Федеральный закон о дружине

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ
«Об участии граждан в охране общественного порядка»

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 21 марта 2014 года

Одобрен Советом Федерации 26 марта 2014 года

Президент Российской Федерации

2 апреля 2014 года

Закон на федеральном уровне закрепляет правовые основы сотрудничества полиции и населения.

Предусмотрено 5 основных форм участия граждан в охране общественного порядка. Во-первых, это содействие правоохранительным органам. Оно предполагает участие в охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий, информирование полиции о правонарушениях и угрозах общественному порядку.

Вторая форма — помощь правоохранительным органам в поиске пропавших без вести. Участвовать в ней согласно закону могут только совершеннолетние граждане. Прописаны права и обязанности добровольцев. Власти должны предоставлять им необходимую для поиска пропавших информацию (но только общедоступную).

Третья форма — работа в качестве внештатных сотрудников полиции. В законе установлены требования к таким лицам, определены их полномочия.

Четвертая форма — участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Основными направлениями работы этих объединений являются содействие в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, распространение правовых знаний.

Особое внимание в законе уделено пятой форме — народным дружинам. Прописаны порядок их создания и деятельности, приема в них граждан. Определены полномочия дружинников. В частности, они могут требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния, применять физическую силу (но лишь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости). Дружинникам выдаются удостоверения и форма. Они проходят специальную подготовку.

Прописаны особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ.

Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр.

Предусмотрены правовые и социальные гарантии, а также меры поощрения для внештатных сотрудников полиции и народных дружинников.

Закон прямо запрещает участие граждан в охране общественного порядка, если это заведомо предполагает угрозу их жизни и здоровью.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 2 апреля 2014 г., в «Российской газете» от 4 апреля 2014 г. N 77, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 14 ст. 1536

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 497-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка»

Федеральный закон 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» регламентирует право на добровольную самоорганизацию с целью повышения общей безопасности. Для решения поставленных целей документ предписывает ряд условий и правовых норм. Вместе с ними регламентируются основные принципы для создания общественных формирований, подчеркивается правовой статус народных дружинников, участие граждан в охране порядка во время организуемых мероприятий.

Описание Закона о добровольных дружинах РФ

Федеральный закон 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» принят 21 марта 2014. Структурно он состоит из следующих глав:

  • общие положения документа;
  • формы участия граждан в охране общественного порядка;
  • процедура формирования и принципы деятельности народных дружин;
  • правовая и социальная защита народных дружинников.

Общие положения призваны урегулировать основные вопросы документа:

  • приводится назначение и цель Федерального закона 44 ФЗ об охране общественного порядка;
  • предписывается перечень правовых понятий, используемых в документе;
  • регулируется правовая основа, по которой граждане могут быть допущены к участию в охране общественного порядка;
  • определяются ограничения для соответствующих действий граждан;
  • устанавливаются принципы деятельности федеральных и территориальных органов власти, обеспечивающей исполнение данного закона;
  • регламентируется учет народных дружин и иных объединений по охране общественного порядка посредством ведения специального реестра.

Согласно положениям закона выделяются следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:

  • содействие и взаимодействие с органами внутренних дел, а также иными правоохранительными организациями;
  • участие в поиске лиц, которые числятся пропавшими без вести;
  • внештатное сотрудничество с полицией;
  • постоянное участие граждан в организациях, направленных на обеспечение охраны общественного порядка.

Процедура формирования и деятельность народных дружин определяется следующими положениями ФЗ 44 об охране общественного порядка:

  • принципы создания и организации данных формирований;
  • обеспечение руководства деятельности;
  • процедура и условия приема в народную дружину, а также исключения из нее;
  • подготовка дружинников, их удостоверение и форма;
  • права и обязанности народных дружинников;
  • условия для применения физической силы, а также ее пределы в различных ситуациях;
  • определение ответственности дружинников;
  • условия материально-технического обеспечения народных дружин;
  • взаимодействие с органами внутренних дел и иными правоохранительными организациями;
  • особенности формирования народных дружин из числа участников казачьих формирований, внесенных в государственный реестр;
  • обеспечение надзора и контроля над деятельностью дружинников и их организаций.

В правовую и социальную защиту дружинников и внештатных сотрудников полиции включаются положения о гарантиях их обеспечения. Учитывается материальное стимулирование, а также льготы и компенсации.

