованно сделать вывод о том, что иные участники избирательного процесса (за исключением зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки) «не вправе проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации» (п.9 Разъяснений ЦИК РФ, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 13.08.99 г. N8/52-З).

Данная проблема должна стать предметом особого внимания при применении Закона и, может быть, его изменения и дополнения.

Государственные телерадиоорганизации: статус и процедуры

Федеральный закон, по существу, сохраняет формулировку предыдущих избирательных законов о праве зарегистрированных кандидатов на получение бесплатного эфирного времени на каналах государственных организаций телерадиовещания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения, и (или) которые финансируются за счет средств, выделенных органами власти РФ или субъектами РФ, в размере не менее 15% своего бюджета в период года, предшествующего дню официального опубликования решения о назначении выборов.

И хотя законодатель, по сути, повторил этой нормой аналогичные нормы предыдущих избирательных законов, к сожалению, он не снял ряд существенных вопросов, имеющих, на мой взгляд, ключевое значение для нормального осуществления предвыборной агитации на телевидении и радио.

Проблема первая. Она связана с условием учредительства (соучредительства) государственными органами и организациями телерадиокомпаний.

Дело в том, что зачастую учредительство (соучредительство) играет формальную роль и не устанавливает каких-либо серьезных прочных связей телерадиоорганизации и государства. Посудите сами, Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» различает понятия «учредитель» (лицо, принявшее участие в учреждении организации) и «акционер» (лицо, владеющее пакетом акций). Очевидно, что учредитель к моменту назначения выборов может и не являться акционером учрежденной им организации: государственные и муниципальные органы и организации не лишены права распоряжаться принадлежащими им акциями. Таким образом, вполне возможна ситуация, когда на телерадиоорганизацию, среди акционеров которой нет государственных или муниципальных органов и организаций, будет возложена обязанность предоставлять бесплатное эфирное время только по формальному признаку. Полагаю, что даже возможность подобного решения должна быть исключена.

Далее. Государственные органы, выступив в качестве соучредителей телерадиоорганизации вместе с другими организациями, могут стать владельцами очень малого количества акций, что делает связь телерадиокомпании и государства весьма и весьма условной: 0,5 %, 5 %, 10 % и т.д. Поэтому речь должна была бы идти о контрольном (блокирующем) пакете акций (долей) государства в телерадиоорганизации.

Проблема вторая. Она связана с условием финансирования телерадиоорганизации за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Шагом вперед стало установление размера этого финансирования: 15 % бюджета телерадиоорганизации в период года до дня назначения выборов (в законах, регулировавших предыдущие федеральные выборы 1995-1996 г.г., содержалось спорное положение о «полном или частичное финансировании»).

Дело в том, что законодательство РФ не дает четкого определения финансирования за счет средств, выделенных органами власти. И под «финансированием» можно понимать установление для телерадиоорганизаций льгот, выделение им государственных дотаций, государственные (федеральные, субъектов РФ, муниципальные) заказы, финансирование специальных программ на телевидении и радио (право, экология, культура, образование и т.д.).

Различное понимание «финансирования» демонстрируют даже сами новые федеральные законы, устанавливающие (п.5 ст.40 Федерального закона РФ об основных гарантиях, п.11 ст.56 Федерального закона РФ о выборах депутатов Государственной Думы, а также п.11 ст.49 Федерального закона о выборах Президента РФ), что расходы телерадиоорганизаций по предоставлению участникам избирательного процесса бесплатного эфирного времени покрываются за счет текущего бюджета финансирования.

В этой связи, в дальнейшем следует либо прийти к единой терминологии (»текущее бюджетное финансирование»), либо, четко осознавая невозможность компенсации расходов ГТРК в таком режиме, возложить обязанность по компенсации на ЦИК РФ за счет средств, выделяемых бюджетом на организацию и проведение выборов.

Новым Федеральным законом, как и действующим ФЗ РФ «О выборах депутатов», устанавливается, что бесплатное эфирное время должно выделяться в период, когда телерадиопрограммы государственных компаний собирают наибольшую аудиторию, в период так называемого «прайм-тайма». Однако ни Федеральный закон РФ об основных гарантиях, ни Федеральный закон РФ о выборах депутатов Государственной Думы, ни данный Закон не уточняют — кто и каким образом будет определять этот период, хотя в отсутствие Инструкций ЦИК РФ подобная неопределенность грозит лишить эту норму своего потенциального эффекта. Было бы целесообразно в дальнейшем установить, что указанный период определяется соответствующими избирательными комиссиями, либо на основе специальных социологических исследований, либо самостоятельно на основе рекламных расценок, представляемых ГТРК: как правило, они максимальны именно в период прайм-тайма.

В Федеральном законе о выборах Президента, к сожалению, сохраняются существенные пробелы в установлении механизма предоставления бесплатного и платного времени. Эти правовые лакуны уже при выборах депутатов Государственной Думы породили массу коллизий и споров.

Так, новый Закон (п.п.8,9 ст.49) устанавливает, что в течение недели после завершения регистрации кандидатов (списков) проводится жеребьевка в целях распределения бесплатного эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, подавшими заявку на участие в этой жеребьевке. Закон, что очень плохо, не определяет сроки подачи заявок, а также орган либо организацию, куда должны подаваться указанные заявки. Кроме того, совершенно непонятно — как можно с точки зрения прав и гарантий кандидатов оправдать отказ в предоставлении бесплатного эфирного времени только на основании подачи заявки хотя и с опозданием, но, например, за 36 и более дней до дня выборов (т.е. до срока, в течение которого и предоставляется бесплатное время).