В заключительные положения документа включаются предписания о приведении соответствующих законодательных актов в актуальное состояние с Законом о народных добровольных дружинах. Указывается дата вступления документа в силу – спустя 90 дней с момента опубликования.

Скачать 44 ФЗ о народных дружинах

Скачать Федеральный закон 44 ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» можно тут. Документ предлагается в редакции, актуальной на 2017 год. Текст может использоваться правозащитниками для изучения правовых норм. Также документ будет полезен и для граждан, заинтересованных в вопросах охраны общественного порядка и добровольного участия в ней.

Последние изменения, внесенные в ФЗ 44

Федеральный закон 44 ФЗ об охране общественного порядка был принят относительно недавно и актуальной базы для внесения изменений еще не собрал. К таковой следует отнести примеры деятельности, регламент, правовые нарушения, судебную практику. Также учитываются комментарии и заключения экспертов, специалистов и правозащитников.

Для внесения изменений требуется практическая база применения закона. Именно его наглядное действие выявляет недочеты и разногласия в толковании. Для внесения изменений в Закон о добровольном участии в защите общества практической базы пока недостаточно. Именно поэтому следует обратиться к предлагаемым комментариям.

Разъяснения к законоположению создают теоретическую основу для толкования и углубленного изучения. Вместе с практикой использования, комментарии формируют в дальнейшем базу для внесения изменений. Скачать постатейные комментарии к Закону 44 ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» можно здесь.

НазадПубликации

Правовые вопросы участия граждан в охране общественного порядка

Выступая недавно на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, где были подведены итоги работы МВД за прошлый год и определены задачи на будущее, Президент России Владимир Путин, в частности, сказал, что для обеспечения безопасности граждан в общественных местах надо в полной мере использовать помощь общественности. «Законодательная основа для этого сформирована, и уже сейчас полиции помогают нести службу около 200 тысяч народных дружинников и казаков», – подчеркнул глава государства.

Действительно, два года назад вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Очевидно, что это было необходимо, поскольку статьей 49 принятого в 1995 году Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» были признаны утратившими силу все ранее действовавшие нормативные правовые акты об имевшихся на тот момент формах участия граждан в охране общественного порядка – народных дружинах, общественных пунктах охраны порядка, советах по профилактике правонарушений и другие. В то же время опыт деятельности правоохранительных органов в нашей стране, практика крупнейших демократических стран мира показывает, что без широкой поддержки законопослушного населения, его активного содействия одним правоохранительным органам невозможно эффективно бороться с преступностью, обеспечить надлежащий уровень общественной безопасности и правопорядка.

Многие общественные формирования, в частности народные дружины, несмотря на отсутствие федерального законодательства, продолжали существовать и эффективно действовать на основе законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления.

Отсутствие федерального закона не давало возможности определить единые по всей стране требования к организационно-правовым формам, порядку создания и организации деятельности общественных формирований правоохранительной направленности, прежде всего, самой массовой и активной их формы – народных дружин, их взаимодействия с государственными и правоохранительными органами. На федеральном уровне было необходимо установить правовой статус народного дружинника, гарантии его правовой защиты, меры стимулирования и социальные компенсации в связи с участием в охране общественного порядка.

Федеральный закон определил организационно-правовую форму народных дружин как общественных объединений, установил правовой статус народного дружинника – его обязанности, права и ответственность в связи с участием в охране общественного порядка, установил административно-правовую ответственность граждан за противодействие законной дея­тельности народного дружинника. Кроме того, субъектам Российской Федерации, в том числе городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу, предоставлено право своим законодательным актом определять территорию деятельности, структуру народных дружин, создавать органы управления (координирующие органы) – штабы народных дружин, выделять бюджетные средства на их материально-техническое обеспечение, устанавливать дополнительные меры социальной защиты и материального стимулирования дружинников.

Смотрите так же:  Реквизиты госпошлина за загранпаспорт тюмень

Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на несовершенство отдельных норм закона, порождаемые ими проблемы правовой неопределенности, некоторые оставшиеся не­урегулированными аспекты участия граждан в охране общественного порядка.

Опираясь на опыт деятельности Московской городской народной дружины, постараюсь дать комментарии к отдельным, с нашей точки зрения, наиболее сложным нормам принятого Федерального закона, предложить пути их реализации в правоприменительной практике, а также дальнейшего совершенствования закона через законодательно принимаемые изменения и дополнения.

1. Определяя в ст. 2, 8–11 различные формы индивидуального и коллективного участия граждан в охране общественного порядка, законодатель в полном объеме не уточнил, в каких именно конкретных формах могут быть допущены к этой деятельности те или иные формирования.

Так, в соответствии с п. 2 и 3 ч. 1 ст. 8, любой гражданин Российской Федерации может «участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов», а в охране общественного порядка «при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий» – даже «по приглашению их организаторов».

Ч. 2, 3, 7 ст. 11 такие же права по участию в охране общественного порядка предоставлены общественным объединениям правоохранительной направленности. Эти положения могут вызвать недоумение, поскольку, в соответствии с определением ч. 4 ст. 2 Федерального закона, такие общественные объединения не имеют фиксированного членства, то есть для реализации этой функции они фактически могут привлекать не прошедших какого-либо отбора и подготовки людей «с улицы». Мы считаем, что такая практика очень опасна!

По нашему мнению, право активного участия во взаимодействии с полицией в мероприятиях по охране общественного порядка, пресечению правонарушений, обеспечению общественной без­опасности на массовых мероприятиях может быть предоставлено только формированиям граждан, для которых Федеральным законом установлен особый правовой статус, повышенная ответственность, необходимость прохождения обучения, специальные ограничения на членство и дисциплинарные требования – народным дружинам и внештатным сотрудникам полиции. Все другие общественные формирования и отдельные граждане могут участвовать только в информировании полиции о готовящихся, совершенных или совершаемых правонарушениях, правовой пропаганде и воспитательной профилактической работе с отдельными категориями населения.

2. Ст. 12 Федерального закона предусмотрено создание народных дружин в организационно-правовой форме общественной организации – общественного объединения с фиксированным членством в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон «Об общественных объединениях»).

Правоохранительная деятельность является одной из важнейших государственных функций и должна вестись под непосредственным руководством и строжайшим контролем со стороны государственных, в частности, правоохранительных органов.

В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, функции обеспечения законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью возложены на Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, прежде всего Министерство внутренних дел. Граждане и их объединения, в том числе народные дружины, могут лишь оказывать в этой сфере содействие государственным органам и органам местного самоуправления.

Однако ряд норм Федерального закона «Об общественных объединениях» существенно ограничивает государственное влияние на их деятельность. В частности, ст. 3 упомянутого Федерального закона гласит: «Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов».

Ст. 15 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливается, что общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об общественных объединениях» не допускается какое-либо вмешательство государства в их деятельность, а ст. 19 содержит прямой запрет на учреждение общественных объединений органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, применение для правовой регламентации народных дружин нормы ст. 12 рассматриваемого нами Федерального закона № 44-ФЗ совместно с общими нормами Федерального закона «Об общественных объединениях» не предусматривает эффективных механизмов осуществления уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления руководства и контроля за деятельностью граждан и их объединений в сфере охраны общественного порядка, в частности народных дружин.

В соответствии с Федеральным законом установлен практически «заявительный» порядок создания народных дружин: органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления отстранены от принятия решений по вопросам создания народных дружин и руководства их деятельностью.

Органы МВД лишь осуществляют ведение регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, а также формальный контроль за ними, поскольку оснований и механизма прекращения их деятельности и исключения из реестра в случаях грубого нарушения законодательства законом не предусмотрено.

Вместе с тем, в Федеральном законе «Об общественных объединениях» содержится норма ст. 51, которая позволяет успешно разрешить отмеченные противоречия, если определить организационно-правовую форму народных дружин как государственно-общественных объединений, т.е. общественных объединений особого рода, созданных и осуществляющих свою деятельность при участии государства. По этому пути, не противоречащему, а уточняющему Федеральный закон, пошел московский законодатель.

В столице правовое регулирование деятельности Московской городской народной дружины осуществляет Закон города Москвы от 26 июня 2002 года № 36 «О Московской городской народной дружине» с изменениями, принятыми Законом города Москвы от 7 октября 2015 года № 57. Действующим городским законом определены создание и деятельность на всей территории города Москвы единой Московской городской народной дружины в предусмотренной ст. 51 Федерального закона «Об общественных объединениях» организационно-правовой форме государственно-общественного объединения. Возможность создания единой Московской городской народной дружины, действующей на всей территории города, прямо предусмотрена ч. 2 ст. 12 Федерального закона.