Эта проблема, уверен, должна быть разъяснена незамедлительно самим законодателем.

Жеребьевка определяет дату и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. Результаты жеребьевки оформляются соответствующим протоколом, а определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется избирательной комиссией, проводившей жеребьевку, в соответствующих периодических печатных изданиях с государственным участием.

При этом Закон в случае отказа от участия кандидата в агитации на телевидении, неявки на прямой эфир, устанавливает запрет на использование этого времени для целей агитации (п.15 ст.49). В ситуации, когда из 5-6 кандидатов не приходит 2, 3, 4 или 5-й из установленного перечня, в агитационном блоке появляются «дыры», т.к. смещение кандидатов по закону не допустимо.

Учитывая особенности технологического процесса на телевидении, все же следует дать ГТРК относительную свободу и разрешить смещение времени выхода в эфир явившихся кандидатов при неявке (отказе) других.

Как и в действующем законодательстве о выборах депутатов Государственной Думы, новый Закон содержит норму, имеющую своей целью воздействовать не столько на форму проведения предвыборной агитации, сколько уже на содержание, так как она обязывает государственные телерадиокомпании выделять ½ (а в случае повторного голосования — две трети) от общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого кандидатам, для совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных коллективных видов (форм) избирательной агитации. Это время также должно быть использовано участниками предвыборной агитации на равных основаниях. В связи с реализацией данной нормы встает ряд серьезных вопросов, без нормативного решения которых законность предвыборной кампании и гарантии равенства прав кандидатов будут поставлены под сомнение:

1) кто и каким образом будет определять формы коллективных видов предвыборной агитации (будет ли это диспут, дебаты или круглый стол), а также темы предстоящих дебатов;
2) не определен механизм обеспечения равенства кандидатов в ходе дебатов, не предусмотрены права ведущих-журналистов в случае нарушения кандидатами порядка проведения коллективных мероприятий и законодательства РФ;
3) что будет со временем, которое по каким-либо причинам не «выбирается» участниками предвыборной агитации? (Например, как это было на выборах 1995 года, отдельные избирательные объединения, блоки могут отказаться от коллективных форм предвыборной агитации.) Федеральный закон дает ответ лишь на один аспект проблемы: отказ кандидата от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет увеличения объема эфирного времени, предоставляемого им персонально по итогам жеребьевки (п.7 ст.49).

Смотрите так же:  Штраф за распитие алкоголя на улице

Эти и другие вопросы, вытекающие из указанной нормы, требуют незамедлительного решения на законодательном уровне. В противном случае руководство ГТРК столкнется один на один с серьезными трудностями при организации предвыборной агитации.

Информационные телерадиопрограммы

Согласно новому Федеральному закону любая телерадиокомпания в своих информационных блоках не в праве отдавать предпочтения какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности. Это означает, что телерадиокомпания должна либо отводить в своих информационных выпусках каждому участнику равное время, либо не упоминать никого из участников избирательного процесса в случае отсутствия у телерадиокомпании так называемого информационного повода вести речь о ком-либо из кандидатов. В этой связи было бы более предпочтительнее, на мой взгляд, в дальнейшем исключить из указанной нормы слова «в том числе».

Более того, в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами (зарегистрированными кандидатами) и их доверенными лицами, избирательными объединениями (блоками) должны даваться отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев.

Законодателю предстоит решить две проблемы, четко прописав возможные варианты.

1. Прежде всего, учитывая нынешнюю позицию ЦИК РФ, сложившуюся в ходе выборов депутатов Государственной Думы, необходимо разрешить комментарий предвыборных мероприятий экспертами в этих же информационных программах.

Кроме того, и сам журналист не относится к лицам, которым законом запрещено осуществлять предвыборную агитацию, а Законом о СМИ журналисту предоставлено право комментировать и давать свои оценки. Естественно, что реализация подобного права может быть расценена как агитация. Однако запрет на осуществление журналистом своей деятельности представляется чрезмерно жестким и совершенно необоснованным.

То же относится к журналистам-ведущим собственных авторских программ.

2. Законодателю для более четкого правоприменения следует дать определение термина «информационная теле- и радиопрограмма».

Возложение ответственности

Серьезнейшим упущением как нового Закона, так и всего действующего законодательства о выборах является возложение на редакцию (гл. редактора) ответственности по Закону о СМИ за нарушения, допущенные кандидатом при использовании им гарантированного эфирного времени.

Нелепа ситуация, когда кандидат самостоятельно определяет форму, характер и содержание своих предвыборных материалов, которые редакции СМИ обязана распространить, а ответственность за возможные нарушения возлагается на редакцию же.

Убежден, что либо в Закон о СМИ (в ст.57), либо в Федеральный закон о выборах Президента РФ следует внести дополнение о том, что ответственность за возможные нарушения кандидата при использовании им бесплатного и платного времени несет именно кандидат, а редакция от ответственности освобождается.

Игорь Иванов,
член Научно-методического совета
при Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

2 1 . Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах «б»–«е» пункта 2 настоящей статьи, – в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

4. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

6. Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «д» пункта 9 настоящей статьи.