23-летняя практика деятельности Московской городской народной дружины показывает, что такая организационно-правовая форма позволяет обеспечить эффективную организацию и государственное управление деятельностью граждан по охране общественного порядка со стороны определенных Конституцией субъектов этой деятельности – органов исполнительной власти и правоохранительных органов. В соответствии со ст. 13 Федерального закона, Законом города Москвы № 36 предусмотрено создание координирующего органа – Московского городского штаба народной дружины, в организационно-правовой форме государственного казенного учреждения, создаваемого Правительством Москвы. Это учреждение, помимо функций управления и координации деятельности дружины с государственными и правоохранительными органами, осуществляет предусмотренные законодательством государственные функции по организации приема граждан в народную дружину и учету дружинников, обеспечения установленных законом социальных гарантий с соблюдением требований законодательства «О персональных данных».

И что очень важно, эта форма эффективна для обеспечения приобретения и содержания необходимого для деятельности дружины имущества, получения бюджетного финансирования и материально-технического обес­печения деятельности дружины в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон города Москвы от 26 июня 2002 года № 36 «О Московской городской народной дружине» был проанализирован на предмет соответствия требованиям Федерального закона специалистами Главного управления Министерства юстиции по городу Москве, правовых управлений Московской городской Думы и Правительства Москвы. Никаких существенных несоответствий и противоречий федеральному законодательству в нормах городского закона выявлено не было, отдельные уточнения внесены упомянутым уже Законом города Москвы от 7 октября 2015 года № 57.

И тем не менее, когда встал вопрос о подготовке во исполнение федерального и городского законов новой редакции нормативных правовых актов Правительства Москвы, в частности Положения о Московской городской народной дружине, мы столкнулись с серьезными затруднениями. Некоторые нормы Федерального закона установлены слишком жестко и императивно, некоторыми оторванными от практической деятельности юристами-теоретиками закон понимается слишком буквально, а его буквальная реализация, как показывают приведенные мной доводы, ведет к ослаблению роли государства в руководстве народными дружинами, невозможности бюджетного финансирования дружин и содержания профессионального аппарата управления их деятельностью, что в конечном итоге приводит к неспособности таких дружин выполнять стоящие перед ними задачи.

Мы провели анализ принятых во исполнение Федерального закона № 44-ФЗ законодательных актов субъектов Российской Федерации. Выяснилось, что, несмотря на их наименования «Об участии граждан в охране общественного порядка», «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка» и т.п., подавляющее большинство этих законов регламентируют деятельность исключительно народных дружин, устанавливают правовые и социальные гарантии дружинников. Это неудивительно. Из всех имеющихся форм участия граждан в охране общественного порядка только народные дружины как самая массовая, организованная и эффективная форма нуждается в специальной правовой регламентации.

3. По нашему мнению, следует ужесточить требования к гражданам, принимаемым в народную дружину.

Так, согласно п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона в народную дружину не могут быть приняты граждане, «подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующему дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения». Однако, как свидетельствует административная практика, административное наказание за нарушение антиалкогольного законодательства и даже за мелкое хулиганство зачастую налагается решением начальника органа внутренних дел. Таким образом, гражданин, систематически нарушающий антиалкогольное законодательство, в соответствии с Федеральным законом, может вступить в народную дружину, если административные взыскания не были наложены на него судом.

Отсутствует в Федеральном законе и норма о необходимости постоянной или временной на длительный срок регистрации гражданина по месту жительства в регионе деятельности дружины, что, на наш взгляд, неправильно.

4. Нормы ст. 19 Федерального закона, устанавливающей общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы, существенно ограничивают права народных дружинников по сравнению с правами обычных граждан на применение физической силы в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление, предусмотренными ст. 37 и 38 УК РФ. Кроме того, установленный ч. 7 ст. 19 запрет на применение физической силы в отношении отдельных категорий граждан следовало бы дополнить словами «с причинением вреда здоровью», в противном случае практически любые действия народного дружинника по административному принуждению правонарушителя (задержание, конвоирование), в том числе в рамках помощи сотруднику полиции, могут рассматриваться как нарушение закона.

Смотрите так же:  Возврат деталей каско

5. Законом не предоставлено право народным дружинникам самим (в отсутствие сотрудника правоохранительных органов) осуществлять действия по пресечению преступлений и административных правонарушений, доставлению правонарушителей в правоохранительные органы, с применением в необходимых случаях физической силы, в том числе и к лицам, совершившим административные правонарушения (но без причинения вреда здоровью). Это особенно существенно в условиях реформирования полиции, когда даже в Москве и других крупных городах существенно сокращены подразделения патрульно-постовой службы полиции, а в сельской местности вообще на несколько населенных пунктов в ряде случаев полиция представлена только одним участковым уполномоченным.

Кроме того, в соответствии с нормами закона дружинник наделяется определенными правами и полномочиями только «при участии в охране общественного порядка» (т.е. на дежурстве). В ситуации, когда он сталкивается с очевидным нарушением общественного порядка вне пределов своего дежурства, он имеет правовой статус обычного гражданина и не вправе, например, потребовать прекращения правонарушения, принять меры к доставлению правонарушителя в органы полиции. Более того, в случае неповиновения законному требованию народного дружинника правонарушитель не будет нести предусмотренной законом повышенной ответственности.

6. По нашему мнению, в существенном развитии, дополнении и конкретизации нуждаются нормы ст. 21 «Материально-техническое обеспечение народных дружин».

В ч. 1 ст. 21 источником финансирования на эти цели определены «добровольные пожертвования и иные средства, не запрещенные законодательством Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», к таким средствам могут быть отнесены отдельные государственные гранты, а также членские взносы, что в данном случае, на наш взгляд, совершенно недопустимо. Мы привлекаем граждан к участию в решении государственных задач по охране общественного порядка и не вправе требовать от них финансирования этой деятельности из собственного кармана. Полагаем, что Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации должно быть предусмотрено прямое государственное финансирование деятельности народных дружин, содержание их профессионального аппарата управления.

7. В части обеспечения правовой защиты народных дружинников одновременно с принятием рассматриваемого Федерального закона был принят Федеральный закон № 70-ФЗ, установивший административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно. Было бы целесообразно вернуться к практике законодательства советского периода, когда Уголовный кодекс РСФСР включал целый блок статей, предусматривающих уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство народного дружинника, причем по правовой защите народный дружинник был приравнен к сотруднику милиции.

8. В Федеральном законе нормы, устанавливающие гарантии социальной защиты народных дружинников, и меры их материального стимулирования определены в самом общем виде.

Поскольку финансирование этих мер предполагается осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, конкретизация этих норм, превращение их из деклараций в реальные меры и гарантии, определение конкретных механизмов их предоставления должны быть регламентированы соответствующими законодательными актами субъектов Российской Федерации применительно к местным условиям и возможностям.

Например, в Москве эффективной формой стимулирования граждан к участию в деятельности Московской городской народной дружины является предоставление дружинникам (и не только на период дежурства) бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта. В других регионах, в сельской местности, где проблема бесплатного проезда не столь актуальна, в качестве стимулирующей меры установлено предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Вместе с тем, меры социальной защиты народных дружинников, установленные законами субъектов Российской Федерации, разительно отличаются. Например, если в Камчатском крае в случае гибели дружинника при исполнении обязанностей по охране общественного порядка его семье предусмотрена выплата в 50 тысяч рублей, в Астраханской и Костромской областях – 100 тысяч рублей, то в Ямало-Ненецком автономном округе – 3 миллиона рублей, в Калмыкии и Бурятии – 1 миллион рублей, в Республике Марий Эл – в сумме 5-летнего денежного довольствия участкового уполномоченного полиции, в Нижегородской области – 5-летнего должностного оклада участкового уполномоченного. Понятно, что у регионов разные возможности, но цена человеческой жизни не должна так различаться.

Закон о Народной Дружине

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЕ

Список изменяющих документов
(в ред. законов г. Москвы от 17.11.2004 N 73,
от 30.01.2008 N 2, от 17.10.2012 N 49, от 07.10.2015 N 57)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и принципы деятельности Московской городской народной дружины, определяет ее организационную структуру и систему управления, обязанности, права и ответственность народных дружинников, а также гарантии их правовой и социальной защиты.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Московская городская народная дружина

1. Московская городская народная дружина — государственно-общественное объединение, которое создается в целях оказания содействия органам государственной власти города Москвы и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и состоит из граждан Российской Федерации, принятых в ее состав в установленном порядке.