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8 1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е 1 ) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

8. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

8 1 . Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

9. Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:

а) на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах;

б) на использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;

в) на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;

г) на использование изображений кандидатов, выдвинутых на соответствующих выборах;

д) на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений кандидата, выдвинутого им в составе списка кандидатов, со своими супругом, детьми (в том числе не достигшими возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.

10. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет». Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.

1. Содержание комментируемой статьи обусловлено содержанием понятий «предвыборная агитация», «агитация по вопросам референдума», установленным в подпунктах 3 и 4 статьи 2 комментируемого Федерального закона. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума как деятельность, осуществляемая в определенных целях, может быть как соответствующей требованиям закона, так и нарушающей их (противоправная агитация). Комментируемым пунктом устанавливается право граждан Российской Федерации, общественных объединений проводить предвыборную агитацию только в допускаемых законом формах и законными методами. Законные методы агитации перечислены в пункте 3 комментируемой статьи. Перечень форм предвыборной агитации, классифицированных по содержанию, содержится в пункте 2 комментируемой статьи. Примером иной классификации может быть, например, выделение таких форм, используемых на каналах организаций телерадиовещания, как распространение агитационных материалов, участие в совместных агитационных мероприятиях. Субъектами права проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума являются в первую очередь граждане Российской Федерации. Под гражданами в данном случае следует понимать предельно широкий круг участников избирательного процесса – это и избиратели, и граждане Российской Федерации, не обладающие активным избирательным правом на соответствующих выборах (пункт 1 статьи 4 комментируемого Федерального закона), и кандидаты, и их доверенные лица, и уполномоченные представители избирательных объединений. Комментируемый Федеральный закон также прямо указывает на общественные объединения как на субъекты права проведения агитации. Общественные объединения любых организационно-правовых форм (статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях») при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума помимо норм закона должны руководствоваться нормами своих уставов. Общественные объединения могут участвовать в агитационной деятельности на съездах, конференциях, собраниях. От имени общественных объединений могут выступать их руководящие органы, иные законные представители. Объем прав при проведении агитации различается у вышеуказанных субъектов 1 и устанавливается комментируемым Федеральным законом, иными законами (см. также комментарий к статьям 50, 53 и 54). Из круга субъектов права проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума исключены отдельные категории граждан и организаций (пункт 7 комментируемой статьи).

________________
1 Как указано в пункте 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 года № 10-П, введение федеральным законодателем различных условий реализации права на предвыборную агитацию для граждан как участников избирательного процесса, с одной стороны, и кандидатов (избирательных объединений) – с другой, как направленное на достижение конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от материального положения и предотвращение злоупотреблений, само по себе не может рассматриваться как не совместимое с конституционными принципами и нормами // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4968. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 июня 2006 года № 7-П (пункт 3.1 мотивировочной части) // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.

2. По комментируемому пункту ЦИК России даны следующие разъяснения: содержащиеся в нем положения могут применяться только в непосредственной взаимосвязи с требованиями подпункта 4 статьи 2 комментируемого Федерального закона. Таким образом, из определения предвыборной агитации во взаимосвязи с положениями подпунктов «в»–«е» пункта 2 статьи 48 комментируемого Федерального закона следует, что агитационная деятельность может осуществляться в том числе путем систематического распространения информации о каких-либо кандидатах, политических партиях в сочетании с позитивными или негативными комментариями, либо без комментариев, но с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, при замалчивании информации о других 1 .

Из подпункта «д» комментируемого пункта следует, что такая форма, как распространение информации о кандидате, связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей сама по себе не может рассматриваться в качестве агитационной. При рассмотрении комментируемой нормы во взаимосвязи с положениями статьи 40 комментируемого Федерального закона, согласно которым зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности, не обязаны оставлять профессиональную деятельность на период избирательной кампании, есть основания полагать, что в данном случае речь идет только об информации о профессиональной деятельности кандидата, осуществляемой им в период избирательной кампании. Объем трудовых обязанностей, составляющих содержание профессиональной деятельности, определяется трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации 2 ), служебным контрактом (должностным регламентом) 3 , контрактом, заключенным с военнослужащим 4 . Если гражданин работает не на основе трудового договора (контракта), характер его профессиональной деятельности определяется исходя из источников получения им доходов по результатам его труда. Объем служебных (должностных) обязанностей гражданина, замещающего государственную или муниципальную должность, закрепляется в Конституции Российской Федерации (например, для Президента Российской Федерации – статьи 80, 82–90), федеральных законах (например, для депутата Государственной Думы – статья 7 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 5 ), конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований, регламентах государственных и муниципальных органов, должностных инструкциях.

________________
1 См: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 38/354-4 «О разъяснениях некоторых вопросов информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и иных выборов в Российской Федерации» // Российская газета. 15 октября 2003 года. № 207.
2 См. статью 15 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором // Российская газета. 7 июля 2006 года.
3 См. статью 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
4 См. статью 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534.
5 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

Особый правовой режим в период избирательной кампании установлен для публикации отчетов перед избирателями действующих депутатов, выборных должностных лиц, одновременно являющихся кандидатами. Так, в соответствии с подпунктом «з» пункта 5 статьи 40 комментируемого Федерального закона обнародование в СМИ, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе должно быть оплачено из соответствующего избирательного фонда. Данный правовой режим распространяется и на информирование депутатом Государственной Думы избирателей о своей деятельности в порядке, установленном пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статьей 9 Федерального закона от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» 1 .