2. В Московской городской народной дружине не допускается создание и деятельность структур политических партий или движений.

Запрещается деятельность Московской городской народной дружины в интересах отдельных политических партий и движений.

Статья 2. Правовая основа и принципы деятельности Московской городской народной дружины

1. Правовую основу деятельности Московской городской народной дружины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты города Москвы.

2. Деятельность Московской городской народной дружины основывается на принципах законности, гуманизма, добровольности, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 3. Основные задачи Московской городской народной дружины

1. Основными задачами Московской городской народной дружины являются:

а) содействие органам государственной власти города Москвы и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, а также по поиску лиц, пропавших без вести;

б) участие в мероприятиях по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

в) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

2. Формы и методы деятельности Московской городской народной дружины по выполнению стоящих перед ней задач определяются Положением о Московской городской народной дружине (далее — Положение), утверждаемым Правительством Москвы.

3. Московская городская народная дружина решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с администрациями и трудовыми коллективами организаций, органами территориального общественного самоуправления, общественными объединениями и жителями города Москвы.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ

Статья 5. Структура Московской городской народной дружины

1. Московская городская народная дружина строится в соответствии с территориальным делением города Москвы и состоит из Московского городского штаба народной дружины и территориальных подразделений.

2. Территориальными подразделениями Московской городской народной дружины являются народные дружины районов и поселений города Москвы, которые объединяются в народные дружины административных округов.

Статья 6. Координация деятельности Московской городской народной дружины

1. Координацию деятельности Московской городской народной дружины осуществляет Московский городской штаб народной дружины, созданный Правительством Москвы.

2. Московский городской штаб народной дружины возглавляет начальник Московского городского штаба народной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Мэра Москвы.

Статья 8. Прием в Московскую городскую народную дружину и исключение из нее

1. В Московскую городскую народную дружину принимаются в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народной дружины, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.

2. Гражданин, изъявивший желание быть принятым в Московскую городскую народную дружину, приобретает статус народного дружинника после прохождения испытательного срока продолжительностью до трех месяцев.

3. Порядок приема в Московскую городскую народную дружину, отчисления из ее состава и прохождения испытательного срока определяется Положением.

4. В Московской городской народной дружине не могут состоять граждане:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

в) ранее осужденные за умышленные преступления;

г) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

д) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

е) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

ж) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

з) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в Московскую городскую народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

и) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

5. Народные дружинники исключаются из Московской городской народной дружины в следующих случаях:

а) на основании личного заявления народного дружинника;

б) при наступлении обстоятельств, указанных в части 4 настоящей статьи;

в) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

г) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава Московской городской народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

д) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

Смотрите так же:  Приказ 477н от 16.07.2007

Статья 8.1. Удостоверение народного дружинника и символика Московской городской народной дружины

1. Гражданину, принятому в Московскую городскую народную дружину, выдается удостоверение народного дружинника установленного образца (приложение 1 к настоящему Закону), подтверждающее его правовой статус.

2. Оформление и выдачу удостоверений народного дружинника, централизованный учет народных дружинников осуществляет Московский городской штаб народной дружины.

3. Бланки удостоверений народного дружинника являются документами строгой отчетности. Удостоверение народного дружинника выдается на текущий календарный год.

4. Удостоверение народного дружинника подлежит изъятию у гражданина в случае его исключения из Московской городской народной дружины.

5. Московская городская народная дружина имеет символику, к которой относятся эмблема Московской городской народной дружины и нарукавная повязка народного дружинника. Образцы и описания эмблемы Московской городской народной дружины и нарукавной повязки народного дружинника утверждаются настоящим Законом (приложения 2 и 3 к настоящему Закону соответственно).

6. Не допускается использование удостоверения народного дружинника или символики Московской городской народной дружины во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ

Статья 9. Обязанности народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

а) знать и соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка, соблюдать права, свободы и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, не допускать их необоснованного ограничения, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;

б) оказывать в пределах предоставленных ему полномочий представителям органов государственной власти города Москвы, правоохранительных органов в случае их обращения содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений, а также выполнять требования уполномоченных сотрудников правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

в) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

г) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в правоохранительные органы;

д) разъяснять гражданам, в том числе правонарушителям, причины и основания применяемых к ним в целях охраны общественного порядка мер по временному ограничению их прав и свобод и возникающее в связи с этим у граждан право на обжалование этих действий;

е) не разглашать оперативную и иную конфиденциальную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;

ж) соблюдать установленные в народной дружине дисциплину и нормы выходов на дежурства, при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке, выполнять распоряжения и указания руководителей народной дружины, а при нахождении на дежурстве — старшего наряда дружинников;

з) иметь при себе удостоверение народного дружинника, нарукавную повязку народного дружинника. При обращении к гражданам или должностным лицам народный дружинник обязан представиться и предъявить удостоверение народного дружинника;

и) постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень своей специальной и физической подготовки;

к) выполнять иные требования, установленные федеральным законодательством.

3. Народные дружинники выполняют возложенные на них обязанности в свободное от основной работы время на безвозмездной основе. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Статья 10. Права народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

а) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений;

б) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в сфере охраны общественного порядка, в том числе:

в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;

в доставлении в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в правоохранительные органы, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших правонарушения;

в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, осуществляемом в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

по обеспечению охраны места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам правоохранительных органов;

в) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством;

д) участвовать по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведении карантинных мероприятий, проведении массовых мероприятий;

ж) пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с правоохранительными органами или штабом народной дружины телефонами, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности;

з) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральным законодательством.

2. Народные дружинники Московской городской народной дружины имеют право на бесплатный проезд при предъявлении удостоверения дружинника всеми видами городского общественного транспорта (кроме такси) в пределах города Москвы.

Статья 11. Ответственность народных дружинников

1. За противоправные действие или бездействие народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством.

3. Лицо, полагающее, что действия народного дружинника привели к неправомерному ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в соответствующий орган исполнительной власти, штаб народной дружины или в суд.

Глава 4. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ

Статья 12. Гарантии правовой защиты народных дружинников

1. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей находится под защитой государства. Его законные требования о прекращении правонарушений обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

2. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и не может быть ограничен требованиями уставов и иными решениями политических партий, общественных объединений и движений.

3. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дружинника, кроме лиц, уполномоченных на это федеральным законодательством и настоящим Законом. Никто не имеет право принуждать народного дружинника исполнять обязанности, которые не возложены на него настоящим Законом.

При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом.

4. Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника, а равно насилие в отношении дружинника или угроза его применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Гарантии социальной защиты народных дружинников

Гарантии социальной защиты народных дружинников устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 14. Меры поощрения и взыскания

1. Для поощрения народных дружинников органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления в пределах своих полномочий могут применять различные меры морального и материального поощрения.

2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации и наградами города Москвы.

3. Меры поощрения народных дружинников, применяемые Московским городским штабом народной дружины, а также меры взыскания, основания и порядок их применения устанавливаются Положением.

Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ДРУЖИН

Статья 15. Финансирование Московской городской народной дружины

1. Финансирование Московской городской народной дружины осуществляется из бюджета города Москвы, а также за счет средств организаций, общественных объединений и иных поступлений, не противоречащих законодательству.

2. Указанные средства направляются на финансирование расходов по содержанию и ремонту помещений, на приобретение или аренду необходимого автотранспорта, оборудования и индивидуальных средств защиты, организацию правового и специального обучения, обеспечение социальных гарантий народных дружинников, оказание материальной помощи, изготовление или приобретение символики, атрибутики и документации Московской городской народной дружины и другие расходы, необходимые для обеспечения ее деятельности.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Московским городским штабом народной дружины производится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Выплата денежного содержания работникам аппарата Московского городского штаба народной дружины осуществляется исключительно из средств бюджета города Москвы, выделяемых на содержание Московской городской народной дружины.

Статья 16. Материально-техническое обеспечение деятельности Московской городской народной дружины

1. Материально-техническое обеспечение деятельности Московской городской народной дружины осуществляется за счет средств, выделяемых на ее финансирование.

2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают Московский городской штаб народной дружины, народные дружины территориальных единиц города Москвы необходимыми помещениями, оборудованием и средствами связи в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Здания, строения и помещения, предоставляемые народным дружинам, передаются Московскому городскому штабу народной дружины в оперативное управление или безвозмездное пользование и не подлежат изъятию без предоставления равнозначного помещения.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.