2 1 . Положения комментируемого пункта уточняют порядок действия пункта 2 комментируемой статьи применительно к представителям СМИ. В данном случае реализована правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении от 30 октября 2003 года № 15-П: «поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели – склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов».

Смотрите так же:  Ходатайство о награждении благодарностью губернатора образец

Критерий агитационной целенаправленности распространяется на все перечисленные в пункте 2 комментируемой статьи формы предвыборной агитации. Вместе с тем, в случае распространения призывов голосовать «за» или «против» кандидатов, списков кандидатов об отсутствии агитационной цели можно говорить только в случае, если они не исходят непосредственно от журналиста, а представляют собой описание реально происходивших агитационных мероприятий. Что касается иных форм агитации, то исходя из содержания комментируемого пункта основным критерием наличия агитационной цели является повторяемость, тенденциозность действий журналиста по распространению информации, указанной в подпунктах «б»–«е» комментируемого пункта. Приведем несколько подходов к определению агитационной цели в деятельности представителей СМИ, позволяющих правоприменительным органам сделать вывод о наличии агитационной цели в действиях представителя организации, осуществляющей выпуск СМИ:

«провокационный» характер вопросов журналиста к интервьюируемому, предполагающих ответ, способный иметь агитационный эффект (особенно, если интервьюируемый относится к категории лиц, которым запрещено проведение предвыборной агитации, например, является лицом, замещающим государственную должность). Примерами могут служить вопросы: «За кого Вы будете голосовать на предстоящих выборах?», «Какой политической партии Вы отдаете предпочтение?», «Что, по Вашему мнению, ждет страну (область, город и т.п.) в случае победы на выборах кандидата N (политической партии N)?», «Чья победа на выборах наиболее желательна?» и т.п. Аналогично можно рассматривать выбор журналистом (редакцией) «провоцирующих» тем для интервью (например, интервью с губернатором области, посвященное теме текущей избирательной кампании по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области и расстановке политических сил на этих выборах);

явная неадекватность освещения какого-либо события (предвыборного меро­приятия того или иного кандидата, избирательного объединения) информационному поводу. Это может проявляться как в чрезмерном освещении незначительного события, так и в замалчивании информации о явно вызывающем общественный интерес событии. При этом, однако, необходимо учитывать, были ли представители организаций, осуществляющих выпуск СМИ, своевременно уведомлены о соответствующем предвыборном мероприятии;

систематичность (в нескольких номерах периодического печатного издания, нескольких выпусках теле- или радиопередачи) и тенденциозность (с устойчивым преобладанием позитивных или же негативных оценок) освещения конкретной, имеющей непосредственное отношение к избирательным кампаниям кандидатов, избирательных объединений, темы одним автором (скорее – агитационная цель автора, хотя не исключена и цель редакции). Иной вариант – явно тенденциозная компиляция материалов разных авторов, посвященных конкретной, имеющей непосредственное отношение к избирательным кампаниям кандидатов, избирательных объединений, теме (скорее – агитационная цель редакции, хотя не исключена и цель отдельных авторов);

систематическое описание на протяжении длительного времени (но в рамках избирательной кампании) возможных последствий дальнейшего «нахождения у власти» определенного лица или политической силы или «прихода к власти» иного лица, иной политической силы;

чрезмерно частое появление в печати или эфире посвященной выборам (точнее – избирательным кампаниям кандидатов, избирательных объединений) аналитики, появление специальных (явно «под выборы») информационно-аналитических программ (на которые, как отмечалось выше, не распространяются требования к информационным программам в сфере информирования избирателей, что и может быть использовано с агитационной целью) 1 .

3. Содержание и правила применения основных методов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума раскрыты в статьях 50–54 комментируемого Федерального закона. Вместе с тем федеральный законодатель предусматривает возможность наличия иных, кроме указанных в подпунктах «а»–«в» комментируемого пункта, методов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и указывает, что они допускаются, если не запрещены законом. В частности, в качестве отдельного метода можно выделить проведение агитации с использованием сети «Интернет». В любом случае при применении этих методов должны соблюдаться общие правила агитации, установленные комментируемым Федеральным законом.

4. Комментируемый пункт возлагает на кандидатов, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума ответственность за содержание, формы и методы своей агитации. Указанное требование корреспондирует требованиям пункта 5 комментируемой статьи об оплате расходов на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума исключительно из средств избирательных фондов, фондов референдума, указывает на возможность применения мер ответственности к кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума в порядке, установленном подпунктом «к» пункта 24, подпунктом «и» пункта 25, подпунктом «в» пункта 26 статьи 38, подпунктом «д» пункта 7, подпунктом «д» пункта 8 статьи 76 комментируемого Федерального закона. Право кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума привлекать к предвыборной агитации иных лиц реализуется в форме назначения доверенных лиц, заключения договоров на проведение предвыборной агитации с гражданами и юридическими лицами.

Ограничение для кандидата, политической партии свободы выбора содержания агитационного материала, распространяемого на телевидении, предусмотрено пунктом 5 2 статьи 56 комментируемого Федерального закона, введенным Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ.

________________
1 См.: С.В. Большаков, А.Г. Головин. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации // М. Весь Мир. 2006. С. 92–93; в решении Большого жюри Союза журналистов России от 19 ноября 1999 года были предложены следующие критерии квалификации соответствующей деятельности в качестве агитационной, которые, на наш взгляд, служат признаками наличия в деятельности представителя СМИ агитационной цели: 1) в выпусках аналитической программы допускалось смешение информации и комментария, а также отождествление мнений и версий с установленными фактами; 2) выпуск в эфир компрометирующей информации без принятия должных мер к ее проверке с обращением к объекту критики; 3) несоблюдение требования качественно равного изложения позиций обвинения и защиты; 4) проведение информационной кампании по целенаправленной дискредитации граждан и организаций; 5) несоблюдение международной Декларации принципов поведения журналистов, обязывающих оперировать только фактами, которые установлены журналистом лично, использовать только достойные методы получения информации и делать все возможное для исправления любой опубликованной информации в случае, если установлено, что она наносит урон искажением истины. – См.: Федотов М.А. СМИ в избирательной кампании: нормы и практика // СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году // М.: 2000. С. 23–31.

5. В комментируемом пункте закреплен один из основополагающих принципов проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: если проведение агитации влечет расходы, то эти расходы оплачиваются из избирательного фонда, фонда референдума. Данное требование корреспондирует требованиям пунктов 5 и 6 статьи 59 комментируемого Федерального закона. Оплата расходов на агитацию за кандидата, избирательное объединение (т.е. и за список кандидатов) может производиться только из избирательного фонда данного кандидата, избирательного объединения, вместе с тем нельзя считать нарушением данного требования оплату агитации за кандидата из избирательного фонда выдвинувшего его избирательного объединения и оплату агитации за избирательное объединение из избирательного фонда выдвинутого им кандидата, поскольку в данном случае агитация за кандидата означает и агитацию за избирательное объединение и наоборот. Если же агитация проводится против какого-либо кандидата (кандидатов), списка (списков) кандидатов, то конкретизация, из какого избирательного фонда она оплачивается, не требуется.

Исключение из правила комментируемого пункта 5 содержится в положении пункта 6 статьи 59 комментируемого Федерального закона о том, что избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

С учетом возможности совмещения дней голосования на разных выборах следует особо отметить, что оплата агитационных материалов в поддержку либо против какого-либо избирательного объединения, кандидата из избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов на других выборах, кандидата, выдвинутого на других выборах, является нарушением требований комментируемой нормы. Ответственность за это нарушение предусмотрена частью 1 статьи 141 1 УК РФ, статьями 5.18, 5.20 КоАП РФ. Вместе с тем положения комментируемого пункта не препятствуют выпуску кандидатами агитационных печатных и иных материалов, оплаченных совместно несколькими кандидатами (как на одних и тех же выборах, так и на выборах разного вида и уровня) из своих избирательных фондов (в долях, соответствующих объему агитации за каждого из них).

Конституционно-правовой смысл комментируемой нормы выявлен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области» 1 , в котором, в частности, указывается, что граждане Российской Федерации, будучи носителями активного и пассивного избирательного права (статья 32, часть 2, Конституции Российской Федерации) и одновременно выступая субъектами права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4, Конституции Российской Федерации), не могут рассматриваться лишь как объект информационного воздействия. Исключение для граждан возможности проводить предвыборную агитацию или отсутствие надлежащих законодательных гарантий ее реализации означали бы, по существу, отказ в праве реально повлиять на ход избирательного процесса, который в этом случае сводился бы лишь к факту голосования (пункт 2.2 мотивировочной части).

________________
1 СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.

Граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами. При наличии согласия кандидата, избирательного объединения граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в рамках, предоставляемых кандидату, избирательному объединению эфирного времени и печатной площади, а также создавать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, при том что соответствующие финансовые затраты производятся исключительно за счет средств избирательного фонда. Что касается участия граждан в финансировании предвыборной агитации, то оно заключается в праве вносить в избирательные фонды добровольные пожертвования, предельные размеры которых устанавливаются законом (пункты 5 и 10 статьи 58) (пункт 3 мотивировочной части). Указанным постановлением были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения комментируемого пункта 5 статьи 48 и статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59 комментируемого Федерального закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов 1 .

________________
1 Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации положения комментируемого пункта во взаимосвязи с положениями статьи 58 комментируемого Федерального закона, как предполагающие запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств, были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 29 (части 1 и 4) и 55 (часть 3) // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4968; при этом Конституционный Суд Российской Федерации связал это решение с тем, что федеральный законодатель, признав право граждан на проведение предвыборной агитации против всех кандидатов, не предусмотрел специальное нормативное обеспечение данного права, прежде всего в части, касающейся возможности использования для ее финансирования иных, помимо избирательных фондов, средств, в результате чего поставил граждан в ситуацию недопустимой неопределенности относительно правил правомерного участия в избирательном процессе. Поскольку Федеральным законом от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ отменена сама возможность внесения в избирательный бюллетень строки «Против всех кандидатов», следовательно, отменена и возможность проводить указанную агитацию. Таким образом на настоящий момент указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации учтена в законодательстве Российской Федерации о выборах.

6. В комментируемом пункте запрещается любое привлечение лиц, которые не достигнут 18 лет на день голосования, к агитационной деятельности: к распространению призывов голосовать за или против кандидата в устных выступлениях, в печати и в теле- или радиоэфире, во время массовых мероприятий; к участию в действиях, организационно и технически обеспечивающих агитационные мероприятия, в частности, к распространению листовок, агитационной символики (в том числе опосредованной, если, например, агитационный материал вручается школьнику вместе с учебниками, тетрадями и т.п.). В агитационных материалах не должно содержаться изображение лица, не достигшего возраста 18 лет (если только это лицо не относится к членам семьи кандидата – подпункт «д» пункта 9 комментируемой статьи). Учитывая, что согласно пункту 1 статьи 49 комментируемого Федерального закона период, в который разрешается проводить агитацию по вопросам референдума, начинается до того, как будет определена дата голосования на референдуме, определять круг лиц, которые не достигнут 18 лет на день голосования, следует исходя из установленных законом минимальных сроков инициирования и назначения референдума. Ответственность за нарушение нормы установлена в статье 5.11 КоАП РФ, при этом субъектами правонарушения являются лица, которые привлекли к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут 18 лет на день голосования.

7. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» содержал запрет на проведение предвыборной агитации для членов избирательных комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления. В комментируемом Федеральном законе содержание этого запрета уточнено, а список лиц, на которых данный запрет распространяется, расширен. Норма содержит запрет не только на проведение агитации, но и на выпуск агитационных материалов. Применительно к организациям, перечисленным в комментируемом пункте, это означает запрет на изготовление (в том числе на коммерческой основе) агитационных материалов, а для лиц и организаций, которые в силу закона вправе издавать официальные документы, также и требование отсутствия признаков предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в издаваемых официальных документах.

В подпункте «а» комментируемого пункта содержится запрет на агитационную деятельность для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Содержание этих понятий раскрывается в подпунктах 47–49 статьи 2 комментируемого Федерального закона и ограничивается в основном упоминанием органов, формируемых (избираемых) непосредственно гражданами. Однако круг органов государственной власти, закрепленный в Конституции Российской Федерации, значительно шире. Обратим внимание, что в указанных подпунктах статьи 2 комментируемого Федерального закона упоминаются выборные должностные лица, а правовой режим проведения ими агитации установлен в подпункте «б» комментируемого пункта и в пункте 8 комментируемой статьи. Рассматриваемый запрет распространяется на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (на законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы государственной власти, органы местного самоуправления). Кроме того, запрет касается и других государственных органов, например, Центрального Банка Российской Федерации, Счетной палаты Федерального Собрания Российской Федерации, ЦИК России, ИКСРФ и т.д.

В подпункте «б» комментируемого пункта содержится запрет на проведение агитации для некоторых категорий граждан Российской Федерации. Вместе с тем данный запрет не является абсолютным, поскольку распространяется только на периоды, когда указанные в подпункте «б» комментируемого пункта лица исполняют должностные или служебные обязанности. Это означает, что данные лица не могут, например, подписывать агитационные материалы с указанием своей должности, выступать с агитационными призывами в случае, когда они приглашены на то или иное мероприятие (или проводят рабочее, служебное мероприятие) в качестве должностного лица. Кроме того, если эти лица не выполняют в момент проведения агитации должностные (служебные) обязанности, они не вправе использовать преимущества должностного или служебного положения, под которым следует понимать действия, указанные в пункте 5 статьи 40 комментируемого Федерального закона. Данные уточнения не касаются членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе. Указанные лица замещают государственные (муниципальные) должности, однако специальный запрет, установленный подпунктом «д» комментируемого пункта, исключает возможность проведения агитации указанными лицами даже в свободное от исполнения должностных (служебных) обязанностей время.

Понятие «государственная должность» содержится в статье 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» 1 , из которой следует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации – это лица, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации – это лица, замещающие должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Под государственными должностями следует понимать, в частности, должности, перечисленные в сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 2 . Аналогичные перечни относительно государственных должностей субъектов Российской Федерации содержатся в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Государственным служащим, согласно статей 2, 5–7, 8 и 10 вышеназванного Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ является федеральный государственный служащий (на должности федеральной государственной гражданской службы, воинской должности или должности правоохранительной службы) или государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации.

Согласно статей 1 и 2 Федерального закона от 8 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» 3 муниципальные должности подразделяются на: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. При этом под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Статья 8 указанного Федерального закона устанавливает, что муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Смотрите так же:  Занижение налоговой базы по налогу на прибыль судебная практика

________________
1 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
2 Российская газета. 1995. 17 янв.
3 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224.

Для лиц, замещающих государственные должности или выборные муниципальные должности, в пункте 8 комментируемой статьи установлен особый режим проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, а в пункте 8 1 – особый режим агитации по вопросам референдума.

Список лиц, которым запрещено проводить агитацию при исполнении должностных обязанностей или с использованием преимуществ должностного положения Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, дополнен руководителями негосударственных организаций, что обусловлено изменениями в пунктах 4 и 5 статьи 40 комментируемого Федерального закона.

Под указанными в подпункте «в» комментируемого пункта воинскими частями, военными организациями и учреждениями следует понимать, исходя из положений статьи 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» 1 и статьи 6 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 2 , воинские части, корабли, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Подпункт «г» комментируемого пункта запрещает проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний.

Согласно статье 6 Федерального закона от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 3 благотворительной является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных указанным Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Согласно статье 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 4 религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

________________
1 СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1. Ч. I. Ст. 6.
2 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
3 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
4 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; 2003. № 50. Ст. 4855.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Статьей 8 указанного Федерального закона установлено, что религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Запрет указанным организациям проводить агитацию означает в том числе запрет проводить такую агитацию лицам, официально их представляющим. Согласно статье 16 указанного Федерального закона:

религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);

богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях;

религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;

командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях;

в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Согласно пункту 3 статьи 7 указанного Федерального закона право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии имеют также религиозные группы. При совершении указанных обрядов и церемоний запрещено проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума любым членам и участникам религиозных организаций, религиозных групп.

Запрет для избирательных комиссий, комиссий референдума, членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, установленный подпунктом «д» комментируемого пункта, не содержит каких-либо оговорок, связанных со временем исполнения обязанностей членом комиссии или рабочим временем. В случае приостановления полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (см. пункт 7 статьи 29) запрет не применяется. Не распространяется запрет и на членов комиссий с правом совещательного голоса.

Согласно подпункту «е» комментируемого пункта запрещается проводить агитацию:

иностранным гражданам, лицам без гражданства. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации» иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Запрет на проведение агитации не распространяется на иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории муниципального образования в Российской Федерации, в случае, указанном в пункте 10 статьи 4 комментируемого Федерального закона, т.е. при его участии на основании международного договора в выборах в органы местного самоуправления, в местных референдумах (см. также комментарий к пункту 10 статьи 4);

иностранным юридическим лицам, которыми являются юридические лица, созданные (учрежденные) в соответствии с законодательством иностранных государств (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации 1 , а также статья 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 2 ). Следует обратить внимание на то, что иностранные юридические лица не имеют права выпускать, т.е. изготавливать агитационные материалы. Соответственно кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума не вправе заключать договор об изготовлении указанных материалов с иностранным юридическим лицом.

Перечень, содержащийся в комментируемом пункте, Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ дополнен международными организациями и международными общественными движениями. Согласно статье 47 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство. Организации, отделения или филиалы и представительства международных общественных объединений создаются и осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. Запрет, установленный комментируемой нормой, распространяется на общественные объединения, созданные в форме организаций и движений (статьи 7–9 указанного Федерального закона).

________________
1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
2 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

Установленный в подпункте «ж» комментируемого пункта запрет на проведение агитации, распространение агитационных материалов для представителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении ими профессиональной деятельности обусловлен тем, что выполнение организациями, осуществляющими выпуск СМИ, такой социальной функции, как информационное обеспечение выборов и референдумов, в Российской Федерации как демократическом правовом государстве призвано способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Исходя из того, что пользование свободой массовой информации – по смыслу статьи 29 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункта 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах – налагает на организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, особые обязанности и особую ответственность, представители этих организаций, действующих на основе редакционной независимости и вырабатываемых журналистским сообществом норм саморегуляции, т.е. правил профессии и этических принципов, должны занимать этичные и взвешенные позиции и освещать избирательные кампании справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом. Устанавливаемое комментируемым Федеральным законом отграничение информирования избирателей от предвыборной агитации направлено на обеспечение формирования свободного волеизъявления граждан и гласности выборов и отвечает требованиям статей 3 (часть 3), 29 (части 1, 3–5), 32 (части 1–3) Конституции Российской Федерации, поскольку только когда реально гарантированы право на объективную информацию и свобода выражения мнений, выборы могут считаться свободными. Применительно к СМИ свободу выражения мнений нельзя отождествлять со свободой предвыборной агитации, к которой не предъявляются требования объективности. Поэтому в целях защиты права на свободные выборы, являющиеся одной из основ конституционного строя, в том числе в целях обеспечения свободного волеизъявления избирателей, свобода выражения мнений для представителей СМИ, как следует из статей 3 (часть 3), 17 (часть 3), 29 (часть 5), 32 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, может быть ограничена федеральным законом 1 .

Рассматриваемый запрет касается всех представителей организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, в том числе журналистов, ведущих теле-, радиопрограмм, редакторов, обозревателей, корреспондентов и т.п. Журналистом, согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», является лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Указанные в приведенной норме Закона Российской Федерации действия, если в ходе них осуществляется обнародование информации, и являются теми действиями, в процессе осуществления которых применяется указанный в комментируемом пункте запрет. Запрет распространяется и на лиц, не являющихся журналистами, но представляющих организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий. Вместе с тем за пределами осуществления профессиональной деятельности указанные лица вправе проводить предвыборную агитацию на равных с иными гражданами Российской Федерации условиях. Не следует расценивать как нарушение запрета, установленного подпунктом «ж» комментируемого пункта, участие журналиста в качестве ведущего в совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах организаций телерадиовещания кандидатами, избирательными объединениями в рамках предоставленного бесплатного эфирного времени (пункт 4 статьи 51 комментируемого Федерального закона). Перечень, закрепленный в комментируемом пункте, является закрытым, однако, как указывалось в комментарии к пункту 6 комментируемой статьи, комментируемый Федеральный закон фактически содержит запрет на проведение агитации гражданами Российской Федерации, которые на день голосования не достигнут 18 лет.

________________
1 См.: пункт 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П // СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358.

Включенный Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ в комментируемый пункт подпункт «з» следует рассматривать в контексте иных изменений, одновременно внесенных в комментируемый Федеральный закон. По смыслу комментируемой нормы гражданин, регистрация которого в качестве кандидата была отменена в связи с нарушением им положений пункта 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона (подпункт «д» пункта 7 статьи 76 комментируемого Федерального закона), не вправе проводить предвыборную агитацию и в качестве гражданина в ходе данной избирательной кампании.

Административная ответственность за нарушение запретов, установленных комментируемым пунктом, предусмотрена статьей 5.11 КоАП РФ.

8–8 1 . Комментируемый пункт 8 устанавливает дополнительные ограничения в проведении предвыборной агитации для лиц, замещающих государственные должности или выборные муниципальные должности помимо запрета, установленного в подпункте «б» пункта 7 комментируемой статьи. Этот запрет носит абсолютный характер и действует даже в том случае, когда лицо, замещающее какую-либо из указанных должностей, находится не при исполнении должностных обязанностей. Нарушение данного запрета должно влечь административную ответственность в соответствии со статьей 5.11 КоАП РФ. Вместе с тем, если указанное в комментируемом пункте 8 лицо является зарегистрированным кандидатом, оно может проводить предвыборную агитацию на условиях, установленных для всех зарегистрированных кандидатов.

В части вопросов референдума установленный в подпункте «б» пункта 7 комментируемой статьи запрет ослаблен: должностное лицо вправе проводить предвыборную агитацию при исполнении должностных обязанностей, однако в сочетании с запретом на использование преимуществ должностного положения норма сама по себе означает, в частности, возможность выступления указанного лица в законно изготовленных агитационных материалах в качестве должностного лица, т.е. с указанием должности и с упоминанием должностных обязанностей. Данная норма корреспондирует, в частности, части 1 2 статьи 11 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» 1 .

________________
1 СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4916.

9. Норма, содержащаяся в комментируемом пункте, регулирует ситуации, не­однократно встречающиеся в ходе избирательных кампаний: использование авторитета известных лиц в агитационных целях без ведома и согласия данных лиц. Редакция нормы уточнена Федеральным законом от 25 июля 2005 года № 93-ФЗ. Норма касается любых (как положительных, так и отрицательных, а также нейтральных) высказываний, однако запрет не распространяется на случай использования (цитирования) негативных высказываний о кандидате, избирательном объединении, высказанных его «конкурентами», поскольку такое цитирование может быть необходимым для опровержения этих высказываний (подпункт «в» комментируемого пункта). В отношении высказываний физических лиц, не имеющих права проводить предвыборную агитацию (пункты 7 и 8 комментируемой статьи), комментируемый Федеральный закон еще более категоричен: публикация кандидатами, избирательными объединениями их положительных высказываний, сделанных в период избирательной кампании, не допускается. Поскольку запреты в отношении предвыборной агитации, проводимой замещающими государственные и муниципальные должности лицами, содержат ряд оговорок, то аналогично следует применять и данное правило комментируемого пункта. Не может быть опубликовано высказывание, сделанное в период избирательной кампании, если указанное лицо сделало его при исполнении должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Также не может быть опубликовано в СМИ высказывание, сделанное в период избирательной кампании лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность и не являющимся зарегистрированным кандидатом.

Подпункт «г» комментируемого пункта указывает на то, что использование изображения в агитационном материале любого кандидата, выдвинутого на данных выборах, допускается без его согласия. Не требуется представления согласия на публикацию изображений кандидата в кругу близких родственников, каковыми, согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации 1 , являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Нарушение требований комментируемого пункта влечет ответственность кандидата, избирательного объединения по статьям 5.8 и 5.12 КоАП РФ.

____________
1 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

10. Пунктом 4 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» установлено, что при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о выборах. Установленная комментируемым пунктом обязанность политической партии относится к выборам и по мажоритарной, и по пропорциональной избирательным системам. При проведении выборов в органы государственной власти программа должна публиковаться в соответствующем (общероссийском или региональном) государственном периодическом печатном издании, при проведении выборов в органы местного самоуправления – в муниципальном. Данная обязанность распространяется на политические партии и в случаях, когда они не создают своих избирательных фондов (если кандидаты выдвинуты непосредственно). При этом публикация программы оплачивается из избирательного фонда кандидата (из избирательных фондов кандидатов в равных долях). Требование закона может считаться выполненным и если такая публикация будет осуществляться за счет бесплатной печатной площади, выделенной кандидату (если кандидатов несколько – за счет равных частей бесплатной печатной площади, выделенной всем кандидатам, выдвинутым политической партией). Закон может предусмотреть специальное выделение бесплатной печатной площади таким политическим партиям в равных долях (пункт 3 статьи 52 комментируемого Федерального закона). В этом случае платная и бесплатная печатная площадь, выделенная кандидатам, не используется.

Понятия «предвыборная программа политической партии» и «программа политической партии» не являются тождественными. Указанные программы могут не совпадать как по объему, так и по содержанию. В случае невыполнения политической партией установленной обязанности избирательная комиссия вправе вынести этой политической партии предупреждение (пункт 5 1 статьи 20 комментируемого Федерального закона). Кроме того, в отношении политической партии может вынести соответствующее предупреждение, а также принять иные, предусмотренные статьей 39 Федерального закона «О политических партиях» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий – Федеральная регистрационная служба 1 .

________________
1 См.: Положение о Федеральной регистрационной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2004 года № 1315 // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4110.